7.25-30 Почему Бог скрывает себя от одних и являет себя другим
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:14 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:00 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:32 Глава седьмая. Знание Абсолюта.
00:01:37 śrī-bhagavān uvāca
mayy āsakta-manāḥ pārtha
yogaṁ yuñjan mad-āśrayaḥ
asaṁśayaṁ samagraṁ māṁ
yathā jñāsyasi tac chṛṇu
00:01:55 jñānaṁ te ’haṁ sa-vijñānam
idaṁ vakṣyāmy aśeṣataḥ
yaj jñātvā neha bhūyo ’nyaj
jñātavyam avaśiṣyate
00:02:09 manuṣyāṇāṁ sahasreṣu
kaścid yatati siddhaye
yatatām api siddhānāṁ
kaścin māṁ vetti tattvataḥ
Текст 25
00:02:49 Текст 25.
nāhaṁ prakāśaḥ sarvasya
yoga-māyā-samāvṛtaḥ
mūḍho ’yaṁ nābhijānāti
loko mām ajam avyayam
00:02:53 Всевышний Господь сказал: «Я никогда не являю себя глупцам и невеждам, Я вечно скрыт от них Своей внутренней силой йогамайей, поэтому они не знают Меня – нерождённого и непорешимого.»
00:03:25 Комментарий: Можно задать вопрос: «Почему Кришна, во время Своего пребывания на Земле был видим каждому, а сейчас Он не являет Себя всем?». В действительности Кришна никогда не являл Себя всем. Когда Он присутствовал на Земле, лишь немногие люди были способны понять, что Он – Верховная Личность Бога.
00:03:52 На собрании Кауравов, когда Шишупала выступил против избрания Кришны главной собрания, Бхишма встал на сторону Кришны и провозгласил Его Всевышним Господом. Пандавы и ещё несколько человек знали, что Он – Всевышний Господь, но это не было известно всем. Он не открыл Себя неверующим и обыкновенным людям. Поэтому в «Гите», Кришна говорит, что все люди, за исключением Его чистых преданных, считают Его подобным себе.
00:04:31 Лишь своим преданным, Он явил Себя в качестве источника всех наслаждений. Однако, для других неразумных, непреданных, Он оставался скрытым Своей внутренней энергией. В молитвах царицы Кунти в «Шримад Бхагаватам» (1.8.19) говорится, что Господь скрыт завесой йога-майи, поэтому обычные люди не в состоянии постичь Его.
00:05:00 Об этой завесе йога-маей, также говорится в «Шри Ишопанишад» (Мантра 15), где преданный взывает в Господу: «О мой Господь, на Тебе покоится вся вселенная, преданное служение Тебе – это высший религиозный принцип, поэтому я молю Тебя, чтобы ты поддержал также и меня. Твоя трансцендентная форма покрыта йога-майей, брахмаджьоти – это покрытие Твоей внутренней силы, будь милостив, устрани это ослепительное сияние, которое не даёт мне увидеть Твою вечную форму знания и блаженства».
00:05:45 Верховная Личность Господа в Своей трансцендентной форме знания и блаженства покрыт внутренней энергией брахмаджьоти, и в следствии этого неразумные имперсоналисты не могут увидеть Всевышнего.
00:06:03 В «Шримад Бхагаватам» (10.14.7) также приводится молитва Брахмы: «О Верховная Личность Господа, о Высшая Душа, о Владыка всех тайн, кто может измерить Твоё могущество и оценить Твои игры в этом мире? Твоя внутренняя сила постоянно возрастает и поэтому никто неспособен постичь Тебя. Образованные учёные могут исследовать атомную структуру материального мира или даже планеты, но всё равно им не измерить Твою энергию и могущество, не смотря на то, что Ты предстаёшь перед ними Сам».
00:06:47 Верховная Личность Господа Кришна не только не рождён, но Он также авйайа – то есть неисчерпаем. Его вечная форма – это знание и блаженство и все Его энергии неисчерпаемы.
Текст 26
00:07:23 Текст 26.
vedāhaṁ samatītāni
vartamānāni cārjuna
bhaviṣyāṇi ca bhūtāni
māṁ tu veda na kaścana
00:07:27 «О Арджуна, будучи Верховной Личностью Бога, Мне ведомо всё, что было в прошлом, всё что происходит в настоящем и всё что произойдёт в будущем. Я также знаю все живые существа, но Меня не знает никто.»
00:07:58 Комментарий: Здесь ясно излагается вопрос о личностном и безличностном аспектах. Если бы Кришна – форма Верховной Личности Бога являлся майей или имел бы материальную природу, как считают имперсоналисты, то Он, подобно обычному живому существу, должен был бы менять своё тело, забывая всё о своей прошлой жизни.
00:08:26 Любое существо, имеющее материальное тело, не может помнить свою прошлую жизнь, не может предсказать будущую жизнь и последствия настоящей, то есть оно не способно знать о событиях прошлого, настоящего и будущего. Не освободившись от материального загрязнения, нельзя узнать прошлое, настоящее и будущее.
00:08:53 В отличии от обычного человека, Господь Кришна ясно говорит, что обладает полным знанием и прошлого и настоящего и будущего. Из 4 главы мы видели, что Господь Кришна помнит, как миллионы лет назад Он учил Вивасвана – бога Солнца. Кришна знает каждое живое существо, поскольку Он пребывает в сердце каждого в форме Параматмы, тем не менее, не смотря на Его присутствие в сердце каждого и Его существование, как Верховной Личности Бога, неразумные люди даже, если они способны осознать имперсонального Брахмана, не могут постичь Господа Кришну, как Высшую Личность. Безусловно трансцендентное тело Господа Кришны нетленно. Он подобен Солнцу, а майя подобна облаку.
00:09:52 В материальном мире мы видим, что существуют – Солнце, облака, различные звёзды и планеты. Облака могут на некоторое время скрыть Солнце, звёзды и планеты от наших несовершенных глаз, но в действительности – облака их не закрывают. Точно так же майя не способна закрыть Всевышнего Господа. Благодаря Своей внутренней силе, Он делается недоступным для восприятия неразумных людей.
00:10:24 Как сказано в третьем стихе этой главы, среди многих миллионов людей некоторые стремятся к совершенству в этой человеческой форме жизни. А среди многих тысяч таких совершенных людей едва ли найдётся хоть один, способный понять истинную природу Господа Кришны. Даже тот, кто поднялся на высокую ступень совершенства, постигнув безличный Брахман или локализованную Параматму, не может познать Верховную Личность Господа Кришну, если он не находится в Сознании Кришны.
Текст 27
00:11:19 Текст 27.
icchā-dveṣa-samutthena
dvandva-mohena bhārata
sarva-bhūtāni sammohaṁ
sarge yānti paran-tapa
00:11:22 «О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа рождены в иллюзии, будучи не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева.»
00:11:45 Комментарий: Естественным изначальным положением живого существа является его подчинение Всевышнему Господу. Это является чистым знанием. Когда живое существо оказывается в заблуждении, отделяющим его от этого чистого знания, оно попадает под власть иллюзорной энергии и становится неспособным постичь Верховную Личность Господа. Иллюзорная энергия проявляется в двойственности желаний и гнева. В следствии желаний и гнева невежественный человек хочет стать единым со Всевышним и завидует положению Кришны, как Верховной Личности Бога.
00:12:31 Чистые преданные, не обманутые и не загрязнённые желанием и ненавистью, могут понять, что Господь Кришна являет Себя посредством Своих внутренних энергий. Те же, кого эта двойственность и невежество вводит в заблуждение, полагают, будто Верховная Личность Бога – это порождение материальных энергий. В этом их несчастье.
00:12:59 Характерно, что жизнь таких заблуждающихся людей проходит в двойственности чести и бесчестия, счастья и страдания, мужского и женского, хорошего и плохого, удовольствия и боли. Они полагают – это моя жена, это мой дом, я хозяин этого дома, я муж своей жены. Такова двойственность присущая заблуждению. Тот, кто сбит с толку подобной двойственностью, лишается разума и поэтому не может постичь Верховную Личность Господа.
Текст 28
00:13:57 Текст 28.
yeṣāṁ tv anta-gataṁ pāpaṁ
janānāṁ puṇya-karmaṇām
te dvandva-moha-nirmuktā
bhajante māṁ dṛḍha-vratāḥ
00:14:00 «Те, кто совершали благочестивые поступки в прошлой и в этой жизни и полностью прекратили греховные действия, освобождаются от двойственности заблуждений и с решимостью посвящают себя служению Мне.»
00:14:27 Комментарий: В этом стихе говорится о тех, кто достойны подняться до трансцендентного уровня. Для грешников, атеистов, глупцов и обманщиков, очень трудно преодолеть двойственность связанную с желанием и ненавистью. Лишь человек, который жил, придерживаясь регулирующих принципов религии, поступал благочестиво и преодолел кармические последствия, может принять преданное служение и постепенно достичь чистого знания о Верховной Личности Бога. Тогда с течением времени, он может погрузиться в транс, размышляя о Верховной Личности. Таков процесс достижения духовного уровня. Этот духовный рост возможен в общении с чистыми преданными, которые могут освободить человека от иллюзии.
00:15:28 В «Шримад Бхагаватам» (5.5.2) говорится, что тот, кто истинно желает освобождения должен служить преданным Господа, но тот, кто общается с материалистически настроенными людьми, идёт по пути ведущем в самую тёмную область невежества.
00:15:47 Все преданные слуги Господа проходят по этой планете лишь для того, чтобы вывести обусловленные души из тьмы неведения. Имперсоналисты не знают, что, забывая о своём естественном положении подчинения Всевышнему Господу, они грубо нарушают законы Бога. Не восстановив своё естественное положение, живое существо не может постичь Высшую Личность или полностью посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу.
Текст 29
00:16:44 Текст 29.
jarā-maraṇa-mokṣāya
mām āśritya yatanti ye
te brahma tad viduḥ kṛtsnam
adhyātmaṁ karma cākhilam
00:16:47 «Разумные люди, стремящиеся к освобождению от старости и смерти, обретают Мою защиту, путём преданного служения, они уже достигли Брахмана, ибо познали всё, что касается трансцендентной деятельности.»
00:17:14 Комментарий: Рождение, смерть, старость и болезни влияют на материальное тело. Но они не затрагивают тела духовного, которое не подвержено ни рождению, ни болезни, ни старости, ни смерти. Поэтому тот, кто обретает духовное тело, становится одним из освобождённых спутников Верховной Личности Господа и посвящает себя вечному преданному служению.
00:17:45 Ahaṁ brahmāsmi : «Я есть дух». Живое существо должно понимать, что оно есть Брахман, то есть душа. Такое представление о жизни также является преданным служением, как говорится в этом стихе. Чистые преданные пребывают на трансцендентном уровне Брахмана и знают, всё что касается трансцендентной деятельности.
00:18:14 Преданные, не достигшие пока чистоты подразделяются на 4 категории. Служа Господу на трансцендентном уровне, они достигают желаемого и, милостью Господа, обретя полное Сознание Кришны, могут фактически наслаждаться духовным общением со Всевышним. Однако, тот, кто поклоняется полубогам, никогда не достигнет Всевышнего Господа на Его высшей планете.
00:18:43 Даже менее разумные люди, осознавшие Брахман, не могут достичь высшей планеты Кришны, называемой – Голока-Вриндавана. Только те, кто действуют в Сознании Кришны, действительно достойны называться Брахманом, ибо они стремятся достичь высшей планеты Господа Кришны. Такие люди не имеют сомнений относительно Кришны и поэтому они действительно достигли Брахмана. Те, кто поклоняются арче или форме Господа, или же те, кто занимаются мысленным созерцанием Господа, ради освобождения от материальных оков, по Его милости также достигают Брахмана, как то объясняет Господь в следующей главе.
Текст 30
00:19:54 Текст 30.
sādhibhūtādhidaivaṁ māṁ
sādhiyajñaṁ ca ye viduḥ
prayāṇa-kāle ’pi ca māṁ
te vidur yukta-cetasaḥ
00:19:56 «Те, кто знают Меня Всевышнего Господа, как движущий принцип материального проявления, владыку всех полубогов и жертвоприношений, могут понять и познать Меня, как Верховную Личность Бога, даже в момент смерти.»
00:20:26 Комментарий: Люди, действующие в Сознании Кришны, никогда не отклоняются с пути полного осознания Верховной Личности Бога. Благодаря трансцендентному процессу Сознания Кришны, человек может понять, каким образом Всевышний Господь выступает в роли движущего принципа материального проявления и даже полубогов. Постепенно в процессе этого трансцендентного общения обретается твёрдая вера в Верховную Личность Господа и, во время смерти, такой человек, обладающий Сознанием Кришны, не может забыть Его. Естественно, что он поднимается на планету Всевышнего Господа – Голоку-Вриндавана.
Вывод седьмой главы Бхагавад гиты
00:21:15 В этой главе объясняется, каким образом можно обрести полное Сознание Кришны. Началом Сознания Кришны служит общение с людьми, которые уже обладают им. Такое общение имеет духовную природу и ставит человека в непосредственное соприкосновение со Всевышним Господом, и по Его милости, человек получает возможность понять, что Кришна – есть Всевышний Господь. В то же время человек может постичь истинное положение живого существа и то, каким образом это существо забывает о Кришне и оказывается скованным материальной деятельностью.
00:22:00 С постепенным развитием Сознания Кришны, в благоприятном общении, живое существо может понять, что из-за своей забывчивости по отношению к Кришне, оно попало в это нынешнее положение – обусловленное законами материальной природы. Оно также может узнать, что человеческая форма жизни представляет собой возможность восстановить Сознание Кришны и её следует использовать наилучшим образом, для обретения бескорыстной милость Всевышнего Господа.
00:22:33 В этой главе обсуждались многие темы: человек испытывающий страдание, человек любознательный, человек имеющий материальную нужду, а также знания Брахмана, Параматмы и освобождения от рождения болезни, старости и смерти. Однако тот, кто поистине достиг высокой ступени Сознания Кришны, не хочет следовать этим разным процессам. Он просто посвящает себя, непосредственно деятельности в Сознании Кришны и тем самым на деле достигает своего естественного положения – вечного слуги Господа Кришны.
00:23:17 Пребывая в этом состоянии, он испытывает удовлетворение, слушая и прославляя Всевышнего Господа, служа Ему с чистой преданностью. Он убеждён в том, что, поступая таким образом, он обретёт всё к чему стремится. Эта стойкая вера называется dṛḍha-vrata – это есть начало бхакти-йоги или трансцендентного – любовного служения Господу. Таково суждение всех священных писаний и седьмая глава «Бхагавад Гиты» заключает в себе сущность этого убеждения.
00:23:58 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к седьмой главе «Шримад Бхагавад Гиты», под названием «Знание Абсолюта».
00:24:14 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:24:24 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:24:50 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:25:17 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 01 October 2017