3.1-7 Карма йога

Радио Кришналока - 17 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:20:16 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 1720 | скачано: 1961 | избрано: 30
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:19 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:06 Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya

00:01:37 Глава третья. Карма-йога.

00:01:44 [brithi’io djaiaha]
arjuna uvāca
jyāyasī cet karmaṇas te
matā buddhir janārdana
tat kiṁ karmaṇi ghore māṁ
niyojayasi keśava

00:02:06 vyāmiśreṇeva vākyena
buddhiṁ mohayasīva me
tad ekaṁ vada niścitya
yena śreyo ’ham āpnuyām

00:02:22 śrī-bhagavān uvāca
loke ’smin dvi-vidhā niṣṭhā
purā proktā mayānagha
jñāna-yogena sāṅkhyānāṁ
karma-yogena yoginām

Текст 1

00:03:07 Текст 1.
arjuna uvāca
jyāyasī cet karmaṇas te
matā buddhir janārdana
tat kiṁ karmaṇi ghore māṁ
niyojayasi keśava

00:03:10 Арджуна сказал: «А Джанардана, о Кешава, почему Ты хочешь вовлечь меня в эту страшную войну, если считаешь, что путь разума лучше деятельности ради выгоды?».

00:03:33 Комментарий: В предыдущей главе Верховная Личность Шри Кришна подробно описал природу души, чтобы спасти своего друга Арджуну, тонущего в океане материальных страданий. Он рекомендовал ему следовать путём буддхи-йоги или Сознания Кришны.

00:03:55 Иногда Сознание Кришны неправильно понимают, как некое пассивное состояние, и часто имеющий такое неверное представление удаляется в уединённое место, чтобы воспевая святое имя Господа, в полной мере обрести Сознание Кришны. Но тому, кто ещё не постиг философии Сознания Кришны, не рекомендуется воспевать святое имя в уединённом месте. Так можно приобрести лишь дешёвое преклонение неискушённой публики.

00:04:29 Арджуна также представлял себе Сознание Кришны – буддхи-йогу или развитие духовного знания с помощью разума, как что-то подобное отказу от активной жизни, ради покаяния и аскетизма. Другими словами, он хотел искусно избежать борьбы, используя Сознание Кришны, как оправдание. Но как искренний ученик, он изложил суть дела своему учителю, и спросил Кришну, как ему лучше поступать? В ответ, Кришна подробно разъяснил ему систему карма-йоги или деятельности в Сознании Кришны, о которой говорится здесь в третьей главе.

Текст 2

00:05:31 Текст 2.
vyāmiśreṇeva vākyena
buddhiṁ mohayasīva me
tad ekaṁ vada niścitya
yena śreyo ’ham āpnuyām

00:05:34 «Мой разум смущён твоими двусмысленными наставлениями, поэтому прошу тебя скажи определённо, что для меня наиболее благоприятно?»

00:05:53 Комментарий: В предыдущей главе, являющейся как бы прелюдией к «Бхагавад Гите», описывалось множество различных путей, таких как санкхья-йога, буддхи-йога. Управление с помощью разума, бескорыстная деятельность и положение неофита. Всё это было представлено без особой системы.

00:06:18 Для того, чтобы действовать с пониманием, необходимо иметь описание всей системы. Поэтому Арджуна хотел выяснить эти, кажущиеся запутанными, вопросы, чтобы любой обыкновенный человек мог понять их, не давая ложного толкования. Хотя Кришна не стремился запутать Арджуну, жонглируя словами, но Арджуна не мог постичь процесса Сознания Кришны ни в бездействии, ни в активном служении.

00:06:49 Другими словами, своими вопросами он расчищает путь к Сознанию Кришны, для всех учеников серьёзно желающих понять тайну «Бхагавад Гиты».

Текст 3

00:07:18 Текст 3.
śrī-bhagavān uvāca
loke ’smin dvi-vidhā niṣṭhā
purā proktā mayānagha
jñāna-yogena sāṅkhyānāṁ
karma-yogena yoginām

00:07:21 Бог Верховная Личность сказал: «О безгрешный Арджуна, Я уже объяснял тебе, что есть два класса людей, пытающихся познать сущность: некоторые склонны делать это с помощью эмпирических философских рассуждений, а другие путём преданного служения».

00:07:52 Комментарий: Во второй главе Господь описал два разных пути. А именно путь санкхья-йоги и путь карма-йоги или буддхи-йоги. В этом стихе Господь объясняет тоже самое более подробно. Санкхья-йога или аналитическое познание природы духа и материи – есть предмет изучения для людей склонных понимать вещи через экспериментальное познание и философствование. Люди другого рода действуют в Сознании Кришны.

00:08:30 Господь объясняет, что действуя по принципам буддхи-йоги, или Сознания Кришны, человек освобождается из цепей кармы. Более того, этот процесс не имеет недостатков. Буддхи-йога означает, что человек всецело зависит от Всевышнего Господа Кришны и таким образом ему очень легко контролировать чувства.

00:08:56 Итак, обе эти системы йоги находятся во взаимной зависимости, как религия и философия. Религия без философии простая сентиментальность, а нередко и фанатизм. В то время, как философия без религии – это не что иное, как умственные спекуляции.

00:09:17 Конечной целью является Верховная Личность Бога – Кришна, поскольку философы искренне ведущие поиски Абсолютной Истины, в конце концов также приходят к оCознания Кришны. Это также утверждается в «Бхагавад Гите».

00:09:37 В целом процесс представляет собой понимание реального положения своей истинной сущности по отношению к Верховной Сущности. Обходной путь философских рассуждений может со временем привести к Сознанию Кришны. Другой же путь заключается в непосредственном осознании Кришны, как Верховной Личности Бога.

00:10:01 Путь Сознания Кришны более совершенен, поскольку он не зависит от очищения чувств, с помощью философских размышлений. Путь преданного служения нетрудный и возвышенный сам по себе представляет процесс очищения.

Текст 4

00:10:33 Текст 4.
na karmaṇām anārambhān
naiṣkarmyaṁ puruṣo ’śnute
na ca sannyasanād eva
siddhiṁ samadhigacchati

00:10:37 «Невозможно освободиться от кармических реакций простым отказом от деятельности, и одним лишь отречением нельзя достичь совершенства.»

00:10:55 Комментарий: Образ жизни в отречении может быть принят человеком прошедшим процесс очищения, который состоит в выполнении предписанных обязанностей, для того и установленных, чтобы очистить сердца, материалистически настроенных людей.

00:11:16 Не пройдя через очищение, человек не может достигнуть успеха просто перейдя в четвёртую стадию жизни – саньясу. По мнению философов эмпириков просто приняв саньясу или отказавшись от материальной кармической деятельности возможно сразу же уподобиться Нараяне, но Господь Кришна не одобряет этот принцип. Без очищения сердца, саньяса является лишь нарушением общественного устройства.

00:11:49 С другой стороны, если кто-нибудь посвящает себя трансцендентному служению Господу – буддхи-йоге, то даже если он не выполняет своих материальных обязанностей, то сколько бы он не продвинулся на этом пути всё будет принято Господом и поможет человеку преодолеть величайшие трудности.

Текст 5

00:12:26 Текст 5.
na hi kaścit kṣaṇam api
jātu tiṣṭhaty akarma-kṛt
kāryate hy avaśaḥ karma
sarvaḥ prakṛti-jair guṇaiḥ

00:12:30 «Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, приобретёнными от гун материальной природы. Поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение».

00:12:51 Комментарий: Постоянная активность обусловлена природой души а не тем, что она воплотилась в теле. В отсутствии души материальное тело не может двигаться. Тело – всего лишь механизм, управляемый душой, которая постоянно активна и не может остановиться даже на мгновение.

00:13:15 Поэтому душа должна быть занята полезной деятельностью в Сознании Кришны, а иначе все её действия будут продиктованы иллюзорной энергией. В контакте с материальной энергией, душа попадает под влияние гун природы, и чтобы очистить душу от таких материальных привязанностей необходимо выполнять обязанности, предписанные в Ведах.

00:13:42 Но если душа занята своей естественной деятельностью в Сознании Кришны, то что бы она не сделала всё будет ей на благо. В «Шримад Бхагаватам» говорится: «Если человек принимает Сознание Кришны, то даже не следуя предписанным обязанностям или не выполняя преданное служение нужным образом, он не удержится на должном уровне, то это не будет для него потерей. Но если он даже выполняет все предписания для очищения, то какую пользу это принесёт без оCознания Кришны?».

00:14:23 Итак, процесс очищения необходим для достижения уровня Сознания Кришны. Таким образом саньяса, как любой процесс очищения должен помочь в достижении конечной цели – Сознания Кришны, без которой ничто не имеет смысла.

Текст 6

00:15:00 Текст 6.
karmendriyāṇi saṁyamya
ya āste manasā smaran
indriyārthān vimūḍhātmā
mithyācāraḥ sa ucyate

00:15:03 «Тот кто удерживает свои органы чувств от действий, но чей ум покоится на объектах чувств несомненно обманывает сам себя и зовётся притворщиком».

00:15:23 Комментарий: Существует много притворщиков, которые отказываются действовать в Сознании Кришны, устраивая представления из медитаций. В то время как в действительности их ум остаётся на уровне чувственных наслаждений. Такие притворщики могут рассуждать на сухие философские темы, чтобы произвести впечатление на своих неискушённых слушателей и такие люди, в этом стихе, называются величайшими обманщиками.

00:15:56 Руководствуясь лишь стремлением к удовлетворению чувств человек может заниматься деятельностью, соответствующей любому социальному положению. Но если он следует правилам и предписаниям своего статуса, то его существование постепенно очищается.

00:16:14 Тот же кто разыгрывает из себя йога и в то же время ищет объекты для удовлетворения чувств называется величайшим обманщиком, даже если он и рассуждает о философии. Его знания не представляют никакой цены, так как результаты этого знания отбирает иллюзорная энергия. Ум такого притворщика не чист и поэтому его показная медитация не имеет никакой цены.

Текст 7

00:17:00 Текст 7.
yas tv indriyāṇi manasā
niyamyārabhate ’rjuna
karmendriyaiḥ karma-yogam
asaktaḥ sa viśiṣyate

00:17:03 «Гораздо выше тот, кто искренне пытается контролировать органы чувств и занимает их в преданном служении, без материальных привязанностей».

00:17:20 Комментарий: Вместо того, чтобы становиться псевдотрансценденталистом, ради бессмысленной жизни и чувственных наслаждений, гораздо лучше заниматься своим собственным делом и достичь цели жизни, состоящей в освобождении из материального плена и достижения царства Бога.

00:17:42 Главная цель в жизни каждого – это достижение Господа Вишну. Весь институт Варна и Ашрама – предназначен для того, чтобы помочь в достижении этой цели. Для достижения самоосознания человек должен вести регулярный образ жизни, как это предписано в Ведах и продолжать выполнять своё дело без материальных привязанностей. Таким образом духовно развиваясь.

00:18:12 Тот кто искренне следует этим путём, гораздо выше лгуна притворщика, который усвоил дешёвую показную духовность и тем самым обманывает неискушённую публику. Тот кто с искренним чувством подметает улицы, гораздо выше какого-нибудь шарлатана, который занимается медитацией, ради приобретения средств к существованию.

00:18:44 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:18:54 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:19:20 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 August 2017