2.26-30 Кришна о проявленном и непроявленном

Радио Кришналока - 17 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:18:51 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 1683 | скачано: 1905 | избрано: 27
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:00 Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya

00:01:31 Глава вторая. Обзор Бхагавад Гиты.

00:01:38 [brithi’io djaiaha]
sañjaya uvāca
taṁ tathā kṛpayāviṣṭam
aśru-pūrṇākulekṣaṇam
viṣīdantam idaṁ vākyam
uvāca madhusūdanaḥ

00:01:58 śrī-bhagavān uvāca
kutas tvā kaśmalam idaṁ
viṣame samupasthitam
anārya-juṣṭam asvargyam
akīrti-karam arjuna

00:02:14 klaibyaṁ mā sma gamaḥ pārtha
naitat tvayy upapadyate
kṣudraṁ hṛdaya-daurbalyaṁ
tyaktvottiṣṭha paran-tapa

Текст 26

00:02:49 Текст 26
atha cainaṁ nitya-jātaṁ
nityaṁ vā manyase mṛtam
tathāpi tvaṁ mahā-bāho
nainaṁ śocitum arhasi

00:02:53 Всевышний Господь сказал: «Если ты однако полагаешь, что душа постоянно рождается и умирает навеки, у тебя всё нет причин для скорби, о могучий Арджуна»

00:03:15 Комментарий: Существует определённый разряд философов близких к буддистам, которые не верят в существование души вне тела. Известно, что в те времена, когда Господь Кришна поведал «Бхагавад Гиту» такие философы также существовали и были известны, как локаятики и вайбхашики.

00:03:42 Эти философы утверждали, что признаки жизни, то есть душа, проявляются при достаточно высоком развитии некоторого сочетания материальных элементов. Современные учёные и философы материалисты придерживаются тех же взглядов. По их мнению, тело является сочетанием химических элементов и на определённой стадии, в результате взаимодействия этих химических элементов развиваются признаки жизни.

00:04:14 Антропология основывается на этой же философии. В настоящее время многие псевдорелигии, входящие в моду на западе и буддистские секты, отрицающие преданное служение Господу, также обращаются к этой философии.

00:04:38 Даже если бы Арджуна не верил бы в существование души, что соответствовало бы философии, как вайбхашика, всё равно у него бы не было причин для скорби. Стоит ли горевать об утрате кучки химических веществ и из-за этого отказываться от исполнения долга?

00:04:56 В современном обществе, ради победы над врагом затрачиваются тонны химических веществ. Согласно философии вайбхашика, так называемая душа, или атма погибает вместе с телом, то есть в любом случае, принимает ли Арджуна утверждение Вед о существовании индивидуальной души или нет, у него не было причин для скорби.

00:05:21 Согласно этой теории, поскольку множество живых существ рождается из материи ежеминутно, и каждую минуту многие из них погибают, стоит ли печалиться о таких пустяках. Если душе не суждено возродиться, то Арджуне нечего было бояться отрицательных последствий убийства деда и учителя.

00:05:44 Кришна язвительно называет Арджуну – маха-баху, о могучий, поскольку Сам Господь не признаёт теорию вайбхашика, противоречащую Ведической мудрости. Поэтому как кшатрий, Арджуна должен был следовать принципам Ведической культуры.

Текст 27

00:06:14 Текст 27
jātasya hi dhruvo mṛtyur
dhruvaṁ janma mṛtasya ca
tasmād aparihārye ’rthe
na tvaṁ śocitum arhasi

00:06:18 Для того, кто родился смерть неизбежна, а после смерти неизбежно рождение. Поэтому, исполняя свой долг, ты не должен иметь никаких сожалений.

00:06:38 Комментарий: Деятельность человека определяет условия его рождения в следующей жизни и с окончанием одного периода деятельности он умирает, чтобы родиться вновь для другого. Таким образом человек вращается в круговороте рождений и смерти, не обретая освобождения. Однако этот цикл рождения и смерти не поощряет ненужного убийства, существования боен или войны. В то же время воины в человеческом обществе бывают необходимы для поддержания закона и порядка.

00:07:21 Битва на поле Курукшетра, будучи выражением воли Всевышнего, была неизбежной, и долг кшатрия состоял в том, чтобы сражаться за правое дело. Зачем было Арджуне опасаться за смерть родственников и печалиться о них, раз он исполнял свой долг? В данном случае, он не нарушил бы закон и его действия не имели бы тяжёлых последствий, которых он так боялся. Уклоняясь от исполнения долга он всё равно не смог бы предотвратить смерти родственников, а выбор неверной дороги привёл бы его к падению.

Текст 28

00:08:12 Текст 28
avyaktādīni bhūtāni
vyakta-madhyāni bhārata
avyakta-nidhanāny eva
tatra kā paridevanā

00:08:15 Всё сотворённое существует в непроявленном состоянии вначале творения, проявляется в промежуточной стадии и опять уходит в непроявленность после уничтожения вселенной. Так зачем же скорбеть?

00:08:38 Комментарий: В любом случае, верим ли мы в существование души или не верим, у нас нет причин для скорби. Тех, кто не верит в существование души, последователи Ведических принципов называют атеистами. Даже, если мы принимаем атеистическую позицию, у нас всё равно нет причин для скорби.

00:09:04 До сотворения, в отсутствии души, материальные элементы существуют в непроявленном состоянии. Рассмотрим, к примеру, высокий небоскрёб сделанный из элементов земли. При его разрушении проявленное вновь становится непроявленным и в конечной стадии пребывает в виде атомов.

00:09:27 Закон сохранения энергии не нарушается, просто с течением времени, предметы проявляются и уходят вновь в непроявленное. В этом и состоит различие. Таким образом, нет причины скорбеть о чём-либо, раз оно существует в проявленном или в непроявленном состоянии.

00:09:49 Так или иначе ничто не исчезает, даже в непроявленном состоянии. Как в начале, так и в конце, все элементы существуют в непроявленном состоянии и лишь в промежуточной стадии они проявляются. Если мы принимаем утверждения Вед, приведённые в «Бхагавад Гите» и гласящие, что материальные тела погибают с течением времени (антаванта име дехах), но душа вечна (нитйасйоктах шариринах), то мы должны всегда помнить, что тело подобно одежде. К чему печалиться, снимая старую одежду? Пред вечностью души, материальное тело фактически не существует.

00:10:34 Его существование подобно сну. Во сне мы можем представлять, что летаем в небе или, что восседаем в царской колеснице, но пробуждаясь обнаруживаем, что мы вовсе не на небе и не в колеснице. Ведическая мудрость призывает нас к самоосознанию. Поскольку материальное тело не имеет фактического существования. Таким образом в любом случае верит ли человек в существование души или не верит, у него нет причины скорбеть о потере тела.

Текст 29

00:11:17 Текст 29
āścarya-vat paśyati kaścid enam
āścarya-vad vadati tathaiva cānyaḥ
āścarya-vac cainam anyaḥ śṛṇoti
śrutvāpy enaṁ veda na caiva kaścit

00:11:21 Одни взирают на душу, как на чудо, другие говорят о ней, как о чуде, иные слушают о ней, как о чуде, но есть такие, которые даже услышав о ней, всё равно не в состоянии её понять.

00:11:44 Комментарий: «Гитапанишад» в значительной степени основывается на принципах Упанишад. В «Катха-упанишад» (1.2.7) говорится, что «Бесконечно малые души пребывают, как в огромных телах животных и гигантского дерева баньян, так и в телах микроскопических бактерий, миллионы и миллиарды которых занимают всего лишь один дюйм пространства».

00:12:12 Люди со скудными познаниями, а также люди, не умеющие обуздывать свои материальные желания, не могут постичь чудесных свойств индивидуальной духовной искорки, не смотря на то, что это знание преподносится им величайшим авторитетом, который преподал урок даже Брахме, первому живому существу во вселенной.

00:12:36 Из-за своего грубого материалистического представления о природе вещей большинство людей нашего времени не способны вообразить, каким образом столь малая частица может быть столь велика и столь мала. Люди считают душу чудесной, либо в следствии её строения либо из-за её внешних свойств.

00:12:59 Введённые в заблуждение материальной энергией, они настолько погрузились в материальные предметы чувственного удовлетворения, что у них почти не осталось времени для самоосознания, хотя, как известно без самоосознания все их действия, в конце концов, приведут их к поражению. Возможно они даже не представляют себе, что можно, размышляя о душе разрешить проблему материальных страданий.

00:13:31 [ -- ]

00:13:52 Иным людям нравится слушать о душе, им даже случается посещать лекции на подобные темы. Это считается благоприятным времяпрепровождением. Однако в следствии общего невежества, они бывают ввергнуты в заблуждение, рассматривая Высшую Душу и индивидуальную душу, как одно целое, не видя разницы в их значимости.

00:14:18 Очень трудно найти человека, который бы в совершенстве понимал положение Высшей Души, индивидуальной души, их соответствующие функции, взаимоотношения и все прочие основные и второстепенные детали. Ещё труднее найти человека, который бы поистине извлёк благо из знания о душе и который был бы способен описать различные аспекты её положения.

00:14:46 Но если так или иначе, кому-то удаётся понять науку о душе, то жизнь его обретает смысл. Самый простой путь понимания науки о своём «Я» - это принятие учения «Бхагавад Гиты», изложенного высшим авторитетом Господом Кришной, без отклонения в другие теории.

00:15:10 Данный путь, тем не менее, предполагает значительную долю жертвенности и аскетизма, либо в этой жизни, либо в предыдущей. Прежде чем человек получит возможность принять Кришну, как Верховную Личность Бога. ОCознание Кришны возможно лишь беспричинной милостью чистого преданного и никак не иначе.

Текст 30

00:15:44 Текст 30.
dehī nityam avadhyo ’yaṁ
dehe sarvasya bhārata
tasmāt sarvāṇi bhūtāni
na tvaṁ śocitum arhasi

00:15:47 О потомок Бхараты, тот кто воплощён в этом теле никогда не может быть убитым, поэтому не стоит горевать ни об одном создании.

00:16:05 Комментарий: Этим высказыванием, Господь завершает раздел Своего обучения, посвящённый неизменности души. Описывая бессмертную душу в её различных аспектах, Господь Кришна устанавливает, что душа вечна и что тело временно. Поэтому Арджуне, как кшатрию не следует уклоняться от исполнения своего долга и страха перед тем, что его дед и учитель Бхишма и Дрона могут погибнуть в бою.

00:16:40 Полагаясь на авторитет Кришны, мы должны поверить в существование души, отличной от материального тела и не считать, что признаки жизни – это результат взаимодействия химических элементов, проявляющийся на определённой стадии развития материи.

00:16:59 Однако, хотя душа и бессмертна, насилие не поощряется, лишь когда в нём есть действительная необходимость, например, в военное время, насилие может применяться, но не по собственной прихоти, а только с санкции Всевышнего Господа.

00:17:27 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:17:36 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:02 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena
romāñca -kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 August 2017