6.43-47 Бхакти-йога - вершина всех видов йоги
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:16 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:03 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:34 Глава шестая. Дхьяна-йога.
00:01:38 śrī-bhagavān uvāca
anāśritaḥ karma-phalaṁ
kāryaṁ karma karoti yaḥ
sa sannyāsī ca yogī ca
na niragnir na cākriyaḥ
00:01:56 yaṁ sannyāsam iti prāhur
yogaṁ taṁ viddhi pāṇḍava
na hy asannyasta-saṅkalpo
yogī bhavati kaścana
00:02:09 ārurukṣor muner yogaṁ
karma kāraṇam ucyate
yogārūḍhasya tasyaiva
śamaḥ kāraṇam ucyate
Текст 43 - 44
00:02:59 Текст 43 - 44.
tatra taṁ buddhi-saṁyogaṁ
labhate paurva-dehikam
yatate ca tato bhūyaḥ
saṁsiddhau kuru-nandana
pūrvābhyāsena tenaiva
hriyate hy avaśo ’pi saḥ
jijñāsur api yogasya
śabda-brahmātivartate
00:03:03 Всевышний Господь сказал: «Потерпев неудачу, после долгих лет практики йоги, такой человек рождается семье трансценденталистов, несомненно великих в своей мудрости. Благодаря божественному сознанию своей прошлой жизни, он естественно привлекается принципами йоги, даже не ищя их. Такой пытливый трансценденталист всегда стоит выше ритуалов священного писания.»
00:03:50 Комментарий: Йога, достигшего высокой ступени духовного совершенства не привлекают обряды, описанные в Шастрах. Его, естественным образом, интересуют принципы йоги, которые могут возвысить его до полного Сознания Кришны – высшего совершенства йоги. В «Шримад Бхагаватам» (3.33.7) такое пренебрежение Ведическими ритуалами, со стороны продвинутых трансценденталистов, объясняется следующим образом: «Тот, кто повторяет священные имена Всевышнего Господа, достиг высокой ступени духовной жизни, даже если он рождён в семье собакоедов, он несомненно прошёл через все аскезы, совершил все виды жертвоприношений, омылся во всех священных водах и изучил все писания».
00:04:50 Ярким примером, подтверждающим это был Господь Чайтанья, который признал Харидаса Тхакура, одним из своих самых выдающихся учеников. Хотя Харидас Тхакур был рождён в мусульманской семье, Господь Чайтанья возвёл его до положения намачарья, то есть – учителя Святого Имени. Харидас Тхакур строго следовал своему обету, ежедневно повторять 300 тысяч святых имён: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Благодаря тому, что он постоянно повторял святые имена Господа, мы можем заключить, что в своих прошлых рождениях он уже прошёл через все ритуальные действия, описанные в Ведах как Шабда-брахма, поэтому до тех пор, пока человек не очистит своё сознание, он не сможет принять принципы Сознания Кришны и воспевать святые имена Господа.
Текст 45
00:06:17 Текст 45.
prayatnād yatamānas tu
yogī saṁśuddha-kilbiṣaḥ
aneka-janma-saṁsiddhas
tato yāti parāṁ gatim
00:06:20 «И когда йог искренне стремится к дальнейшему совершенству, освободившись ото всех загрязнений, после многих жизней, посвящённых духовной практике, он в конце концов достигает наивысшей цели.»
00:06:48 Комментарий: Человек, рождённый в добропорядочной, аристократической или праведной семье, осознаёт, что он имеет благоприятные условия для занятия йогой. Поэтому он с решимостью, начинает выполнение своей незаконченной задачи и таким образом полностью очищается ото всех материальных загрязнений. В конце концов, он достигает высшего совершенства – Сознания Кришны. Сознание Кришны – это совершенная ступень освобождения ото всех загрязнений. Это подтверждается в «Бхагавад Гите». После того, как человек в течении многих жизней совершал праведные поступки, когда он полностью очистился ото всех загрязнений и иллюзорной двойственности, он посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу.
Текст 46
00:08:02 Текст 46.
tapasvibhyo ’dhiko yogī
jñānibhyo ’pi mato ’dhikaḥ
karmibhyaś cādhiko yogī
tasmād yogī bhavārjuna
00:08:05 «Йог, выше аскета, выше философа эмпирика и выше того, кто стремится к плодам своего труда, поэтому, о Арджуна, при любых обстоятельствах будь йогом.»
00:08:30 Комментарий: Когда мы говорим о процессе йоги, мы имеем ввиду соединение нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Такой процесс называется по разному, в зависимости от различных методов и от тех людей, которые его практикуют. Когда процесс соединения связан с кармической деятельностью, он называется карма-йогой. Когда в его основе лежат эмпирические выводы, он называется гьяна-йогой и когда этот процесс основан на отношениях со Всевышним Господом в любви и преданности он называется бхакти-йогой.
00:09:14 Бхакти-йога или Сознание Кришны – это высшая совершенная ступень всех методов йоги, как это будет объясняться в следующем стихе. Господь здесь подтверждает превосходство йоги, но он не говорит, что она выше бхакти-йоги. Бхакти-йога – это полнота духовного знания, поэтому нет ничего, что могло бы её превзойти. Аскетизм без самопознания несовершенен, эмпирическое же знание, без предания себя Господу, также несовершенно и кармическая деятельность, без Сознания Кришны, просто потеря времени. Поэтому из всех видов йоги, упомянутых здесь, самую большую ценность представляет бхакти-йога и это с ещё большей ясностью объясняется в следующем стихе.
Текст 47
00:10:32 Текст 47.
yoginām api sarveṣāṁ
mad-gatenāntar-ātmanā
śraddhāvān bhajate yo māṁ
sa me yukta-tamo mataḥ
00:10:35 «Из всех же йогов, тот кто всегда пребывает во Мне с великой верой, думает обо Мне и служит с любовью и преданностью, тот наиболее тесно связан со Мною в йоге, и он из всех является наивысшим. Таково Моё мнение.»
00:11:05 Комментарий: Важное значение здесь имеет слово bhajate. Корнем бхаджате является глагол бхадж, который выражает идею служения. Слово поклонение не может быть использовано в том же смысле, что и бхадж. Поклоняться – это значит «боготворить, или «оказывать уважение и почтение достойной личности». Но служение с любовью и верой относится именно к Верховной личности Бога. Можно избегать поклонения уважаемым людям или полубогам. Это конечно неучтиво, но нельзя пренебрегать служением Всевышнему и не быть за это сурово наказанным.
00:11:53 Каждое живое существо – это неотъемлемая частичка Верховной Личности и таким образом по самой своей природе оно предназначено для служения Всевышнему. Если этого ему не удаётся, оно падает вниз. В «Шримад Бхагаватам» (11.5.3) это подтверждается следующим образом: «Всякий, кто не несёт служения и пренебрегает своими обязанностями по отношению к изначальному Господу, источнику всех существ, непременно потеряет своё положение». В этом стихе также используется слово бхаджанти. Оно применимо лишь по отношению ко Всевышнему Господу, в то время, как слово поклонение применяется по отношению к полубогам или любому другому живому существу.
00:12:48 В «Бхагавад Гите» (9.11) говорится: «Только глупцы и негодяи насмехаются над Верховной Личностью Господа Шри Кришной, но такие глупцы, берут на себя труд – писать комментарии к «Бхагавад Гите», не имея желания служить Господу, поэтому они не могут понять различие между словами бхаджанти и поклонение».
00:13:36 Бхакти-йога – это вершина всех видов йоги, которые являются лишь средством достижения бхакти. В действительности слово йога – означает бхакти-йога. Все же другие её разделы – это ступени на пути к достижению бхакти.
00:13:55 Длинный путь самореализации начинается с карма-йоги и кончается бхакти-йогой. Карма-йога, без стремления к плодам своего труда, есть начало этого пути. Когда карма-йога дополняется серьёзным знанием и отречением, она достигает уровня, называемого гьяна-йогой. Когда сосредоточенность на Параматме усиливается, посредством различных физических процессов, вместе с концентрацией ума, то гьяна-йога переходит в аштанга-йогу и ступень, на которой человек превосходит уровень аштанга-йоги, и непосредственно приближается к Верховной Личности Господа Кришне, такой уровень называется бхакти-йогой – вершиной системы йоги.
00:14:47 Фактически бхакти-йога – есть конечная цель, но чтобы постичь её досконально, человек должен понять все предшествующие этапы. Прогрессирующий йог, находится таким образом на истинном пути вечной удачи. Тот, кто привязывается к одному из уровней йоги и не двигается дальше, называется соответственно – карма-йогом, гьяна-йогом, раджа-йогом, хатха-йогом и так далее. Если человеку достаточно повезёт и он придёт к бхакти-йоге, то следует понимать, что он уже превзошёл все другие ступени йоги. Поэтому достижение Сознания Кришны – это наивысшая ступень йоги. Подобно этому, когда мы говорим о Гималаях, то имеем ввиду высочайшие в мире горы, самые высокий пик которых – Эверест – есть наивысшая точка в этих горах.
00:15:52 Если человек приходит к Сознанию Кришны путём бхакти-йоги, то это для него большая удача. Идеальный йог, концентрирует своё внимание на Кришне, которого называют Шьямасундара. Своим цветом, Кришна подобен грозовой туче. Его лотосный лик светится, как солнце. Его одежды украшены чудесными драгоценностями и тело Его покрыто гирляндами цветов. Всё вокруг освещается Его ослепительным сиянием, называемым брахмаджьоти. Господь принимает различные воплощения – такие как Рама, Нрисимха, Вараха и наконец Кришна – Верховная Личность Бога.
00:16:40 Он нисходит в облике человеческого существа, как сын Яшоды, под именем Кришны, Говинды или Васудевы. Он – совершенный ребёнок, муж, друг, наставник и Он исполнен всех богатств и трансцендентных качеств. Если человек обладает полным знанием всех этих качеств Господа – он считается высочайшим йогом.
00:17:09 Уровень высшего совершенства в йоге, может быть достигнут только путём бхакти-йоги, что подтверждает вся Ведическая литература. «Только тем великим душам, которые имеют полную веру в Господа и духовного учителя открывается весь смысл Ведического знания» - «Шветашватара-упанишад» (6.23).
00:17:35 Слово бхакти – означает «преданное служение Господу», свободное от стремления к материальной выгоде, как в этой жизни так и в следующей. Отказавшись от таких наклонностей, ум человека должен быть полностью поглощён Всевышним Господом. Вот некоторые средства достижения бхакти или Сознания Кришны – высшей ступени совершенства йоги.
00:18:06 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к шестой главе «Шримад Бхагавад Гиты», под названием «Дхьяна-йога»
00:18:21 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:18:31 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:18:57 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:19:25 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 26 September 2017