7.1-3 Знание об Абсолюте
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:17 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:03 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:35 Глава седьмая. Знание Абсолюта
00:01:40 śrī-bhagavān uvāca
mayy āsakta-manāḥ pārtha
yogaṁ yuñjan mad-āśrayaḥ
asaṁśayaṁ samagraṁ māṁ
yathā jñāsyasi tac chṛṇu
00:01:58 jñānaṁ te ’haṁ sa-vijñānam
idaṁ vakṣyāmy aśeṣataḥ
yaj jñātvā neha bhūyo ’nyaj
jñātavyam avaśiṣyate
00:02:12 manuṣyāṇāṁ sahasreṣu
kaścid yatati siddhaye
yatatām api siddhānāṁ
kaścin māṁ vetti tattvataḥ
Текст 1
00:03:00 Текст 1.
śrī-bhagavān uvāca
mayy āsakta-manāḥ pārtha
yogaṁ yuñjan mad-āśrayaḥ
asaṁśayaṁ samagraṁ māṁ
yathā jñāsyasi tac chṛṇu
00:03:03 Всевышний Господь сказал: «Выслушай о сын Притхи, как с помощью йоги полностью сознавая Меня и устремив на Меня свой ум, ты сможешь в совершенстве постичь Меня без всякого сомнения.»
00:03:33 Комментарий: В седьмой главе «Бхагавад Гиты» подробно описана природа Сознания Кришны. Кришна обладает всеми богатствами и здесь рассказывается об их проявлениях. В данной главе также описываются четыре вида удачливых людей, которые привлекаются Кришной, а также 4 типа неудачников, никогда не обращающихся к Нему. В первых шести главах «Бхагавад Гиты» давалось описание живого существа, как нематериальной души, способной возвыситься до уровня самореализации, посредством различных видов йоги. В конце шестой главы ясно указывалось, что высшей формой йоги, является постоянное сосредоточение ума на Кришне, иначе говоря Сознание Кришны.
00:04:31 Сосредоточение ума на Кришне позволяет полностью познать Абсолютную Истину, чего нельзя достичь никаким иным путём. Постижение безличного брахмаджьоти или локализованной Параматмы не представляет собой совершенного знания, поскольку оно не полно. Полное и научное знание – это Кришна. И пребывающему в Сознании Кришны открывается всё. Личность, полностью сознающая Кришну, не испытывая никаких сомнений понимает, что Кришна – это высшее знание, а различные виды йоги, являются лишь ступенями на пути к Сознанию Кришны.
00:05:21 Тот, кто непосредственно обращается к Сознанию Кришны, естественным образом полностью постигает и брахмаджьоти и Параматму. Практикуя йогу в Сознании Кришны, человек может постичь всё – Абсолютную Истину, живые существа, материальную природу и их проявления. Поэтому следует начать занятия йогой, согласно указания последнего стиха шестой главы. Сосредоточение ума на Кришне – Всевышнем Господе, оказывается возможным, благодаря предписанному преданному служению, осуществляемому в девяти различных формах, среди которых первый и самый важный является шраванам.
00:06:11 Поэтому Господь говорит Арджуне – «Тач чхрину» - или «слушай Меня». Не существует авторитета выше чем Кришна, поэтому, слушая Его, живое существо получает величайшую возможность для прогресса в Сознании Кришны. Таким образом нужно учиться непосредственно у Кришны или у чистого преданного Кришны, а не у выскачки материалиста, гордящегося академическими познаниями.
00:06:44 В «Шримад Бхагаватам» этот процесс познания Кришны, Верховной Личности Бога, описывается во второй главе первой книги. Там говорится: «Слушать о Кришне из Ведической литературы или посредством «Бхагавад Гиты» внимать Самому Кришне, уже само по себе праведная деятельность. По отношению к тому, кто слушает о Кришне, Всевышний Господь, пребывающий в сердце каждого выступает как добрый друг. Он очищает сердце преданного, постоянно обращающего к Нему свой слух.
00:07:27 Таким образом преданный естественным образом развивает дремлющее в себе трансцендентное знание. По мере слушания о Кришне из «Шримад Бхагаватам» или от других преданных, он утверждается в желании преданно служить Господу. Всё больше и больше отдавая себя преданному служению он освобождается от воздействия гун страсти и невежества, что приводит к ослаблению материального вожделения и корысти».
00:08:00 «Очистившись от этой скверны, ученик неуклонно пребывает в состоянии чистой благости, вдохновляясь преданным служением и обретая совершенное понимание науки о Боге. Таким образом бхакти-йога, разрубает тугой узел материальных привязанностей и позволяет сразу же достичь asaṁśayaṁ samagraṁ, то есть стадии постижения высшей Абсолютной Истины – Верховной Личности Бога». Таким образом, лишь слушая Самого Кришну или Его преданного в Сознании Кришны, человек сможет постичь науку о Боге.
Текст 2
00:09:12 Текст 2.
jñānaṁ te ’haṁ sa-vijñānam
idaṁ vakṣyāmy aśeṣataḥ
yaj jñātvā neha bhūyo ’nyaj
jñātavyam avaśiṣyate
00:09:16 «Теперь Я поведаю тебе всё это знание, как явленное, так и неявленное, познав которое тебе будет нечего больше знать.»
00:09:38 Комментарий: Полное знание включает в себя постижение мира, воспринимаемого материальными чувствами и духа, стоящего за ним, а также источника их обоих. Это есть трансцендентное знание. Господь пожелал изложить вышеупомянутую систему знания Арджуне, ибо тот являлся Его близким другом и преданным. Господь уже дал объяснение, по этому поводу, вначале четвёртой главы, а здесь это вновь подтверждается. Полное знание может быть обретено лишь преданным Всевышнего Господа, непосредственно от Него Самого, через цепь ученической преемственности.
00:10:26 Поэтому необходимо узнать об источнике всякого знания, которое является причиной всех причин и единственным объектом для медитации во всех системах йоги. В Ведах, «Мундака-упанишад» (1.1.3) говорится: «С познанием причины всех причин, всё познаваемое оказывается раскрытым и ничего непознанного уже не остаётся».
Текст 3
00:11:13 Текст 3.
manuṣyāṇāṁ sahasreṣu
kaścid yatati siddhaye
yatatām api siddhānāṁ
kaścin māṁ vetti tattvataḥ
00:11:16 «Из многих тысяч людей, лишь один стремится к совершенству, а из достигших совершенства, едва ли хоть один, полностью знает Меня.»
00:11:41 Комментарий: Уровни развития людей различны и из многих тысяч, может быть лишь один обладает достаточным интересом, к постижению трансцендентной реальности, пытаясь понять, что есть сущность, что такое тело и что такое Абсолютная истина.
00:12:02 Основная масса людей занята удовлетворением своих животных наклонностей – едой, сном, защитой и совокуплением. Почти никто не проявляется интереса к трансцендентному знанию. Первые шесть глав «Гиты», предназначены для тех, кто стремится к пониманию собственной сущности и высшей сущности, проявляющих интерес к процессу реализации, посредством гьяна-йоги, дхьяна-йоги и умения отличать дух от материи.
00:12:39 Тем не менее познать Кришну, способен лишь тот, кто пребывает в Сознании Кришны. Остальные трансценденталисты могут познать безличный Брахман ибо этой стадии достичь легче, нежели понять Кришну. Кришна – является Высшей Личностью, в то же время Он стоит выше познания Брахмана и Параматмы. Йоги и гьяни запутываются в своих попытках понять Кришну, не смотря на то, что величайший имперсоналист Шрипада Шанкарачарья признал в своих комментариях к «Бхагавад Гите», что «Кришна – это Верховная Личность Бога». Однако, его последователи не считают Кришну таковым ибо познать Кришну чрезвычайно трудно, даже для тех, кто достиг трансцендентной реализации безличного Брахмана.
00:13:39 Кришна Верховная Личность Бога – причина всех причин, изначальный Господь Говинда. Неверующим очень трудно постичь Его, хотя они и заявляют, что путь бхакти, то есть преданного служения очень лёгок, но сами они не способны по нему следовать. Если путь бхакти настолько прост, как это утверждают люди, не являющиеся преданными, то почему же они идут по другому, более сложному пути? В действительности путь бхакти не так уж лёгок. Может быть, так называемый, путь бхакти, по которому идут люди не обладающие знанием о нём, в самом деле прост. Однако на истинном пути, который осуществляется согласно правилам и предписаниям, те учёные философы, которые основываются на умственных спекуляциях, удерживаются недолго.
00:14:43 Шрила Рупа Госвами, говорит в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101): «Преданное служение Господу, которое пренебрегает подлинной Ведической литературой, такой как Упанишады, Пураны и Нарада-панчаратра, представляет собой лишь беспокойство для общества».
00:15:02 Для имперсоналиста, осознавшего безличный Брахман или же йога, постигшего Параматму, невозможно познание Кришны, как Верховной Личности Бога, сына Яшоды или возничего Арджуны. Даже великие полубоги, иногда не имеют ясного представления о Кришне. «Никто не знает Меня воистину» - говорит Господь в «Бхагавад Гите». О том, кто познал Его, говорится, что такая великая душа, встречается очень редко. Поэтому тот, кто не служит Господу, будь он даже великим учёным или философом, не может понять Кришну таким, какой он есть. Лишь чистый преданный Господа, способен узнать о непостижимых трансцендентных качествах присущих Кришне – причине всех причин. О Его всемогуществе, Его богатстве, славе, силе, красоте, знании и отречении.
00:16:11 Поскольку Кришна благосклонен к Своим преданным. Он – высшая ступень постижения Брахмана и только преданные могут познать Его в истинной сущности. Поэтому в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234) сказано: «Никто не способен постичь Кришну в Его истинной сущности, посредством грубых материальных чувств, однако Он открывается Своим преданным, поскольку они доставляют Ему удовольствие своим трансцендентным любовным служением».
00:16:56 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:17:06 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:17:32 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:18:00 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 30 September 2017