8.20-24 Достижение Всевышнего. 5
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:00:57 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:25 Глава восьмая. Достижение Всевышнего.
00:01:31 arjuna uvāca
kiṁ tad brahma kim adhyātmaṁ
kiṁ karma puruṣottama
adhibhūtaṁ ca kiṁ proktam
adhidaivaṁ kim ucyate
00:01:47 adhiyajñaḥ kathaṁ ko ’tra
dehe ’smin madhusūdana
prayāṇa-kāle ca kathaṁ
jñeyo ’si niyatātmabhiḥ
00:02:00 śrī-bhagavān uvāca
akṣaraṁ brahma paramaṁ
svabhāvo ’dhyātmam ucyate
bhūta-bhāvodbhava-karo
visargaḥ karma-saṁjñitaḥ
Текст 20
00:02:35 Текст 20.
paras tasmāt tu bhāvo ’nyo
’vyakto ’vyaktāt sanātanaḥ
yaḥ sa sarveṣu bhūteṣu
naśyatsu na vinaśyati
00:02:38 Всевышний Господь сказал: Но есть иная, высшая природа, вечная и трансцендентная к этой проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа нетленна. Когда всё в мире уничтожается эта природа остаётся неизменной.
00:03:16 Комментарий: Высшая духовная энергия Кришны трансцендентна и вечна. Её не затрагивают все изменения материальной природы, которая проявляется или уничтожается с наступлением дня или ночи Брахмы. Высшая энергия Кришны по своим качествам полностью противоположна материальной природе.
Текст 21
00:04:04 Текст 21.
avyakto ’kṣara ity uktas
tam āhuḥ paramāṁ gatim
yaṁ prāpya na nivartante
tad dhāma paramaṁ mama
00:04:07 То, что ведантисты описывают, как непроявленное и совершенное, что известно как высшее назначение, достигнув которого, человек никогда не возвращается обратно – это и есть Моя высшая обитель.
00:04:34 Комментарий: Высшая обитель Верховной Личности Господа Кришны, описывается в «Брахма-самхите» как чинтамани-дхама – место, где исполняются все желания. Высшая обитель Господа Кришны называется Голока-Вриндавана и в ней множество дворцов сделанных из философского камня. Там также растут деревья, называемые древами желаний, дающие любую пищу, какую пожелаешь. Там живут коровы сурабхи, которые дают неограниченное количество молока. В этой обители Господу служат тысячи богинь процветания Лакшми и Он именуется Говиндой – изначальным Господом, причиной всех причин.
00:05:31 Господь играет там на своей флейте. Его трансцендентная форма самая прекрасная во всех трёх мирах. Его глаза подобны лепесткам лотоса и Его тело цветом напоминает тучу. Он настолько прекрасен, что Его красота превосходит красоту тысячи купидонов, на Нём одежда цвета шафрана, гирлянда на шее и павлинье перо в волосах. В «Бхагавад Гите» Господь Кришна лишь упоминает о Своей личной обители – Голоке-Вриндаване, которая является высшей планетой в духовном царстве. В Ведической литературе говорится, что нет ничего, что превосходило бы обитель Всевышнего Господа. И эта обитель – есть высшая цель и назначение. Тот, кто её достигает, никогда не возвращается в материальный мир. Высшая обитель Кришны и Сам Кришна – суть одно, не различаясь в качественном отношении.
00:06:47 На нашей земле в 90 милях, к юго-востоку от Дели, находится Вриндаван, который является прообразом высшей планеты духовного неба. Когда Кришна низошёл на эту Землю, именно там, во Вриндаване Он предавался Своим играм и развлечениям. Вриндаван находится в районе Мадхуры в Индии, и занимает площадь примерно в 84 квадратные мили.
Текст 22
00:07:39 Текст 22.
puruṣaḥ sa paraḥ pārtha
bhaktyā labhyas tv ananyayā
yasyāntaḥ-sthāni bhūtāni
yena sarvam idaṁ tatam
00:07:42 Верховную Личность Господа, величайшего из всех, можно достичь путём чистой преданности, хотя Он всегда пребывает в Своей обители, тем не менее Он вездесущ и всё находится в Нём.
00:08:17 Комментарий: Здесь ясно говорится, что высшее назначение, откуда нет возврата – это обитель Кришны, Верховной Личности Бога. В «Брахма-самхите» говорится, что эта высшая обитель есть ананда-чинмайа-раса – место, где всё исполнено духовного блаженства, где нет ничего материального. Всё её многообразие осуществляется, как духовная экспансия Самого Всевышнего Господа, ибо в том мире всё проявление создаётся исключительно духовной энергией, как это объясняется в седьмой главе. Что касается этого материального мира, то, хотя Господь всегда находится в Своей высшей обители, Он тем не менее присутствует повсюду посредством Своих материальных энергий.
00:09:14 Таким образом через Свою духовную и материальную энергии, Он пребывает, как в духовной вселенной так и в материальной. Только с помощью бхакти-йоги или преданного служения человек может попасть в высшую обитель Кришны или же на бесчисленные планеты Вайкунтхи, на что указывает в этом стихе слово бхактйа.
00:10:02 Никакой другой процесс не поможет достичь этой высшей обители. В Ведах также описывается высшая обитель и Верховная Личность Бога. В этой обители есть только один Господь и Его имя – Кришна. Он – милосердный Всевышний, и, хотя Он один, Он проявляет Себя в миллионах и миллионах полных экспансий. Веда сравнивают Господа с деревом, которое, хотя и оставаясь неподвижным, даёт самые разные плоды и цветы и временами меняет листву. Полные экспансии Господа – управляющие планетами Вайкунтхи, четырёхруки. Они известны под разными именами – Пурушоттама, Тривикрама, Кешава, Мадхава, Анирудха, Хришикеша, Санкаршана, Прадьюмна, Шридхара, Васудева, Домодара, Джанардана, Нараяна, Вамана, Падманабха и так далее.
00:11:09 В «Брахма-самхите» (5.37) также говорится, что, хотя Господь всегда присутствует на Голока-Вриндаване, Своей высшей обители, тем не менее Он вездесущ, так что всё идёт своим чередом, в полном порядке. Как утверждается в Ведах (Шветашватара-упанишад 6.8): «Его энергии так обширны, что они постоянно и безупречно управляют всем происходящим в космическом проявлении, хотя Сам Господь находится далеко в Своей обители».
Текст 23
00:12:07 Текст 23.
yatra kāle tv anāvṛttim
āvṛttiṁ caiva yoginaḥ
prayātā yānti taṁ kālaṁ
vakṣyāmi bharatarṣabha
00:12:11 О лучший из Бхарат, теперь Я объясню тебе различные периоды времени, когда йоги, покидающие этот мир, возвращаются или не возвращаются обратно.
00:12:42 Комментарий: Те, кто безраздельно преданны Всевышнему Господу и полностью вручили себя Ему, не беспокоятся о том, когда и каким образом они покинут тело. Они всё оставляют в руках Кришны, и таким образом легко и радостно возвращаются к Нему. Но те, кто не относится к числу чистых преданных и вместо этого полагаются на другие методы духовного осознания, такие как карма-йога, гьяна-йога или хатха-йога должны оставлять своё тело в соответствующий момент и тем самым обеспечивать себе уход из мира рождения и смерти.
00:13:28 Если йог достиг совершенства, он может выбрать время и место для оставления этого материального мира, но если он не настолько владеет этой наукой, его успех будет зависеть от случая, от того, покинет ли он тело в подходящий момент? Наиболее подходящий момент для оставления тела, с тем чтобы не вернуться назад – описываются Господом в следующем стихе.
Текст 24
00:14:21 Текст 24.
agnir jyotir ahaḥ śuklaḥ
ṣaṇ-māsā uttarāyaṇam
tatra prayātā gacchanti
brahma brahma-vido janāḥ
00:14:25 Йоги, познавшие высший Брахман, достигают Его, покидая этот мир во время влияния бога Огня, в светлое время, благоприятный момент, в течении двух недель пребывающей луны или 6 месяцев, когда Солнце находится в северном полушарии.
00:15:03 Комментарий: Когда упоминаются огонь, свет, день и луна, то имеется в виду, что всеми ими управляют различные божества, которые направляют душу, в момент отделения её от тела. Во время смерти ум переносит нас в новую жизнь. Если оставить тело в указанный выше момент, случайно или намеренно, то можно достичь безличного сияния брахмаджьоти. Мистики, достигшие совершенства в йоге, могут заранее выбрать время и место для оставления тела.
00:15:45 Другие люди не могут управлять этим. Если случайно они оставят тело в благоприятный момент, то они не вернутся в цикл рождения и смертей, в противном же случае, возвращение обратно очень и очень вероятно. Однако, для чистого преданного, обладающего Сознанием Кришны, уже нет опасности возвращения, не зависимо от того, покинет ли он тело в благоприятный или неблагоприятный момент, случайно или намеренно.
00:16:25 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
00:16:37 [Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку]
saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:17:03 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:17:30 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam