11.48-52 Вселенская форма. 6
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:10 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:41 Глава одиннадцатая. Вселенская форма.
00:01:47 arjuna uvāca
mad-anugrahāya paramaṁ
guhyam adhyātma-saṁjñitam
yat tvayoktaṁ vacas tena
moho ’yaṁ vigato mama
00:02:06 bhavāpyayau hi bhūtānāṁ
śrutau vistaraśo mayā
tvattaḥ kamala-patrākṣa
māhātmyam api cāvyayam
00:02:20 evam etad yathāttha tvam
ātmānaṁ parameśvara
draṣṭum icchāmi te rūpam
aiśvaraṁ puruṣottama
Текст 48
00:03:11 Текст 48.
na veda-yajñādhyayanair na dānair
na ca kriyābhir na tapobhir ugraiḥ
evaṁ-rūpaḥ śakya ahaṁ nṛ-loke
draṣṭuṁ tvad anyena kuru-pravīra
00:03:15 Всевышний Господь сказал: О лучший из воинов Куру, никто до тебя не созерцал Мою вселенскую форму, ибо в материальном виде ни изучением Вед, ни путём жертвоприношений, ни благотворительностью, ни с помощью благочестивой деятельности и ни суровым аскетизмом, нельзя увидеть Меня в этой вселенской форме.
00:04:03 Продолжение комментария: Существует много людей, которые придумывают аватаров, они ложно объявляют аватаром обыкновенного человека, но всё это не серьёзно. Мы должны следовать принципам «Бхагавад Гиты», иначе у нас не будет возможности достигнуть совершенного духовного знания. Хотя «Бхагавад Гита» считается предварительным изучением науки о Боге, тем не менее она настолько совершенна, что позволяет человеку различать что есть что.
00:04:38 Последователи псевдоинкарнаций могут говорить, что они также созерцали трансцендентную форму Господа или Его вселенскую форму, но это невозможно, поскольку здесь ясно говорится, что пока человек не станет преданным Кришны, он не сможет увидеть Его вселенскую форму. Таким образом, прежде всего человек должен стать чистым преданным Кришны и только тогда он сможет заявлять, что способен описать, увиденный им вселенский образ. Преданный Кришны не может признавать ложных инкарнаций или их последователей.
Текст 49
00:05:41 Текст 49.
mā te vyathā mā ca vimūḍha-bhāvo
dṛṣṭvā rūpaṁ ghoram īdṛṅ mamedam
vyapeta-bhīḥ prīta-manāḥ punas tvaṁ
tad eva me rūpam idaṁ prapaśya
00:05:44 Ты пришёл в смятение и изумление, видя Меня в этом ужасающем облике. Покончим же с этим, да будет Мой преданный свободен ото всех беспокойств. С миром в душе ты можешь созерцать тот образ, который пожелаешь.
00:06:17 Комментарий: В начале «Бхагавад Гиты» Арджуна был встревожен тем, что должен убить Бхишму и Дрону, своих почтенных старших – деда и учителя. Однако Кришна сказал, что ему не следует этого страшиться. Бхишма и Дрона промолчали, когда на общем собрании Кауравов, сыновья Дхритараштры пытались снять с Драупади одежды. И за такое пренебрежение своим долгом, они заслужили смерть. Кришна явил Арджуне вселенскую форму, лишь для того, чтобы показать ему, что за совершённый им недостойный поступок, эти люди по сути уже были убиты. Дело в том, что преданные всегда миролюбивы и не в состоянии совершать такие ужасные поступки.
00:07:09 Осознав назначение этого откровения, Арджуна пожелал увидеть четырёхрукую форму Кришны и Господь явил ему этот образ. Вселенская форма не слишком привлекает преданных, ибо она не даёт возможности отношений взаимной любви с Господом. Преданный либо хочет выразить Господь свои чувства почтения и восхищения, либо он хочет увидеть двурукий образ Кришны для взаимообмена любовным служением с Верховной Личностью Бога.
Текст 50
00:08:02 Текст 50.
sañjaya uvāca
ity arjunaṁ vāsudevas tathoktvā
svakaṁ rūpaṁ darśayām āsa bhūyaḥ
āśvāsayām āsa ca bhītam enaṁ
bhūtvā punaḥ saumya-vapur mahātmā
00:08:05 Санджая сказал Дхритараштре: «Произнеся эти слова, Верховная Личность Господа Кришна явил Арджуне Свою истинную четырёхрукую форму и наконец принял Свой двурукий облик, рассеяв тем самым страх Арджуны».
00:08:38 Комментарий: Когда Кришна появился в обличии сына Деваки и Васудевы, Он вначале перед ними в форме четырёхрукого Нараяны, но по просьбе родителей, принял образ обычного ребёнка. Кришна знал, что Арджуна в действительности не слишком стремился увидеть Его четырёхрукий облик, но по просьбе Арджуны, Он всё же явил его. После этого, Кришна предстал перед ним в Своей двурукой форме.
00:09:12 Слово саумйа-вапух – имеет большой смысл. Оно обозначает необычайно красивую форму, которая считается самой прекрасной. Когда Кришна появился перед людьми, в этой Своей прекрасной форме, их привлекало к Нему, даже просто красота Кришны. Будучи правителем вселенной, Кришна с лёгкостью рассеял страх Арджуны, Своего преданного и вновь явился перед ним в Своём прекрасном двуруком облике. В «Брахма-самхите» говорится, что только человек, чьи глаза увлажнены бальзамом любви к Господу, может увидеть этот прекрасный облик Кришны.
Текст 51
00:10:16 Текст 51.
arjuna uvāca
dṛṣṭvedaṁ mānuṣaṁ rūpaṁ
tava saumyaṁ janārdana
idānīm asmi saṁvṛttaḥ
sa-cetāḥ prakṛtiṁ gataḥ
00:10:20 Увидев Кришну в Его изначальной форме, Арджуна сказал: «О Джанардана, видя Тебя в этом прекрасном человеческом облике, я успокоился и пришёл в себя».
00:10:51 Комментарий: Здесь слова mānuṣaṁ rūpaṁ ясно указывают, что изначально Верховная Личность Господа имеет две руки. Отсюда ясно, что те, кто считают Кришну обыкновенным человеком и высмеивают Его не знают о Его божественной природе. Если бы Кришна был подобен обычному человеку, разве мог бы Он явить Свою вселенскую форму, а затем принять четырёхрукий облик Нараяны. Поэтому в «Бхагавад Гите» со всей определённостью утверждается, что тот, кто считает Кришну обыкновенным человеком и вводит читателей в заблуждение, заявляя, что через Кришну говорит безличный Брахман, приносит большой вред. Кришна действительно явил Свою вселенскую форму, а также четырёхрукую форму Вишну, как же тогда Он может быть обыкновенным человеком?
00:11:50 Ложное толкование «Бхагавад Гиты» не сбивают с толку чистого преданного ибо он знает, что есть что. Стихи «Бхагавад Гиты» в своём первозданном виде чисты, как сияние солнца и они не нуждаются в свете лампы, которой их пытаются освещать недалёкие комментаторы.
Текст 52
00:12:34 Текст 52.
śrī-bhagavān uvāca
su-durdarśam idaṁ rūpaṁ
dṛṣṭavān asi yan mama
devā apy asya rūpasya
nityaṁ darśana-kāṅkṣiṇaḥ
00:12:38 Верховная Личность Бога сказал: Мой дорогой Арджуна эту форму, которую ты сейчас видел, очень трудно лицезреть, даже полубоги всегда стремятся увидеть столь дорогой для них облик.
00:13:22 Комментарий: В 48 стихе этой главы описано, как Господь Кришна, завершив явление вселенской формы, сообщил Арджуне, что ни жертвоприношение, ни множество других действий не позволят живому существу увидеть этот образ. Но использованное здесь слово su-durdarśam указывает на то, что увидеть двурукий образ Кришны даже более трудно. Увидеть вселенский образ Кришны возможно, если человек вносит хотя бы некоторый оттенок преданного служения в свои различные действия, в частности: наложение на себя аскез, изучение Ведических источников, философские рассуждения и т.д.
00:14:10 Однако, как уже объяснялось, совершая все эти действия без оттенка бхакти, человек не сможет увидеть эту форму. Как ни трудно увидеть вселенский образ, но Кришну в Его двурукой форме, увидеть ещё труднее. Даже для таких полубогов как Брахма и Господь Шива, они стремятся увидеть Господа в таком облике и подтверждением этому служит «Шримад Бхагаватам». Согласно «Шримад Бхагаватам», когда стало известно, что Кришна пребывает во чреве, Своей матери Деваки, то все полубоги сошли с небес посмотреть на это чудо – Кришну, и возносили Ему прекрасные молитвы, хотя в тот момент, Он не был для них виден. Они должны были ждать, прежде чем увидеть Его.
00:15:03 Только глупец сможет смеяться над Ним, считая Господа обыкновенным человеком и поклоняться не Ему, а чему-то безличному внутри Него, что просто полная глупость. На самом деле, даже такие полубоги, как Брахма и Шива, желают увидеть Кришну в Его двурукой форме.
00:15:53 В «Бхагавад Гите» (9.11) также говорится, что Господь не виден для недалёких людей, которые смеются над Ним. Тело Кришны, как свидетельствует «Брахма-самхита» и как утверждает Он Сам в «Бхагавад Гите» полностью духовно, исполнено вечности, знания и блаженства. Его тело не имеет ничего общего с материальным телом, но для некоторых, изучающих Кришну с помощью чтения «Бхагавад Гиты» и подобных Ведических писаний, Кришна представляет загадку. Те, кто руководствуются материалистическими представлениями, считают Кришну великой исторической личностью и выдающимся философом, но всё же обыкновенным человеком, который вынужден, не смотря на Своё могущество принимать материальное тело.
00:16:47 Они по существу считают, что Абсолютная Истина безлична и поэтому приходят к выводу, что из Его безличностного аспекта произошла личностная форма, привязанная к материальной природе. Это материалистическое заключение о природе Всевышнего. Ещё один вывод о Его природе, делается на основе умственных спекуляций. Те кто стремятся к знанию, также размышляют о Кришне, но считают Его менее важным, нежели вселенская форма Всевышнего. Таким образом, некоторые полагают, что вселенская форма Кришны, явленная Арджуне стоит выше Его личностного аспекта.
00:17:31 По их мнению личностная форма Всевышнего, есть нечто воображаемое. Они полагают, что в конечном счёте, Абсолютная Истина не является личностью. Однако во второй главе «Бхагавад Гиты» описан трансцендентный процесс слушания о Кришне из трансцендентных источников. Таков подлинный Ведический процесс. И тот, кто действительно придерживается Ведической линии, тот слушает о Кришне от авторитетов, и благодаря многократному слушанию о Нём, Кришна становится дорог.
00:18:08 Мы уже несколько раз говорили, что Кришна скрыт Своей энергией йоги-майи. Не каждый может Его увидеть, но лишь тот, кому Он Сам Себя открывает. Это подтверждается во всей Ведической литературе. Тот, кто вручил себя Господу, может действительно постичь Абсолютную Истину. Трансценденталист, постоянно пребывающий в Сознании Кришны и посвящающий себя преданному служению Ему, может открыть в себе духовное видение и увидеть Кришну, открывающего Себя ему. Такое откровение недоступно даже полубогам. Даже им нелегко постичь Кришну, и высокоразвитые духовные полубоги, всегда пребывают в надежде увидеть Его в двуруком облике. Вывод здесь такой: если вселенскую форму Кришны, чрезвычайно трудно увидеть, так как она открывается не всем, то ещё труднее постичь Его личностную форму Шьямасундары.
00:19:31 Сегодня вы прослушали стихи с 48 по 52, одиннадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Вселенская форма».
00:19:45 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:19:57 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:20:23 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:20:50 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam