12.1-5 Преданное служение. 1
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:08 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:39 Глава двенадцатая. Преданное служение.
00:01:45 arjuna uvāca
mad-anugrahāya paramaṁ
guhyam adhyātma-saṁjñitam
yat tvayoktaṁ vacas tena
moho ’yaṁ vigato mama
00:02:04 bhavāpyayau hi bhūtānāṁ
śrutau vistaraśo mayā
tvattaḥ kamala-patrākṣa
māhātmyam api cāvyayam
00:02:18 evam etad yathāttha tvam
ātmānaṁ parameśvara
draṣṭum icchāmi te rūpam
aiśvaraṁ puruṣottama
Текст 1
00:03:32 Текст 1.
arjuna uvāca
evaṁ satata-yuktā ye
bhaktās tvāṁ paryupāsate
ye cāpy akṣaram avyaktaṁ
teṣāṁ ke yoga-vittamāḥ
00:03:35 Арджуна спросил: «О Кришна, кого следует считать более совершенным, того, кто всегда преданно служит Тебе или кто поклоняется безличному Брахману, непроявленному?».
00:04:19 Комментарий: Ранее Кришна уже объяснил Свой личный, безличный и вселенский аспекты и описал все категории преданных и йогов. Обычно трансценденталистов разделяют на два класса – персоналистов и имперсоналистов. Персоналист или преданный Господа, направляет все свои силы на служение Всевышнему, а имперсоналист занят служением Кришне не прямо, а посредством размышления о безличном непроявленном Брахмане. Из этой главы мы узнаём, что из различных процессов осознания Абсолютной Истины, бхакти-йога или преданное служение является наивысшим. Если человек стремится к общению с Верховной Личностью, ему следует обратиться к преданному служению.
00:05:15 Итак, те кто непосредственно поклоняются Всевышнему Господу, путём преданного служения называют персоналистами, а занятых размышлением о непроявленном Брахмане – имперсоналистами. Арджуна здесь спрашивает: «Чья позиция лучше?». Существуют разные пути постижения Абсолютной Истины, но Кришна в данной главе указывает, что бхакти-йога, то есть преданное служение Ему, наилучшая из всех. Это самый прямой путь и самый лёгкий способ достижения общения с Господом.
00:05:53 Во второй главе Господь объяснил, что живое существо не материальное тело, а духовная искра, частичка Абсолютной Истины. В седьмой главе Он говорит о живом существе, как о неотъемлемой частичке высшего целого, на которое мы должны полностью перенести своё внимание. В восьмой главе утверждается, что тот, кто в момент смерти думает о Кришне, тут же переносится в духовный мир – обитель Кришны. В конце шестой главы Господь говорит, что самый совершенный из йогов – это тот, кто постоянно направляет свой внутренний взор на Кришну. Итак, в заключении практический каждой главы, говорится, что человек должен быть привязан к личностной форме Кришны, так как это наивысшая духовная реализация.
00:06:50 Однако существуют люди, не интересующиеся личностным аспектом Кришны. Они настолько равнодушны к Нему, что даже составляя комментарии к «Бхагавад Гите», стараются отвлечь других людей от Кришны и перенести всю любовь и преданность на имперсональный Брахман. Они предпочитают размышлять об имперсональном аспекте Абсолютной Истины, о непроявленном, находящимся за пределами чувственного восприятия.
00:07:20 Итак, существует два класса трансценденталистов. Арджуна желает узнать, какой из этих двух классов трансценденталистов более совершенен? Другими словами: он хочет уяснить своё собственное положение. Поскольку сам он был привязан к личностному образу Кришны, а не безличному Брахману. Он хочет быть уверен в правильности своей позиции, размышлять об имперсональном проявлении Господа очень трудно, как в материальном, так и в духовном мире. В сущности, невозможно полностью постичь безличную форму Абсолютной Истины, поэтому Арджуна считает это бесполезной тратой времени. В 11 главе, он убеждается на собственном опыте, что лучше всего быть привязанным к личностному аспекту Кришну, поскольку таким путём можно познать и все другие формы и это не помешает его любви к Кришне.
00:08:21 Этот важный вопрос, заданный Арджуной, показывает различие между безличным и личностным восприятием Абсолютной Истины.
Текст 2
00:08:56 Текст 2.
śrī-bhagavān uvāca
mayy āveśya mano ye māṁ
nitya-yuktā upāsate
śraddhayā parayopetās
te me yukta-tamā matāḥ
00:08:59 Верховная Личность Бога сказал: Того, кто поклоняется Мне с великой трансцендентной верой, сосредоточив на Моей личностной форме, Я считаю наиболее совершенным.
00:09:33 Комментарий: Отвечая на вопрос Арджуны, Кришна ясно говорит, что тот, кто направляет свой ум на Его личностную форму и поклоняется Ему с верой и преданностью, должен считаться самым совершенным из йогов. Для обладающего таким Сознанием Кришны, не существует материальной деятельности, ибо всё делается ради Кришны. Чистый преданный постоянно занят преданным служением, иногда он воспевает имена Господа, иногда слушает или читает книги о Кришне, иногда он готовит прасадан или идёт на базар, чтобы купить продуктов. Иногда он убирает храм или моет посуду. Всё что бы он не делал, всё посвящается Кришне. Такая деятельность совершается в состоянии полного самадхи.
Тексты 3-4
00:10:54 Тексты 3-4.
ye tv akṣaram anirdeśyam
avyaktaṁ paryupāsate
sarvatra-gam acintyaṁ ca
kūṭa-stham acalaṁ dhruvam
sanniyamyendriya-grāmaṁ
sarvatra sama-buddhayaḥ
te prāpnuvanti mām eva
sarva-bhūta-hite ratāḥ
00:10:57 Но тот, кто поклоняется непроявленному, находящемуся вне чувственного восприятия, всепроникающему, непостижимому, непоколебимому, неизменному и недвижимому, безличному аспекту Абсолютной Истины, тот управляет чувствами, равно относясь ко всем и направляя свою деятельность на всеобщее благо, в конце концов достигает Меня.
00:11:46 Комментарий: Кто непосредственно не поклоняется Всевышнему Господу, но стремится достичь той же цели косвенным путём, в конце концов также достигает Господа Кришны. После многих рождений и смертей. «Тот, кто истинной обладает знанием, находит прибежище во Мне, познав, что Васудева есть всё». После многих рождений человек достигает совершенного знания и вручает себя Господу Кришне. Если человек идёт к Богу, путём, описанным в этом стихе, ему необходимо контролировать чувства, служить каждому и действовать на благо всех живых существ. Из этого следует, что человек должен обратиться к Господу Кришне, иначе невозможно достичь совершенного знания. Часто человеку приходится пройти через суровую аскезу, прежде чем он полностью предастся Господу.
00:12:52 Чтобы постичь Сверхдушу внутри индивидуальной души, необходимо прекратить видеть, слышать, ощущать вкус, совершать какую-то работу на чувственном уровне. Тогда человек приходит к пониманию, что Параматма присутствует всюду. Осознав это, человек уже не завидует ни одному живому существу и не делает различия между человеком и животными, поскольку видит в них только душу, а не внешнюю оболочку, однако для обычного человека, этот метод безличного осознания очень сложен.
Текст 5
00:14:04 Текст 5.
kleśo ’dhika-taras teṣām
avyaktāsakta-cetasām
avyaktā hi gatir duḥkhaṁ
dehavadbhir avāpyate
00:14:07 Для того, чей ум направлен на непроявленный, безличный аспект Всевышнего, духовное продвижение весьма затруднительно. Тем, кто воплощён в материальном теле, прогрессировать в этой науке всегда сложно.
00:14:50 Комментарий: Трансценденталисты, обращающиеся к непостижимому, непроявленному безличному аспекту Всевышнего Господа, называются гьяна-йогами, а те, кто полностью погрузились в Сознание Кришны и посвятили себя преданному служению, называются бхакти-йогами. Здесь ясно указывается различие между гьяна-йогой и бхакти-йогой.
00:15:16 Процесс гьяна-йоги, хотя и приводит в конечном итоге к той же цели, очень труден. В то же время путь бхакти-йоги, непосредственного преданного служения Верховной Личности, для воплощённой души проще и естественней. С незапамятных времён, индивидуальная душа воплощена в материальном теле, поэтому ей трудно понять даже теоретически, что она не является этим телом. По этой причине бхакти-йога использует божество Кришны, как объект для поклонения, поскольку таким путём используется телесная концепция закрепившаяся в наших умах. Поклонение Верховной Личности Господа, в форме божества в храме, ни в коем случае не является идолопоклонничеством. В Ведической литературе говорится, что поклонение Всевышнему может быть сагуна и ниргуна, то обладающему или не обладающему атрибутами.
00:16:21 Поклонение божеству в храме – это поклонение типа сагуна, поскольку Господь представлен в материальных элементах. Но божество Господа, на самом деле не материально, хотя и представлено в виде камня, дерева, масляной краски. Такова абсолютная природа Всевышнего Господа.
00:16:45 Можно привести простой пример: на улице выставлены почтовые ящики и если мы бросаем в них наши письма, они разумеется без осложнений дойдут до места назначения. Однако любой другой ящик, пусть даже очень похожий на почтовый, но не установленный отделением связи, не годится для этой цели. Подобным же образом существует установленная форма представления Бога, которая называется арча-виграха – это воплощение Всевышнего Господа, через которую Господь принимает служение. Господь всемогущ всесилен, поэтому может принять любовное служение преданного, через Своё воплощение в форме арча-виграха, с тем чтобы облегчить поклонение для человека в обусловленном состоянии. Таким образом для преданного не трудно непосредственно и сразу обратиться ко Всевышнему Господу, но тем, кто в духовной жизни следует имперсональным путём, это очень сложно. Им необходимо осознать непроявленное представление Всевышнего, через такую литературу, как Упанишады, то есть нужно изучить язык, постичь невоспринимаемое ощущение и осуществить все эти процессы.
00:18:10 Для обычного человека это сложно. Тот же, кто находится в Сознании Кришны и занят преданным служением Господу, просто, благодаря указаниям истинного духовного учителя, регулярному поклонению божеству Кришны, благодаря тому, что он постоянно слышит имя Кришны и питается остатками пищи, предложенной Господу, он может легко постичь Верховную Личность Господа. Таким образом имперсоналисты, без необходимости следуют путём, сопряжённым с большими трудностями, рискуя в конце концов не постичь Абсолютную Истину. В противоположность им, те кто поклоняются личностному аспекту – Господу Кришне, приближаются к Верховной Личности непосредственно, без риска, беспокойства и особых трудностей.
00:19:03 В «Шримад Бхагаватам» содержится подобное утверждение: «Если человек в конечном итоге, намеревается вручить себя Верховной Личности, этот процесс называется бхакти, но вместо этого берёт на себя трудную задачу осознания Брахмана, того что есть Брахман и что не есть Брахман, и тратит на это всю жизнь, то результатом будет одно беспокойство».
00:19:55 Живое существо вечно существует, как индивидуальная душа и если она желает раствориться в духовном целом, то может постичь аспект вечности и знания своей изначальной природы, но аспект блаженства она осознать не сможет. Милостью какого-нибудь преданного, такой трансценденталист, хорошо изучивший процесс гьяна-йоги, может придти к бхакти-йоге – преданному служению, но к тому времени длительные занятия гьяна-йогой, также становятся источником трудности, так как человек не может оставить свои имперсональные идеи. То есть и практика и осознание непроявленного представляют трудность для воплощённой души.
00:20:43 Каждая живая душа обладает частичной независимостью и человек должен чётко уяснить себе, что такое осознание непроявленного противоречит природе его духовной сущности, исполненной блаженства. Поэтому не следует этим заниматься. Для каждого индивидуального живого существа процесс Сознания Кришны, влекущий за собой преданное служение с полной отдачей – наилучший путь. Для тех, кто игнорирует преданное служение, существует опасность обращения к безбожию. Таким образом, процесс концентрации внимания на непроявленном, непостижимом, находящимся за пределами чувств, как объяснялось в этом тексте, никогда не следует поощрять, особенно в данную эпоху. Господь Кришна этого не рекомендует.
00:21:55 Сегодня вы прослушали стихи с первого по пятый, двенадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Преданное служение».
00:22:07 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:22:18 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:22:45 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:23:12 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam