2.39-41 Кринша о пути бескорыстной деятельности
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:14 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:00 Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya
Om Namo Bhagavate Vasudevaya
00:01:32 Глава вторая. Обзор Бхагавад Гиты.
00:01:39 [brithi’io djaiaha]
sañjaya uvāca
taṁ tathā kṛpayāviṣṭam
aśru-pūrṇākulekṣaṇam
viṣīdantam idaṁ vākyam
uvāca madhusūdanaḥ
00:01:59 śrī-bhagavān uvāca
kutas tvā kaśmalam idaṁ
viṣame samupasthitam
anārya-juṣṭam asvargyam
akīrti-karam arjuna
00:02:16 klaibyaṁ mā sma gamaḥ pārtha
naitat tvayy upapadyate
kṣudraṁ hṛdaya-daurbalyaṁ
tyaktvottiṣṭha paran-tapa
Текст 39
00:02:54 Текст 39.
eṣā te ’bhihitā sāṅkhye
buddhir yoge tv imāṁ śṛṇu
buddhyā yukto yayā pārtha
karma-bandhaṁ prahāsyasi
00:02:58 Всевышний Господь сказал: «До сих пор, Я описал тебе аналитический путь обретения знания. Теперь послушай, как можно достичь его, путём бескорыстной деятельности, о сын Притхи, обладая этим знанием ты сможешь освободиться от кармических последствий».
00:03:34 Комментарий: Нирукти – Ведический словарь разъясняет слово санкхья, как то что подробно описывает явление. Также слово санкхья относится к философии, предметом которой является истинная природа души. Понятие «йога» подразумевает управление чувствами. Намерение Арджуны не участвовать в сражении, было основано на стремлении удовлетворять свои чувства. Забыв о своём первостепенном долге, он хотел уклониться от сражения, так как думал, что сохранив жизнь родственникам и близким, он будет более счастлив. Но так или иначе, он руководствовался желанием удовлетворить свои чувства.
00:04:25 Говорит ли он о счастье, приобретённом в результате победы над родственниками, или о счастье видеть их живыми в любом случае, речь идёт о его личных интересах, в жертву которым он приносит мудрость и долг. Поэтому Кришна хотел объяснить Арджуне, что убив тело своего деда, он не убьёт его душу, так как все индивидуальные души, включая Самого Господа вечны. Они существовали индивидуально в прошлом, существуют, как индивидуальности в настоящем и останутся индивидуальностями в будущем.
00:05:05 Мы лишь меняем наши тела, как одежду, но сохраняем нашу индивидуальность, даже после того, как освобождаемся из оков материальной оболочки. Итак, Господь Кришна подробно описал Арджуне природу тела и души. Это изучение души и тела, с разных сторон, по определению словаря «Нирукти» называет санкхья и не имеет никакого отношения к философии санкхьи атеиста Капилы.
00:05:39 Задолго до самозванца Капилы, философия санкхья была изложена в «Шримад Бхагаватам» истинным Господом Капилой, инкарнацией Господа Кришны, поведавшим её Своей матери Девахути. Он ясно объяснил, что Пуруша, то есть Всевышний Господь есть активное начало и что Он создаёт материальный мир одним взглядом на энергию Пракрити. Того же мнения придерживаются и Веды и «Бхагавад Гита».
00:06:15 В Ведах описывается, как Господь взглянув на Пракрити, то есть природу, наполнил её бесконечно малыми индивидуальными душами. Вся деятельность этих материальных душ в материальном мире направлена на чувственные удовлетворения, но они, находясь под чарами материальной энергии, считают, что наслаждаются.
00:06:40 Такое умонастроение сохраняется вплоть до последнего этапа освобождения, когда живое существо желает слиться в одно со Всевышним Господом. Это последняя ловушка майи – иллюзии, и лишь после многих-многих жизней проведённых в таком стремлении, к чувственному удовлетворению, великая душа предаёт себя Васудеве, Господу Кришне, тем самым завершая свои поиски Высшей Истины.
00:07:15 [ -- ]
00:07:36 Арджуна уже признал Кришну своим духовным учителем, полностью вручив себя Ему. Теперь Кришна расскажет ему о процессе буддхи-йоги или карма-йоги, другими словами о практике преданного служения, ради удовлетворения чувств Господа. В 10 стихе 10 главы объясняется, что буддхи-йога – это непосредственное общение с Господом, пребывающем в сердце каждого в форме Параматмы. Однако это общение невозможно осуществить без преданного служения. Тот, кто пребывает в состоянии преданного любовного служения Господу, то есть находится в Сознании Кришны, особой милостью Господа достигает стадии буддхи-йоги.
00:08:29 Господь говорит поэтому, что только тот, кто испытывает трансцендентную любовь к Нему, всегда занят преданным служением, получает в награду истинное понимание любви и преданности. Таким образом преданный Господа легко может достичь Его, в Его вечном царстве полном блаженства.
00:08:55 Итак, буддхи-йога, упомянутая в этом стихе, означает преданное служение Господу, а слово санкхья, отмеченное выше, не имеет ничего общего с атеистическим учением самозванца Капилы. Было бы ошибкой считать, что санкхья-йога, упомянутая здесь, сколько-нибудь связана с атеистической санкхьей. Эта атеистическая философия не пользовалась популярностью во время битвы на Курукшетре. Да и Господь Кришна не счёл бы эти возможные философские измышления достойными упоминания.
00:09:34 Истинная философия санкхья – изложена Господом Капилой в «Шримад Бхагаватам». Но даже и она никак не связана с тем, что обсуждается здесь. В этом стихе слово санкхья означает «аналитическое описание тела и души». Господь Кришна дал аналитическое описание души, чтобы подвести Арджуну к понятию буддхи-йоги или бхакти-йоги. Таким образом санкхья Господа Кришны, и санкхья Господа Капилы, изложенная в «Шримад Бхагаватам» означают одно и то же – бхакти-йогу. Поэтому Господь сказал, что «Лишь неразумные люди делают различие между санкхья-йогой и бхакти-йогой».
00:10:24 Безусловно атеистическая санкхья-йога никак не связана с бхакти-йогой и всё же находятся неразумные люди, утверждающие, что именно о ней говорится в «Бхагавад Гите». Итак, следует понимать, что буддхи-йога есть деятельность в Сознании Кришны, в преданном служении Господу, полном знания и блаженства.
00:10:48 Тот кто действует, стараясь угодить Всевышнему Господу, как бы не была трудна его работа, выполняет принципы буддхи-йоги и поэтому всегда пребывает в состоянии духовного блаженства. Занимаясь такой духовной деятельностью, милостью Господа, человек обретает духовное знание, и таким образом достигает освобождения, не затрачивая на это каких-либо особых усилий.
00:11:19 Существует большая разница между деятельностью в Сознании Кришны и деятельностью, совершаемой, ради удовлетворения чувств, достижения материального счастья. Таким образом трансцендентная деятельность – это деятельность, совершаемая в духе буддхи-йоги.
Текст 40
00:11:50 Текст 40.
nehābhikrama-nāśo ’sti
pratyavāyo na vidyate
sv-alpam apy asya dharmasya
trāyate mahato bhayāt
00:11:54 В этой попытке, нет никакого убытка или потери и даже небольшое продвижение по этому пути, защитит человека от самых опасных видов страха.
00:12:13 Комментарий: Деятельность в Сознании Кришны, то есть ради служения Всевышнему Господу, без ожидания награды в виде чувственного наслаждения – вершина духовной деятельности. Даже небольшое начинание в этом направлении не встречает препятствий и любое, самое маленькое усилие не пропадает даром.
00:12:38 Всякая деятельность, предпринятая в материальном мире, должна быть завершена, иначе все усилия будут затрачены напрасно. Однако любая работа, начатая в Сознании Кришны всегда влечёт за собой положительный эффект, даже если она не закончена.
00:12:57 Совершающий такую деятельность не остаётся в проигрыше, даже если его работа, выполняемая в Сознании Кришны не доведена до конца. Если всего лишь один процент работы произведён в Сознании Кришны, то результаты её не пропадут и следующий этап начнётся с этого уровня, в то время как в материальной деятельности если работа не завершена на все 100%, то пользы от неё никакой не будет. Аджамила исполнял свои обязанности, обладая Сознанием Кришны лишь в небольшой степени, но в конце был вознаграждён сторицей, по милости Господа.
00:13:40 В «Шримад Бхагаватам» (1.5.17) есть по этому поводу чудесный стих: «Если человек откажется от материальной деятельности ради того, чтобы служить Кришне, но падает, не завершив этого пути, то чего он теряет? И в то же время если он будет в совершенстве осуществлять свою материальную деятельность, то что он достигнет?».
00:14:10 Как говорят христиане: «Какая польза человеку обрести весь мир, если он теряет свою вечную душу?». Материальные действия и их плоды кончаются вместе с телом, но деятельность, совершаемая в Сознании Кришны, снова приведёт человека к Сознанию Кришны в его следующей жизни.
00:14:34 По меньшей мере, ему обязательно будет дана возможность вновь родиться человеком в семье благородного, образованного брахмана или в семье богатой аристократии. И получить таким образом возможность для дальнейшего духовного прогресса. Таково уникальное качество любой деятельности, совершаемой в Сознании Кришны.
Текст 41
00:15:07 Текст 41.
vyavasāyātmikā buddhir
ekeha kuru-nandana
bahu-śākhā hy anantāś ca
buddhayo ’vyavasāyinām
00:15:11 Стоящие на этом пути решительны в своих намерениях и их цель едина, о возлюбленный сын Куру, разум тех, кто нерешителен, ветвист.
00:15:29 Комментарий: Сильная вера человека в то, что, благодаря Сознанию Кришны, он достигнет высшего совершенства в жизни, называется интеллектом вйавасайатмика. В «Чайтанья Чаритамрите» (Мадхья, 22.62) говорится: «Вера означает – неотступное стремление к чему-то возвышенному, тому кто занят служением Кришне нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, выполняя обязанности по отношению к семье, нации, человечеству в целом».
00:16:04 Деятельность, направленная на получение выгоды, обуславливается нашими прошлыми, хорошими и плохими поступками. Однако тот, чьё Сознание Кришны пробудилось, больше уже не должен стремиться в своей деятельности к положительному результату.
00:16:21 У того, кто пребывает в Сознании Кришны вся деятельность протекает на абсолютном уровне, поскольку над ней больше не довлеет двойственность добра и зла. Высшим совершенством в Сознании Кришны является отказ от материалистического представления о жизни. Это состояние достигается само собой в процессе постепенного развития Сознания Кришны.
00:16:48 Стойкость человека в Сознании Кришны основано на знании. Васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах. Человек обладающий Сознанием Кришны – это редкая добродетельная душа, совершенно осознавшая, что Васудева или Кришна – есть корень всех проявленных причин.
00:17:11 Подобно тому, как поливая корни дерева, человек тем самым питает водой и ветви и листья, так и действуя в Сознании Кришны он оказывает наивысшую услугу всем: себе, семье, обществу, стране и человечеству в целом. Если Кришна будет удовлетворён чей-либо деятельностью, то и все остальные будут удовлетворены также.
00:17:44 Лучше всего служить Господу, под умелым руководством духовного учителя, являющегося истинным представителем Кришны, знающим особенности ученика и умеющим направить его действия в верное русло Сознания Кришны. По существу, для того, чтобы хорошо овладеть Сознанием Кришны нужно действовать с твёрдостью и решимостью, подчиняясь представителю Кришны.
00:18:12 Исполнение указаний истинного духовного учителя следует считать главной целью своей жизни. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, в своих знаменитых молитвах обращённых к духовному учителю, даёт нам следующие наставления: «Удовлетворяя духовного учителя мы удовлетворяем Верховную Личность Господа. Без этого мы никогда не сможем подняться до уровня Сознания Кришны, поэтому нужно трижды в день возносить ему горячие молитвы, прося его милости, а также приносить ему почтительные поклоны».
00:18:55 Однако весь этот процесс, основывается на совершенном знании о душе, выходящим за пределы телесной концепции. Это знание не теоретическое, а практическое, оно даёт возможность положить конец деятельности, имеющей целью чувственное наслаждение. Тот же, кто не может сосредоточить свои мысли таким образом, будет действовать из материальных побуждений.
00:19:32 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:19:43 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:20:09 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena
romāñca -kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam