13.1-3 Природа, Наслаждающийся и сознание. 1

Радио Кришналока - 18 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:20 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 444 | скачано: 1427 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:23 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:10 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:42 Глава тринадцатая. Природа, наслаждающийся и сознание.

00:01:49 arjuna uvāca
prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
kṣetraṁ kṣetra-jñam eva ca
etad veditum icchāmi
jñānaṁ jñeyaṁ ca keśava

00:02:09 śrī-bhagavān uvāca
idaṁ śarīraṁ kaunteya
kṣetram ity abhidhīyate
etad yo vetti taṁ prāhuḥ
kṣetra-jña iti tad-vidaḥ

00:02:28 kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi
sarva-kṣetreṣu bhārata
kṣetra-kṣetrajñayor jñānaṁ
yat taj jñānaṁ mataṁ mama

Текст 1-2

00:03:16 Текст 1-2.
arjuna uvāca
prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
kṣetraṁ kṣetra-jñam eva ca
etad veditum icchāmi
jñānaṁ jñeyaṁ ca keśava
śrī-bhagavān uvāca
idaṁ śarīraṁ kaunteya
kṣetram ity abhidhīyate
etad yo vetti taṁ prāhuḥ
kṣetra-jña iti tad-vidaḥ

00:03:20 Арджуна сказал: «Мой дорогой Кришна, я хочу узнать о природе, о наслаждающемся, о поле и знающем поле, а также о знании и о цели познания».

00:03:39 Верховная Личность Бога сказал: «О сын Кунти, это тело именуется полем, того же, кто знает его, называют знающим поле».

00:04:18 Комментарий: Арджуна пожелал узнать, что такое пракрити или природа, пуруша – наслаждающийся, кшетра – поле, кшетра-гья – знающий поле, а также о знании и о предмете познания. Услышав, что Арджуна интересуется всем этим, Кришна объяснил, что тело называется полем, а тот кто знает тело, именуется знающим поле. Это тело является полем деятельности для обусловленной души. Обусловленная душа находится во власти материального существования и пытается установить своё господство над материальной природой. Поэтому, согласно своей способности, властвовать над материальной природой, обусловленная душа получает соответствующее поле деятельности. Этим полем деятельности является тело.

00:05:24 Что же представляет собой тело? Тело состоит из органов чувств. Обусловленная душа хочет наслаждаться, удовлетворяя свои чувства и согласно её способности наслаждаться, ей даётся тело, то есть поле деятельности. Поэтому тело – это кшетра или поле деятельности обусловленной души, а человек, отождествляющий себя с телом, называется кшетра-гья – знающий поле. Не трудно понять различие между полем и тем, кто знает его, между телом и знающим тело. Всякий человек способен увидеть, что от детства к старости, он претерпевает многочисленные телесные изменения и всё равно остаётся той же личностью. Таким образом существуют различия между тем кто знает поле и самим полем деятельности.

00:06:22 Таким образом, обусловленная душа может понять, что она отлична от тела. В начале «Бхагавад Гиты» говорится – «[дехино 'смин]» - живое существо пребывает теле и тело меняется от детства к отрочеству, от отрочества к юности и от юности к старости. Любой человек знает, что тело, которым он обладает, постоянно меняется. Иногда человек думает: «Я молодой», «Я старый», «Я – мужчина», «Я – женщина», «Я – собака», «Я – кошка». Но всё это телесные обозначения. На самом деле человек отличен от своего тела. Хотя мы используем многие внешние атрибуты, например, одежду и так далее. Но нам известно, что мы отличны от них. Точно также, немного поразмыслив, мы приходим к заключению, что мы отличаемся от своего тела.

00:07:52 В первых шести главах «Бхагавад Гиты» даётся описание живого существа, знающего тело и рассказывается о том, каким образом оно может осознать Всевышнего Господа. В следующих шести главах «Бхагавад Гиты» говорится о Верховной Личности Бога и о взаимоотношениях индивидуальной души и Параматмы в связи с преданным служением. В этих главах ясно определяется высшее положение Верховной Личности и подчинённое положение индивидуальной души. Живые существа занимают подчинённое положение при всех обстоятельствах, но забывая об этом они страдают. Когда их разум просветлён праведной деятельностью, они обращаются ко Всевышнему Господу в различных ситуациях, а именно: в страдании, в нужде, из любопытства и в поисках знания. Это так же объяснялось выше.

00:08:55 В этой и последующих главах, объясняется, каким образом живое существо вступает в контакт с материальной природой и как оно получает освобождение от Всевышнего Господа, через различные процессы: кармическую деятельность, развитие знания и преданное служение. Хотя живое существо отлично от материального тела, оно определённым образом становится с ним связанным, этому также даётся объяснение.

Текст 3

00:09:54 Текст 3.
kṣetra-jñaṁ cāpi māṁ viddhi
sarva-kṣetreṣu bhārata
kṣetra-kṣetrajñayor jñānaṁ
yat taj jñānaṁ mataṁ mama

00:09:56 Всевышний Господь сказал: «О потомок Бхараты, да будет тебе известно: Я знаю все тела, пребывая в них, а знанием именуется понимание этого тела и того, кто его познал, таково Моё мнение».

00:10:33 Комментарий: Обсуждая вопрос, касающийся этого тела, того кто его знает, души и Параматмы, мы находим три темы для изучения: Господь, живое существо и материальная энергия. В каждом поле деятельности, в каждом теле присутствует две души – индивидуальная и Верховная Параматма. Поскольку Параматма представляет собой полную экспансию Верховной Личности Господа Кришны, то Кришна говорит: «Я также знаю не одно индивидуальное тело, а все тела, Я присутствую в каждом теле в виде Параматмы, Сверхдуши».

00:11:20 Тот, кто изучает во всех подробностях вопрос о поле деятельности и о том, кто знает это поле, как это рекомендует «Бхагавад Гита», сможет обрести знание. Господь говорит: «Я знаю поле деятельности в каждом отдельном теле». Индивидуум может знать своё собственное тело, но он не обладает знанием других тел. Верховная Личность, присутствующая в каждом теле в виде Параматмы, знаёт всё о всех телах. Господь знает все тела, всех разнообразных форм жизни. Простой житель какой-либо страны, может знать всё о принадлежим ему участке земли, но правитель, знает не только собственный дворец, но также и все частные владения своих подданных. Подобно этому, человек может быть индивидуальным владельцем определённого тела, тогда как Всевышний Господь – владелец всех тел.

00:12:25 Царь – истинный обладатель царства, а гражданин – второстепенный. Точно так же Всевышний Господь – является высшим обладателем всех тел.

00:13:08 Тело состоит из органов чувств. Всевышний Господь – есть Хришикеша, что означает – владыка чувств. Он подлинный повелитель чувств, точно также как царь – повелевает всем тем, что происходит в государстве, а власть его граждан носит вторичный характер. Господь говорит: «Я также знаю…». Это означает, что Он знает все тела, тогда как индивидуальная душа обладает знанием лишь о своём конкретном теле. В Ведической литературе говорится: «Это тело называется кшетра, и в нём пребывает его владелец, а также Всевышний Господь, знающий, как это тело, так и его владельца». Поэтому говорят, что Он знает все поля.

00:14:03 Различие между полем деятельности, знающим деятельность и высшим властелином деятельности, описываются следующим образом. Совершенное знание о положении тела, индивидуальной души и Параматмы, называется в Ведической литературе – гьянам. Таково мнение Кришны. Знание заключается в понимании того, что душа и Параматма – суть одно, и всё же они отличны друг от друга. Человек, который не понимает поля деятельности и того, кто его знает, не обладает совершенным знанием. Нужно осознать положение пракрити – природы, пуруши – наслаждающегося природой и ишварой – который повелевает природой и индивидуальной душой. Эти понятия не следует смешивать. Нельзя путать художника, живопись и мольберт.

00:15:00 Этот материальный мир, то есть поле деятельности, представляет собой природу. Живое существо наслаждается природой, а над природой и живыми существами, стоит высший правитель, Личность Бога. На языке Вед (Шветашватара-упанишад, 1.12) это выражается так: «Есть три концепции Брахмана: пракрити – есть Брахман, как поле деятельности, а индивидуальная душа является Брахманом, который стремится управлять материальной природой, но во главе этих двух, стоит Высший Брахман – Он истинный правитель».

00:15:53 В этой главе будет также объясняться, что из двух знающих поле, одному свойственно ошибаться, а другой непогрешим. Один занимает главенствующее положение, а другой подчинённое. Тот, кто ошибочно отождествляет обоих знающих поле, считая их одним и тем же, противоречит Верховной Личности Бога, который со всей ясностью утверждает: «Я знаю поле деятельности». Человек, путающий верёвку со змеёй, не имеет знания. Существуют различные виды тел и различные владельцы тел. Так как каждая индивидуальная душа обладает индивидуальной способностью господствовать над материальной природой, то существуют различные тела. Однако Всевышний Господь также присутствует во всех них, как правитель.

00:16:51 Здесь слово ча указывает на всеобщую совокупность тел, так утверждает Шрила Баладева Видьябушана. Кришна – это Параматма, присутствующая в каждом теле без исключения, отдельно от индивидуальной души. Здесь Кришна со всей определённостью говорит, что Параматма властвует, как над полем деятельности, так и над ограниченным живым существом, которое наслаждается этим полем.

00:17:37 Сегодня вы прослушали стихи, с первого по третий, тринадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Природа, наслаждающийся и сознание».

00:17:52 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:18:03 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:29 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:18:57 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 06 November 2017