7.14-15 Неверующие люди – муддха и нарадхама
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:18 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:05 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:35 Глава седьмая. Знание Абсолюта.
00:01:41 śrī-bhagavān uvāca
mayy āsakta-manāḥ pārtha
yogaṁ yuñjan mad-āśrayaḥ
asaṁśayaṁ samagraṁ māṁ
yathā jñāsyasi tac chṛṇu
00:01:59 jñānaṁ te ’haṁ sa-vijñānam
idaṁ vakṣyāmy aśeṣataḥ
yaj jñātvā neha bhūyo ’nyaj
jñātavyam avaśiṣyate
00:02:13 manuṣyāṇāṁ sahasreṣu
kaścid yatati siddhaye
yatatām api siddhānāṁ
kaścin māṁ vetti tattvataḥ
Текст 14
00:02:59 Текст 14.
daivī hy eṣā guṇa-mayī
mama māyā duratyayā
mām eva ye prapadyante
māyām etāṁ taranti te
00:03:02 Всевышний Господь сказал: «Мою божественную энергию, состоящую из трёх гун материальной природы, очень трудно преодолеть, но тот, кто предался Мне, может легко из неё вырваться.»
00:03:33 Комментарий: Верховная Личность Господа обладает неисчислимыми энергиями и все эти энергии божественны. Живые существа являются частью Его энергий, поэтому их природа также божественна, но в следствии соприкосновения с материальной энергией их изначальные высшие способности оказываются закрыты.
00:04:01 Находясь под покровом материальной энергии, весьма трудно преодолеть её влияние. Как было указано ранее, и материальная природа, и природа духовная – вечны, так как проистекают от Верховной Личности Бога. Живые существа, принадлежат к извечной высшей природе Господа, но в результате осквернения низшей природой, материей, их иллюзия также извечна.
00:04:35 Поэтому обусловленная душа, называется нитья-баддха – или вечно обусловленная. Никто не может проследить историю её перехода в обусловленное состояние. В какой-то определённый момент развития материального мира. Поэтому её освобождение от оков материальной природы чрезвычайно трудно, хотя эта природа представляет собой низшую энергию. Это происходит потому, что материальная энергия в конечном счёте находится в подчинении высшей воли, преодолеть которую живое существо не в состоянии.
00:05:15 Низшая материальная природа определяется здесь как божественная, в следствии того, что она приводится в движение божественной волей. Низшая материальная природа, направляемая божественной волей, обладает удивительной способностью – строить и разрушать космическое проявление. Веды подтверждают это следующим образом: «Хотя майя – иллюзия и преходяща, в её основе Верховный Волшебник – Личность Бога Махешвара, Высший Правитель» - «Шветашватара-упанишад» (4.10).
00:05:59 Другое значение слова гуна – «верёвка», поэтому следует понимать, что обусловленная душа крепко связана верёвками иллюзии. Человек связанный по рукам и ногам не может освободиться самостоятельно. Ему нужна помощь того, кто не связан сам. Так как один связанный не может помочь другому, необходимо, чтобы спаситель был свободен, поэтому только Господь Кришны или Его истинный представитель в лице духовного учителя способны освободить обусловленную душу. Без такой высшей помощи живое существо не может освободиться от пут материальной природы. Преданное служение или Сознание Кришны поможет получить освобождение. Кришна – будучи властелином иллюзорной энергии способен приказать ей, освободить обусловленную душу.
00:06:59 Будучи безгранично милостив, по отношению к душе, предавшейся Ему, и в следствии Своей отцовской любви к живому существу, Господь повелевает освободить Его, поэтому предать себя лотосным стопам Господа, единственное средство для освобождения из оков суровой материальной природы.
00:07:46 Здесь важными являются слова – мам эва. Мам – означает «Мне», Кришне, а не Брахме или Шиве. Не смотря на то, что Брахма и Шива занимают очень высокое положение и находятся почти на одном уровне с Вишну, эти воплощения раджа-гуны и тама-гуны, то есть страсти и невежества. Они не способны предоставить освобождение обусловленной душе. Другими словами – и Брахма и Шива также находятся под влиянием майи, только Вишну является господином майи. Поэтому Он один может освободить обусловленную душу.
00:08:31 Веды также подтверждают это, словами: «Свобода возможна только через понимание Кришны» - «Шветашватара-упанишад» (3.8). Даже Господь Шива утверждает, что освобождения можно достичь только по милости Вишну. Господь Шива говорит: «Нет сомнения, что Господь Вишну даёт освобождение всем»
Текст 15
00:09:19 Текст 15.
na māṁ duṣkṛtino mūḍhāḥ
prapadyante narādhamāḥ
māyayāpahṛta-jñānā
āsuraṁ bhāvam āśritāḥ
00:09:22 «Последние негодяи, которые очень глупы, имеющие безбожную природу демонов и чьё знание украдено иллюзией, не предаются Мне.»
00:09:47 Комментарий: В «Бхагавад Гите» сказано, что просто склонившись к лотосным стопам Верховной Личности Бога Кришны, можно преодолеть суровые законы материальной природы. В связи с этим возникает вопрос: почему же эрудированные философы, учёные, бизнесмены, управляющие и прочие руководители обычных людей не склоняются к лотосным стопам Господа Кришны, всемогущей Личности Бога?
00:10:23 Предводители общества стремятся к мукти – освобождению от законов материальной природы и для достижения этого, они избирают различные пути, строют великие планы и проявляют большую настойчивость на протяжении многих лет и жизней. Но если освобождение можно обрести, просто склонившись к лотосным стопам Верховной Личности Господа, то почему же эти разумные лидеры, трудящиеся в поте лица, не прибегают к такому простому методу?
00:11:00 «Гита» отвечает на этот вопрос со всей прямотой: «Истинно учёные руководители общества, такие как Брахма, Шива, Капила, Кумары, Ману, Вьяса, Девала, Асита, Джанака, Прахлада, Бали и в более поздние времена – Мадхвачарья, Рамануджачарья, Шри Чайтанья и многие другие, являющиеся подлинными философами, политиками, просветителями и учёными, склоняются к лотосным стопам Верховной Личности Бога – высшей власти.
00:11:42 Те же, кто в действительности, не являются философами, учёными, просветителями, управляющими и т.д., но лишь выставляют себя таковыми, ради материальной выгоды, не признают замысла или пути Всевышнего Господа. У них нет представления о Боге, они лишь создают свои собственные мирские планы и из-за этого усложняют проблемы материального существования, своими тщетными попытками разрешить их».
00:12:14 Поскольку материальная энергия чрезвычайно могущественна, она способна препятствовать осуществлению эгоистических планов атеистов и расстраивать замыслы планирующих органов. Эти создатели планов описываются здесь словом – душкритинах – или «неверующий». Крити – означает «того, кто выполнил работу достойную поощрения».
00:12:44 Неверующие в Бога создатели замыслов, иной раз проявляют большой ум и также достойны похвалы, ибо любой обширный план, будь он плох или хорош требует для своего исполнения умственных способностей. Но поскольку мозг атеистов используется не по назначению, а в противопоставление замыслу Всевышнего. Такой, атеистически настроенный, создатель планов называется душкрити, что указывает на то, что его разум и старания неверно направлены.
00:13:21 В «Гите» ясно указывается, что деятельность материальной энергии всецело направляется Всевышним. Она не обладает независимостью. Её деятельность подобна движению тени, которая определяется движением предмета. Тем не менее, материальная энергия очень сильна и атеист, в силу своей безбожной природы, не способен понять, ни каким образом она действует, ни постичь замыслы Всевышнего. Под воздействием иллюзий, а также гун страсти и невежества, все его планы терпят крах, как это было в случае с Хираньякашипу и Раваной, не смотря на то, что с материальной точки зрения они оба являлись учёными, философами, правителями и просветителями.
4 категории неверующих
00:14:15 Далее описываются 4 различных категории душкритинах или «неверующих». Первая категория называется мудхи – это чрезвычайно глупые люди, надрывающиеся на тяжёлой работе, подобно вьючным животным. Такие люди желают наслаждаться результатами своего труда и не хотят поделиться ими со Всевышним. Типичным примером такого животного является осёл. Хозяин заставляет его тяжело трудиться, но в действительности, осёл даже не знает, для кого он день и ночь выполняет тяжёлую работу. Он довольствуется пучком травы, попавшем ему в желудок, непродолжительным сном, которому сопутствует страх – получить побои и удовлетворением своего полового желания, чреватого тем, что так называемая супруга, может несколько раз его лягнуть.
00:15:14 Осёл иногда поёт песни с философским содержанием, но эти ослиные крики, лишь причняют беспокойство окружающим. Таково положение глупого труженика, ищущего выгоду в своей работе и не понимающего для кого он должен трудиться. Он не знает, что карма, деятельность предназначена для ягьи – жертвоприношения.
00:16:04 Чаше всего люди, усиленно работающие день и ночь, дабы освободиться от бремени обязанностей, ими самими же созданных, говорят, что у них нет времени слушать о бессмертии души. Для таких глупцов материальная временная выгода является высшей целью жизни, не смотря на то, что они наслаждаются лишь очень малой частью плодов своего труда. Иногда они проводят бессонные дни и ночи в стремлении получить какие-то вещественные плоды своей работы. Плохо едят, страдают язвой и несварением желудка, всецело поглощённые круглосуточной работой ради своих мнимых хозяев. Не зная о своём истинном повелителе – эти тупые труженики теряют своё драгоценное время, служа мамоне.
00:17:01 К сожалению, они никогда не предаются высшему владыке всех владык и у них нет времени, для того, чтобы слушать о Нём из подлинных источников. Свиньи, поедающие навоз, равнодушно относятся к сладостям из сахара и масла, подобно этому глупые труженики без устали готовы слушать рассказы об этом, мерцающем, материальном мире, дающим жалкое чувственное удовлетворение. Они никогда не находят времени, чтобы узнать о вечной живой силе, которая движет этим миром.
00:17:43 Вторая категория душкрити или «неверующих», называется нарадхама – что означает «низшие среди людей». Нара – означает «человек», а адхама – означает «низший». Среди 8 400 000 различных видов живых существ имеется 400 000 форм человеческой жизни. Среди последних есть множество низших форм человеческих существ, которые в большинстве случаев не цивилизованны. К цивилизованным людям причисляют тех, которые следуют регулирующим принципам общественной, политической или религиозной жизни.
00:18:28 Люди развитые в социальном и политическом плане, но не имеющие религиозных принципов, также относятся к категории нарадхама. Кроме того религия без Бога не является религией по сути дела, ибо назначение религиозных принципов заключается в познании высшей истины и своих взаимоотношений с ней.
00:18:54 В «Гите», Всевышний Господь ясно говорит, что не существует авторитета выше Его, и что Он – является Высшей Истиной. Человеческая жизнь, в её цивилизованной форме предназначена для возрождения утраченного человеком сознания своей вечной связи с Высшей Истиной – Личностью Бога, Всемогущим Господом Кришной. Всякий, кто упускает эту возможность, относятся к категории нарадхама.
00:19:28 Мы узнаём из священных писаний, что дитя, пребывающее в чреве матери, где оно занимает очень неудобное положение взывает к Господу об освобождении и обещает поклоняться Ему, как только появится на свет. Молиться Богу будучи в трудном положении – естественный инстинкт, присущий живому существу, ибо оно находится в вечной связи с Богом. Однако после избавления от мук, ребёнок забывает о трудности рождения и о своём освободителе, будучи под воздействием майи – иллюзорной энергии.
00:20:08 Долг тех, на чьём попечении находятся дети состоит в том, чтобы восстановить божественное сознание – дремлющее в ребёнке. «Ману-смрити», являющееся руководством по религиозным принципам, предписывает десять очистительных обрядов, предназначенных для восстановления духовного сознания в рамках системы варнашрама. Однако в настоящее время ни один из этих обрядов нигде в мире не исполняется по всем правилам, поэтому 99,9% населения относятся к категории нарадхама.
00:20:48 Когда всё население становится нарадхама, то естественно, что так называемое образование полностью сводится на нет всесильной энергией материальной природы. Согласно критерию, установленному «Гитой», образованным человеком может считаться тот, кто равно смотрит на учёного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда. Таково видение истинного преданного Господа.
00:21:17 Шри Нитьянанда Прабху – инкарнация Всевышнего, как духовного учителя дал освобождение двум типичным нарадхама – братьям Джагаю и Мадхаю, и показал каким образом милость истинного преданного нисходит на нижайших из людей. Итак, нарадхама, наказанный по воле Личности Бога, может снова восстановить своё духовное сознание лишь по милости преданного Господа.
00:21:53 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:22:03 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:22:29 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:22:57 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 30 September 2017