Цитаты из лекций и ведических писаний

876 Где твое внимание – там и ты

У нас всегда есть выбор – в каком состоянии сознания находиться – в состоянии мухи или в состоянии пчелы. Пчела, она всегда ищет во всех обстоятельствах жизни, во всех людях, в ситуациях, она ищет мёд. А муха, она ищет «не мёд», побольше «не мёда» хочет найти. Самое интересное, что в этом мире очень много «не мёда», его легко найти, и, если на нём сосредотачиваться, то может даже показаться, что весь мир это сплошной «не мёд». Это вопрос концентрации – на чём сконцентрируешься.

875 Неудовлетворенность как стимул к развитию

Всё нормально в определённых дозах. Лекарство от яда отличает доза. Иногда в психологии впадают в крайности и пытаются лишить человека чувства вины полностью, или каких-то ограничений. «Ты не должен испытывать каких-то чувств, которые тебе неудобны», или ещё что. Почему не должен? Это же определённые маркеры, через которые с человеком мир разговаривает, что-то сигнализируя таким образом. Да, если есть какая-то неудовлетворённость, это куда-то нас подталкивает, куда-то ведёт. Мы не должны полностью «вырезать» беспокоящие нас чувства, превращаясь в такую «самодовольную свинюшку», которую ничто не беспокоит, и она «не парится» вообще. Не для этого человеческая жизнь предназначена, конечно, что-то нас должно изнутри мотивировать, что-то нас должно толкать, маяки должны быть, которые нам сигнализируют, что вот здесь что-то не так, здесь я не совсем поступила правильно по отношению к кому-то, у меня есть чувство вины. Ничего плохого в этом нет, плохо всё в крайностях.

Это как специи, они должны присутствовать, немножко перца или соли, или каких-то других специй – это нормально, это придаёт вкус. Но если мы бухнем в небольшую кастрюлю банку перца или банку соли, то понятно это испортит весь вкус, это уже не нормально. Тоже самое, и с неудовлетворённостью, с чувством вины; может быть есть ограничивающие вещи нас, то есть они присутствуют – это адекватные вещи. Они адекватные реальности, и их не надо полностью удалять, исключать из нашего арсенала. Но идея в том, что тут очень важно мера - «дьявол проявляется в крайностях». А мы живём в такое время, когда всё в крайностях, очень сложно найти что-то в равновесии, поэтому здесь нужно балансировать с этим чувством неудовлетворённости. Да, это хорошо, мы развиваемся, мы становимся лучшей версией себя, но в какой-то момент также нужно вместе с этим уметь практиковать и удовлетворённость, не только на одной неудовлетворённости двигаться; нужно уметь быть и удовлетворённым, и уметь останавливаться и ценить то, что есть, научиться двигаться вовнутрь себя, а не вовне. Такая неудовлетворённость также может быть и во внутреннем развитии, но, тем не менее, тут тоже нужно учиться определённому балансу.

874 Быть удовлетворённым важно

Освобождается так много энергии, когда ты перестаёшь хотеть того, что в твою жизнь не приходит, а начинаешь просто радоваться и быть удовлетворённым тем, что в твоей жизни есть и замечаешь, что так много всего уже дано.

873 Почему важно быть удовлетворённым

Зная ненасытную природу вожделения, очень важно культивировать такое качество как удовлетворённость. И, кстати говоря, я не так часто встречаю его в людях, именно вот такое внутреннее состояние удовлетворения. Очень много можно увидеть неудовлетворённых людей, им всё мало, им всего недостаточно: есть семья, есть там то, что они хотели. Но вот всё равно "что-то не хватает", "как-то не то", "не так, можно бы и лучше". Это также проявляется в воспитании с детьми, то есть родители не удовлетворены детьми. Допустим, дети хорошо учатся на «4», но, так или иначе, “а могли бы и получше!” - вот этого в воздухе, в атмосфере современного общества предостаточно. Постоянно витает этот дух неудовлетворения. Никто не удовлетворён ничем, хотя вот есть муж, есть жена, более или менее всё нормально, есть на что жить, как жить. 

Я не говорю, что есть деструктивные отношения, когда идёт абьюз полный, что-то выходящее за рамки, угрожающее нашей жизни, психике, здоровью и так далее; конечно, тут не нужно быть удовлетворённым. Тут нужно видеть проблему и её решать, не надо зарывать голову в песок - это своего рода слепота определённая. Но тут не об этом речь. Здесь идёт речь, когда более-менее всё нормально в нашей жизни, не угрожает ничего, но, тем не менее, вот этот внутренний зуд заставляет нас что-то искать, быть не умиротворённым, заставляя нас не быть довольным тем, что у нас есть. И есть определённые моменты, и об этом говорится в Ведах, которые удовлетворяют Верховную Личность Бога, то есть они относятся к служению. Вот это состояние живого существа, когда он удовлетворён своей жизнью, это один из факторов, который нравится Верховной Личности Бога.

872 Материальная и духовная природа желаний

Вожделение или материальные желаня невозможно удовлетворить, исполняя их. То есть в какой-то момент это нужно просто контролировать и прекратить. Это не означает, что мы полностью прекращаем что-то желать, это невозможно, потому что желание - это природа души, но у неё есть и другие желания помимо материальных. Есть материальная, есть духовная природа – это её истинные желания и желание любить. Изначальное желание любить относится к духовной природе, эта природа непосредственно связана с источником любви, с Верховной Личностью Бога, и через это мы можем реально любить и всех окружающих, и близких наших. Опять же, не означает, что духовная жизнь это «только я и Бог», бесспорно, все остальные также являются его частями, то есть Он также проявлен и в них - одно другому не противоречит.

Дело в том, что эти материальные желания, то есть всё, что касается нашего тела, и даже нашего ума, каких-то тонких амбиций нашего ложного эго, это не удовлетворяется никогда. Здесь нужно давать минимум. Какие-то потребности, которые у нас есть, нам необходимо их удовлетворить. Если этого не дать - ум взбесится, и тогда мы будем вынуждены это всё делать насильственным путём. Это подобно тому, как с диетами: кто-то хочет похудеть - он полностью прекращает всякое питание, потом срывается и начинает наедаться уже бесконтрольно. Поэтому тут важно понимать свою природу и давать себе то, что необходимо. Потому что природа - это Дайва Шакти, то есть это материальная природа. Это тоже божественная природа, и она сильнее нас. Если мы её подавляем, то будем вынуждены ей подчиниться, и тогда может, что называется, «сорвать нас с катушек», и опять же будет такое чрезмерное потребление.

Важен баланс, не давать огню вожделения разгораться слишком сильно, потому что он будет пожирать всё, он будет пожирать нашу внутреннюю энергию и будет приводить в состояние полной неудовлетворённости, такой уязвимости, стресса и всех негативных состояний. То есть мы будем ощущать себя, как будто нас поджаривают на огне, потому что желание имеет огненную природу. Очень важно не давать себе идти на поводу чужих желаний. Время, в которое мы живём, очень не сбалансированное и люди транслируют бесконечный поток желаний, он отовсюду льётся и нас всё это может захватить, приведя к такому внутреннему разрушению. 

871 К этому стремятся все

Говорится, что религия – это занять правильное положение. Мы живём в едином целом, которое, тем не менее, полно разнообразия и противоречий. Мы хотим обрести своё правильное положение. Каждый из нас стремится к красоте, блаженству, к расе, к счастью. Это присуще всем. Все нуждаются в максимальной расе, ананде. И никто не упрекнет вас в этом, потому что к этому стремятся все. Расо ваи саха. И наша последняя инстанция должна быть где-то там, наша высшая надежда. Это не господство над этим бренным миром и также не вхождение в нечто безличное, в бессознательное (в самадхи, саюджья-мукти). Но в полном сознании, имея высочайшее общение и обретая максимум удовлетворения, нашей внутренней нужды. К этому стремятся все.

870 Отвержение и принятие

Когда я был проповедником, я имел обыкновение говорить: Гаудия-матха объявил тоталитарную войну, абсолютное не сотрудничество с любимы разновидностями наслаждения или эксплуатаци, с подобными тенденциями и с тенденцией отречения также, с тенденцией отвергнуться. Зачем мы должны отвергаться, отрекаться? Мы должны отвергать дурное, только для того чтобы принимать более высокое, хорошее. Отречение разрушительно, деструктивно. Отвергнув всё, и я останусь в одиночестве. Если я отвергну всё, у меня не будет сознания окружающего мира, как это возможно? Как это мыслимо?

Необходимо принять всё, обращаться со всем подлинным, должным образом, в духе подлинных взаимоотношений. Это служение. Свет солнца, источник всего, Кришна. В связи с ним всё можно видеть должным образом. И можно видеть, что все являются друзьями, никто не является врагом. Всё дружественно по отношению ко мне, и никто не враждебен по отношению ко мне. Я хочу рассматривать всё под таким углом зрения, я хочу видеть в каждом друга, в связи с Господом, этим великим другом моего сердца. В связи с Ним - всё дружественно. И даже пока мы находимся во враждебных обстоятельствах, необходимо всё-равно помнить, по прежнему помнить, что за всем стоит воля того, кто является моим другом, моим хранителем. Всё, в конечном счете приходит с Его санкции, поэтому не следует переживать из-за многочисленных подозрений и страхов, опасений.

869 Золотой шанс

Мы достигли человеческой формы жизни. Если посмотреть на низшие творения, то мы увидим насколько находимся в безопасности. Я вынужден проходит все эти формы жизни: растение, насекомые, звери. Сейчас я нахожусь в этой цивилизованной человеческой форме. По милости некой неведомой силы я зашел настолько далеко! И здесь в этой форме я могу понять: что благо, а что его противоположность, где это. И почему нам нам не использовать этот шанс, чтобы обрести благое общение, общество и улучшить наше внутреннее состояние, используя возможности, которые есть в наших руках? Ведь в низшем творении, в других формах жизни такой шанс отсутствует! Этот шанс, благой, ценный шанс я получил, чтобы улучшить свою положение, возможность улучшить своё положение с помощью общения.

Насколько я понимаю величину моей ответственности? Она очень велика. Если мяч во время футбольного матча гоняют по средине поля, то публика не выказывает особых чувств, но если мяч подошел к самым воротам, вот-вот уже будет гол, и он в самый последний момент сорвался, люди на трибунах испытывают в крайней степени разочарование. Нечто в этом роде происходит и здесь. Если мы упустим этот шанс, предоставленный нам сейчас в человеческой форме, то будем вновь вынуждены рождаться дикарями, животными, и прочим. И какой будет моя судьба мне не известно. Когда мне вновь представится этот ценный шанс? Мы будем дальше беспомощно блуждать в океане жизни.

Сейчас в этой человеческой форме у нас в руках ценная возможность. И поэтому мы должны использовать её и общаться с теми возвышенными личностями, которые помогут нам улучшить наше положение настолько, насколько это возможно. Мы должны воспользоваться этим шансом, использовать этот шанс. Очень ценный шанс! Риши, духовные эксперты. Все они говорят об этом. Ты достиг человеческой формы жизни, ты достиг столь высокого положения и ты рискуешь тем, что вернешься обратно в низшие сферы жизни. Это будет величайшая трагедия.

Пожалуйста, осознайте какова ваша перспектива, примите её, освободитесь и достигните высшей цели жизни. Мы спасём вас, вы будете спасены, а иначе вы потеряетесь в неизвестном. Какая великая ответственность лежит на ваших плечах, ценное положение человеческой жизни! Используйте её максимальным образом. И тогда вас ждет величайшее достижение возможное для каждой души. Таков золотой шанс, золотая возможность.

868 Рецепт стабильности в нестабильное время

Как говорится в «Махабхарате», есть такое выражение — зло никогда не одолеет того, кто творит добро. В подтверждение этому так же есть выражение на бенгали, я не смогу его повторить, но скажу по-русски, что дхарма защищает того, кто защищает дхарму. И поэтому знание божественной природы, и знание, соответственно, как проявлена демоническая природа, следование божественной природе или проявлениям дхармы является наиболее надёжной защитой во все времена, особенно в период таких турбуленций, неспокойствия. Потому что дхарма всегда защищает того, кто защищает дхарму. Это и есть рецепт стабильности, особенно в нестабильные времена.

867 Идеи людей об Аде и Рае

Какой-то священник отправился в один бар. Он зашёл туда, там люди пили и он сказал: «Зачем вы пьёте? Вы отправитесь в ад!», а ему ответили: «Мать моя пьёт». Он сказал: «Мать твоя тоже отправится в ад», а ему ответили: «О, дед мой тоже пьёт», «Он тоже пойдёт в ад!», он сказал: «Все родственники, всё общество, все люди пьют понимаешь?», «Они все пойдут в ад!», «А в чём проблема? Я буду пить дальше, там все будут, мать моя там, дедушка там, всё общество там, а что тогда в аду плохого? А если в аду есть бар, то проблем не будет».

Это один взгляд на вещи. Это значит, что он очень глуп, и он не понимает, что ад будет адом, не важно сколько там народу соберётся. Он просто думает, что если все туда придут, то в чём будет проблема? Потому что люди не знают, что такое ад. Ладно... Шахта. Там то же самое произошло, священник туда пошёл проповедовать в эту шахту, и он сказал: «Если вы будете совершать грехи, то отправитесь в ад». И они сказали: «А как там в аду?», «Темно», «Но здесь тоже темно в шахте и света солнечного нет, ну конечно света солнечного нет, мы же в шахте работаем», «Там очень грязно!», «Что грязнее чем здесь?» и он думал: «Что же мне говорить то?», и он сказал: «Там нет газет!», «О! Серьёзно? Нет, мы не хотим совершать никакие греховные действия, потому что как же можно жить без газет?».

Так что идеи людей о аде, о рае совершенно искажены не соответствуют Шастрам. Они просто думают, что если к примеру там нет спагетти в духовном мире, то я туда не пойду, я просто буду продолжать служить Кришне в материальном мире, потому что здесь есть спагетти. Один итальянский преданный мне так и сказал. Он у меня спросил: «А есть ли спагетти в духовном мире?», я сказал: «Я не знаю. Не уверен». И после лекции я у него спросил: «Зачем ты такие вопросы смешные задаёшь? И ты должен философские какие-то вопросы задавать». И он сказал: «Прабху я вам искренне скажу: если спагетти в духовном мире нет, я туда не отправлюсь, я буду продолжать здесь проповедь. И проповедуя, я тоже могу за одно и спагетти есть»...

866 Таков путь

Сознание подразумевает начало наделенное свободой воли. Без свободной воли невозможно помыслить сознание. Точка сознания подразумевает очень уязвимое, ограниченное явление. Но эта точка света или точка луча наделена свободой воли. И эта точка есть личность, которая свободна, вольна выбирать ту сторону или эту сторону.

Одни выбирают ту сторону, другие эту сторону, находясь в состоянии пограничной сферы. Свобода выбора стоит за первым действием или первым шагом, приводящим на эту сторону бытия. Свобода выбора. Эта свобода есть врожденное явление. Это естество, природа живого существа, но в результате, в следствие мы видим: одни живые существа пользуются своим шансом и приходят на эту сторону, другие на ту сторону. Одни принимают покорность, другие хотят доминировать. И в целом идея тех, кто питает представление о доминировании, о господстве, входит в измерение эксплуатации.

И в последствие эксплуатация проецируется на свободу воли живого существа. И отсюда происходит все разнообразие и все развитие материального мира. Но точка отсчета такова, как было описано выше. Частица сознания есть и что есть материальное? Материальное подразумевает нечто возникающее в результате тенденции эксплуатации. Таков процесс развития. В результате живое существо становится порабощенным. И в этом процессе возникает великое разнообразие, многообразие. В начале это нечто очень тонкое, но результат таков, очень грубый и наглядный. Я ясно выражаюсь? Что вы думаете?

865 Особенность вожделения

Это определенное тупоумие такое. Ученые вывели, что такое есть только у людей. Даже у животных такого нет. Они проводили опыт с крысами, положили кусочек сыра и крыс пустили по лабиринту, чтоб они нашли кусочек сыра. Крысы находили, одни успешнее другие менее, в зависимости от состояния, возраста, видимо, этой крысы и так далее... Когда кусочек сыра вынимали, крысы переставали там бегать. Логично. Какие-то свои маленькие исследования в сравнительных функциях психики животных и людей ученые проводили в большом заброшенном спортивном зале, построив там такой же лабиринт и положив в центр лабиринта стодолларовую банкноту. Люди бегали по этому лабиринту, некоторые, в зависимости от своей какой-то особенной способности ориентироваться быстро её находили, кто-то медленнее. Ученые записали свои наблюдения, свои выводы, свои незначительные цифры, факты, и думали, что эксперимент закончился. По крайней мере, они так объявили в газетах и заколотили этот павильон досками, поскольку он был заброшен. Но опыт, оказывается, начался в этот самый момент! Когда утром экспериментаторы обнаружили отломанные доски у окон и дверей этого павильона. Ночью кто-то в темноте, в абсолютной темноте шарился по лабиринту по грязному, для того, чтобы найти… Не осталось ли там ста долларов! Представляете? И это парадоксальная особенность только человеческой психики (это называется особенность вожделения). Тупо продолжать прилагать усилия там, где вы на протяжении уже двадцати лет не получаете никакого результата...

864 Почему не работают аффирмации

Как говорится, оптимисты – это просто плохо информированные пессимисты. Почему? А потому, что материальный оптимизм не учитывает действия времени. Конечно, можно пытаться при помощи психотехник, каких-то аффирмаций так называемых позитивных установок, давать себе программу, что у меня всё о'кей, всё хорошо. Вам холодно, вы говорите что нет, мне жарко. У вас кошки на душе скребут, а вы говорите нет, у меня все окей, у меня всё отлично. Все эти такие искусственные попытки извне навязать себе позитивный такой подход – они не очень-то успешны потому что они исходят не из самой души, они рождены не из духовной энергии, не из духовного понимания. 

Например, у психологов есть такой простой тест – как отличить оптимиста от пессимиста. Они им дают листок бумаги, говорят «Пожалуйста, нарисуйте елочку». Вот, и, если человек оптимист, то он рисует ствол и ветки елочки справа и слева, вверх устремлены. Вот, а пессимист рисует, что эти ветки, они вниз обращены – это не верно. Если ветки вверх, как они на самом деле у елки-то и растут, значит, он оптимист. Но даже елочка оптимиста, она все равно будет срублена, когда наступает Новый год. Это армагедон, конец света для всех ёлочек. Вот, идет такая массовая так сказать вырубка всего этого. Поэтому даже когда люди пытаются в себе выращивать какой-то такой искусственный оптимизм, в материальном плане, этот оптимизм совершенно точно не учитывает действие времени.

863 Ошибочное представление о себе

Все, что мы сейчас переживаем в себе, является не более, чем неправильной концепцией, заблуждением. Но сейчас мы очень привязаны к этому. Мы очень привязаны к своему телу.

Наша сущность, то, кто мы есть сейчас, является не только чем-то похожим на нас. Это является нашей негативной частью айсберга. И все, что является продолжением этой сущности, является негативным продолжением. Негативное продолжение нас самих. Все, что мы знаем, весь наш опыт этого мира, все наши представления, всё это является негативным продолжением этого физического тела. Когда мы говорим о духовном теле, о духовном сознании, всё, чем мы будем обладать, будет обладать совершенно другой природой.

Мы хотим любви. Мы не можем без любви. Мы пытаемся даже получить её: пытаемся тереться об кого-то или обслюнявить кого-то в поцелуе. Почему? Потому что, это наша природа. Мы не можем без этого. Мы не можем жить без любви. Мы не можем жить без дружбы. Мы не можем жить без самопожертвования. Поэтому пытаемся всё это делать. Но пытаемся быть бабочкой в теле гусеницы. В этом основная проблема. Именно поэтому нас ждет разочарование в этом мире.

862 Когда наступает депрессия

Депрессия, что такое, кто знает? Отсутствие желания какого-либо, чего-либо. Хорошо, желание отсутствуют, но уже есть вещи в жизни, которые пришли согласно прошлым желаниям. Всё равно, как тут с депрессией? На самом деле, депрессия это просто неспособность радоваться тому, что имеешь. Вот она депрессия! Всё.Потому что никогда не бывает, чтобы живой человек не мог радоваться тому, что имеешь, и чтобы у него невозможно было найти, это «чего имеешь».

У меня есть близкий друг, он приходил на наши семинары и он работал прорабом в строительстве лет 20 назад и ему дорогие строители уронили на ногу плиту железобетонному, в результате чего, её там врачи собирали вообще просто из какого-то пюре из костей. И этот человек провел очень долгое время, полгода или год даже, провел в гипсе лёжа. Так вот, когда он видел людей, которые входили и выходили из палаты, и потом опять входили, он не завидовал людям, которые получали большие деньги, ему это не было так важно, фокус его внимания был на другом. Ему просто нравилось вспоминать, как он ходил. Ходил! Кто из вас лишён этой способности? Сейчас можете походить вдоволь, пешком даже домой сходить, погода хорошая. Да?

Оказывается, что для человека всегда есть объект радости, но самое страшное, когда эта «радовалка» больше не работает у нас, т.е. нечем радоваться. Но всё есть. Всегда есть чему радоваться. Но нечем... Нет механизма, который бы нам обеспечил связь с этими источниками радости.

861 Что происходит, когда дети вырастают?

Каждая мать думает, «этот ребенок будет со мной всегда!». Сама идея, что он «от меня уйдет», дает ей боль. Поэтому, она не хочет готовить себя к тому моменту, когда ребенок от нее уйдет,она не готова психически к этому. С самого начала она к этому была не готова, и не хотела об этом думать. Но время-то тикает, ребенок растет, там 10, 15, 20 лет и ребенок уходит. Вот с этого момента у матери возникают серьезные психические проблемы.Она не понимает больше, ради чего она живет. Она жила, у нее была идея жить ради ребенка, теперь нет этой идеи. Она начинает болеть...

Заметили, что в этом возрасте родители начинают более резко болеть, у них начинаются проблемы с умом,они больше не знают чем заняться в жизни. Поэтому они начинают требовать у своих детей кого? Внуков! «Ты ушла – отдай мне обратно другого ребенка. Я хочу дальше играть в маму» Идеи – это очень опасные вещи, потому что в идеях кроется карма. Как можно увидеть карму человека? Посмотрите на его идеи, какой идеей он живет.

Каждая женщина строит свою идею счастья, у неё есть это в голове. Есть своё представление, как нужно быть счастливым. И чаще всего, это представление о счастье очень эгоистично. Она считает, что: «Так... вот сейчас я рожу ребенка, я его выращу, мой муж построит мне дом, вот тут будут детишки бегать, внучата, я буду их пирожками кормить, я буду нянчиться...» Да? Какие-то свои там есть картинки. Но когда дети вырастают, всё происходит совершенно по-другому. Они уходят. И её идея счастья не воплощается в жизнь...

Вот тут начинаются серьезные проблемы в жизни. Родители уже считают, что их жизнь прошла зря, у неё начинаются серьезные психические отклонения. Они начинают лезть к своим детям, вторгаться в их личную жизнь. Такие слова, как «ты должна жить так», или «ты должен делать вот так», истерики начинают катать, требовать, и так далее. То есть, ведут себя распущенно, как дети малые.

860 Как связаны Любовь и Красота

Если вы встретили кого-то красивого и наутро можете еще о чем-нибудь думать, значит, это еще не Абсолютная Красота. Ищите дальше. Если после встречи с Абсолютной Красотой вы можете думать о работе, о детях, о семье, о выборах, значит, нужно искать дальше. Всё еще впереди.

Семена Любви и преданности есть у всех. Они в должный срок, независимо от нас дают всходы. Потребность любить, она живет в нас всегда. Она, то появляется на поверхность, то уходит под поверхность нашего сознания. Но эта внутренняя потребность любить, отдавать себя, она есть всегда и у всех. Сложность-то не в том, чтобы её вытащить, а в том, чтобы направить эти ростки Любви, ростки преданности в нужное русло, к тому самому Солнцу. Подлинная Любовь возможна по отношению к чему-то небывало красивому. Лишь оно может лишить нас рассудка.

Если мы вот этот росток любви, эту естественную тягу любить и отдавать направляем к кому-то, кто обладает каким-то величием, какой-то властью, всем, чем угодно, кроме необыкновенной Красоты, то мы губим свою Любовь в очередной раз. Это называется извращением или называется «по расчету». Когда человек взрослеет, у него появляется потребность любить, потребность жертвовать. Если он эту потребность предаёт, и направляет на того, у кого есть дача, машина, яхта, то он губит свою Любовь. Он её продает.


859 Процветание и успех как опасности материальной энергии

Люди, которые практикуют духовный образ жизни, считают, что нужно жить в так называемом балансе. Но тут нужно быть осторожным, что мы подразумеваем под этим словом. Особое материальное процветание, каких-то успехов добиваться. Очень часто можно заметить, что даже те, кто практикуют духовную жизнь, слишком уходят в материальный прогресс и как бы пропаганду такого образа жизни, хотя ничего против этого нет, естественно. Тут очень нужно быть осторожным с этим. Во многом всё зависит от кармы человека, если человеку с его прошлой жизни даётся какое-то процветание, даётся определённый уровень, то есть здесь принцип в том, что процветание должно приходить легко. Если это идёт естественно в твоей жизни, и ты это просто принимаешь и задействуешь для своего прогресса в определённых благих целях, то есть тебя это не портит, это не занимает так много твоей жизненной энергии. Тем не менее, это всё равно будет занимать твою жизненную энергию и с этим нужно всегда быть очень осторожным.

Кстати говоря, в ведической системе цари, которые обладали самыми большими ресурсами (естественно царю принадлежит всё, что находится в стране), над ними всегда находились Брахманы. Это считалось высшее сословие общества. Брахманы – это священнослужители, то есть духовные советники, духовные учителя, люди, которые жили по законам духа. Не просто это выражалось в словах, это был их образ жизни. Они контролировали царей, они находились над царями, они смотрели, чтобы материальная энергия не затуманила сознание человека, который находится в контакте с ней, который как бы подвергается такому риску, находясь с большим количеством материальной энергии. Потому чтопроцветание, деньги – это материальные энергии, материальные потоки и тут нужно быть достаточно сильным, чтобы уметь с этим совладать. Недаром, в Ведической системе деньги и материальное процветание называется Лакшми. Лакшми – это богиня процветания и она является супругой Вишну, она служит Ему, только Ему. И когда мы хотим владеть этой Лакшми полностью, не посвящая её Вишну, в обход её супругу, то, естественно, нас ожидает разрушение. И об этом говорит история из «Рамаяна» когда Равана хотел украсть Ситу, то есть он хотел украсть «процветание» и хотел сам стать Вишну, сам хотел стать её супругом, но это невозможно и он был уничтожен таким образом. И естественно, Лакшми покидает того, кто хочет эксплуатировать, наслаждаться ею в обход её супруга Вишну, то есть Верховной Личности Бога.

Поэтому это всё говорится к тому, что материальная энергия, всё вот это процветание, обладает огромной силой. И человеку нужно быть очень трезвым, ему нельзя подвергаться такому опьянению, потому что материальная энергия опьяняет и человек ощущает, что ему всё дозволено. И возникает ложное состояние всесильности и это его погубит. То есть когда человек переходит все границы, и он уже полностью опьянён этими возможностями, то это «начало конца» и есть такое выражение «когда Бог хочет наказать, он отнимает разум». Это происходит, когда человек опьянён возможностями, когда он опьянён бесконечным потоком желаний.

И есть также такая аксиома, что «все желания удовлетворить нельзя». И чем больше мы пытаемся, чем больше мы им служим, тем больше они разгораются. Это как в аналогии с огнём, «невозможно погасить огонь, подливая в него масло», то есть чем больше мы питаем наши желания, тем больше они разгораются. Есть такой один из Святых ведических, вайшнавских, он поёт в своём Баджане по поводу материальных желаний, что «всю жизнь я служил вам верой и правдой, но вы хлестали меня, и вы никогда не были довольны мной. Вы вели себя как безжалостные господа, и я служил Вам постоянно, но вы никогда не были мною довольны, вы всегда были со мной жестки, неудовлетворены, вы всегда хлестали меня своими кнутами, прося всё больше и больше. Чтобы я всё больше и больше вам служил». И такова природа вот этого вожделения или материальных желаний. Их невозможно удовлетворить, исполняя их, то есть в какой-то момент это нужно просто начать контролировать и прекратить.

858 Что делать, если родственники ведут себя демонически по отношению к моим убеждениям?

Если родственники ведут себя грубо и ругают за убеждения - мы часто освещали подобные вопросы. Здесь всё упирается в дистанцию. И в Ведах говорится, что демоны и божественные личности не находятся на одной территории. То есть, они находятся в разных местах. Но сейчас мы живём в такое время, что всё очень и очень смешано. Поэтому, нам приходится жить с людьми, которые смешанной природы; мы сами смешанной природы. Поэтому, очень важно учитывать эти моменты и действовать соответственно, то есть, важна дистанция. То есть, мы не можем изменить других родственников, мы не можем изменить ситуацию внешнюю, поэтому, нужно с ними взаимодействовать на их уровне, то есть, не надо раскрываться перед родственниками, не надо близко к ним подходить. Я имею в виду - эмоциональная дистанция важна. Их не надо посвящать во все нюансы нашей жизни, насколько это возможно - а это, в принципе, возможно: вы не обязаны отчитываться перед ними о своей философии, о своём образе жизни.

Сейчас много людей имеют разные пути, и поэтому тут каждый имеет право на свой. Поэтому, важно дать себе это право и не посвящать родственников в разные нюансы, по которым они могут как-то грубым образом «прокатываться». Поэтому, тут нужно самой для себя понять, какая дистанция - что говорить, во что их посвящать, и самому себе дать право быть тем, кто ты есть и не общаться близко с людьми, которые не понимают, которые враждебны, антагонистичны. Не ставить себя, не противопоставлять себя им, но в то же время, нормально признать за собой право и за ними право быть там, где вы есть, где вы хотите быть. И, насколько возможно, эти темы с ними не обсуждать, не давать им возможности нападать на вас там, где вы не хотите, чтоб они на вас нападали.

857 Желания должны быть контролируемы

Человеку, живущему в этом мире [особенно в женской форме жизни], необходимо исполнять какие-то потребности чувств. Мы не можем полностью выключить себя, отключить себя от этого. И это не происходит искусственным образом, то есть когда человека прекращает беспокоить поток желаний. Бесспорно, какой-то минимум мы должны исполнять, удовлетворять - это необходимость. Мы не можем искусственно имитировать совершенно аскетическую жизнь, без того, что какие-то наши желания будут удовлетворяться, исполняться. В этом есть определённая необходимость, потребность и это надо учитывать. Поэтому нельзя копировать аскетический образ жизни, который не соответствует нашей природе.

Допустим, женская природа подразумевает чуть больше такого чувственного аспекта: красота должно окружать, и в этом есть определённая необходимость, то есть женщине не рекомендуют суровые аскезы. Хотя, бесспорно, мы можем встретить в ведических писаниях такие эпизоды, случаи, когда женщина высшего плана – Богини - занимались аскезами, они себя посвящали этому в определённых этапах жизни, то есть этому тоже есть место. Но если у человека не достаточно внутренней силы, то лучше, конечно, не имитировать, не идти по чужому пути, как говорится в «Бхагавад-Гите», что «лучше выполнять свои обязанности пусть даже несовершенным образом, чем совершенным образом пытаться исполнять чужие обязанности».

Но идея здесь в том, что желание – это то, что должно быть контролируемо. И сама природа желаний сравнивается с огнём. И если мы будем искать аналогию в астрологии, то планета, которая отвечает за желания, в основном, ярко проявленный импульс желания – это Марс. И Марс – это такой изначальный импульс наших желаний. Он связан с огненной стихией. Желания обладают огненной природой, и поэтому как и огонь нужен для определённых целей, для каких-то определённых сфер нашей жизни, но всегда должен быть контролируемый. И мы знаем, что если у нас что-то стоит на плите, если мы включаем огонь, то за этим делом нужно обязательно следить, он не может сам по себе гореть и быть без контроля. То же самое относительно желаний, они обязательно должны быть контролируемые. Потому что чем больше желания не контролируемы, тем больше они разгораются, тем больше не контролируемой становится ситуация, то есть человек становится рабом своих желаний, поэтому с ними нужно быть очень осторожными.

856 Освобожденный мудрец

Освобожденный мудрец не заинтересован в событиях прошлого, настоящего и будущего, он смотрит на состояние мира с удивлением. Постоянно вовлеченный в действия, подобающие случаю, упрочившись в счастливой середине между крайними и противоположными точками зрения, он существует, отвергая любой вид обусловленности или намерения. Он твёрд в высшем состоянии наполненности, и потому не волнуется и не возбуждается от событий в мире. 

Во всех противостояниях он находится в нейтральной позиции, но при этом он одарен сочувствием и уважением ко всем, оставаясь незатронутым кажущимся миром. Если с ним заговорят, он отвечает просто и соответственно ситуации, если с ним не заговаривают, он молчит; он ничего не ищет и ничего не ненавидит. Мир его не задевает. 

Он говорит то, что верно для всех, и если его спрашивают, он убедительно объясняет свою точку зрения. Он знает, что соответствует и что не соответствует данному моменту. Он понимает точку зрения других людей. Он утвердился в высшем состоянии; оставаясь спокойным и бесстрастным в сердце, он удивленно смотрит на состояние мира. Таково состояние мудрых, достигших освобождения ещё в этой жизни.

855 Женская комната

Когда женщина одна живет, она позволяет себе одну комнату, как только замуж выходит – «до свидания» своя комната. Даже у тех, у которых большие квартиры, я спрашиваю. «Мы въехали в новую квартиру, праздник, радость-то какая!». У сына, говорит, комната, у мужа комната! Я говорю: « А у вас?». «Спальня». Я говорю: «Это не ваша комната. Спальня – это комната с мужем. Ваша комната где?» Тишина. Ну, как, кухня, говорит. Да, поздравляю. Стоило брать лизинг на 30 лет, чтобы на кухне провести все эти 30 лет.

Т.е. идея о том, что беречь отношения «неосознанной компетентностью», значит нужна своя комната, из которой я могу не выходить, пока не буду выглядеть так, какой хочу, чтобы меня увидел муж. Все. Никакой там спальни. Если я хочу, чтобы он меня увидел сразу, как я проснулась, значит, он увидит такой. Если я хочу, чтобы только красивой, причесанной, возможно накрашенной, не важно, такой тогда меня увидит. Традиции не было, меня лично, знаете, кто, Чернышевский научил. Если со школы помните Чернышевского, да, помните, такое есть «Что делать?». По-моему персонаж Анна Павловна ее звали. У нее была своя комната. Это традиции. Это древние, действительно. У женщины должна быть своя комната. Всегда. Это то место, где она должна бить посуду, где она должна рвать записки своего мужа, потому что она на него обижена. Может быть, я не знаю, по-разному. Там, где она должна привести себя в порядок, там, где она может быть в плохом настроении, где она может быть, когда она очень плохо выглядит, когда ее тело проходит определенные этапы, кризисы какие-то. Все. Там, где она может почитать, или побыть одна, если есть потребность. Туда, куда она может позволить прийти мужу, если она хочет.

Разные вещи, это естественно, и это не так экономически сложно. Это комплекс внутренний, что женщина не может себе позволить одну комнату. Люди покупают большие дома, и в них все равно нет комнаты женщины. Нет комнаты женщины.

854 Осознанность, здесь и сейчас

Наша жизнь, она только здесь и сейчас. И когда мы живем здесь и сейчас, то мы начинаем делать всё совершенным образом, то эта энергия, она течет через нас. Эта энергия сознания, божественного сознания, начинает течь через нас, и всё, с чем мы соприкасаемся, наполняется этой энергией. И один из принципов, чтобы быть успешным в жизни, что бы вы ни делали — нужно быть внимательным. Не так ли? Где вы можете достигнуть успеха невнимательно? Да нигде, практически, да? То есть, очень важна внимательность, концентрация — вы делаете всё осознанно. И тогда всё, что вы ни делаете, становится совершенным.

И эти мелкие вещи, они строят жизнь в итоге. Наша жизнь выстраивается, но всё начинается с мелких аспектов. И когда мы выходим из времени, мы только здесь и сейчас делаем, тогда мы соединяемся с этой энергией Божественности, Вечности. Ом Тат Сат — Вечность, Знание, Блаженство. Но для того, чтобы войти в это состояние, очень важно жить здесь и сейчас.

853 Мы сами выбираем с кем и о чем говорить

Мы должны просто проявлять смирение, терпение, не нужно сильно афишировать свои духовные воззрения. В Библии приводятся слова Иисуса Христа: «Не мечите бисер перед свиньями». Если вы чувствуете, что люди абсолютно не интересуются духовной жизнью, то вы имеете право просто молчать и ничего не говорить об этом. У каждого свои убеждения, у каждого свои воззрения, каждый имеет право на свободу. 

Но если вы чувствуете, что среди людей есть кто-то, кто вам сочувствует, кто вас понимает, то с этим человеком вы можете как-то побеседовать, рассказать ему что-то, раскрыть свою душу и помочь. Помочь этому человеку в духовной жизни. Тогда вы получите не только моральное удовлетворение, но и огромное духовное благо. В главе 18 «Бхагавад-гиты», мы её будем читать, Господь Кришна говорит: «Для меня нет никого дороже, чем тот, кто рассказывает эту истину обо Мне Моим преданным».

Вы должны просто ориентироваться на обстоятельства. Если среди окружающих вас людей нет понимания или эти люди атеисты, тогда самое простое – просто молча исполнять свои обязанности, делать своё дело, никому не навязывая своих взглядов. Если же вы чувствуете какое-то взаимопонимание, то с этим человеком или с несколькими вы можете поделиться.

852 Зачем нужно изучать демонические качества

Я напомню определения, какие качества относятся к демоническим натурам из Бхагавад Гиты. Итак: “Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество. Таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи”. Вот, казалось бы, таких шесть качеств, которые включают в себя определения того, кем является человек демонической природы. Но так или иначе мы можем обнаружить эти качества. Они могут проявляться как-то в нас, это не означает, что мы являемся демонами по своей природе. Дело в том, что в человеке преобладает, то и определяет его наклонности, его природу. Поэтому вот такие всплески этих чувств, качеств мы можем обнаружить.Это происходит определённое низшее влияние. Но если мы не находимся постоянно в этом состоянии, если это не является ведущими для нас чувствами или настроением, если мы можем это осознавать и контролировать, это означает, что демоническая природа всё-таки не одержала над нами полную победу. И поэтому для того, чтобы мы могли контролировать эти побуждения в себе, для того, чтобы мы их хорошо понимали, мы должны ознакомиться, то есть хорошо понять, как проявляется демоническая природа.