9.2-7 Самое сокровенное знание. 2

Радио Кришналока - 17 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:11:26 | качество: mp3 32kB/s 2 Mb | прослушано: 632 | скачано: 1545 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:03 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:32 Глава девятая. Самое сокровенное знание.

00:01:37 śrī-bhagavān uvāca
idaṁ tu te guhya-tamaṁ
pravakṣyāmy anasūyave
jñānaṁ vijñāna-sahitaṁ
yaj jñātvā mokṣyase ’śubhāt

00:01:55 rāja-vidyā rāja-guhyaṁ
pavitram idam uttamam
pratyakṣāvagamaṁ dharmyaṁ
su-sukhaṁ kartum avyayam

00:02:09 aśraddadhānāḥ puruṣā
dharmasyāsya paran-tapa
aprāpya māṁ nivartante
mṛtyu-saṁsāra-vartmani
Текст 2

00:02:42 Текст 2.
rāja-vidyā rāja-guhyaṁ
pavitram idam uttamam
pratyakṣāvagamaṁ dharmyaṁ
su-sukhaṁ kartum avyayam

00:02:46 Всевышний Господь сказал: Это знание – вершина всего познания, самая большая тайна из всех тайн, это самое чистое знание, поскольку оно даёт прямое восприятие сущности, через духовную реализацию и это совершенство религии. Оно извечно и его постижение наполняет человека счастьем.

00:03:29 Продолжение комментария: Преданное служение Господу, никогда не следует считать материальной деятельностью, хотя иногда может показаться, будто преданные делают то же самое, что и обычные люди. Однако, понимающий человек, знакомый с преданным служением Кришне, знает, что эта деятельность не имеет материального характера. Она духовна и не загрязнена гунами материальной природы. Деятельность в преданном служении столь совершенна, что её результаты проявляются немедленно.

00:04:12 У нас есть практический опыт, что любой человек, воспевающий святые имена Господа: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе», в смиренном состоянии духа, ощущает трансцендентное удовольствие и быстро очищается от всякой материальной скверны. Это можно увидеть на практике. Более того, если человек не только слушает, но и пытается распространять идею преданного служения Господу или содействует миссионерской деятельности Сознания Кришны, то он постепенно ощущает духовный прогресс.

00:04:58 Этот прогресс духовной жизни не зависит от предыдущего образования или подготовки любого рода. Сам по себе метод настолько чист, что просто следуя ему, человек постепенно очищается. В «Веданта-сутре» (3.2.26) это описывается следующими словами: «Преданное служение обладает такой силой, что, посвящая себя этой деятельности, человек достигает просветления». Пример тому можно увидеть в предыдущей жизни Нарада Муни, который был тогда сыном служанки. Он не имел высокого рождения и не получил образования, но когда его мать прислуживала великим преданным Господа, Нарада помогал ей, а в отсутствие матери прислуживал им сам.

00:05:55 Нарада говорит об этом в «Шримад Бхагаватам» (1.5.25) своему ученику Вьясадеве. Прислуживая этим великим преданным, в течении 4 месяцев, пока они гостили, он близко общался с ними. Иногда мудрецы оставляли пищу на тарелках и мальчик, мывший тарелки, однажды захотел попробовать эти остатки. Попросив разрешения, он вкусил эту пищу и сразу очистился ото всех кармических реакций. По мере того, как он продолжал есть остатки их пищи, сердце его стало столь же чистым, как и сердца этих преданных.

00:06:36 Великие мудрецы наслаждались постоянным служением Господу, слушая о Нём и воспевая Его славу, и Нарада постепенно развил в себе этот вкус. Далее, Нарада говорит, что общаясь с мудрецами, он развил в себе великое стремление к преданному служению Господу. В «Веданта-сутре» говорится: «Если человек посвящает себя преданному служению, то всё открывается ему само собой и он сможет всё понять». Нарада был сыном служанки. У него не было возможности ходить в школу. Он просто помогал своей матери и к счастью она прислуживала преданным Господа. Нарада получил такую же возможность и, благодаря общению с преданными, достиг высшей цели любой религии.

00:07:36 Высшей целью религии является преданное служение, как то утверждается в «Шримад Бхагаватам». Религиозные люди, как правило не знают, что высшим совершенством религии – является достижение стадии преданного служения. Как мы уже обсуждали это, относительно последнего стиха восьмой главы. Обычно для самореализации требуется Ведическое знание, но Нарада Муни, хотя он не имел духовного учителя, и не был обучен Ведическим принципам, получил то, к чему стремятся все изучающие Веды. Этот процесс обладает такой силой, что даже не выполняя регулярно религиозные обряды, человек может подняться до высшей ступени совершенства. Как это возможно? В Ведической литературе поясняется: «Тот, кто общается с великими ачарьями, даже если он необразован или не изучал Веды, получит всё знание необходимое для духовной реализации».

00:09:14 Процесс преданного служения Господу исполнен радостью. Почему? Преданное служение состоит из девяти процессов: шраванам, киртанам, вишну, то есть человек может просто слушать пение прославляющее Господа или посещать философские лекции о трансцендентном знании, которые читаются авторитетными ачарьями. Просто присутствуя на них, человек проходит обучение. Кроме того, он может вкушать остатки пищи, предложенной Господу, приятные и вкусные блюда. В любом случае преданное служение приносит радость. Человек может преданно служить Господу даже в самых бедных условиях. Господь говорит: «[patraṁ puṣpaṁ phalaṁ toyam]» - Он готов принять от преданного любое подношение – листок, цветок, плод или просто воду.

00:10:16 Любой человек, независимо от его социального положения в любом месте на этой планете может предложить Господу все эти блюда. Эти подношения будут приняты, если предложены с любовью и преданностью. В истории есть много тому примеров: «Вкусив листья туласи, предложенные подобным образом, лотосным стопам Господа великие мудрецы Кумары стали чистыми преданными». Поэтому процесс преданного служения очень приятен и ему можно следовать в радостном настроении. Господь принимает только любовь, с которой Ему приносят различные подношения. Здесь говорится, что преданное служение Господу существует вечно. Но философы маявади утверждают другое: они иногда обращаются к такому…
------------------------------------

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:01:00 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:28 Глава девятая. Самое сокровенное знание.

00:01:34 śrī-bhagavān uvāca
idaṁ tu te guhya-tamaṁ
pravakṣyāmy anasūyave
jñānaṁ vijñāna-sahitaṁ
yaj jñātvā mokṣyase ’śubhāt

00:01:52 rāja-vidyā rāja-guhyaṁ
pavitram idam uttamam
pratyakṣāvagamaṁ dharmyaṁ
su-sukhaṁ kartum avyayam

00:02:06 aśraddadhānāḥ puruṣā
dharmasyāsya paran-tapa
aprāpya māṁ nivartante
mṛtyu-saṁsāra-vartmani
Текст 4

00:02:44 Текст 4.
mayā tatam idaṁ sarvaṁ
jagad avyakta-mūrtinā
mat-sthāni sarva-bhūtāni
na cāhaṁ teṣv avasthitaḥ

00:02:48 Всевышний Господь сказал: Мною, в Моей непроявленной форме пронизана вся эта вселенная, все существа находятся во Мне, но Я не в них.

00:03:17 Комментарий: Верховная Личность Бога непостижим посредством грубых материальных чувств. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234) говорится: «Имя, слава, игры и развлечения Всевышнего Господа Кришны невозможно понять с помощью грубых материальных чувств. Это открывается только тому, кто занят преданным служением под соответствующим руководством». В «Брахма-самхите» (5.38) говорится: «Если развить в себе чувство трансцендентной любви, ко Всевышнему Господу Говинде, то можно постоянно видеть Его, как внутри, так и вне себя».

00:04:04 Таким образом для общей массы людей Он не виден. Здесь говорится, что Его нельзя воспринять посредством материальных чувств, не смотря на то, что Он всепроникающ и вездесущ. И всё таки, хотя мы и не можем Его видеть, всё пребывает в Нём. Как мы уже знаем из седьмой главы – всё материальное космическое проявление, представляет собой сочетание двух Его энергий – высшей духовной и низшей материальной. Подобно солнечному свету, распространяющемуся по всей вселенной, энергия Господа распространяется по всему творению и весь мир пребывает в этой энергии.

00:04:53 Однако, не следует делать вывод, что из-за вездесущности, Господь потерял Своё личностное существование. Чтобы опровергнуть это мнение, Господь говорит: «Я нахожусь всюду и всё во Мне и всё же, Я как бы в стороне».

00:05:15 Например: царь возглавляет правительство, которое представляет собой проявление Его энергии. Различные правительственные учреждения являются лишь энергиями царя и каждое из них поддерживается его могущество. Тем не менее нельзя ждать, что царь лично присутствует в каждом учреждении – это грубый пример. Подобным же образом – всепроявление, которое мы видим и всё, что существует, как в материальном, так и в духовном мире, основано на энергии Верховной Личности Бога. Творение имеет место, благодаря распространению Его различных энергий и как утверждается в «Бхагавад Гите» Он присутствует всюду, через Своё личностное проявление, распространение Своих разнообразных энергий.
Текст 5

00:06:40 Текст 5.
na ca mat-sthāni bhūtāni
paśya me yogam aiśvaram
bhūta-bhṛn na ca bhūta-stho
mamātmā bhūta-bhāvanaḥ

00:06:44 Смотри же на Моё волшебное богатство, хотя Я поддерживаю все живые существа и хотя Я повсюду, но всё сотворённое, не покоится во Мне, Я не принадлежу этому космическому проявлению, ибо Я Сам источник творения.

00:07:28 Комментарий: Господь говорит, что всё покоится на Нём. Не следует понимать это ошибочно. Господь не связан непосредственным образом с поддержанием этого космического проявления. Иногда нам встречается изображение атласа, который держит земной шар на своих плечах. Он выглядит весьма усталым, держа такую огромную планету. Этот образ нельзя сравнивать с тем, как Кришна поддерживает Им вселенную. Он говорит, что хотя всё покоится на Нём, и всё же Он находится в отдалении.

00:08:11 Планетные системы плавают в пространстве и это пространство – энергия Всевышнего Господа, но Он не является пространством. Его положение иное. Поэтому Господь говорит: «Хотя они располагаются на моей непостижимой энергии, Я, будучи Верховной Личностью Бога, стою в стороне». В этом непостижимое могущество Господа. В Ведическом словаре «Нирукти» говорится: «Всевышний Господь предаётся непостижимо чудесным играм и развлечениям, проявляя Свои энергии, Он обладает различными могущественными энергиями и Его решения становятся свершившимся фактом». Именно так следует понимать Верховную Личность Бога.

00:09:08 Мы можем захотеть что-то сделать, но к этому пути возникает много препятствий, поэтому иногда мы не можем сделать то чего хотим Но когда Кришна хочет что-либо сделать, то под воздействием лишь одной Его воли всё происходит самым совершенным образом и никто не может понять, как это осуществляется. Господь объясняет это следующим образом: хотя Он и поддерживает всё материальное проявление, но Сам Он не касается Его. Всё творится поддерживается и сохраняется, просто благодаря Его высшей воле. Нет различия между Его разумом и Им Самим, в отличии от нас и нашего материального разума, потому что Он – Абсолютных Дух.

00:10:03 Господь одновременно присутствует во всём, но обы кновенный человек не в состоянии понять Его присутствия как личности. Он отличен от этого материального проявления и тем не менее – всё держится на Нём. Это объясняется здесь, как йогам аишварам – мистическая сила Верховной Личности Бога.
Текст 6

00:11:06 Текст 6.
yathākāśa-sthito nityaṁ
vāyuḥ sarvatra-go mahān
tathā sarvāṇi bhūtāni
mat-sthānīty upadhāraya

00:11:09 Как могучий ветер дует повсюду, оставаясь всегда в пространстве, так и все сотворённые существа всегда находятся во Мне.

00:11:42 Комментарий: Для обычного человека почти непостижимо, каким образом огромное материальное творение существует во Всевышнем Господе, но Господь даёт пример, которые помогает нам это понять. Небо возможно наибольшее проявление доступное нашему пониманию и в этом небе ветер или воздух – наибольшее проявление в космическом пространстве. Движение воздуха влияет на движение всего остального, но хотя ветер могуч, он всё же существует в пределах неба. Подобным же образом, все изумительные космические проявления существуют по высшей воле Бога. И все они подчинены Ему.

00:12:33 Как мы зачастую говорим: «И травинка не шелохнётся, если Верховная Личность Господа того не пожелает». Итак, всё движется по Его воле, по Его воле всё творится, сохраняется и уничтожается и всё же Он стоит в стороне от всего, как небо отстранено от движения ветра. В Упанишадах говорится: «Ветер дует из страха перед Всевышним Господом» (Тайттирия-упанишад, 2.8.1), «В соответствии с высочайшим повелением, под наблюдением Верховной Личности, Луна, Солнце и другие великие планеты совершают своё движение» (Брихад-араньяка-упанишад 3.8.9).

00:13:19 В «Брахма-самхите» (5.52) говорится: «Солнце является глазом Всевышнего Господа и оно наделено могучим свойством – распространять тепло и свет и всё же оно движется по своей орбите, согласно приказу и высшей воле Говинды». Итак, в Ведической литературе мы можем найти тому подтверждение, что всё это материальное проявление, представляющееся нам чудесным и непостижимым находится в полной власти Верховной Личности Господа. Это будет объясняться последующих стихах настоящей главы.
Текст 7

00:14:31 Текст 7.
sarva-bhūtāni kaunteya
prakṛtiṁ yānti māmikām
kalpa-kṣaye punas tāni
kalpādau visṛjāmy aham

00:14:33 О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят в Мою природу, а в начале следующей, благодаря Моему могуществу, Я творю их вновь.

00:15:11 Комментарий: Творение, сохранение и уничтожение материального космического проявления зависит от высшей воли Личности Бога. «В конце эпохи» - означает «со смертью Брахмы». Брахма живёт сто лет и один его день равен 4 300 000 000 наших Земных лет. Его ночь имеет ту же продолжительность. Его месяц состоит из тридцати таких дней и ночей, а год равен 12 месяцам. Через каждые сто таких лет, когда Брахма умирает, происходит уничтожение вселенной.

00:15:56 Это означает, что энергия, проявленная Всевышним Господом, опять возвращается в Него. Затем, когда бывает необходимо, вновь проявить этот космический мир всё происходит по воле Всевышнего Господа. Ведический афоризм гласит: «Хотя Я один, но Я стану многим» - «Чхандогья-упанишад» (6.2.3). Господь распространяет Себя через эту материальную энергию и всё космическое творение вновь проявляется.
Текст 8

00:16:57 Текст 8.
prakṛtiṁ svām avaṣṭabhya
visṛjāmi punaḥ punaḥ
bhūta-grāmam imaṁ kṛtsnam
avaśaṁ prakṛter vaśāt

00:17:00 Весь космический порядок находится в Моей власти, по Моей воле он проявляется снова и снова и по Моей же воле он уничтожается в конце.

00:17:30 Комментарий: Эта материя – проявление низшей энергии Верховной Личности Бога. Это уже объяснялось несколько раз. При творении материальная энергия высвобождается как махат-таттва, в которую Господь входит, как Его первая Пуруша инкарнация – Махавишну. Он покоится в Причинном океане и выдыхает бесчисленное множество вселенных. В каждую вселенную Господь снова входит, как Гарбходакашайа-Вишну. Далее Господь проявляет Себя, как Кширодакашайа-Вишну и этот Вишну входит во всё, даже в мельчайшие атомы. Каждая вселенная творится таким образом.

00:18:23 Что касается живых существ, то они наполняют эту материальную природу, в зависимости от их прошлых деяний и занимают различные положения. Так начинается деятельность этого материального мира. Деятельность различных видов живых существ, начинается с самого первого момента сотворения. Неверно, что всё возникает в результате эволюции. Разные виды живых существ творятся сразу вместе со всей вселенной: люди, животные, звери и птицы, всё творится одновременно, ибо желание, которое живые существа имели в момент прошлого уничтожения вновь проявляются.

00:19:10 Здесь ясно утверждается, что живые существа не имеют ничего общего с этим процессом. Положение в котором они находились в прошлой жизни, в период прошлого творения, проявляется снова и всё это осуществляется лишь по Его воле. В этом непостижимое могущество Верховной Личности Господа. Но после творения различных видов жизни, Он уже никак не связан с ними. Творение осуществляется для того, чтобы дать возможность проявиться различным наклонностям живых существ и поэтому после акта творения Господь уже в него не вмешивается.

00:19:58 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:20:10 [Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку]
saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:20:36 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:21:04 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 25 September 2017