15.1-4 Йога Верховной личности

Радио Кришналока - 18 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:19:52 | качество: mp3 32kB/s 4 Mb | прослушано: 493 | скачано: 1415 | избрано: 20
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы, поведанное Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:39 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:02 Глава пятнадцатая. Йога Верховной Личности.

00:01:09 śrī-bhagavān uvāca
ūrdhva-mūlam adhaḥ-śākham
aśvatthaṁ prāhur avyayam
chandāṁsi yasya parṇāni
yas taṁ veda sa veda-vit

00:01:30 adhaś cordhvaṁ prasṛtās tasya śākhā
guṇa-pravṛddhā viṣaya-pravālāḥ
adhaś ca mūlāny anusantatāni
karmānubandhīni manuṣya-loke

Текст 1

00:02:22 Текст 1.
śrī-bhagavān uvāca
ūrdhva-mūlam adhaḥ-śākham
aśvatthaṁ prāhur avyayam
chandāṁsi yasya parṇāni
yas taṁ veda sa veda-vit

00:02:25 Верховная Личность Бога сказал: Говорится, что есть бессмертное дерево баньян, корни которого направлены вверх, а ветви вниз, а его листья – Ведические гимны. Тот, кто знает это дерево, познал Веды.

00:03:14 Комментарий: После того как было обсуждено значение бхакти-йоги, может возникнуть вопрос о Ведах. В этой главе объясняется, что цель изучения Вед – постижение Кришны. Поэтому, находящийся в Сознании Кришны и занятый преданным служением, по сути уже познал Веды. Хитросплетение материального мира здесь сравниваются с деревом баньян. Для того, кто занят кармической деятельностью, это дерево бесконечно. Человек блуждает с одной ветви на другую, со второй на третью, с третьей на четвёртую и т.д.

00:03:57 Дерево этого материального мира не имеет конца и у человека, привязанного к нему нет возможности освободиться. Ведические гимны, предназначенные для духовного воспитания человека, считаются листьями дерева. Корни его растут вверх, ибо берут начало с высшей планеты этой вселенной, на которой обитает Брахма. Если человек сумеет понять природу вечного дерева иллюзий, он сможет из него выбраться.

00:04:32 Необходимо полностью осознать процесс освобождения. В предыдущих главах объяснялось, что есть много способов освободиться из материальных оков и везде мы видели, что преданное служение Всевышнему Господу наилучший путь. Основным принципом преданного служения является отрешённость от материальной деятельности и привязанность к трансцендентному служению Господу.

00:05:00 Процесс уничтожения привязанности к материальному миру обсуждается вначале этой главы. Корень материального существования растёт вверх. Это означает, что он начинается из всеобщей материальной субстанции с высшей планеты вселенной. От неё расходится вся вселенная со множеством ветвей, представляющих различные планетные системы. Плоды на дереве представляют результаты деятельности живых существ, а именно: религию, экономическое развитие, чувственные удовлетворения и освобождение. В материальном мире нет примера подобного дерева, расположенного ветвями вниз и корнями вверх, но тем не менее, оно существует. Такое дерево можно найти возле водоёма. Не трудно заметить, что у деревьев, отражённых в воде, ветви направлены вниз, а корни вверх.

00:06:02 Иными словами, дерево этого материального мира лишь отражение истинного дерева духовного мира. Это отражение духовного мира покоится на желании, точно так же как отражение дерева на воде. Желание – причина того, что вещи пребывают в отражённом, материальном свете. Тот, кто хочет выбраться из материального существования, должен тщательно изучить это дерево, путём аналитического исследования, тогда он сможет разорвать свою связь с ним.

00:07:06 Это дерево, будучи отражением подлинного дерева, является его точной копией. В духовном мире имеется всё. Имперсоналисты считают Брахман – корнем материального дерева, а из корня согласно философии санкхья, происходит Пракрити, Пуруша, три гуны, пять грубых элементов, 10 чувств, ум и т.д. Таким образом, они делят весь материальный мир на 24 элемента. Если Брахман – это центр всех проявлений, то окружность вокруг него можно разделить на две половины – первая из них – материальный мир, а другая – духовный. Материальный мир – это искажённое отражение, поэтому духовный мир должен обладать тем же многообразием, но он существует реально. Пракрити – это внешняя энергия Всевышнего Господа, а Пуруша – Сам Господь и это объясняется в «Бхагавад Гите». Так как это проявление материально, то оно естественно временно.

00:08:17 Отражение всегда имеет временный характер, ибо иногда его можно видеть, а иногда нет. Но источник, откуда оно берёт начало, вечен. Материальное отражение дерева должно быть отсечено. Когда говорят, что человек знает Веды, предполагают, что он обладает знанием, как уничтожить привязанность к этому материальному миру. Если человек знает этот процесс, то он действительно познал Веды. Тот, кто привлечён ритуальными положениями Вед, очаровывается изумительными зелёными листьями дерева. Такой человек не знает истинного предназначения Вед. Цель Вед, как определено Самим Господом, состоит в том, чтобы срубить это отражённое дерево и достичь настоящего дерева духовного мира.

Текст 2

00:09:54 Текст 2.
adhaś cordhvaṁ prasṛtās tasya śākhā
guṇa-pravṛddhā viṣaya-pravālāḥ
adhaś ca mūlāny anusantatāni
karmānubandhīni manuṣya-loke

00:09:56 Ветви этого дерева простираются вниз и вверх, питаемые тремя гунами материальной природы, а его веточки – это объекты чувств. У этого дерева есть корни идущие вниз, они связаны с кармической деятельностью человеческого общества.

00:10:36 Комментарий: Здесь даётся дальнейшее описание дерева баньян. Его ветви раскиданы во всех направлениях. В нижней части дерева находятся разнообразные проявления живых существ, такие как люди, звери, лошади, коровы, собаки, кошки и так далее. Они располагаются на нижних частях ветвей. В то время, как на верхних, располагаются высшие формы живых существ – полубоги, гандхарвы и множество других высших видов жизни. Подобно тому, как обычное дерево орошается водой, это дерево питается тремя гунами материальной природы. Иногда участок земли бесплоден из-за недостатка воды, а иногда покрыт пышной зеленью. Подобным же образом, там где гуны материальной природы пропорционально увеличиваются, там и различные виды жизни проявляются в большей степени.

00:11:40 Маленькие ветки дерева считаются объектами чувств. Путём развития различных гун природы, мы развиваем различные чувства и с их помощью наслаждаемся чувственными объектами. Кончики веток – это органы чувств: уши, нос, глаза и т.д., привязанные к наслаждению всевозможными чувственными объектами. Ветки – это объекты чувств, а именно: звук, форма и объекты осязания. Боковые корни – это привязанности и отвращения, побочные продукты различных видов страдания и чувственных наслаждений. Таким образом у нас развиваются привязанность и неприязни. Склонность к добродетели и нечестивости развиваются из этих побочных корней, расходящихся во всех направлениях. Исходный корень идёт из Брахма-локи, а другие корни находятся в планетных системах, где обитают люди.

00:12:46 После того, как человек насладится на высших планетных системах, результатами своих благочестивых дел, он опускается на Землю и возобновляет свою кармическую деятельность, чтобы подняться снова. Эта планета людей считается полем деятельности.

Тексты 3-4

00:13:31 Тексты 3-4.
na rūpam asyeha tathopalabhyate
nānto na cādir na ca sampratiṣṭhā
aśvattham enaṁ su-virūḍha-mūlam
asaṅga-śastreṇa dṛḍhena chittvā
tataḥ padaṁ tat parimārgitavyaṁ
yasmin gatā na nivartanti bhūyaḥ
tam eva cādyaṁ puruṣaṁ prapadye
yataḥ pravṛttiḥ prasṛtā purāṇī

00:13:34 Всевышний Господь сказал: В этом мире нельзя постичь истинную форму этого дерева, никто не может понять, где оно оканчивается, где начинается и где его основание, но необходимо со всей решимостью срубить это глубоко укоренившееся дерево оружием отречения. После этого надо найти то место, достигнув которого никто и никогда не возвращается назад, и там предаться Верховной Личности Господа с которого всё началось и от которого всё распространилось с незапамятных времён.

00:14:57 Комментарий: Здесь ясно указывается, что настоящая форма этого баньянового дерева не может быть познана в материальном мире. Так как корень дерева направлен вверх, то реальное дерево продолжается с другого конца. Запутавшись в материальных экспансиях этого дерева, человек не может увидеть, насколько далеко оно простирается и где его основание. Но всё таки нужно найти исходную причину. Я – сын своего отца, а мой отец – сын своего отца и так далее. Продолжая таким образом можно прийти к Брахме, которого сотворил Гарбходакашайа-Вишну. Когда таким путём человек наконец приходит к Верховной Личности Господа, он достиг цели своих поисков. Необходимо найти источник этого дерева – Верховную Личность через общение с людьми, которые обладают знанием о Верховной Личности.

00:16:03 Обретя понимание, человек постепенно отрешается от ложного отражения реальности и с помощью этого знания может порвать связь с ним и найти своё место на истинном дереве. В этой связи очень важно слово asaṅga так как привязанность к удовлетворению чувств и господство над материальной природой очень сильна. Поэтому нужно научиться отрешённости, обсуждая вопросы духовной науки, основанной на авторитетных писаниях и слушать людей, обладающих истинным знанием. В итоге таких бесед, в общении с преданными Господа, человек приходит к Верховной Личности Бога. Тогда первое, что следует сделать – это предаться Ему.

00:16:54 Здесь даётся описание места, отправившись в которое, живое существо не возвращается к иллюзорному отражённому дереву материального мира. Верховная Личность Господа, Кришна – это исходный корень, из которого всё возникло. Чтобы добиться благосклонности Личности Бога необходимо просто предаться Ему и это достигается преданным служением, то есть слушанием о Господе, воспеванием Его имён и так далее.

00:17:27 Бог является причиной распространения материального мира. Это объяснялось Им Самим: [Ahaṁ sarvasya prabhavaḥ] – «Я – источник всего». Поэтому чтобы вырваться из пут этого баньянового дерева материальной жизни, необходимо предаться Кришне. Как только человек предаётся Кришне, он естественным образом отрешается от материального проявления.

00:18:11 Сегодня вы прослушали стихи с первого по четвертый, пятнадцатой главы «Бхагавад Гиты», «Йога Верховной Личности».

00:18:25 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку

00:18:36 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:19:02 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:19:29 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 December 2017