15.16-20 Йога Верховной личности

Радио Кришналока - 18 July 2010
запись эфира для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:24:14 | качество: mp3 32kB/s 5 Mb | прослушано: 367 | скачано: 1350 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.

00:00:37 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа

00:01:01 Глава пятнадцатая. Йога Верховной Личности.

00:01:07 śrī-bhagavān uvāca
ūrdhva-mūlam adhaḥ-śākham
aśvatthaṁ prāhur avyayam
chandāṁsi yasya parṇāni
yas taṁ veda sa veda-vit

00:01:28 adhaś cordhvaṁ prasṛtās tasya śākhā
guṇa-pravṛddhā viṣaya-pravālāḥ
adhaś ca mūlāny anusantatāni
karmānubandhīni manuṣya-loke

Текст 15

00:02:19 Текст 15.
sarvasya cāhaṁ hṛdi sanniviṣṭo
mattaḥ smṛtir jñānam apohanaṁ ca
vedaiś ca sarvair aham eva vedyo
vedānta-kṛd veda-vid eva cāham

00:02:22 Всевышний Господь сказал: Я пребываю в сердце каждого и от Меня исходит память, знание и забвение. Цель всех Вед – познать Меня. Это Я составил Веданту и Я знаю Веды.

00:02:53 Продолжение комментария: Как только живое существо оставляет своё тело, то забывает о прошлом, но оно снова начинает действовать побуждаемое Всевышним Господом. Не смотря на его забывчивость, Господь даёт ему разум, позволяющий возобновить его деятельность, с того момента, где она прервалась в его предыдущей жизни. Таким образом, живое существо не только наслаждается и страдает, по указаниям Всевышнего Господа, пребывающего в его сердце, но и получает от Него возможность постичь Веды. Если человек серьёзно намерен понять ведическое знание, то Кришна даёт ему разум, необходимый для этого.

00:03:44 Почему Господь предоставляет живым существам ведическое знание? Потому что каждому живому существу в отдельности, необходимо осознать Кришну. Ведические источники это подтверждают. Во всей ведической литературе, начиная с четырёх Вед, «Веданта-сутры», «Упанишад» и «Пуран», воспеваются достоинства Всевышнего Господа. Его можно достичь, совершая ведические обряды, обсуждая философию Вед и поклоняясь Господу в преданном служении. Таким образом назначение Вед – это постижение Кришны. Веды дают нам указание, как постичь Кришну и описывают процесс Его осознания. Конечная цель – это Верховная Личность Господа. «Веданта-сутра» (1.1.4) подтверждает это следующими словами…

00:04:43 Совершенства можно достичь, пройдя через три стадии – через понимание ведической литературы человек может осознать свою связь с Верховной Личностью, следуя различным духовным процессам, человек может приблизиться к Нему и в конце концов он может достичь конечной цели – Верховной Личности Бога. В этом стихе ясно определяется назначение и смысл Вед.

Текст 16

00:05:32 Текст 16.
dvāv imau puruṣau loke
kṣaraś cākṣara eva ca
kṣaraḥ sarvāṇi bhūtāni
kūṭa-stho ’kṣara ucyate

00:05:35 Есть два вида существ – те, которые подвержены ошибкам и непогрешимые. В материальном мире каждое живое существо подвержено ошибкам, а в духовном мире каждое существо непогрешимо.

00:06:07 Комментарий: Как уже объяснялось, Господь, явившись в образе Вьясадевы составил «Веданта-сутру». Здесь Господь излагает вкратце содержание «Веданта-сутры». Он говорит, что живые существа, а их – бесчисленное количество могут быть разделены на два класса: подверженные ошибкам и непогрешимые. Живые существа являются вечно отделёнными составными частичками Верховной Личности. Когда они соприкасаются с материальным миром, они называются джива-бхута. Санскритские слова, приведённые здесь, означают, что они склонны ошибаться. Те же существа, которые находятся в единстве с Верховной Личностью, называются непогрешимыми. Единство не означает, что у них нет индивидуальности, но то, что они не отделены от Господа.

00:07:08 Все сотрудничают с Господом в отношении цели творения. Конечно в духовном мире отсутствует творение, но эта концепция рассматривается здесь, так как Верховная Личность Господа, по словам «Веданта-сутры» - это источник всех эманаций.

00:07:55 Согласно утверждению Верховной Личности Господа, Кришны, живые существа подразделяются на две категории, Веды также подтверждают это, так что тут не приходится сомневаться. Живые существа, которые борются в этом материальном мире с умом и пятью чувствами обладают материальными телами, которые постепенно меняются. Пока живое существо находится в обусловленном состоянии, его тело меняется, в следствии взаимодействия с материей. Поэтому кажется, что изменяются сами живые существа. Однако в духовном мире тело не сотворено из материи и поэтому там нет таких изменений. В материальном мире живое существо претерпевает изменения шести видов, а именно – рождение, рост, существование во взрослом состоянии, размножение, увядание и наконец исчезновение. Таковы изменения материального тела.

00:08:58 Однако в духовном мире тело не меняется, там нет старости, рождения и смерти. Там всё существует в единстве. Каждое живое существо, пришедшее в соприкосновение с материей, начиная с первого сотворённого существа – Брахмы и кончая мельчайшим муравьём, обладает изменяющимся телом. Поэтому все они способны совершать ошибки. Тем не менее в духовном мире они всегда пребывают в освобождённом состоянии и единстве.

Текст 17

00:09:54 Текст 17.
uttamaḥ puruṣas tv anyaḥ
paramātmety udāhṛtaḥ
yo loka-trayam āviśya
bibharty avyaya īśvaraḥ

00:09:58 Помимо этих двух, существует Величайшая Личность, Высшая Душа, самый извечный Господь, который вошёл в эти три мира и поддерживает их.

00:10:27 Комментарий: Смысл данного стиха очень хорошо выражен в «Катха-упанишад» (2.2.13) и «Шветашватара-упанишад» (6.13). Там ясно говорится, что над бесчисленными живыми существами, как обусловленными, так и освобождёнными, стоит высшая личность Параматма. Стих из Упанишад гласит: «[nityo nityānāṁ cetanaś cetanānām]». Смысл в том, что среди всех живых существ есть одно высшее живое существо – Верховная Личность, которая поддерживает их и предоставляет им всем возможность наслаждаться в соответствии с их деятельностью. Эта Верховная Личность пребывает в сердце каждого в форме Параматмы. Лишь мудрец, способный понять её, может достичь совершенного покоя и никто другой.

Текст 18

00:11:43 Текст 18.
yasmāt kṣaram atīto ’ham
akṣarād api cottamaḥ
ato ’smi loke vede ca
prathitaḥ puruṣottamaḥ

00:11:45 Всевышний Господь сказал: Поскольку Я трансцендентен, вне ошибок и непогрешимости, и поскольку Я величайший и мир, и Веды славят Меня, как Верховную Личность.

00:12:28 Комментарий: Никто не может превзойти Верховную Личность Господа, Кришну. Ни обусловленная душа, ни освобождённая. Поэтому Он – величайшая из личностей. Отсюда становится ясно, что как живые существа, так и Верховная Личность Господа, обладают индивидуальностью. Различие между ними состоит в том, что живые существа, как обусловленные, так и освобождённые не могут превзойти количественно, непостижимое могущество Верховной Личности.

00:13:04 Неверно думать, что Всевышний Господь и живые существа находятся на одном уровне или же, что они равны во всех отношениях. Разделение на высшую и низшую личности присутствует всегда. Слово uttama имеет большой смысл – никто не может превзойти Верховную Личность Господа.

Текст 19

00:13:44 Текст 19.
yo mām evam asammūḍho
jānāti puruṣottamam
sa sarva-vid bhajati māṁ
sarva-bhāvena bhārata

00:13:47 О потомок Бхараты, каждый, кто знает Меня, как Верховную Личность Господа, нисколько не сомневаясь знает всё, поэтому он полностью посвящает себя преданному служению.

00:14:14 Комментарий: Существует множество философских спекуляций, касающихся изначального положения живых существ и Высшей Абсолютной Истины. В этом стихе Верховный Господь ясно объясняет, что каждый, знающий Господа Кришну, как Высшую Личность, в действительности знает всё. Не обладающий совершенным знанием, продолжает предаваться абстрактным размышлениям об Абсолютной Истине, тогда как овладевший полным знанием, не теряя драгоценного времени, непосредственно обращается к Сознанию Кришны, преданному служению Всевышнему Господу.

00:14:55 В «Бхагавад Гите» этот факт подчёркивается повсеместно. Тем не менее множество комментаторов «Бхагавад Гиты» упорно отождествляют Высшую Абсолютную Истину с живыми существами. Ведическое знание именуется шрути. Это значит, что оно постигается на слух. Человек должен получить Ведическое послание из уст авторитетов, таких как Кришна или Его представители. Здесь Кришна ясно всё разъясняет. Следует лишь внимать этому источнику. Но просто слушать, подобно животному, ещё не достаточно. Необходимо понять всё это с помощью авторитетов. Нет смысла просто предаваться академическим размышлениям. Необходимо смиренно выслушать, сказанное в «Бхагавад Гите» о том, что живые существа всегда находятся в положении подчинённых Верховной Личности Господа.

00:15:56 «Каждый, кто сумеет это понять» - говорит Верховная Личность Господа, Кришна – «познает смысл Вед, никто другой не способен этого постичь». Здесь очень важно слово bhajati. Оно употребляется во многих местах в связи со служением Всевышнему Господу. Если человек занят преданным служением Господу в полном Сознании Кришны, следует считать, что он понял всё ведическое знание. В вайшнавской парампаре говорится, что для того, кто посвятил себя преданному служению Кришне, нет необходимости прибегать к какому либо другому духовному процессу познания Высшей Абсолютной Истины. Такой человек уже достиг назначения, ибо он занят преданным служением Господу. Он уже завершил все подготовительные процессы понимания, но если человек, после размышления в течении сотен тысяч жизней, не пришёл к заключению, что Кришна – есть Верховная Личность Господа и что каждый человек должен вручить себя Ему, то все его раздумья, в течении многих лет и жизней – пустая трата времени.

Текст 20

00:17:42 Текст 20.
iti guhya-tamaṁ śāstram
idam uktaṁ mayānagha
etad buddhvā buddhimān syāt
kṛta-kṛtyaś ca bhārata

00:17:45 О безгрешний, это самое сокровенная часть Ведических писаний и теперь Я раскрываю её тебе: всякий, кто это поймёт, обретёт мудрость и его усилия достигнут совершенства.

00:18:18 Комментарий: Господь со всей определённостью объясняет здесь, что в этом суть всех Ведических писаний. Это знание следует принимать в том виде, как оно изложено Верховной Личностью Господа. Таким образом человек обретёт разум и совершенство в трансцендентном знании. Иными словами, поняв эту философию Верховной Личности Господа и посвятив себя трансцендентному служению Ему, любой человек может освободиться от скверны материальной природы. Преданное служение – это процесс духовного осознания. Там где есть преданное служение, материальной скверны быть не может. Преданное служение Господу и Сам Господь – суть одно, ибо их природа духовна. Преданное служение происходит в пределах внутренней энергии Всевышнего Господа.

00:19:20 Говорят, что Господь – это солнце, а невежество – тьма. Там где солнце не может быть тьмы, поэтому где бы не осуществлялось преданное служение Господу, под надлежащим руководством духовного учителя, там не может быть невежества. Каждый человек должен обратиться к Сознанию Кришны и отдать себя преданному служению, для того, чтобы обрести разум и чистоту. Как бы человек ни был умён, с точки зрения обычных людей, он всё же не слишком умён, если не приходит к такому пониманию Кришны и не посвящает себя преданному служению.

00:20:30 Очень важно в этом стихе слово anagha – «о безгрешный». Это означает, что человеку не свободному от последствий своих греховных поступков, очень трудно понять Кришну. Нужно очиститься ото всякой скверны, ото всех греховных действий и только тогда станет возможным понимание. Однако преданное служение настолько чисто и могущественно, что, как только человек посвящает себя ему, он естественным образом становится безгрешным. При осуществлении преданного служения в общении с чистыми преданными, находящимися в полном Сознании Кришны, имеются некоторые качества, которые необходимо полностью победить в себе.

00:21:17 Самое важное – это преодолеть слабость сердца. Первое падение вызывается желанием властвовать над материальной природой. Это приводит к прекращению трансцендентного любовного служения Господу. Вторая слабость сердца заключается в том, что с усилением склонности господствовать над материальной природой, человек привязывается к материи и обладанию ей. Проблемы материального существования являются следствием этих слабостей сердца. В этой главе первые пять стихов описывают процесс освобождения человека от этих слабостей сердца, а остальные начиная с шестого, обсуждают пурушоттама-йогу – йогу Верховной Личности.

00:22:11 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты, к 15 главе «Шримад Бхагавад Гиты», под названием «Йога Верховной Личности».

00:22:35 Сегодня вы прослушали стихи с 15 по 20, пятнадцатой главы «Бхагавад Гиты».

00:22:47 Дорогие радиослушатели, в нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурваштаку

00:22:58 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:23:25 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

00:23:52 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 07 December 2017