Общественное устройство создано Богом
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, девятая глава, текст второй. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 16 мая 1973 года в Лос-Анджелесе.
00:00:24 Преданный: Перевод: «Тогда все его братья на прекрасных колесницах, запряжённых превосходными лошадьми, украшенными золотом, последовали за ним. Вместе с братьями были Вьяса, такие риши, как Дхаумья [учёный жрец Пандавов], и другие»
[ШБ 1.9.2].
00:00:47 Преданный: Здесь есть одно очень важное слово. В былые времена в армии использовали лошадей. Лошадей, колесниц, слонов и пехоту. Это была не одна, не две лошади: одна военная фаланга состояла из шестидесяти тысяч лошадей, акшаухини. Множество лошадей, множество слонов, колесниц, пеших воинов составляли один полк воинов. Множество, я помню точно: шестьдесят тысяч лошадей. Все лошади, необходимые для выдвижения на войну, были очень хорошо украшены золотыми украшениями, сварн̣а-бхӯшитаих̣.
00:02:07 Представьте себе, если все лошадиные сёдла украшены золотом, сколько килограммов золота потребуется, чтобы украсить лошадь? И сколько сейчас стоит золото? Сто двадцать восемь долларов за унцию. А потребуется как минимум пятьдесят унций, чтобы украсить одного коня. Одна унция – сто двадцать долларов, и сколько получается в целом за пятьдесят унций? Пять тысяч долларов. И представьте: шестьдесят тысяч лошадей, сколько получается? И где это золото? Сейчас люди гордятся прогрессом их материальной цивилизации, но вместо золота мы пользуемся пластиком. И эти глупцы гордятся своим богатством, представьте себе! Они не могут украсить даже своих жён!
00:03:29 Женщинам требуются украшения, такова их психология. В «Ману-самхите» говорится, если вы хотите, чтобы ваша жена была довольна, вы должны предоставить ей хорошую пищу, хорошее сари и хорошие украшения. Такова традиция. Поэтому во время свадьбы отец даёт девушке приданое по своим возможностям: как можно больше сари, красивых, дорогих сари, и как можно больше золотых украшений. Богатые люди в Индии до сих пор дают драгоценные камни, алмазы, жемчуга, сапфиры по своим средствам. Богатые люди, они даже не прикасаются к золоту, они дают драгоценные камни, такова традиция.
00:04:39 Это богатство. Огромное количество золота. Когда битва на Курукшетре была закончена, настал конец также и всем сокровищам. Сокровища Пандавов тоже закончились, потому что война требует очень больших затрат. Сотни тысяч долларов, фунтов необходимо каждый день тратить для того, чтобы финансировать войну. Юдхиштхира Махарадж…
00:05:17 (У тебя есть платок? Нет? Ну и ладно.)
Он хотел совершать жертвоприношения. Жертвоприношения требуют денег: много злаков, множество украшений, золота, гхи – всё это необходимо, чтобы совершать жертвоприношения. Требуются неординарные усилия. Миллионы, миллионы долларов. Поскольку люди в Кали-югу не могут позволить себе таких дорогих вещей… Предположим, гхи. Необходимо предлагать в огонь тонны гхи. Где сейчас эти тонны гхи? Это невозможно достать. Также вся утварь должна быть изготовлена из золота, алтарь из золота. Где сейчас это золото?
00:06:17 Поэтому не так давно, пять тысяч лет назад, индийская история, или история мира. Сейчас это называют Индией, но весь мир назывался Бхарата-варшей. Юдхиштхира Махарадж спросил своего брата Дхананджаю, Арджуну «Принеси, достань откуда-нибудь деньги, иначе как мы сможем совершать жертвоприношения? Мы исчерпали всю свою казну». Арджуна был в некоторой растерянности. Старший брат был царём, младшие братья были полководцами. И Кришна увидел, что Его друг в некотором замешательстве, и Он сразу же подсказал ему. Это Бог, сарва-гья. Он знает, где отыскать. Он предоставил ему информацию. Он сказал, что прежде один царь по милости Господа Шивы узнал о том, где находится огромная золотая шахта, или огромная золотая гора. Этот царь производил очень много золотых предметов, особенно для жертвоприношения. Он давал брахманам огромные блюда, изготовленные из золота.
00:08:03 В то время брахманы не были такими жадными. Поэтому царь во время жертвоприношения давал им огромное количество блюд, сделанных из золота. И они брали их, но когда они выходили с жертвенной арены, они думали: «Кто унесёт столько поклажи? Нужно выбросить их». Представьте себе, вот это богатство. В наше время у нас принято, если вы поели с какой-то тарелки, её нужно выбросить после этого. В былые времена люди ели с золотой посуды, по крайней мере царская семья. После того, как они поели, они выбрасывали эту посуду. Они не пользовались ей два раза.
00:09:07 До сих пор в Индии эту традицию соблюдают: там используют глиняную посуду. Как здесь в вашей стране вы пользуетесь бумажными тарелками, в Индии используют глиняную посуду, и после использования её выбрасывают, повторно не используя. Поэтому в строгих индуистских семьях они не используют китайский фарфор, потому что он сделан из земли, из глины. Если вы поели с глиняной посуды, она уже осквернилась, и вы не можете пользоваться ею повторно.
00:09:55 Но такая система в былые времена распространялась даже на золотую посуду. Используемая однажды, она не могла быть использована во второй раз – её выбрасывали. То есть что значит выбросить? Это означает, что бедняки её собирали. И поэтому не было бедных людей. После трапезы богатые люди выбрасывали посуду, их слуги или другие бедные люди брали эту посуду. Например, эти брахманы – они выбрасывали все эти золотые тарелки. Брахманам не требуется золотая посуда, но они брали милостыню, им давали пожертвования. И они принимали эти пожертвования, но они думали, что это слишком много, слишком тяжело – зачем это всё нести? И они выбрасывали.
00:10:46 Итак, рядом с Гималаями скопились горы золотой посуды, и Кришна сообщил об этом Арджуне: «Иди туда и собери все эти золотые блюда, и тогда ты достигнешь своей цели». И Арджуна направился туда, собрал всё это и принёс своему брату Махарадже Юдхиштхире, чтобы тот мог превратить это золото в деньги, для того чтобы потратить на жертвоприношение. Такова была традиция. Поэтому Арджуну зовут также Дхананджая. Дхананджая – значит тот, кто может завоевать богатство. Его брат нуждался в деньгах, и он принёс ему их. Поэтому с того дня его начали звать Дхананджая – тот, кто может овладеть богатствами.
00:11:49 На самом деле богатство человека заключается не в этих жестяных машинах. Если она столкнётся с другой машиной – ей придёт конец, она не имеет ценности. Богатство людей заключается в том, чтобы в обществе было достаточно золота, достаточно драгоценных камней, шёлка, злаков, достаточно молока, овощей и так далее. Вот что такое богатство. Раньше человек считался богатым благодаря двум вещам, дха̄нйена дханава̄н. Богатство его определялось количеством зерна в его хранилище, в большом амбаре, наполненном зерном. До сих пор в Индии, если я навещаю свою дочку в её семье, чтобы посмотреть на богатство семьи, я прихожу к ним в дом. Если я вижу, что у них много в амбаре хранится зерна и множество коров, то это очень хороший признак, это свидетельствует об их достатке.
00:13:12 Дха̄нйена дханава̄н гавайа̄ дханава̄н: человек считается богатым, если у него достаточно злаков, достаточное количество коров. Например, у Нанды Махараджа, приёмного отца Кришны, было девятьсот тысяч коров. Он был богатым человеком. Он был Махараджем, царём. Но посмотрите на его поведение. Его возлюбленный сын Кришна, Баларама, он доверил Им заботиться о телятах и коровах. Он сказал им: «Идите в лес». И Кришна хорошо украшен разными драгоценными камнями, красивыми одеяниями. Все пастушки очень богаты, у них достаточно злаков и достаточно молока – естественно они будут богатыми. Но не подумайте, что о коровах и о телятах заботятся какие-то наёмные слуги. Нет, они сами заботились о них.
00:14:33 Это было развлечение для детей: отправляться в лес, брать с собой телят, коров, брать с собой на пикник еду. Они ели там, танцевали, играли, затем вечером они возвращались, совершали омовение, меняли свою одежду, кушали и сразу отправлялись в кровать. Этим занимались дети. Они вырастали здоровыми, потому что они уходили на свежий воздух, играли, работали и с радостью наслаждались обществом друг друга. Ни о каком разложении не могло быть и речи. Ямуна-тира-вана-чари. Ямуна-тира– на берегу Ямуны. Например, мы ходим на пляж, на морской берег. И точно так же они ходили на берег Ямуны, на берег очень красивой реки, где росли деревья.
00:15:43 Итак, эти мальчики, Кришна со Своими друзьями, с их коровами, они ходили, гуляли по берегу Ямуны, забавлялись там, играли. Не было необходимости в образовании тогда. После того, как ребёнок вырастал здоровым, красивым, тогда он отправлялся в школу. Но сначала он должен был отъедаться как следует на молоке, на масле, на йогурте, играть на открытом воздухе с друзьями, заботиться о коровах – это тоже труд, но это приятный труд, это развлечение. Итак, этому всему учит Сам Кришна, хотя Он был сыном царя. И затем, когда Он подрос, Его настоящий отец взял заботу о Нём. Васудева, он был кшатрием. И поскольку он принадлежал к династии кшатриев, Он должен был получать образование, учиться воинскому искусству, искусству управления государством и так далее.
00:17:12 Итак, Махарадж Юдхиштхира тоже кшатрий, и когда они отправились к Бхишмадеве, они шли туда царской процессией, на колесницах, запряжённых лошадьми, украшенными золотыми украшениями, в сопровождении брахманов: Вьясадевы и других. Все кшатрии, цари, всегда должны находиться в сопровождении большого числа брахманов. Как только им нужны были какие-то наставления, они обращались за советом к брахманам, и те давали хорошие советы.
00:17:53 Это обязанность брахманов. А цари не делали ничего, не справившись у брахманов. Не думайте, что поскольку была монархия, они все были деспотами-автократами, нет. Если брахманы не соглашались – цари не предпринимали никаких действий. Община брахманов, все они были святыми людьми, учёными. Был совет брахманов, и царь обращался за советом в том, как управлять политическими делами, как управлять государством. И они обращались к традиционным книгам.
00:18:41 Например, сейчас эти мошенники, каждый день они привносят какие-то поправки в закон. Кто-то сказал мне, где в Африке? Каждую неделю меняется кабинет министров, каждую неделю! То есть это означает, что там так много негодяев, и один негодяй соперничает с другим негодяем, поэтому правительство нестабильно. Все эти мошенники, политики, пытаются занять пост: «Я стану президентом, я стану секретарём, и затем я буду эксплуатировать государство». Таков их мотив. Они предлагают свой манифест: «Я превращу вашу жизнь в рай, если вы изберёте меня президентом! Через три минуты я подарю вам рай». Но все эти обещания лишь на словах, на самом деле за ними ничего не стоит. Но прежде цари были очень ответственны.
00:19:51 Итак, Махарадж Юдхиштхира думал о женщинах: «Сейчас их мужья, их сыновья, их отцы – столько их погибло, как же о них позаботиться?» Он был озадачен. Он был очень ответственным. Он беспокоился о детях, о брахманах, о беспомощных: женщинах, детях, брахманах, стариках, коровах – прежде всего о них нужно заботиться, в первую очередь. Таков был долг царя. О детях, кто заботится о детях? Кто будет заботиться о женщинах? Кто заботится о брахманах? Сейчас нет брахманов, даже если и есть брахманы – мы сейчас создаём брахманов, но кто о них заботится? Кто о нас заботится?
00:20:45 Это было обязанностью правительства – позаботиться о том, чтобы помогать движению сознания Кришны. Такое важное движение, и мы прежде всего должны приложить все усилия, чтобы помочь этому движению развиваться. Эти люди с хорошими качествами характера, они ведут себя очень достойно, у них глубокое знание, они сознают Бога, они чисты, но правительство не обращает, не придаёт этому значения. Они считают, что это проявление какого-то сентиментализма. И все политики посещают бордели, пьют, смотрят стриптиз – и они считаются лучшими людьми. Таково положение общества. Никто не заботится о тех живых существах, которые представляют собой особое значение. Например, в этом стихе сказано випра̄. Махарадж Юдхиштхира всегда находился в сопровождении брахманов. Если в обществе нет брахманической культуры, то какова его ценность? Никакой. Это общество животных.
00:22:02 Поэтому «Бхагавад-гита» рекомендует: [санскрит]. Здесь вы не найдёте все классы людей, это невозможно. Негодяи пытаются сформировать бесклассовое общество, это просто мошенничество, это невозможно. Классы должны существовать, это научная система. Почему? Потому что материальная природа функционирует в трёх качествах: первый класс, второй класс, третий класс – благость, страсть и невежество. Как же можно тогда построить бесклассовое общество? Классы непременно должны существовать. Должны быть все цвета палитры. Поэтому необходимо всё научно организовать, чтобы все классы сотрудничали ради одной цели и продвигались беспрепятственно в сознании Кришны. Поэтому Кришна говорит: ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇[БГ 4.13]. Майа̄ ср̣шт̣ам̇– значит, что всё создано Богом, невозможно отрицать. Вы должны признать это и по возможности пользоваться этим.
00:23:37 Поэтому преданные, они принимают это как само собой разумеющееся. Если приходят страдания в жизни, они понимают, что эти страдания посланы Богом: «Сейчас я страдаю – это посылает мне Господь. Так зачем мне ненавидеть это? Я должен просто терпеть это и с честью пережить эти трудные испытания». Например, вы страдаете от кашля. Возможно, вы не соблюли каких-то гигиенических правил и поэтому заразились, начали кашлять. Зачем роптать на это? Либо вы сами стали причиной этого, либо Господь устроил это в вашей жизни. Но пока это есть, нужно с честью отстрадать. Это придёт и это уйдёт. Таково наставление «Бхагавад-гиты»: а̄гама̄па̄йинах̣ анитйа̄х̣[БГ 2.14].
00:24:46 Эти страдания или так же счастье, так называемое счастье – здесь на самом деле нет счастья, всё есть страдания. Но мы настолько глупы, мы считаем страдания своим счастьем. Это называется майей. Мы принимаем страдания за счастье. Например, допустим, вам нужно повидаться с вашим другом. И в наше время друг или ещё кто-либо живёт от вас по меньшей мере в десяти милях, и вам нужно преодолеть эти десять миль, чтобы повидаться с другом. Итак, я иду на все эти трудности, еду так далеко, чтобы повидаться с другом, или еду за тридцать миль, чтобы повидаться с врачом – но я очень горжусь тем, что у меня есть машина. Я не задумываюсь о том, что, хотя у меня есть машина, тем не менее, мне приходится тратить столько времени, я должен идти на такие трудности. Каждую секунду может произойти авария, столько опасностей на каждом шагу! Но мы думаем, что сейчас мы изобрели эту самодвижущуюся повозку и мы достигли очень высокого уровня.
00:26:19 Точно так же если вы изучите любой элемент, вы обнаружите, что, хотя вы с помощью прогресса науки создали некоторые удобства в жизни, но этим удобствам сопутствует множество неудобств. Это мы не замечаем. Так работает материальная природа, так устроена материальная природа. Вы не можете оставаться в комфорте, это невозможно по законам природы. Три-тапа-ятана. Есть три страдания: адхьятмика, адхибхаутика, адхидайвика. Они всегда будут сопровождать нас.
00:27:10 Например, я ваш духовный учитель. Вы очень хорошо заботитесь обо мне, насколько это в ваших силах, но я кашляю. Я кашляю. Поэтому даже если мы окружены всевозможными удобствами, всё равно в нашу жизнь придёт какая-нибудь неприятность. Это называется адхьятмика, адхибхаутика, адхидайвика – тройственные страдания. Или даже если мы не кашляем, если нас ничего не беспокоит, но вы получите какое-нибудь неприятное письмо от друга и будете очень сокрушаться. Это называется адхьятмика. То, что расстраивает наш ум, ранит наше тело, адхьятмика. Адхибхаутика – страдания, причиняемые другими живыми существами, и адхидайвика – беспокойства со стороны высших сил. Например, чрезмерная жара – вы не можете управлять ей, или чрезмерный холод.
00:28:21 Итак, в этом мире нам приходится очень тяжело трудиться, претерпевая эти тройственные состояния жизни. И мы переживаем всё это, тем не менее, считаем себя счастливыми. И после всего этого нам придётся менять тело, это называется смертью, и мы не можем избежать её. И тем не менее, мы думаем, что счастливы. У нас нет разума, чтобы попытаться понять, что же в действительности есть истинное счастье и как обрести это счастье, возможно ли это. Ответы на эти вопросы можно узнать и понять в движении сознания Кришны. Такова важность движения сознания Кришны. Со всех точек зрения.
00:29:13 Не подумайте, что мы думаем о Кришне. Если мы думаем о Кришне, это означает, что мы думаем обо всём, потому что Кришна есть всё. Нет ничего кроме Кришны. В седьмой главе как этот стих звучит? Ахам̇ кр̣тснасйа джагатах̣ прабхавах̣ пралайас татха̄[БГ 7.6]. В этом мире есть прабхава и пралайа. Прабхава означает порождение, а пралайа – уничтожение. Два явления. Что бы вы ни рассматривали – это в определённый момент времени создаётся и в определённый момент времени уничтожается.
00:30:12 И Кришна говорит: [санскрит]. Это высшая причина, джанма̄дй асйа йатах̣[ШБ 1.1.1]. Мы не говорим только о создании. Мы говорим о трёх вещах: о создании, о поддержании и уничтожении. Например, это тело в определённый момент времени рождается, существует определённое время и потом исчезает. У всего материального есть начало, оно рождается, в определённый момент создаётся, какое-то время существует и затем уничтожается. Поэтому «Веданта-сутра» говорит: джанма̄дй асйа йатах̣,джанма стхити-пралайа.
00:31:07 Итак, если мы понимаем Кришну – мы понимаем всё. Каким образом это создаётся, поддерживается и уничтожается. Это есть полное сознание Кришны. Спасибо вам большое.