Три аспекта Абсолюта

Тирупати - 26 April 1974
Наша истинная потребность – самопознание. Три аспекта Абсолюта: Брахман, Параматма и Бхагаван. С помощью собственной эрудиции можно постичь только безличный Брахман. Тот, кто осознаёт Кришну, познаёт и Параматму, и Брахман. Гьяна и вайрагья – необходимые компоненты, но главный процесс – это бхакти. Совершенное знание Брахмана – это начало жизни в бхакти.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:36:28 | качество: mp3 128kB/s 33 Mb | прослушано: 815 | скачано: 282 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» Первая песнь, глава вторая, текст одиннадцатая. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 апреля 1974 года в Тирупати, Индия.
Преданный:
— Перевод: «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».

00:00:28 Шрила Прабхупада:
– Я скажу, а потом ты переведёшь.
Ваданти тат таттва-видас
таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам
брахмети парама̄тмети
бхагава̄н ити ш́абдйате

[ШБ 1.2.11]

00:00:52 Вчера мы говорили о цели жизни. Она описана в «Шримад-Бхагаватам»: ка̄масйа нендрийа-прӣтир [ШБ 1.2.10]. Цель жизни – не в материальных наслаждениях. У нас есть тело и потребности тела, материальные потребности. Нам хочется есть что-то, мы хотим, чтобы у нас было место для отдыха, мы хотим удовлетворять свои чувства и мы хотим защищаться от опасностей. Это потребности тела. Но нас не должны интересовать только телесные потребности. Потому что в таком случае мы низойдём на уровень животных. Наша истинная потребность – самопознание.
Как сказано в «Брахма-сутре»: атхато брахма-джигьяса. [санскрит] Это очень важный стих для понимания цели жизни. Мы не должны думать только об экономическом развитии ради материальных наслаждений. Таттва-джиджн̃а̄са̄, главная задача человека – постичь ценность жизни. (Да, ты можешь переводить.)
(Обрыв записи)

00:03:25 Я приведу вам один пример. Санатана Госвами. Санатана Госвами был министром в правительстве Наваба Хуссейн Шаха. Ему довелось встретиться с Шри Чайтаньей Махапрабху, и он решил подать в отставку с правительственной службы и присоединился к движению сознания Кришны, основанному Господом Чайтаньей Махапрабху пятьсот лет назад. Один учёный про них сказал так: [санскрит]. Поскольку они были министрами, им приходилось общаться с высокородными людьми, с известными людьми. Но он решил: тйактва турнам ашеша-мандала-пати-шреним [Шринивас ачарья, Шри Сад-госвами-аштака].  Мандала-пати – значит лидеры, социальные, политические лидеры. Они отказались от общества так называемых аристократов. Они считали это совершенно незначительным. Чтобы оказать настоящее служение людям, они стали отшельниками, каупина-кантхашритау. Они вступили в уклад санньясы. Как это сделал Шри Чайтанья Махапрабху, который принял этот орден санньясы. Все ачарьи так поступали: Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишну Свами. Они принимали санньяс ради того, чтобы принести человеческому обществу великое благо.

00:06:16 Итак, они отказались от этой жизни в роскоши и излишествах и вступили в уклад санньясы ради того, чтобы оказать человеческому обществу бОльшую службу. Итак, когда Санатана Госвами обратился к Шри Чайтанье Махапрабху, чтобы попросить принять его в ученики, он спросил у него: таттва-джиджн̃а̄са̄. (Я должен остановиться здесь?)
Итак, когда Санатана Госвами обратился к Чайтанье Махапрабху… Такова традиция: иногда мы принимаем кого-то гуру. Но зачем принимать гуру? Какая необходимость принимать гуру? Но это необходимо для таттва-джиджн̃а̄са̄. Для того чтобы вопрошать об Абсолютной Истине. Этому учат Веды. Если мы заняты только четырьмя видами деятельности, присущими материальному телу, то есть едой, сном, сексом, защитой – мы животные. Но у человека должна быть цель жизни. И этой целью является таттва-джиджн̃а̄са̄. Именно это сделал Санатана Госвами, когда он обратился к Шри Чайтанье Махапрабху. Он спросил у него: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, скажи мне, кто я? И почему мне приходится испытывать тройственные страдания?»

00:08:41 Кто-то может сказать: «Ты же министр, ты же знаешь, кто ты такой». Но он отвечает: «Нет, в действительности я не знаю, кто я. Некоторые соседи называют меня великим человеком, учёным, но, когда я заглядываю внутрь себя – я не знаю, кто я, откуда я пришёл, куда я должен буду пойти, когда покину своё тело. Почему мне приходится терпеть эти тройственные страдания? Я не хочу умирать, почему смерть приходит ко мне, не спрашивая об этом? Я не хочу рождаться, но я так же вынужден рождаться. Я не хочу стареть, почему это навязывается мне? Я не хочу болеть, почему болезни непрошенные приходят ко мне? И ради какой цели я пришёл в этот материальный мир? И куда я пойду после своей смерти или на этом всё закончится?» Много вопросов. Это называется таттва-джиджн̃а̄са̄. Джӣвасйа таттва-джиджн̃а̄са̄.

00:10:18 «Бхагаватам» рекомендует: в человеческой форме жизни есть только одна потребность – вопрошать об Абсолютной Истине. И это включает в себя много всего остального. Абсолютная Истина постигается разными людьми с разных углов зрения. Это объясняется здесь. Это Абсолютная Истина – Брахман, или Парабрахман. Недвойственная. Адвайам – означает лишённая двойственности. Когда мы говорим: Брахман, безличный Брахман, когда мы говорим: Параматма, или когда мы говорим: Бхагаван, Верховная Личность Бога, – нет разницы между этими тремя терминами.

00:11:39 К примеру, солнце и солнечный шар, а также бог Солнца. В «Бхагавад-гите» приводится имя господствующего божества Солнца. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Прежде всего Кришна говорит: «Давным-давно, миллионы лет назад, Я рассказал об этой философии Бхагавад-гиты Вивасвану». Вивасван – это нынешнее божество, повелевающее Солнцем. К примеру, у нас есть президент, у него есть имя, подобно этому президента Солнца называют Сурья, Сурьядевом. Но у него есть своё собственное имя. В настоящее время божеством Солнца является Вивасван, так его зовут.
Итак, Вивасван, или бог Солнца, а также само солнце и солнечный свет тождественны друг другу – всё это свет. Солнце излучает столько света, он исходит от солнечного шара, и поэтому тела жителей Солнца созданы из огня, там всё светится. А мы издали видим, что солнечный шар светится. И сам солнечный свет светящийся.

00:13:50 Точно также Брахман, Параматма и Бхагаван тождественны друг другу, это свет. Но тем не менее есть разница между этими тремя категориями. В чём? Если вы остаётесь на солнечном свете, каждый из нас пребывает в лучах солнца, но это не означает, что я нахожусь на самом солнечном шаре, или я вижу господствующее божество Солнца, Вивасвана. Точно также брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате – вы можете постичь Абсолютную Истину в трёх аспектах: как Брахман, как Параматма и как Бхагаван. Одна Абсолютная Истина постигается с трёх углов зрения.

00:14:53 Те, кто стремятся постичь Абсолютную Истину, опираясь на собственные академические познания, на свою эрудицию, – есть много таких философов, они пытаются отыскать изначальный источник всего, учёные тоже пытаются отыскать этот изначальный источник. Итак, скажем, учёные ищут источник всего в материи, в химических элементах: это называется химическая эволюция. Это современная теория происхождения всего сущего. В действительности, если мы изучим положение этой теории химической эволюции, мы обнаружим, что так называемые учёные не смогли получить жизнь из химических веществ, хотя их теория гласит, что жизнь возникает из материи. Это противоречит нашему ведическому знанию. Веды говорят, «Брахма-сутра», «Веданта-сутра», говорят, что изначальная причина Абсолютной Истины – это живое существо, это не материя.

00:16:32 К примеру, Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: ахам̇ [БГ 10.8], Кришна, не мёртвая материя, Он живое существо, высшее живое существо. И из Упанишад мы узнаём: нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м [«Катха-упанишад» 2.2.13]. Абсолютная Истина – личность, живое существо. Он высшее живое существо. Изначальная Абсолютная Истина – это Кришна. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: [санскрит]. Это Абсолютная Истина. Нет другой пара-таттвы, высшей таттвы.

00:17:34 Возникает вопрос: ваданти тат таттва-видас. Мы хотим постичь Абсолютную Истину – и вот Кришна, Бхагаван. Бхагаван – Абсолютная Истина, Кришна. Баладжи – это Абсолютная Истина, Бхагаван, Личность. В «Бхагавад-гите» сказано: «Безличный Брахман зиждется на Мне». Так же как солнечный свет, хотя он вездесущ, по всей вселенной распространяется свет, но откуда он возникает? Свет исходит из Кришны. Объяснение этому даётся в «Брахма-самхите»: сияние Брахмана – это свет тела Кришны. Йасйа прабха̄ [«Брахма-самхита» 5.40]. Когда Кришна излучает свет, из этого света возникает всё. Этот материальный мир также возник из брахмаджйоти, или из лучей тела Кришны.

00:19:21 Поэтому Кришна говорит: брахман̣о ’хам пратишт̣ха̄ [БГ 14.27]. В другом месте Кришна говорит: [санскрит]. В своём безличном проявлении, проявлении Брахмана, Он присутствует всюду, сарвам̇ кхалв идам̇ брахма. «Всё покоится на сиянии Моего тела, Брахмане, но Я не в этом». Это таттва-гьяна. Не думайте, что так как всё покоится на Брахмане, поэтому мы должны поклоняться всему. Нет, это не так.

00:20:29 Итак, брахмети парама̄тмети. Если мы постараемся постичь Абсолютную Истину, мы сможем дойти только до безличного Её проявления. Как, например, если мы хотим выйти к свету, мы можем видеть солнечный свет, но если мы захотим изучить, что такое солнечный шар, если мы захотим узнать, кто является господствующим божеством Солнца, – это уже сложнее. Просто если вы выйдете на солнечный свет, вы не узнаете об этом, вы должны следовать определённому процессу, у вас должна быть определённая способность, чтобы отправиться на Солнце.
Человек может постичь безличный Брахман, если он предаётся умозрительным рассуждениям, но он не сможет таким образом постичь Параматму, которая пребывает в сердце каждого. Это проявление Параматмы. Параматма является одной четвёртой проявления Кришны,  личности Кришны. Об этом также сказано в «Бхагавад-гите. Проявление Параматмы является частичным проявлением Кришны, одной четвёртой.

00:22:27 Итак, Бхагаван является Высшей Абсолютной Истиной, поэтому Кришна подтверждает: «Продвигайтесь, идите дальше». Познайте безличное проявление, Брахман, познайте проявление Господа как Параматмы при помощи йоги. Йоги стараются постичь Параматму. Параматма находится в сердце каждого, йоги пытаются постичь Параматму. Гьяни, имперсоналисты, стараются познать всепроникающий образ Верховного Господа. Но тот, кто познаёт Кришну, познаёт и то, и другое: и Параматму, и Брахман. Поэтому в Ведах сказано: [санскрит]. Если вы просто познаете Кришну, вы познаете всё остальное – и Брахман, и Параматму, естественным образом. Вам не нужно в отдельности постигать Брахман и Параматму. Вы постигаете и то, и другое, познав Кришну.

00:24:01 Есть ещё один пример: если вы видите гору, к примеру, ваше место, Тирупати, находится в окружении множества холмов, и издали вы видите нечто размытое, туманное – гора вам предстаёт именно такой. Но если вы приблизитесь ещё больше, вы увидите ту же гору, покрытую зеленью. Если же вы поднимитесь на эту гору, то вы найдёте там множество животных, людей, множество домов. Итак, объект один и тот же. Но в зависимости от угла зрения, мы воспринимаем его по-разному. Аналогично, пока мы не постигнем Кришну в совершенстве, Абсолютная Истина кажется нам чем-то безличным, ниракара Брахман. Пока человек не достигнет совершенного понимания Кришны, он не сможет постичь Параматмы, которую осознают, следуя принципам йоги. Но когда вы осознаёте Кришну, вы познаёте и Параматму, и Брахман. Таково заключение шастры.

00:25:43 Например, если у вас есть лакх рупий, то в эту сумму включается и несколько тысяч рупий, и несколько сотен. Точно также Кришна говорит: джанма карма ме дивйам йо джанати таттватах̣ [БГ 4.9]. Та же таттва. Кришна говорит: «Моё явление, как Я являюсь, как Я ухожу – если кто-либо поймёт это воистину…» Мы считаем Кришну обычным человеком, потому что мы не познаём Его воистину. Мудха – это ослы или негодяи. Они считают Кришну чем-то принадлежащим материальному миру, но это не так, поэтому Кришна говорит: [санскрит]. Если человек познаёт Кришну как Абсолютную Истину, он тотчас же исполняет миссию своей жизни. Это таттва-гьяна. Постарайтесь постичь Кришну: кто Он.

00:27:28 Но как достичь этого понимания? Об этом сказано в следующем стихе: [санскрит]. Вы должны слушать о Кришне с преданностью, бхактйа̄. Не как это делают непреданные. Непреданный не способен постичь Кришну, у него нет для этого способности. Если непреданный даёт толкование «Бхагавад-гите», он просто тратит зря своё и чужое время. Здесь ясно сказано: бхактйа̄ ш́рута-гр̣хӣтайа̄ [ШБ 1.2.12]. Следует стать преданным и слушать авторитетных учителей. Например, Арджуна был бхактой. И он слушал Саму Абсолютную Истину, Кришну, поэтому он постиг «Бхагавад-гиту». Тот, кто не услышал «Бхагавад-гиту», или тот, кто не услышал о Кришне, и кто не является преданным, если он будет говорить о «Бхагавад-гите», он зря тратит время.
Итак, как говорится здесь, в «Шримад-Бхагаватам», это параматма-даршан, а̄тмани. Есть ещё другой стих в «Брахма-самхите», там используется тоже слово бхакти: [санскрит].  Необходимо научиться искусству созерцания Абсолютной Истины в трёх проявлениях: как Бхагаван, как Параматма и как безличный Брахман. Здесь даётся это предписание. Здесь говорится не об обычных людях, а о мунайах̣ – тех, кто достигли высот мысли, великие святые.

00:30:40 Гьяна и вайрагья – необходимы эти два компонента. Прежде всего у человека должно быть достаточно знания, и вайрагья – он должен быть отрешён, непривязан. И тогда он сможет увидеть, кто такой Бхагаван, кто такая Параматма и что есть безличный Брахман. Это очень большая тема, но, как здесь сказал Вьясадева, благодаря бхакти и шрути – слушая ведические тексты. Это не понять, следуя каким-либо собственным капризам или сантиментам, необходимо развивать своё дремлющее сознание Кришны, сознание бхакти, изучая ведические писания. И тогда человек сможет понять, кто такой Брахман, Параматма, Бхагаван. Иначе возможностей нет.

00:32:08 Поэтому в «Бхагавад-гите» также сказано, что главный принцип – бхакти. Необходимо постигать Абсолютную Истину путём бхакти. Бхакти – это принцип. Если у вас есть бхакти, то гьяна, вайрагья сами придут к вам. Но если вы остаётесь лишь на уровне гьяны и вайрагьи, вы можете не развить бхакти. Об этом также упоминается в начале этой главы. У вас должно быть совершенное знание, гьянам и вайрагья, отрешённость. Гьяна – значит отречение. Если человек привязан к материальной деятельности, он не гьяни. Потому что он отождествляет себя с телом, поэтому он не гьяни. Если человек придерживается телесного мировоззрения, он не лучше коров и ослов, таково заключение шастры.

00:33:37 Итак, вы не способны постичь Абсолютную Истину на уровне телесного сознания. Вы должны подняться на трансцендентный уровень. И бхакти является тем самым трансцендентным уровнем для деятельности вечной души. Вы можете обрести бхакти, когда вы уже постигли Брахман, когда вы стали совершенным брахманом. Когда вы стали брахманом, когда вы обрели полное совершенное знание Брахмана, – это начало жизни в бхакти. Не думайте, что при помощи бхакти человек поднимается на уровень осознания Брахмана. Тот, кто в совершенстве постиг Брахман, вот он может подняться на уровень бхакти.

00:35:00 Когда человек обрёл все эти качества, когда он стал брахма-бхутой, прасанна̄тма̄ [БГ 18.54], когда он перестал о чём-либо сокрушаться, чего-либо желать, он всегда счастлив, всегда рад – это признак осознания Брахмана, брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄. На этом уровне он может видеть, что все живые существа находятся на одинаковом уровне, и тогда он может войти в сферу бхакти, мад-бхактим̇ лабхате пара̄м.

00:35:39 Я не хочу отнимать у вас много времени, и дети беспокоят. Это большая тема. Итак, наше Движение Сознания Кришны проповедует культуру бхакти, основываясь на ведических знаниях. Это не сантименты, эти европейцы, американцы – эта молодёжь, присоединившаяся к нам, они руководствуются не сантиментами, но истинным знанием, шрути. Бхактйа̄ ш́рута-гр̣хӣтайа̄. Поэтому они твёрдо идут по этому пути. Итак, мы обращаемся с просьбой. Этот храм, храм Баладжи, величайший храм в мире – это храм Кришны. Ради того, чтобы распространять сознание Кришны по всему миру, руководство храма должно всецело сотрудничать, для того чтобы распространять это знание о Кришне. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 18 May 2020