Слушайте Шримад-Бхагаватам каждый день
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» песнь Первая, глава вторая, текст восемнадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 сентября 1974 года в Калькутте.
00:00:15 Преданный:
— Перевод: «Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению чистому преданному всё, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым».
Шрила Прабхупада:
—нашт̣а-пра̄йешв абхадрешу
нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄
бхагаватй уттама-ш́локе
бхактир бхавати наишт̣хикӣ
[ШБ 1.2.18]
00:00:51 Наишт̣хикӣ. Ништ̣ха̄. Ништ̣ха̄ – значит утверждённый, незыблемый. А̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху сан̇го [ЧЧ, Мадхья 23.14]. Шрила Рупа Госвами объяснил, как можно утвердиться, ништ̣ха̄. Стадия ништхи наступает, когда человек освобождается от анартхи. К примеру, вы все пришли сюда благодаря шраддхе, какой-то вере. «Давай, сходим в храм Харе Кришна, посмотрим на арати, послушаем Свами». Это начало, шраддха. Для того чтобы создать шраддху, вот эту небольшую веру, открываются эти центры. Когда человек обращается к вере постепенно, он продвигается. А̄дау ш́раддха̄. Кавирадж Госвами объяснял, что такое шраддха. Он сказала, что шраддха – это твёрдая вера, виш́ва̄с судр̣д̣ха ниш́чайа [ЧЧ, Мадхья 22.62], непоколебимая. Что значит судр̣д̣ха ниш́чайа? Это начало шраддхи. Как сказано в «Бхагавад-гите», [санскрит]. Если человек согласен на эти условия: кр̣шн̣е бхакти каиле, если он согласен: «Да, если я предамся Кришне, я достигну всего совершенства своей жизни», – это шраддха.
00:03:31 Не стоит считать: «Кришна тоже хороший, и этот полубог тоже хороший, ты тоже хороший, я тоже хороший. Мы все бог, я тоже бог». В этом шраддхи нет. Например, целомудренная женщина не может сказать, что каждый мужчина хороший. Она скажет: «Хороший только мой муж». Это целомудрие. Если какая-то женщина говорит: «Любой мужчина хорош»… Вот аналогично, шраддха – это целомудрие, это чистый Кришна-бхакта. Это шраддха.
Вы можете практически убедиться: эти американские юноши, европейские юноши – они начали со шраддхи. Я сказал им: «Кришна – Верховная Личность Бога». Кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам [ШБ 1.3.28]. И они приняли это. Они не стали выдвигать разные идеи негодяев: «Вот ещё один бог, а вот ещё один бог». Нет, кр̣шн̣е бхакти каиле сарва-карма. Они утверждены в своей вере. В этом их удача: у них нет каких-то спекулятивных представлений, поэтому они продвигаются, а̄дау ш́раддха̄.
00:05:11 Затем са̄дху-сан̇га [ЧЧ, Мадхья 22.83]. Вот эта шраддха, эта твёрдая вера в Кришну может укрепляться всё больше и больше благодаря садху-санге. Садху-санга. Кто такой садху? Садху – это преданный. Кто такой садху? Садху – это не тот, у кого длинная борода и шафрановые одеяния, садху, махатма, – это чистый преданный. Это объясняется в «Бхагавад-гите»: [санскрит]. Он садху. Даже если он су-дура̄ча̄ро [БГ 9.30]. Например, иногда мы видим: эти американские, европейские юноши, с нашей точки зрения, они немного отклоняются. Но Кришна подтверждает: даже если он отклоняется, он всё равно садху. Почему? Бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к – «Потому что он не знает никого кроме Меня, Кришны». Этот сертификат выдан Кришной. Са̄дхур эва са мантавйах̣. Кто-то может сказать: «Ну, он может быть садху, но не настоящий». Нет, самйаг вйавасито хи сах̣. Он настоящий садху. Какова его квалификация? Бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к.
00:06:55 Вы можете увидеть пример: вот они совершают бхаджан, совершают поклонение Божествам. Вы никогда не найдёте, в Калькутте нигде не найдёте такого прекрасного поклонения Божеству. Бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к. Все эти юноши и девушки – они не знают ничего кроме Кришны. Это квалификация садху. Итак, мы должны общаться с такими садху: с теми, у кого есть твёрдая вера в Кришну, и кто полностью посвящает себя служению Кришне, он садху. Бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к.
[Санскрит]. Это махатма. Мы ищем махатму. Кто такой махатма? Са маха̄тма̄ су-дурлабхах̣ [БГ 7.19]. Тот, кто признал, что Кришна есть всё, вот такой махатма – очень редкая душа. В противном случае, так называемые махатмы бродят по улице: «Ты – бог, я – бог, все – бог», – нет, мы не о таком махатме говорим. Махатма – значит бхаджанти: «Он поклоняется Мне, Кришне». Кришна есть бхаджанийа, а мы Его слуги, и тот, кто убеждён в этом, является махатмой, садху.
00:08:35 Так что мы должны общаться с такими садху: с чистым преданным Кришны. У них нет других желаний. У них нет других желаний. Их мотив не покрыт умозрительными рассуждениями или кармической деятельностью, карма-кандой. Гьяна-кармадй-анавртам [ЧЧ, Мадхья 19.167]. Они не покрыты. Если вы смешаете карму с бхакти, если вы смешаете гьяну с бхакти, или вы подмешаете йогу – это осквернённое, не чистое преданное служение. Чистое преданное служение описано Рупой Госвами: анйабхилашита-шунйам. Оно лишено желания кармической деятельности, или философских умозрительных рассуждений, или йоги, мистической йоги, разных чудес мистической йоги. Нет, такой преданный заинтересован лишь в удовлетворении Кришны. И это бхакти.
00:09:54 Анукулйена кришнану-шиланам. Анукулйена. Анукулйена – значит благоприятствующее. То, чего желает Кришна. Например, Арджуна не хотел сражаться, он хотел быть очень хорошим человеком, не совершающим насилия. Но Кришна побудил его сражаться, и он позднее согласился: да, каришйе вачанам̇ тава [БГ 18.73]. Вот это анукулйена. Кришна этого хочет: неважно с насилием это сопряжено или не сопряжено. Кришна этого хочет – я должен это делать. Это называется анукулйена. Он не противоречит желанию Кришны, он действует в угоду желанию Кришны. Это называется анукула, анукула-сева. Вот это первоклассное бхакти. Когда человек думает: «Ну, если мне понравится, если я захочу, тогда я буду это делать», – это не анукула, это пратикула. Нравится вам или не нравится – это не важно. Кришне это нравится, поэтому вы обязаны это делать. Вот это анукулйена кришнану-шиланам.
00:11:14 Итак, если мы общаемся с садху… Садху, махатма – это тот, кто целиком и полностью посвящает себя служению Кришне, это садху, махатма. Поэтому есть рекомендация: а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху сан̇го [ЧЧ, Мадхья 23.14]. Если вы общаетесь с садху, тогда бхаджана-крийа̄ приходит. Например, тысячи: европейцы, американцы – они присоединились к нам благодаря садху-санге. Прежде всего, они приходят в храм, и в течение нескольких дней они слушают, и затем вдруг он обривает голову. Нам даже не нужно просить его. Он принимает чётки, мешочек для чёток, хотя он ещё не получил посвящение. Через несколько дней он обращается: «Пожалуйста, дайте мне посвящение». Это бхаджана-крийа. Это называется бхаджана-крийа. И мы даём посвящение: «Да, теперь у тебя есть интерес, и мы даём посвящение». Мы даём ему харинаму: «Повторяй Харе Кришна мантру». Это первое посвящение. Повторяй шестнадцать кругов, следуй этим правилам, принципам. Затем, когда я вижу по истечению шести месяцев или одного года, что у него всё хорошо, он успешно развивается, мы принимаем его уже как ученика, даём ему второе посвящение. Это бхаджана-крийа. И затем он может поклоняться Божеству, готовить для Божества и делать многое другое. Бхаджана-крийа.
00:13:14 Если есть бхаджан, то он освобождается от всех анартх. Анартха – значит нежелательное. Например, человек курит. Курение не является необходимостью для жизни, например, мы не курим – это не означает, что мы умираем. Это просто анартха. Но тот, кто приучился к курению, не может прекратить это. Это анартха. Результатом бхаджана будет то, что на уровне анартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т у него пропадает интерес к нежелательным вещам. Мы привыкли к разным плохим вещам, нежелательным. Прежде всего, недозволенный секс: удовлетворять свою страсть, при этом не облекая это в какие-либо рамки законного брака. Это незаконный секс называется. Если вы хотите секса – женитесь в соответствии с шастрой. К этому нет препятствий. Согласно Ведической цивилизации девушка должна выйти замуж, но в каждой стране я вижу, что девушек, женщин больше мужчин, как же каждой девушке выйти замуж? Поэтому в Индии мужчине позволялось иметь больше одной жены, сейчас это не позволяется. Но это предписывают Веды, канйа дана. Отец должен найти мужа для своей дочери. Есть много историй, брахмана из Кулины.
00:15:14 Итак, анартха. Мы не должны создавать в обществе анартхи, нежелательные беспокойства. Нежелательные беспокойства – это незаконный секс, употребление мяса... Почему человек должен есть мясо? Не нужно есть в пищу животных, мясо животных. Кришна столько всего прекрасного дал, производите продукты питания. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: анна̄д бхаванти бхӯта̄ни [БГ 3.14]. Кришна не говорит: мамсад бхаванти бхӯта̄ни, матсйад бхаванти бхӯта̄ни, Он нигде такого не говорит. Анна̄т – Он говорит. Анна. Анна – значит злаки, зерно. Производите достаточно зерна. В деревне, вы можете отправиться, там сотни, тысячи гектаров земли просто пустуют. Никто не заинтересован в том, чтобы возделывать эту землю. Сейчас им интересно открывать бойни, убивать бедных животных и съедать их, но при этом не выращивать злаков. Весь мир страдает этой болезнью. Я путешествовал по многим странам, по всему миру. В Африке столько пустующей земли, в Австралии столько пустующей земли. Но никто не выращивает злаки. Они держат там скот, коров. Они сами себя поддерживают, питаясь травой. Когда они тучнеют, они их отправляют на бойню и съедают. Но земля при этом пустует. Земля пустует.
00:17:08 Поэтому люди не следуют правилам, которые дал Бог, которые заложены самой природой. Они придумали собственный способ жизни, поэтому они страдают. Сейчас мы видим это в Калькутте и в других местах, это проблема. Повсюду. Проблемой будет недостаток продуктов питания и топлива, или энергии. Это предсказывают многие серьёзные учёные. Поскольку люди совершают столько грехов, они вынуждены будут голодать, таким будет наказание. Это наказание. Греховные негодяи должны быть наказаны. Эти безбожники – двишатах [БГ 16.19], которые завидуют Богу: «К чему этот бог? Почему Кришна бог?», – завидуют.
00:18:14 Всё это грязь. Мы начали эту главу… Абхадра̄н̣и [ШБ 1.2.17], вот эта грязь копится, но слушая о Кришне, нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄. Вы должны слушать не Бхагавата-саптаху. Я не вижу, нигде не встречаю, чтобы в «Бхагаватам» говорилось о Бхагавата-саптахе, но они придумали такое средство для профессиональных чтецов. В «Бхагавате» не сказано: саптаха бхагавата-севайа, там сказано нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄ – вы должны слушать «Бхагаватам» каждый день, регулярно. Таково предписание «Бхагаватам». Вы должны слушать не от профессиональных чтецов, профессиональных декламаторов. Вы сходили на Бхагавата-саптаху, и после одной саптахи можете заниматься своей ерундой: зарабатывать деньги на жизнь, на содержание жены, детей, покупаете там костюмы, зонтики, продаёте что-то там на рынке, поддерживаете их… Нет, такая бхагавата-сева не поможет. Нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄. Наказ Чайтаньи Махапрабху такой: бха̄гавата пад̣а гийа бха̄гавата стха̄не [ЧЧ, Антья 5.131]. Если хотите осознать «Бхагаватам», вы должны идти и изучать «Шримад-бхагаватам» от того, чья жизнь – «Бхагаватам», не от профессионального чтеца «Бхагаватам».
00:20:13 Итак, здесь сказано: и кто будет каждый день повторять «Бхагаватам», если он не посвятил свою жизнь Бхагавану? Это Бхагавата, грантха-бхагавата, и личность бхагавата. Бхагавата. Маха-бхагавата. Преданного называют бхагаватой, и так же грантха-бхагавата есть, так что мы должны служить обоим. Мы должны слушать каждый день «Шримад-бхагаватам» от того, кто постиг себя, нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄. Гуру, преданный – они бхагаваты, мы должны служить, мы должны удовлетворить их.
00:21:00 Об этом также сказано в «Бхагавад-гите». Если вы хотите научиться трансцендентной теме, вы должны следовать трём вещам, тад виддхи [БГ 4.34]. Прежде всего, предайтесь, найдите того, кому вы можете предаться. Если не будет предания, ничего не выйдет. Итак, философия вайшнавов начинается с предания. Поэтому Кришна говорит: сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа [БГ 18.66]. Это указание Кришны. И в чём разница между Кришной и Его представителем? Представитель говорит: «Предайся Кришне». Он никогда не говорит: «Предайся мне, я стал Кришной». Это нонсенс, это негодяй только так говорит. Представитель Кришны будет говорить то же самое, что и Кришна, поэтому он представитель Кришны. Кришна Сам просит: «Предайся Мне», – и обязанность истинного духовного учителя, гуру, говорить своему ученику: «Предайся Кришне». Он никогда не скажет: «Предайся мне, я стал Кришной, я сейчас осознал себя как душу, я стал Бхагаваном». Это негодяй.
00:22:31 Итак, таков метод: тад виддхи пран̣ипа̄тена. Здесь также говорится о том же. О том же говорится по-разному. Это шастра. В действительности, как Кришна говорит в «Бхагавад-гите»… Что такое Веда? Есть четыре Веды и сто восемь Упанишад, и также есть «Веданта-сутра» – множество книг, все они Веды. И в чём смысл, в чём предназначение? Ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйо [БГ 15.15]. Читайте все Веды, все Пураны, «Брахма-сутру», «Рамаяну», «Махабхарату», в чём смысл этих писаний? Чтобы постичь Кришну. Если вы не понимаете Кришны, тогда всё это бесполезно. Ваше так называемое изучение Вед бесполезно, ш́рама эва хи кевалам [ШБ 1.2.8].
00:23:32 Это подтверждает «Шримад-бхагаватам». Вы попусту тратите свою энергию. Брахман следует очень хорошо своей брахманической культуре – очень хорошо. Кшатрий добросовестно исполняет свои обязанности – хорошо. Вайшья тоже очень обязательный. Но каков критерий, как понять – совершенен он или нет? Или он просто работает зря, тратит своё время попусту? Как понять, как проверить? Об этом также говорит Сута Госвами: [санскрит]. Он обязан понять, неважно, индус он или мусульманин, этот или тот, но суть в том, исполняя свои религиозные принципы, удовлетворяете ли вы Кришну? Вот чего мы хотим. Тасмин туште джагат туштам. И Кришна Сам говорит: «Предайся Мне», – это единственная обязанность наша, у нас нет других обязанностей. Мы должны убедиться в том, удовлетворяем мы Кришну или нет.
00:25:05 И это станет возможным, как здесь сказано, нашт̣а-пра̄йешв абхадрешу. В нашем сердце много грязи. Если мы освободимся от этой грязи сразу же, то мы тотчас же становимся освобождённой личностью, но это невозможно. Нужно постепенно, постепенно, продолжать слушать, слушать. Ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣шн̣ах̣ [ШБ 1.2.17]. Постепенно вся грязь, мы очистимся от неё, постепенно. Нашт̣а-пра̄йешу, почти чистый – нашт̣а-пра̄йешу. Не полностью, не полностью чистый, почти чистый нашт̣а-пра̄йешв абхадрешу. Как же он очищается? Нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄. Служите своему духовному учителю, представителю Бхагавана, Бхагавате, и слушайте «Шримад-бхагаватам». Вот это два вида Бхагаватам. И вы должны это делать нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄. Нашт̣а-пра̄йе – почти очистился.
00:26:13 И затем – бхагаватй уттама-ш́локе бхактир бхавати наишт̣хикӣ. В результате вы утвердитесь в преданном служении. Уттама-ш́лока. Ещё одно имя Бхагавана – это Уттама-шлока. Уттама-шлока – это тот, кого прославляют изысканными молитвами. Например, Брахмаджи возносит молитвы Верховному Господу: [санскрит]. Есть множество молитв в шастрах, поэтому Его называют Уттама-шлока. Эти молитвы составлены не обычным каким-то поэтом-негодяем, нет. Эти молитвы сочинены великими душами, такими как Господь Брахма, Господь Шива и другими: Сутой Госвами, Шукадевой Госвами, Вьясадевой. Поэтому они называются уттама-шлока, избранная поэзия. Поэтому Бхагавана называют также Уттама-шлока. Ему возносят молитвы великие души, в изысканной поэтической форме молитв.
00:27:42 Итак, бхагаватй уттама-ш́локе. Если мы действительно будем следовать этим регулирующим принципам, нитйам̇ бха̄гавата-севайа̄, постепенно наше сердце очистится. Чайтанья Махапрабху сказал, процесс заключается в том, чтобы очистить сердце от грязи. В действительности мы чисты. Асанго хйайам пурушах [Брихад-Аранйака Упанишад 4.3.16]. Мы не оскверняемся материальными качествами. Например, в Бенгалии говорят: теле джале месера. Если налить масло в воду, они никогда не смешаются. Точно так же мы вечные души, ахам брахмасми, мы не имеем ничего общего с материальным миром, но по той или иной причине мы соприкоснулись с ним. Просто мы должны освободиться от этого контакта.
00:28:45 Чайтанья Махапрабху говорит: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ [ЧЧ, Антья 20.12] – как только ваше сердце очищается от всей грязи, бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ – вы тотчас же освобождаетесь от этой грязи, от этой скверны. Бхава-маха̄-да̄ва̄гни – эта скверна означает, что мы находимся в бушующем пожаре в этом материальном мире. Бушующий пожар, бхава-маха̄-да̄ва̄гни. Маха̄-да̄ва̄гни. Да̄ва̄гни – значит лесной пожар. Никто не устраивает пожар в лесу, но он происходит.
00:29:27 Например, мы в Индии, мы думали, что, изгнав британцев, мы будем счастливы. Нет, да̄ва̄гни. Это не панацея, это не лекарство. Лекарство – это бхаваушадхи, лекарством является сознание Кришны. А просто перемены с одного «изма» на другой, с одной политической партии на другую – это не поможет, ведь все они несовершенны – как они могут дать вам совершенное счастье? Это невозможно, они сами андха. Андха – значит слепые. Если вы следуете за слепым человеком, как вы сможете пересечь дорогу или ещё что-то? Это невозможно. Почему они андха? Почему слепые? На те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи вишн̣ум̇ [ШБ 7.5.31] – они не знают о высшей цели жизни. Они не знают, что это – предание Кришне. Они не знают этого, они придумывают свои собственные способы продвижения, но это никогда не будет успешно, они не знают этого. Они думают: приспосабливаясь в этом материальном мире, мы станем счастливыми. Это невозможно. Майя, материальная энергия, не позволит вам стать совершенными, пока вы не предадитесь Кришне. Такова её задача. Поэтому и говорится в «Бхагавад-гите»: [санскрит]. Таков путь. Итак, в этом стихе утверждается то же самое. В ведических текстах говорится об одном и том же, но по-разному, с разных углов зрения, в разных обстоятельствах. Но конечная цель в том, чтобы постичь Кришну.
00:31:32 Итак, если мы следуем этом принципу, слушаем «Бхагаватам»… «Бхагаватам» – это слова или деяния Бхагавана. Но имперсоналисты думают, что высшая цель, высшая истина, Абсолютная Истина – не личность. Она не совершает деятельности. Если человек – личность, он должен совершать деятельность. Но если он не личность, если он пустота, как например небо: в небе нет деятельности, единственная деятельность – это когда небо покрывается тучами, и вы не можете видеть солнце, это единственная деятельность в небе. Но нам не нужна такая деятельность. Нужны разнообразные действия. Поэтому мы должны слушать о Кришне. Когда вы слушаете о Кришне, вы убеждаетесь, что Он являет великое разнообразие деяний. Слушайте «Бхагавад-гиту» – там столько деяний Кришны! Мы должны слушать обо всём этом. Если бы там не было деятельности, о чём бы мы слушали? Просто о Брахмане, о Брахмане, о Брахмане, ниракара – и сколько бы вы смогли слушать об этом? Какое бы наслаждение вам это принесло? Никакого! Поэтому эти брахмавади, ниракаравади, хотя благодаря аскезе они могут подняться до сияния Брахмана, тем не менее они падут. Потому что мы живые существа, мы хотим разнообразия наслаждения. Мы не довольствуемся какой-то пустотой, ничем – это невозможно.
00:33:18 Поэтому ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣шн̣ах̣ [ШБ 1.2.17] – необходимо слушать о Кришне, о разнообразных деяниях. Разнообразных деяниях. Не ниракара, нет. Эта деятельность отличается от материальной деятельности, джанма карма ме дивйам [БГ 4.9], поэтому она называется дивйам, это не обычная деятельность. Всё это трансцендентная духовная деятельность. Философы-майавади не могут этого понять. Итак, у нас достаточно тем для слушания о Кришне. Если мы просто сядем и будем слушать, мы станем благочестивыми. И как только вы становитесь благочестивым, вы сможете понять, кто такой Кришна, кто такой Бог. Если мы вовлекаемся в греховную деятельность, то у нас нет шансов. Поэтому анартха-нивр̣ттих̣ сйа̄т [ЧЧ, Мадхья 23.14-15]. При помощи садху-санги, при помощи общения с садху, с бхактами, за счёт бхаджана-крийа мы увидим, что благодаря всему этому человек уже освобождается от всего нежелательного, его интересует только совершение преданного служения.
00:34:42 И когда мы почти освободились от всей этой скверны, тогда мы утверждаемся в преданном служении. Бхагаван говорит об этом: бахаво джн̃а̄на-тапаса̄ пӯта̄ [БГ 4.10]. Пӯта̄ – значит очистился. Итак, метод бхакти состоит в том, чтобы очиститься. Об этом также говорит «Нарада-панчаратра-сутра». Бхакти можно совершать, когда вы очистились. Упа̄дхи. Это упадхи: я американец, я индиец, я индус, я мусульманин, я чёрный, я белый – всё это упадхи. Это просто описание кожи, не меня: ахам брахмасми, я не принадлежу к этой коже. Я не кожа. Как Чайтанья Махапрабху говорит: «Я не брахман, я не шудра, я не санньяси, не брахмачари, не кшатрий, я не этот, не тот». Так кто же ты? «Я гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣» [ЧЧ, Мадхья 13.80]. Когда вы понимаете, что я вечный слуга Кришны, – это очищение. Слепо вы это принимаете или путём чтения шастр, Вед – вы должны прийти к этому выводу. Ва̄судевах̣ сарвам ити [БГ 7.19]. Тогда вы становитесь махатмой, и ваша жизнь совершенна. Спасибо вам большое.