Отход от дел в конце жизни

Лос-Анджелес - 17 December 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:31:15 | качество: mp3 96kB/s 21 Mb | прослушано: 46 | скачано: 185 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Шримад Бхагаватам, первая Песнь, глава пятнадцатая, текст 39, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 17 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.

00:00:23 मथुरायां तथा वज्रं शूरसेनपतिं तत: ।
प्राजापत्यां निरूप्येष्टिमग्नीनपिबदीश्वर: ॥ ३९ ॥

mathurāyāṁ tathā vajraṁ śūrasena-patiṁ tataḥ
prājāpatyāṁ nirūpyeṣṭim agnīn apibad īśvaraḥ

Преданный: «Затем он сделал ваджру сына Анирудхи, внука Господа Кришны царем Шурасены в Матхуре. После этого Махараджа Юдхиштхира совершил жертвоприношение Праджапати и желая оставить семейную жизнь, поместил в себя огонь».

00:00:42 Шрила Прабхупада: Итак, прежде всего Махараджа Юдхиштхира назначил своего внука Парикшита Махараджа императором всего мира. Это были близкие семьи, ибо династия Кришны - династия Яду и династия Махараджа Юдхиштхиры – династия Куру были связаны различными узами благодаря бракам. Мать Махараджа Юдхиштхиры Кунти принадлежала к династии Яду, то есть она была тетушкой Кришны, сестрой отца Кришны. Точно также жена АрджуныСубхадра, здесь у нас стоит Субхадра, стала женой Арджуны, она была сестрой Кришны.

00:01:50 Итак, эти семьи были тесно связаны между собой, семья Кришны и семья Куру. Кришны тогда не было там, поэтому Махараджа Юдхиштхира заботился о детях и о внуках и его внук стал императором. Точно также, внук Кришны также стал царем Шурасены, провинции, в которой находится Матхура, Матхурайам.
( Ты можешь прочесть комментарий.)

00:02:30 Преданный: Возведя Махараджа Парикшита на императорский трон Хастинапура и сделав ваджру правнука Господа Кришны царем Матхуры, Махараджа Юдхиштхира отрекся от мира...

00:02:45 Шрила Прабхупада: Да, такова была традиция. Человек должен отойти от дел. К примеру, в настоящий момент, хотя люди просят президента: удалитесь от дел, подайте в отставку, он этого не делает, упрямо не делает, потому что знает – это мой первый и последний шанс, меня больше не изберут, поэтому он держится за свое кресло и тратит, как можно больше денег. Но в былые времена цари добровольно уходили. В Индии мы тоже видели это, множество великих политиков не могли отказаться от своих политических постов. Даже Ганди.

00:03:42 Я написал Ганди личное письмо, в котором говорил: «Махатма Ганди, по всему миру вы известны, как очень благочестивый человек. Вы должны быть очень преданным Бхагавад Гиты. Теперь вы обрели свою свободу, независимость, вы сражались за независимость. Сейчас у вас есть независимость, поэтому я прошу вас распространять, проповедовать учение Бхагавад Гиты по всему миру!».

00:04:22 Я обратился к нему с такой просьбой, потому что думал о проповеди Бхагавад Гиты. Я подумал, Ганди занимает лучшее положение, и если он возьмется за это дело, за проповедь Бхагавад Гиты, то многие люди обратят на это внимание.

00:04:42 Бг. 3.21
(यद्यदाचरति श्रेष्ठस्तत्तदेवेतरो जनः ।
स यत्प्रमाणं कुरुते लोकस्तदनुवर्तते ॥ २१ ॥

yad yad ācarati śreṣṭhas tat tad evetaro janaḥ
sa yat pramāṇaṁ kurute lokas tad anuvartate

Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир.)
йад йад ачарати шрештхас!

00:04:44 Он снискал себе славу добродетельного человека, люди последуют за ним. Но он не поступил так. Он застрял в политике и до тех по, пока его не убили оппоненты, он так и не отказался от своей деятельности. Точно также я видел этот случай у других политиков Дживахарвал Неру, Панта, они не отказывались. Пант был таким слабым, я видел это. Он не мог даже стоять и всё же он занимался политикой. Он не сдавался. Тоже самое можно сказать про Джавахарлала Неру, его разбил паралич, он до самой своей смерти не мог отказаться от своей деятельности. Но это не ведическая цивилизация. Ведическая цивилизация предполагает, что в определенном возрасте человек должен уйти от дел, несмотря ни на что.

00:05:49 Жизнь разделена на 4 части: брахмачари, грихастха, ванапрастха и саньяса. А так же брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Итак, ведическая цивилизация – это варнашрама-дхарма, – это следование институту четырех варн и четырех ашрамов. Социальный и духовный уклад. Социальный уклад состоит из брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, а что касается духовного уклада, то он состоит из брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и саньяси. Такова традиция. Если вы не признаете этого института варнашрамы дхармы, вас нельзя считать цивилизованным человеком, арийцем. Ариец – это тот, кто движется вперед, следуя институту варнашрамы дхармы.

00:07:00 Движение вперед – это означает приближение к Верховной Личности Бога. Такова цель. Люди об этом не знают. Не только сейчас, но и раньше тоже. Они не знают, в чем их высшая цель, в чем их истинный интерес. Почему Махарадж Юдхиштхира отказался от трона, уйдя от дел? Потому что стать царем не является высшей целью жизни. Нет! У него была другая цель жизни. Он оставался царем, исполняя свой долг. Например, вы работаете в каком – нибудь офисе или занимаетесь какой – нибудь профессией, работаете адвокатом или инженером, или врачом. Вы можете это делать, потому что вы должны что – то делать, чтобы жить, чтобы зарабатывать на жизнь, не важно что, но положение инженера или врача, или ученого, или адвоката не является конечной целью жизни. Это необходимо, чтобы поддерживать душу в теле, но это не высшая цель жизни. Высшая цель жизни – постичь Бога. И ради этой цели вы должны уйти, удалиться от дел, не важно, кем бы вы ни были.

00:08:52 В настоящее время люди вынужденно уходят от дел, их заставляют, но они не знают в чем цель жизни. В вашей стране есть много домов престарелых, домов для пенсионеров, но эти люди не знают в чем состоит цель, высшая цель жизни. Высшая цель жизни заключается в том, чтобы постичь Верховную Личность Бога. Так как в вашей занятой жизни у вас очень мало времени, поэтому после жизни грихастхи, после пятидесяти лет, вы должны удалиться от дел и не важно завершили вы свой долг или нет, не важно, вы должны удалиться от дел. И тогда, после того, как вы получите какое – то обучение, уйдя от семейной жизни и проживая в уединении, не совсем в уединении, но в отречении от семейной жизни, пусть старшие сыновья, дочери заботятся о семье, а муж, жена должны путешествовать по разным местам паломничества. Затем они снова возвращаются на какое – то время домой, но не питая привязанностей, а как гости в доме своего сына. Таким образом, когда они научатся этой жизни, муж говорит жене: «сейчас живи со своими сыновьями, они позаботятся о тебе, а я принимаю саньясу».

00:10:26 Итак, каждый должен принять саньясу. Не подумайте, что это предназначение лишь горстки избранных, таких как Чайтанья Махапрабху. Нет, это обязанность, вы должны. Согласно философии Будды, каждый обязан принять саньясу и жить сколько – то лет, как саньяси. Это долг человека. Итак, Махараджа Юдхиштхира приготовился к тому, чтобы стать саньяси. Саньяси – это тот, кто живет в отречении, он уже не обременен ответственностью за семью или какой – либо другой ответственностью. Его цель лишь стать чистым преданным Господа. Это саньяса. Каково определение саньяси? Саньяси – это тот, кто действует, но не как наслаждающийся плодами деятельности. Это саньяси. Каждый карми – это тот, кто тяжело трудится день и ночь, но желаем получить плоды своей деятельности, чтобы насладиться ими. Это карми. Саньяси тоже будет тяжело трудиться, днем и ночью, но он не будет брать эти плоды, потому что они предназначены для Кришны. Таков саньяси. Саньяси значит сат ньяси, ньяси – значит отрешенный, а сат – значит высшая истина. Тот, кто от всего отрекается ради высшей истины, именуется саньяси. Формально саньяси должен сменить одежду. Например, Махараджа Юдхиштхира, Арджуна, его братья, все они были саньяси, но тем не менее формально они приняли саньясу, они отказались от привязанности к дому, ибо он царь. Если он не покажет примера, то остальные не будут принимать саньясу.
Продолжай.

00:12:55 Преданный: Система четырех укладов жизни и четырех каст, соответствующих качествам и роду деятельности человека, известны, как варнашрама дхарма, является подлинной человеческой жизни. Махараджа Юдхиштхира, как покровитель этой системы человеческой деятельности, своевременно удалился от активной жизни, приняв саньясу и возложив ответственность за правление на получившего соответствующее образование царевича, Махараджа Парикшита. Научная система варнашрама дхармы делит общество на четыре сословия по роду занятий и четыре уклада жизни. К четырем укладам жизни, то есть жизни брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и саньяси должны следовать все, независимо от рода деятельности. Современные политики не хотят отходить от активной жизни, даже, если они достаточно стары. Но Юдхиштхира Махараджа, как идеальный царь добровольно отошел от активной деятельности правителя, чтобы подготовиться к следующей жизни.

00:13:53 Шрила Прабхупада: Да, мы говорили о политиках, ибо царь тоже политик, царь неотделим от политики, Это пример. Хотя от тоже был великим политиком, ему приходилось сражаться в битве на Курукшетре, ему приходилось прибегать к дипломатии и всему остальному, но он не забывал о своем истинном долге. Это совершенная цивилизация. Человек не должен забывать о своих истинных обязанностях. Истинная обязанность заключается в том, чтобы исполнить миссию человеческой жизни. Миссия человеческой жизни состоит в том, чтобы постичь Бога.

00:14:35 Бог существует, вы не можете этого отрицать, Бог есть, но мы не знаем кто такой Бог, каковы наши отношения с Ним, мы этого не знаем. К примеру, в вашей стране на банкнотах написано: «на Бога уповаем», но, если вы спросите кого – нибудь: «Это девиз вашего государства, но знаете ли вы о Боге»? Никто не сможет ответить. Они будут говорит: «это что – то вроде этого, вроде того», но нет, всё это очень туманно, никто не знает Бога, никто не знает, как довериться, как уповать на Него. Об этом повествует Бхагавад Гита, кто такой Бог и как уповать на Него. Это тема Бхагавад Гиты, но люди не знают, у них есть какой – то туманный слоган «на Бога уповаем», никто не знает кто есть Бог. Но мы пытаемся внести свой вклад в постижении Бога. Не только Бог, Его образ, Имя, Его адрес, мы даем всё. Вот образ Бога Кришны. Если вы не верите в то, что Он Бог, то вы должны сказать, каков же Бог по вашему мнению. Если вы не знаете, кто такой Бог, тогда вы должны принять знание от меня. Как же вы можете отрицать, что Кришна не Бог. Прежде всего вы должны знать кто такой Бог. Бог – это Всевышний, это словарное определение этого слова, Верховное Существо, Кришна – Верховное Существо. Здесь мы видим богатого человека, он наслаждается, а его помощники, менеджеры, секретари работают для него, они зарабатывают для него деньги на заводах, предприятии, а собственник наслаждается. Это грубый пример. Точно также, вот Бог, Он наслаждается, Он не ходит на работу, чтобы управлять Своим заводом. Нет, Он не ходит, Он просто наслаждается. Таково предписание Вед, натасья каранам ча видьям. Это определение Бога. Об этом сказано в Ведах, Упанишаде. Натасья карьям, прежде всего Ему нечего не нужно делать лично. Это первое качество Бога. Если он вынужден делать что – то Сам, значит, Он не Бог. Никто не может сравняться с Ним или превзойти Его. Это определение Бога. Возьмите любую тему. Допустим, богатство, состояние. Никто не может быть богаче Бога, никто не может быть равен Богу в этом. Вот, что значит величие. Бог велик.

00:18:07 Как Он велик? Дается точное, конкретное определение. Он велик, ибо никто не может сравниться с Ним в богатстве, никто не богаче Его. Это Бог. Все беднее Его, поэтому натах самах, самах значит равный, атхика – значит более великий. Как Бог может быть великим? Если кто – либо превосходит Его, как Он может быть Богом, как Он может быть великим, если кто – то равен Ему. Как Он может быть великим? Это совершенное определение, натасья карьям карана видьяте, Ему не нужно нечего делать, Он велик. Зачем Ему работать? Все Его слуги будут работать. Мы все слуги. Поэтому мы будем трудиться для Бога, но мы придумали собственную программу: Бог будет работать на меня. «Бог, дай нам хлеб наш насущный», «нам не нужно нечего делать, просто дай нам наш хлеб». Как это? Но представление вайшнавов таково: если мы не дадим хлеба Богу, Бог умрет, так думает Яшода мама. «Если я не накормлю Кришну хорошо, Кришна исхудает». Это любовь к Богу. Такой человек думает, как служить Кришне, как служить Богу, севон мукхи. Это истинная религия. Когда мы перестаем получать служение от Бога, но готовы служить Богу – это истинная религия. Адхокшаджи, Бог превосходит способности наших чувств. Такая религия учит своих последователей тому, как служить Богу, как любить Бога. Это совершенная религия. И не важно, христианство это или индуизм. Нет. Если последователи научились любить Бога, служить Богу, это совершенная религия и этому учат здесь. В Движении сознания Кришны не учат просить у Бога. Нет. Учат тому, чтобы отдать всё Богу. Это Движение сознания Кришны. Это необходимо.

00:20:55 Так, Юдхиштхира Махарадж преданный, хотя он был великим императором, всё же сейчас он жертвует своей жизнью ради служения Господу. Это человеческая цивилизация. По крайней мере в определенный момент вашей жизни вы должны пожертвовать. Если вам нечего дать, нет денег, вы можете пожертвовать свою жизнь. Жизнь человека может стать совершенной. Как? Как можно достичь совершенства? Пранаир атхаир дхиа вача. Прана значит жизнь, артха – богатство, дхиа – разум и вача – слова. Итак, у нас есть четыре компонента. У нас есть жизнь, у каждого есть какие – то богатства и один фунт или миллион фунтов, у каждого есть что – то. Это называется артха, прана артха. У каждого есть разум и у каждого есть способность говорить. Итак, мы должны занять все эти четыре компонента, четыре или три, два или хотя бы один мы должны посвятить пранаир атхаир дхиа шрейя ачаранам сада. Это принцип религии или совершенства жизни. И тогда наша жизнь будет совершенна. Есть множество других шлок в Бхагаватам. Мы уже говорили о варнашраме дхарме. Любой цивилизованный человек должен относится к варнашрама дхарме. В противном случае он животное. До тех пор, пока вы не приняли институт, позволяющий вам продвигаться в духовной жизни, вы животное. В этом разница между животным и человеком. У человека есть организация, общественная структура, религиозная структура, политическая структура. В противном случае какова разница между человеком и животным? У животных нет президента, сената, парламента или церкви. В этом разница.

00:23:36 Итак, варнашрама дхарма – это принятие этих принципов варнашрама дхармы и действия в соответствии с ними. Брахманы должны действовать в соответствии с принципами брахмана, сатьям самодаш титикша. Кшатрии должны действовать тоже согласно своим принципам. Вайшьи должны действовать в соответствии. Я много раз приводил этот пример. У меня есть голова, есть руки, есть живот, ноги, чтобы тело функционировало слаженно. Все эти части должны хорошо действовать. Мозг должен хорошо функционировать, руки, живот должен хорошо переваривать пищу, ноги должны хорошо работать. Также всё это необходимо в варнашрама дхарме. Это не какая – то условность, согласно которой брахманами могут быть только индусы или индийцы. Нет. Здесь тоже есть брахманы, поскольку это творение Бога.

00:24:42 Итак, Движение сознания Кришны воспитывает брахманов. Сейчас все люди перемешены, перепутаны. До тех пор, пока брахманы не выделились из общества, сейчас благодаря этому Движению, Движению сознания Кришны мы выделяем брахманов, потому что есть необходимость в настоящий момент в брахманах. Мозга нет. Брахманы – это разум, это мозг! Они должны обладать знанием. Вот, кто такте брахманы. В Индии брахманов называют пандитами. Хотя сейчас они последние глупцы, но титул брахмана – это пандит. Пандит – он должен всё знать, гьянам, вигьянам, астикам, брахма карма [не понятно], он должен быть очень мудрым человеком, и он должен практически применять свое знание – вигьянам и он не должен быть настика, не должен быть атеистом. Гьяна, вигьянам, эти слова говорят о том, что он должен знать, кто есть Бог. Это гьянам. Брахман – это тот, кто уже постиг Бога, брахма васту. Это брахман. Поэтому люди должны идти к брахману, тадвик анартхам сагурум. Не став брахманом, человек не может стать гуру. Потому что, если он не постиг Брахман, Параматму, Бхагавана, что он за брахман? Что он за гуру? Поэтому необходимо знать высшую истину, Бхагавана. Он не должен просто заниматься молчаливой медитацией, постигая Брахман или Параматму, он должен знать Бхагавана, Кришна сту Бхагаван свайям. Бхагаван – это Кришна. Таков вывод Вед: Кришна сту Бхагаван свайям. Итак, даже, если у брахмана есть хорошие качества, но, если он не знает о Кришне, он не может стать гуру. Таково предписание. Випра – это брахман. Нипуна – он должен быть очень опытным. Шат карма – у брахмана 6 обязанностей: патхана, паатхана, яджана, яаджана, дана, пратиграха. Брахман должен быть ученым, и он должен учить других, он не должен рассуждать, что я человек образованный, а на остальных мне наплевать. Нет, он должен учить других становится брахманами, патхана, паатхана, яджана яаджана, он должен поклоняться Богу, и он должен учить других тому, как поклоняться Богу, яджана, яаджана. Дана пратиграха, обязанность брахмана не в том, чтобы торговать и заниматься какой – то профессией, он может принимать милостыни, пожертвования – пратиграха, но дана. В Индии говорится, что, если брахману дали лакх рупий, он всё равно остается нищим. Почему? Потому что он не держит их при себе. Если ему дают лакх рупий сейчас, то в следующий момент он тратит их на Кришну – дана пратиграха.

00:28:12 Итак, если человек опытный, патхана, паатхана, яджана, яаджана, дана пратиграха, авайшнава гурурна сасьят, даже, если он непревзойденный чтец всех мантр, ведических мантр, он всё знает, тем не менее, если он не вайшнав…Сейчас вы можете наблюдать, имперсоналисты – последователи философской пустоты, множество брахманов – они не имеют представления о Боге. И это называется авайшнава. Вайшнав знает Вишну, Бога, но авайшнав – не вайшнав, не знает. Такова формула, что даже, если человек брахман и он сведущ во всех отраслях знания, тем не менее, если он не знает Бога, гурур насасьят, он не имеет права становится гуру. Об этом запрете говорят писания. Но швапача. Швапача – значит собакоеды. Таких людей считают низшими среди людей – собакоедов. Есть разные люди, те, кто едят коров, едят коз, верблюдов. Из всех этих плотоядных людей, тех, кто питаются собачатиной, относят к самым низшим людям. Так, даже, если человек происходит из семьи собакоедов, если он знает Бога, он имеет право быть гуру. Таково предписание шастр. Тот, кто знает Бога, не может оставаться собакоедом, но иногда он происходит из таких семей. Однако шастры говорят: «да, если он постиг науку о Боге, его можно принять гуру. И это подтверждает Чайтанья Махапрабху.

00:30:20 Кто может стать гуру? Каждый, кто знает науку о Кришне имеет право быть гуру. Таково предписание шастр. Не важно, будь он брахман или шудра, саньяси или грихастха, не имеет значения, он может быть европейцем, американцем, индийцем, не важно, если он знает науку. Поэтому это не ограничивается определенной страной, атмосферой, некой нацией, сознание Кришны открыто всем. Поэтому мы просим: европейцы, американцы, принявшие сознание Кришны, достигните совершенства в постижении этой науки и станьте гуру и спасите весь мир.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 August 2023
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 27 February 2024
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 24 March 2024