Общение с Кришной
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:02 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, десятая глава, текст тринадцатый. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 26 июня 1973 года в Майапуре, Индия.
Преданный: — Перевод: «Их сердца таяли в сосуде влечения к Нему. Не мигая, они смотрели на Него и в замешательстве не находили себе места»
[ШБ 1.10.13].
00:00:37 Шрила Прабхупада: — Так же читай комментарий.
Преданный: — Комментарий: «Кришна по Своей природе привлекателен для всех живых существ, потому что Он — главный вечный среди всех вечных».
Шрила Прабхупада: — Само по себе имя Кришна говорит о том, что Он привлекателен. Кришна – значит всепривлекающий. Поскольку Он полон, пурна, Он обладает всеми привлекательными чертами с материальной точки зрения и с духовной точки зрения. Поэтому Его называют Кришной. И Он избавляет падшие души от страданий. Он привлекает и освобождает. Поэтому Кришна – значит Парамбрахман. То же значение имеет имя Рама – Парамбрахман.
00:01:50 Итак, Кришна всепривлекающий. Он привлекает Своими достояниями, Своим могуществом. Наше определение Бога очень просто. Мы не описываем Бога как авьякта. Авьякта – это то, что нельзя объяснить. Если вы не можете объяснить, то что вы сможете понять? Маявади говорят, что Бога невозможно объяснить. В «Веданта-сутре» есть одна сутра. На шабдьят. Но Бог объясним. Ибо в Ведах есть мантры. Са аикшата, са аср̣джата. Он бросил взгляд на материальную природу, и так Он сотворил её, са аикшата. Всё это можно объяснить.
00:03:01 Потому мы не понимаем утверждения, что Абсолютная Истина необъяснима. Она объяснима. У нас есть наше объяснение: пурна. Пурна, что означает полный. Он тоже живое существо, подобное нам, но Он пурна, в этом разница. Мы не пурна. Мы наделены недостатками, особенно когда мы приходим в материальный мир. Мы во всех отношениях несовершенны, по своей природе мы не пурны, мы не совершенны, подчинены. Поэтому Его называют нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м [«Катха-упанишад» 2.2.13]. Он совершенен. Он главный среди всех живых существ.
00:04:09 Как же мы это объясняем? Очень просто. Предположим, я нахожусь здесь и вы тоже. Вы, может быть, лучше меня. Никто из нас не равен друг другу. Вы не найдёте двух одинаковых людей, не найдёте двух одинаковых тел. Мы все отличаемся по телесным признакам, по качествам, по действиям, по психологии, по чувствам – разнообразие. Разнообразие – это мать наслаждения. Если я во всех вопросах с вами согласен, то где здесь разнообразие? Например, если вам дадут очень вкусную пищу. Кто-то говорит: «Я предпочту вот это блюдо», кто-то говорит: «Я хочу вот это». Разнообразие вкусов. Хотя все эти блюда сделаны из одних и тех же компонентов: из сахара и йогурта, творога. Но кто-то говорит: «Дайте мне эту расагулу», кто-то говорит: «Я хочу сандеш», а третий говорит: «Я хочу пантхва». Они сделаны из тех же компонентов, но вкус у них разный.
00:05:25 Нельзя пренебрегать разнообразием наслаждений, разнообразием вкусов. В этом корень наслаждения, а̄нандамайо ’бхйа̄са̄т [«Веданта-сутра», 1.1.12]. Мы все а̄нандамайа, исполнены радости, поэтому должно быть разнообразие. Без разнообразия не может быть радости. Будь всё очень банально, одно и то же: «Брахман, Брахман, Брахман», – это никому не нравится. Они говорят: «Брахман, Брахман», – но они падают. И снова возвращаются к объяснению «Бхагаватам». Я видел стольких санньяси-маявади, повторяя «Брахман, Брахман», они не могут привлечь аудиторию, и поэтому они начинают читать «Бхагаватам» и объясняют по-своему, дают свои странные толкования «Бхагаваты».
00:06:17 Они приходят к «Бхагаватам», потому что «Бхагавата» исполнена разнообразия, но они объясняют его по-своему. Я видел одного великого санньяси-маявади, который давал комментарии к «Бхагавате». Он говорил в одном предложении: «Бог стал доволен». «Если вы довольны, то Бог тоже доволен», – таким было его объяснение. Если я доволен тем, что пью вино, то Бог тоже доволен этим. Это было его объяснение. Если я великий дебошир и распутник, и это мне доставляет радость, то Бог тоже доволен моим распутством, потому что Бог и я – суть одно. Вот такое объяснение он давал.
00:06:59 Это очень трудно. Поэтому Чайтанья Махапрабху в одной строке описал поведение вайшнава: асат-сан̇га-тйа̄га, — эи ваишн̣ава-а̄ча̄ра [ЧЧ Мадхья, 22.87]. Мы должны отказаться от общения с негодяями, то есть с маявади, карми, гьяни, йогами и всеми этими негодяями. Мы открыто об этом говорит. Итак, мы должны отказаться от общества этих мошенников. Если вы действительно серьёзны в том, чтобы продвигаться в сознании Кришны, вы не должны общаться с ними. Вы даже не должны их приглашать. Так же мы не должны принимать от них пищу.
00:08:00 Прити. Если вы хотите подружиться с кем-то, то вы должны придерживаться вот этих шести принципов в отношениях. Дада̄ти [«Нектар наставлений», текст 4]. Дада̄ти – значит вы должны дарить что-то другому человеку, другу. Например, я ваш друг и вы мой друг. Я вам что-нибудь дарю, со временем вы мне что-нибудь подарите. Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхати. Я открываю свои мысли вам, вы задаёте мне сокровенные вопросы, я задаю вам. Гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхати. Затем бхун̇кте бходжайате. Всё, что вы даёте мне, я ем это. И я даю вам, и вы съедаете. Эти шесть видов отношений способствуют усилению любви, прити.
00:09:02 Итак, в нашем движении сознании Кришны мы этому следуем. Насколько это возможно, мы даём и берём. Мы организовали эту программу пожизненного членства, мы дарим наши книги, книги знания. Мы дарим эти книги: «Возьмите», – и они тоже дают взамен: «Возьмите, тут тысяча сто рупий, взамен». Это дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти. Они также приходят сюда, чтобы задавать вопросы: «Свамиджи, ваше движение такое замечательное, в чём его смысл? В чём смысл этого? В чём смысл того?» Гухйам а̄кхйа̄ти, они открывают свои мысли. Пр̣ччхати, они рассказывают: «Вот, я в таком положении, я не могу это… Как же мне поступить?» И вайшнавы отвечают им. И также мы приглашаем их на наш пир любви. Во всех наших центрах проходит эта программа, мы приглашаем всех: «Приходите, принимайте прасад».
00:10:16 Если кто-то что-то даёт, угощает нас, мы тоже едим. При условии, что он не маявади, не карми, не гьяни. В противном случае мы не должны есть у таких людей. Мы не можем принимать ничего от этих категорий людей, атеистов. В противном случае это будет сан̇га̄т сан̃джа̄йате ка̄мах̣ [БГ 2.62]. Если мы общаемся с маявади, атеистами, с карми, гьяни, йогами, то мы заразимся их качествами. Если мы приобретём эти качества маявади, качества карми, гьяни, йогов – я вижу, некоторые из учеников до сих пор практикуют йога-асаны, то есть иными словами они ещё не освободились от этих качеств. Это абсурд, это глупость. Мы должны пообещать, что не будем общаться ни с какими из этих качеств.
00:11:32 Асат. Асат – значит нехорошие элементы, дурное общение. Итак, асат-санга. Мы должны оставить это, оставить асат. «Итак, кто же асат, сэр?» Чайтанья Махапрабху говорит: асат-сан̇га-тйа̄га, — эи ваишн̣ава-а̄ча̄ра. Вайшнав должен вести себя так, чтобы раз и навсегда оставить общество асат. Сейчас столько хороших людей, порядочных людей, если мы откажемся от общения со всеми ними, если мы скажем, что все асат? Но нет, в следующей строке Чайтанья Махапрабху говорит: «Да, аса̄д эка стрӣ-сан̇гӣ». Эка стрӣ-сан̇гӣ. Первая категория асат – это стри-санги. Стри-санги – это тот, кто слишком привязан к женщинам. Или просто привязан женщинам. Просто привязан женщинам. Слишком или не слишком – не важно, он привязан к женщинам, и он асат.
00:12:40 И кр̣шн̣а̄бхакта также. Те, кто не являются преданными Кришны, это тоже асат. Итак, маявади, карми, гьяни, йоги не являются кришнабхактами. Они будут говорить: «Кришна не Бог. Я Бог. Я тоже Бог. Кришна не Бог, я Бог, но Кришна не Бог». Такова их трактовка. Поэтому они негодяи. «Я Бог, – говорят они, – ты Бог, но Кришна не Бог». Кроме Кришны все Бог, такова их трактовка. Представьте себе, какие они негодяи. Поэтому мы должны отказаться от их общества. Асат-сан̇га-тйа̄га, — эи ваишн̣ава-а̄ча̄ра. В противном случае асат.
00:13:36 Асат эка стри-санги кришна. Есть стри-санга, вайдха-авайдха. Вайдха – значит упорядоченная, в соответствии с шастрой. То есть ограничения в соответствии с шастрой. Шастра ограничивает это. Шастра – значит шас-дхату. Шас-дхату – значит шасана. Регулирующая. Слово шастра образуется от шас-дхату, слово шастра, то есть «оружие», образуется от слов шас-дхату. А так же от этого слово образуется шишья. Эти слова происходят от шас-дхату. Шастра, шасана. Шасана означает управление. Санскрит очень хороший язык. От одного глагольного корня можно образовать множество слов. Поэтому санскритский словарь очень трудно составлять, очень трудно. Так называемые санскритские словари, которые продаются на рынках, вы не найдёте там все эти слова, это невозможно. Потому что из одного корня, из одного дхату образуется столько слов, как все их поместить в словарь?
00:15:04 Итак, шастра. Шастра-виддхи. Человеку не нужно вдохновение, ему не нужно учиться тому, как заниматься сексом. Этому не нужно учиться. Это уже есть в нас. Нитйа̄, нитйа̄ хи джантох̣ [ШБ 11.5.11]. У каждого живого существа есть такие наклонности: употреблять одурманивающие вещества, вступать в половые отношения, вйава̄йа̄миша. Амиша – значит употреблять мясо, рыбу. Все эти качества не требуют образования: как есть мясо, как пить, как заниматься сексом, нет. Всё это уже есть. Нитйа̄ хи. К этому не нужно вдохновлять людей.
00:16:04 Но тогда зачем шастры повелевают: «Ешьте мясо только так. Пейте только так. Вступайте в половые отношения только таким образом». Ради какой цели это всё говорится? Чтобы ограничить. Потому что наша естественная склонность. Например, на Западе, они даже сейчас уже не женятся. Но при этом они вступают в половые отношения. Они думают: «Я и так могу заниматься сексом. Зачем мне связывать себя узами брака?» Так зачем существует брак? Чтобы ограничить. Если люди не вступают в брак, то у них будут соблазны вступать в отношения с другими мужчинами и женщинами. Поэтому, чтобы ограничить: один мужчина, одна женщина. В противном случае, если вы общаетесь со множеством женщин или мужчин, это просто животная жизнь. Так для того, чтобы воспрепятствовать, помешать человеку опуститься до уровня животного, заниматься сексом как животное, существует институт брака, с этой целью.
00:17:23 Поэтому шастра предназначена для ограничения. Тот, кто следует этим ограничениям, достигает совершенства. Тот, кто не потакает себе. Животные, они никак не ограничены. Но даже животные ведут себя лучше. Они ограничивают себя. Они вступают в сексуальные отношения только в определённое время. Но эти животные, двуногие, двурукие животные, никак не ограничивают себя. Они занимаются сексом когда угодно. Поэтому существует шастра.
00:18:00 Итак, вайдха – значит то, что одобрено шастрами. Вайдха стри-санга. Человек может общаться с женщинами. Это должно быть, потому что таково творение Бога: есть мужчина и женщина, и они должны соединяться. Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано: дхарма̄вируддхо ка̄мах̣ ахам̇ [БГ 7.11]. Если люди вступают в половые отношения в соответствии с шастрой, то Кришна говорит: «Это Я». Дхарма̄вируддхах̣. Итак, существуют правила и ограничения половой жизни. Итак, есть две категории общения с женщинами: вайдха и авайдха. Вайдха – значит в соответствии с шастрами, а авайдха – без всяких ограничений, никак не ограниченная шастрой.
00:18:59 Итак, асат эка стри-санги. Чайтанья Махапрабху говорил об этом. И сахаджии, негодяи, они толкуют это так: асат эка стри-санги – тот, у кого есть только одна жена – асат, у человека должно быть много жён. У сахаджиев много женщин, как у обезьян. Они дают такие толкования асат эка стри-санги.
00:19:40 Итак, шастра ограничивает, но мошенники дают свои толкования и наслаждаются. Но истинный смысл – это ограничения. Как, например, употребление мяса. Ведические писания рекомендуют употреблять мясо. Есть кали-пуджа. Человек должен жертвовать козлёнка богине Кали. Богине Кали поклоняются в амавасью. Амавасья происходит раз в месяц. Поэтому эте мошенники, которые едят мясо, таким образом они ограничивают свою жизнь. Если они следуют шастре, то они понимают: «Нет, если мы будем есть мясо из лавки мясника, то это грех, поэтому нужно есть мясо, предложив богине Кали». Как, например, в Калькутте есть много мясников, и у них Божество богини Кали в лавке. И люди думают, что это не грех. Мамса. То есть они думают, что это мясо освящено. Хинду-брахмана-кати.
00:20:53 Итак, вот такое происходит в мире. На самом деле, шастры ограничивают это. Даже когда совершается жертвоприношение бали, в мантре говорится, что этот человек убивает тебя, но в следующей жизни ты станешь человеком, и у тебя появится возможность убить его. Таков смысл этой мантры. Поэтому, если человек в здравом рассудке, он непременно подумает: «Этот козёл убьёт меня в следующей жизни?» Ма̄м̇ сах̣ кхадати. Он съест меня – вот смысл слова ма̄м̇са. Ни один ответственный человек не возьмёт на себя такую ответственность – убить это животное, а потом он станет человеком и убьёт меня. «Нет, нет, я лучше не буду этого делать».
00:21:44 Таков смысл этого ограничения. Точно так же те, кто выпивает спиртное. Им рекомендуют предлагать вино Чанди, после этого они могут пить его. Тоже самое с браком – это ограничение. Это не проституция, это ограничение. Это естественная склонность людей. Но если вы можете остановить это, это называют тапасьей, и благодаря тапасье человек достигает совершенства в жизни. Это человеческая жизнь. Мы не должны уподобляться животным, жить невоздержанно. Даже животные следуют некоторым ограничениям.
00:22:40 Итак, вайдха – авайдха. Чайтанья Махапрабху строго заповедовал: не общайтесь с этими негодяями, асат. Асат, с теми, кого интересуют только материальные отношения. Асато ма сад гама. Так гласят Веды. Сад гама. Попытайтесь продвигаться к сат. Ом тат сат. Не проявлять интереса к асат. Асато ма сад гама, джотир гама. Это наставление Вед.
00:23:24 И поскольку эти Пандавы и их семья – все они были сат благодаря общению с Кришной. Поэтому они были озадачены: «Кришна возвращается к Себе домой, как же мы выживем? Как можем мы расстаться с Кришной?» Настоящий преданный Кришны никакой ценой не способен расстаться с Кришной. Как, например, Прахлада Махарадж и Харидас Тхакур из Навадвипы. Он был мусульманином, и он повторял имя Кришны, кришна-наму. Кази призвал его: «Ты мусульманин, почему ты повторяешь кришна-наму?» «А что в этом плохого, сэр? Есть столько индусов, они тоже становятся мусульманами. Я такой же». Его наказали, но он не отказался от Кришны. Он не отказался. Он не может отказаться. Прахлада Махарадж не мог отказаться.
00:24:34 Как только человек соприкасается с именем Кришны, он соприкасается с Самим Кришной. Поэтому асат, майя, не может коснуться его. Если он повторяет святое имя чисто, без оскорблений, майя не может коснуться его. Если майя не может подойти к нему, то бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ [ЧЧ Антья 20.12] – бушующий пожар материальной жизни тут же гаснет. Это первое благо, которое приходит благодаря повторению, безоскорбительному повторению маха-мантры Харе Кришна. Это мукти, первый плод. Бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇ – это значит мукти. Если мы повторяем мантру Харе Кришна намабхаса, даже если мы не повторяем ещё чисто, но как только человек поднимается на уровень чистого повторения мантры Харе Кришна и повторяет его без оскорблений, то у него просыпается любовь к Кришне, кришна-према. Тут же просыпается.
00:25:46 Как, например, Чайтанья Махапрабху, как ачарья, он повторял святое имя со слезами на глазах. Тава на̄ма-грахан̣е бхавишйати [ЧЧ Антья 20.36]. Как звучит этот стих? Чакшуша̄ пра̄вр̣ша̄йитам [ЧЧ Антья 20.39]. Такова вершина постижения воспевания маха-мантры Харе Кришна. Когда человек плачет при повторении. И Чайтанья Махапрабху был таким.
Итак, Кришна и Его имя тождественны. И Пандавы очистились благодаря общению с Кришной. Они думали: «Как же мы будем жить, если Кришна уедет в Двараку? Как мы будем жить?» Они не могли принять никакого решения, они бродили туда-сюда. Если вас что-то беспокоит, вы ходите взад и вперёд, и так было с ними. Спасибо вам большое.