О каком Кришне мы говорим
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь первая, глава восьмая, текст двадцать первый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 1 октября 1974 года в Майапуре.
Преданный:
— Перевод: «Поэтому я в глубочайшем почтении склоняюсь перед Господом, который стал сыном Васудевы, радостью Деваки, сыном Нанды и других пастухов Вриндавана и приносит радость коровам и чувствам». [ШБ 1.8.21]
00:00:33 Шрила Прабхупада:
— Итак, в последнем стихе Кунти объясняет, что Кришна предназначен для парамахамс, муни – для очень возвышенных душ, они могут постичь Кришну. Поскольку такие учёные, такие великие святые – только они могут понять, что такое бхакти-йога. Бхакти-йога – это величайшая йога. Есть разные формы йоги: карма-йога, гьяна-йога, дхьяна-йога, хатха-йога – много других. Йога – значит связь, обретение связи. Бхакти-йога значит прямая связь с Кришной, или Богом. Это бхакти-йога. Другие виды йоги не являются непосредственно прямой связью.
00:01:53 Йога – значит соединение с Кришной, с Богом. Но когда употребляется слово карма, карма-йога, это уже примесь, это не чистая йога. Карма-йога – это значит [санскрит]. Это карма-йога. Что бы вы ни делали, вначале человек не может практиковать чистую бхакти-йогу, поэтому рекомендуется карма-йога. Неважно, что бы ты ни делал, чем бы ни занимался, в этом положении ты можешь стать преданным. Это карма-йога. Людям хочется совершать разного рода работу, поэтому Кришна говорит: йат кароши [БГ 9.27] – не имеет значения, что ты делаешь. Как же это становится карма-йогой? Курушва тат мад-арпан̣ам – «Посвящай это Мне».
00:02:59 Допустим, вы занимаетесь бизнесом, зарабатываете много денег. Кришна говорит: «Хорошо, продолжай. Ты привязан к бизнесу – продолжай это делать. Но деньги, вырученные на своём бизнесе, отдавай Мне», – это карма-йога. Не стоит считать, что зарабатывать деньги и тратить на свои чувственные наслаждения – это не карма-йога. Негодяи говорят, что это карма-йога. Нет. Они пользуются этими плодами, чтобы услаждать чувства, и называют это карма-йогой. Нет, это не карма-йога. Вот карма-йога: «Род занятий не имеет значения, плод своей деятельности посвящай Мне».
00:03:51 В другом месте Кришна говорит: карман̣й эва̄дхика̄рас те ма̄ пхалешу када̄чана [БГ 2.47]. Ты можешь продолжать, можешь заниматься своим бизнесом, но не ожидай плодов этого бизнеса, ма̄ пхалешу. Косвенно Он говорит: «Плоды нужно отдавать Мне, ма̄ пхалешу када̄чана, не ожидай плодов». Допустим, вы выращиваете хорошее манговое дерево, которое принесёт плоды, хорошие плоды. Согласно «Бхагавад-гите» говорится: ма̄ пхалешу када̄чана, не берите себе эти плоды. «О, такое замечательное манговое дерево! Я его столько лет растил, сейчас я получаю урожай, а Кришна говорит: “Ма̄ пхалешу када̄чана, не бери себе этот урожай”. А кто же его возьмёт? Кому достанутся фрукты? Они сгниют? Упадут на землю и сгниют?» Нет! Смысл в том: «Не бери себе, но отдай это Мне», – говорит Господь, это карма-йога. Не нужно думать, что они должны пропасть, эти фрукты. Это карма-йога. Итак, карми, они очень привязаны к материальной деятельности. Для них рекомендуется карма-йога. Так или иначе необходимо связаться с Кришной. Это великое достижение: когда вы отдаёте потом и кровью заработанные деньги Кришне – это великая жертва. Так что при помощи карма-йоги также вы можете удовлетворить Господа. Потому что главная наша задача – удовлетворить Кришну.
00:05:59 Варнашрама. Есть четыре варны и четыре ашрама: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси. Это научное деление цивилизованного общества. Если в обществе не существует этого деления, оно находится в состоянии хаоса, и не приносит удовлетворения жизнь в таком обществе. И это и происходит сейчас. В наше время нет этого научного деления человеческого общества, поэтому такой хаос повсюду. В действительности, истинная человеческая цивилизация начинается тогда, когда мы принимаем эти восемь укладов общества. Это человеческое общество, иначе это общество животных.
00:06:59 Согласно ведической цивилизации, для каждого деления, для каждого сословия существуют определённые обязанности. Обязанность брахманов – учиться управлять умом, чувствами, шамо дамас титикша [БГ 18.42], быть терпеливыми, быть очень простыми, жить просто, не роскошно. И брахман будет принимать то, что действительно необходимо ему для жизни, не более того. Вот что значит простота, простая жизнь, но возвышенное мышление. Это брахманы. Шамо дамас титикша арджавам. Гьянам – значит понимать, что есть что. Люди все пребывают в невежестве, негодяи. Но брахман не должен быть негодяем. Поэтому брахмана называют титулом пандит. До сих пор люди в Индии говорят: «Брахмана-пандит». Брахман должен быть пандитом, учёным. Брахман-негодяй – не брахман. «Ты кто?» «Я брахман». «А чем ты занимаешься?» «Я тележки катаю». Это не брахман. Брахман – это пандит. Он должен быть учёным человеком.
00:08:37 Патхана-патхана йаджана йаджана дана-пратиграха – это обязанности, предписанные обязанности брахмана. Он должен быть сам образованным учёным и стараться других также делать учёными. Патхана-патхана. Он не должен ограничиваться лишь собственными знаниями. Если вы знаете что-то ценное, вы должны делиться этим. В противном случае, в санскритском языке таких людей называют гьяна-кхала – скупые на знания. Тот, у кого есть знания… Например, в современном мире если человек имеет научное образование, он даёт знание другим: он путешествует, ездит от университета к университету и говорит там людям о каком-то новом изобретении. Точно так же, брахман – это тот, кто обладает сам полнотой знания, и он делится этим знанием. Он не держит его при себе: «Никто не должен знать этого!» Нет, патхана-патхана. Гьянам вигьянам. Точно так же у всех есть какие-то обязанности: у кшатрия, у вайшья.
00:10:02 Так что йат кароши – что бы вы ни делали, вы должны делать это для удовлетворения Кришны. Если у вас есть какое-то знание, распространяйте это знание ради удовлетворения Кришны. Как это можно сделать? Если у вас есть знание, старайтесь описывать Кришну. Это совершенное распространение знания. Если вы знаете что-то, старайтесь объяснять Кришну при помощи этого знания. Как, например, наш доктор Сваруп Дамодар является учёным, и сейчас он пытается объяснить Кришну посредством своего научного знания. Аналогично, если вы врач, вы можете так же объяснять Кришну посредством медицины. Если вы инженер, вы можете описывать Кришну посредством технических дисциплин инженерии.
Кришну можно описать, но человек, который описывает, объясняет, должен быть разумным. Потому что Кришна есть всё. Так что у нас просто должен быть разум, чтобы мы могли объяснить технические дисциплины и при этом прийти к выводу о Кришне. Шри Чайтанья Махапрабху делал это. Он преподавал грамматику. Когда они разбирали дхату, он объяснял Кришну. Некоторые студенты, им эти объяснения не понравились, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху вынужден был закрыть свою школу, потому что им это не нравилось.
00:12:01 Итак, Кришна – всё. Нужно лишь обладать достаточным знанием, чтобы увидеть Кришну через всё. Вот это маха-бхагавата. Чтобы он ни видел, он видит Кришну, потому что в действительности Кришна есть всё. Бхакти-йога – это такой прекрасный путь, это совершенная йога, и Кришна подтверждает это. Совершенный йог – это тот, кто всегда размышляет о Кришне. Если вы врач, если вы думаете о Кришне, о том, как доказать, что Кришна – лучший врач, или что Кришна – лучший хирург, посредством медицины. Если человек так размышляет, если он пытается это сделать, то он йог высшего уровня, пусть даже он просто врач. Точно так же каждый может стать совершенным йогом, если он обратится к сознанию Кришны.
00:13:21 Возникает вопрос: некоторые негодяи воспринимают Кришну как чёрного человека. Чёрный человек. Один правительственный служащий, какой-то негодяй, по имени мистер Ананд описал Кришну, он сказал: «Он был чёрным аборигеном, и Он стал очень могущественным так или иначе, и люди поклонялись Ему как Богу». И это было напечатано в государственном журнале. Есть много мошенников. Иногда демоны пытаются принизить Кришну, говорят, что Кришна – значит ворон, Кришна – значит чёрный человек, или Кришна – значит шудра. Слово «Кришна» имеет множество значений. Шудр тоже называют «Кришна». Брахманов называют шукла. Таким образом, демоны-негодяи хотят описывать Кришну по-своему, чтобы преданные Кришны расстроились, и это этим демонам доставляет наслаждение.
00:14:52 Поэтому, чтобы преподать этим негодяям урок, Кунти указывает: кр̣шн̣а̄йа ва̄судева̄йа [ШБ 1.8.21]. «Негодяй, не давай своих толкований Кришне, я говорю о Кришне – сыне Васудевы, Ва̄судеве». Как, например, когда в суде вы представляетесь: если вы называете своё имя, вы так же должны назвать свою фамилию, с какой вы деревни, из какого вы района и так далее. Так вы обозначаете себя. Поэтому Кунтидеви указывает: это не какой-то другой Кришна, это Кришна, чьим отцом был Васудева, мать которого зовут Деваки, отца Его зовут Нанда Махарадж, Его мать зовут Яшодамайей.
00:15:49 Когда Валлабха Ачарья... Он написал какие-то статьи и книги «Значение Кришны». Значение Кришны. И он отправился к Чайтанье Махапрабху, он хотел, чтобы его похвалили: вот он столько значений слова «Кришна» нашёл. И Чайтанья Махапрабху сказал: «Нет, нет. Я знаю имя Кришны. Я знаю только два или три имени Кришны». Он сказал: «Я знаю, что Кришна – сын Яшодамайи, Яшоданандана. Кришна – это мальчик, который сосал грудь матушки Яшоды, я знаю это».
Здесь так же: нандана̄йа. Она говорит: нанда-гопа-кума̄ра̄йа. Кумара – значит тот, кто не женат. Кришна оставался во Вриндаване до шестнадцати лет, поэтому Он всегда оставался кумарой, Нандакумар, Нанданандана. И здесь ясно сказано об этом: нанда-гопа.
00:17:22 Кто был Нандой? Это тоже объясняется: Нанда – это предводитель пастухов. Он был царём, Нанда Махарадж. Царь – это не тот, кто является царём огромного царства, нет. Каждый, до сих пор в Индии так: тот, кто владеет какой-то землёй, его называют царём, раджей. Раджа, заминдар – тот, у кого есть земля. Особенно в глубинке страны. Итак, Нанда Махарадж владел землёй. Он был преуспевающим, богатым человеком. У него были коровы и зерно. В былые времена, и до сих пор, в действительности это богатство. Гавайа дханаван. Тот, у кого много коров, считается богатым человеком. Дханйена дханаван. Тот, у кого много зерна, является дханаваном. Сейчас, тот, у кого куча бумаги, его считают богатым. Но бумага – это ничто. Как только правительство терпит провал, эти банкноты в сотню долларов не имеют никакой ценности. Так что истинная ценность – это коровы, это зерно или золото, драгоценные камни – это признаки богатства.
00:19:18 Но Кали-юга – это такое жестокое время, что, даже если у вас есть золото, если у вас есть драгоценные камни, правительство у вас это всё отнимает. Дасйу-дхармабхих̣ [ШБ 12.2.8]. Раньше были обычные грабители, воры, сейчас, как говорит «Шримад-бхагаватам», правительство будет состоять из организованных воров. Дасйу-дхармабхих̣, раджабхих. Правительственный чиновник – это вор, из организованной банды воров. И так в каждой стране. Такой будет ситуация. Так что всё это сейчас уже невозможно хранить, люди довольствуются бумагой.
00:20:10 Итак, у Нанды Махараджа было девятьсот тысяч коров, девять лакхов, он был богатым. И Кришна заботился об этих коровах. Хотя Кришна был сыном Нанды Махараджа, сыном царя, тем не менее, Он должен был пасти их. Когда Он был совсем маленьким, пяти-шестилетним, Он заботился – не только Он – все Его друзья заботились о коровах. Такой была традиция. Маленькие мальчики, им поручалось пасти телят, но через шесть лет они уже брались за коров. Таким образом, они проводили пятнадцать-шестнадцать лет, затем они могли отправляться в школу. Но обычные вайшьи… Нанда Махарадж был вайшьей, не кшатрием. Его отец, отец Кришны, был Васудева, он был кшатрием. Его дядюшка Камса был кшатрием. Он принадлежал к семье кшатриев, потому что Он родился у Васудевы. Но, поскольку Его после рождения перенесли к Нанде Махараджу, в детстве, в юности, Он оставался вайшьей.
00:21:30 В действительности Кришна – не вайшья, не шудра, не кшатрий, не брахман. Он Верховная Личность Бога. Пракр̣тех̣ парам [ШБ 1.8.18]. Об этом рассказывает Кунти. Пракр̣тех̣… Как это начинается? А̄дйам. Намасйе пурушам̇ а̄дйам. Тва̄ – это значит ты. Ӣш́варам̇ пракр̣тех̣ парам. Он за пределами власти законов материального мира, пракр̣тех̣ парам. Он не брахман. Брахман, кшатрий, вайшья, шудра – всё это материальные обозначения. В действительности это не реальность, так как Кришна не принадлежит материальному миру. Он принадлежит духовному миру, пракр̣тех̣ парам. Как сказано в «Бхагавад-гите», пара, что значит иная, или высшая. В «Бхагавад-гите» сказано: «Ты видишь этот материальный мир до небес – ты можешь видеть только то, что находится в небе и под ним, хотя ты не знаешь, что представляют собой эти планеты, как они существуют. У тебя нет этого знания, но, тем не менее, по крайней мере, ты знаешь, что вселенная покрыта вот этим небом, и во вселенной существует множество планет».
00:23:31 Итак, Кришна не принадлежит этим планетам или этому материальному миру, Он принадлежит паравйоме. Паравйома – значит небо, пара – значит высшее, или духовное. Поэтому Кришна принадлежит всему, потому что всё есть Кришна, но у Него есть особая Своя обитель – Вайкунтха, Голока Вриндавана. И она находится в духовном небе, не в материальном. В материальном небе, в материальном мире существует Голока Вриндавана. Её копия – Вриндаван, куда мы отправляемся. Когда… Как например, губернатор правительства или царь, когда он едет в турне, в каждом городе у него есть особый дом. Как называется этот дом, посольство? Точно так же, когда Кришна приходит в эту вселенную, Он приходит вот туда, во Вриндаван, в Матхуру, в Двараку. Но нет разницы между Голокой Вринадавана и этим Вринадаваном. Всё это необходимо понять.
00:25:06 Кришна – пара. В «Бхагавад-гите» мы узнаём, что существует иная природа. Но эти так называемые учёные, они настолько невежественны, они не могут понять, что существует иная природа, существуют духовные планеты. Они не знают даже сколько планет в этом мире, что там происходит, кто их населяет. Они думают, что только эта планета наполнена живыми существами, на других планетах нет живых существ, но это не так. Живые существа есть на каждой планете, там полно жизни. Даже на Солнце, на Луне. Мы обсуждали эту тему много раз.
00:26:07 Итак, Кунти уже указала, что Кришна есть Ишвара, и Он за пределами ведомства этого материального мира. Когда этот Кришна приходит сюда, Он приходит, тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам [БГ 4.7]. Он приходит. Как Он приходит? Он приходит как сын Васудевы. Ва̄судева̄йа. Поскольку Он приходит как сын Васудевы, поэтому Его называют Ва̄судева. Ва̄судевах̣ сарвам ити [БГ 7.19]. Если человек знает, что этот Ва̄судев есть всё, тогда он самый возвышенный махатма. Всё это необходимо понимать, и это сознание Кришны. Если же мы остаёмся глупцами… Всё есть: в «Шримад-бхагаватам», в «Бхагавад-гите». О Кришне всё рассказано. Каждый может понять, если у него есть немного разума. И как только вы понимаете Кришну – вы освобождённая душа.
00:27:34 Почему мы думаем, что мы не сможем понять Кришну? Всё же даётся. По крайней мере, люди разумные: американцы, европейцы – они очень разумны в материальном смысле. Они доказали свой разум. Но почему бы им не продвинуться духовно? Если у них есть материальный разум, у них есть мозг – вы можете использовать его либо для материальной цели, либо… Сейчас вы всё это делаете ради материальных целей. Вы уже сделали достаточно: столько машин, столько всего – но счастья нет. Применяйте свой мозг, свой разум, чтобы постичь Кришну, тогда ваша жизнь успешна.
00:28:19 Я об этом говорил много раз. Вы, американцы, юноши, вы удачливы во многом. Почему? Потому что вы пожинаете плоды своих благочестивых действий. Каков результат благочестивых деяний? Джанмаиш́варйа-ш́рута-ш́рӣ [ШБ 1.8.26]. Вы родились в очень богатой нации, в Америке, вы родились от богатых отцов – никто здесь не беден. Здесь неизвестна бедность, я изучал. Если добровольно человек становится бедным, то это другой вопрос, но что касается того, что я видел, здесь нет бедности. Это плоды благочестивой деятельности. Когда человек рождается в бедной семье или в неблагополучной семье, это плоды его грехов. Но поскольку вы родились в этой нации, в богатых семьях – это хороший признак. Джанмаиш́варйа. Богатство. Вам нет дела до денег, деньги для вас ничто. Мы так аккуратно считаем деньги, но вы тратите деньги без оглядки. Это плоды: джанмаиш́варйа-ш́рута, образование, и ш́рӣ, красота. И сейчас вы должны использовать это. Потому что человек удачлив, если он получает эту возможность. Воспользуйтесь ею, используйте её для постижения Кришны, тогда ваша жизнь успешна.
00:30:11 Я надеюсь так же, что если вы примете сознание Кришны… Таким был долг индийцев, как Чайтанья Махапрабху сказал: [санскрит]. Конечно, я индиец, я делал всё от себя зависящее, чтобы дать вам сознание Кришны, это долг индийцев – проповедовать эту науку, но несмотря на то, что они этого не делают, вы можете взяться за это ради блага человеческого общества. Просто проповедуйте о Кришне.
00:30:56 Кр̣шн̣а̄йа. Мы говорим об этом Кришне, не о том Кришне, не об аборигене Кришне, чёрном Кришне. Кришна – это чёрный значит, но Кришна так же имеет много других значений. Кришна – значит так же привлекающий. Это не Кала-Кришна. Это не значит, что Он чёрный. «Ваш Кришна чёрный». Да, мой Кришна чёрный, но в то же время Он всепривлекающий. Столько прекрасных гопи – все они привлеклись. Столько цариц – все привлеклись. Так что вот эта чернота Кришны, это не обычная чернота. Поэтому в «Брахма-самхите» сказано: [санскрит]. Тёмная кожа Кришны – это не обычная тёмная кожа. Аситамбуда-сундарангам [БС, 5.30]. Хотя Он тёмный, как тёмное облако, но сундара – при этом Он очень красивый. Насколько красивый? Кандарпа-коти-каманӣйа-вишеша-шобхам – Он настолько прекрасен, что даже если вы приведёте миллионы, миллионы Купидонов (Купидоны очень красивы), тем не менее, Он превосходит их всех в красоте.
00:32:27 Итак, Шьямасундара. Шьяма – значит чёрный. И тем не менее, Он очень-очень красивый. Вот что значит Кришна. Поэтому, чтобы в совершенстве постичь Кришну, Кунти указывает: «Этот Кришна, сын Васудевы, этот прекрасный Кришна, Шьямасундара Кришна». Может быть много Васудевов? Но называется имя Его матери – девакӣ-нандана̄йа, Кришна, который родился у Деваки и Васудевы, не у других. Чтобы не было никакой ошибки, если приводится имя родителей. И опять же, она указывает: нанда-гопа-кума̄ра̄йа, этот Кришна, которого перенесли во Вриндаван, и Он оставался приёмным сыном Махараджи Нанды.
00:33:26 И затем она говорит: говинда̄йа. Говинда̄йа, Он был пастушком. Говинда. Го – значит коровы, го – значит индрийа, чувства. Он доставлял радость коровам. Коровы были очень довольны Кришной. Как только Кришна призывал их, они тотчас же приходили. И Говинда, это слово объясняется в «Брахма-самхите», там даётся много значений. Говиндам. Поэтому здесь сказано: Говинда. Говинда – это не нечто заурядное. Этот Говинда, какой Говинда?
Материальная энергия, Дурга, которая являет такие чудеса, материальная энергия обладает таким могуществом, что может создавать, разрушать, поддерживать – столько силы. Но не думайте, что материальная энергия действует независимо. Как она функционирует? Она действует как тень. Какова же реальность? [санскрит] Мы поклоняемся Тому, кто является изначальным директором материального мира. Поскольку мы захвачены тремя гунами материальной энергии, мы думаем, что материальная энергия, материальный мир – это всё, поскольку мы глупы. На̄бхиджа̄на̄ти ма̄м эбхйах̣ парам авйайам [БГ 7.13]. Они оказались в плену трёх материальных гун, они не понимают, что за пределами всего этого существует Кришна.
00:35:55 Итак, слово Говинда можно объяснять по-разному, слово Кришна. Если вы попытаетесь объяснять этот стих, даже из года в год, конца и края не будет этому. Такой замечательный стих! Мы должны стараться постичь Кришну. Есть много способов понять Его. Так или иначе, если вы понимаете, что Кришна есть ишварах парамах кришнах, хотя бы это, что Кришна – Верховная Личность Бога, если вы убеждены в этой теме, тогда ваша жизнь успешна.