Иллюзорное положение души в материальном мире
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:04 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», первая песнь, пятнадцатая глава, текст тридцать шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 14 декабря 1973 года в Лос-Анджелесе.
00:00:25 Преданный: — Перевод: «С того самого дня как Личность Бога, Господь Кришна, оставаясь в Своей форме, покинул эту Землю, Кали, уже частично проявившийся, проявился полностью, чтобы создать неблагоприятные условия для тех, кто обладает скудными знаниями»
[ШБ 1.15.36].
00:00:47 Шрила Прабхупада: — Здесь используется одно слово, джахау. Когда Кришна покинул эту планету, Он ушёл в Своём теле. В другом месте Кришна говорит: а̄тма-ма̄йайа̄. А̄тма-ма̄йайа̄. Майа – это энергия. Есть три энергии, есть много энергий. Пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате. У Бога бесконечное количество энергий. Но мудрецы и святые не отвергали эти энергии.
00:01:59 Есть определённые философы, по их мнению, у Бога нет энергий. Это неправда. Веды сообщают нам о Его энергиях. Как это постичь? Например, у огня две энергии: тепло и свет. Никто не может этого отрицать. Огонь находится в одном месте, но распространяет свои энергии в форме тепла и света. Об этом нам говорит наш опыт. Это не так трудно понять. И так же и солнце. Каждый может видеть, что солнце огромно, это самая большая планета, или звезда, как говорят некоторые. Чем бы оно ни было, оно находится в определённом месте космоса, но распространяет свои энергии по всей вселенной в форме солнечного света. Солнечный свет распространяется по всему небу, по всем планетарным системам. То же самое относится к теплу. Находясь в девяноста девяти миллионах миль от него, или сколько, как говорят учёные? Девяноста три. В девяноста трёх миллионах миль от Солнца, мы тем не менее испытываем на себе обжигающую жару, сорок пять – пятьдесят пять градусов. На Ближнем Востоке температура достигает пятидесяти пяти градусов, невозможно находиться на поверхности земли, людям приходится спускаться под землю.
00:04:19 Итак, даже если материальный объект вроде солнца, хотя это материальный объект, обладает такой огромной энергией, какой же энергией должен обладать Верховный Господь? Вот что такое непостижимая энергия, ачинтья, она превосходит способности нашего понимания. Об этом говорят Веды. Таково описание Абсолютной Истины, Верховной Личности. Поскольку сказано: тасйа. Тасйа. Он личность. Какая личность, как я? Весь день я тружусь ради денег. Нет. На тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате. Ему не нужно трудиться. Посмотрите, Кришне не нужно работать. Он просто наслаждается, Он играет на флейте, наслаждается с Радхарани. Ему не нужно ходить в офис, на завод. Не нужно. Он просто наслаждается. А̄нандамайо ’бхйа̄са̄т [«Веданта-сутра», 1.1.12]. И мы тоже подражаем этому наслаждению. Мы тоже хотим общаться с юношами, с девушками, танцевать. Потому что мы имитируем Кришну. То же самое есть и у нас. Кришна танцует с гопи – мы танцуем здесь тоже в ночных клубах. Но это не приносит вам удовлетворения, потому что это имитация.
00:06:20 Если вы хотите по-настоящему танцевать – идите к Кришне. Вот чего мы хотим. Для этого существует движение сознания Кришны. Мы пытаемся отвлечь людей от иллюзии, направить их к реальности. Философы-майавади понимают, что в этих танцах нет наслаждения, поэтому они отрицают их, они хотят забыть об этом. Но нет, мы не говорим так. Мы говорим: «Эти танцы есть в своём изначальном проявлении, в Абсолютной Истине». В «Веданта-сутре» говорится: джанма̄дй асйа йатах̣. То, что вы испытываете здесь, откуда это взялось? Из Абсолюта. Это абсолютное проявление. Но здесь, в относительном мире, эта реальность искажается. И поскольку она не является реальностью как таковой, мы оказываемся в невежестве, в замешательстве. И поэтому мы должны выйти к реальности. В этом смысл сознания Кришны.
00:07:47 Например, здесь мы видим изображение: Кришна танцует с гопи. Нам тоже хотелось бы, каждому из нас. Даже старики танцуют с молодыми девушками. В Париже есть клуб, и все эти старики, при смерти уже, ходят в этот клуб, платят по пятьдесят долларов за вход. И затем они ещё должны платить за девушек, за вино. Тем не менее, они ходят туда. На самом деле, они не могут по-настоящему наслаждаться. Когда человек становится стариком, то какой смысл ему общаться с девушками? Но им нравится это. Им нравится. Они платят за это. Но они не наслаждаются. Если бы это приносило им наслаждение, они были бы удовлетворены, но они не удовлетворены, они разочарованы. Таково положение.
00:08:46 Например, тепло и свет. Вы чувствуете тепло на солнце, но это не означает, что солнце находится здесь. Вы так не можете сказать. Солнце и здесь, и не здесь. Это называется одновременное непостижимое присутствие Бога повсюду. Он присутствует повсюду, об этом сказано в «Бхагавад-гите». Майа̄ татам идам̇ сарвам̇ [БГ 9.4]. Кришна говорит: «В Моём безличном проявлении Я пребываю повсюду». Повсюду Кришна. Мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни. «Всё покоится на Мне». Это факт. Например, в материальном мире всё зиждется на солнечном свете, это научный факт. Разве нет? Всё зависит от солнечного света. Планеты, они вращаются благодаря теплу и Солнцу. Ведь такова теория? Да. Итак, что мы имеем в виду под всем. Например, эта планета. Всё на этой планете: деревья, реки, горы, города, машины – всё на этой планете это одно целое, это одна планета. Есть миллионы, миллионы, триллионы планет. Но как они существуют? Благодаря солнечному свету. Откуда же берётся солнечный свет? От Бога. Солнце берётся от Бога.Джанма̄дй асйа йатах̣. Всё рождается, всё исходит из Абсолюта. Поэтому косвенным образом всё зависит от энергии Кришны. «Всё покоится на Моей энергии. Но Я не там». Такова ачинтья-бхедабхеда-таттва – одновременное единство и различие. Это наша философия.
00:11:23 Итак, смысл в том, что Кришна, Бог, есть. И Он действует при помощи Своих энергий. Например, влиятельный человек. Он сидит в своём кабинете, ему не нужно никуда ходить. Например, мы видели господина Бирлу, те, кто были со мной, они видели. Он сидит у себя дома. Но у него множество энергий: у него есть секретари, чиновники и так далее – много людей, и они все трудятся. Ему не нужно трудиться. Большой, великий, влиятельный человек не обязан работать сам, у него множество помощников. Точно так же Кришна, Всевышний. Ему не нужно Самому работать, не нужно. Он всегда занят игрой на флейте, танцами с гопи – это приносит наслаждение. Анандамайо 'бхйасат – это наслаждение. Работают Его энергии. Какие энергии? Об этом сказано, я приводил пример. Так же как у солнца есть солнечный свет, и солнечный свет всё делает. Благодаря солнечному свету растут деревья, появляются листья, и они опадают, когда солнца нет. Всё зависит от солнечного света, об этом сказано в ведических писаниях. Парасйа брахман̣ах̣ ш́актих̣. Всё, что мы видим в этом космическом мироздании, есть проявление энергии Господа. Парасйа брахман̣ах̣ ш́актих̣.
00:13:49 Итак, наше рождение, наша смерть не подчиняются нам. Мы повинуемся определённой энергии, мы тоже являемся энергией, пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате. Эти энергии разделены на три. Их много, но в общем и целом их разделяют на три категории. Одну называют внутренней энергией, следующую называют внешней энергией и третью называют пограничной энергией. Итак, внешняя энергия – это материальный мир. Вся материальная вселенная, множество вселенных, множество планет, звёзд – всё это проявление внешней энергии. Подобно этому есть также духовный мир, который мы не можем видеть, он выходит за пределы возможностей наших чувств. В «Бхагавад-гите», в шастре сказано: парас тасма̄т ту бха̄вах̣ анйах̣ [БГ 8.20]. Кришна говорит, что существует другая природа, парас тасма̄т. За пределами этой материальной природы есть иная природа, которая вечна. Эта материальная природа не вечна. Например, ваше тело, моё тело не вечно. Так же и гигантское тело вселенной не является вечным. У неё есть день создания и также день уничтожения. Такова природа. Поэтому говорится: та природа – санатана, она никогда не создаётся и не уничтожается.
00:16:07 Итак, мы относимся к пограничной энергии, что значит, что мы в действительности принадлежим к духовной природе, потому что мы вечные души. Но мы соприкоснулись с материальной природой по той или иной причине. Поэтому наше положение здесь не совместимо с нашей природой, мы не можем здесь приспособиться. Поэтому мы получаем одно тело за другим, мы наслаждаемся или страдаем в одном теле за другим. Поэтому нас называют пограничными. Если мы захотим, мы можем переместиться в духовный мир и жить там вечно. Ибо мы духовной природы. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Это описание души. Душа не рождается, на джа̄йате. На мрийате, она не умирает. Када̄чит – никогда. Не подумайте, что некогда мы живём, некогда умираем, нет. Всегда вечно: мы никогда не рождаемся, никогда не умираем. И что же такое смерть? Смерть – это смерть материального тела, не души. Поэтому сказано более конкретно: не думайте, что душа умирает после уничтожения тела.
00:18:06 Итак, вывод: поскольку мы относимся к пограничной энергии, находящейся между материальной и духовной природами, хотя мы духовны, хотя наша истинная природа – это на джа̄йате на мрийате – мы никогда не рождаемся, не умираем – но вследствие нашей связи с материальной природой мы обретаем материальное тело, изменчивое тело. Тело меняется. И мы воспринимаем это за свою природу – рождение и смерть. Но это не наша природа, мы вечная душа. Мы стали пограничной природой. Есть такое объяснение пограничности: татастха. Мы перевели это слово как пограничное. Например, когда вы выходите на побережье Тихого океана, иногда вы замечаете, что вода закрывает берег, иногда он открыт, и воды там нет. Вот что значит пограничная. Иногда вода закрывает береговую полоску, иногда там нет воды. Точно так же мы, будучи пограничной энергией, иногда находимся под влиянием материальной природы, не всегда. И поскольку в настоящий момент, на какое-то время, мы оказались под влиянием материальной природы, однако, если мы попытаемся, мы можем выбраться, избавиться от покрытия материальной природы и прийти к духовной природе. В этом смысл движения сознания Кришны: оно предназначено для того, чтобы мы не оставались в нашем пограничном положении, чтобы мы вышли на сушу, где нас больше не будет беспокоить вода. В этом смысл. Если вы остаётесь в своём пограничном положении, иногда вас будет покрывать вода, иногда вы будете сухими. Но если вы выйдете немного дальше в эту сторону, в сторону суши – океан не властен больше над вами.
00:20:33 Однако Кришна не таков. Об этом сказано здесь. Хотя Кришна оставил этот мир, это не означает, что Он оставил его так же, как мы оставляем его. Наша жизнь в этом мире подразумевает расставание с материальным телом и принятие следующего материального тела. Поэтому в настоящий момент мы не находимся в своём теле. Наше тело меняется: сейчас у нас американское тело, в следующей жизни у нас будет русское тело. И так продолжается. Мы сражаемся. Американцы сражаются с русскими, но в следующей жизни мы можем стать русскими. Вы, американцы, всю свою жизнь сражались с русскими, и вы станете русскими в следующей жизни. Сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣ [БГ 8.6]. Таков закон природы. Это закон природы. И затем вы снова будете сражаться с американцами, как только получите русское тело. Затем вы снова станете американцами. Бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате [БГ 8.19]. Иногда вы русский, иногда вы американец – вы продолжаете воевать. Это майя. Это майя.
00:22:04 И все так поступают. Поэтому Господь Чайтанья сказал: [санскрит]. Живое скитается бесконечно, иногда рождаясь в этом теле, иногда в другом. Оно просто блуждает по этой вселенной, не находя прибежища». Где же найти ту вечную жизнь, вечное счастье? Оно не знает. Не знает. Просто меняет тела. Как и в миру, люди меняют одну форму правительства на другую, выбирая одного негодяя, затем снова свергая его, выбирая следующего. Поскольку все они негодяи, нет никакой другой альтернативы, кроме как избрать ещё одного негодяя. Но они думают: «Когда мы изберём этого негодяя, мы обретём счастье». Они не знают, как избирать. Не знают, как избирать.
00:23:16 Они сами слепы и избирают лидера, тоже слепого. Чего же они добьются? Если вы слепы, и вас ведёт другой слепой, то чего вы добьётесь? Вы оба упадёте в яму. Поэтому, если вы хотите истинного счастья, вы должны следовать за тем человеком, у которого есть глаза. Тогда всё будет хорошо. Итак, чьи глаза открыты? Об этом мы так же читаем в ведических писаниях. Это обязанность гуру. Поскольку все слепы, пребывают во тьме, долг гуру – открыть глаза, помочь человеку, увидеть реальность, какая она есть. Таков долг гуру.
00:24:39 Аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа. Все покрыты тьмой невежества. Как же устранить тьму? Если будет свет. Если вы отключите свет, в комнате станет темно. Если же вы включите электричество, станет светло. Например, ночью мы не можем видеть, потому что солнца нет. Утром, как только солнце восходит, мы можем всё ясно видеть. Поскольку мы пребываем во тьме невежества, мы не можем должным образом видеть. Я есть, вы есть, Бог есть – всё есть, мы лишь должны получить свет, или обрести истинное положение, чтобы увидеть реальность, какая она есть. Вот чего мы хотим.
00:25:50 Поэтому ведические писания советуют нам, прежде всего Веды советуют: не оставайтесь во тьме. Тамаси ма̄ джйотир гама. Не сидите во тьме. В этом смысл человеческой жизни. В жизни животного вы можете находиться во тьме, потому что вы просто не способны выйти к свету. Если я соберу всех собак, всех животных Лос-Анджелеса, приглашу их сюда, чтобы послушать «Бхагавад-гиту» – ничего не выйдет. Потому что они животные. Однако, если я обращусь к человеку, поскольку он человек, он может заинтересоваться. Он должен заинтересоваться. Но время стало настолько порочным, что никто не проявляет интереса. Тем не менее, кто-то может заинтересоваться. Но среди животных, кошек и собак, такой возможности нет.
00:27:02 Итак, у человека есть потребность выйти к свету и разрешить проблемы жизни. Поэтому приходит Кришна. Об этом Кришна говорит в «Бхагавад-гите». Итак, Кришна приходит. Он не приходит как мы. Мы находимся во власти материальной природы, но Кришна не подчиняется материальной природе, это необходимо понять. Поэтому здесь сказано: сва – значит собственная, и танва̄, тану – тело. Между нами есть разница: я – душа, но моё тело материально. Мы отличны от своего тела, потому что мы обусловленные души. На самом деле я не тело, я душа, но я обусловлен материальным телом. Тогда как в случае Кришны, Он не обусловлен материальным телом. Поэтому здесь сказано: сва-танва̄, в Своём изначальном духовном теле. В этом разница, вы должны понять её.
00:28:34 Один учёный описал это так. Поскольку он не знал Кришну, и он тем не менее писал комментарии к «Бхагавад-гите». И когда Кришна говорит: ман-мана̄ бхава мад-бхакто мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру [БГ 18.65] – «Думай об Мне, стань Моим преданным, склоняйся передо Мной, поклоняйся Мне». Этот негодяй говорит: «Не Кришне, не личности, но душе». Взгляните, насколько он невежественен. Он не знает, что в случае Кришны нет разницы между Его душой, между Ним, между Его телом. При этом он пишет комментарий и считается великим учёным. Он последний негодяй, и его при этом считают учёным. Вот что происходит. По всему миру. Спасибо вам большое.