Высшее и Абсолютное благо
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:17 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», Первая песнь, глава 1, текст 9. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 20 февраля 1973 года в Окленде, Новая Зеландия.
Преданный: Перевод. «Поэтому, о благословенный долгой жизнью, объясни в легкодоступной форме, что, в соответствии с твоими познаниями, является абсолютным и высшим благом для всех людей».
00:01:02 Шрила Прабхупада: Это самая важная истина. Прежде всего, мудрецы избрали Суту Госвами, потому что он получил знание от Вьясадевы. И другие мудрецы видели в нём совершенное воплощение смирения и серьёзности. Это первая квалификация.
И теперь они спрашивают: «Что, по-твоему, является лучшим путём достижения высшей цели жизни? Анджаса. Какой наиболее простой способ?» И в следующем стихе будет сказано, почему в эту эпоху необходим лёгкий путь.
00:01:59 Духовную жизнь практиковать очень трудно. Совершать аскезу, подвижничество… Невозможно. Люди настолько опустились, они не способны ни на какое суровое подвижничество. Это невозможно. Поэтому система йоги в этот век неосуществима. Как несколько раз мы уже говорили, практиковать такую йогу очень трудно. Соблюдать принципы ямы, ниямы. Эта йога начинается с ямы и ниямы, с контроля. Всё должно быть упорядочено. Мы не можем себе позволять никаких излишеств. Всё под строгим контролем. Йога начинается с индрийа самйама.
00:02:52 Истинное предназначение практики йоги в том, чтобы укротить чувства. Наши чувства настолько сильны. Мы много раз говорили о том, что даже величайшие учёные падают жертвой материальных наслаждений. Даже величайшие учёные. Поэтому шастры заповедуют:
матра свасра духитра ва
на вивиктасано бхавет
балаван индрийа-грамо
видвамсам апи каршати
00:03:33 Матра значит мать, с матерью. Свасра – с сестрой. Духитра – с дочерью. На вивиктасано бхавет: «Никогда не садитесь в уединённом месте даже со своей матерью, со своей сестрой или со своей дочерью». Балаван индрийа-грамах. Индрийа-грамах – все чувства, особенно сексуальное побуждение настолько сильно, что видвамсам апи каршати, даже если человек семи пядей во лбу, если он очень образован, тем не менее, он привлечётся. Поэтому половая жизнь является основой нашей обусловленной жизни.
00:04:35 Мы находимся в материальном мире. Материальное существование предполагает материальное тело. А материальное тело подвержено материальным несчастьям. Вот что такое обусловленная жизнь. Как только вы рождаетесь в материальном теле, вам приходится претерпевать боль и наслаждения. На самом деле наслаждения нет, только боль. Вам приходится проходить через это. Матра-спаршах – как только вы получаете материальное тело, сразу же, в зависимости от времени года… Как например, в Лондоне иногда вам холодно, иногда очень жарко, в зависимости от времени года.
00:05:27 Итак, материальная природа будет изменять условия, и, поскольку ваше материальное тело подвержено влиянию таких изменений, вы будете чувствовать боль и наслаждение. Даже не наслаждение, всегда будете чувствовать боль. Иногда вам может быть приятно от тепла, но в то же время вы чувствуете боль от жары. Летом жара не доставляет большого наслаждения, но зимой вам приятно от тепла. Итак, тепло доставляет нам наслаждение или боль в зависимости от времени, от сезона. И Кришна советует Арджуне: «Не поддавайся изменениям погодных условий, а̄гама̄па̄йино ’нитйа̄с – они приходят и уходят. Не относись к этому всерьёз». Всякий раз, когда мы встречаемся с тяжёлыми условиями, не нужно беспокоиться, потому что они приходят и уходят. Но наше настоящее дело, наше истинное предназначение – это сознание Кришны.
00:06:45 Итак, каков наиболее лёгкий путь развития сознания Кришны? Этот вопрос был задан тому, кто познал себя. Не просто какому-то продавцу в лавке. Это гуру, потому что он получил знание у Вьясадевы и у других мудрецов, поэтому они спрашивают его. Айушман. Они благословляют его. «Будь благословен долгой жизнью». Хотя он был молодым, тем не менее великие учёные-брахманы и мудрецы спрашивали его: «Что, по-твоему мнению, является самым лёгким путём достижения высшей цели жизни?»
00:07:50 Пумсам экантатах шрейас. Экантатах, абсолютно. Шрейас – это значит благо. Есть два вида благ. Одно называется прейас, а другое шрейас. Прейас – это то, что доставляет нам радость прямо сейчас. Чувства, удовлетворение чувств, нам сразу же становится приятно, когда мы удовлетворяем их. Но шрейас – это конечная цель, в конечном итоге. Например, ребёнок. Для него прейас означает играть, он не хочет идти в школу. Но его шрейас заключается в том, что он должен ходить в школу, получать образование, чтобы у него было нормальное будущее. Это называется шрейас.
00:08:51 Итак, наша жизнь, человеческая форма жизни, должна быть направлена на шрейас. Сказано: пумсам экантатах шрейас. Мы не должны привлекаться прейасом. Но современное образование настолько деградировало, что они вдохновляют людей на прейас. Это происходит не только в этой стране, это имеет место повсюду. Юношам и девушкам не препятствуют, но, напротив, способствуют тому, чтобы они вступали в преждевременные половые отношения. Прейас. Они хотят этого. «Хорошо, вот примите эти таблетки и наслаждайтесь». Это опасно. По этой причине поколение опускается, потому что людей направляют не на шрейас, но только на прейас, на какие-то сиюминутные наслаждения. Они не понимают, что преждевременный секс разрушает мозг, лишает силы, лишает всего.
00:10:11 В жизни ученика в традиции брахмачари (это очень хорошая традиция), если человек остаётся брахмачари, не вступая в половые отношения, его мозг становится очень сильным, его память становится очень острой, его тело становится крепким, и таким образом он приобретает необходимые качества для того, чтобы достичь шрейаса в будущем. Но в настоящее время этому не учат.
00:10:40 Однако здесь риши, великие мудрецы спрашивают: «Пумсам экантатах шрейас тан нах шамситум архаси. Пожалуйста, расскажи, каким методом нам воспользоваться?» Это называется вопрошание. И все должны вопрошать о высшем благе жизни. В чём оно состоит? В том, чтобы прекратить этот круговорот рождения и смерти, старости и болезни. Это высшее благо жизни, но люди не знают об этом. Далее.
Преданный: Комментарий. «Поклонение ачарье рекомендовано в «Бхагавад-гите». Ачарья и госвами постоянно поглощены заботами о благополучии всего человечества».
00:11:32 Шрила Прабхупада: Да, это долг ачарьи, госвами. Например, наши ачарьи, шесть Госвами, они оставили свои высокие посты на службе в правительстве, министерстве и, следуя наказу Чайтаньи Махапрабху, отправились во Вриндаван. Но ради чего? Чтобы спать и есть там? Нет, нет, не для этой цели. Напротив, когда они жили дома, они пытались спать больше, но, когда они отправились во Вриндаван, они спали лишь полтора-два часа в сутки. В настоящее время, когда человек стареет, ему требуется больше отдыха. Но в соответствии с ведической цивилизацией – нет, напротив, ему нужно больше работать, меньше отдыхать. Больше работать. И Господь Чайтанья Махапрабху направил этих Госвами во Вриндаван. В то время... Сейчас Вриндаван превратился в красивый город, но во времена Чайтаньи Махапрабху это было просто большое поле, там ничего не было. Все места лил Кришны к тому времени исчезли. Они не исчезли, они были не проявлены. Чайтанья Махапрабху увидел небольшую лужицу и указал, что это Радха-кунда. И так была найдена Радха-кунда.
00:13:23 Итак, Госвами тяжело трудились. Их главной задачей [было] нана-шастра-вичаранаика-нипунау. Они были очень образованны. Они тщательно изучили все ведические писания. Нана-шастра, они изучали шастры, не просто обычные знания. Например, Рупа Госвами, он собрал множество, великое множество, стихов и историй из разных шастр. В его биографии сказано, что он составил «Бхакти-расамрита-синдху», которую мы перевели и назвали «Нектаром преданности». В былые времена люди принимали авторитет всего того, что было в согласии с ведическими писаниями. Итак, Госвами собирали разнообразные стихи из Вед и составили из них «Бхакти-расамрита-синдху», чтобы установить, что бхагавад-бхакти – преданное служение Господу – является высшей целью жизни.
00:14:49 Сад-дхарма. Не асад-дхарма. Асад-дхарма относится к телу, карма-кандийа. Карми заняты асад-дхармой, не сад-дхармой. Потому что тело асат. Име деха. Наше тело антават – оно бренно, поэтому его называют асат.
00:15:25 Асато ма сад гама – Веды предписывают: «Не привязывайтесь к асад – к телесному комфорту. Сад-гама – попытайтесь восстановить свою вечную жизнь». Так заповедуют ведические писания. Поэтому «Бхагаватам» говорит: йасйатма-буддхих кунапе тридхатуке са эва го-кхарах. Каждый, кто считает себя телом, «Бхагаватам» считает не лучше животного, го-кхарах. Го значит корова, а кхара это осёл.
00:16:04 И во всех Ведах об этом сказано: как вызволить вечную душу из плена материального тела. Такова цель сад-дхармы, санатана-дхармы. Сад значит санатана, то, что существует вечно. Сад это вечное. Асад – это временное.
00:16:33 Итак, Госвами посвятили себя изучению всевозможных ведических текстов. Они очень тщательно изучили их и составили из них «Бхакти-расамрита-синдху» и множество других книг. Зачем? Сад-дхарма-самстхапакау. Сад-дхарма – это духовная жизнь, не материальная. Например, современные мирские учёные делают столько открытий, но для чего? Для удобства тела, не для духовного развития. Поэтому всё это асат.
00:17:20 Нароттама дас Тхакур говорит: «Я оставил сат-сангу – общение, в котором я мог бы достичь духовного просветления и занялся наслаждениями асат – телом, чувствами. Я запутался в действиях и последствиях своей кармической деятельности». Вот таково плачевное положение нынешней цивилизации. Люди запутываются. Они не знают, что до тех пор, пока ум будет поглощён кармой – материальной деятельностью ради тела, нам придётся снова рождаться. Есть риск. Мы никогда не можем сказать, какое тело получим – человеческое тело или другое. Есть 8 400 000 разных тел, и природа даст мне одно из них. Я общаюсь с разными качествами материальной природы, и пракрити фиксирует всё, и в зависимости от этого вам будет выдано ваше следующее тело.
00:19:11 Почему один рождается в благородной, благополучной семье, богатой семье? Почему другой рождается в плохой семье? Или среди животных? Почему третий рождается полубогом? В чём причина – карана? А причина в том, что каранам гуна-санго ‘сйа. Он общался с определённым материальным качеством, и поэтому он вынужден родиться в определённом теле. Каранам гуна-санго ‘сйа.
00:19:44 Поэтому мы даём наставления своим ученикам: «Общайтесь с хорошими качествами». И лучшее, с чем мы можем соприкасаться, с чем можем общаться – это преданное служение, это преданные. Потому что они трансцендентны, они выше добродетели. Например, вы живёте в этом храме. Это место выше добродетели, согласно ведическим критериям. Если вы живёте в лесу, это жизнь в добродетели, вы общаетесь с благостью, потому что там нет материального осквернения. Простая жизнь в лесу. В лесу. Поэтому в былые времена все мудрецы и святые, они жили в лесу. Это добродетель, жизнь в благости. Если же вы живёте в городе, это общение со страстью. А если вы в городе живёте в публичном доме, или в винном магазине, или в игорном доме, то это общение с невежеством. Три категории. Но если вы живёте в храме, вы выше всех этих материальных качеств, это Вайкунтха. Таким образом, мы должны оградить себя от общения с тремя гунами. Кришна советует Арджуне: «Траигунйа-вишайа веда нистраигунйо бхаварджуна – Мой дорогой Арджуна, поднимись над этими тремя гунами».
00:21:37 Кто может подняться над тремя гунами? Вы должны подняться над добродетелью. Здесь в материальном мире добродетель считается очень хорошим качеством, но даже добродетель здесь временна. И есть возможность, что вы заразитесь другими качествами: саттва-раджас-тамо гуна. Итак, по крайней мере, мы должны подняться над раджас-тамо гуной.
00:22:17 Раджас-тамо, качества страсти и невежества. Признаками этих качеств являются кама и лобха – похоть и жадность. Пока в нас присутствует похоть и жадность… Похоть к сексу, к противоположному полу, это называется вожделение. И жадность – объедаться. Пока присутствуют эти два качества – похоть и жадность, это свидетельствует о том, что нами правит невежество и страсть. Но когда добродетель начинает преобладать в нас, мы начинаем понимать: что есть что, кто такой Бог, кто я, что есть этот мир. Это знание.
00:22:18 Но выше этого – трансцендентный уровень, он характерен не только знанием, но практическим применением знания в жизни. Это называется шуддха-саттва, практическим применением. Шуддха-саттва.
Итак, вопрос. «Мы очень хотели бы послушать тебя. Пожалуйста, сообщи нам, что является наиболее лёгким методом достижения высочайшей цели жизни?». Такой вопрос они задали. Так, читай следующий стих. Читай комментарий.
00:24:07 Преданный: «Ачарьи и госвами постоянно поглощены заботами о благополучии всего человечества, особенно о его духовном благополучии. Духовное благополучие естественным образом приводит к материальному процветанию».
Шрила Прабхупада: Да. И это позволяет наше Общество Сознания Кришны.
Если ваше общество станет сознавать Кришну, если оно продвинется в духовном отношении, то так называемый материальный прогресс естественным образом будет иметь место.
00:24:36 Приведу практический пример. У нас около 100 центров. Мы не делаем ничего кроме сознания Кришны. Если посмотреть на наше материальное положение, то у нас не всё так плохо. Мы живём в хорошем доме и питаемся хорошо, у нас хорошая одежда, и преданные выглядят очень здоровыми с сияющими лицами. Что в этом плохого? Неужели это плохо? Но преданные не тратят всё своё время на зарабатывание денег, они не ходят в контору или на завод. Они зависят от Кришны, и Кришна обеспечивает их всем. Кришна говорит: «Йога-кшемам вахамй ахам, если вы целиком и полностью отдаёте себя духовному продвижению, то йога-кшемам вахамй ахам, Я позабочусь о йога-кшемам». Йога-кшемам значит, что то, чего у вас нет, Я это дам. Кшема означает, что то, что у вас уже есть, Я сохранию.
00:26:07 Например, если ребёнок полностью полагается на своего отца, на родителей. Родители естественно проникаются чувством: «Мой ребёнок нуждается в этом или в том». Они обеспечивают его, ему не нужно беспокоиться ни о чём. Ему даже не нужно просить родителей. Они дают ему всё. Точно также Кришна обеспечивает всем каждого. Эко бахунам йо видадхати каман.
00:26:38 На самом деле Кришна обеспечивает всех во всём. Что у вас есть? То, что вы едите, пищу, вы не можете сделать на заводе. Её даёт Кришна, Он даёт всё. Что говорить о человеке? Даже животному даётся всё необходимое для еды, сна, совокупления, защиты. У них есть всё. У них достаточно фруктов на деревьях, птицы радостно прыгают с одного дерева на другое, едят. Сон. У них есть гнездо. Ночью они спокойно спят. Половая жизнь. От рождения существуют самки и самцы. У них тоже есть половые отношения. Защита. Они знают, как это сделать. Если вы нападёте на птицу, она сразу же улетит. Она знает, как защищаться. Лебеди в парке: как только люди проходят мимо, они прыгают в воду. Они знают, как защищаться. Сегодня утром маленькая мышка забралась вверх, чтобы своровать сладости. У них есть разум. Даже у самых низших животных, даже у муравьёв.
00:28:03 Итак, прогресс цивилизации, направленный на то, как устроить поудобнее это тело, не является прогрессом. Такая цивилизация есть и у кошек и собак. Они знают. Никто из них не должен ходить в университет, чтобы учиться есть, спать, заниматься сексом, защищаться. Никто не должен. Для этого не нужно образования. Это уже есть у каждого. Если вы нападёте на меня, я сразу же буду защищаться руками. Это естественно.
00:28:44 Экантатах шрейас – эти слова означают, не тратьте впустую вашу жизнь, просто ради удовлетворения животных потребностей. Попытайтесь прогрессировать в духовном сознании. Вот что значит экантатах шрейас.
Что там говорится дальше?
Преданный: «Поэтому ачарьи указывают путь к духовному благополучию всех людей».
00:29:12 Шрила Прабхупада: Такова миссия ачарьи. Ачарья не пишет никаких книг о сексуальной психологии, никакой философии Фрейда. Это не ачарья, это негодяй. Ачарья даёт направление – как прогрессировать, как развиваться в духовном сознании. Это ачарья. Далее.
Преданный: «Предвидя несостоятельность людей века Кали – железного века раздоров, мудрецы обратились к Суте Госвами с просьбой изложить суть всех богооткровенных писаний, так как люди этого века ни на что не годны».
00:29:49 Шрила Прабхупада: Но указания нужно получать из писаний. Однако есть множество писаний. Поэтому ачарьи, как например Госвами, они читают все писания, извлекают суть из них и дают своим ученикам: «Действуйте так». Потому что они знают, что давать, как вычленить необходимое, чтобы ученики могли достичь шрейаса – высшей цели. Поэтому ачарья знает, как идти в ногу со временем и в то же время не нарушить духовных наставлений. Вот кто такой ачарья. Не подумайте, что одни и те же принципы всегда применимы. Ачарья жаждет занять людей в обретении истинного блага жизни, но средства могут отличаться.
00:30:53 Например, мой Гуру Махарадж. Он был первым, кто позволил санньяси водить машину. Санньяси никогда не водит машину. Но он позволил это не для удовлетворения чувств. Допустим, мы летаем на самолёте. Санньяси должен ходить. Знаете, что санньяси джайна, они никогда не ездят на машинах. Они никогда не ездят на машине. Но сейчас они тоже ездят. Но предположим, мы сейчас проповедуем. Я приехал из Индии. Если бы я сказал: «Я – санньяси, я не езжу на машинах, не летаю на самолётах, я должен ходить пешком». Ну и что это была бы за проповедь? Понимаете? Поэтому это зависит от ачарьи, он знает, как приспособиться к обстоятельствам. Мой Гуру Махарадж, он говорил: «Хорошо, продолжайте проповедовать, ездите на машинах, неважно».
00:32:07 Эти Госвами отправились во Вриндаван, и они стали примером величайшего подвижничества. Они жили под деревом. Если бы сейчас я посоветовал вам: «Живите под деревом». Мне было бы трудно проповедовать. Никто не привык к такой жизни, к такому суровому подвижничеству. У людей должны быть как можно более удобные условия, иначе они не придут, они не примут. Мы должны ориентироваться, мы должны приспосабливаться к обстоятельствам. Ачарья знает, как это делать. Но истинный смысл – обрести духовное сознание, сознание Кришны. И если мы держим эту цель перед собой, то какую-то уступку можно дать в зависимости от времени и обстоятельств.
00:33:06 Далее.
Преданный: «Поэтому мудрецы вопрошали об абсолютном благе, которое является высшим благом для людей. Далее описывается плачевное состояние людей этого века».
Шрила Прабхупада: Плачевное состояние в настоящее время. Мы видим, каким плачевным сейчас стало положение дел. И в следующем стихе это будет описано.
00:33:42 Вот такое положение. Прайеналпайушах. Прежде всего, жизнь очень коротка, короткая жизнь. Я неоднократно говорил, сейчас в нашей Индии люди живут в среднем тридцать лет. Срок жизни настолько сократился. Даже в этой стране срок жизни сокращается, силы людей сокращаются. С течением времени в Кали-югу продолжительность жизни будет уменьшаться, силы уменьшаться. Настолько, что в конце, в самом конце Кали-юги люди будут жить не больше 30 лет.
00:34:44 Асмин калау. Первая беда в том, что их жизнь очень коротка, короткая жизнь. Далее, мандах, они ленивы. Они плохо образованы. Они не знают, в чём состоит цель жизни. Они медлительны. Суманда-матайо. Если у человека есть какой-то поверхностный духовный интерес, они начинают идти на поводу у какого-нибудь бабы, какого-нибудь йога, бога, обманщика. Появляются множество религиозных сект. Изначально была одна ведическая религия. Но после этого появилось множество религий, всё это история. Я знаю: христианство, ислам, буддизм, джайнизм, разные религии. Всё это история. Это ограничено временем. Но ведическая религия не имеет начала и конца. Поэтому суманда-матайо, они будут рассуждать: «В нашей религии говорится так». Ох, какой бы ни была ваша религия, истинная цель религии постичь Бога! Постигли ли вы Бога? Но этого практически нет! Есть, однако, каноны и догмы и так далее. Суманда-матайо.
00:36:35 И почти все неудачливы. У людей даже нет средств, чтобы удовлетворить самые насущные потребности: еду, сон, секс. Людям трудно удовлетворить эти потребности.
И помимо всего этого они постоянно пребывают в беспокойствах. Иногда война, иногда голод, иногда землетрясение, иногда наводнение. Недавно, например, в Нью-Йорке случилось наводнение, вы знаете? Таким образом, сложности окружают нас со всех сторон. Таково положение вещей. И в таких условиях существования можно ли идти очень трудным путём самопознания? Невозможно.
Хорошо, спасибо вам большое.