Дхарма человека - служение Кришне
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Лекция по «Шримад-Бхагаватам» Первая песнь, глава вторая, текст восьмой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 22 апреля 1974 года в Хайдарабаде, Индия.
Перевод:
— Вся деятельность человека, совершаемая им в соответствии с его положением, — бесполезный труд, если она не пробуждает в нём интереса к посланию Личности Бога.
00:00:31 Шрила Прабхупада:
— дхармах̣ сванушт̣хитах̣ пум̇са̄м̇
вишваксена-катха̄су йах̣
нотпа̄дайед йади ратим̇
ш́рама эва хи кевалам
[ШБ 1.2.8]
Как правило, слово «дхарма» переводится на английский язык как религия, я уже несколько раз объяснял это. Словарное значение слова «религия» – это некая вера. В действительности дхарма означает – предписанные занятия, или свойства. К примеру, змея. Её религия – кусать, наносить смертельный укус. Это её дхарма, это её предназначение. К примеру, этот микрофон должен функционировать, должен передавать, усиливать звук – это его дхарма. Если он не усиливает звука, он бесполезен. Итак, чтобы вы ни взяли, у всего есть определённые свойства, присущие именно этому конкретному объекту. Вот что значит дхарма. Дхарма – это не некая искусственная вера. Веру можно сменить, но ваше предназначение изменить невозможно.
00:02:17 Итак, каково предназначение живого существа? Сейчас живое существо заключено в два вида тела: грубое и тонкое. Поэтому, когда оно находится под влиянием телесного сознания, его дхармой становится кармическая деятельность и наслаждение чувств. Если живое существо находится на уровне ума, то его занятием становится рассуждение, фантазии, воображение. Когда же оно возвращается к своему изначальному духовному уровню, то тогда его предназначение – служить Кришне. Это три положения: карма, гьяна, йога (бхакти). Постепенная эволюция.
Дело в том, что духовное знание так же постепенно развивается. Нирвишеша-брахман, антарьями-параматма и шад-айшварья-пурна-бхагаван – это разные ступени на пути самопознания, или духовного роста. Карма, гьяна, йога и бхакти. Под йогой подразумевается бхакти-йога, или ступень, предваряющая бхакти-йогу. Поэтому в «Бхагавад-гите» сказано: йоги бывают разными, но совершенный йог – это тот, кто мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [БГ 6.47], как говорит Кришна, всегда думает обо Мне. Мад-гата ш́раддха̄ва̄н – с восхищением, с любовью, верой, бхаджате.
00:04:47 Когда мы думаем о Кришне – это тоже бхаджан. Есть разные формы бхаджана: слушать о Кришне – это тоже бхаджан. Например, вы слушаете. И так же говорить о Кришне, как я сейчас говорю, вы слушаете. Подобно этому, когда мы заканчиваем говорить и слушать, мы думаем о Кришне. Или, повторяя мантру Харе Кришна, вы думаете о Кришне. Кришна абсолютен, и поэтому все эти разные пути также тождественны, между ними нет разницы. Нет разницы между повторением, или слушанием, памятованием, или поклонением в храме. Поклонение в храме называют арчанам. Ванданам – вознесение молитв. Христиане, мусульмане молятся. Конечно, не Верховной Личности Бога, но безличному проявлению, или некому представлению о Боге, но молитва – это один из элементов бхакти. Метод поклонения каждого, кто признаёт верховное положение Бога, Верховной Личности Бога, должен считаться относящимся к категории бхакти-йоги. Когда вы очищаетесь, следуя процессу бхакти-йоги, вы приходите к настоящему уровню, и об этом сказано здесь.
00:06:54 Неважно, какого рода дхарма. В действительности, дхарма одна: вот это предназначение, эта характеристика, это свойство состоит в том, что Бог велик, а мы подчиняемся Ему. Этому учат Веды. Мы должны понять, что Бог в единственном числе, нитья – Он вечен, четана – Он живой. Он тоже живое существо, но Он главное живое существо. Мы же находимся во множественном числе – нитьянам. Итак, мы, живые существа, во множественном числе, но Он в единственном. Почему? В чём разница между этими двумя нитьями и двумя четанами? Бог – не мёртвый камень, Бог – Он как вы и я. Он живое существо, главное живое существо.
К примеру, у нас есть лидер. Есть много сотен и тысяч последователей, но должен быть один лидер у них у всех. Какому бы движению или культу вы ни следовали, вы должны принять одного лидера, какой бы философии вы ни следовали – не имеет значения. Но у вас должен быть лидер, вы должны ему следовать. Но Кришна – высший Лидер, Он Лидер лидеров. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Есть лидеры, есть боги. Бог – значит повелитель. Всегда есть повелитель. Есть много богов.
00:09:04 И все в каком-то смысле боги, потому что мы всегда кем-то повелеваем или чем-то. Но мы сейчас говорим о Высшем Лидере, о Высшем Властелине – это Кришна. Мы должны следовать за каким-то лидером, нам приходится признавать кого-то властелином, но никто не является высшим лидером или высшим властелином, это только Кришна. Каждым лидером так же повелевает какой-то другой лидер, но Кришна такой лидер, что Он не подвластен никому другому. Это Кришна. Поэтому Кришна говорит: маттах̣ паратарам̇ на̄нйат [БГ 7.7] – нет никого выше. Об этом говорят ведические тексты. Высший Властелин, высший Лидер – это Кришна.
Кришна не бесформенен. Когда Кришна находился на этой планете, Он не был бесформенным. У Него есть Своя форма. И какая? Сат-чит-ананда-виграха [«Брахма-самхита» 5.1]. Анандамайя-раса-виграха. Это не эта вот виграха, мы должны это понять. Наша виграха, наша форма в настоящий момент – материальная форма, и она не сач-чит-ананда. Сат – значит вечная, чит – исполненная знания, ананда – исполненная блаженства. Как только мы представляем себе какое-то тело, мы склонны сравнивать его с нашим телом. Точно так же если по собственной глупости мы думаем о теле Кришны как о подобном нашему, то мы становимся мудхами. Потому что Кришна, хотя Он и приходит в облике человека, мы не должны считать Кришну одним из нас. Иначе мы просто становимся мудхами, негодяями, глупцами.
00:11:44 Иначе говоря, тот, кто считает, что у Кришны тело как у нас, исповедует философию маявады. И такой человек мудха. Это слова «Бхагавад-гиты». Как можно давать им ложные толкования? Это простая ясная истина. Это слова «Бхагавад-гиты», это не наша выдумка. Люди могут сердиться на нас за то, что мы такое говорим, но мы должны цитировать из этих писаний. Каждый, кто не предаётся Кришне, относится к одной из этих категорий.
Что это за категории? Прежде всего, душкр̣тинах̣ [БГ 7.15] – это те, кто занимается лишь греховной деятельностью. Крити – значит нечто похвальное, но душкр̣ити – их можно похвалить только за грехи. Они пользуются своим разумом, для того чтобы чинить разные злодеяния. Всё, что они делают, – это замышляют, как навредить другим. Таких людей называют душкр̣тинах̣. Они строят планы ради собственных наслаждений, это асуры. А̄сурам̇ бха̄вам а̄ш́рита̄х̣. Асуры думают только о собственном наслаждении и строят планы по достижению этого. А преданные планируют только то, как удовлетворить чувства Кришны, в этом разница. Они думают только о том, как удовлетворить Кришну. И те, и другие строят планы, но одни строят планы ради достижения собственных наслаждений, другие думают о том, как же усладить чувства Кришны.
00:13:53 В этом асуры отличаются от дэвов. Есть две категории людей: дэвы и асуры. Преданные Господа, слуги Господа, именуются дэвами, или полубогами. Асуры – прямая противоположность им. Как например, Хираньякашипу и Прахлада, отец и сын. Прахлад – это дэва, потому что он преданный Кришны, а Хираньякашипу из-за того, что Прахлад был преданным Кришны, только и делал, что пытался докучать ему, хотя Прахлад был всего лишь пятилетним мальчиком, его любимым сыном, но с тех пор, как он стал сознавать Кришну, отец стал его врагом, асурой Хираньякашипу.
Это происходит с незапамятных времён. Есть две категории людей, они были всегда. Поэтому, когда человек становится преданным, иногда это сопряжено с беспокойствами. Потому что даже отец становится вашим врагом – таково положение преданного. И тем не менее вы должны стать преданным, потому что в этом успех вашей жизни. Однако, есть такое предупреждение: как только вы становитесь преданным, у вас появляется много врагов, особенно в наше время. Вы знаете, недавно мне отказали во въезде в Африку. Правительство не пустило меня в страну. В чём моя вина? Потому что я преданный.
00:16:03 Итак, нам приходится встречаться с множеством опасностей. В Бомбее нам отказали, полиция отказала нам строить храм. Почему? Потому что мы поём Харе Кришна. Они открыто, в письменной форме, заявили, что бхаджан – это нарушение общественного порядка. Представьте себе, таково наше положение. Бхаджан! Кришна говорит, Бхагаван говорит: чатур-видха̄ бхаджанте ма̄м̇ [БГ 7.16]. Он использует слово бхаджан. Четыре категории людей посвящают себя бхаджану. Кто они? Сукр̣тино ’рджуна – это люди с очень благочестивым прошлым. А сейчас бхаджан считается нарушением общественного порядка. Ведические тексты говорят, что бхаджан совершают только благочестивые люди, а сейчас, в нынешних обстоятельствах, бхаджан уже считается нарушением общественного порядка.
Таковы утверждения ведических писаний. Кто махатма? Это описание махатмы: нитйа-йукта̄ упа̄сате [БГ 9.14]. Но в наше время, да почему в наше время – это продолжается с незапамятных времён – как только вы становитесь преданным, как только у вас появляется желание участвовать в бхаджане, у вас появится множество врагов. Поэтому Чайтанья Махапрабху советовал терпеть, вы всё равно не должны оставлять бхаджан и сознание Кришны – это невозможно, терпите. Тр̣н̣а̄д апи [ЧЧ Ади. 17.31] – как следует терпеть.
00:18:29 Итак, в Движении Сознания Кришны мы учим тому, как стать сукр̣тино, как достичь успеха в жизни, познав Кришну. И в этом стихе объясняется… (пожалуйста, заберите ребёнка). Принцип в том, что вы можете исполнять свои предписанные обязанности наилучшим образом, сванушт̣хитах̣, следуя всем предписаниям, прилежно, добросовестно. Но если это не пробуждает вашего дремлющего сознания Кришны, то всё это коту под хвост – ш́рама эва хи кевалам. Потому что человеческая жизнь предназначена для пробуждения сознания Кришны.
Сейчас наше сознание осквернено. К примеру, как только дождь выпадает на землю, вода сразу превращается в грязь. Хотя сама по себе дождевая вода очень чистая. Но как только она соприкасается с землёй, она становится тотчас же мутной. Вот и мы изначально все сознаём Кришну, потому что мы неотъемлемые части Кришны. Кришна говорит: мамаива̄м̇ш́о джӣва-бхӯтах̣ [БГ 15.7], все эти живые существа – Мои неотъемлемые части. Как сын – неотъемлемая часть отца. Это грубый пример, но это так. И так же мы неотделимые частицы Кришны. Как только живое существо приходит в соприкосновение с материальным миром, оно оскверняется. Точно так же, как дождевая вода, падая с неба в форме кристально чистой воды, соприкасаясь с землёй, тотчас же становится грязной.
00:20:50 Сейчас наше сознание грязное, абхадра̄. В одном месте в «Бхагаватам» сказано: абхадра̄н̣и [ШБ 1.2.17]. Грязь в нашем сердце, хр̣ди антах̣ стхах̣. В нашем сердце скопилось столько грязи. Как же она там появилась? Из-за нашего соприкосновения с материальной природой, это наша болезнь.
В другом месте в «Бхагавад-гите» сказано: сат-асат [БГ 13.22], то есть хорошее, красивое тело – или отвратительное, отталкивающее тело. Вы можете получить очень хорошее тело, образованного человека, красивого, благородного. Вы можете получить так же тело червя, живущего в навозе. Вам приходится менять своё тело: есть 8 400 000 разных форм тела. Почему один рождается червём, а другой рождается Господом Брахмой или Индрой, Чандрой, Варуной, или богатым человеком, красивым, почему? Почему такие разные тела?
00:22:31 Потому что ка̄ран̣ам̇ гун̣а-сан̇го ’сйа. В зависимости от вашей обусловленности гунами материальной природы: саттва-гуной, раджо-гуной, тамо-гуной – есть три гуны. Если вы соприкасаетесь с саттва-гуной, тогда ӯрдхвам̇ гаччханти саттва-стха̄ [БГ 14.22], если вы остаётесь в саттва-гуне. Саттва-гуна – это брахманические качества: сатйам̇, ш́амах̣, дамах̣, титикша̄, а̄рджава [ШБ 7.11.8, БГ 18.42]. Если вы остаётесь на уровне брахманических качеств – это называется саттва-гуной.
Уровень ниже – это ш́аурйам̇ теджо балам йуддхе ча̄пй апала̄йанам [БГ 18.43], это качества кшатрия – это гуна страсти. Другие пребывают в гуне невежества, они не знают, насколько ценна жизнь, что произойдёт в следующей жизни, что такое духовный поиск, почему мы страдаем – они ничего не знают. Это тамо-гуна.
00:23:49 Таково наше положение. Поэтому в цивилизованном человеческом обществе существует дхарма. Называете ли вы это неким свойством, присущим именно этому объекту, или верой, но в цивилизованной нации должна существовать определённая дхарма. Будь то христианство, или индуизм, или ислам. Дхарма – значит какие-то отношения с Богом, это дхарма. Одно из определений слова дхарма – это законы Бога. И если мы следуем этим законам, то это называется дхармой.
Здесь говорится о высшем предписании: дхармах̣ сванушт̣хитах̣ пум̇са̄м̇ вишваксена-катха̄су йах̣. Вишваксена – это одно из имён Кришны. Так, идя путём дхармы, если человек не приходит к постижению Вишваксены, Кришны, то что тогда, нотпа̄дайед йади ратим̇. Ратим̇ – значит привязанность. Если у человека не появляется желание слушать о Кришне, благодаря его следованию дхарме, его предписанному долгу, каким бы он ни был. В действительности, этот предписанный долг в соответствии с ведической цивилизацией – это брахман, кшатрий, вайшья, шудра. У брахмана есть определённый предписанный долг, у кшатрия есть предписанный долг, у вайшьи и у шудры.
00:26:02 Итак, когда говорится дхармах̣ сванушт̣хитах̣, сва – значит собственный, человек должен быть либо брахманом, либо кшатрием, либо вайшьей, либо шудрой. Или, как сейчас: кто-то врач, кто-то инженер, кто-то бизнесмен. Тот или этот – у каждого есть какие-то обязанности, какое-то предназначение.
Но система ведической цивилизации очень систематична. Когда мы говорим о ведической цивилизации: брахманах, кшатриях, вайшьях, шудрах – то это очень научная система. Поскольку категория очень интеллектуальных, чистых, идеальных людей – брахманов – необходима в обществе, это ведическая цивилизация. Потому что люди будут смотреть на них и учиться. Ведь в конечном итоге человеческая жизнь предназначена для достижения духовного сознания, атхато брахма-джигьяса [«Веданта-сутра» 1.1.1]. Поэтому, пока в обществе не появится класс идеальных людей, брахманов, как люди будут учиться этому? Это необходимо. Вы не можете сказать: «Давайте все станем технологами, шудрами!» Вы можете зарабатывать этим деньги, чтобы покупать вино и мясо, но идеальная жизнь теряется, вы утрачиваете идеальную жизнь.
00:27:29 К примеру, если вы хотите здоровое тело, у тела должен быть мозг. Если вы говорите: «В мозге нет необходимости, нам нужны только ноги», – то что это за тело? Это труп! Должны быть голова, должны быть руки, должны быть ноги, должен быть живот. Итак, брахман – это голова общества, это мозг общества, а кшатрий – это руки общественного тела, вайшьи – живот этого социального тела. Желудок, живот, должен тоже быть в порядке – если вы не можете переварить пищу, ваш мозг будет плохо функционировать и руки будут плохо работать.
Итак, для того чтобы поддерживать человеческое общество в здоровом состоянии, должен существовать класс брахманов, так же класс кшатриев. Все они равны между собой, потому что рука на столько же важна, как и голова. Хотя в сравнительном смысле мозг важнее руки, но всё необходимо. И почему нынешнее общество находится в состоянии хаоса? Потому что нет брахманов, в этом проблема. Итак, общество должно на материальном уровне делиться на брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. И постепенно все должны учиться становиться брахманами, атхато брахма-джигьяса. И тогда вы сможете понять, что такое бхакти.
00:29:26 Когда вы достигаете уровня бхакти – ваша жизнь успешна, таков путь. Поэтому говорится, что вы можете продолжать исполнять свои предписанные обязанности, но, если вы не поднимаетесь на уровень духовного понимания, то всё это – ш́рама эва хи кевалам, пустая трата времени. Потому что вы не достигли цели, идеала своей миссии, вы просто трудитесь как животные и умираете. Вы только думаете о том, что я тело, и моя задача – удовлетворять чувства тела, не только моего тела, но и тела моего сына, моего внука, моих родственников. Всё это облекается в разные имена: социализм, тот «изм», этот «изм» – расширенное телесное мировоззрение. Это цивилизация животных.
Потому что животные делают именно это, кошка думает: «Я тело, я должна добывать себе пищу, поймать где-нибудь мышку». Собака тоже об этом думает. Если человек начинает думать так же, то в чём разница между кошками и собаками? Он может очень гордиться: «Я добросовестно исполняю свои обязанности», – но здесь «Бхагаватам» говорит: дхармах̣ сванушт̣хитах̣ пум̇са̄м̇. Если вы не развиваете своего сознания Кришны, вы просто впустую тратите время. Таково заключение.
00:31:31 Итак, наше Движение Сознания Кришны пытается помочь людям обрести знание. Не тратьте своего времени зря. Вам повезло – и сейчас вы родились человеком. Пройдя долгий путь эволюции, перерождаясь много раз, вы наконец обрели человеческую форму. Постарайтесь пробудить дремлющее сознание Кришны в себе. Сознание Кришны живёт в вас, его нужно лишь разбудить. Как это сделать? Просто воспевая и слушая. В «Чайтанья-Чаритамрите» есть такой стих: у вас есть Кришна-бхакти, у вас есть преданность, привязанность к Кришне, потому что вы неотъемлемая часть Кришны. Как малыш…
Обрыв записи.
Эти проблемы не решатся, ш́рама эва хи кевалам, мы просто зря тратим время и силы. Примите сознание Кришны, следуйте наставлениям Кришны, как они изложены в «Бхагавад-гите» – и ваши экономические проблемы, социальные проблемы, политические проблемы во всём обществе разрешатся. Это практические наставления. Если вы всерьёз это воспримите. Именно это мы проповедуем. Мы просим не только индийцев, не только индусов – мы просим всех, по всему миру: примите это Движение Сознания Кришны и постарайтесь понять его.
00:33:20 Поэтому мы издаём столько книг, и я с радостью хочу вам сообщить, что наши книги продаются по всему миру очень успешно. Мы продаём каждый день не менее чем на сорок или пятьдесят тысяч рупий. Наши книги получают очень хороший отклик, потому что на Западе, за пределами Индии, люди никогда не слышали об этом, о том, что с Богом можно общаться, жить с Ним, играть с Ним. Для западного мира это совершенно новые идеи, поэтому они с вниманием к этому относятся. Почему Индия должна быть исключением?
Не тратьте впустую своего времени, следуйте этим путём, он очень прост. Мы рекомендуем последователям сознания Кришны, как только что я получил одно письмо из Джайяпура, они хотели моего руководства, но это не очень трудно, всё очень просто. Прежде всего постарайтесь стать безгрешными: не нужно заниматься незаконным сексом, не нужно употреблять одурманивающих средств, не нужно есть мясо и играть в азартные игры. Следуйте этим регулирующим принципам и повторяйте мантру Харе Кришна, насколько это возможно, по крайней мере шестнадцать кругов, – и тогда вы увидите, как изменится ваша жизнь. Спасибо вам большое.