Глава 87. Молитвы олицетворенных вед. часть 3

01 January 2009
Имперсоналисты и персоналисты. Иллюзия и реальность. Воплощение дживы в физическом теле. Дживатма и парматма. Шесть достояний Кришны (шад-айшварья). Восемь трансцендентных свойств Кришны (ашта-гуна). Восемь мистических совершенств (ашта-сиддхи). Освобождение от греховных желаний. Отрешенность. Веда-стути. Шри Нарада Муни.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:01:54 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 660 | скачано: 824 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 «О Господь, – продолжали Веды, – Ты – сач-чид-ананда-виграха. Твоё сердце вечно, исполнено знания и блаженства. И поскольку живые существа – Твои неотъемлемые частицы, в своём естественном состоянии они в полной мере сознают Тебя.

00:00:36 Того, кто, находясь в материальном мире, полностью развил в себе сознание Кришны, уже не привлекает материалистический образ жизни. Он не стремится обзавестись семьёй, чтобы иметь некоторое право на чувственные наслаждения. Иными словами, он больше не жаждет мирских удовольствий.

00:00:54 Чтобы достичь совершенства, человек должен обрести знание и отрешиться от мира, но это очень трудно сделать, ведя семейную жизнь. Поэтому люди, обладающие сознанием Кришны, находят прибежище в общении с преданными или поселяются в святых местах. Такие люди знают об отношениях между Сверхдушой и индивидуальными живыми существами и отказались от телесных представлений о жизни. Поскольку они в полной мере сознают Тебя и всегда носят Тебя в своих сердцах, они становятся столь чисты, что любое место, где они бывают, превращается в место паломничества, а вода, которая омывает их стопы, может спасти многих грешников, блуждающих в материальном мире».

00:01:41 Когда безбожный демон (Хираньякашипу), отец Прахлады Махараджи, спросил сына, что из усвоенного в школе понравилось ему больше всего, Махараджа Прахлада ответил: «Материалистичные люди пребывают в мире преходящих относительных истин, поэтому их всегда снедают тревоги. Самое лучшее для них – выбраться из бездонного колодца семейной жизни и уйти в лес, чтобы обрести прибежище у Верховного Господа».

00:02:12 По-настоящему чистых преданных именуют махатмами (маха-атма - великая душа), великими мудрецами, обретшими совершенное знание. Они всегда думают о Верховном Господе, о Его лотосных стопах и таким образом достигают освобождения. Таких преданных Господь заряжает Своими непостижимыми энергиями, и тогда они сами несут освобождение тем, кто вручает себя им и следует за ними.

00:02:39 Чистый преданный, обладающий сознанием Кришны, полностью одухотворён, поэтому каждый, кто соприкоснётся с ним или примет его покровительство, тоже наполнится духовной силой. Чистые преданные никогда не гордятся своими материальными достояниями: знатным происхождением, образованием, красотой или богатством. Даже если преданный Господа обладает всеми этими достояниями, он никогда не впадает в гордыню.

00:03:08 Великие преданные странствуют по всему миру, переходя из одного святого места в другое. На своём пути они встречают много обусловленных душ и спасают их, общаясь с ними и делясь духовным знанием. Обычно они останавливаются в таких местах, как Вриндаван, Матхура, Дварака, Джаганатха Пури или Навадвипа, где, как правило, собираются только преданные. Общаясь друг с другом, они продолжают совершенствоваться.

00:03:36 Чтобы дать каждому возможность встретиться с людьми, обладающими сознанием Кришны.  Великие преданные открывают храмы и ашрамы, в которых собираются те, кто предан Кришне. Общаясь с ними, люди могут постепенно обрести сознание Кришны. Но ведя обычную семейную жизнь, лишённую сознания Кришны – человек не сможет достичь духовного совершенства.

Имперсоналисты и персоналисты

00:04:03 «О возлюбленный Господь, – продолжали олицетворённые Веды, – есть две категории трансценденталистов: имперсоналисты и персоналисты. Имперсоналисты убеждены, что материальный мир иллюзорен, реальна только Абсолютная Истина. Персоналисты, однако, считают, что, хотя материальный мир существует временно, он отнюдь не иллюзорен, а реален.

00:04:29 И те, и другие трансценденталисты приводят различные доводы, чтобы обосновать свою философию. На самом деле, материальный мир одновременно и реален, и нереален. Он реален, потому что изошёл от Высшей Абсолютной Истины, и нереален, потому что существует временно – он создаётся и разрушается. Таким образом, материальный мир изменчив и непостоянен.

00:04:55 Тех, кто провозглашает материальный мир иллюзорным, обычно узнают по изречению: брахма сатйам джаган митхйа. Они приводят такой довод в пользу этой теории: всё в материальном мире создаётся из материи. Так, из глины делают горшки, блюда и чаши. После того, как они разобьются и опять станут глиной, из неё можно изготовить много новых изделий, но в любом случае прежние изделия продолжают существовать в виде глины. Разбитый глиняный кувшин может затем стать чашей или блюдом, но сама глина, примет ли она форму блюда, чаши или сосуда, продолжает существовать. Поэтому формы сосуда, чаши или блюда ложны, лишь их существование в виде глины реально. Так утверждают имперсоналисты.

00:05:49 Материальный космос, безусловно, исходит от Абсолютной Истины, но он не вечен, а значит иллюзорен. Абсолютная же Истина существует всегда, поэтому только Она реальна, считают имперсоналисты. Однако по мнению других трансценденталистов, материальный мир, поскольку он исходит от Абсолютной Истины, тоже реален.

00:06:12 Философы-имперсоналисты, не соглашаясь с ними, говорят, что иногда душа производит материю, а иногда материя производит душу. Они приводят такие примеры: хотя коровий навоз – мёртвая материя, иногда из навоза выползают скорпионы, и наоборот, на живом организме появляются ногти и волосы, то есть мёртвая материя. Поэтому если одно возникло из другого, ещё не обязательно, что они обладают одинаковыми свойствами. Опираясь на этот довод, майявади утверждают, что хотя материальный космос безусловно исходит от Абсолютной Истины, это ещё не значит, что он содержит в себе истину. По их логике, только Абсолютную Истину, Брахман, следует считать истиной, тогда как материальный космос, хотя он порождён Абсолютной Истиной, нельзя принимать за истину.

00:07:05 Однако в Бхагавад-гите сказано, что воззрения философов-майявади – это воззрения асуров, то есть демонов. В Бхагавад-гите 16.8 Господь говорит:
asatyam apratiṣṭhaṁ te
jagad āhur anīśvaram
aparaspara-sambhūtaṁ
kim anyat kāma-haitukam

00:07:25 «Асуры утверждают, что этот мир нереален, что он возник из материи и что Бога, им управляющего, не существует». Но их воззрения не соответствуют действительности. Из седьмой главы Бхагавад-гиты мы узнаём, что 5 первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир, и такие тонкие элементы, как ум, разум и ложное эго, – это восемь отделённых энергий Верховного Господа. Кроме низшей, материальной энергии, есть ещё духовная энергия – живые существа. Живые существа – это высшая энергия Господа. Весь материальный космос представляет собой соединение низших и высших энергий, источником которых является Верховная Личность Бога.

00:08:10 У Верховного Господа много различных энергий (шакти). Это подтверждается в Ведах: парасйа шактир вивидаива шруйате – «Трансцендентные энергии Господа многообразны». И поскольку эти многообразные энергии исходят от Господа, они не могут быть нереальными. Господь вечен, и Его энергии тоже вечны. Некоторые Его энергии то появляются, то исчезают, но это не означает, что они нереальны.

00:08:37 В гневе человек ведёт себя не так как обычно, но то, что гнев появляется и исчезает, ещё не означает, что энергия гнева иллюзорна. Философы-вайшнавы не принимают утверждение философов-майявади, что материальный мир иллюзорен. Сам Господь называет воззрения, согласно которым у материального мира нет высшего источника, согласно которым Бога не существует, а всё просто возникает из материи, – воззрениями асуров.

00:09:05 Философы-майявади иногда пользуются примером со змеёй и верёвкой. В вечерних сумерках свёрнутую верёвку можно по ошибке принять за змею, но это отнюдь не означает, что верёвка или змея иллюзорны. Поэтому пример, с помощью которого майявади пытаются доказать иллюзорность материального мира, не убедителен.

Иллюзия и реальность

00:09:25 Когда вещь, которая воспринимается как реально существующая, в действительности не существует, её называют иллюзорной, но если нечто по ошибке принимают за то, что действительно существует, это не означает, что оно является иллюзорным.

00:09:41 Философы-вайшнавы приводят более убедительный пример, сравнивая материальный мир с глиняным сосудом. Когда мы смотрим на глиняный сосуд, он не исчезает у нас на глазах и не превращается во что-либо другое. Возможно, он и недолговечен, но мы пользуемся им, чтобы носить воду, и продолжаем воспринимать его как глиняный сосуд. Хотя глиняный сосуд не вечен и отличается от глины, из которой сделан, мы не можем сказать, что он иллюзорен. Следовательно и глиняный сосуд, и сама глина – реальны, ибо одно является порождением другого.

00:10:18 Из Бхагавад-гиты мы узнаем, что после разрушения проявленного мира материальная энергия погружается в Верховную Личность Бога. Верховный Господь и Его многообразные энергии существуют вечно. Поскольку материальный мир исходит из Господа, нельзя сказать, что этот мир – порождение пустоты. Кришна не пустота, у Него есть тело, качества, имя, атрибуты и окружение, поэтому Кришна не безличен. Изначальный источник всего сущего – не пустота и не что-то безличное, а Верховная Личность Бога.

00:10:54 Демоны могут говорить, что Бога нет, материальный мир не имеет повелителя (анишвара), однако, такие утверждения не состоятельны. Приводимый философами-майавади пример: живое тело порождает неживую материю, в частности, волосы и ногти, тоже не очень убедителен. Ногти и волосы несомненно мертвы, но они появляются не из живого существа, самой души, а из материального тела. И то, что скорпион выползает из коровьего навоза, отнюдь не доказывает, что живое существо возникает из материи. Скорпион, выползающий из коровьего навоза, безусловно, живое существо, но из навоза появляется не само живое существо, а его тело, то есть тело скорпиона.

Воплощение дживы в физическом теле

00:11:41 Согласно Бхагавад-гите, духовные искры – живые существа – помещаются в лоно материальной природы и потом выходят из него. Материальная природа создаёт различные тела живых существ, но сами живые существа исходят от Верховного Господа. Отец и мать дают живому существу такое тело, которое необходимо ему в определённых условиях. Живое существо переселяется из одного тела в другое в зависимости от различных желаний, которые сохраняются в его тонкой оболочке, состоящей из интеллекта (буддхи), ума (манас) и ложного эго (ахамкара). По воле свыше живое существо помещается в лоно определённого материального тела и у него формируется похожее тело. Таким образом, душа не возникает из материи, ей лишь даётся определённое тело.

00:12:28 Наш нынешний опыт показывает, что материальный мир есть соединение материи и духа. Дух приводит в движение материю. Вечная душа (живое существо) и материя – различные энергии Верховного Господа, и так как обе энергии исходят от Вечного Верховного Существа, Высшей Истины, они реальны, а не иллюзорны. Поскольку душа – неотъемлемая частица Всевышнего, она существует вечно, следовательно, оно не рождается и не умирает, рождению и смерти подвержено только материальное тело.

00:13:03 Ведический афоризм: сарвам кхалв идам брахма («этот мир является Брахманом»), означает, что обе энергии исходят от Верховного Брахмана, поэтому всё сущее неотлично от Брахмана. Есть много разных мнений о бытие материального мира, но лучше всех его объясняют философы-вайшнавы. Тут будет уместно вспомнить пример с глиняным сосудом – хотя сосуд недолговечен, у него есть определённое предназначение: он предназначен для того, чтобы в нём носили воду. Так и материальное тело, хотя оно бренно, имеет определённое предназначение.

00:13:42 Материальный мир создаётся для того, чтобы дать живому существу возможность, в соответствии со своими желаниями, накопленными с незапамятных времён, формировать себе различные материальные тела. Человеческое тело выделяется среди других тем, что в нём живое существо обладает развитым сознанием и может пользоваться им.

00:14:02 Иногда философы-майявади приводят такой довод: если материальный мир не является иллюзорным, то почему семейным людям рекомендуют порвать мирские узы и принять санньясу? Однако философы-вайшнавы придерживаются другого взгляда на санньясу. Прекращать мирские дела надо не потому, что мир иллюзорен. Вайшнавы принимают санньясу для того, чтобы использовать вещи в соответствии с их истинным предназначением.

00:14:30 Шрила Рупа Госвами дал трансценденталистам два наставления о том, как нужно относиться к материальному миру. Вайшнав отказывается от мирской жизни и принимает санньясу не потому, что думает, будто мир иллюзорен, он делает это для того, чтобы использовать всё в служении Господу.

00:14:49 Шрила Рупа Госвами даёт такое наставление: «Необходимо освободиться от привязанности к материальному миру, поскольку такая привязанность бессмысленна. Весь материальный космос, всё мироздание принадлежит Богу, Кришне. Поэтому преданный должен использовать всё в служении Кришне и не привязываться ни к чему материальному».

00:15:12 Такова цель, ради которой вайшнавы принимают санньясу. Материалисты привязаны к этому миру, поскольку ищут в нём наслаждений. В отличие от них, санньяси-вайшнавы не стремятся услаждать свои чувства, но искусно используют всё в служении Господу.

00:15:30 Во втором наставлении Шрила Рупа Госвами с осуждением отзывается о санньяси-майявади: «Майявади не знают, что всё можно использовать в служении Господу, поэтому они считают материальный мир иллюзорным и ошибочно полагают, будто сами свободны от материальной скверны».

00:15:47 Поскольку всё сущее – проявление энергии Верховного Господа, всё так же реально, как и Сам Верховный Господь. То, что материальный космос существует лишь временно, не означает, что он иллюзорен или что иллюзорен его источник. Поскольку источник материального мира реален, реален и сам материальный мир, нужно только знать его предназначение.

00:16:12 Здесь можно вновь привести пример с глиняным сосудом: сосуд, сделанный из глины, недолговечен, но отнюдь не иллюзорен, особенно когда его используют по назначению. Философы-вайшнавы знают, как использовать временный материальный мир, подобно тому как любой человек в здравом уме знает, как использовать глиняный сосуд. Ложным является лишь использование глиняного сосуда не по назначению.

00:16:39 Так и человеческое тело и материальный мир, становятся ложными, когда они используются для чувственного наслаждения. Если же человеческое тело и материальной мир используются для служения Верховной Личности Бога, их деятельность нельзя считать иллюзорной.

00:16:55 Поэтому в Бхагавад-гите сказано, что если мы даже в незначительной степени используем своё материальное тело или материальный мир в служении Господу, то сможем избежать величайшей опасности. Ни высшая, ни низшая энергии, исходящие от Верховной Личности Бога, не являются иллюзорными, если используются по назначению.

00:17:19 Кармическая деятельность основана на потворстве чувствам, поэтому тот, кто обладает сознанием Кришны, никогда не занимается ею. Исполнение ведических ритуалов может вознести человека на высшие планеты, но, как сказано в Бхагавад-гите, вкусив в райском царстве плоды своих благочестивых дел, глупцы возвращаются на землю, чтобы снова пытаться подняться на высшие планеты. Потратив столько сил, они отправляются туда, а потом возвращаются – вот и всё, чего они достигают. Так и многие учёные-материалисты напрасно тратят время на то, чтобы добраться до Луны, а затем вернуться обратно.

00:17:58 Олицетворённые Веды называют тех, кто занимается ритуальной кармической деятельностью анда-парампарой – слепыми исполнителями ведических ритуалов. Эти ритуалы, хотя они безусловно приводятся в Ведах, предназначены не для разумных людей. К ним прибегают те, кто в поисках материальных удовольствий стремится вознестись на высшие планеты.

00:18:21 Те, кто отверг путь бхакти, ради достижения материальных целей совершают ведические ритуалы и только ещё больше запутываются, разумные же люди, которые приняли истинного духовного учителя и научились видеть вещи такими, какие они есть, не тратят времени на ритуалы, вместо этого они посвящают себя трансцендентному любовному служению Господу.

00:18:45 Вот наглядный пример: умный человек, имея миллион долларов в банкнотах, не держит эти деньги в сейфе, а пускает их в оборот, ибо знает, что банкноты сами по себе – это просто бумага. Миллион долларов в банкнотах – лишь большая кипа бумаги, но эти деньги можно с пользой употребить для какой-нибудь цели.

00:19:06 Пусть материальный мир эфемерен, от него, как от банкнот, можно получить пользу, если знать его предназначение. Хотя банкноты являются бумагой, они обладают ценностью, поскольку выпущены правительством. Точно так же материальный мир может быть эфемерным, но поскольку он изошёл от Верховного Господа, он имеет свою ценность.

00:19:31 Философы-вайшнавы знают, в чём ценность материального мира, и как использовать его по назначению, а философы-майявади поступают подобно тому, кто считает банкноты обычной бумагой и отказывается от них. Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит: «Если человек отвергает материальный мир как иллюзию, не понимая, что его можно использовать в служении Верховной Личности Бога, ценность его отречения от мира невелика. По-настоящему отрёкся от мира тот, кто знает, что всё в материальном мире нужно использовать для служения Господу, кто не привязан к этому миру и не ищет в нём наслаждений».

00:20:09 Материальный мир создан материальной энергией Господа. Поэтому он реален. Он далеко не иллюзорен, как иногда заключают на основании примера со змеёй и верёвкой. «Поскольку материальный мир изменчив и преходящ, – продолжали олицетворённые Веды, – неразумным людям он представляется иллюзорным».

00:20:33 Подчёркивая непостоянство материального мира, философы-майявади пытаются доказать свою теорию о его иллюзорности. Веды гласят, что мир не существовал до того, как был сотворён, и после разрушения снова перестанет существовать. Опираясь на это утверждение, последователи философии пустоты делают вывод, что причиной возникновения материального мира был вакуум – пустота, но в Ведах не говорится ничего подобного. О причине созидания и разрушения материального мира в Ведах сказано: йато ва имани бутани джайанте – «Тот, из кого изошёл материальный космос и с кем всё сольётся после того, как проявленный мир будет разрушен».

00:21:18 То же самое объясняется в «Веданта-сутре» и в первом стихе первой главы Шримад-Бхагаватам, где сказано: джанмади асйа йатаха – «Тот, из кого всё исходит». Таким образом Веды указывают, что материальный космос исходит от Верховной Абсолютной Личности Бога и после разрушения сливается с Богом. То же самое утверждается и в Бхагавад-гите: «Материальный космос возникает, а затем разрушается вновь и сливается с бытием Верховного Господа». Эти слова со всей определённостью подтверждают, что энергия, известная как бахир-анга-майа, то есть внешняя энергия, непостоянна, но тем не менее она является энергией Верховного Господа и поэтому не может быть иллюзией, она только кажется таковой.

00:22:08 Философы-майявади считают, что поскольку и до возникновения мира, и после его разрушения материальная природа не существует, значит, она иллюзорна, но Веды утверждают обратное, используя пример с глиняной посудой. Хотя некоторые порождения Абсолютной Истины временны, энергия Верховного Господа существует вечно. Глиняный горшок или кувшин может разбиться, может быть переделан во что-нибудь другое, например, в блюдо или чашу, но сам материал, глина, остаётся прежним.

00:22:40 Основа материального космоса неизменна – это Брахман, Абсолютная Истина. Следовательно, утверждение философов-майявади об иллюзорности материального мира, не более чем досужий вымысел. То, что материальный космос изменчив и преходящ, не означает, что он не реален. Нереальным по определению является то, что в действительности никогда не существовало, а существует лишь в воображении. Так, кобыла, несущая яйца, кролик с рогами или цветок, растущий в небе, существуют только в словах. Кобылы не несут яиц, кролики не бывают рогатыми, а цветы не растут в небе. Есть много такого, что существует лишь на словах или в воображении, не имея реального воплощения, такие вещи можно назвать иллюзорными. Однако вайшнавы не могут согласиться с тем, что материальный мир иллюзорен, поскольку существует временно: то возникает, то вновь исчезает.

Дживатма и парматма

00:23:43 Олицетворённые Веды продолжали свои молитвы: «Сверхдуша, Параматма, – сказали они, – и индивидуальная душа, дживатма, никогда не будут равными, хотя находятся в одном теле, подобно тому как две птицы сидят на одном дереве».

00:24:00 В Ведах объясняется, что эти две птицы, хотя и сидят рядом как друзья, не равны. Одна из них, Параматма, Сверхдуша – просто наблюдает, а другая птица, дживатма, ест плоды, растущие на дереве. После сотворения материального мира дживатма, индивидуальная душа, появляется и живёт в нём, получая в соответствии со своей кармой различные тела. И поскольку индивидуальная душа очень долго живёт в забвении своей истинной природы, она отождествляет себя с телом, которое получает по законам материального мира.

00:24:36 Получив материальное тело, душа оказывается во власти трёх материальных гун и, действуя под их влиянием, продолжает существовать в материальном мире. Погружённая в невежество, она почти не проявляет присущие ей совершенства. Однако совершенства Сверхдуши, или Верховной Личности Бога, не затмеваются, даже когда Господь приходит в материальный мир. Неподверженный треволнениям материального мира, Он полностью сохраняет все Свои достояния и совершенства.

Шесть достояний Кришны (шад-айшварья)

00:25:08 Обусловленная душа запутывается в сетях материального мира, тогда как Сверхдуша, Верховный Господь, не попадая под влияние этого мира, выходит из него подобно тому, как змея сбрасывает кожу. Различие между Сверхдушой и обусловленной душой состоит в том, что Сверхдуша, Верховная Личность Бога, всегда сохраняет все Свои совершенства, к которым, в частности, относятся: шад-аишварйа, ашта-сиддхи и ашта-гуна.

00:25:36 Из-за скудости их знаний философы-майавади забывают о том, что Кришна всегда в полной мере обладает шестью достояниями (шад-айшварья) и восемью трансцендентными свойствами (ашта-сиддхи), а также восемью мистическими способностями (ашта-сиддхи). Его шесть достояний это: богатство, сила, красота, слава, мудрость и отрешённость. Никто не может сравняться с Кришной в этом или превзойти Его.

Восемь трансцендентных свойств Кришны (ашта-гуна)

00:26:01 Первое из восьми трансцендентных свойств Кришны состоит в том, что Его не касается материальная скверна. Об этом также говорится в «Ишопанишад»: апапа-виддам. Подобно тому как ничто не может осквернить солнце, грех не может осквернить Верховного Господа. Некоторые поступки Кришны могут казаться греховными, но они не оскверняют Его.

00:26:23 Второе трансцендентное свойство Кришны состоит в том, что Он никогда не умирает. В четвёртой главе Бхагавад-гиты Кришна говорит Арджуне, что и Он, и Арджуна много раз приходили в материальный мир, но только Он помнит все Свои деяния – прошлые, настоящие и будущие. Это означает, что Кришна никогда не умирает.

00:26:44 Забвение – следствие смерти. Умирая, мы переселяемся в другое тело и забываем обо всём, что с нами было. Кришна, однако, ничего не забывает, Он помнит всё, что когда-либо происходило, иначе как бы Он помнил о том, что впервые поведал Бхагавад-гиту богу солнца Вивасвану? Стало быть, Кришна никогда не умирает и Он не стареет. Когда Кришна появился на поле битвы Курукшетра, Он был уже прадедом, но выглядел далеко не стариком.

00:27:14 Итак, Кришны не может коснуться грех. Кришна никогда не умирает, никогда не стареет, никогда ни о чём не скорбит, никогда не страдает от голода и жажды. Все Его желания абсолютно законны, и Его решений не может отменить никто. Таковы восемь трансцендентных свойств Кришны.

Восемь мистических совершенств (ашта-сиддхи)

00:27:34 Кроме того, Кришну называют Йогешварой. Он обладает всеми мистическими способностями, например, анима-сиддхи – способностью становиться меньше мельчайшего. В «Брахма-самхите» говорится, что Кришна входит даже в атом: андантара ста параману чайантара стам.

00:27:55 Как Гарбодакашайи Вишну Кришна возлежит посредине огромной вселенной. В образе Маха-Вишну Он покоится на водах Причинного океана, и при каждом выдохе из Его гигантского тела исходят миллиарды вселенных. Это – махима-сиддхи.

00:28:12 Кришна также обладает мистической способностью лагима – Он может стать легче легчайшего. В Бхагавад-гите сказано, что планеты парят в пространстве благодаря тому, что Кришна входит в каждую вселенную и в каждый атом. Таково объяснение невесомости.

00:28:30 Кришна также обладает способностью прапти – Он может получить всё, что пожелает. Есть у Него и способность ишита – способность властвовать: Он Верховный Властелин – Парамешвара. Кроме того, Кришна может подчинить Себе любого, эта способность называется вашита.

00:28:50 Таким образом, Кришна обладает всеми достояниями, всеми трансцендентными свойствами и мистическими способностями. Ни одно живое существо не может сравняться с Ним. Поэтому теория майявади о равенстве Сверхдуши и индивидуальной души неверна.

00:29:08 Кришна – Господь, объект всеобщего поклонения, а все остальные существа – Его слуги. Понять это – значит осознать свою истинную природу. Любое представление о себе, не связанное с вечным служением Кришне, внушено нам майей. Говорится, что последняя уловка майи – побуждать живое существо сравняться с Верховной Личностью Бога.

Освобождение от греховных желаний

00:29:31 Философ-майявади заявляет, что равен Богу, но не может ответить, каким образом оказался в сетях материального существования. Если он Верховный Бог, то почему греховные наклонности овладели им и держат его в плену сурового закона кармы, причиняя бесчисленные страдания? На этот вопрос майявади не могут дать вразумительного ответа. Мнить себя равным Верховной Личности Бога – ещё одно проявление нашей греховной природы.

00:30:00 Не освободившись от всех грехов, нельзя обрести сознание Кришны. Уже одно то, что майявади претендуют на равенство с Верховным Господом, означает, что они ещё не избавились от последствий своих грехов. В Шримад-Бхагаватам сказано, что такие люди – авишудда буддайа – ошибочно считают себя освобождёнными, они думают, будто равны Абсолютной Истине, но это значит, что их разум ещё не очистился от материальной скверны.

00:30:30 Олицетворённые Веды говорят, что, если йоги и гьяни не освободятся от греховных желаний, их попытки постичь свою духовную природу никогда не увенчаются успехом.

00:30:44 «О возлюбленный Господь, – продолжали олицетворённые Веды, – если люди, посвятившие себя духовному совершенствованию, не вырвут свои греховные желания с корнем, они не смогут узреть Сверхдушу, хотя Она находится совсем рядом с индивидуальной душой.

00:31:03 Достичь самадхи – значит найти в своём сердце Параматму. Не освободившись от бремени греха, нельзя увидеть Параматму. Если человек носит на шее драгоценный медальон, но забывает о нём, это почти равносильно отсутствию медальона. Точно так же, если индивидуальная душа погружается в медитацию, но не воспринимает присутствующую в её сердце Сверхдушу, это означает, что её медитация бесполезна».

00:31:31 Люди, идущие по пути самоосознания, должны всячески остерегаться оскверняющего влияния майи. Шрила Рупа Госвами говорит, что преданному следует быть свободным от любых материальных желаний. Он не должен попадать под влияние кармы и гьяны. Ему нужно только понять Кришну и исполнять Его желания. Это уровень чистого преданного служения.

00:31:57 Олицетворённые Веды продолжали: «Йоги-мистики, всё ещё осквернённые желанием чувственных наслаждений, никогда не добьются успеха в своей практике и не смогут увидеть Сверхдушу.»

00:32:11 Так называемые йоги и гьяни напрасно тратят время, когда ради собственного удовольствия погружаются в философствование или демонстрируют свои ограниченные мистические способности. Они никогда не освободятся из обусловленного существования и будут продолжать вращаться в круговороте рождений и смертей. Таких грешников и в этой, и в следующей жизни ожидают одни страдания. В этой жизни они уже страдают, а поскольку им не удалось по-настоящему познать себя, они будут продолжать страдать в следующей жизни. Несмотря на все свои попытки достичь совершенства, такие йоги, осквернённые желанием материальных удовольствий, будут страдать и в этой жизни, и в следующей.

00:32:57 В связи с этим Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур замечает, что если санньяси (те, кто отрёкся от мирской жизни и ушёл из дома ради самоосознания) не посвящают себя преданному служению Господу, и вместо этого занимаются благотворительной деятельностью: открывают школы, больницы или даже монастыри, церкви и храмы полубогов – их ждут только несчастья как в этой жизни, так и в следующей.

00:33:22 Санньяси, которые не используют свою нынешнею жизнь для постижения Кришны, лишь напрасно тратят время и энергию на дела, не имеющие ничего общего с санньясой. Однако преданный с пользой употребляет свою силу и энергию, когда, например, возводит храм Вишну.

00:33:40 Разнообразная деятельность, совершаемая ради удовлетворения Кришны, называется кришнартхе акхила-чешта. Когда филантроп открывает школу и преданный возводит храм – это далеко не одно и тоже. Открыть образовательное учреждение, это может быть и благое дело, однако оно подчиняется законам кармы, тогда как сооружение храма Вишну относится к сфере преданного служения. Законы кармы не распространяются на преданное служение.

00:34:11 В Бхагавад-гите сказано: са гунан саматитйаитан брахма бхуйайа калпате – «Преданные Верховной Личности Бога не подвержены воздействию трёх материальных гун. Они познали Брахман и достигли духовного уровня». Преданные остаются освобождёнными и в этой жизни, и в следующей. Всё, что мы делаем в материальном мире ради ягьи Вишну или Кришны, ведёт к освобождению, но без связи с Ачьютой, непогрешимой Верховной Личностью Бога, нельзя выйти из-под власти закона кармы.

00:34:46 Жить в сознании Кришны – значит обрести освобождение. Преданный, по милости Господа, свободен как в этой жизни, так и в следующей, чего нельзя сказать о карми, гьяни и йогах.

Отрешенность

00:34:59 «О возлюбленный Господь, – продолжали олицетворённые Веды, – тот, кто по Твоей милости осознал величие Твоих лотосных стоп, остаётся равнодушным к материальному счастью и горю».

00:35:13 Пока мы находимся в материальном мире, нам не избежать страданий, но преданный Господа не обращает на них внимания, поскольку знает, что это последствия его благочестивых или греховных дел. Преданного не выводят из равновесия ни осуждение, ни похвалы со стороны обычных людей. Преданного иногда превозносят за его духовные деяния, а иногда порицают без всякой на то причины. Однако чистый преданный равнодушен к людским похвалам и упрёкам.

00:35:44 Преданный действует на трансцендентном уровне. Его не волнуют ни похвалы, ни упрёки людей, поглощённых материальной деятельностью. Если преданный будет всегда находиться на трансцендентном уровне, Сам Верховный Господь позаботится о том, чтобы он обрёл освобождение в этой жизни и остался свободным в следующей.

00:36:05 Преданный сохранит своё трансцендентное положение в материальном мире, если будет общаться с чистыми преданными и слушать повествования о славных деяниях, которые Господь совершает в разные эпохи, приходя в этот мир в разных обликах. На этом принципе основано движение сознания Кришны.

00:36:23 В одной из песен Шрилы Нароттамы дасы Тхакура есть такие слова: «Дорогой Господь, позволь мне служить Тебе с трансцендентной любовью, следуя наставлениям великих ачарьев и всегда жить в обществе чистых преданных. И пусть так будет жизнь за жизнью».

00:36:41 Иначе говоря, преданного не очень заботит, обретёт ли он освобождение. Его единственное желание – служить Господу. Преданное служение подразумевает, что человек делает только то, что одобрено ачарьями. Преданные, члены движения сознания Кришны, исполняют наставления прежних ачарьев, возглавляемых Шрилой Рупой Госвами. Если преданный следует их наставлениям и общается с другими преданными, он сможет всегда оставаться на трансцендентном уровне.

00:37:11 В Бхагавад-гите Господь говорит, что Ему очень дорог тот, кто предан Ему и в совершенстве познал Его. Благочестивые люди обращаются к Богу и вступают на путь преданного служения по четырём причинам: если благочестивый человек оказался в беде, то он обращается к Богу с просьбой вызволить его из беды; если благочестивый человек нуждается в средствах, то он просит Господа помочь ему; если благочестивый человек по-настоящему интересуется наукой о Боге, он обращается за помощью к Верховной Личности Бога, Кришне и, наконец, благочестивый человек, у которого нет иного желания, кроме желания постичь науку о Кришне, тоже обращается к Верховному Господу. Из всех этих людей тех, кто просто стремится познать науку о Боге, Сам Кришна превозносит в Бхагавад-гите.

00:38:00 Воистину достоин похвал тот, кто, по примеру ачарьев прошлого, овладевших наукой о Верховном Господе, обрёл знание и старается постичь Кришну, преданно служа Ему. Такой преданный понимает, что всё плохое и хорошее в жизни происходит по воле Верховного Господа. И если он целиком предался лотосным стопам Господа, ему всё равно, в благоприятных или неблагоприятных условиях он находится.

00:38:28 Всё неблагоприятное он считает особой милостью Верховной Личности Бога. В сущности, для преданного нет ничего неблагоприятного. Зная, что всё происходит по воле Бога, он считает любые события своей жизни благоприятными и в любых условиях с воодушевлением служит Господу. Умонастроение такого преданного описано в Бхагавад-гите: «Он не горюет, оказавшись в беде, и не слишком радуется, когда с ним происходит что-то хорошее».

00:38:57 Те, кто достиг более высоких ступеней преданного служения, могут даже не обращать внимание на предписания шастр. Таково уровня можно достичь только следуя примеру ачарьев. Поскольку чистый преданный идёт по стопам ачарьев, все его действия, совершаемые ради служения Господу, трансцендентны. Поэтому Господь Кришна говорит, что ачарью нельзя ни в чём упрекать. Неофит не должен считать себя равным ачарье. Он должен усвоить, что ачарья находится на одном уровне с Верховной Личностью Бога и что ни Кришну, ни Его представителя – ачарью – нельзя осуждать.

00:39:35 Так, олицетворённые Веды почтили Верховного Господа и прославили Его. Возносить молитвы, поклоняясь Верховному Господу, – значит вспоминать Его божественные качества, игры, деяния. Но лилам и качествам Господа нет числа. Вспомнить все качества Господа невозможно. Поэтому олицетворённые Веды выразили своё почтение Господу как могли и в заключение сказали:

00:40:01 «О возлюбленный Господь, Брахма, владыка высочайшей планеты вселенной – Брахмалоки, царь Индра – повелитель райских планет, и божества Солнца, Луны и других планет – Твои доверенные слуги и помощники в материальном мире, но даже они знают о Тебе очень мало, что тогда могут знать о Тебе обычные люди и земные мыслители? Никто не в силах счесть Твои бесчисленные трансцендентные качества, о Господь. Даже великие философы и полубоги с высших планет не могут определить размеры Твоего тела и перечислить Твои качества. Мы думаем, что и Ты, о Господь, не знаешь их все, ибо Ты беспределен. Конечно, было бы неверным считать, что Ты не знаешь Самого Себя, но поскольку Твои качества и энергии бесчисленны и Твоё знание безгранично, нужно понимать, что между ними идёт бесконечное состязание».

00:40:58 Суть в том, что Бог и Его знание безграничны, поэтому, как только Бог осознаёт какие-то из Своих энергий, Он тут же видит, что у Него есть ещё энергии. Таким образом, и Его энергии, и Его знания становятся ещё больше. Они безграничны, нет предела энергиям Господа и нет предела Его способности постигать Свои энергии. Бог, без сомнения, вездесущ, но олицетворённые Веды говорят, что даже Сам Бог не знает до конца Своих энергий. Это не значит, однако, что Бог не всеведущ. Когда человеку что-либо неизвестно, это называется невежеством или недостатком знания. Однако Бог знает Себя в совершенстве. И по мере того, как растёт число Его энергий и деяний, растёт и Его знание о них – и то, и другое растёт бесконечно. В этом смысле можно сказать, что даже Сам Господь не знает предела Своим энергиям и качествам.

00:41:58 Некоторое представление о безграничности энергий и деяний Господа может получить каждый здравомыслящий человек. В Ведах говорится, что Маха-Вишну, погруженный в йога-нидру, выдыхает бесчисленные вселенные и все они снова погружаются в Его тело, когда Он делает вдох. Эти вселенные нашему ограниченному восприятию сами по себе кажутся безграничными, однако, нужно ещё представить, что пять грубых материальных первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир, а также совокупная материальная энергия и ложное эго, не только находятся внутри вселенной, но и покрывают её в семь слоёв, каждый из которых в десять раз толще предыдущего. Таким образом каждая вселенная очень тщательно «упакована», и таких вселенных бесконечное множество. Все они плавают в бесчисленных порах божественного тела Маха-Вишну. Говорится, что эти вселенные также же неисчислимы, как атомы или частицы пыли, которые плавают в воздухе, одновременно с парящими в нём птицами.

00:43:06 По этой причине Веды утверждают, что человеческий разум не может объять Бога. Аван манаса гочара – «Никакими мыслительными усилиями мы не определим размеры Бога». Поэтому истинно учёный и разумный человек не станет провозглашать себя Богом, но будет стараться постичь Бога, проводя различие между материей и духом. Такой анализ позволит ему понять, что Верховная Душа трансцендентна и высшей, и низшей энергиям, хотя непосредственно связана с ними обеими.

00:43:42 В Бхагавад-гите Господь Кришна объясняет, что, хотя всё покоится на Его энергии, Сам Он отличен от неё и независим. Природу и живое существо иногда называют пракрити и пурушей. Весь материальный космос представляет собой соединение пракрити и пуруши. Природа – это вещественная причина, а живые существа – причина движущая. В результате соединения этих причин возникает материальный мир.

00:44:12 Тот, кому удалось прийти к правильному пониманию материального космоса и всего в нём происходящего, знает, что материальный мир прямо и косвенно создаёт Верховная Личность Бога, Сам Кришна. Поэтому в Брахма-самхите 5.1 сказано:
īśvaraḥ paramaḥ kṛṣṇaḥ
sac-cid-ānanda-vigrahaḥ
anādir ādir govindaḥ
sarva-kāraṇa-kāraṇam
«Тот, кто после долгих размышлений обрёл совершенное знание, приходит к выводу, что Кришна, Бог, – изначальная причина всех причин».

00:44:47 Вместо того, чтобы стараться измерить Бога и предаваться бессмысленному философствованию, лучше согласиться с заключением «Брахма-самхиты» – «Кришна, Бог, сарва-карана-каранам – причина всех причин». Это вершина знания.

Веда-стути

00:45:03 В цепи духовных учителей и учеников молитвы, которые олицетворённые Веды вознесли Гарбодакашайи Вишну – веда-стути – были впервые пересказаны Сананданой, своим братьям, порождённым Брахмой вскоре после сотворения вселенной. Четверо Кумаров были первыми сыновьями Брахмы, поэтому их называют пурва-джата.

00:45:24 В Бхагавад-гите говорится, что парампара, цепь духовных учителей и учеников, ведёт начало от Самого Кришны. И та же парампара, по которой передавались молитвы олицетворённых Вед, началась от Верховной Личности Бога Нараяны Риши. Стоит напомнить, что веда-стути были пересказаны Сананданой Кумаром, а затем повторены Нараяной Риши в Бадарикашраме. Нараяна Риши – воплощение Кришны. Он явился, чтобы показать людям, как познать себя путём сурового подвижничества.

00:45:57 В нынешнюю эпоху Господь Чайтанья пришёл на землю в облике чистого преданного и показал путь чистого преданного служения. А за долго до этого, Господь Нараяна Риши, воплощение Кришны, посвятил себя суровой аскезе в Гималаях. Шри Нарада Муни внимал его наставлениям, это те же наставления, которые содержатся в пересказанных Сананданой Кумаром веда-стути – молитвах олицетворённых Вед, из них следует, что есть только один Бог, Всевышний, а все остальные – это Его слуги.

00:46:32 В Ади-лиле Чайтанья-чаритамриты говорится: экале ишвара кришна – «Кришна – единственный Верховный Бог». Ара саба бхртйа – «Все остальные – Его слуги». Йаре йаичхе начайа, це таичхе каре нртйа – «Верховный Господь, согласно Своим желаниям, побуждает живых существ заниматься различными видами деятельности, давая им возможность проявить разнообразные таланты и наклонности».

00:47:00 Таким образом, веда-стути содержат изначальные знания об отношениях между живым существом и Верховной Личностью Бога. Для живого существа достичь высшей ступени самопознания – значит получить доступ к преданному служению. Однако, не освободившись полностью от материальной скверны, нельзя обрести сознание Кришны и посвятить себя преданному служению.

00:47:24 Нараяна Риши сказал Нараде Муни: «Суть ведических писаний: четырёх Вед, Упанишад, Пуран и Веданта-сутры, в том, что все они призывают к трансцендентному, любовному служению Господу».

00:47:38 В связи с этим Нараяна Риши употребил ещё одно особое слово: раса. В преданном служении раса – средство общения, основа отношений между Господом и живым существом. О расе также говорится в Ведах: расо вай са – «Верховный Господь – неиссякаемый источник блаженства».

00:47:59 Все ведические писания: Пураны, Веды, Упанишады, «Веданта-сутра» – учат, каким образом достичь уровня расы. В Бхагаватам также сказано, что наставления этой великой пураны – Шримад-Бхагаватам, составляют суть, расу, всех ведических писаний. Нигама калпа тарор галитам палам: «Бхагаватам – это спелый плод дерева ведической литературы».

00:48:26 Мы знаем, что из уст Верховного Господа, вместе с Его дыханием вышли четыре Веды: Риг, Яджур, Сама и Атхарва, а также Махабхарата и все Пураны, в которых описывается история мира. Пураны и Махабхарату называют пятой Ведой.

00:48:45 Двадцать восемь стихов веда-стути содержат суть всего ведического знания. Четверо Кумаров и все истинные мудрецы знают, что преданное служение в сознании Кришны является сутью всех наставлений Вед, и, путешествуя в космосе, они рассказывают об этом обитателям разных планет вселенной. Как известно, Нарада Муни и другие великие мудрецы, редко ступают по земле, они всегда путешествуют в космосе. Мудрецы, подобные Нараде и Кумарам, странствуют по вселенной и разъясняют обусловленным душам, что их задача в этом мире – не усладить свои чувства, а вернуться в своё изначальное положение, став преданными слугами Верховной Личности Бога.

00:49:29 В священных писаниях говорится, что живые существа подобны искрам, а Верховная Личность Бога – огню. Отделяясь от огня, искры гаснут. Живые существа, оказавшиеся в материальном мире, подобны искрам, вылетевшим из огня. Живое существо пытается подражать Кришне и господствовать над материальной природой. Потворствуя своим чувствам, оно забывает о своём изначальном положении, о своей духовной природе и утрачивает присущее ему сияние.

00:49:59 Однако если живое существо развивает в себе сознание Кришны, оно возвращается в своё изначальное положение. Чтобы проповедовать эту науку, науку преданного служения, великие мудрецы и святые, подобные Нараде и Кумарам, путешествуют по вселенной, наставляя людей и множа число своих учеников. Они хотят, чтобы все обусловленные души узнали о том, как возродить своё изначальное сознание, сознание Кришны, и освободиться от полной страданий материальной жизни.

Шри Нарада Муни

00:50:29 Шри Нарада Муни – наиштхика-брахмачари. Есть четыре типа брахмачари. Первый называется савитра, к нему относятся брахмачари, которые после духовного посвящения и обряда надевания священного шнура должны по крайней мере три дня соблюдать целомудрие. Второй тип – праджапатйа, к нему относятся брахмачари, которые строго хранят целомудрие по крайней мере год после духовного посвящения. К третьему типу – брахма-брахмачари, относятся брахмачари, которые после духовного посвящения хранят целомудрие до того времени когда закончат изучать Веды. Последний тип называется наиштика, к нему относятся брахмачари, хранящие целомудрие в течение всей жизни.

00:51:14 Брахмачари первых трёх типов именуются упакурвана. Это означает, что такие брахмачари, после окончания периода ученичества, могут жениться. Найштика-брахмачари, однако, вообще не желают когда-либо вступать в половые отношения. К числу таких брахмачари относятся Кумары и Нарада. Найштика-брахмачари также называют вира-врата, потому что их обет целомудрия требует такого же героизма, как обеты кшатриев.

00:51:43 Особая ценность брахмачари состоит в том, что она укрепляет память и решимость. Будучи найштика-брахмачари, Нарада, с одного раза запоминал всё, что слышал от своего духовного учителя, и уже никогда этого не забывал. Того, кто способен навсегда всё запоминать, называют шрути-дхара.

00:52:03 Брахмачари шрути-дхара может повторить слово в слово, всё что слышал, не пользуясь записями или книгами. Такой способностью обладает великий мудрец Нарада, поэтому, получив наставления от Нараяны Риши, он проповедует философию преданного служения по всему миру. Поскольку такие великие мудрецы помнят всё, они всегда погружены в себя, всегда сознают свою духовную природу и целиком посвящают себя служению Господу.

00:52:33 Выслушав наставления своего духовного учителя, Нараяны Риши, великий мудрец Нарада полностью постиг свою духовную природу. Утвердившись в истине, он возликовал и обратился с молитвами к Нараяне Риши. В этих молитвах он называл Нараяну Риши воплощением Кришны и высшим благодетелем всех обусловленных душ.

00:52:55 В Бхагавад-гите сказано, что Господь Кришна нисходит в каждую эпоху, чтобы защитить Своих преданных и освободить мир от безбожников. Нараяну Риши, воплощение Кришны, тоже называют благодетелем обусловленных душ. Как говорится в Бхагавад-гите: «Каждый должен знать, что у него нет лучшего друга, чем Кришна».

00:53:16 Мы должны понять, что Верховный Господь Кришна желает добра каждому, и искать прибежище у Него. Зная, что есть Тот, кто всегда защитит нас, мы обретём полную уверенность в безопасности и полное удовлетворение.

00:53:32 Сам Кришна, и все Его воплощения – высшие благодетели обусловленных душ. Кришна заботится даже о благе демонов – Он даровал спасение всем демонам, которые явились во Вриндаван, чтобы убить Его. Кришна всеблагой, убивает ли Он демона или защищает Своего преданного – результат Его деяний одинаков. Говорится, что ведьма Путана заняла положение столь же высокое как положение матери Кришны. Когда Кришна убивает демона, тот получает величайшее благо, также как чистые преданные получают благо, всегда находясь под защитой Господа.

00:54:20 Поклонившись Нараяне Риши, Нарада Муни отправился в ашрам своего ученика Вьясадевы. Вьясадева принял его с надлежащим почтением и усадил на самое удобное место, после чего Нарада Муни пересказал ему всё, что слышал от Нараяны Риши.

00:54:39 Так Шукадева Госвами ответил на вопрос Махараджи Парикшита о том, в чём суть ведического знания и что, согласно Ведам, является высшей целью жизни. Высшая цель жизни – удостоиться милости Верховного Господа, позволяющей с любовью служить Ему. Каждый должен следовать примеру Шукадевы Госвами и других вайшнавов, принадлежащих к цепи духовных учителей и склоняться перед Господом Кришной, Верховной Личностью Бога, Хари.

00:55:09 Представители всех четырёх вайшнавских сампрадай: Мадхва-сампрадайи, Рамануджа-сампрадайи, Вишну-свами-сампрадайи и Нимбарка-сампрадайи, следуя указаниям Вед, сходятся в том, что живое существо должно предаться Верховной Личности Бога.

00:55:27 Ведические писания делятся на две части: шрути и смрити. Шрути – это четыре Веды: Риг, Сама, Атхарва, Яджур и Упанишады, а к смрити относятся Пураны и итихасы, в частности, «Махабхарата», которая включает в себя Бхагавад-гиту. Все они ведут к пониманию того, что Шри Кришна – Верховная Личность Бога, Он – Парама-пуруша, Верховный Господь, под надзором которого действует материальная природа.

00:55:55 Проявив материю, Верховный Господь, чтобы сотворить, сохранить и затем разрушить мироздание, принимает три облика: Господа Брахмы, Господа Вишну и Господа Шивы. Каждый из них повелевает одной из гун материальной природы, но верховным властелином является Господь Вишну. Всё, что происходит в материальной природе в результате действия трёх гун, совершается под надзором Верховной Личности Бога, Кришны. Это подтверждается в Бхагавад-гите: майадхйакшена и в Ведах: са аикшата.

00:56:31 Последователи атеистической санкхьи, конечно скажут, что материальный космос возникает благодаря пракрити и пуруше – материальной природе и живому существу, то есть вещественной причине и движущей причине, но Кришна – причина всех причин. Он причина и вещественной, и движущей причины. Пракрити и пуруша не являются изначальной причиной. На первый взгляд кажется, что ребёнок рождается благодаря соединению отца и матери, однако причиной существования и отца, и матери, в конечном счёте, является Кришна. Поэтому Он – изначальная причина, то есть причина всех причин, как утверждается в Брахма-самхите.

00:57:17 И Верховный Господь, и живые существа входят в материальную природу. Верховный Господь, Кришна посредством одной из своих полных экспансий проявляется в образе Каранадакашайи Вишну, Маха-Вишну – гигантского Вишну, возлежащего на водах Причинного океана. Экспансия Маха-Вишну – Гарбодакашайи Вишну, входит в каждую вселенную, от Него исходят Брахма, Вишну и Шива. Кширодакашайи Вишну пребывает в сердцах всех живых существ и во всех материальных элементах, даже в атомах. В «Брахма-самхите» сказано: андантара ста параману чайантара стам – «Господь, одновременно находится и в каждой вселенной, и в каждом атоме».

00:58:06 Живое существо получает материальные тела, принадлежащие к различным формам жизни, а вся вселенная – это материальное тело Верховной Личности Бога. Это тело в шастрах называется вират-рупой. Подобно тому как индивидуальная душа поддерживает существование своего материального тела, Верховная Личность Бога вступая в материальный космос – поддерживает его существование. Как только душа покидает материальное тело, ему наступает конец, и как только Господь Вишну покидает материальное мироздание, оно разрушается. Поэтому живое существо сможет освободиться из материального плена, лишь когда предастся Верховной Личности Бога. Это подтверждается в Бхагавад-гите: мам эва йе прападйанте майам этам таранти те – «Обрести освобождение можно только предавшись Верховной Личности Бога, и никак иначе».

00:59:02 Понять, каким образом живое существо, предавшееся Верховному Господу, освобождается от власти материальных гун, поможет следующий пример. Когда человек спит, все видят, что он находится в комнате, но на самом деле, он в это время не присутствует в теле, ибо во сне человек забывает о существовании своего тела, которое, однако, видят другие. Подобно этому, окружающие видят, как человек, достигший освобождения и посвятивший себя преданному служению Господу, занимается домашними, мирскими делами, но его сознание сосредоточено на Кришне, поэтому он не живёт в материальном мире, он поглощён другими занятиями, подобно тому как во сне, человек занят не тем, чем занято его тело.

00:59:50 В Бхагавад-гите говорится, что преданный, который всё своё время посвящает трансцендентному, любовному служению Господу, уже преодолел влияние трёх гун материальной природы. Он достиг Брахмана, то есть, пребывает на духовном уровне, хотя и кажется, будто он находится в материальном теле и живёт в материальном мире.

01:00:13 По этому поводу Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» говорит, что: «Тот, чьё единственное желание служить Верховной Личности Бога, всегда и везде остаётся дживан-муктой». Это значит, что он является освобождённой душой, даже находясь в материальном теле и в материальном мире.

01:00:35 Таким образом, человек, полностью посвятивший себя сознанию Кришны – освобождённая душа. Он не имеет ничего общего со своим материальным телом или с материальным миром. Такое положение называется каивалйа-нираста-йони. Те, кто не обладает сознанием Кришны – карми и гьяни – существуют на уровне тела или ума и потому не являются освобождёнными душами, но тот кто находится на трансцендентном уровне, уже освободился из круговорота рождений и смертей. Это подтверждается в четвёртой главе Бхагавад-гиты: «Тот, кто познал трансцендентную природу Верховной Личности Бога, Кришны, разрывает череду рождений и смертей и, оставив нынешнее тело, возвращается домой, к Богу». Таково заключение всех Вед.

01:01:27 Итак, постигнув смысл молитв, которые олицетворённые Веды вознесли Господу, следует предаться лотосным стопам Кришны.

01:01:40 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава восемьдесят седьмая «Молитвы олицетворённых Вед».

обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 22 September 2018