Глава 57. Смерть Сатраджита и Шатадханвы
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:21 После того как Акрура побывал в Хастинапуре и рассказал Кришне о состоянии Пандавов, события развивались так. Пандавов поселили в доме из шелока, который затем подожгли. Тогда все решили, что Пандавы вместе с их матерью Кунти погибли в огне пожара. Об этом известили Господа Кришну и Балараму. Посоветовавшись, Они решили отправиться в Хастинапур, чтобы выразить сочувствие Своим родственникам. Кришна и Баларама, конечно, знали, что Пандавы не могли сгореть при пожаре, но всё же хотели поехать в Хастинапур, чтобы разделить со Своими родными их скорбь.
Прибыв в Хастинапур, Кришна и Баларама сначала посетили Бхишмадеву – главу рода Куру. Затем они встретились с Крипачарьей, Видурой, Гандхари и Дроной. Другие Кауравы не испытывали никакого сожаления, ибо желали смерти Пандавам и их матери, однако некоторые члены этого семейства, прежде всего Бхишма, были глубоко опечалены случившимся. Кришна и Баларама выразили своё соболезнование, не открыв им реального положения вещей.
00:01:38 Пока Кришны и Баларамы не было в Двараке, там возник заговор с целью похитить у Сатраджита камень Сьямантака. Главным заговорщиком был Шатаданва – один из тех, кто хотел жениться на прекрасной Сатьябхаме – дочери Сатраджита. Сатраджит многим обещал отдать в жёны свою красавицу-дочь, но позже передумал и отдал Сатьябхаму вместе с драгоценным камнем Сьямантака Кришне.
На самом деле Сатраджит не хотел отдавать Сьямантаку вместе со своей дочерью, и Кришна, зная это, взял в жёны дочь Сатраджита, но вернул ему камень. Получив камень обратно, Сатраджит очень обрадовался и всегда держал его у себя. Однако в отсутствии Кришны и Баларамы возник заговор, в котором участвовали многие, даже Акрура и Критаварма, преданные Господа Кришны. Заговорщики решили отобрать у Сатраджита этот камень. Акрура и Критаварма приняли участие в заговоре, ибо хотели, чтобы камень Сьямантака принадлежал Кришне. Они знали, что Кришна желал владеть им и что Сатраджит не отдал Ему этот камень должным образом.
Другие присоединились к заговору потому, что были раздосадованы, не получив руки Сатьябхамы. Некоторые из них подстрекали Шатаданву убить Сатраджита и забрать камень.
00:03:08 Часто задают вопрос: почему такой великий преданный, как Акрура, присоединился к заговору и почему в нём участвовал Критаварма, который также был преданным Господа? Ответ на этот вопрос дал Джива Госвами и другие великие ачарьи. Хотя Акрура и был великим преданным Господа, он был проклят жителями Вриндавана за то, что увёз от них Кришну. Акрура ранил их сердца и потому был вынужден примкнуть к заговору злодеев.
Точно так же Критаварма был преданным Господа, но, близко общаясь с Камсой, он осквернился и поэтому тоже присоединился к заговору.
Подстрекаемый остальными заговорщиками, Шатаданва однажды ночью проник в дом Сатраджита и убил его спящего. Шатаданва был грешным и порочным человеком, и хотя из-за многочисленных грехов дни его были сочтены, он решил убить Сатраджита, когда тот будет спать.
Когда Шатаданва вошёл в дом, чтобы исполнить своё намерение, жившие там женщины принялись плакать и громко кричать, но это не остановило Шатаданву, он безжалостно убил Сатраджита, как мясник забивает животное на бойне.
00:04:28 Поскольку Кришна был в отъезде, Его жена Сатьябхама в ту ночь находилась в доме своего отца. Увидев его убитым, она заголосила: «Отец! Отец! Как жестоко с тобой расправились!»
Сатьябхама решила поехать к Кришне в Хастинапур, поэтому тело Сатраджита не стали сразу предавать огню, а положили в контейнер с маслом, чтобы Кришна вернувшись увидел его и сурово наказал Шатаданву. Сатьябхама же тотчас отправилась в Хастинапур, чтобы сообщить Кришне об ужасной смерти отца.
Узнав от Сатьябхамы об убийстве Своего тестя, Кришна стал сокрушаться, как сокрушаются обычные люди, что, на первый взгляд, может показаться странным. Господь Кришна не подчиняется закону кармы, но, играя роль человека, Он глубоко сочувствовал Сатьябхаме, понесшей столь тяжёлую утрату. Известие о гибели тестя так взволновало Кришну, что глаза Его наполнились слезами: «Какое несчастье!» – воскликнул Он.
Получив это известие, Кришна и Баларама вместе с Сатьябхамой тут же возвратились в Двараку. Они стали думать, как убить Шатаданву и забрать драгоценный камень.
00:05:56 Хотя Шатаданва был великим злодеем, он всё же боялся могущественного Кришну, и когда Кришна вернулся в город, убийцу обуял ещё больший страх. Шатаданва понял, что Кришна хочет его убить, и бросился искать защиты у Критавармы, но Критаварма сказал: «Я не посмею пойти против Господа Кришны и Баларамы, поскольку Они не обычные люди, а Верховная Личность Бога. Разве может спастись от смерти тот, кто нанёс оскорбление Кришне и Балараме? От Их гнева не уйти никому».
Критаварма добавил, что даже Камса, который обладал огромной властью и заручился поддержкой многих демонов, не смог уйти от гнева Кришны. Что уж говорить о Джарасандхе, который семнадцать раз терпел от Кришны поражение, и каждый раз возвращался назад с поля боя, сокрушаясь, что не сумел одолеть Его.
Получив от Критавармы отказ, Шатаданва отправился к Акруре и стал просить о помощи его, но Акрура тоже ответил ему: «И Баларама, и Кришна – Верховная Личность Бога. Их сила безгранична, и тот, кто знает об этом, никогда не осмелится оскорбить Их или вступить с Ними в противоборство».
00:07:20 Кроме того, он сказал Шатаданве: «Кришна и Баларама столь могущественны, что одним Своим желанием создают, поддерживают и разрушают материальный космос. К несчастью, люди, введённые в заблуждение иллюзорной энергией, не знают, как силён Кришна, под властью которого находится всё мироздание».
Акрура напомнил, как Кришна, когда Ему было всего семь лет, поднял холм Говардхана и в течение семи дней держал его, как ребёнок держит крошечный зонтик.
Акрура прямо сказал Шатаданве, что всегда будет почитать Кришну, ибо Кришна – Сверхдуша всего сущего, изначальная причина всех причин. Не найдя у Акруры защиты, Шатаданва решил оставить у него драгоценный камень Сьямантака. Затем он вскочил на быстроногого коня, который мог без отдыха пробежать больше полтысячи километров, и умчался из города.
Узнав о бегстве Шатаданвы, Кришна и Баларама тотчас сели в колесницу, над которой развевался флаг с изображениемГаруды, и устремились в погоню. Кришна был очень разгневан и хотел убить Шатаданву, который осмелился поднять руку на старшего, во всех отношениях, Сатраджита, приходившегося Кришне тестем.
00:08:44 Согласно предписаниям шастр тот, кто восстаёт против старшего (гуру-друха), должен быть наказан соответственно тяжести его проступка. Поскольку Шатаданва убил Его тестя, Кришна был полон решимости во что бы то ни стало расправиться с ним.
Когда Шатаданва достиг садов Митхилы, его конь обессилел и испустил дух. Оставшись без коня, Шатаданва бросился бежать. Чтобы не поступать с ним нечестно, Кришна и Баларама спрыгнули с колесницы и побежали вслед. На бегу Кришна метнул Свой диск и отсёк Шатаданве голову.
В поисках Сьямантаки, Кришна осмотрел одежду убитого Шатаданвы, но ничего не нашёл. Возвратившись к Балараме Он сказал: «Мы напрасно убили этого человека, камня при нём нет».
«Возможно камень хранится у кого-то в Двараке, – предположил Баларама, – поэтому Тебе лучше вернуться и искать его там».
Сам Шри Баларама пожелал остаться на какое-то время в Митхиле, с царём которой Его связывала близкая дружба.
Так Кришна вернулся в Двараку, а Баларама вошёл в Митхилу. Когда царь Митхилы увидел, что в его город прибыл Шри Баларама, он очень обрадовался и принял Господа с великими почестями. Чтобы доставить удовольствие Баларамаджи, царь преподнёс Ему много дорогих подарков. На этот раз Шри Баларама прожил в Митхиле несколько лет как почётный гость её правителя – Махараджи Джанаки.
00:10:27 Пока Баларама гостил в Митхиле, старший сын Дхритараштры – Дурьодхана, воспользовавшись случаем, приехал туда, чтобы обучиться у Него искусству боя на палицах.
Убив Шатаданву, Кришна возвратился в Двараку и, чтобы утешить Сатьябхаму, рассказал ей о смерти этого злодея – Шатаданвы. Он также сообщил ей, что камня при нём не оказалось. Затем, следуя религиозным предписаниям, Кришна вместе с Сатьябхамой совершил необходимые обряды, чтобы почтить память покойного тестя. При этом присутствовали их родственники и друзья семьи.
Акрура и Критаварма играли важную роль в заговоре против Сатраджита, именно они подстрекали Шатаданву убить его. Услышав о том, что Шатаданва погиб от руки Кришны и что Кришна уже вернулся в Двараку, они немедленно покинули город.
В отсутствии Акруры жители Двараки почувствовали угрозу стихийных бедствий, голода и мора. Эти страхи были напрасными, ведь пока Господь Кришна находился в Двараке, в ней не могло быть никаких несчастий. И всё же в отсутствие Акруры в Двараке как будто начались беды.
00:11:47 Жители Двараки помнили о том, что некогда в области Каши (Варанаси) случилась жестокая засуха – в течение долгого времени не выпало ни капли дождя. Тогда царь Каши выдал свою дочь Гандини замуж за Швапхалку, отца Акруры. Царь сделал это по совету астролога. И, действительно, после свадьбы его дочери со Швапхалкой там пошли дожди. Поскольку Швапхалка обладал сверхъестественной силой, считалось, что и его сын Акрура был наделён ею в той же мере. Люди верили, что, где бы ни находились Акрура или его отец, это место минуют голод, засуха и другие бедствия.
Считается, что царство процветает, если в нём не бывает голода, мора, палящего зноя и лютого холода, если его жители счастливы и духовно, и материально. Случись в Двараке какое-нибудь несчастье, люди объясняли его отсутствием в городе человека, который приносит удачу. Так по городу пополз слух, что из-за отъезда Акруры в Двараке стали происходить разные беды.
После отъезда Акруры некоторые из старейшин стали также замечать недобрые знаки, связанные с отсутствием камня Сьямантака. Когда этот слух дошёл до Господа Кришны, Он решил призвать Акруру из царства Каши обратно в Двараку.
00:13:15 Акрура был дядей Кришны, поэтому, когда он вернулся, Господь Кришна встретил его, как подобает встречать старшего. Кришна – Сверхдуша в сердце всех живых существ, и Ему известны мысли и желания каждого. Кришна знал все подробности участия Акруры в заговоре Шатаданвы, поэтому, увидев Акруру, Он улыбнулся. Назвав Акруру щедрейшим из щедрых, Кришна сказал:
«Дорогой дядя, Мне известно, что Шатаданва оставил камень Сьямантака у тебя. Пока никто не заявляет на него своих прав, поскольку сыновей у царя Сатраджита не было, а его дочь Сатьябхама не стремится завладеть этим драгоценным камнем, но сын, который вскоре у неё появится – внук Сатраджита, вступив в права наследства, будет законно притязать на камень Сьямантака».
Тем самым Господь Кришна дал понять, что Сатьябхама ожидала ребёнка и что её сын, законный владелец камня Сьямантака, непременно заберёт его у Акруры.
«Этот камень обладает такой силой, – продолжал Кришна, – что обычные люди не в состоянии держать его у себя. Я знаю, что ты очень добродетелен, и не возражаю против того, чтобы ты и дальше хранил его, но есть одна трудность: Мой старший брат Шри Баларама не верит Мне, когда Я говорю, что камень находится у тебя. Поэтому Я прошу тебя, о великодушный, просто покажи Мне этот камень в присутствии Моих родственников, чтобы они успокоились и не обращали внимание на всякие слухи.
00:14:57 Ты не можешь отрицать, что камень у тебя, ибо Мы знаем, что ты умножил свои богатства и совершаешь жертвоприношения на алтаре из чистого золота».
Жителям Двараки были известны свойства драгоценного камня Сьямантака – где бы ни находился этот камень, он ежедневно приносил своему владельцу более двух моундов чистого золота. Акрура получал это количество золота и щедро раздавал его во время жертвоприношений. Господь Кришна упомянул, что Акрура расходует огромное количество золота, в доказательство того, что именно у него хранится камень Сьямантака.
Когда Господь Кришна дружелюбными, ласковыми речами убедил дядю в том, что Он знает, где находится Сьямантака, Акрура понял, что от Шри Кришны ничего не скроешь.
00:15:49 Он принёс драгоценный камень, покрытый тканью, но сияющий, словно солнце, и протянул его Кришне. Господь Кришна взял камень Сьямантака, показал его всем собравшимся родственникам и друзьям, а затем в их присутствии вернул его Акруре, чтобы они знали – камень действительно хранится у Акруры в Двараке.
История камня Сьямантака очень поучительна. В «Бхагаватам» сказано, что любой, кто услышит, перескажет или просто вспомнит эту историю, освободится от всего, что порочит его, а также от последствий всех своих грехов, и сможет достичь высшего умиротворения.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава пятьдесят седьмая «Смерть Сатраджита и Шатаданвы».