Глава 79. Освобождение Балвалы и паломничество Господа Баларамы по святым местам

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:16:47 | качество: mp3 64kB/s 7 Mb | прослушано: 404 | скачано: 851 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:35 Господь Баларама приготовился к схватке с Балвалой.
Перед появлением демона посыпался крупный град, небо затянуло пылью и в воздухе распространилось зловоние. Сразу после этого злобный демон Балвала излил на жертвенную арену потоки испражнений и прочих нечистот, и тут же явился сам, потрясая огромным трезубцем. Он был громаден и чёрен как уголь. Его медно-красные волосы, борода и усы пламенели, а свирепая пасть вызывала ужас.
Увидев огромного демона, Господь Баларама призвал Свои плуг и палицу, которые тут же появились перед Ним. Демон Балвала летел по небу, и Господь Баларама, улучив мгновение, зацепил его лемехом Своего плуга, сбросил на землю и в ярости ударил палицей по голове. От удара череп демона раскололся, и оттуда хлынула кровь. Демон, который столько вредил благочестивым брахманам, с истошным воплем рухнул, подобно тому как рушится могучая красная скала, в которую ударила молния.

00:01:56 Увидев, что Балвала мёртв, учёные мудрецы и брахманы, собравшиеся в Наимишараньи, очень обрадовались и стали почтительно благодарить Балараму, вознося Ему молитвы. От всего сердца они благословили Господа, сказав, что Ему во всём будет сопутствовать удача. Затем мудрецы и брахманы совершили церемонию омовения Господа Баларамы, подобную той, которую полубоги совершают для царя Индры, когда он одерживает победу над демонами. Брахманы и мудрецы почтили Господа Балараму дарами: поднесли Ему превосходные новые одежды, украшения и гирлянду из цветов лотоса в честь Его победы. Гирлянда эта была божественно красивой и неувядающей.
После этого Господь Баларама испросил разрешения у брахманов, собравшихся в Наимишаранье, и в сопровождении других брахманов отправился на берег реки Каушики. Совершив омовение в этом святом месте, Он продолжил путь и дошёл до истоков реки Сарайю. Двигаясь вдоль берега Сарайю, Баларама вскоре достиг Праяга, где сливаются три реки – Ганга, Ямуна и Сарасвати. Здесь Он тоже совершил омовение, а затем обошёл местные храмы и, следуя предписаниям Вед, исполнил обряды поклонения полубогам, предкам и мудрецам.

00:03:36 Так постепенно Он дошёл до ашрама мудреца Пулахи, а оттуда направился к рекам Гандаки и Гомати. После этого Господь совершил омовение в реке Випаша и вскоре достиг берегов Шоны (река Шона до сих пор остаётся одной из самых больших рек в провинции Бихар). Там Он снова совершил омовение и традиционные ведические обряды. Продолжая паломничество, Господь Баларама дошёл до города Гайя, святого места, где находится знаменитый храм Вишну. Помня совет Своего отца Васудевы, Он принёс в этом храме жертву предкам. Оттуда Он продолжил путешествие до дельты Ганги, где священная Ганга впадает в Бенгальский залив. Это святое место называется Гангасагара, и каждый год в конце января там по-прежнему собирается множество святых и благочестивых людей, подобно тому как ежегодно святые люди собираются на праздник Магхамела в Праяге.
Совершив разные очистительные обряды в Гангасагаре, Господь Баларама направился к горе, которая называется Махендра Парвата, где Он встретился с Парашурамой, воплощением Господа Кришны. Выражая Ему почтение, Господь Баларама низко склонился перед Ним.
Затем Он пошёл в сторону Южной Индии и побывал на берегу Годавари, где совершил омовение и другие необходимые обряды. Через некоторое время Господь Баларама побывал и на других реках – Вене, Пампе и Бхимаратхе. На берегу реки Бхимаратхи находится мурти, именуемое Свами Карттикейя. Побывав там, Баларама направился в место паломничества Шайлапура. Шайлапура – одна из самых больших областей в провинции Махараштра. Оттуда Баларама направился в Дравида-дешу.

00:05:44 Южная Индия делится на пять частей, называемых Панча-дравида, так же как северная Индия делится на пять частей, называемых Панча-гауда. Все самые выдающиеся ачарьи нынешней эпохи: Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишну Свами и Нимбарка – появились на свет в провинциях Дравида-деши. Господь Чайтанья, однако, явился в Бенгалии, одной из пяти Гауда-деш.
Самое почитаемое место паломничества в Южной Индии, Дравиде, – это Венкатачала, или, как его обычно называют, Баладжи. Побывав там, Господь Баларама направился в Вишнуканчи, а оттуда на берега реки Кавери. По пути в Вишнуканчи Он посетил Шиваканчи. Омывшись в водах Кавери, Господь Баларама отправился в Рангакшетру. Там находится самый большой в мире храм Вишну, в этом храме поклоняются Вишну в образе Божества по имени Ранганатха. Похожий храм Ранганатхи есть и во Вриндаване. Хотя по размерам он уступает храму в Рангакшетре, он всё же самый большой из храмов Вриндавана.
Побывав в Рангакшетре, Господь Баларама через некоторое время пришёл в Мадурай, который называют Матхурой Южной Индии. Оттуда Он направился к Сетубандхе, где Господь Рамачандра построил каменный мост, соединивший Индию и Ланку (Цейлон).

00:07:21 Прибыв в это святое место, Господь Баларама раздал местным жрецам-брахманам десять тысяч коров. По ведической традиции, когда богатый человек совершает паломничество по святым местам, он дарит местным жрецам дома, коров, украшения и одежду. В век Кали люди перестали ходить в паломничество и одаривать священнослужителей. Богатые люди предали забвению ведическую культуру, и их больше не привлекают места паломничества. Жрецы-брахманы, живущие на подаяние богатых людей, тоже недостаточно хорошо выполняют свой долг и больше не помогают паломникам.
Брахманов, живущих в местах паломничества, называют пандами или пандитами. Это значит, что прежде они были очень сведущими брахманами и всегда подробно рассказывали приезжим о цели паломничества. Таким образом и паломники, и жрецы получали благо, помогая друг другу.
Из описания, приведённого в Шримад-Бхагаватам, явствует, что, совершая паломничество по святым местам, Господь Баларама неукоснительно следовал наставлениям шастр. Раздав в Сетубандхе коров, Он отправился в сторону рек Критамала и Тамрапарни. Это две знаменитые священные реки, и Господь Баларама совершил омовение в каждой из них.

00:08:41 Затем Его путь лежал к горе Малайя. Эта огромная гора – одна из семи вершин одноимённого горного кряжа. Там жил великий мудрец Агастья. Господь Баларама посетил его и в знак почтения низко склонился перед ним. Мудрец благословил Его, и Господь Баларама с его разрешения продолжил Свой путь к Индийскому океану.
На краю мыса (известного теперь как мыс Коморин) стоит большой храм богини Дурги, которую здесь знают под именем Каньякумари. В её храме некогда побывал Господь Рамачандра, из чего можно заключить, что храм на этом месте существует многие миллионы лет. Оттуда Господь Баларама пошёл в святое место Пхалгуна-тиртха, это место на берегу Индийского, или Южного, океана знаменито тем, что здесь Господь Вишну явил Себя в облике Ананты.
Из Пхалгуны-тиртхи Господь Баларама направился к Панчапсара-тиртхе. Там Он совершил омовение и все обряды, в соответствии с предписаниями Вед. Это также знаменитое святое место, связанное с Господом Вишну, поэтому Господь Баларама и там раздал десять тысяч коров местным жрецам-брахманам.

00:09:58 От мыса Коморин Господь Баларама повернул к Керале. Эта провинция до сих пор существует в Южной Индии и называется Южная Керала. Посетив Кералу, Баларама направился в Гокарна-тиртху, где испокон веков поклоняются Господу Шиве. После этого Баларама посетил храм Арьядеви, со всех сторон окружённый водой. Побывав на этом острове, Он отправился в место паломничества Шурпарака. Господь Баларама совершил омовение в реках Тапи, Пайошни и Нирвиндья и некоторое время спустя достиг леса Дандакаранья, того самого, где Господь Рамачандра жил во время Своего изгнания.
Затем Господь Баларама вышел на берег реки Нармады, самой большой реки в центральной Индии. На берегу этой священной реки находится место паломничества Махишмати-пури. Как предписано в Ведах, Господь Баларама совершил омовение и там. После этого Он вернулся в Прабхаса-тиртху, откуда начал Своё путешествие.
Когда Господь Баларама вернулся в Прабхаса-тиртху, Он услышал от брахманов, что почти все кшатрии погибли в битве на Курукшетре. Баларама почувствовал облегчение, узнав, что земля наконец освободилась от непосильного бремени. Господь Кришна и Баларама явились, чтобы избавить землю от бремени многочисленных армий, собранных честолюбивыми царями-кшатриями.

00:11:25 Таков материальный мир – не желая довольствоваться тем, что действительно необходимо для жизни, честолюбивые люди всегда хотят чего-то большего. Но законы природы, законы Бога, не дают осуществиться их греховным желаниям: начинаются войны, голод, мор и другие бедствия.
Господь Баларама узнал, что хотя кшатриев осталось совсем мало, потомки Куру всё же продолжают сражаться. Он появился на поле боя в тот день, когда Бхима вступил в поединок с Дурьодханой. Желая добра им обоим, Господь Баларама хотел их остановить, но тщетно. Увидев Господа Балараму, царь Юдхиштхира и его младшие братья, Накула и Сахадева, а также Господь Кришна и Арджуна почтительно поклонились Ему, но не произнесли ни слова. Они хранили молчание, так как знали, что Господь Баларама благоволил Дурьодхане, который учился у Него искусству боя на палицах.
Поскольку поединок между Бхимой и Дурьодханой был в самом разгаре, царь Юдхиштхира и другие подумали, что Баларама пришёл сказать что-то в защиту Дурьодханы, и потому промолчали. В присутствии многочисленных зрителей Дурьодхана и Бхима яростно бились на палицах, применяя всё своё искусство, чтобы нанести сопернику удар. В своих виртуозных попытках сразить соперника, они напоминали двух танцоров, хотя всем было ясно, что оба они кипят гневом.

00:12:54 Желая прекратить поединок, Господь Баларама обратился к ним: «Доблестные Дурьодхана и Бхимасена, Я знаю, что вы оба могучие воины, и повсюду в мире вы известны как великие герои, и всё же я думаю, что Бхимасена сильнее Дурьодханы, с другой стороны, Дурьодхана лучше владеет палицей, поэтому маловероятно, что кто-нибудь из вас победит. Я прошу вас не тратить напрасно время и прекратить бессмысленный поединок».
Господь Баларама дал Бхимасене и Дурьодхане добрый совет, потому что желал блага каждому из них. Но оба противника пылали такой ненавистью друг к другу, что думали только о своей многолетней вражде. Каждый из них стремился убить другого, и они не придали значения совету Господа Баларамы. Вспоминая взаимные обвинения и обиды, они обезумели от гнева.
Господь Баларама, предвидя исход поединка, ничего более не сказал. Он решил вернуться в Двараку.
Когда Господь Баларама появился в Двараке, Его с ликованием встретили родные и друзья во главе с царём Уграсеной и другими старейшинами. После этого Он снова посетил место паломничества Наимишаранью, где все мудрецы, святые и брахманы стоя приветствовали Его. Они поняли, что Господь Баларама отказался участвовать в войне, хотя был кшатрием. Это очень обрадовало брахманов и мудрецов, которые всегда предпочитают мирную, спокойную жизнь.

00:14:30 Они тепло обняли Балараму и предложили Ему совершить в святом месте Наимишаранья несколько жертвоприношений. В сущности, Господу Балараме не требуется совершать жертвоприношения, которые рекомендованы обычным людям. Он – Верховная Личность Бога и Сам наслаждается плодами всех жертвоприношений, стало быть, Он совершал жертвоприношения только для того, чтобы показать другим, как важно неукоснительно следовать предписаниям Вед.
Верховный Господь Баларама рассказал мудрецам и святым в Наимишаранье о том, в каких отношениях находятся живые существа и материальный космос, что представляет собой вселенная и как нужно жить в этом мире, чтобы достичь высшей ступени совершенства.
Достичь высшего совершенства – значит понять, что всё мироздание покоится на Верховной Личности Бога, что Верховный Господь, как Параматма, пребывает всюду, даже в мельчайшем атоме.
Как и полагается после окончания жертвоприношения, Господь Баларама совершил омовение авабхритха. Затем Он облачился в новые шёлковые одежды и украсил Себя драгоценностями. Окружённый родными и друзьями, Он был подобен сияющей полной луне в окружении звёзд. Господь Баларама – Личность Бога, Сам Ананта, поэтому Его нельзя постичь ни умом, ни разумом, ни органами чувств. Он пришёл на землю в облике человека и вёл себя как обыкновенный человек, чтобы исполнить Свою миссию.

00:16:03 Мы можем объяснить поступки Господа только как Его божественные игры. Никто не в состоянии даже представить себе безграничное разнообразие изумительных деяний Господа, ибо Он всемогущ. Господь Баларама – изначальный Вишну, поэтому любой, кто утром и вечером вспоминает лилы Господа Баларамы, непременно станет великим преданным Верховной Личности Бога и ему во всём будет сопутствовать удача.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава семьдесят девятая «Освобождение Балвалы и паломничество Господа Баларамы по святым местам».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 18 July 2018