Глава 56. История драгоценного камня Сьямантака
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:23 Одной из земель, подчинённых Дварака-дхаме, правил царь по имени Сатраджит. Он был ревностным почитателем бога солнца и в награду за свою преданность получил от него драгоценный камень – Сьямантака. Этот камень стал причиной размолвки между царём Сатраджитом и Ядавами.
Позже, когда Сатраджит добровольно отдал Кришне свою дочь Сатьябхаму, вместе с драгоценным камнем Сьямантака, всё уладилось. Благодаря камню Сьямантака не только Сатьябхама, но и Джамбавати – дочь Джамбавана – вышла замуж за Кришну. Эти два брака были заключены до рождения Прадьюмны, описанного в предыдущей главе.
В этой главе рассказывается о том, как царь Сатраджит оскорбил Ядавов и как он впоследствии одумался и отдал Кришне свою дочь, а также камень Сьямантака.
00:01:22 Царь Сатраджит был очень предан богу солнца, и постепенно между ними завязалась тесная дружба. Довольный Сатраджитом, бог солнца подарил ему чудесный камень – Сьямантака. Когда Сатраджит надевал медальон с этим камнем, он выглядел как второй бог солнца.
Однажды с этим медальоном Сатраджит вошёл в Двараку, и жители подумали, что сам бог солнца посетил их город, чтобы увидеться с Кришной. Они знали, что Кришна – Верховный Господь и к Нему иногда приходят полубоги. Поэтому, когда Сатраджит явился в Двараку, все кроме Кришны приняли его за бога солнца. Хотя Сатраджит был известен каждому, ослепительное сияние камня Сьямантака мешало горожанам узнать его. Некоторые знатные жители Двараки тотчас отправились к Кришне, чтобы известить Его о прибытии бога солнца. В это время Кришна играл в шахматы. Обращаясь к Нему, один знатный горожанин сказал:
«Дорогой Господь Нараяна, Ты Верховная Личность Бога. В образе всемогущего Нараяны, или Вишну, Ты держишь в четырёх руках раковину, диск, булаву и лотос. Ты истинный владелец всего сущего. Ты Верховный Господь, Нараяна, и всё же Ты низошёл во Вриндаван, став сыном Яшодаматы. Ты позволил ей связать Себя верёвкой, и с тех пор Ты славишься под именем Дамодара».
00:02:52 Жители Двараки считали Кришну Верховной Личностью Бога, Нараяной, и позднее то же самое утверждал великий Шанкарачарья, основатель школы философов-майявади. Шанкарачарья учил, что Бог безличен, но при этом не отвергал Его личностную форму.
В материальном мире всё, имеющее форму, создаётся, какое-то время существует и уничтожается, но тело Верховной Личности Бога, Нараяны, нематериально и потому не подвластно законам этого мира. Чтобы убедить не слишком разумных людей, которые принимают Кришну за обыкновенного человека, Шанкарачарья говорил, что Бог безличен. Это означает, что Бог не является материально обусловленной личностью, Он трансцедентальная личность, и Его тело нематериально.
Жители Двараки называли Господа Кришну не только Дамодарой, но и Говиндой, потому что Он с большой любовью относится к коровам и телятам. А чтобы указать на свою тесную связь с Кришной, они называли Его Ядунанданой, поскольку Он был сыном Васудевы и принадлежал к династии Яду. В заключение жители Двараки обратились к Кришне как к верховному повелителю вселенной. Они называли Кришну разными именами, гордясь тем, что живут в Двараке и могут видеть Его каждый день.
00:04:17 Когда Сатраджит вошёл в Двараку, все горожане преисполнились гордости от сознания того, что к Кришне приходят даже полубоги, хотя Он живёт в Двараке словно обычный человек. Они сообщили Господу Кришне, что к Нему направляется бог солнца, излучающий ослепительное сияние. Для жителей Двараки появление бога солнца в их городе не было таким уж удивительным событием, ибо все обитатели вселенной, искавшие встречи с Верховной Личностью Бога, знали, что Господь родился в династии Яду и живёт в Двараке как один из Ядавов. Жители Двараки были очень рады этому.
Услышав речи Своих подданных, Кришна, вездесущий Верховный Господь, улыбнулся. Довольный жителями Двараки, Он сообщил им, что тот, кого они называют богом солнца, в действительности царь Сатраджит, явившийся в Двараку для того, чтобы показать своё сокровище – драгоценный камень, подаренный богом солнца.
Сатраджит, однако, не пошёл к Кришне, он был целиком поглощён мыслями о драгоценном камне. Он поместил камень в храме и пригласил брахманов, чтобы они поклонялись Сьямантаке.
00:05:30 Это пример того, как неразумный человек обожествляет материальный предмет. В Бхагавад-гите сказано, что неразумные люди поклоняются полубогам, сотворённым в этой вселенной, потому что хотят как можно скорее насладиться плодами своих трудов. Человека, который ищет удовольствий в материальном мире, называют материалистом.
Впоследствии Кришна попросил у царя Сатраджита драгоценный камень, но тот не отдал его, он хотел поклоняться этому камню в храме. Да и кто бы не стал поклоняться этому драгоценному камню? Камень Сьямантака обладал таким могуществом, что каждый день производил огромное количество золота. Есть специальные ведические меры веса, которыми измеряется золото, в частности, бхара. Одна бхара равна примерно девяти килограммам, а один муунт – тридцати пяти. Камень Сьямантака создавал более семидесяти килограммов золота ежедневно. Кроме того в ведических писаниях сказано, что там, где поклоняются камню Сьямантака, не будет ни голода, ни мора, ни других несчастий.
Господь Кришна хотел показать миру, что всё лучшее нужно отдавать правителю страны, и потому предложил Сатраджиту подарить драгоценный камень царю Уграсене – деду Кришны и повелителю многих царских родов. При этом Кришна сослался на то, что всё лучшее следует преподносить царю, но Сатраджит, поклонявшийся полубогам, стал очень материалистичным и вместо того, чтобы исполнить просьбу Кришны, решил, что будет разумнее поклоняться камню Сьямантака и получать каждый день более семидесяти килограммов золота.
00:07:20 Людей материалистичных и к тому же владеющих большим количеством золота, не интересует сознание Кришны. Поэтому иногда, если Кришна хочет явить им особую милость – Он забирает у них все материальные богатства и делает их великими преданными.
Итак, Сатраджит отказался исполнить просьбу Кришны и не отдал драгоценный камень.
Некоторое время спустя младший брат Сатраджита – Прасена, желая похвалиться богатством семьи, взял камень и, повесив его на шею, верхом на лошади отправился в лес. Когда он, демонстрируя своё богатство, разъезжал по лесу, на него напал огромный лев. Убив Прасену и его лошадь, лев унёс камень с собой в пещеру.
Слух об этом дошёл до царя медведей Джамбавана. Он убил льва в его пещере и забрал драгоценный камень. Ещё со времён Рамачандры Джамбаван был великим преданным Господа, поэтому он взял камень не как вещь, в которой очень нуждался, а как игрушку для своего маленького сына.
00:08:34 Сатраджит был очень расстроен тем, что его младший брат Прасена не вернулся из леса. Он не знал, что его брата растерзал лев, которого впоследствии убил Джамбаван. Сатраджит решил, что это Кришна, желая завладеть камнем Сьямантака, силой отнял его у Прасены и лишил того жизни. Это подозрение переросло в слух, который Сатраджит разнёс по всей Двараке.
Слух о том, что Кришна убил Прасену и забрал драгоценный камень, распространился повсюду с быстротой лесного пожара. Кришне не понравилось, что Его оклеветали, поэтому Он решил поехать в лес и разыскать драгоценный камень Сьямантака.
В сопровождении нескольких знатных горожан Кришна отправился на поиски Прасены и нашёл его тело, растерзанное львом. Вскоре Он отыскал и льва, убитого Джамбаваном, или, как его ещё называют, Рикшей. Было очевидно, что Рикша убил льва голыми руками, без всякого оружия. Затем Кришна и сопровождавшие его жители Двараки обнаружили в лесу широкий подземный ход, который, как говорили, вёл к дому Рикши. Кришна знал, что Его спутники побоятся войти туда. Поэтому Он велел им оставаться снаружи, а Сам спустился в этот ход, чтобы найти Рикшу, Джамбавана.
00:10:03 Вступив в тёмное подземелье, Кришна увидел там сына Рикши, игравшего с драгоценным камнем. Желая забрать у него камень, Кришна подошёл и остановился перед ним. Когда нянька малыша увидела перед собой Кришну, она испугалась, что Он отберёт драгоценный камень, и громко закричала.
На крики няньки прибежал разгневанный Джамбаван. На самом деле Джамбаван был великим преданным Кришны, но в гневе он не узнал своего господина и принял Его за обычного человека.
В этой связи на ум приходит стих из Бхагавад-гиты, в котором Господь советует Арджуне освободиться от гнева, жадности и вожделения, чтобы затем достичь духовного совершенства. Вожделение, гнев и жадность соседствуют в сердце человека и мешают ему продвигаться по духовному пути.
Не узнав своего повелителя, Джамбаван вызвал Его на бой. Они вступили в жестокую схватку и бились друг с другом, как два грифа, которые, завидев падаль, бросаются на неё и яростно дерутся за добычу. Сначала Кришна и Джамбаван взяли в руки оружие, потом камни, потом могучие деревья, а затем сошлись в рукопашной. Перейдя наконец на кулачный бой, они наносили друг другу сокрушительные удары, подобные ударам молнии, и каждый надеялся на победу. Они бились без перерыва день и ночь в течение двадцати восьми суток.
00:11:39 Хотя Джамбаван в то время был самым сильным существом в мире, от ударов Шри Кришны, градом сыпавшихся на него, силы его совсем иссякли, и члены его ослабели. Изнемождённый, покрытый потом, Джамбаван недоумевал. Кто его соперник, так яростно сражающийся с ним? Джамбаван прекрасно знал, что обладает сверхчеловеческой силой, и, почувствовав усталость в бою, понял, что его соперник Кришна, никто иной, как почитаемый им Господь, Верховная Личность Бога.
Для преданных Господа этот случай имеет особое значение. Вначале Джамбаван не мог понять, кто такой Кришна, ибо его взор затмевали материальные привязанности. Он был привязан к своему сыну и к драгоценному камню Сьямантака. Джамбаван не хотел отдавать этот камень и разгневался, когда Кришна пришёл забрать его. Тот, чьё сознание находится на материальном уровне, может обладать очень сильным телом, но это не помогает ему постичь Кришну.
00:12:46 Желая позабавиться, Кришна вступил в поединок со Своим преданным. Как сказано в Шримад-Бхагаватам, Верховный Господь обладает всеми свойствами и наклонностями, присущими человеку. Иногда, забавы ради, Он желает вступить с кем-нибудь в единоборство и показать Свою силу. Тогда Он выбирает одного из Своих преданных, который помогает Ему испытать это удовольствие. Кришна хотел насладиться поединком с Джамбаваном, но ярость Его была притворной. И хотя Джамбаван от рождения был преданным, он даже не догадывался, что его соперник и есть Кришна, пока служил Ему, проявляя свою силу. Когда же Кришна вдоволь насладился поединком, Джамбаван понял, что перед ним никто иной, как Сам Верховный Господь. Это значит, что Джамбаван сумел узнать Кришну благодаря своему служению, ибо Кришне можно угодить даже сражаясь с Ним.
Обращаясь к Господу, Джамбаван сказал: «О возлюбленный Господь, теперь я понимаю, кто Ты. Ты Верховная Личность Бога, Господь Вишну, источник силы, богатства, славы, красоты, мудрости и самоотречения каждого».
Эти слова Джамбавана находят своё подтверждение в «Веданта-сутре», где Верховный Господь провозглашается источником всего сущего. Джамбаван признал Господа Кришну Верховной Личностью, Господом Вишну. Он сказал: «О Господь, Ты творец всех творцов во вселенной».
00:14:26 Это изречение весьма поучительно для обычных людей, которые всегда восхищаются достижениями, какого-нибудь человека с недюжинным умом. Обычных людей поражают изобретения гениального ученого, но из слов Джамбавана явствует, что, хотя учёные могут создать много удивительного, их самих сотворил Кришна. Кришна создаёт не одного, а миллиарды учёных во вселенной.
Джамбаван продолжал: «Ты создатель не только творцов, но и материальных первоэлементов, которыми пользуются так называемые творцы».
Учёные творят свои чудеса, используя первоэлементы и законы материальной природы, но всё это создано Кришной. Таково истинно научное понимание вещей. Неразумные люди не задумываются над тем, кто создал мозг учёного, они видят лишь его чудесные изобретения.
«О Господь, – продолжал Джамбаван, – время, соединяющее все материальные первоэлементы, – также Твой представитель. Ты верховное время, в котором создаётся, существует и в конце концов уничтожается материальный мир. Помимо материальных первоэлементов и времени, есть ещё те, кто пользуется ими, равно как и всеми благами сотворённого мира, и эти живые существа – Твои частицы. Поэтому живое существо не является независимым творцом.
00:15:57 О Господь, должным образом изучив всё это, мы увидим, что Ты Верховный Властелин и Повелитель всего. Я знаю, что Ты тот же Верховный Бог, которого я почитаю как Господа Рамачандру.
Когда мой Господь Рамачандра захотел построить мост через океан, я своими глазами видел, как океан взволновался от одного лишь взгляда Господа, а вместе с океаном встревожились и все его обитатели: киты, аллигаторы и рыбы тимингилы (рыба тимингила, живущая в океане, способна проглотить целого кита). Тогда океану пришлось расступиться, чтобы Господь Рамачандра мог пересечь его и достичь острова Ланка (сейчас этот остров называется Цейлон. О том, что Господь Рамачандра построил мост через океан, от мыса Каморин до Цейлона, и сегодня известно каждому). Построив этот мост, Ты предал огню царство Раваны.
В битве с Раваной, Ты Своими острыми стрелами рассёк на куски его тело и головы его попадали на землю. Теперь я понимаю, что Ты никто иной, как мой Господь Рамачандра. Никто кроме Тебя не обладает такой несокрушимой силой, и никто кроме Тебя не мог бы одолеть меня в поединке».
00:17:28 Довольный молитвами Джамбавана, Господь Кришна, чтобы успокоить его боль, стал растирать его тело Своей нежной, как лотос, рукой, и Джамбаван тотчас почувствовал облегчение, усталость после жестокой схватки прошла.
Затем, обращаясь к Джамбавану, Господь Кришна назвал его царём, поскольку, убив голыми руками льва, Джамбаван доказал, что именно он, а не лев, истинный царь леса.
Кришна сообщил Джамбавану, что Он пришёл за камнем Сьямантака, потому что с тех пор, как этот камень пропал, глупцы порочат Его доброе имя. Кришна откровенно сказал, что пришёл просить у Джамбавана этот камень, чтобы разоблачить клевету. Джамбаван всё понял и, желая угодить Господу, не раздумывая вручил Ему не только камень Сьямантака, но и свою дочь Джамбавати, которая была на выданье.
Так в горной пещере Джамбавати была отдана Кришне в жёны, и Он получил драгоценный камень Сьямантака.
Битва между Кришной и Джамбаваном продолжалась двадцать восемь дней, но жители Двараки, сопровождавшие Кришну, ждали Его у входа в пещеру только в течение двенадцати дней. После этого они решили, что случилась беда. Не зная точно, что произошло, расстроенные и усталые, они возвратились в Двараку.
00:18:58 Все члены семьи Кришны: Его мать Деваки, Его отец Васудева, первая из Его жён Рукмини, а также остальные родственники и обитатели дворца – были убиты горем, когда жители Двараки вернулись в город без Кришны. Они всем сердцем любили Кришну и потому стали проклинать Сатраджита, ведь именно он был причиной Его исчезновения.
Все отправились в храм богини Чандрабхаги и стали молиться о возвращении Кришны. Довольная их молитвами, богиня тотчас даровала им своё благословение. В тот же миг там появился Кришна со Своей новой женой Джамбавати, и родственники Кришны вместе со всеми обитателями Двараки возликовали. Они радовались, как радуются возвращению близких из царства мёртвых.
Сначала родственники решили, что сражение с Джамбаваном оказалось для Кришны роковым, и почти потеряли надежду на Его возвращение, но как только они увидели, что Кришна вернулся, и не один, а с новой женой – Джамбавати, они тут же устроили большой праздник.
00:20:10 После этого царь Уграсена созвал к себе царей и старейшин. Он пригласил в это собрание и Сатраджита. В присутствии всех Кришна рассказал о том, как он получил от Джамбавана драгоценный камень Сьямантака. Теперь Кришна хотел вернуть его Сатраджиту. Сатраджит, однако, устыдился того, что оклеветал Кришну. Он молча взял у Него камень. Понурив голову и не произнеся ни слова, он покинул собрание и отправился домой с драгоценным камнем в руках.
Сатраджит стал думать, как искупить великий грех, который он совершил, оклеветав Кришну. Он сознавал, что нанёс Кришне тяжкое оскорбление и должен найти средство вновь заслужить Его благосклонность. Царь Сатраджит стремился избавиться от беспокойства, причиной которого была его глупая привязанность к материальной вещи – драгоценному камню Сьямантака. Искренне сожалея о том, что нанёс Кришне оскорбление, Сатраджит хотел загладить свою вину. Тогда Кришна, пребывающий в его сердце, наделил его разумом, и Сатраджит решил отдать Ему этот драгоценный камень, да ещё свою красавицу-дочь Сатьябхаму. Другого способа загладить свой проступок у него не было, поэтому Сатраджит всё подготовил к свадьбе Кришны и Сатьябхамы. Он отдал в дар Верховному Господу драгоценный камень и дочь.
00:21:42 Сатьябхама была так прекрасна и добродетельна, что многие царевичи просили её руки, но Сатраджит выжидал, желая найти самого достойного зятя. По милости Кришны он решил отдать свою дочь Ему в жёны.
Довольный Сатраджитом, Господь Кришна сказал ему, что не нуждается в камне: «Лучше пусть он будет в храме, как прежде, и приносит пользу всем нам. Благодаря тому, что в Двараке будет находиться этот камень, её жителям не придётся страдать ни от голода, ни от болезней, ни от лютого холода или палящего зноя».
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава пятьдесят шестая «История драгоценного камня Сьямантака».