Глава 70. Ежедневные занятия Господа Кришны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:25 Ведические мантры гласят, что Верховному Господу ничего не нужно делать: на тасья карйам каранам чавидйате. Но если это так, то можем ли мы говорить о Его деяниях?
Из предшествующей главы явствует, что никто не способен делать то, что делает Господь Кришна. Мы должны твёрдо усвоить – нужно следовать примеру Господа, но нельзя подражать Его деяниям. Так, мы можем следовать примеру, который Кришна показал в Своей семейной жизни, но никто из нас не способен, как Кришна, явиться во множестве образов. Поэтому мы должны всегда помнить о том, что, даже играя роль обычного человека, Господь Кришна оставался Верховной Личностью Бога. Мы можем следовать примеру, который Кришна явил в отношениях со Своими жёнами, но не можем, как Он, общаться одновременно с тысячами жён. Таким образом, чтобы стать идеальным семьянином, нужно следовать примеру Господа Кришны: так же безукоризненно, как Он, выполняя свои повседневные обязанности, а не слепо подражая Его действиям. Человек не может подражать Ему ни на каком этапе своего развития.
00:01:40 Господь Кришна обычно ложился спать со Своими жёнами, но вставал очень рано, за три часа до рассвета. Природа устроила так, что крик петуха возвещает о наступлении брахма-мухурты. Никакой будильник не нужен: как только пропоёт петух, это значит, что пришло время вставать. Услышав крик петуха, Кришна поднимался с постели, хотя Его жёнам это совсем не нравилось. Жены Кришны были очень привязаны к Нему и наслаждались, лёжа в Его объятиях, поэтому, когда раздавался крик петуха, они так огорчались, что проклинали его.
Дворец каждой царицы был окружён садом, где росли цветы Париджата. Париджата – это не искусственный цветок. Как мы помним, Кришна принёс деревья Париджата из рая и посадил их в дворцовых садах. Ранним утром лёгкий ветерок доносил аромат цветов Париджата в дворцовые покои, и Кришна с радостью вдыхал его, сразу после того как вставал с постели. Опьянённые этим ароматом пчёлы начинали жужжать, а птицы нежно щебетали. Казалось, что эти звуки сливались в один хвалебный гимн Кришне, какие обычно исполняли придворные музыканты и певцы.
00:03:02 Хотя Шримати Рукминидеви, главная среди жён Господа Кришны, знала, что брахма-мухурта – самое благоприятное время суток, она совсем не радовалась его наступлению, потому что в эту пору Кришна оставлял её ложе. Но как бы ни досадовала Шримати Рукминидеви, с наступлением брахма-мухурты Господь Кришна немедленно вставал с постели.
Тот, кто хочет стать идеальным семьянином, должен, следуя примеру Господа Кришны, вставать рано утром, как бы приятно ему не было почивать в объятиях своей жены.
Поднявшись, Господь Кришна полоскал рот, мыл руки и ноги, а затем садился и начинал медитировать на Самого Себя. Однако это не означает, что и нам нужно медитировать на самих себя. Мы должны медитировать на Кришну, Радху-Кришну – вот истинная медитация. Кришна, который просыпался в Двараке, был Самим Кришной, и Своим примером Он учил нас, как в брахма-мухурту нужно погружаться в медитацию на Радху-Кришну. Такая медитация приносила Кришне большое удовольствие, и мы тоже сможем испытать духовное удовлетворение, если посвятим брахма-мухурту медитации на Радху и Кришну, и будем вспоминать о том, как вели себя Шри Рукминидеви и Кришна, являя идеал супружеских отношений – Они учили людей вставать рано утром и сразу погружаться в сознание Кришны.
00:04:32 Медитация на вечный образ Радхи-Кришны неотлична от повторения Маха-мантры Харе Кришна. Кришна мог медитировать только на Самого Себя, у Него не было выбора. Объектом медитации может быть Брахман, Параматма или Верховная Личность Бога, но все Они – суть Кришна. Он – Верховная Личность Бога, Бхагаван. Параматма, или Господь в сердце, – это Его всемогущая частичная экспансия, а всепроникающее сияние Брахмана – лучи, исходящие от Его трансцендентного тела. Поэтому Кришна – единый и неделимый Господь. В этом разница между обычным живым существом и Кришной.
Про обычные живые существа нельзя сказать, что они едины и неделимы. Обычное живое существо отлично от своего тела, и один вид живых существ отличается от другого. Человек отличен от других людей и от животных. Даже его собственное тело состоит из разных частей, отличных друг от друга. У нас есть руки и ноги, однако наши руки отличаются от ног. Рука не может действовать как нога, и наоборот. Уши могут слышать, глаза – нет, но глаза могут видеть, а уши – нет. В ведической литературе подобные разграничения называются сваджатийа виджатийа. Для Верховного Господа не существует таких ограничений, когда одна часть тела не может действовать как другая. Между Его телом и Им Самим нет разницы. Он всецело духовен, поэтому Его тело неотлично от Его души. Кроме того, Он неотличен от миллионов Своих воплощений и полных экспансий.
00:06:17 Первая экспансия Кришны – Баладева, от которого исходят Санкаршана, Васудева, Прадьюмна и Анируддха. Санкаршана даёт начало Нараяне, а от Нараяны исходит ещё одна четверная экспансия: Санкаршана, Васудева, Прадьюмна и Анируддха. Экспансиям Кришны нет числа, но все они суть одно. Кришна принимает облики Господа Нрисимхи, Господа Вепря, Господа Рыбы и Господа Черепахи, однако воплощения Кришны в образе гигантских животных неотличны от изначального двурукого Кришны, облик которого подобен человеческому.
Точно так же нет разницы между функциями частей Его тела. Руки Господа могут действовать как ноги, глаза как уши, а нос как любая другая часть тела. Нет разницы между тем, как Кришна ощущает запахи, ест или слышит. Мы, ограниченные живые существа, пользуемся определённой частью тела для определённой цели, но Кришна не обязан этого делать. В «Брахма-самхите» говорится: ангани йасйа сакалендрийа вритти манти – любая часть тела Кришны может выполнять функции любой другой части.
00:07:32 Из описаний Кришны и Его качеств явствует, что Он – совершенное Целое, поэтому, когда Кришна погружается в медитацию, Он медитирует на Самого Себя, но когда обычный человек медитирует на самого себя, что на санскрите называется сохам, – это не более чем подражание. Кришна может медитировать на Себя, поскольку Он – совершенное Целое, но мы не должны подражать Ему и медитировать на самих себя. Наше тело – это лишь оболочка нашей души, навязанная нам. Тело же Кришны не является оболочкой, тело Кришны – это также Кришна. В Кришне нет ничего чуждого Ему: всё, что есть в Кришне, является Самим Кришной, поэтому Он – высочайшее, нетленное, совершенное бытие, или Высшая Истина.
Бытие Кришны не является относительным. Всё, кроме Кришны, – относительная истина, но Кришна – это Высшая Абсолютная Истина. Бытие Кришны не зависит ни от чего, кроме Самого Кришны, тогда как наше бытие – относительно. Например, мы способны видеть только при свете солнца, луны или электрических ламп, значит, наша способность видеть относительна, как относителен свет солнца, луны и электрической лампы. Все они считаются источниками света только потому, что мы видим их таковыми, но Кришне не свойственны зависимость и относительность. В Своих деяниях Он не зависит от одобрения или помощи других. Он находится по ту сторону бытия, ограниченного временем и пространством, поэтому над Ним не властна иллюзия, создаваемая ограниченной в своих действиях майей.
00:09:20 В Ведах сказано, что Верховный Господь обладает многообразными энергиями. Поскольку все эти энергии исходят от Него, они неотличны от Господа. И всё же некоторые философы утверждают, что когда Кришна приходит в материальный мир, Он получает материальное тело. Даже если согласиться с этим утверждением, следует также признать и то, что тело Кришны действует не как материальное тело, поскольку материальная энергия неотлична от Кришны. В связи с этим в Бхагавад-гите сказано, что Господь является в этот мир с помощью Своей внутренней энергии, атма-майи.
Кришну называют Верховным Брахманом, так как Он – причина сотворения, сохранения и разрушения материального мира. Господь Брахма, Господь Вишну и Господь Шива – это воплощения Кришны, которые повелевают гунами созидания, сохранения и разрушения. Эти гуны воздействуют на обусловленную душу, но Кришна не подвержен их влиянию, потому что гуны одновременно отличны и неотличны от Него. Кришна – сач-чид-ананда-виграха, как сказано в «Брахма-самхите». Его тело вечно, исполнено блаженства и знания, и поскольку Кришна непостижимо велик, Его называют Верховным Брахманом. Медитируя на Брахман, Параматму или Бхагавана, Кришна медитирует на Самого Себя, а не на что-то запредельное Ему. Но обычные живые существа не должны подражать Ему и пытаться медитировать на самих себя.
00:10:59 Каждое утро, закончив медитацию, Господь совершал омовение в чистой освящённой воде. Затем Он надевал свежие одежды, набрасывал на Себя чадар и приступал к ежедневным религиозным обрядам. Первым из многочисленных религиозных обрядов было возжигание жертвенного огня и беззвучное чтение мантры Гаятри. Кришна, будучи идеальным семьянином, строго исполнял все религиозные обязанности, предписываемые семейным людям. На рассвете Он возносил особые молитвы богу солнца.
Согласно Ведам бог солнца и другие полубоги – это различные части тела Господа Кришны, и долг семейного человека – почитать полубогов, великих мудрецов и предков. Как сказано в Бхагавад-гите, у Господа нет обязанностей в этом мире, однако Он действует подобно обычному человеку и Своей жизнью являет пример другим.
Господь почитал полубогов, строго следуя предписаниям Вед. Действия, которые предписаны Ведами и связаны с поклонением полубогам и предкам, называются тарпана, что значит «радующие».
00:12:13 Предки могут получить тело на другой планете, но если их потомок совершает тарпану, они будут счастливы всюду. Долг семейного человека – приносить родным радость и счастье, и, выполняя тарпану, он делает счастливыми даже своих предков. Как образцовый домохозяин, Господь Шри Кришна выполнял тарпану и выражал почтение старшим по возрасту и положению членам Своей семьи.
Следующей обязанностью Господа Кришны было раздавать коров брахманам. Каждый день Господь Кришна отдавал в дар брахманам многочисленные стада, по 13 084 коровы в каждом. Все коровы были украшены шёлковыми тканями и жемчужными ожерельями, рога их были позолочены, а копыта посеребрены. Все они были спокойными и покорными, и вымя у каждой полнилось молоком, потому что с ними были их телята-первенцы. Помимо коров каждому из брахманов давали красивые одежды, а также оленью шкуру и вдоволь семян кунжута. Господь известен как го брахмана хитайа ча, поскольку Он первым делом заботится о благе коров и брахманов. Итак, Он каждый день раздавал брахманам богато украшенных коров и другие дары.
00:13:36 Затем Господь, желая добра всем живым существам, дотрагивался до различных предметов, приносящих благополучие: молока, мёда, гхи (топлёного масла), золота, драгоценных камней и огня. Хотя Господь, обладая идеально сложенным божественным телом, Сам по Себе необычайно красив, Он каждое утро облачался в одежды из жёлтого шёлка, умащал Себя сандалом, надевал ожерелье с камнем Каустубха, гирлянду из цветов и разные украшения. На божественном теле Господа они становились ещё прекраснее.
Одевшись, Кришна бросал взгляд на мраморные изваяния коровы и телёнка и отправлялся в храмы Верховного Господа или полубогов, таких как Господь Шива.
Ежедневно, до утренней трапезы, к Господу приходило много брахманов. Они горели желанием увидеть Его, и Он сердечно приветствовал их.
Следующей обязанностью Кришны было заботиться о том, чтобы люди разных сословий, живущие в городе и в самом дворце, были довольны и счастливы. Для этого Он исполнял их желания, и когда видел, что они счастливы, Он тоже был очень доволен. Поднесённые Ему гирлянды из цветов, орехи бетеля, сандаловую пасту и душистые масла, Господь раздавал брахманам и старшим членам семьи, затем царицам и Своим советникам, и только если что-то оставалось, Он брал это Себе.
00:15:09 К тому времени, когда Господь заканчивал выполнять все эти обязанности, Его возничий Дарука подъезжал ко дворцу на роскошной колеснице. Сложив ладони, он представал перед Господом, давая понять, что колесница подана. Тогда Господь выходил из дворца, и в сопровождении Уддхавы и Сатьяки отправлялся в путь, подобно тому как бог солнца выезжает утром на колеснице, освещая своими лучами весь мир. Когда Кришна покидал дворцы, все Его жёны с любовью смотрели Ему вслед и махали Ему на прощание. Господь улыбался в ответ, и улыбка Его была такой притягательной, что их сердца сжимались от боли разлуки.
Затем Господь отправлялся во дворец собраний Судхарма. Напомним, что этот дворец был принесён на землю с райских планет и установлен в Двараке. Он обладал одним чудесным свойством – всякий, кто входил в него, освобождался от мук, вызываемых голодом, жаждой, скорбью, иллюзией, старостью и смертью. Эти шесть кнутов стегают всех, кто ведёт материальное существование, но пока человек оставался во дворце собраний Судхарма, он был недосягаем для них. Одновременно попрощавшись с обитателями всех шестнадцати тысяч дворцов, Господь снова становился одним и вступал во дворец собраний Судхарма, сопровождаемый другими Ядавами.
00:16:40 Войдя во дворец собраний, Он садился на царский трон, озаряя всё вокруг божественным сиянием. Окружённый великими героями из рода Яду, Кришна был похож на полную луну, сияющую среди сонма звёзд.
Как только Господь усаживался на трон, шуты, танцоры, музыканты и танцовщицы начинали свои выступления, чтобы доставить Господу удовольствие и развеселить Его. Сначала шуты веселили Господа и Его спутников своими шутками, с утра поднимая всем настроение. Затем своё искусство показывали драматические актёры, а после них выходили танцовщицы. Представление сопровождалось мелодичными звуками барабанов, мриданг, вин, флейт, колокольчиков и барабанов-мураджа. Их дополняли очищающие звуки раковин. Искусные певцы, суты или магадхи, пели, а танцоры танцевали. Все эти слуги Господа своим искусством возносили хвалу Верховной Личности Бога.
Иногда учёные брахманы, присутствовавшие в собрании, исполняли ведические гимны и, насколько им позволяли знания, разъясняли их смысл. Некоторые из брахманов пересказывали древние исторические повествования о деяниях великих царей. Господу и Его приближённым очень нравилось слушать их рассказы.
00:18:06 Однажды у входа во дворец собраний появился никому неизвестный человек. Привратникам было приказано доставить его к Господу Кришне. С разрешения Господа незнакомца допустили в собрание. Представ перед Господом, он молитвенно сложил ладони и низко поклонился. Случилось так, что когда царь Джарасандха завоёвывал другие страны, многие цари не склонили перед ним головы, и тогда все они, числом в двадцать тысяч, были захвачены в плен. Человек, которого стражи доставили к Господу Кришне, был посланцем пленённых царей. Когда его представили Господу, он передал Ему их слова.
Послание царей гласило: «О возлюбленный Господь, Твоё вечное тело исполнено божественного знания и блаженства. Поэтому люди, поглощённые материальным, не способны описать Тебя словами или постичь умом. Даже тем, кто безраздельно предан Твоим лотосным стопам, известна лишь малая доля Твоего величия, и только по Твоей милости они могут освободиться от всех материальных тревог.
О Господь, мы не принадлежим к числу тех душ, которые целиком вручили себя Тебе, мы по-прежнему находимся во власти иллюзии и двойственности материального бытия. Поэтому боясь остаться в круговороте рождений и смертей, мы спешим укрыться у Твоих лотосных стоп.
00:19:37 О Господь, мы думаем, что на свете много живых существ, которые, подобно нам, навечно погрязли в кармической деятельности и её последствиях. Они не желают следовать Твоим наставлениям и заниматься преданным служением несмотря на то, что оно несёт всем благо и радует сердце. Они отвергают путь сознания Кришны и блуждают по трём мирам, влекомые иллюзорной энергией материального бытия.
О возлюбленный Господь, кто способен постичь Твою милость и Твои чудесные деяния? Ты всегда пребываешь в облике неодолимого времени, которое не позволяет сбившимся с пути и отчаявшимся материалистам осуществить свои бесчисленные желания. Поэтому мы приносим поклоны Тебе, о Господь, присутствующий в образе вечного времени.
О Всевышний, Ты, властелин всех миров, теперь явился на землю, и вместе с Тобой пришёл Господь Баларама – Твоя полная экспансия. В писаниях сказано, что Ты приходишь в этот мир, чтобы защитить всех, кто предан Тебе и уничтожить безбожников и злодеев. Как же злодей Джарасандха смог, вопреки Твоей воле, обречь нас на столь ужасные муки? Мы не понимаем, что всё это значит и как такое могло произойти. Быть может, Джарасандха избран для того, чтобы причинить нам эти муки за наши прошлые грехи, однако мы знаем из богооткровенных писаний, что тот, кто предался Твоим лотосным стопам, немедленно избавляется от последствий своих греховных поступков. Поэтому мы спешим целиком предаться Тебе, чтобы найти прибежище у Твоих стоп, и надеемся, что Ты возьмёшь нас под Свою защиту.
00:21:27 Теперь наконец мы поняли, в чём истинное предназначение нашей жизни. Царский венец – всего лишь награда за наши прошлые благие дела, так же как нестерпимые муки в плену у Джарасандхи – плоды наших грехов. Теперь мы понимаем, что плоды наших благих и греховных дел преходящи, и что нам никогда не быть счастливыми в обусловленной жизни. Материальное тело даётся гунами материальной природы, и любой, кто получает его, испытывает множество беспокойств. Жить в материальном мире – значит нести на себе бремя этого мёртвого тела.
Поглощённые кармической деятельностью, мы превратились во вьючных животных, рабов своих тел. Так обусловленная жизнь заставила нас отказаться от исполненной блаженства жизни в сознании Кришны. Теперь мы понимаем, что мы глупейшие из глупцов. Из-за своего невежества мы запутались в сетях материальной деятельности и её последствий. Поэтому мы спешим укрыться под сенью Твоих лотосных стоп, которые тотчас избавят нас от всех последствий кармической деятельности и очистят от скверны материальных страданий и удовольствий.
О Господь, отныне мы – покорные Тебе души, которые ищут прибежище у Твоих лотосных стоп. В Твоих силах освободить нас от пут кармической деятельности, олицетворением которых стал Джарасандха.
00:23:00 О Господь, Ты знаешь, что Джарасандха силён, как десять тысяч слонов, и, воспользовавшись своей силой, он пленил нас, подобно тому как лев парализует страхом целое стадо овец. О возлюбленный Господь, Ты восемнадцать раз подряд сражался с Джарасандхой, и семнадцать раз Ты побеждал, совладав с Его необычайной силой, но в восемнадцатой схватке Ты повёл Себя как обычный человек и, казалось, потерпел поражение. О Господь, мы прекрасно знаем, что Джарасандха не способен одолеть Тебя, ибо Твоё могущество, сила, богатство и власть безграничны: никто не может сравниться с Тобой или превзойти Тебя. Твоё мнимое поражение в восемнадцатой схватке с Джарасандхой стало возможным лишь потому, что Ты повёл Себя как обычный человек. К сожалению, глупый Джарасандха не понял Твоей уловки и с тех пор возгордился своей материальной властью и могуществом, и он взял нас в плен, хорошо зная, что мы Твои преданные, послушные Твоей власти».
В заключение посланец сказал: «О Господь, я поведал Тебе о горькой участи этих царей. Ты волен обдумать услышанное и поступать, как пожелаешь. Как посланец и представитель этих царей, я передаю на Твой суд свои слова и их мольбы, о Всевышний. Все они мечтают увидеть Тебя и припасть к Твоим лотосным стопам. О возлюбленный Господь, будь же милостив и спаси их».
00:24:40 В то же самое время, когда посланец пленённых царей излагал Господу их просьбу, во дворец собраний прибыл великий мудрец Нарада. Поскольку Нарада – великий святой, от его волос исходило золотое сияние, и когда он вступил во дворец собраний, показалось, будто туда явился сам бог солнца. Господа Кришну почитают даже Господь Брахма и Господь Шива, и всё же, как только Кришна увидел Нараду, Он тотчас встал вместе со всеми Своими советниками и помощниками, чтобы приветствовать великого мудреца и, склонив голову, выразил ему почтение.
Великого мудреца усадили, и Господь Кришна стал чествовать его, как подобает чествовать святого. Стараясь угодить Нарададжи, Господь Кришна Своим благозвучным голосом произнёс: «О мудрец среди полубогов, Я надеюсь, что теперь все три мира благоденствуют. Ты без труда можешь путешествовать в космосе, и тебе открыт доступ на высшие, средние и низшие планеты вселенной. Нам очень повезло, ибо, встречая тебя, мы легко получаем вести из всех трёх миров, ведь от тебя не может укрыться ничто происходящее в творениях Верховной Личностью Бога. Ты знаешь всё, поэтому Я хочу у тебя кое-что спросить. Всё ли благополучно у Пандавов и что собирается делать царь Юдхиштхира? Не мог бы ты поведать Мне об их намерениях?»
00:26:16 В ответ великий мудрец Нарада сказал: «О возлюбленный Господь, Ты говорил о мирах, созданных Верховной Личностью Бога, но мне известно, что их вездесущий создатель – это Ты. Твои энергии безграничны и непостижимы, так что даже Брахма, повелитель этой вселенной, и другие великие полубоги не в силах измерить Твоё чудесное могущество.
О Господь, посредством Своей непостижимой энергии Ты в облике Сверхдуши находишься в сердце каждого, подобно тому как огонь незримо присутствует в каждом из нас. Все обусловленные существа пребывают во власти трёх гун материальной природы и, поскольку их зрение материально, не способны видеть, что Ты присутствуешь везде. Однако я по Твоей милости много раз наблюдал, как действует Твоя непостижимая энергия, и потому не удивился, когда Ты спросил у меня, что нового у Пандавов, хотя Тебе это уже известно.
О Господь, Своими удивительными энергиями Ты творишь материальный космос, поддерживаешь и снова уничтожаешь его. И только благодаря Твоей непостижимой энергии материальный мир, который является лишь тенью или отражением духовного, кажется нам таким реальным. Никто не в силах проникнуть в Твои замыслы. Твоя трансцендентная природа остаётся непостижимой всегда и для всех, я могу только снова и снова в почтении склоняться перед Тобой.
00:27:58 Каждый, кто отождествляет себя с телом, идёт на поводу у своих материальных желаний, и потому все живые существа вращаются в круговороте рождений и смертей, беспрестанно меняя тела. Человек, отождествляющий себя с материальным телом, не знает как освободиться от его оков.
О Господь, по Своей неизъяснимой милости Ты нисходишь в этот мир, чтобы явить многообразные божественные игры, исполненные света и величия. Поэтому мне остаётся только в глубоком почтении склониться перед Тобой.
О мой Господь, Ты – Всевышний, Парабрахман. Твои лилы в облике человека подобны игре актёра, который, выходя на сцену, перевоплощается в какой-либо образ. Выступая в роли двоюродного брата Пандавов и желая им добра, Ты спросил у меня, что они собираются делать, поэтому я расскажу Тебе об их намерениях. Будь милостив, выслушай меня.
00:28:58 Прежде всего позволь сообщить Тебе, что царь Юдхиштхира владеет всеми богатствами, которые только можно обрести на высшей планете материального мира, Брахмалоке. Он не жаждет никаких материальных богатств, но хочет совершить жертвоприношение Раджасуя, чтобы получить возможность общаться с Тобой и угождать Тебе.
Царь Юдхиштхира так богат, он даже на земле обрёл все сокровища Брахмалоки. Он полностью удовлетворён и ни в чём не нуждается. У него всего в избытке, но теперь он хочет почтить Тебя, чтобы получить Твою беспричинную милость, и я молю Тебя исполнить его желание. О возлюбленный Господь, на великое жертвоприношение, которое задумал Махараджа Юдхиштхира, соберутся все полубоги и все прославленные цари мира.
О Господь, Ты – Верховный Брахман, Личность Бога. Тот, кто преданно служит Тебе,как предписано в шастрах, слушает о Твоих деяниях, прославляет и помнит Тебя, непременно очистится от скверны, порождённой гунами материальной природы. Что тогда говорить о тех, кто может видеть Тебя воочию и касаться Тебя?
00:30:13 О Господь, Ты – олицетворение благодати. Твоё имя и слава божественным покровом простирается над всей вселенной: над высшими, средними и низшими планетами. Священные воды, омывающие Твои лотосные стопы, известны на высших планетах как Мандакини, на низших – как Бхогавати, а на средних – как Ганга. Эти божественные воды протекают через вселенную, очищая всё на своём пути».
Перед тем как великий мудрец Нарада прибыл во дворец собраний Судхарма в Двараке, Господь Кришна вместе со своими помощниками обсуждал, как напасть на царство Джарасандхи. Участники собрания уже настроились на сражение с Джарасандхой и потому совсем не обрадовались, когда Нарада предложил Господу Кришне отправиться в Хастинапур на великое жертвоприношение Махараджи Юдхиштхиры – Раджасую.
00:31:10 Господь Кришна, который повелевает даже Господом Брахмой, понял мысли Своих советников и, чтобы успокоить их, с улыбкой обратился к Уддхаве: «Дорогой Уддхава, ты Мой близкий друг и неизменно желаешь Мне добра. Поэтому Я хочу взглянуть на всё происходящее твоими глазами, ибо знаю, что твои суждения всегда безошибочны. Думаю, ты прекрасно понимаешь, как обстоят дела, и потому Я хочу знать твоё мнение. Посоветуй, что Мне делать? Я верю в тебя и поступлю, как ты скажешь».
Уддхава понимал, что, хотя Господь Кришна и действует как обычный человек, Ему известно всё: прошлое, настоящее и будущее – и всё же Господь спрашивал у него совета, поэтому, чтобы послужить Господу, Уддхава заговорил.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава семидесятая «Ежедневные занятия Господа Кришны».