Глава 8. Видение вселенской формы

01 January 2009
Верховный жрец Ядавов Гарга Муни посещает дом Нанды. Гарга Муни проводит очистительный обряд и дает имена Кришне и Балараме. Младенчество Кришны и Баларамы. Мальчики жалуются Яшоде, что Кришна ест землю. Яшода лицезреет вселенскую форму Господа. Как Яшода и Нанда получили возможность стать родителями Господа.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:23:24 | качество: mp3 32kB/s 10 Mb | прослушано: 1352 | скачано: 1110 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Верховный жрец Ядавов Гарга Муни посещает дом Нанды

00:00:24 Некоторое время спустя Васудева попросил своего семейного жреца, Гаргу Муни, посетить дом Махараджи Нанды, чтобы сделать астрологические расчёты и предсказать будущее Кришны.

00:00:38 Гарга Муни был великим мудрецом и святым. Он совершил много аскетических подвигов, и Ядавы избрали его своим духовным наставником и семейным жрецом.

00:00:49 Когда Гарга Муни пришёл в дом Махараджи Нанды, хозяин очень обрадовался, он встал и сложив ладони поклонился гостю. При этом он был охвачен чувством, которое испытывают, когда поклоняются Верховной Личности Бога. Нанда усадил Гаргу Муни на почётное место и оказал ему радушный приём.

00:01:11 «О почтенный брахман, – учтиво заговорил Нанда, – ты приходишь в дома семейных людей только для того, чтобы дать им духовное знание. Погружённые в домашние дела, мы забываем о нашем истинном долге – самоосознании. Поэтому ты приходишь к нам, чтобы просветить нас в духовной жизни, никакой другой цели, посещая дома семейных людей, ты не преследуешь».

00:01:37 Безусловно, святым людям или брахманам незачем бывать у тех, кто ведёт семейную жизнь и всегда занят зарабатыванием денег. Они появляются в их домах только для того, чтобы дать им духовное знание.

00:01:49 Нас могут спросить, а почему семейные люди сами не идут к святым или к брахманам за духовным знанием? Причина в том, что люди, погружённые в домашние заботы, очень бедны духовно. Обычно они считают, что их главная обязанность – заниматься семейными делами, а самоосознание или духовное просвещение – дело второстепенное. Святые и брахманы посещают таких людей только из сострадания к ним.

00:02:19 Махараджа Нанда назвал Гаргу Муни великим знатоком астрологии. Предсказания астрологов, в частности, о времени солнечных и лунных затмений, – результат поистине удивительных расчётов.

00:02:31 Астрология – это наука, с помощью которой человек может получить ясное представление о своём будущем, и Гарга Муни хорошо разбирался в этой науке. Астрология даёт человеку возможность узнать, каковы были его поступки в прошлых жизнях и каким образом они предопределили страдания или удовольствия, выпавшие на его долю в этой жизни.

00:02:54 Махараджа Нанда также назвал Гаргу Муни «лучшим из брахманов». Брахманом именуют человека, который обладает знанием о Верховном Абсолюте. Того, кто лишён знания о Всевышнем, нельзя считать брахманом. Слово, употреблённое в этой связи в Шримад Бхагаватам – брахма-видам, что значит «хорошо знающий Верховного Господа».

00:03:17 Сведущий брахман может совершать очистительные обряды для тех, кто принадлежит к более низким кастам – кшатриев и вайшьев. Для шудр такие обряды не проводятся.

00:03:28 Брахманы являются духовными наставниками и жрецами в семьях кшатриев и вайшьев. Махараджа Нанда был вайшьей и считал Гаргу Муни одним из лучших брахманов. Поэтому он попросил его провести очистительный обряд для своих приёмных сыновей, Кришны и Баларамы. Нанда сказал, что не только этим мальчикам, но и всем людям сразу после рождения необходим в качестве духовного наставника опытный брахман.

Гарга Муни проводит очистительный обряд и дает имена Кришне и Балараме

00:03:55 Выслушав его, Гарга Муни ответил: «Васудева прислал меня совершить очистительные обряды для этих двух мальчиков, в особенности для Кришны. Но, если я это сделаю, могут подумать, что Кришна – сын Деваки, поскольку я семейный жрец Васудевы».

00:04:15 Гарга Муни с помощью астрологических расчётов установил, что Кришна был сыном Деваки, чего Махараджа Нанда не знал. Гарга Муни дал понять, что и Кришна, и Баларама сыновья Васудевы.

00:04:28 Во Вриндаване было известно, что Баларама – это сын Васудевы, так как здесь находилась Его мать Рохини. Но Махараджа Нанда не знал, что Кришна тоже сын Васудевы. Гарга Муни намекнул ему, что Кришна сын Деваки, и предупредил, что если он проведёт очистительный обряд, то от природы злобный и грешный Камса поймёт, что Кришна – это сын Деваки и Васудевы.

00:04:53 Астрологические расчёты показали, что Деваки не могла родить ребёнка женского пола, хотя все думали, что её восьмым ребёнком была девочка. Так Гарга Муни дал понять Нанде, что девочку родила Яшода, а Кришну – Деваки и что детей поменяли. Эта девочка, Дурга, сообщила Камсе, что ребёнок, который должен его убить, уже родился где-то в другом месте.

00:05:21 Гарга Муни сказал: «Если я дам твоему ребёнку имя, и слова девочки подтвердятся, то может случиться, что злодей-демон придёт сюда и убьёт Его сразу после обряда наречения именем, но я не хочу быть причиной этой беды».

00:05:40 Выслушав Гаргу Муни, Махараджа Нанда сказал: «Если это так опасно, то не следует устраивать пышную церемонию. Будет лучше, если ты просто прочтёшь ведические мантры и совершишь обряд очищения. Мы принадлежим к касте дважды-рождённых, и я хочу воспользоваться твоим приходом. Поэтому, прошу, дай ребёнку имя без пышных обрядов».

00:06:07 Махараджа Нанда хотел сохранить эту церемонию в тайне и в то же время воспользоваться тем, что провести обряд мог сам Гарга Муни.

00:06:16 Уступив горячим просьбам Махараджи Нанды, Гарга Муни тайно провёл церемонию наречения именем в хлеву, где Махараджа Нанда держал коров. Он сообщил Нанде, что сын Рохини принесёт много радости Своим родным и близким, поэтому Его будут звать Рама. В будущем Он прославится Своей необыкновенной силой и потому будет носить имя Баладева. «А поскольку с Его рождением твоя семья и род Яду стали ещё более близки, Его также будут называть Санкаршаной», – добавил Гарга Муни.

00:06:52 Таким образом, он нарёк сына Рохини тремя именами: Баларама, Санкаршана и Баладева. Но брахман не открыл тайны и не сказал, что Баларама тоже появился во чреве Деваки и был затем перенесён в чрево Рохини и что Кришна и Баларама – родные братья, поскольку изначально оба Они сыновья Деваки.

00:07:15 Затем Гарга Муни сказал Махарадже Нанде: «Что касается твоего сына, то Он принимал разные облики в разные юги (эпохи). Сначала Он был белого цвета, потом красного и вслед за тем жёлтого, а теперь родился чёрным. Кроме того, прежде Он был сыном Васудевы, поэтому Его будут называть не только Кришной, но и Васудевой. Одни будут называть его Кришной, а другие Васудевой. Но одно ты должен знать твёрдо, у твоего сына очень много других имён, связанных с Его многочисленными лилами».

00:07:58 Гарга Муни далее упомянул, что сына Нанды будут также называть Гиридхари, ибо Он совершит небывалый подвиг – поднимет холм Говардхана.

00:08:09 Поскольку Гарга Муни был астрологом, он знал всё о прошлом и будущем. Он сказал: «Мне ведомо всё о Его деяниях и именах, но другим они не известны. Этот ребёнок доставит много радости всем пастухам и коровам. Он будет очень знаменит и любим во Вриндаване и принесёт тебе много счастья.
Благодаря Его присутствию ты преодолеешь все материальные невзгоды, наперекор своим врагам».

00:08:37 «О царь Враджа, – продолжал Гарга Муни, – в Своих прежних рождениях этот ребёнок не раз защищал праведников от грабителей и злодеев там, где ослабевала государственная власть. Твой ребёнок настолько могуществен, что тот, кто примет Его покровительство, будет неуязвим для врагов.

00:08:57 Подобно тому как Господь Вишну всегда защищает полубогов, преданные последователи твоего сына будут всегда находиться под защитой Верховной Личности Бога, Нараяны. Этот ребёнок будет таким же сильным, красивым и богатым, как Сам Нараяна. Поэтому советую тебе всячески оберегать Его, чтобы Он рос без тревог».

00:09:20 Другими словами, Гарга Муни сказал Махарадже Нанде, что поскольку тот великий преданный Нараяны, Господь Нараяна дал ему сына, равного Себе. Вместе с этим Гарга Муни предупредил, что множество демонов будут строить козни против его сына, поэтому Махарадже Нанде следует быть осторожным и всячески оберегать Его.

00:09:44 Так Гарга Муни поселил в Махарадже Нанде убеждение, что его сыном стал Сам Нараяна. Он описал различные божественные качества сына Нанды. Сообщив всё это, Гарга Муни вернулся домой, а Махараджа Нанда почувствовал себя самым счастливым человеком в мире. Он счёл слова Гарги Муни благословением и остался очень доволен.

Младенчество Кришны и Баларамы

00:10:09 Вскоре после этого Баларама и Кришна начали ползать на четвереньках, доставляя много радости Своим матерям. Колокольчики у мальчиков на поясе и на щиколотках мелодично позванивали при каждом движении.

00:10:25 Иногда, как обычные дети, Они кого-нибудь пугались и тут же бросались к Своим матерям за защитой. Бывало, что Они падали в глину и грязь на улицах Вриндавана и возвращались, перепачканные глиной вперемешку с шафраном. Матери натирали их шафраном и сандалом, но, ползая по вязкой глине, Они все измазывались.

00:10:47 Как только дети подползали к Своим матерям, Яшода и Рохини брали их на руки и, накрыв концом сари, давали им грудь. Когда дети сосали грудь, матери замечали, что у Них режутся зубки, и радовались тому, что их сыновья растут.

00:11:05 Иногда шаловливые мальчуганы заползали в хлев, и ухватившись за хвост телёнка, поднимались на ноги. Испуганный телёнок начинал бегать по хлеву, волоча детей по глине и навозу. Тогда Яшода и Рохини созывали своих подруг и соседок-гопи (пастушек) полюбоваться этим зрелищем.

00:11:26 Глядя на детские забавы Господа Кришны, гопи испытывали неземное блаженство и громко хохотали от удовольствия. Кришна и Баларама были такими непоседливыми, что Их матерям, Яшоде и Рохини, то и дело приходилось бросать домашние дела и защищать Их от коров, быков, обезьян и птиц, от воды и огня. Тревоги о детях и домашние хлопоты лишили их сна и покоя.

00:11:57 Очень скоро Кришна и Баларама начали стоять на ногах и понемногу ходить. Когда мальчики научились ходить как следует, к ним присоединились друзья-одногодки, и вместе с ними они доставляли ни с чем не сравнимую трансцендентную радость гопи, в особенности Яшоде и Рохини.

00:12:17 Все гопи, подруги Яшоды и Рохини, наслаждались детскими проказами Кришны и Баларамы во Вриндаване. Для того чтобы испытать ещё большее трансцендентное блаженство, иногда женщины собирались вместе и отправлялись к Яшоде жаловаться на неугомонных мальчиков.

00:12:37 Убедившись, что Кришна сидит рядом с матушкой Яшодой, старшие гопи принимались жаловаться на Него так, чтобы Он это слышал. Они говорили: «Дорогая Яшода, почему ты не приструнишь проказника Кришну? Каждое утро и каждый вечер, когда наступает время доить коров, Он вместе с Баларамой забирается в наши дома, отвязывает телят, и они выпивают у коров всё молоко. Поэтому, когда мы приходим доить коров, у них уже нет молока и мы возвращаемся с пустыми кувшинами.

00:13:13 Когда мы начинаем ругать Кришну и Балараму за эти шалости, Они так мило улыбаются, что мы ничего не можем поделать. Кроме того, твои Кришна и Баларама забавляются тем, что крадут у нас йогурт и масло, где бы мы их не спрятали. Если же мы застаем Их врасплох, Они говорят: «Нашли кого винить в воровстве! Вы что, думаете, у нас дома мало йогурта и масла?»

00:13:38 Иногда они крадут масло, йогурт и молоко и скармливают его обезьянам. Когда же обезьяны наедаются досыта и больше не хотят есть, ваши сыновья ворчат: «Это молоко, йогурт и масло никуда не годятся, даже обезьяны не хотят их есть».

00:13:59 Тогда Они разбивают горшки и разбрасывают кругом черепки. Если мы прячем йогурт, масло и молоко в укромном, тёмном месте, твои Кришна и Баларама находят их в темноте благодаря сиянию надетых на Них украшений. А когда Они не могут найти спрятанные масло и йогурт, Они идут к нашим малышам и щиплют их, пока те не заплачут, а потом убегают.

00:14:25 Если, опасаясь этих шалунов, мы подвешиваем горшки с маслом и йогуртом высоко под потолком, чтобы Они не могли их достать, Они стараются добраться до них, накладывая разные дощечки на ступу. А если и это не помогает, Они продырявливают горшки. Поэтому лучше сними со своих детей все украшения». В ответ Яшода говорила: «Хорошо, я сниму с Кришны все драгоценности, чтобы Он не увидел в темноте спрятанное масло».

00:14:57 Но тут гопи возражали: «Нет, нет, не делай этого. Что толку снимать с Него драгоценности? Мы не знаем, что это за мальчики, но даже без всяких украшений Они распространяют вокруг сияние и поэтому видят всё даже в темноте».
Тогда Яшода говорила: «Что ж, тогда как следует прячьте ваше масло и йогурт, чтобы Они не могли их достать».
На это гопи отвечали: «Мы так и делаем, но, когда мы хлопочем по хозяйству, эти шалуны пробираются в наши дома и устраивают беспорядок.

00:15:35 Бывает, что Им не удаётся украсть масло и йогурт, тогда от досады Они мочатся или плюют на чисто вымытый пол. Ты только посмотри, как твой сын слушает наши жалобы! Целый день Он только и делает, что придумывает, как украсть у нас масло и йогурт, а сейчас сидит молча и спокойно, как послушный мальчик. Ты только посмотри на Его лицо!»

00:16:00 Когда Яшода, уже решившая было наказать сына, видела Его жалобное личико, она улыбалась и отказывалась от своего намерения.

Мальчики жалуются Яшоде, что Кришна ест землю

00:16:11 Однажды, когда Кришна и Баларама играли с друзьями, мальчики вместе с Баларамой пожаловались Яшоде, что Кришна ел глину. Услышав это, Яшода схватила Кришну за руку и спросила: «Дорогой Кришна, почему Ты, спрятавшись от всех, ел землю? Смотри, все Твои друзья, и даже Баларама, жалуются на Тебя».

00:16:37 Испугавшись матери, Кришна отвечал: «Мама, эти мальчики и Мой старший брат Баларама говорят неправду. Я не ел никакой глины. Баларама, когда Мы сегодня играли, разозлился и потому решил вместе с другими мальчиками нажаловаться на Меня. Они все сговорились нажаловаться на Меня, чтобы ты рассердилась и наказала Меня. Если ты думаешь, что они говорят правду, посмотри Мне в рот, и ты увидишь, ел Я глину или нет».

00:17:08 Мать ответила: «Хорошо, если Ты и в самом деле не ел глины, открой рот, я посмотрю». Когда Верховный Господь Кришна услышал слова Своей матери, Он немедленно открыл рот, как сделал бы любой другой послушный ребёнок.

Яшода лицезреет вселенскую форму Господа

00:17:30 И тут Яшода увидела во рту у Кришны всё великолепие вселенной: всё космическое пространство, все стороны света, все горы, острова, океаны и моря, планеты, воздух, огонь, луну и звёзды. Кроме луны и звёзд, она увидела все стихии: воду, небо, эфир и совокупное эго со всеми его производными – чувствами и полубогами, которые ими управляют, а также объектами чувств, такими, как звуки и запахи.

00:18:05 Во рту у Кришны она увидела также три гуны материальной природы, всех живых существ, вечное время, материальную и духовную природу, деятельность, сознание и различные формы мироздания. Яшода обнаружила во рту у своего сына всё необходимое для существования материального космоса. Она также увидела там себя с маленьким Кришной, сосущим её грудь на руках.

00:18:34 При виде всего этого её охватил благоговейный страх, и она не могла понять, видит она это во сне, или перед ней наяву предстало нечто необычайное. Она пришла к мысли, что всё это либо сон, либо игра иллюзорной энергии Верховной Личности Бога. Ей показалось, что она сошла с ума и потому видит такие чудеса.

00:18:59 Потом она подумала: «Возможно, мой ребёнок обладает необыкновенной мистической силой, поэтому я и увидела у Него во рту эту поразительную космическую картину. Я должна почтительно склониться перед Верховным Господом, которого нельзя постичь ни сознанием, ни умом, нельзя понять, занимаясь кармической деятельностью или предаваясь философским размышлениям, перед тем, чьи разнообразные энергии создают всё доступное нашему восприятию и не доступное. Под влиянием Его энергии мы отождествляем себя с материальными телами и со всем, что с ними связано».

00:19:40 «Я склоняюсь перед Господом, – говорила себе Яшода, – иллюзорная энергия которого заставляет меня думать, что Махараджа Нанда - мой муж, а Кришна - мой сын, что всё, чем владеет Махараджа Нанда, принадлежит и мне, а все пастухи и их жёны – мои подданные. Все эти заблуждения вызваны иллюзорной энергией Верховного Господа. Я возношу Ему молитву и прошу, чтобы Он всегда хранил меня».

00:20:11 Пока Яшода предавалась высоким философским размышлениям, Господь Кришна снова набросил на неё покров Своей внутренней энергии, и она опять начала испытывать материнские чувства.

00:20:25 Матушка Яшода тут же забыла все свои философские раздумья и стала воспринимать Кришну как своего родного сына. Охваченная материнской нежностью, она взяла Его на руки.

Как Яшода и Нанда получили возможность стать родителями Господа

00:20:36 Другие пытаются познать Верховного Господа, размышляя над Упанишадами и «Веданта-сутрой», занимаясь мистической йогой и изучая философию санкхьи, но Яшода считала Его – Верховного Господа, своим ребёнком.

00:20:53 Несомненно, Яшода совершила очень много благочестивых дел, если Сам Верховный Господь – Абсолютная Истина, стал сыном Яшоды и пил её грудное молоко. Махараджа Нанда также должен был совершить немало великих жертвоприношений и благочестивых поступков для того, чтобы Господь Кришна стал его сыном и обращался к нему как к отцу.

00:21:16 Но удивительно, что Васудеве и Деваки не пришлось насладиться детскими играми Кришны, хотя Он был их родным сыном. Детские забавы Кришны до сих пор прославляют великие мудрецы и святые, но Васудева и Деваки не имели возможности радоваться им.

00:21:35 Шукадева Госвами в беседе с Махараджей Парикшитом так объяснил причину этого: когда Господь Брахма повелел лучшему из Васу, Дроне, и его жене по имени Дхара произвести потомство, они ответили ему: «Дорогой отец, мы обращаемся к тебе за благословением. Сделай так, чтобы, когда мы снова родимся во вселенной, всё наше внимание было сосредоточено на Верховном Господе Кришне, в Его самом привлекательном образе – образе ребёнка. Пусть наша любовь к Нему будет такой сильной, что каждый, кто просто услышит о нашем общении с Ним, без труда преодолеет тьму невежества и вырвется из круговорота рождений и смертей».

00:22:20 Господь Брахма согласился дать им это благословение и в результате Дрона явился во Вриндаване как Махараджа Нанда, а Дхара стала Яшодой, его женой. Так Махараджа Нанда и его жена Яшода, чистые преданные Верховной Личности Бога, получили возможность проявить свою любовь к Господу, ставшему их сыном. И все гопи и пастухи, которые участвовали в играх Кришны, тоже каждый по-своему любили Его.

00:22:52 Чтобы осуществилось благословение, данное Брахмой, Господь Кришна вместе с Баларамой, Своим полным воплощением, пришёл в этот мир и явил Свои разнообразные детские игры, доставив всем жителям Вриндавана ни с чем не сравнимое трансцендентное блаженство.

00:23:11 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога», заканчивается глава восьмая «Видение вселенской формы».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 15 December 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 07 January 2018