Глава 32. Кришна возвращается к гопи
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:25 Когда наконец Господь Кришна появился среди гопи, Он был необыкновенно красив, как и надлежит тому, кто обладает всеми совершенствами.
00:00:36 В «Брахма-самхите» говорится: ананда чин майа раса пратибхавитабхи, Кришна Сам по Себе красив, но, когда Его энергия, особенно энергия наслаждения, олицетворяемая Радхарани, являет себя во множестве гопи, Кришна становится ещё прекраснее.
00:00:56 Только из-за недостатка знаний философы майявади, полагают, что совершенство заключено в Абсолютной Истине, лишённой энергий. В действительности без Своих многообразных энергий Абсолютная Истина не полна. Ананда чин майа раса – означает, что тело Господа – духовный образ вечного блаженства и знания. Кришна всегда окружён многообразными энергиями и потому совершенен и прекрасен.
00:01:27 Из «Брахма-самхиты» и «Сканда-пураны» мы узнаём, что Кришну всегда окружают тысячи богинь процветания. Все гопи – богини процветания, и Кришна взялся с ними за руки на берегу Ямуны.
00:01:43 В «Сканда-пуране» сказано, что из многих тысяч гопи, 16 000 – самые заметные, из этих 16 000 особенно выделяются 108, а из этих 108 наиболее знамениты восемь гопи. Среди них главные Радхарани и Чандравали, а лучшая из этих двоих – Радхарани.
00:02:07 Когда Кришна появился в лесу на берегу Ямуны, свет луны рассеял царившую вокруг тьму. То была пора цветения кунды и кадамбы, и лёгкий ветерок разносил повсюду их аромат. Аромат этот привлекал пчёл, которые принимали его за запах мёда.
00:02:30 Гопи устроили для Кришны сиденье, разровняв мягкий песок и покрыв его тканью. Почти все собравшиеся там гопи были в прошлом последователями Вед. В их прошлой жизни, когда на земле являлся Господь Рамачандра, они были учёными, знатоками Вед, в то время они захотели, чтобы их связали с Господом Рамачандрой супружеские узы. Рамачандра дал им благословение, пообещав, что они родятся на земле во время прихода Господа Кришны, который исполнит их желание.
00:03:07 Поэтому, когда Господь Кришна пришёл на землю, эти мудрецы родились как гопи во Вриндаване. Став юными гопи, они получили возможность общаться с Кришной и так обрели то, о чём мечтали в предыдущей жизни. Поскольку их желание было совершенным, они достигли высшей цели и были так счастливы, что у них не осталось никаких других желаний.
00:03:35 В Бхагавад-гите также сказано, что у человека, достигшего Верховного Господа, не остаётся никаких желаний. Когда Кришна появился среди гопи, они перестали горевать и оплакивать разлуку с Ним. Они чувствовали, что получили всё, чего желали.
00:03:53 Совершенно счастливые в присутствии Кришны, они разостлали на земле свою одежду. Накидки из тончайшего полотна были осыпаны красной кункумой, которой девушки припудривали грудь. С большой заботой и любовью они приготовили для Кришны место. Он был им дороже жизни, и они постарались сделать для Него удобное сиденье.
00:04:19 Сев на сиденье среди гопи, Кришна стал ещё очаровательнее. Великие йоги: Господь Шива, Господь Брахма и даже Господь Шеша – всегда пытаются сосредоточится на образе Кришны в своём сердце, но гопи увидели Кришну прямо перед собой, Он сидел на разостланных ими одеждах. В обществе гопи Кришна казался ещё прекраснее. Гопи же, собравшиеся вокруг Кришны, были самыми прекрасными девушками во всех трёх мирах.
00:04:52 Кришна сидел подле каждой из множества гопи и может возникнуть вопрос: как Ему это удавалось? В этой связи в соответствующем стихе «Бхагаватам» употреблено очень важное слово – ишвара.
00:05:07 В Бхагавад-гите сказано: ишварах сарва бхутанам. Слово ишвара относится к Верховному Господу, который в образе Сверхдуши находится в сердце каждого. В кругу гопи Кришна тоже явил Свою способность распространять Себя во множество форм, как это делает Параматма.
00:05:26 Он сидел рядом с каждой из гопи, оставаясь невидимым для других. Он был так добр к гопи, что вместо того, чтобы находиться в их сердцах, где Его можно увидеть только с помощью йогической медитации, Он сидел рядом с ними. Так Кришна явил особую милость гопи, самым красивым девушкам в мироздании.
00:05:50 Встретившись наконец со своим любимым Господом, гопи старались понравиться Ему, поводя бровями, улыбаясь и не показывая свою обиду. Некоторые из них положили Его лотосные стопы к себе на колени и растирали их. Улыбаясь, они осторожно высказывали Кришне скрытую обиду: «О Кришна, мы простые вриндаванские женщины и плохо знаем учение Вед. Мы не понимаем, что хорошо, а что плохо. Поэтому мы хотим задать Тебе один вопрос, Ты ведь такой учёный, и сумеешь дать на него правильный ответ. Разные люди ведут себя по-разному: одни отвечают любовью на любовь, другие любят, даже если не встречают взаимности, а третьи не отвергают любовь, но и не откликаются на неё. Кого из них Ты считаешь лучше, честнее?»
00:06:49 В ответ Кришна сказал: «Милые подруги, люди, которые просто отвечают взаимностью на проявления любви, похожи на торговцев. Они в любви отдают ровно столько, сколько получают от другой стороны. По сути, в этом случае нет и речи о любви. Это лишь корысть и ловкий расчёт. Даже те, у кого нет и намёка на любовь, лучше, чем такие торгаши.
00:07:18 Второй тип лучше первого, поскольку такие люди любят, даже если не находят ответа. Такую искреннюю любовь питают к своим детям родители, даже если дети зачастую пренебрегают ими.
00:07:32 Третий тип людей не отвечает взаимностью, но и не отвергает любящего. Таких людей можно разделить на две группы. К первой относятся те, кто находит удовлетворение в себе и не нуждается ни в чьей любви. Их называют атмарамами, они поглощены мыслями о Всевышнем, поэтому им всё равно, любит их кто-то или нет.
00:07:58 Другая группа – это просто неблагодарные, бессердечные люди. Люди этой категории восстают против старших. Например, сын, получающий от любящих родителей всё, может быть чёрствым и не отзываться на их чувства. Таких людей называют гуру-друха, получая блага от родителей или духовного наставника, они тем не менее относятся к ним неуважительно».
00:08:24 Так, Кришна косвенно ответил на вопросы гопи, в которых они намекали, что Он не откликнулся на их чувства. В ответ на это Кришна сказал, что Он, будучи Верховной Личностью Бога, самодостаточен. Он не нуждается ни в чьей любви, но в то же время Он не относится к числу неблагодарных.
00:08:46 «Дорогие подруги, – продолжал Кришна, – может быть, Мои слова и поступки огорчают вас, но знайте, что иногда Я не откликаюсь на чувства, которые проявляют ко Мне преданные. Мои преданные очень привязаны ко Мне, однако порой Я не отвечаю им взаимностью, чтобы ещё больше усилить их любовь. Если приблизиться ко Мне будет совсем просто, они подумают: «Кришна легко доступен». Поэтому иногда Я не откликаюсь на их чувства.
00:09:23 Если бедняк разбогатеет, а затем лишится богатства, он будет с утра до вечера думать о своей потере. Так и Я, чтобы усилить любовь преданных, иногда делаю так, что им кажется, будто Я для них потерян, но, вместо того чтобы забыть обо Мне, они чувствуют, что любят Меня ещё больше.
00:09:44 Дорогие подруги, ни минуты не думайте, что Я отношусь к вам как к обычным преданным. Я знаю вас. Знаю, что ради Меня вы отказались от всех мирских и религиозных обязанностей, порвали связь со своими родителями. Вы пришли ко Мне и отдали Мне свою любовь, не заботясь о том, что нарушаете обычаи общества и религиозный долг.
00:10:08 Я так обязан вам, что не могу относиться к вам как к обычным преданным. Не думайте, что Я был далеко от вас. Я оставался рядом с вами и наблюдал, как сильно вы тоскуете в разлуке. Поэтому не корите Меня. Если Я сделал что-то неправильно, простите Меня, ведь Я так дорог вам.
00:10:32 Даже жизни полубогов на райских планетах не хватило бы Мне, чтобы отплатить вам за вашу безграничную любовь. Вас невозможно ни вознаградить, ни в полной мере отблагодарить за эту любовь. Поэтому довольствуйтесь собственными праведными делами. Вы явили идеал любви ко Мне, преодолев огромные трудности, созданные семейными узами. Прошу вас, довольствуйтесь вашими собственными добродетелями, ибо Я не в силах отдать вам Свой долг».
00:11:06 Жители Вриндавана явили идеал чистого преданного служения. В шастрах – достоверном источнике знания, говорится, что преданное служение должно быть ахаитуки и апратихата. Это значит, что служение Кришне не может быть ограничено политическими или религиозными условностями. Преданное служение всегда трансцендентно.
00:11:31 Гопи служили Господу с такой любовью, что Он чувствовал Себя их должником. Поэтому Господь Чайтанья говорил, что преданное служение вриндаванских гопи превосходит все остальные формы поклонения Верховной Личности Бога.
00:11:53 00:12 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава тридцать вторая «Кришна возвращается к гопи».