Глава 72. Освобождение царя Джарасандхи

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:23:18 | качество: mp3 64kB/s 10 Mb | прослушано: 569 | скачано: 791 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:49 Однажды, в большом собрании почтенных жителей, друзей, родственников, брахманов, мудрецов, кшатриев и вайшьев, в присутствии всех, включая своих братьев, царь Юдхиштхира обратился к Кришне с такими словами:
«О возлюбленный Господь Кришна, император должен совершить жертвоприношение Раджасуя, которое считается царём всех жертвоприношений. Я хочу совершить это жертвоприношение, чтобы угодить полубогам, Твоим представителям в материальном мире, поэтому я прошу Тебя помочь мне в этом великом начинании, только тогда оно увенчается успехом.
Нам, Пандавам, нечего просить у полубогов. Нам довольно того, что мы – Твои преданные. Ты Сам говоришь в Бхагавад-гите: «Люди, одержимые материальными желаниями, поклоняются полубогам», но у меня другая цель. Я хочу устроить жертвоприношение Раджасуя и пригласить на него полубогов, чтобы показать, что они не единовластные правители вселенной, что все они – Твои слуги, а Ты – Верховная Личность Бога.
Глупцы, лишённые знания, считают Тебя обычным человеком. Некоторые из них пытаются найти в Тебе изъяны и порочат Тебя, поэтому я и хочу совершить Раджасуя-ягью. Я приглашу на неё всех полубогов: Господа Брахму, Господа Шиву, возвышенных правителей райских планет – и в этом великом собрании полубогов со всех концов вселенной докажу, что Ты – Верховная Личность Бога, а остальные – Твои слуги.

00:02:41 О мой Господь, те, кто постоянно пребывают в сознании Кришны и думают о Твоих лотосных стопах или о сандалиях, которые Ты носишь, уже освободились от всей материальной скверны. Те, кто служит Тебе, в полной мере обладая сознанием Кришны, кто медитирует только на Тебя и возносит Тебе молитвы – всегда чисты сердцем. Непрерывно служа Тебе, они кладут конец череде рождений и смертей. Если же они не стремятся вырваться из материального плена, а хотят владеть мирскими богатствами, их желания тоже исполняются благодаря деятельности в сознании Кришны. Но Твоим чистым преданным, нашедшим прибежище у Твоих лотосных стоп, не нужны материальные богатства. Мы все безраздельно преданы Твоим лотосным стопам, и по Твоей милости нам выпало счастье лицезреть Тебя, поэтому нас не прельщают богатства этого мира.

00:03:35 Ведическая мудрость гласит, что Ты – Верховная Личность Бога. Я хочу подтвердить это и показать разницу между теми, кто признаёт Тебя Верховной Личностью Бога, и теми, кто считает Тебя всего лишь могущественным земным правителем. Я желаю показать всем, что, укрывшись под сенью Твоих лотосных стоп, человек достигает высшей ступени совершенства. Так, поливая корень дерева, можно напоить водой его ветви, побеги, листья и цветы. Тот, кто обрёл сознание Кришны, добьётся успеха и в материальной, и в духовной жизни. Это не означает, однако, что Ты благоволишь только к тем, кто обладает сознанием Кришны, и пренебрегаешь теми, кто им не обладает. Ты одинаково относишься ко всем, и Сам провозглашаешь это. Неверно считать, что Ты к кому-то относишься благосклонно, а к кому-то – безразлично, ведь Ты – Сверхдуша, которая пребывает в сердце каждого и воздаёт каждому по его делам. Ты предоставляешь всем живым существам возможность наслаждаться в материальном мире так, как они того желают. Будучи Сверхдушой, Ты находишься у них в сердце и посылаешь им плоды их собственных действий, а также возможности пробудить в себе сознание Кришны и приобщиться к преданному служению.
Ты призываешь людей оставить все прочие занятия и предаться Тебе и обещаешь позаботиться о них, освободив их от бремени грехов. Однако они по-прежнему привязаны к материальной деятельности и пожинают её плоды, наслаждаясь или страдая, без Твоего вмешательства. Ты подобен древу желаний, которое растёт на райских планетах и дарует каждому то, чего он желает.

00:05:24 Каждый может достичь высшего совершенства. Если же человек не стремится к высшему совершенству, тогда Ты предлагаешь ему менее значительные дары, но делаешь Ты это вовсе не из-за пристрастности».
Выслушав речи царя Юдхиштхиры, Господь Кришна ответил: «О царь, сокрушающий врагов и олицетворяющий высшую справедливость, Я полностью поддерживаю твоё решение устроить Раджасуя-ягью. Если ты совершишь это великое жертвоприношение, твоё доброе имя навсегда запечатлеется в истории человечества. Знай же государь, что все великие мудрецы и полубоги, все твои предки, родственники, друзья и Я Сам желаем, чтобы ты совершил жертвоприношение Раджасуя, которое, Я уверен, наполнит радостью сердца всех живущих. Но Я прошу, чтобы прежде ты одержал победу над всеми царями мира и собрал всё необходимое для Раджасуя-ягьи.
Дорогой царь Юдхиштхира, четверо твоих братьев – прямые потомки Ваю, Индры и других великих полубогов (известно, что Бхима был рождён от полубога Ваю, Арджуна – от Индры, а сам царь Юдхиштхира – от Ямараджи). Поэтому твои братья – могучие герои, а ты одарён величайшим благочестием и самообладанием, за что тебя называют Дхарма-раджей. Все вы с такой преданностью служите Мне, что этим покорили Меня».

00:06:56 Господь Кришна сказал Юдхиштхире, что Его может победить своей любовью тот, кто подчинил себе чувства. Тот же, кто не обуздал чувств, не сумеет покорить Верховную Личность Бога. Таков секрет преданного служения. Обуздать чувства – значит всё время использовать их в служении Господу. Братьев Пандавов отличало то, что они всегда занимали чувства в преданном служении. Используя таким образом свои чувства, преданный очищает их и начинает служить Господу с истинной трансцендентной любовью. Так он покоряет Господа.
Господь Кришна продолжал: «Во всех трёх мирах нет никого, кто мог бы превзойти Моих преданных в каком-либо из шести совершенств: нет никого, кто был бы более богат, силён, знаменит, красив, учён или более свободен от материальных привязанностей, чем они. Это недоступно даже могущественным полубогам. Поэтому, если вы решите покорить мир, никто из царей не сможет вам противостоять».
Когда Господь Кришна произносил эти вдохновляющие слова, лицо Юдхиштхиры просияло от неземного счастья, став похожим на только что распустившийся цветок. Он тотчас приказал своим младшим братьям покорить всех царей по всему миру.

00:08:18 Так Господь Кришна наделил Пандавов могуществом, чтобы исполнить Свою великую миссию в этом мире – покарать нечестивцев и защитить всех тех, кто предан Ему.
В облике Вишну Господь в Своих четырёх руках держит четыре Своих атрибута: лотос, раковину, булаву и диск. Его оружие – булава и диск – предназначены для безбожников и демонов, а цветок лотоса и раковина – для преданных. Но поскольку Господь – Верховный Абсолют, каким бы оружием Он не воспользовался, результат будет одинаков. Булавой и диском Он карает злодеев, чтобы они могли одуматься и понять, что не они, а Верховный Господь владеет вселенной, а трубя в раковину и благословляя преданных цветком лотоса, Господь вселяет в них уверенность в том, что их никто не сможет погубить, какие бы беды и несчастья ни обрушивались на их голову.
Получив заверения Господа Кришны, царь Юдхиштхира приказал младшему из своих братьев, Сахадеве, взять с собой воинов из племени Сринджайя и покорить южные земли. Накуле и воинам Матсьядеши он велел покорить царей на западе. Он отправил Арджуну вместе с воинами Кекайядеши на покорение царей севера, а Бхимасене с войском из Мадрадеши приказал покорить царей востока.

00:09:50 Посылая младших братьев покорять разные земли, царь Юдхиштхира, однако, не собирался объявлять их царям войну. Братья отправились во все концы света, чтобы сообщить правящим там царям о намерении Махараджи Юдхиштхиры совершить жертвоприношение Раджасуя. Царей также оповестили о том, что они должны платить дань для проведения этой великой ягьи. Если царь соглашался платить дань императору Юдхиштхире, это означало, что он признаёт над собой его власть и становится его вассалом. За отказом же неминуемо следовало сражение.
Так, благодаря своему влиянию и силе, братья покорили всех царей севера, юга, запада и востока и смогли привезти Махарадже Юдхиштхире достаточно податей и даров. Однако, услышав о том, что правитель Магадхи Джарасандха отказался признать над собой его власть, царь Юдхиштхира обеспокоился. Видя это, Господь Кришна посвятил его в замысел Уддхавы, объяснившего, как одолеть царя Джарасандху. Затем Бхимасена, Арджуна и Господь Кришна, переодевшись брахманами, вместе отправились в Гиривраджу, столицу Джарасандхи. Всё это было задумано Уддхавой ещё до того, как Господь Кришна приехал в Хастинапур, и теперь пришла пора осуществить его замысел.

00:11:19 Царь Джарасандха выполнял обязанности, предписанные семейным людям и всячески почитал брахманов. Он был великим воином, царём-кшатрием, и никогда не пренебрегал предписаниями Вед.
Согласно Ведам брахманы – это духовные наставники всех остальных сословий. Господь Кришна, Арджуна и Бхимасена были кшатриями, но переоделись брахманами и предстали перед царём Джарасандхой в то время, когда тот обычно принимал брахманов у себя во дворце и одаривал их.
Господь Кришна, одетый как брахман, обратился к царю: «Слава вашему величеству. Мы трое – гости в твоём дворце. Мы пришли издалека, чтобы попросить у тебя даров, и надеемся, что ты милостиво дашь нам всё, о чём бы мы ни попросили. Мы наслышаны о твоих добродетелях.
Тот, кто терпелив, способен вынести всё, даже величайшее горе. Злодей готов совершить любое преступление, а столь щедрый человек, как ты, готов отдать всё, что у него попросят. Такие великие люди, как ты, не делают различий между родственниками и чужими. Стяжавший славу живёт вечно, даже после смерти, поэтому тот, кто способен на дела, которые увековечили бы его доброе имя и славу о нём, однако, не совершает их, низко падает в глазах праведников. Такой человек заслуживает сурового осуждения, и отказ дать пожертвование омрачит всю его жизнь.

00:12:53 Вашему величеству, должно быть, известны славные имена таких необычайно щедрых людей, как Харишчандра, Рантидева, Мудгала – который питался только зёрнами, подобранными на рисовом поле, и знаменитый Махараджа Шиби, который спас жизнь голубю ценой собственной плоти. Эти великие личности прославились на века только потому, что пожертвовали своим бренным, обречённым на смерть телом».
Так, переодетый брахманом, Господь Кришна, убеждал Джарасандху в том, что тело бренно, а слава вечна. Того, кто, пожертвовав своим бренным телом, обрёл нетленную славу, глубоко почитают, и его имя навсегда остаётся в истории человечества.
Пока Господь Кришна, облачённый, как и Его спутники, в брахманские одежды, говорил, Джарасандха заметил, что три его гостя не похожи на брахманов. По некоторым признакам он понял, что они кшатрии. Они были хорошо сложены, на плечах виднелись следы от ношения луков, а голоса у них были низкие и властные. Джарасандхе стало ясно, что его гости не брахманы, а кшатрии. Кроме того, ему показалось, что он их уже где-то видел. Но хотя это были кшатрии, они пришли к его порогу и как брахманы просят о милостыне. Поэтому он решил выполнить их просьбу, ведь эти кшатрии уже унизили себя, придя за подаянием.

00:14:28 «Как бы то ни было, – думал Джарасандха, – я готов отдать им всё что угодно, даже своё тело».
Тут он вспомнил о Махарадже Бали. Господь Вишну в облике брахмана предстал перед Бали и попросил милостыню, а затем отнял у него все богатства и само царство. Он сделал это ради Индры, который потерпел поражение от Махараджи Бали и лишился своего царства. Хотя Махарджа Бали был обманут, его до сих пор прославляют во всех трёх мирах как великого преданного, пожертвовавшего всем. Махараджа Бали догадывался, что брахман – это Сам Господь Вишну, который пришёл отнять у него богатое царство и отдать его Индре. Духовный учитель и семейный жрец Бали, Шукрачарья, снова и снова отговаривал его, однако Бали исполнил просьбу брахмана и в конце концов отдал Ему всё, чем владел.
«Моё решение непоколебимо, – думал Джарасандха, – если, пожертвовав своим бренным телом, я обрету вечную славу, то пусть оно так и будет. Кшатрий, не радеющий о благе брахманов, недостоин называться кшатрием».
Царь Джарасандха всегда щедро одаривал брахманов. Обращаясь к Господу Кришне, Бхиме и Арджуне, он сказал: «О досточтимые брахманы, можете просить у меня всё, что пожелаете. Я готов отдать вам даже свою голову».

00:16:09 Тогда Господь Кришна сказал Джарасандхе: «О великий царь, знай же, что мы не брахманы и явились вовсе не для того, чтобы просить еду или зерно. Мы – кшатрии и пришли вызвать тебя на поединок. Надеемся, что ты примешь наш вызов. Перед тобой – второй сын царя Панду, Бхимасена, и третий сын Панду – Арджуна. Я же твой давний враг, Кришна, двоюродный брат Пандавов».
Когда Господь Кришна открыл Джарасандхе правду, тот расхохотался, а затем гневно произнёс: «Глупцы! Вы хотите сразиться со мной, ну что ж, я согласен. Но ведь Ты, Кришна, – трус. Я не стану биться с Тобой, потому что как только мы сходимся в поединке, Тебе изменяет мужество. В страхе передо мной Ты бежал из Матхуры и укрылся в море, поэтому я отказываюсь сражаться с Тобой. Арджуна моложе меня, и он мне тоже не соперник. Я не стану вступать с ним в бой, ибо наши силы не равны, но Бхимасена, думаю, будет для меня достойным противником».
Сказав это, царь Джарасандха дал Бхимасене увесистую палицу, сам взял другую, и они вышли за городские ворота. И Бхимасена, и царь Джарасандха рвались в бой и вот, наконец, сошлись в поединке.

00:17:45 Своими палицами, могучими, как молнии, они яростно наносили друг другу удары. Оба прекрасно владели палицей и сражались так искусно, что были похожи на актёров, танцующих на сцене. Палицы Джарасандхи и Бхимасены ударялись одна о другую, как бивни боевых слонов, и раздававшиеся при этом звуки были похожи на удары грома в грозу. Когда два слона бьются на тростниковом поле, они срывают стебли сахарного тростника и, крепко зажав их хоботом, наносят друг другу удары, от чего эти стебли быстро ломаются. Точно так же, когда Бхимасена и Джарасандха изо всей силы били друг друга палицами по плечам, рукам, ключицам, груди и бёдрам, животу и ногам, их палицы разлетались на куски. Скоро они разбили все свои палицы и приготовились драться врукопашную.
Разъярённые, Джарасандха и Бхимасена начали бить друг друга могучими кулаками. При этом раздавался такой шум, что казалось, будто молотом бьют по наковальне или в небе грохочет гром. Джарасандха и Бхимасена были похожи на двух сражающихся слонов. Ни один из них не мог одолеть другого, поскольку оба были искусными воинами, обладали равной силой и одинаково хорошо владели боевыми приёмами. Ни Джарасандха, ни Бхимасена не сдавались и не чувствовали усталости, хотя беспрерывно осыпали друг друга ударами. Целый день они сражались, потом, словно друзья, оба ночевали во дворце Джарасандхи, а на следующий день вновь вступали в бой.

00:19:35 Так они бились двадцать семь дней. На двадцать восьмой день Бхимасена сказал Кришне: «О Кришна, я должен честно признать, что не могу победить Джарасандху».
Господь Кришна, однако, знал тайну рождения Джарасандхи. Джарасандху родили сразу две матери. Каждая из них родила по половинке тела. Его отец, решив, что они бесполезны, выбросил обе половинки тела в лес, там их нашла колдунья по имени Джара, и ей удалось полностью срастить обе половинки. Осведомлённый об этом, Кришна знал, как убить Джарасандху. Он дал понять Бхимасене, что поскольку Джарасандха обрёл жизнь, благодаря соединению двух половинок его тела, убить его можно, только снова разделив эти половины.
Господь Кришна вложил в Бхимасену Свою силу и показал ему как убить Джарасандху – Он отломил веточку дерева и расщепил её надвое. С помощью этого намёка Он дал понять Бхимасене, как убить Джарасандху.
Господь Кришна, Верховная Личность Бога, – всемогущ, и того, кого Он задумал убить, уже никто не спасёт. Точно так же никто не сможет погубить того, кого Кришна хочет спасти. Поняв намёк Господа Кришны, Бхимасена тут же схватил Джарасандху за ноги и бросил его наземь. Когда Джарасандха упал, Бхимасена прижал одну его ногу к земле, а другую схватил обеими руками и разорвал его надвое, от ануса до головы. Как слон расщепляет ветви деревьев, Бхимасена разорвал тело Джарасандхи.

00:21:30 Наблюдавшие за поединком увидели, что тело Джарасандхи разорвалось надвое, и у каждой его половины по одной стопе, одному бедру, одному яичку, по половине позвоночника, половине груди, по одной ключице, руке, глазу, уху и по половине лица.
Когда известие о смерти Джарасандхи достигло Магадхи, жители города возопили: «Горе нам! Горе!», а в это время Кришна и Арджуна обнимали Бхимасену и поздравляли его. Хотя Джарасандха был убит, ни Кришна, ни братья Пандавы не заявили о своих притязаниях на престол. Они уничтожили Джарасандху только для того, чтобы восстановить мир, который он нарушал своими бесчинствами.
Демоны всегда приносят людям беспокойства, а полубоги всегда стремятся сохранить мир. Господь Кришна нисходит на Землю для того, чтобы защитить праведников и уничтожить демонов, мешающих людям жить в мире. Поэтому Он немедленно послал за сыном Джарасандхи, которого звали Сахадева, и, соблюдая все церемонии, попросил его занять трон отца и мирно править царством.
Господь Кришна – владыка всего мироздания, и Он хочет, чтобы все люди в нём жили мирно, памятуя о Кришне. Возведя Сахадеву на престол, Кришна освободил всех царей и царевичей, безвинно заточённых Джарасандхой в темницу.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава семьдесят вторая «Освобождение царя Джарасандхи».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 21 June 2018