Предисловие
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:23 Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ачарья основатель Международного общества сознания Кришны, книга «Кришна − Верховная Личность Бога». Изложение десятой песни Шримад Бхагаватам.
Предисловие
00:00:54 Ниврита таршаяр упогея манат
Баувата на шоттама банобиямат
Каутома шлока нанувадат
Пуман вираджета напашугнат
Шримад Бхагаватам Песнь десятая
00:01:15 В странах Запада всякий, кто увидит обложку книги «Кришна» тут же спросит: «Кто такой Кришна? А что это за девушка рядом с Кришной?» и т.д. На первый вопрос можно не задумываясь ответить: Кришна - Бог, Верховная Личность. Почему? Потому что он в точности соответствует описаниям Всевышнего, или Бога, другими словами Кришна - Бог, потому что Он привлекает всех. Того, кто не является всепривлекающим, нельзя назвать Богом.
00:01:53 Что же значит быть всепривлекающим? Прежде всего привлекателен тот, кто очень богат, имеет большие средства, такой человек привлекает к себе окружающих. Очень сильные, могущественные люди также привлекают к себе. Тоже самое можно сказать о человеке очень знаменитом, красивом, очень умном, а также непривязанном ни к какой собственности. Итак, из опыта мы знаем, что людей привлекают: богатство, сила, слава, красота, мудрость, свобода от мирских привязанностей. Тот, кто обладает всеми этими шестью достояниями в неограниченной степени, и есть Верховная Личность Бога. Эти достояния Бога описал великий знаток Вед Парашара муни.
00:02:46 Есть много богатых, могущественных, знаменитых, красивых, образованных и учёных людей, много тех, кто отрешился от мира и не привязан ни к чему материальному. Но история не знает никого, кроме Кришны, кто одновременно был бы безгранично богат, могуществен, знаменит, красив, мудр и ни к чему не привязан. Кришна − Верховная Личность Бога, историческое лицо. Он пришёл на землю пять тысяч лет назад и жил здесь в течении ста двадцати пяти лет. Он играл роль простого смертного, но Его деяниям не мог подражать никто. С первой минуты своего пребывания в этом мире и до своего ухода Кришна совершал деяния, подобных которым не знала мировая история. Поэтому любой, кто понимает, что мы подразумеваем под словом Бог, согласится, что Кришна − это Верховная Личность Бога. Богу нет равных и нет никого более великого чем Он, в этом и заключается смысл известного выражения «Бог велик».
00:04:01 Разные люди по-разному говорят о Боге, но в ведических писаниях сказано, что именно Кришна − Верховный Господь. Это единодушно признают великие ачарьи всех времён, признанные авторитеты в науке о Боге: Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Вишну Свами и Господь Чайтанья, а также все их последователи в цепи духовных учителей и учеников.
00:04:27 Мы, продолжатели традиции ведической культуры, придерживаемся ведической точки зрения на историю вселенной. В материальной вселенной есть разные планетные системы: Сваргалока − высшая планетная система, Мартиялока − средняя планетная система и Паталалока − низшая планетная система. Современные историки не могут предоставить достоверных свидетельств о событиях, происходивших на земле более пяти тысяч лет назад, а антропологи утверждают, что сорок тысяч лет назад гомо сапиенс ещё не появился на нашей планете, поскольку эволюция к тому времени ещё не достигла соответствующего уровня, но ведические источники, Пураны и Махабхарата, рассказывают об исторических событиях, происходивших в человеческом обществе миллионы и миллиарды лет назад. В частности, из этих книг мы узнаём, что миллионы и миллиарды лет назад Кришна не раз приходил на землю. В четвёртой главе Бхагават-гиты, Кришна говорит Арджуне, что оба они уже много раз появлялись в материальном мире, и что Он, Кришна, помнит все Свои воплощения, а Арджуна нет. Такова разница между знанием, которым обладает Кришна, и знанием, которым обладает Арджуна. Арджуна безусловно великий воин и человек высокой культуры, он происходит из древнего рода Куру, но в конечном счёте он всего лишь человек, тогда как Кришна − это Верховный Господь, обладающий безграничным знанием, поэтому и память Его беспредельна.
00:06:11 Знание, которым обладает Кришна, совершенно, и потому Он помнит обо всём, что происходило, когда Он являлся в этот мир многие миллионы лет назад, но память Арджуны и его знание ограничено временем и пространством, поскольку он всего лишь человек. В четвёртой главе Бхагават-гиты Кришна говорит, что Он помнит, как миллионы лет назад поведал Бхагават-гиту богу Солнца Вивасвану.
В наше время многие неверующие пытаются стать богом с помощью разных мистических методов. Такие безбожники заявляют, что стали богом силой собственного воображения или благодаря умению медитировать, но Кришна не такой бог. Он не становится богом, изобретая собственный способ мистической медитации или подвергая себя суровым испытаниям мистической йоги, если быть точным, Он вообще не становится богом, потому что Он всегда Бог.
00:07:14 В тюрьме, куда Камса, дядя Кришны по матери, заточил Его родителей, Кришна явился в облике четырёхрукого Вишну Нараяны, затем Он превратился в обычного младенца, и велел Своему отцу отнести Его в дом Махараджи Нанды и его жены Яшоды.
Когда Кришна был ещё грудным ребёнком, Его попыталась убить огромная ведьма Путана, но Кришна, взяв у неё грудь, вместе с молоком выпил и саму жизнь ведьмы. Таково различие между истинным Богом и богом, изготовленном на мистической фабрике. Кришна не занимался мистической йогой, однако в каждом Своём поступке - и когда Он был младенцем, и когда был подростком, и когда стал юношей - Он являл Себя Верховной Личностью Бога.
00:08:04 В этой книге подробно описаны деяния, которые Кришна совершил, когда находился на земле в образе человека, и хотя в своих играх Кришна ведёт себя как обычный человек, Он всегда остаётся Верховной Личностью Бога.
Кришна − всепривлекающий, и потому все наши желания должны быть устремлены к Кришне. В Бхагават-гите сказано, что индивидуальное живое существо, владелец или хозяин своего тела, но Кришна, Сверхдуша пребывающая в сердце каждого, Верховный владелец и хозяин всех тел, всех живых существ, поэтому, если присущее нам желание любить мы сосредоточим только на Кришне, во вселенной сразу воцарится любовь, братство и мир. Поливая корни дерева, мы одновременно поим водой его большие и малые ветви, листья и цветки, а отправляя пищу в желудок, питаем и все остальные части тела.
00:09:10 Искусство сосредотачивать своё внимание на Верховном Господе и отдавать Ему всю свою любовь называется сознанием Кришны. Мы основали движение Сознание Кришны для того, чтобы каждый мог, отдавая свою любовь Господу, удовлетворить присущее человеку стремление любить других. Все хотят удовлетворить это дремлющее в них желание, но разные новоизобретённые методы: социализм, коммунизм, альтруизм, гуманизм, национализм, а также, любые другие способы, которые могут быть придуманы для достижения мира и процветания, бесполезны и приносят только разочарования из-за того, что мы ничего не знаем об искусстве любить Кришну. Одни думают, что смогут стать счастливыми, следуя нравственным принципам и совершая религиозные обряды, другие считают, что обрести счастье - значит достичь материального благополучия, а третьи ищут счастья в чувственных удовольствиях, но на самом деле человек может быть счастлив, только когда любит Кришну.
00:10:18 Кришна способен совершенным образом отвечать на наше стремление полюбить Его, вступая с нами в различные отношения, называемые расами. Существует двенадцать таких рас. Мы можем любить Кришну как Высшее неизвестное, как Высшего господина, Высшего друга, Высшее дитя и Высшего возлюбленного, это пять главных рас любви. Можно любить Кришну и косвенно, таких видов отношений семь, и на первый взгляд они сильно отличаются от пяти главных, но если человек так или иначе обратит присущее ему желание любить на Кришну, то достигнет цели жизни. Это не вымысел, а факт, который можно проверить на практике. Каждый может непосредственно ощутить, как любовь к Кришне преображает его жизнь.
00:11:11 В девятой главе Бхагават-гиты, наука сознания Кришны названа царём знания тайной тайн, высшей наукой духовного самоосознания, при этом каждый из нас может на своём опыте увидеть, как она влияет нашу жизнь, потому что следовать методу сознания Кришны очень легко. Это приносит радость. В какой бы мере мы бы не развили в себе сознание Кришны, оно навечно останется с нами, ибо оно не уничтожимо. Уже доказано на практике, что нынешняя молодёжь в странах Запада, запутавшаяся и разочарованная, может непосредственно ощутить, что обретает человек, когда обращает свою потребность любить только на Кришну. Говорится, что если человек на протяжении всей жизни подвергает себя суровой аскезе или совершает жертвоприношения, но при этом не пробуждает дремлющую в нём любовь к Кришне, то все его труды напрасны. С другой стороны, если человек пробудил в себе любовь к Кришне, зачем ему без нужды, переносить лишения и совершать аскезу.
00:12:23 Движение сознания Кришны − бесценный дар, который Господь Чайтанья принёс падшим душам нынешнего века. Метод сознания Кришны очень прост. В течение последних четырёх лет к нему обратилось немало людей в странах Запада, и безусловно наше движение удовлетворяет заложенную в людях потребность любить. Книга «Кришна» - ещё одно средство расширить движение сознания Кришны в странах Запада.
00:12:53 В этой трансцендентной книге много иллюстраций. Люди любят читать художественную литературу, чтобы как-то использовать своё время и энергию, теперь свою любовь к чтению они могут связать с Кришной, это принесёт непреходящее духовное удовлетворение каждому человеку и благотворно отразится на всём обществе. В Бхагават-гите сказано, что даже небольшое усилие, приложенное нами, чтобы обрести сознание Кришны спасёт нас от величайшей опасности. Можно привести тысячи примеров того, как люди избежали смертельных опасностей, благодаря незначительному продвижению по пути сознания Кришны. Поэтому мы просим всех воспользоваться случаем и познакомиться с этим великим трансцендентным произведением. Перед вами откроются несметные богатства знаний в области науки, литературы, философии, религии и в конечном счёте, прочитав одну эту книгу «Кришна», вы сможете обрести любовь к Богу.
00:14:02 Я выражаю признательность и благодарность Шриману Джорджу Харрисону, который теперь тоже повторяет мантру Харе Кришна, за то, что он щедро пожертвовал девятнадцать тысяч долларов, позволившие полностью оплатить издание этой книги. Да поможет Кришна этому славному юноше на пути к сознанию Кришны. И наконец мои благословения Шриману Шьямасундре дасу адхикари, Шриману Брахмананде дасу брахмачари, Шриману Хаягриве дасу адхикари, Шриману Сатсварупе дасу адхикари, Шримати Девахути девидаси, Шримати Джадурани девидаси, Шриману Муралидхари дасу брахмачари, Шриману Барадваджи дасу адхикари, Шриману Прадьюмне дасу адхикари и другим за их упорный труд, благодаря которому эта книга вышла в свет.
00:14:58 Харе Кришна.
А.Ч. Бхактиведанта Свами.
В день явления Шрилы Бхактиседанты Сарасвати, 26 февраля 1970 года, штаб-квартира ИСККОН, 37/64 Вотсик авеню, Лос-Анжелес, Калифорния.
Введение
00:15:31 Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна ге,
Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна ге,
Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна ракша мам,
Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, Кришна, паги мам,
Рама рагава, Рама рагава, Рама рагава ракша мам,
Кришна Кешава, Кришна Кешава, Кришна Кешава, паги мам
Чайтанья Чаритамрита. Матхия лила.
00:16:12 Прежде чем начать книгу «Кришна», я хочу с глубоким почтением склониться перед моим духовным учителем, Ом Вишнупадой Аштоторошатой Шри Шримад Бхактисидантой Сарасвати Госвами Махараджем Прабхупадой. Кроме того я хочу выразить своё глубокое почтение Господу Шри Чайтанье Махапрабху, Он океан милости, Он верховная Личность Бога, Сам Кришна, пришедший на землю в облике преданного, чтобы дать людям высшие заповеди преданного служения.
00:16:44 Господь Чайтанья начал проповедовать в стране, называемой Гауда-деша, западная Бенгалия, и, поскольку я принадлежу к Мадха гаудия сампрадае, я должен выразить почтение нашей цепи духовных учителей и учеников. Мадха гаудия сампрадая известна также как Брахма сампрадая, поскольку восходит к Господу Брахме. Брахма был духовным учителем мудреца Нарады. Нарада передал полученные от Брахмы знания Вьясадеве, а Вьясадева стал наставником Мадхвы муни или Мадхвачарьи.
00:17:20 Шри Мадхавендрапури, положивший начало Мадха гаудия сампрадаи, был саньяси и принадлежал к цепи духовных учителей, идущей от Мадхвачарьи.
У него было много знаменитых учеников, среди которых Нитьянанда прабху, Адвайта прабху, Ишварапури и другие. Ишварапури стал духовным учителем Господа Чайтанья Махапрабху, поэтому я хочу выразить глубокое почтение Ишварапури, Нитьянанде Прабху, Шри Адвайте Ачарье Прабху, Шри Васи Пандиту и Шри Кататхари Пандиту. Затем я в почтениии склоняюсь перед Сварупой Дамодарой, который был личным секретарём Господа Чайтанья Махапрабху, а также перед Шри Васудевой Даты. Я выражаю почтение Шри Говинде, бессменному слуге Господа Чайтаньи, близкому другу Господа Мукунде, Мурари Гупти и шестерым Госвами Вриндавана: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунате Бхакти Госвами, Шри Гопале Бхакти Госвами, Шри Дживе Госвами, и Шри Рагунатхе Дасу Госвами.
00:18:30 Кришна сам говорит в Бхагават-гите, что Он Верховная Личность Бога, и что Он нисходит на землю, когда люди перестают следовать заповедям религии и в мире воцаряется безбожие. Другими словами, Господь Кришна является миру, когда необходимо избавить землю или целую вселенную от бремени греховной деятельности. В материальном мире всем повелевает Господь Маха Вишну, всемогущая экспансия Кришны, поэтому, когда Господь является в материальном мире, Его воплощения исходят от Вишну. Маха Вишну − источник материального мира, от него исходит Гарбходакашайи Вишну, а затем Кширодакашайи Вишну. Как правило, все воплощения Господа, которые являются в материальной вселенной, это полные экспансии Кширодакашайи Вишну, и от бремени грехов землю избавляет не Сам Кришна, Верховная Личность Бога, а экспансии Вишну.
00:19:33 Когда же Кришна приходит в материальный мир, все формы Вишну приходят вместе с ним: различные экспансии Кришны - Нараяна, Чатур-вьюха, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха, а также экспансии Его экспансий, например, Матсья − воплощение в образе рыбы, все юга-аватары - воплощение для каждой из эпох, и манвантара-аватары - воплощения, которые нисходят в периоды правления разных Ману. Все они соединяются и являются вместе с Верховной Личностью Бога Кришной в Его теле. Кришна − совершенное целое, поэтому все Его полные экспансии и воплощения всегда пребывают с Ним.
00:19:19 Итак, когда Кришна явился на земле, вместе с Ним пришёл и Господь Вишну. На самом деле Кришна нисходит для того, чтобы явить свои игры во Вриндаване, привлечь к Себе те обусловленные души, которым посчастливиться узнать об этих играх, и призвать их вернуться домой к Богу. Демонов же во Вриндаване убивал только Вишну, который является частью Кришны.
00:20:46 Обитель Господа описывается в Бхагават-гите. В двадцать седьмом стихе восьмой главы Бхагават-гиты говорится, что существует иная, вечная природа − духовное небо, запредельное проявленной и непроявленной материи. Проявленный мир − это видимое нами: многочисленные звёзды и планеты, Солнце, Луна и другие. Помимо них существует непроявленная материя, не досягаемая для воплощённых живых существ, а за её пределами простирается духовное царство, которое названо в Бхагават-гите высочайшим, вечным и неуничтожимым. Материальный мир снова и снова создаётся и уничтожается, но духовный мир вечно остаётся неизменным.
00:21:43 Высшая обитель Господа Кришны описана также в Брахма-самхите, где сказано, что эта обитель из камня чинтамини. В этой обители Кришны, которую называют Голока Вриндавана, много дворцов из философского камня. Деревья там называются деревьями желаний, а коров именуют сурабхи. В этой обители Господу служат сотни тысяч богинь процветания, имя Его Говинда, предвечный Господь, Он причина всех причин. В Своей обители Господь всегда играет на флейте. Глаза Господа подобны лепесткам лотоса, Его прекрасное тело цветом напоминает грозовое облако, на голове у Него павлинье перо. Своею непревзойдённой красотою Он затмевает тысячи и тысячи купидонов.
00:22:41 В Бхагават-гите Господь Кришна лишь в нескольких словах описывает Свою обитель, главную планету духовного царства, но в Шримад Бхагаватам Кришна появляется перед нами вместе со всем Своим окружением, и мы становимся свидетелями Его деяний во Вриндаване, Мадхуре и Двараке.
В этой книге будет последовательно рассказано обо всех этих деяниях Господа.
00:23:07 Семья, в которой явился Кришна, называется династия Яду, она принадлежит к царскому роду, происходящему от Сомы − бога Луны. Есть два царских рода кшатриев: один ведёт начало от правителя Луны, а другой от правителя Солнца. Когда Верховный Господь нисходит на землю, Он обычно является в семье кшатриев, поскольку Ему нужно возродить религию, как основу праведной жизни. Согласно Ведам, кшатрии призваны быть защитниками людей. Когда Верховный Господь низошёл на землю как Рамачандра, Он явился в семью, ведущую родословную от бога Солнца и называемую Рагувамшей, а когда Он явился как Господь Кришна, то пришёл в семье известной как Ядувамшей.
00:23:57 В двадцать четвёртой главе девятой песни Шримад Бхагаватам приводится длинный перечень царей Ядувамшей. Все они были великими и могущественными правителями. Отца Кришны звали Васудевой, он был сыном Шурасены, царя из династии Яду. На самом деле Верховный Господь не принадлежит ни к одной из династий материального мира, но семья, в которой является Кришна, по Его милости становится знаменитой. К примеру, сандаловое дерево растёт на горе Малая, у этого дерева есть и много других отличительных особенностей, но из-за того, что его выращивают главным образом на горе Малая, оно известно как малайский сандал.
00:24:42 Верховный Господь Кришна принадлежит всем, но подобно тому как солнце восходит на востоке, хотя могло бы восходить в любой другой стороне света, Господь является в той семье, которую Сам выбирает, и эта семья становится знаменитой. Как уже было сказано, когда Кришна нисходит в материальный мир, вместе с Ним являются и все Его полные экспансии. Кришна явился вместе с Баларамой (Баладевой), который известен как Его старший брат. От Баларамы исходит Санкаршана чатур-вьюхи. Баларама тоже полная экспансия Кришны. В нашей книге мы постараемся рассказать о том, как Кришна родился в семье Яду и как Он, находясь на земле, проявлял Свои божественные качества. Всё это замечательно описано в Шримад Бхагаватам, особенно в десятой песне, которая и положена в основу этой книги.
00:25:44 Освобождённые души с радостью слушают повествования об играх Господа, тогда как обусловленным живым существам больше нравится читать рассказы о людях, занятых мирской деятельностью, и хотя повествования о трансцендентных деяниях Господа, собранные в Шримад Бхагаватам и других пуранах, напоминают такие рассказы, обусловленные души всё же предпочитают им обычные книги. Они не проявляют большого интереса к повествованиям о деяниях Бога, Кришны, и всё же описание этих деяний настолько увлекательны, что могут доставить радость любому.
00:26:22 В этом мире есть три типа людей: освобождённые души; те, кто пытается обрести освобождение; и материалистичные люди. Но всем им - и освобождённым, и стремящимся к освобождению, и даже закоренелым материалистам - стоит изучать деяния Господа Кришны. Освобождённые души не интересуются мирской деятельностью. Теории имперсоналистов, гласящие, что освободившись живое существо перестаёт действовать и ему уже не нужно что-либо слушать, не доказывают, что освобождённые души и в самом деле бездействуют. Живое существо, душа, не может находиться в бездействии, она активна как в обусловленном, так и в освобождённом состоянии. К примеру, больной человек тоже действует, только его действия причиняют ему боль. Вылечившись, он продолжает действовать, но теперь, когда он здоров, его действия доставляют ему радость.
00:27:23 Имперсоналисты стремятся к освобождению от нездоровой, обусловленной деятельности. Однако они ничего не знают о деятельности тех, кто здоров. Души по-настоящему свободные, обладающие совершенным знанием, начинают слушать рассказы о деяниях Кришны, то есть заниматься чистой духовной деятельностью. Тем, кто действительно свободен, очень важно слушать повествования об играх Кришны, это величайшая радость для человека, освободившегося из материального плена. А тем, кто стремится к освобождению, тоже следует слушать такие книги как Бхагават-гита и Шримад Бхагаватам, ибо это устранит все препятствия с пути к освобождению. Бхагават-гита подготавливает человека к чтению Шримад Бхагаватам. Изучая Бхагават-гиту можно осознать положение Господа Кришны и найти прибежище под сенью Его лотосных стоп. Тогда человек станет способен понять повествования о Кришне, собранные в Шримад Бхагаватам. Именно поэтому Господь Чайтанья велел своим последователям проповедовать кришна-катху.
00:28:36 Кришна-катха − это повествования о Кришне. Есть два вида кришна-катхи: слова Самого Кришны и рассказы о Кришне. Бхагават-гита представляет собой философское произведение, в котором науку о Боге излагает Сам Кришна, а Шримад Бхагаватам − это повествование о деяниях и божественных играх Кришны. Обе эти книги являются кришна-катхой.
Господь Чайтанья велел распространять кришна-катху по всему миру, ибо, если обусловленные души, страдающие в материальном мире, будут слушать рассказы о Кришне, перед ними откроется прямой путь к освобождению. Цель данной книги прежде всего в том, чтобы побудить людей понять Кришну и рассказы о Нём, поскольку это позволит им освободится из материального плена.
00:29:29 Кришна-катха способна привлечь умы даже самых закоренелых материалистов, потому что игры Кришны с гопи (пастушками), очень похожи на любовные отношения юношей и девушек в материальном мире. Половое влечение, свойственное людям, вовсе не противоестественно, поскольку его испытывает и Бог, Изначальная Личность. Энергия наслаждения зовётся Шримати Радхарани. Стремление к любовным отношениям, в основе которых лежит половое влечение, изначально присуще Верховной Личности Бога. И мы, обусловленные души, будучи неотъемлемыми частицами Всевышнего, тоже испытываем подобные чувства, но у нас эти чувства искажены и очень ограничены. Поэтому когда люди, которых привлекает секс в материальном мире, услышат об играх Кришны с гопи, они испытают духовное наслаждение, хотя на первый взгляд это наслаждение может показаться материальным. В результате, слушая кришна-катху, люди постепенно поднимутся на духовный уровень.
00:30:43 В Бхагаватам говорится, что рассказы об играх Господа Кришны с гопи необходимо слушать в изложении авторитетных наставников, причём слушать со смирением, тогда мы достигнем уровня, на котором сможем с любовью, преданностью заниматься трансцендентным служением Господу и окончательно излечимся от вожделения − материальной болезни, поразившей наши сердца. Иными словами, слушая кришна-катху, мы сможем противостоять мирской похоти. Таким образом книга «Кришна», наполненная кришна-катхой, будет интересна и освобождённым душам, и тем, кто стремиться к освобождению, и даже закоренелым материалистам.
00:31:29 По словам Махараджи Парикшита, которому Шукадева Госвами рассказывает о деяниях Кришны, кришна-катха предназначена для всех людей не зависимо от условий их жизни. Без сомнения, каждый человек высоко оценит кришна-катху, но Махараджа Парикшит предупредил также, что людям, убивающим животных, и самоубийцам кришна-катха будет не интересна. Иначе говоря, обычные люди, в каких бы условиях они не находились, если только они следуют моральным принципам священных писаний, обязательно заинтересуются кришна-катхой, но тех, кто убивает самих себя, кришна-катха не привлечёт. В Шримад Бхагаватам в этой связи употреблено слово пашугна, которое означает убийство животных или самоубийство.
00:32:22 Люди, не постигшие свою духовную природу и не стремящиеся к самоосознанию, лишают себя жизни, то есть совершают самоубийство. Человеческая жизнь предназначена прежде всего для самоосознания, но тот, кто пренебрегает этой важной частью своих обязанностей подобно животному, бессмысленно растрачивает отпущенное ему время − это пашугна. Это слово имеет и другой смысл: так называют тех, кто действительно убивает животных. К ним относятся люди, употребляющие в пищу мясо, вплоть до собачьего, потому что все они так или иначе убивают животных, охотятся на них, открывают скотобойни и т.д. Такие люди не могут заинтересоваться кришна-катхой.
00:33:12 Царь Парикшит особенно любил слушать кришну-катху, поскольку знал, что только благодаря Кришне его предки, прежде всего его дед Арджуна, победили в великой битве на Курукшетре. Материальный мир можно воспринимать как поле битвы подобное Курукшетре, здесь все мы боремся за существование, и со всех сторон нам угрожает опасность. По словам Махараджи Парикшита, поле битвы Курукшетра было похоже на огромный океан, кишащий свирепыми рыбами. Его деду Арджуне пришлось сражаться с Бхишмой, Дроной, Карной и другими великими войнами, их сравнивают с океанскими рыбами тименгилами, такая рыба может легко проглотить огромного кита. Великие войны на Курукшетре могли без труда уничтожить множество таких воинов как Арджуна, но по милости Кришны Арджуна сумел одолеть их всех. Подобно тому, как можно перешагнуть через лужицу воды в следе от копытца телёнка, Арджуна, по милости Кришны, легко преодолел океан битвы на Курукшетре.
00:34:27 Было не мало и других причин, по которым Махараджа Парикшит с великим вниманием слушал рассказы о деяниях Кришны. Не только его дед был спасён Кришной, Кришна спас и самого Парикшита. К концу битвы на Курукшетре все члены рода Куру - и тех, кто сражался на стороне сыновей Дхритараштры, и тех, кто сражался на стороне Пандавов, пали в бою. В живых остались только пятеро братьев Пандавов, остальные погибли на поле битвы. В то время Махараджа Парикшит находился во чреве матери. Его отец Абхиманью, сын Арджуны, тоже был убит в сражении на Курукшетре, и Махараджа Парикшит родился уже после смерти своего отца. Когда он ещё находился во чреве матери, Ашваттхама выпустил брахмастру, чтобы убить его. Мать Махараджи Парикшита, Уттара, в поисках защиты бросилась к Кришне, и Кришна, увидев, что ребёнку грозит смерть, в облике Сверхдуши вошёл в чрево Уттары и спас Парикшита. Махараджу Парикшита ещё называют Вишнуратой, поскольку он во чреве матери был спасён Самим Вишну.
00:35:42 Итак, каждый, в каких бы условиях он ни жил, должен стремиться слушать о Кришне, Его деяниях, ибо Кришна − это Высшая Абсолютная Истина, Личность Бога. Он вездесущ, Он живёт в сердце каждого и в тоже время во вселенской форме Он находится вне всего. Тем не менее, как сказано в Бхагават-гите, Кришна приходит в этот мир, появляясь среди людей таким какой Он есть, чтобы привлечь их в Свою трансцендентную обитель, призвать вернуться домой, к Богу. Каждый должен стремиться узнать о Кришне, ради этого и написана книга, которую вы держите сейчас в руках. Благодаря ей люди узнают о Кришне и смогут использовать все преимущества человеческой жизни.
00:36:35 В девятой песни Шримад Бхагаватам Шри Баладева назван сыном Рахини, одной из жён Васудевы. У Васудевы отца Кришны было шестнадцать жён, и Рахини, мать Баладевы, одна из них. Но Баладеву называют ещё и сыном Деваки. Как может он одновременно быть и сыном Деваки, и сыном Рахини? Это один из вопросов, который Махараджа Парикшит задал Шукадеве Госвами, и в своё время на него будет дан ответ. Царь Парикшит тоже спросил Шукадеву Госвами - почему? Сразу после того, как Кришна родился в доме Васудевы, его перенесли в дом Махараджи Нанды во Вриндаване, Гокуле. Он хотел узнать и том, какие деяния совершил Господь Кришна во Вриндаване, а затем в Матхуре. Махараджу Парикшита особенно интересовало, почему Кришна убил своего дядю по матери, Камсу?
00:37:31 Камса был очень близким старшим родственником Кришны, почему же Кришна убил его? Махараджа Парикшит спросил ещё, сколько лет Господь Кришна жил среди людей? Как долго Он правил Дваракой и сколько у Него было жён?
Цари кшатрии обычно женились не один раз, поэтому Махараджа Парикшит спросил, сколько жён было у Господа Кришны? Ответы Шукадевы Госвами на эти и другие вопросы царя Парикшита и составляют содержание книги «Кришна».
00:38:06 Махараджа Парикшит и Шукадева Госвами занимают особое положение. Махараджа Парикшит был достойным слушателем повествования о божественных играх Кришны, а Шукадева Госвами - достойным рассказчиком. При столь удачном сочетании немедленно начинается кришна-катха, и люди могут получить от таких бесед величайшее благо.
00:38:31 Шукадева Госвами беседовал с царём Парикшитом, когда тот постился на берегу реки Ганги, готовясь покинуть тело. Чтобы убедить Шукадеву Госвами, что слушание кришны-катхи не будет для него утомительным, Махараджа Парикшит прямо сказал: «Голод и жажда могут мучить обычного человека и даже меня, но рассказы о Кришне столь чудесны, что их можно слушать без устали, ибо тот, кто слушает их, поднимется на духовный уровень». Следует отметить, что только редкие счастливцы могут слушать кришну-катху с таким же вниманием, с каким её слушал Махараджа Парикшит. Он был особенно внимателен, поскольку в любую минуту ожидал смерти. Каждый из нас должен всегда помнить, что смерть приходит неожиданно. Мы не знаем сколько нам суждено прожить, человек может умереть в любое время, не имеет значения молод он или стар, поэтому мы должны до прихода смерти в полной мере развить в себе сознание Кришны.
00:39:38 На пороге смерти царь Парикшит слушал Шримад Бхагаватам в изложении Шукадевы Госвами. Когда царь Парикшит сказал, что готов неустанно слушать повествования о Кришне, Шукадеве Госвами это очень понравилось, и тогда величайший из рассказчиков Бхагаваты начал повествование об играх Кришны, побеждающих всё зло, которое несёт с собой век Кали. Шукадева Госвами поблагодарил царя за желание слушать о Кришне и ободрил его такими словами: «Дорогой царь, столь горячее желание слушать об играх Кришны говорит о твоём недюжинном разуме». И он пояснил, что слушать и пересказывать повествования об играх Кришны очень благотворно. Это очищает всех - и того, кто рассказывает о божественных деяниях Кришны, и того, кто слушает о них, и того, кто задаёт вопросы о Кришне. Игры Кришны подобны водам Ганги, что берёт начало от большого пальца на ноге Господа Вишну, - также как и Ганга они очищают все три мира: высшие, средние и низшие планеты.