Глава 3. Рождение Господа Кришны

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:27:16 | качество: mp3 32kB/s 12 Mb | прослушано: 1794 | скачано: 1257 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Глава 3. Рождение Господа Кришны

00:00:21 В Бхагавад-гите Господь говорит, что Его приход в материальный мир, Его рождение и деяния трансцендентны и что всякий, кто познал их суть, получает право войти в духовное царство. Явление, или рождение, Господа отличается от рождения обычного человека, который вынужден получать материальное тело в соответствии с поступками, совершенными им в прошлом.
О цели прихода Господа уже говорилось во второй главе: Он приходит в этот мир ради Своего удовольствия.
Когда наступило время явления Господа, созвездия расположились самым благоприятным образом. Астрологическое влияние звезды под названием Рохини превзошло влияние всех прочих звёзд. Считается, что эта звезда, которой повелевает сам Господь Брахма, приносит счастье.

00:01:17 В соответствии с законами астрологии, помимо благоприятного расположения звёзд, существуют также благоприятные или неблагоприятные периоды времени, связанные с расположением планет. Перед рождением Кришны планеты сами собой заняли такое положение, что всё стало очень благоприятно.
В то время повсюду: на востоке, на западе, на юге и на севере – царили мир и благоденствие. На небе светили приносящие счастье звезды, и на земле во всех городах и деревнях, на пастбищах, а также в умах людей появились добрые знаки. Реки были полноводны, а на озёрах цвели прекрасные лотосы. В лесах летали чудесные птицы, разгуливали павлины.

00:02:12 В момент рождения Кришны все птицы запели, а павлины стали танцевать со своими супругами. Дул мягкий, ласковый ветерок, разносивший аромат цветов. Брахманы, привыкшие возжигать жертвенный огонь, увидели, что снова могут совершать жертвоприношения в своих домах. Из-за препятствий, которые им чинили демонические правители, брахманы почти перестали зажигать жертвенный огонь. Запрет на жертвоприношение сковывал деятельность брахманов, угнетал их ум и разум. Однако незадолго до рождения Кришны их ум охватила радость, они услышали божественные звуки с небес, возвещавшие приход Верховной Личности Бога.

00:03:02 Обитатели планет гандхарвов и киннаров запели, а жители Сиддхалоки и планет чаранов начали возносить молитвы, славя Господа. На райских планетах апсары, а также видьядхары вместе со своими женами принялись танцевать. Великие мудрецы и полубоги радостно осыпали землю цветами. На морском берегу шелестели волны, а в небе над морем собрались тучи и приглушенно зарокотал гром.
Когда всё было готово, Господь Вишну, пребывающий в сердце каждого, предстал в ночной тьме перед Деваки, похожей на небожительницу, в образе Верховной Личности Бога. Явление Господа Вишну в такое время было подобно восходу полной луны на востоке. Кто-то может возразить, если Господь Кришна явился на восьмой день убывающей луны, то как луна могла быть полной? В ответ на это скажем лишь, что Господь Кришна родился в царской семье, находившейся под покровительством бога Луны, в ту ночь луна была не полной, но так как Господь явился в роду ведущим своё начало от бога Луны, луна так ликовала, что по милости Кришны, выглядела полной.

00:04:31 В астрономическом трактате «Кхаманикья» подробно описано расположение созвездий во время явления Господа Кришны. Там подтверждается, что ребёнок, родившийся в столь благоприятное время, был Верховным Брахманом, Абсолютной Истиной.
Васудева увидел чудесного младенца с четырьмя руками, в которых Он держал раковину, булаву, диск и цветок лотоса. Его грудь была украшена знаком Шриватса и драгоценным ожерельем с камнем Каустубха. Одет Он был в жёлтый шёлк и сверкал, как чёрная грозовая туча. На Нём был шлем, украшенный драгоценным камнем Вайдурья, браслеты, серьги и другое убранство. На голове Его росли пышные волосы. Васудева был поражён необычным видом ребёнка. Откуда у новорожденного такие украшения? Он понял, что это явился Господь Кришна, и был потрясён.

00:05:36 Васудева смиренно размышлял о том, что, хотя он обычное живое существо, обусловленное материальной природой, и сейчас заключён в тюрьму Камсой, Сам вездесущий Верховный Господь Вишну (Кришна), во всём Своём величии, явился в его доме в образе ребёнка. Земное дитя не может родиться с четырьмя руками, с драгоценностями, в великолепных одеждах и со всеми знаками Верховной Личности Бога. Снова и снова Васудева смотрел на своего новорожденного сына думая над тем, как отпраздновать это благословенное событие.
«Обычно, – думал он, – в семье, где рождается мальчик, устраивают веселое празднество, а у меня, хоть я и в тюрьме, родился Сам Бог, Верховная Личность. Сколько же миллионов празднеств должен я провести, чтобы отметить это событие».

00:06:36 Глядя на новорождённого, Васудева, которого также называют Анакадундубхи, был так счастлив, что ему хотелось отдать в дар брахманам тысячи коров.
По ведическим обычаям, когда во дворце царя-кшатрия отмечается какое-нибудь радостное событие, царь раздаёт щедрые пожертвования. В это время брахманам и мудрецам дарят коров, убранных золотыми украшениями. Васудева тоже хотел раздать пожертвования, чтобы отпраздновать рождение Кришны, но не мог, поскольку был закован в кандалы в тюрьме у Камсы. Тогда он мысленно подарил брахманам тысячи коров.
Когда Васудева убедился, что новорожденный – это Сам Бог, Верховная Личность, он склонился перед Ним и, сложив ладони, начал возносить молитвы. В тот миг Васудева был запределен этому миру и не испытывал никакого страха перед Камсой.

00:07:39 Комната, в которой появился новорождённый мальчик, была озарена исходившим от Него сиянием. Васудева сказал: «О Господь, я понимаю, кто Ты. Ты – Верховная Личность Бога, Сверхдуша всех живых существ и Абсолютная Истина. Ты явился в Своём вечном образе и предстал перед нашим взором. Зная, как я боюсь Камсы, Ты пришёл, чтобы избавить меня от этого страха.
Ты не принадлежишь к материальному миру. Ты Тот, кто, бросая один взгляд на материальную природу, творит всё мироздание».
Кто-то может возразить: Верховный Господь, который одним взглядом создаёт целые миры, не мог появиться в лоне Деваки, жены Васудевы. Предвидя это возражение Васудева говорит: «О Господь, нет ничего удивительного в том, что Ты вошёл в лоно Деваки, ибо точно также Ты творишь весь материальный мир.

00:08:44 В образе Маха-Вишну Ты возлежал на водах Причинного океана, и из Твоего дыхания возникали бесчисленные вселенные. Затем Ты вошёл в каждую из этих вселенных как Гарбходакашайи Вишну. После этого как Кширодакашайи Вишну Ты вошёл в сердца всех живых существ и даже в атомы. Так же можно объяснить и Твоё появление в лоне Деваки. Кажется будто Ты вошёл туда, но в то же время ты остался вездесущим. Ты вошёл и не вошёл в лоно Деваки, и понять это помогут примеры из материального мира.
Совокупная материальная энергия остаётся единой даже после того, как разделяется на шестнадцать первоэлементов. Материальное тело – это не что иное, как сочетание пяти материальных начал: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Каждый раз, когда появляется материальное тело, кажется, будто эти начала созданы только что, но на самом деле они существуют всегда, вне материального тела.

00:09:50 Точно так же, хотя Ты явился как ребёнок во чреве Деваки, Ты существуешь и вне его. Ты всегда остаёшься в Своей обители и одновременно принимаешь миллионы форм и обликов.
Чтобы понять Твоё явление, нужно обладать недюжинным разумом, ибо Ты – источник материальной энергии. Ты излучаешь материальную энергию, подобно тому как солнце излучает свет. Как солнечный свет не может скрыть Солнце, так и материальная энергия, исходящая от Тебя, не может скрыть Тебя. Только кажется, что Ты находишься в трёх гунах материальной природы, но в действительности они не могут покрыть Тебя. Это понимают только по-настоящему мудрые философы. Иными словами, материальная энергия не может окутать Тебя, даже если кажется, что Ты находишься внутри её».

00:10:47 Из Вед мы знаем, что Верховный Брахман озаряет всё сущее Своим сиянием. В Брахма-самхите говорится, что брахмаджьоти, сияние Брахмана, исходит от тела Верховной Личности Бога, а из сияния Брахмана возникает весь сотворенный мир.
В Бхагавад-гите сказано также, что основой сияния Брахмана является Верховный Господь, поэтому Он – первопричина всего сущего. Однако не слишком разумные люди думают, что, когда Верховный Господь приходит в материальный мир, Он приобретает материальные качества. Такие выводы необоснованны, и их делают только недалекие люди.
Верховная Личность Бога прямо или косвенно присутствует всюду: и вне материального мира, и внутри его. Он находится даже внутри атомов, которые существуют только благодаря Его присутствию. Невозможно отделить что-либо от бытия Господа.

00:11:49 В Ведах говорится о необходимости искать Высшую Душу, или первопричину всего, ибо нет ничего, что существовало бы независимо от Высшей Души. Следовательно, материальный мир также возникает в результате преобразования энергии Бога, от которого исходят как неживая материя, так и жизненная сила – душа. Только неразумные могут думать, что Верховный Господь, появляясь в этом мире, обусловливается материей. Даже если кажется, что Бог получает материальное тело, Он не подчиняется законам материальной природы. Придя в этот мир, Кришна развенчал все ошибочные представления о явлении и уходе Верховной Личности Бога.

00:12:38 «О Господь, Твоё явление, Твоё пребывание в этом мире и уход из него не подвержены действию материальных гун. Поскольку Ты Верховный Брахман и повелитель всего сущего, в Тебе нет ничего противоречивого или непонятного. Как Ты Сам сказал, материальная природа действует под Твоим присмотром, подобно тому как слуга работает под присмотром своего господина. Деятельность подвластной Тебе природы не оказывает на Тебя никакого влияния. Ты Верховный Брахман, и всё существует внутри Тебя, и, поскольку материальная природа действует под Твоим началом, её деятельность никак не затрагивает Тебя Самого.
Тебя называют шуклам. «Шуклам» - белизна, - символ Абсолютной Истины, не подверженной влиянию материальных гун. Господа Брахму называют ракта – «красным», так как Он олицетворяет гуну страсти, гуну созидания. Управлять гуной тьмы поручено Господу Шиве, который разрушает материальный космос. Мироздание творят, разрушают и сохраняют Твои энергии, однако всё это никак не затрагивает Тебя Самого.

00:13:57 Это подтверждается в Ведах: харир хи ниргунах сакшат – «Верховный Господь не подвержен влиянию материальных качеств». Говорится также, что качества страсти и невежества полностью отсутствуют в личности Верховного Господа.
О Всевышний, Ты Вседержитель, Верховная Личность Бога, величайший среди великих. Ты хранитель мирового порядка, и всё же Ты милостиво явился в моём доме. Ты пришёл в этот мир, чтобы уничтожить безбожных властителей, которые рядятся в одежды царствующих особ, но на самом деле являются демонами. Я уверен, что Ты сотрёшь их с лица земли вместе с их прислужниками и со всеми их армиями.
Ты явился, чтобы уничтожить злодея Камсу и его приспешников, но, зная о том, что Ты должен будешь его убить, Камса уже погубил много наших детей, Твоих старших братьев, и сейчас он ждёт известия о Твоём рождении. Получив его, он немедленно явится с оружием в руках, чтобы убить Тебя».

00:15:07 Вслед за Васудевой, молитвы Господу вознесла Деваки, мать Кришны. Она была очень напугана злодеяниями своего брата.
Деваки сказала: «О Господь, Твои вечные образы – Нараяна, Господь Рама, Хаяширша, Вараха, Нрисимха, Вамана, Баладева и миллионы других воплощений, исходящих от Вишну – названы в ведических писаниях изначальными. Ты изначален потому, что все Твои воплощения не принадлежат к материальному миру. Ты существовал до его сотворения. Все Твои образы вечны и вездесущи, они излучают сияние, неизменны и не осквернены материальными качествами.
Твои воплощения вечны, исполнены знания и блаженства. Они находятся в гуне чистой благости и всегда поглощены разнообразными играми. У Тебя множество трансцендентных, вечных образов, и все они самодостаточны. Я знаю, что Ты Верховный Господь Вишну.

00:16:13 Через много миллионов лет, когда подойдёт к концу жизнь Господа Брахмы, наступит время разрушения материальной вселенной, и тогда пять стихий: земля, вода, огонь, воздух и эфир – войдут в махат-таттву. Под воздействием времени махат-таттва войдёт в совокупную материальную энергию, которая затем войдёт в источник этой энергии – прадхану, а прадхана войдёт в Тебя. После того как материальное мироздание будет полностью разрушено, останешься только Ты один со Своим трансцендентным именем, телом, качествами и окружением.
О Господь, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, ибо Ты – повелитель непроявленной совокупной энергии, изначальный источник материальной природы.
О Господь, весь материальный космос находится во власти времени, складывающегося из мгновений и лет. Всё здесь совершается под Твоим надзором. Ты изначальный владыка всего, источник всех могучих энергий.

00:17:20 Обусловленные души беспрестанно переселяются из одного тела в другое, с одной планеты на другую, но никак не могут освободиться от оков рождения и смерти, но, когда такое исполненное страха живое существо находит прибежище у Твоих лотосных стоп, оно может больше не бояться грозной смерти».
Эти слова Деваки Господь Сам подтверждает в Бхагавад-гите. Он говорит, что в целой вселенной, начиная с Брахмалоки и кончая Паталалокой, не найти места, где живым существам не грозили бы рождения, смерть, старость и болезни. Но тому, кто входит в царство Бога, больше не приходится возвращаться в материальный мир.
«Поэтому я прошу Тебя, о Господь, спаси меня от жестоких рук Камсы, сына Уграсены. Молю Тебя, Господи, избавь меня от овладевшего мной страха, ибо Ты всегда готов защитить тех, кто служит Тебе».

00:18:24 Господь подтверждает эти слова Деваки в Бхагавад-гите, заверяя Арджуну<: «Можешь объявить всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет».>
В мольбах Деваки о спасении, обращённых к Господу, проявилась однако и её материнская любовь.
«Я знаю, – сказала она, – что явленный нам Твой трансцендентный образ обычно открывается только великим мудрецам в их медитации, но я всё равно испытываю страх, потому что, как только Камса узнает о Твоём рождении, он может причинить Тебе вред. Поэтому я прошу, чтобы на время Ты стал невидимым для наших материальных глаз».
Другими словами, Деваки просила Господа принять облик обычного ребёнка. «Я боюсь своего брата Камсу только потому, что у меня появился Ты. О Господь Мадхусудана, Камса, наверное, пока не знает, что Ты уже родился. Поэтому я прошу Тебя скрыть Свой четырёхрукий образ, образ Вишну с четырьмя Его символами: раковиной, диском, булавой и цветком лотоса.

00:19:36 О Господь, после разрушения мироздания вся вселенная входит в Твоё чрево, и всё же Ты по Своей неизъяснимой милости вошёл в моё чрево.
Я изумлена тем, что Ты действуешь совсем как обычный человек только для того, чтобы доставить радость Своей преданной».
Выслушав молитвы Деваки, Господь ответил: «О Моя мать, в эпоху
Сваямбхувы Ману Мой отец, Васудева, был одним из Праджапати. Тогда его звали Сутапа, а ты была его женой и звалась Пришни. В то время Господь Брахма хотел увеличить число обитателей вселенной и попросил вас произвести потомство. Вы обуздали свои чувства и стали совершать суровую аскезу.
С помощью дыхательных упражнений йоги ты и твой муж смогли противостоять законам материального мира и научились переносить проливные дожди, сильные ветры и палящий жар солнца. Вы также строго следовали всем заповедям религии. Таким образом вы смогли очистить своё сердце и преодолеть влияние законов материальной природы.

00:20:48 Совершая своё подвижничество, вы питались только опавшими листьями. Так, усмирив ум и зов плоти, вы поклонялись Мне, ожидая от Меня чудесного благословения. Вы предавались аскезе двенадцать тысяч лет по исчислению полубогов. Ваши мысли были поглощены только Мной. Преданно служа Мне с постоянной думой обо Мне в сердце, вы доставили Мне огромное удовольствие. Поэтому, о безгрешная мать, твоё сердце всегда остается чистым.
В то время, исполняя твоё желание, Я явился перед тобой в таком же облике, как теперь, и позволил просить у Меня всего, чего захочешь. Тогда ты пожелала, чтобы Я родился твоим сыном. Хотя Я Сам предстал перед тобой, под влиянием Моей энергии ты, вместо того чтобы просить о полном освобождении из материального рабства, попросила Меня стать твоим сыном».

00:21:48 Итак, прежде чем прийти в материальный мир, Господь выбрал Себе мать и отца, Пришни и Сутапу. Когда Господь является в образе человека, у Него должны быть мать и отец, поэтому он избрал Пришни и Сутапу Своими вечными родителями. По этой причине ни Пришни, ни Сутапа не могли просить Господа об освобождении. Для преданного освобождение не так важно, как полное любви трансцендентное служение Господу.
Господь мог немедленно дать им обоим освобождение, но предпочёл оставить их в материальном мире ради Своих будущих пришествий, о чём будет говориться далее.
Когда Господь благословил Пришни и Сутапу быть Его родителями, они прекратили аскезу и стали жить как муж и жена, чтобы зачать ребёнка, которым будет Сам Верховный Господь.

00:22:42 В назначенный срок Пришни забеременела и родила сына. Господь сказал Деваки и Васудеве: «В то время я носил имя Пришнигарбха. В следующую эпоху вы родились как Адити и Кашьяпа, а Я стал вашим сыном по имени Упендра. Тогда Я появился в образе карлика, и по этой причине Меня звали Ваманадева.
Согласно благословению, Я должен был трижды стать вашим сыном. В первый раз меня знали как Пришнигарбху, родившегося у Пришни и Сутапы, в следующем Своём рождении Я стал Упендрой, сыном Адити и Кашьяпы, а теперь, в третий раз, Я родился у вас, Деваки и Васудевы, как Кришна.
Я появился в образе Вишну, чтобы вы убедились, что Я тот же Бог, Верховная Личность, родившийся ещё раз. Я мог появиться в облике обычного ребёнка, но тогда вы не поверили бы, что Деваки носила в своём чреве Верховную Личность Бога.

00:23:43 Дорогие отец и мать, много раз вы растили меня с заботой и любовью как вашего сына, за что Я очень доволен вами и очень обязан вам. Обещаю, что на этот раз вы вернётесь домой, к Богу, ибо вы завершили свою миссию.
Я знаю, вы очень тревожитесь обо Мне и боитесь Камсы. Поэтому повелеваю вам сейчас же отнести меня в Гокулу и обменять на дочь, только что родившуюся у Яшоды».
Сказав всё это Своему отцу и матери, Господь у них на глазах принял облик обычного ребёнка и замолчал.
Выполняя волю Верховной Личности Бога, Васудева приготовился вынести сына из темницы, где Тот родился. Как раз в это время у Нанды и Яшоды родилась дочь – это была Йогамайя, внутренняя энергия Господа. Под её чарами все обитатели дворца Камсы, и прежде всего стража, погрузились в глубокий сон, а все двери раскрылись, хотя были заперты засовами и железными цепями. Ночь была очень темной, но, когда Васудева взял Кришну на руки и вышел из дворца, он мог видеть всё вокруг, как при свете солнца.

00:25:04 В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Кришна подобен свету солнца и потому там, где находится Кришна, нет места иллюзорной энергии, подобной тьме.
Когда Васудева нёс Кришну, ночная тьма отступила. Все двери тюрьмы сами собой отворились, в небе грянул гром и полил сильный дождь. Когда Васудева нёс своего сына, Кришну, под проливным дождём, Господь Шеша в облике змея простёр над головой Васудевы Свои капюшоны, чтобы защитить его от дождя. Васудева вышел на берег Ямуны и увидел, что вода в ней бушует и пенится. Но, несмотря на ненастье, воды реки расступились и позволили Васудеве перейти на другой берег, подобно тому как некогда Индийский океан дал проход Господу Раме, когда Тот строил мост через пролив. Так Васудева перешёл через Ямуну.

00:26:09 Достигнув противоположного берега, он направился к дому Махараджи Нанды в Гокуле. Там он увидел, что все пастухи спят глубоким сном. Он тихо вошёл в дом, подошёл к постели Яшоды и без труда обменял своего сына на лежавшую там новорожденную девочку.
После этого Васудева вернулся в тюрьму Камсы и молча отдал девочку на руки Деваки. Затем он снова надел на себя кандалы, чтобы Камса не узнал о том, что случилось в эту ночь. Яшода, утомлённая родами, крепко уснула, а проснувшись, не могла вспомнить, кого родила: мальчика или девочку.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога», заканчивается глава третья «Рождение Господа Кришны».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 21 November 2017