Глава вторая - Санкхья-йога

Аюрведа радио - 27 April 2007
Вечность души. Исполнение высшего долга как главная задача человеческой жизни. Духовное самоосознание ‒ основа счастья. Ответы на вопросы. Что представляет собой такое качество брахмана, как самообладание? Как следует исполнять свой долг брахмачари ‒ неженатому ученику? Препятствия на пути духовного развития.
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:48:11 | качество: mp3 24kB/s 8 Mb | прослушано: 589 | скачано: 494 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Здравствуйте, дорогие друзья. Мы начинаем передачу живого эфира радио «Аюрведа». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я напоминаю, что мы с вами в прошлый раз начали цикл бесед под названием «Обзор системы йоги», и начали изучать «Бхагавад-гиту», которая считается главным писанием по системе йоги, а также по ведической философии и культуре. Мы с вами кратко вспомним основные идеи, которые прозвучали в прошлый раз.

00:00:55 Сам сюжет «Бхагавад-гиты» очень интересный. «Бхагавад-гита» была рассказана перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра между двумя партиями: партией Пандавов, законных наследников престола царства Гастинапура, и партией Кауравов, которые незаконно захватили трон. И в «Бхагавад-гите» происходит диалог между Кришной и Арджуной. Арджуна был одним из братьев Пандавов, наиболее могущественным воином, а Кришна в то время присутствовал на Земле, и он считается в ведической традиции воплощением Бога. Поскольку Арджуне приходилось сражаться со своими близкими родственниками и друзьями, то он, естественно, испытывал сомнения и чувствовал сострадание к противоположной стороне. И в таком состоянии он испытывал очень большие колебания.

00:02:18 Мы с вами вспомним основные моменты. Первая глава «Бхагавад-гиты» в русском переводе называется «На поле битвы Курукшетра». В оригинале, на санскрите, она называется «Арджуна-вишада-йога», то есть «Йога страдания Арджуны». Очень интересно, что в «Бхагавад-гите» каждая глава называется как некая система йоги. Мы с вами сегодня будем в основном заниматься второй главой, которая называется «Санкхья-йога». «Санкхья» означает философский анализ, мировоззрение системы йоги, в которой будут перечисляться основные положения.

00:03:03 Итак, Арджуна сказал: «Мой дорогой Кришна, видя перед собой своих друзей и близких в таком воинственном духе, я чувствую, что все мои члены трепещут и пересыхает во рту. Всё моё тело дрожит, и волосы встают дыбом, мой лук выскальзывает у меня из рук, и кожа горит огнём. Я больше не могу стоять на ногах и не владею собой, в голове у меня всё путается. Я предвижу одни лишь несчастья, о Кришна, победитель демона Кеши». И на протяжении первой главы и начала второй, Арджуна выдвигает всевозможные аргументы, всевозможные доводы, почему ему не нужно сражаться, ему лучше удалиться куда-то в лес, жить простой, чистой жизнью, чем исполнять свой долг как воину, законному наследнику престола, и завоевать трон.

Вечность души

00:04:15 И, собственно, в ответ на его сомнения Кришна начинает рассказывать ему «Бхагавад-гиту». Мы с вами в прошлый раз дошли до начала второй главы, в которой начинаются наставления Кришны, и сейчас мы повторим как раз эти первые стихи. В это время Кришна, стоя между двух армий, с улыбкой сказал убитому горем Арджуне такие слова: «Говоря столь учёные слова, ты беспокоишься о том, что недостойно сожаления. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мёртвых. Никогда не было, чтобы не существовал Я, или ты, или кто-нибудь из этих царей, и в будущем никто из нас не прекратит существование».

00:05:15 То есть здесь Кришна провозглашает первый аспект философии: вечность души. Душа вечна, душа не умирает со смертью тела. И в следующем, тринадцатом, стихе он это объясняет более подробно. Стих 13 [прим. ред.]: «По мере того, как душа живёт в теле, от детства к юности до глубокой старости, она аналогично после смерти переходит в новое тело, это не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу». Итак, это самый первый момент философии Веданты – вечность души. Наша жизнь – это не материальное существование, не жизнь тела, но жизнь души, которая является носителем сознания, которая находится внутри нашего тела, и тело является для него оболочкой, одеждой.

00:06:16 И здесь в «Бхагавад-гите» говорится, что тело постоянно меняется. От детства к юности до глубокой старости: тело растёт, стареет, затем умирает. Но душа при этом не меняется. Душа является вечным, так сказать, атрибутом, фактически душа – это есть мы сами. И, по сути, у каждого человека в душе есть такое ощущение вечности жизни, никто не хочет смириться с неизбежностью смерти. То есть мы интуитивно чувствуем, что жизнь не должна кончаться, жизнь должна быть вечной. Этот первый аспект духовной природы называется Сатвечность души. Мы с вами кратко говорили о том, что хотя современные люди, учёные, как правило, не признают этого, на самом деле есть много объективных и, можно сказать, научных данных, которые это подтверждают.

00:07:34 Например, опыты по реанимации человека, находящегося в состоянии клинической смерти. И на эту тему была первая публикация доктора Реймонда Моуди «Жизнь после жизни», это было ещё лет 25 назад. И после этого появилось много книг, и многие врачи-реаниматоры опубликовали аналогичные данные, согласно которым они, беседуя со своими пациентами, пережившими состояние клинической смерти, действительно услышали очень интересные и откровенные признания. Многие ощущали этот выход из тела, и было ощущение себя вне, так сказать, материального тела.

00:08:16 Есть и другие работы, есть так называемые опыты гипнотической регрессии, когда человек в состоянии гипноза начинает вспоминать свои прошлые жизни. И, более того, есть случаи, когда человек вспоминает о своей прошлой жизни даже в нормальном состоянии, вне гипноза, и на эту тему тоже есть довольно много публикаций. То есть в современную эпоху есть объективные, можно сказать, научные подтверждения этого основного положения духовного знания, что душа вечна, то есть наша жизнь не кончается со смертью тела.

00:09:03 И дальше в стихе 14 второй главы Кришна говорит: «О, Арджуна, временное появление счастья и несчастья, их исчезновение в должном порядке подобно приходу и уходу зимы и лета. Они возникают из-за чувственного восприятия, о потомок Бхараты, и человек должен учиться переносить их, не будучи обеспокоенным». То есть это следующий момент, уже более тонкий. На самом деле материальная жизнь не так проста, материальная жизнь не является сплошным счастьем и удовольствием, в материальной жизни много страданий, и сам процесс повторяющихся рождений и смертей является причиной этих страданий. Как было сказано в предыдущем стихе, душа покидает тело после смерти и принимает новое рождение в следующей жизни.

00:10:06 Этот процесс рождения и процесс смерти связан со страданиями. В последующих стихах второй главы Кришна будет объяснять также глубокую философскую причину этих страданий, но кратко можно сказать, что материальная жизнь является неестественной для души, душа, будучи духовной, принадлежит к высшей духовной природе. И, будучи в оболочке временного, материального, тела, она чувствует себя неуютно и периодически испытывает страдания. В последующих стихах, начиная с двадцатого, Кришна очень подробно и с научной полнотой объясняет вечность души с самых разных аспектов, поскольку это очень важный момент.

00:11:05 Вот стих 20: «Для души нет ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». Стих 23 [прим. ред.]: «Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, она не горит в огне, не тонет в воде, не иссушается ветром». Стих 24 [прим. ред.]: «Индивидуальную душу нельзя ни разбить, ни растворить, ни сжечь, ни высушить. Она существует всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же.»

Исполнение высшего долга как главная задача человеческой жизни

00:11:57 Каков вывод из того, что наша душа вечна, что наша жизнь не кончается со смертью тела? Вывод, который делает Кришна, таков: человек должен исполнять свой долг, несмотря ни на какие трудности. В данном случае Арджуна должен был сражаться с риском погибнуть, и Кришна призывает его исполнять свой долг, несмотря ни на что, несмотря ни на какие препятствия, потому что в этом задача человеческой жизни: исполнять свой высший долг ради всеобщего блага, ради прогресса всего человечества. И это, по сути, положение первой системы йоги, которая называется карма-йога. Подробно она будет рассматриваться в следующей главе.

00:12:58 Значит, далее в стихе 27 второй главы говорится: «Для того, кто родился, смерть неизбежна, а после смерти неизбежно рождение. Поэтому, исполняя свой долг, ты не должен иметь никаких сожалений». Это очень красивые поэтические строки, которые объясняют эту вечную науку, вечную истину о душе. И вот, Кришна побуждает Арджуну сражаться (стих 31): «Что касается твоего долга кшатрии, знай, что для тебя нет ничего лучше, чем сражаться за религиозные принципы. Поэтому ты не должен иметь никаких колебаний». Стих 33 [прим. ред.]: «Если же ты не исполнишь свой долг и не станешь сражаться, то совершишь грех пренебрежения своим долгом и поэтому потеряешь репутацию воина».

00:13:59 Стих 34 [прим. ред.]: «Люди всегда будут говорить о твоём бесчестии, а для уважаемого человека бесчестие хуже смерти». И, наконец, в стихе 38 говорится: «Сражайся лишь ради самого сражения, не принимая во внимание счастье или несчастье, выигрыш или потерю, победу или поражение. И таким образом ты никогда не навлечёшь на себя греха». В конце концов, Кришна говорит, что вот это бескорыстное и добросовестное исполнение своего долга есть начало духовной жизни, это и есть начало духовного пути, то есть самая первая йога, карма-йога, которая позволяет человеку прогрессировать и обрести основы духовного знания.

00:15:03 И в стихе 40 говорится: «На этом пути нет никаких потерь, и даже небольшое продвижение защитит человека от наиболее опасных видов страха». Стих 41 [прим. ред.]: «Стоящие на этом пути решительны в своих намерениях, их цель едина. О возлюбленный сын Куру, разум тех, кто нерешителен, ветвист». Здесь фактически Кришна говорит, что этот путь духовной жизни является универсальным и беспроигрышным, то есть здесь, как вот в стихе 40 говорится, нет никакого убытка или потери, и даже небольшое продвижение защищает человека от наиболее опасных видов страха.

00:15:55 В стихе 57 Кришна говорит, что эта двойственность материального мира: счастье и страдание, является неотъемлемым качеством материальной жизни. «В этом материальном мире тот, кто не слишком радуется, случись что-то хорошее, и не слишком горюет, случись плохое, обладает истинным знанием». То есть мудрый человек не обращает особого внимания на эту постоянную череду счастья и страдания, он сосредоточен на исполнении своей высшей духовной цели. Далее Кришна рассматривает философский анализ, каким образом чувственные наслаждения приводят человека к деградации, то есть почему они приводят человека в конце концов к страданию.

00:16:58 Стих 62 «Созерцая чувственные объекты, человек развивает к ним привязанность, от этой привязанности рождается страсть, а из страсти рождается гнев». То есть когда человек пытается наслаждаться какими-то чувственными объектами (у нас четыре основных вида чувственных наслаждений: еда, сон, секс, оборона), у него, естественно, развивается к этому привязанность, желание получить больше наслаждений. Но материальный мир устроен таким образом, что материальное счастье, материальное наслаждение никогда не имеют предела. Человеку хочется всё больше, больше и больше. И поэтому неизбежно наступает разочарование. Не будучи в состоянии исполнить все свои желания (у нас было такое выражение в своё время – растущие потребности), человек разочаровывается и впадает в гнев. Из-за гнева возникают всевозможные проблемы.

00:18:05 В следующем стихе говорится: «От гнева происходит полное заблуждение, от заблуждения пропадает память. Когда память потеряна, пропадает разум, а когда разум потерян, человек снова падает в болото материальной жизни». Вот таким образом Кришна философски объясняет, что стремление к чувственным наслаждениям приводит к проблемам, к тому, что человек хочет наслаждаться всё больше и больше, в конце концов разочаровывается, и у него появляется гнев. В состоянии гнева человека теряет полный контроль над собой.

Духовное самоосознание – основа счастья

00:19:09 Мы с вами приближаемся к завершению второй главы «Бхагавад-гиты», где Кришна подводит итоги, так сказать, первых шагов духовной жизни. В стихе 65: «Для того, кто таким образом удовлетворён, уже не существует трёх видов материальных страданий; по достижении такого состояния разум человека становится твёрд». Стих 66 [прим. ред.]: «Тот, кто не связан со Всевышним, не может иметь ни трансцендентального разума, ни стойкого ума, без которого невозможно счастье».

00:20:00 То есть здесь Кришна объясняет, что вот это состояние отрешённости от материальных наслаждений и, наоборот, погружённость в духовную жизнь является основой счастья, причём счастья не временного, материального, а счастья духовного, которое не кончается со смертью тела. Очень интересный стих 69, очень красивый, аллегорический. Мы о нём сейчас поговорим. «То, что ночь для всех существ, время пробуждения для владеющего собой мудреца. Когда же все живые существа пробуждаются, то для мудреца, обладающего внутренним видением, наступает ночь».

00:20:58 Я вам прочитаю комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады, очень интересный. Кратко говоря, для материалиста духовная жизнь является ночью, то есть непонятным, и, напротив, материальная жизнь чувственных наслаждений является ночью для святой личности, для мудреца, который посвятил себя духовному самоосознанию. Вот этот комментарий: «Умные люди подразделяются на две категории. Одни действуют с умом ради материального, чувственного наслаждения, а другие обладают внутренним видением и готовы к самоосознанию. Деятельность мудрецов, то есть думающих людей, это темная ночь для тех, кто поглощён интересами материального мира. Вследствие своего невежества в области духовного самоосознания, материалистически настроенные люди такой «ночью» спят. Но мудрый, углублённый в себя человек бодрствует этой „ночью”».

00:22:13 То есть фактически эту «ночь» для материалистов можно условно назвать «раннее утро» для духовных, для святых личностей. Потому что, как правило, те, кто ведут духовную жизнь, они рано ложатся и рано встают. Во всех церквях и храмах мира рано утром начинается служба, потому что утренние часы – это гуна благости, это наиболее чистое время дня. И, если вы помните, даже у Льва Николаевича Толстого есть вот это сравнение в одном из его романов, что рано утром, так сказать, материалистические люди как бы засыпают, они разъезжаются по домам после ночной оргии, после, так сказать, бурной ночной жизни. А для простых, честных людей – это начало дня. Они рано утром выходят на работу, занимаются своими обязанностями и, так сказать, будут естественно прогрессировать, будут получать милость Господа.

00:23:28 Значит, я продолжу этот комментарий. «Мудрый человек находит трансцендентальное удовольствие в постепенном развитии духовной культуры, тогда как человек, занимающийся материальной деятельностью, остаётся слепым в науке самоосознания, и он погружен в сон, грезя о различных чувственных удовольствиях. При этом иногда он испытывает радость, а иногда – горе. Самоуглублённый человек, безразличный к материальному счастью и горю, он продолжает заниматься самореализацией, не обращая внимания на материальные условия».

00:24:07 Вот такой небольшой, но очень интересный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады о том, что фактически духовная жизнь противоположна материальной жизни, и то, что является ценным для материалистов, для духовного человека не имеет цены. Вот эти материальные, так сказать, богатства, наслаждения и положение в обществе – всё это временные атрибуты, которые неизбежно будут потеряны со смертью нашего тела. И хотя современные люди к этому стремятся изо всех сил, это фактически потеря времени. И цель духовной жизни в том, чтобы развивать в себе духовные знания, духовное сознание, и, несмотря на какие-то внешние, материальные, условия, будь то благоприятные или неблагоприятные, продвигаться на духовном пути.

00:25:12 И вот, наконец, мы с вами переходим к последнему стиху второй главы «Бхагавад-гиты», я его сейчас прочитаю. Стих 72: «Таков путь духовной и божественной жизни, встав на который, человек уже не попадает в заблуждение. Находясь в таком состоянии даже в момент смерти, человек возвращается в царство Бога».

00:25:42 Здесь Кришна объясняет, что, даже если человек не смог достичь такого духовного сознания в течение жизни, поскольку в молодые годы у нас много увлечений, много желаний, хочется, так сказать, пожить и понаслаждаться жизнью, к старости, когда тело уже дряхлеет, и уже нет таких страстей, и нет возможностей для чувственных наслаждений, человек естественным образом может и должен задуматься о высших духовных ценностях, о смысле своей жизни. И если хотя бы в последние годы жизни он встанет на духовный путь, то, но он имеет шанс достичь такого духовного сознания в конце, перед оставлением своего материального тела (это не гарантия, но шанс есть). И здесь Кришна обещает, что даже если человек достигнет этого состояния в последний момент, в момент смерти, он возвращается в царство Бога.

00:27:00 На этом кончается вторая глава «Бхагавад-гиты» под названием «Санкхья-йога», или в русском переводе «Обзор Бхагавад-гиты». Следующая глава называется «Карма-йога». Это уже более подробное и более детальное обсуждение, мы начнём с этого нашу следующую передачу. Но вы уже, в принципе, знаете, что принцип карма-йоги – это принцип добросовестного исполнения своих предписанных обязанностей без привязанности к результату. Но в третьей главе Кришна будет это объяснять более подробно, более научно обосновывая всю эту концепцию. На этом я хочу закончить свою небольшую беседу и приглашаю вас обращаться с какими-то вопросами на наш сайт или позвонив по нашему... [звучит музыка].

Ответы на вопросы

Самообладание

00:28:22 [Ведущая] Итак, мы продолжаем принимать ваши вопросы на почтовый ящик Ayurvedaradio@mail.ru, а также ваши СМС на номер 8-909-933-77-09. И также мы ждём ваших звонков по скайпу. К нам поступил вопрос от Андрея из Харькова. Владимир, я вам сейчас зачитаю вопрос. Объясните, пожалуйста, более подробно одно из двенадцати качеств брахмана – самообладание.

00:28:52 [Критский В. Г.] Спасибо за вопрос. Значит, одно из качеств брахмана – самообладание. Это описание даётся в «Шримад-Бхагаватам». В «Бхагавад-гите» более краткое перечисление качеств, там их всего 9, а в «Шримад-Бхагаватам» более подробно – 12. На английском это self-control, или самоконтроль, подразумевает два аспекта: контроль ума и контроль чувств. Значит, более простая вещь – это контроль чувств. То есть человек должен учиться владеть собой. И в самой сложной, в самой такой неприятной ситуации он должен достойно вести себя, исполнять свои обязанности, и это первый шаг к духовной жизни. По сути, не только духовной, но и цивилизованной материальной жизни, потому что если человек не может владеть собой, не контролирует себя, то он не считается культурным, цивилизованным человеком, и к нему не будут как-то особенно серьёзно относиться. И он не будет считаться достойным, уважаемым членом общества.

00:30:20 Примером являются, скажем, какие-нибудь пьяницы, наркоманы, которые, в принципе, знают, что вредно употреблять наркотики, но они не могут себя сдерживать, они не могут ничего сделать со своими чувствами. И, собственно, идут по этому самоубийственному пути. Второй, более высокий, этап духовного прогресса – это контроль ума. Если человек, который идёт по духовному пути, уже достиг первого этапа, то есть он владеет собой, то есть внешне, по крайней мере, он ведёт себя достойно, прилично, в соответствии со всеми предписаниями духовных писаний, то более сложная вещь – это контроль ума. То есть он должен не только внешне, но и внутренне вести себя достойно. У нас на эту тему была передача, где-то три недели назад, – «Внутренняя чистота». Внутренняя чистота – это чистота сознания, и она достигается после определённого пути, определённой духовной практики, это может занять ни один год и даже, может быть, всю жизнь.

00:31:42 В «Бхагавад-гите» в шестой главе Кришна описывает медитационную систему йоги, восьмиступенчатую систему йоги. Там, как раз, требуется через вот эту систему Ямы, Ниямы, Асаны достичь полного равновесия и спокойствия ума. И в ответ Арджуна говорит, что «эта система слишком сложна для меня, поскольку ум упрям, непокорен и очень силён, и сдержать его труднее, чем сдержать ветер руками». Это будет в шестой главе, я думаю, мы дойдём до шестой главы где-то через две-три недели. Но в другой системе йоги, бхакти-йоге, или мантра-йоге, контроль ума достигается легче. Эта система основана на более простых, более эффективных методах, таких как шраванам и киртанам: слушании об Абсолютной Истине и рассказах об Абсолютной Истине. Но об этом тоже поговорим немножко позже. Но кратко можно, как я уже сказал, это качество, самообладание, рассмотреть в двух аспектах: контроль ума и контроль чувств, оба из которых относятся к данному понятию. Спасибо за ваш вопрос.

В чем состоит долг неженатого мужчины?

00:33:21 [Ведущая] Хорошо, у нас есть ещё один вопрос, я его зачитаю. Он пришёл к нам из Минска, от Сергея. «В прошлой лекции вы говорили об исполнении своего долга и приводили пример: долг мужа – это забота о благополучии семьи, долг жены – это сохранение семейного очага и воспитание детей, а также смиренное отношение к супругу. Что же делать мне? Каков мой долг, если я намеренно отказываюсь создавать семью?»

00:33:46 [Критский В. Г.] То есть я так понимаю, что Сергей является неженатым человеком, то есть он к этому ашраму семейной жизни не имеет никакого отношения. Если он не хочет создавать семью, он является по статусу брахмачари – неженатым учеником. Таких довольно много, и это неплохо. Сергей, может быть, пропустил предыдущую передачу, не слышал, что есть четыре ашрама духовной жизни. Первый ашрам, брахмачари, – это неженатые ученики, которые не только не женятся, но даже об этом не думают в идеале, они думают о других вещах: думают об учёбе, думают о том, как исполнять свои обязанности, духовные обязанности в той духовной школе, где они находятся. Если брахмачари думает о женитьбе, то это уже первый шаг к тому, что он вскоре женится.

00:34:47 Так вот, если вы остаётесь таким неженатым учеником (таким неженатым учеником, брахмачари, можно оставаться всю жизнь), в этом нет ничего зазорного, потому что век живи – век учись, и реальность такова, что это возможно для очень немногих. Большинство мужчин, 90%, может быть, даже 99%, рано или поздно женятся, вступают в брак, иногда даже после 50 лет. Как говорит русская поговорка: седина в бороду, бес в ребро. Но если у вас нет к этому какого-то стремления, если у вас нет тяги, так сказать, к семейной жизни, а также если у вас нет возможности (семейная жизнь подразумевает определённую ответственность, нужно не просто жениться, нужно поддерживать семью, для этого нужны какие-то удобства, какая-то квартира, или домик, или комната хотя бы), то вы просто должны сосредоточиться на предписанных обязанностях вашего ашрама – брахмачари.

00:36:04 Ну, скажем, вы работаете, может быть, зарабатываете деньги, у вас, может быть, есть родители, вы помогаете родителям, вы интересуетесь духовной жизнью, изучаете писания, слушаете радио «Аюрведа» и стараетесь следовать тем предписаниям, которые дают духовные авторитеты, учителя. Вот в этом должен быть ваш интерес, ваше занятие, и это не только неплохо, это, может быть, даже ещё лучше, это может дать вам более быстрый духовный прогресс, чем семейная жизнь. Потому что в семейной жизни у человека половина времени, половина сил, примерно, уходит на поддержание семьи, жены, детей, дома и т. д. А то и больше половины. У материалистов уходят все 100%, у них какой-то процент уходит на работу, на зарабатывание денег, а всё остальное – на поддержание материального устройства семьи, и у них нет времени на духовную жизнь, и они даже иногда не знают, для чего это нужно, что это такое.

00:37:16 Поэтому брахмачари, неженатые, в этом плане имеют преимущества. Они могут и должны уже с молодых лет посвятить всё своё свободное время духовной жизни в рамках какой-нибудь духовной традиции, которую они выбрали, авторитетной, потому что есть, конечно, неавторитетные традиции, сатанинские секты и прочее. Он должен иметь разум, голову на плечах, чтобы выбрать что-то достойное, то, что ему ближе. Иногда материалисты говорят, что если Бог един, то почему он создал так много путей, так много религий? Бог действительно един, но он создал много религий, потому что много людей, которые находятся на разных уровнях сознания. Точно так же как в школе есть первый класс, где изучают таблицу умножения, а есть 10 класс, где изучают, может быть, дифференциальные исчисления, так и есть духовные пути разного уровня, разных категорий, для разных людей.

00:38:34 В частности, в ведической традиции мы будем рассматривать четыре системы йоги: карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога, бхакти-йога. Это тоже определённая шкала духовных ценностей, духовного пути. И самый первый этап – это карма-йога, о которой мы будем говорить в следующий раз. Это начало духовной жизни, добросовестное исполнение предписанных обязанностей. Есть дальше более сложные пути, которые, естественно, более эффективны и благоприятны. Так что вам, Сергей, нет нужды особенно огорчаться и сомневаться, что ваши обязанности более простые, чем семейного человека, и более ясны. У семейного человека, как правило, много проблем, которые не так просто решить. Самая первая: он должен установить хорошие отношения со своей женой, это удаётся в современном мире далеко не всем, потому что около 70% браков кончаются разводом. А, как раз, жизнь неженатого человека гораздо более простая. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:39:50 [Ведущая] Спасибо большое. К нам в студию пришло сейчас такое замечательное письмо. Уважаемый Владимир Георгиевич, спасибо вам огромное за интересные беседы. С уважением, Анна.

00:40:05 [Критский В. Г.] Спасибо, Анна. Дело в том, что интересные беседы вести нетрудно, если знать рецепт, если знать этот талисман. Духовное знание передаётся, как мы упоминали в цикле «Ведическая культура», по цепи ученической преемственности, то есть авторитетный представитель – это не тот, кто придумывает что-то оригинальное, а тот, кто следует авторитетной духовной традиции. И что касается меня, то я рассказывал, что я где-то до 28 лет жил как обычный человек, я закончил физический факультет МГУ, учился в аспирантуре. И у меня постепенно наступило определённое разочарование в материальной жизни. Я увидел, что современная наука не может ответить на многие самые простые, естественные вопросы. Я начал какие-то поиски, вначале чисто интеллектуально, поиски каких-то философий, религий, прочитал Библию, Новый завет полностью прочитал. И я не находил полного удовлетворения ответом на все вопросы.

00:41:25 Мне тут ещё прижало здоровье, у меня в 23 года, после окончания МГУ, была куча хронических болезней. И я стал пробовать различные медицинские системы оздоровления: Шелтона, Брэгга, Джеффри. В конце концов столкнулся с системой йоги и начал заниматься йогой. Где-то около полугода я занимался йогой. На одной из лекций я услышал о философии Веданты. То есть до этого я занимался йогой просто как спортивными упражнениями, ходил, у нас были занятия в физкультурном зале в одной школе. И осмысленное изучение началось потом, когда я встретил ученика духовного учителя. [Это было в Москве.] И я понял, что это нечто необычное, что-то удивительное, чего я раньше никогда не слышал. Стал ходить на лекции этого человека и затем достал себе «Бхагавад-гиту». Кстати, «Бхагавад-гита», которую мы с вами обсуждаем, – это первая книга по философии Веданты, которую я прочитал. Она ещё тогда была на английском языке. Сейчас она есть уже на русском. И когда я начал её читать, вот именно эту вторую главу, которую мы с вами сегодня обсуждали, я почувствовал, что это что-то такое, что я когда-то уже слышал.

00:42:48 Вот эти стихи, особенно перевоплощение души: «По мере того, как душа живёт в теле, от детства к юности до глубокой старости, она переходит в новое тело после смерти», меня просто охватывала дрожь, волнение, как Арджуну. Потому что я чувствовал, что это что-то такое, что для меня не является совершенно новым, я когда-то уже слышал. Такое удивительное свойство авторитетного духовного знания, что оно не просто дает формальное знание, теоретическое, как, например, философия Гегеля, философия Канта и т. д. Она даёт вам возможность понять и почувствовать, как правильно жить. Даёт возможность найти ответы на какие-то вопросы в своей реальной жизни. Ещё раз вам спасибо, Анна, за ваши добрые пожелания.

Как уверенность в себе может превратиться в гордость?

00:43:45 [Ведущая] Владимир, у меня ещё есть от себя вопрос. «В жизни сталкиваюсь с таким понятием, как самоуверенный человек. Может быть, он уверен в себе, я, может быть, про себя могу сказать: уверена в какой-либо области, в которой у меня всё прекрасно получается, но самый страшный шаг, который меня, может быть, ждёт впереди или других людей, это когда ты всё прекрасно делаешь, хорошо, замечательно, всё у тебя получается, тобой восхищаются люди, и наступает такой момент, когда гордыня или гордость начинает переполнять сердце. Как избавиться от этого, или как оградить себя, как заметить, что уверенность в себе начинает перерастать в гордость?»

00:44:30 [Критский В. Г.] Спасибо, Наталья, это очень хороший вопрос. И я думаю, что мы в будущем разберём, что на духовном пути есть много препятствий, и вот эта гордыня, или самоуверенность, – одно из наиболее тонких и опасных препятствий. Когда человек знакомится с духовным знанием и видит, что это нечто удивительное, необычное, что это меняет всю его жизнь, что его жизнь начинает как будто светиться новым светом, то его переполняет, в первую очередь, радость, счастье и уверенность в себе, что он действительно нашёл такой путь, что он необычный человек, что он необычная личность, ведь никто этого не знает. Вот взять тысячу людей, из тысячи людей, может быть, только несколько человек знают о реинкарнации, перевоплощении души, а он знает. И это одна из ловушек в духовной жизни. Об этом есть замечательные слова в Библии, слова Иисуса Христа (Нагорная проповедь) : «И блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Что значит нищие духом?

00:45:48 Я думал, когда впервые читал Библию, что значит нищие духом. И только спустя годы, когда я стал изучать Веды, я понял, нищие духом – это, как раз, смиренные люди, которые не гордые, которые не гордятся собой, что они вот знают о душе, о Боге, о смысле жизни. И человек должен использовать весь свой разум и свои мыслительные способности, чтобы, с одной стороны, изучать духовное знание и в то же время знать о возможных подводных камнях, о препятствиях. И то, что вы назвали, гордыня, об этом во всех духовных традициях говорится. Вот я вам привел пример из Библии, и то же самое в Ведах: один из великих учителей, Чайтанья Махапрабху, писал 500 лет назад, что нужно заниматься духовной практикой в смирении, ощущая себя ничтожнее травы на улице, будучи терпеливее, чем дерево, нужно оказывать почтение каждому и не ожидать почтения взамен.

00:46:58 Вот это тоже такие стихи, они называются «Шикшаштака», 8 наставлений, которые нам оставил один из великих учителей, Шри Чайтанья Махапрабху 500 лет назад. Тут то же самое говорится, даже более подробнее и ярко, что человек должен быть смиреннее, чем трава на улице, и терпеливее, чем дерево. Вот так я могу ответить вам, Наталья.

00:47:25 [Ведущая] Спасибо. Вот вы ещё упомянули о смирении. Насколько я понимаю, смирение и терпение – это абсолютно разные вещи. Смирение – это когда ты внутри уже смирился с ситуацией, а терпение – это только внешне. Правильно?
[Критский В. Г.] Да, правильно, согласен.
[Ведущая] Спасибо вам большое за интересную лекцию и за интересные ответы на присланные вам вопросы. До скорых встреч, Владимир. Спасибо ещё раз большое вам!
[Критский В. Г.] Спасибо. До свидания!
[Ведущая] До свидания. Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете оставаться с нами. Далее в программе у нас музыка, и мы всегда будем с вами, если вы этого захотите. «Аюрведа» радио. Будьте счастливы!

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 22 November 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 08 January 2021