Бхагавад-гита – источник вдохновения

Аюрведа радио - 20 April 2007
Высказывания известных людей о «Бхагавад-гите». Сюжет «Бхагавад-гиты». Обзор второй главы «Бхагавад-гиты». Ответы на вопросы. Как быть женщине, если она находится на более высоком духовном уровне, чем её муж? Можно ли ситуацию диалога Кришны и Арджуны перенести на ситуацию в реальной жизни? Почему так получается, что некоторые люди интересуются знанием «Бхагавад-гиты» и других ведических произведений, а другие люди не интересуются этим? Как применить ведическую философию в реальной жизни, если мы знаем, что философия или теория отличается от реальной, обыденной, жизни?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:00:07 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 1032 | скачано: 535 | избрано: 26
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Представляем вашему вниманию лекцию Владимира Критского. Тема называется «Обзор различных систем йоги». Также Владимир Георгиевич ответит на вопросы по ведической культуре и философии. Вы можете задавать свои вопросы по телефону 8-909-933-77-09, а также, присылать свои письма на ayurvedaradio@mail.ru.

00:00:42 [Критский В. Г.] Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами начинаем передачу прямого эфира радио «Аюрведа». В эфире Критский Владимир Георгиевич, и наш курс, как вы, наверное, помните, называется «Философские основы ведической культуры». В прошлый раз я предложил, чтобы наше общение продолжалось в более интересном ключе, в режиме диалога, чтобы вы присылали какие-то вопросы. Насколько я знаю, до сих пор поступило только два небольших вопроса, один о семейных отношениях, довольно интересный. И прежде чем я отвечу на эти вопросы, которые, в общем-то, не займут много времени, мне бы хотелось продолжить наш курс по философским основам ведической культуры, и в качестве практической иллюстрации мне хотелось дать обзор, видимо, основного на современном этапе, произведения ведической литературы – «Бхагавад-гиты».

00:02:15 Я уже не раз говорил вам об этом произведении и цитировал стихи, и поскольку сейчас основной курс завершён, то есть возможность рассмотреть более подробно. Чем для нас интересна «Бхагавад-гита»? Тем, что в ней даётся обзор различных систем йоги. И мы с вами говорили, что «йога» в переводе с санскрита означает «связь с высшей природой», то есть процесс духовного возвышения человека, говоря русским языком.

00:02:58 И основные четыре йоги я вам перечислял: это карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога, бхакти-йога. И я хочу сегодня начать этот небольшой, дополнительный, цикл. Не знаю, может быть, он займёт пару таких бесед. И для начала я хочу прочитать несколько цитат различных выдающихся людей, которые читали «Бхагавад-гиту» и ей восхищались. Я уже упоминал Льва Николаевича Толстого. Хотя у меня сейчас под рукой нет цитат, но я совершенно точно знаю, что есть книги. Например, есть такая книга – «Толстой и Веды». Я, может быть, её в следующий раз достану и вам что-то прочитаю из этой книги.

00:04:04 Я упоминал о том, что в Ясной поляне на страницах «Махабхараты» и «Рамаяны» есть пометки, сделанные лично рукой Льва Николаевича. [Это говорит] о том, что он не просто читал эти произведения, а их изучал и даже анализировал. Я сейчас прочитаю вам пару цитат других различных выдающихся личностей, например одного очень известного деятеля, о котором вы, наверное, слышали. [До] реформации, духовного возрождения Индии, когда Индия ещё была английской колонией и шла борьба за независимость. Индия, такая огромная, богатая страна древнейшей культуры, находилась в колониальной зависимости от маленькой европейской страны – Англии, и это, примерно, продолжалось около 200 лет.

Высказывания известных людей о «Бхагавад-гите»

00:05:04 Так вот, Махатма Ганди был одним из инициаторов, идейных, так сказать, вдохновителей движения за независимость Индии, и он был большим поклонником «Бхагавад-гиты». Я вам прочитаю одну из его цитат, очень интересную, красивую. «Когда меня охватывают сомнения, когда разочарования следуют одно за другим и не видно луча надежды на горизонте, я обращаюсь к «Бхагавад-гите» и нахожу стих, приносящий успокоение. Я сразу же начинаю улыбаться, забывая о переполнявшей меня печали. Те, кто размышляют над «Гитой», постоянно черпают в ней радость и открывают в ней новый смысл». Махатма Ганди. Я думаю, что эта очень яркая, красивая цитата говорит сама за себя и не требует каких-то особых комментариев.

00:06:02 Она напечатана на обложке издания «Бхагавад-гиты», на твёрдой обложке. Вот ещё одна цитата, Ралфа Уолдо Эмерсона, американского философа-трансценденталиста 19 века. «Я был обязан «Бхагавад-гите» замечательным днём, это первая из книг. Такое впечатление, что целая империя говорит с вами. В ней нет ничего мелкого, незначительного, всё крупное, последовательное, безмятежное. Это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другом климате, но над теми же вопросами, что беспокоят и нас». Ралф Уолдо Эмерсон. Ну вот, две цитаты о «Бхагавад-гите», те, что у меня есть, я вам привёл. В следующий раз, если у меня будут ещё какие-то, я вам прочитаю.

Сюжет «Бхагавад-гиты»

00:07:10 Итак, «Бхагавад-гита». Мы с вами будем рассматривать «Бхагавад-гиту как она есть», это перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады, выдающегося деятеля, философа, теолога, который где-то в середине 20 века совершил, можно сказать, духовную революцию тем, что он вынес ведическую культуру, ведическое знание за пределы Индии. Хотя, в принципе, и до него были различные попытки переводить Веды, изучать их, особенно когда началось завоевание Индии Британской империей, и появились первые индологи, санскритологи.

00:07:56 Но поскольку это были учёные, находящиеся вне традиции, которые не очень хорошо понимали дух этого учения, этой культуры, то это было нечто «внешнее». Попытка рассмотреть это духовное знание чисто с внешней, материальной, точки зрения. Итак, «Бхагавад-гита» состоит из 18 глав, и она входит в состав «Махабхараты». Вы, наверняка, слышали, что два самых знаменитых эпоса древней Индии – это «Рамаяна» и «Махабхарата», повествование о великой династии Бхаратов. В древности Индия называлась Бхарата-варша, по имени очень известного императора Бхараты, который жил много тысяч лет назад и был одним из основателей, столпов ведической культуры.

00:09:10 Внешний сюжет «Бхагавад-гиты» очень простой. По сюжету «Махабхараты» происходила борьба за царский трон, за который боролись две партии, они были двоюродные братья, Пандавы и Кауравы. Пандавы были сыновьями царя Панду, Кауравы – сыновьями его брата, Дхритараштры. Дхритараштра был старшим братом Панду, но поскольку он был слеп от рождения, он не мог стать царём. И поэтому на трон был возведён Панду. И Панду был замечательный царь, очень мудрый, праведный, храбрый, но, к сожалению, он умер, будучи молодым, вследствие определённого проклятья. Это тоже своя история.

00:10:03 И, поскольку его дети были ещё очень маленькие, не могли править царством, на трон был временно возведён его брат, Дхритараштра. Фактически у него был Совет, у него были, так сказать, министры, которые правили, он утверждал их решения, но, так или иначе, на трон был возведён его старший брат Дхритараштра, слепой царь. И когда Дхритараштра правил, у него кроме своих детей, которых звали Кауравы, под его опекой были сыновья брата Панду, пять братьев Пандавов. Он всех их, так сказать, воспитывал, нанимал им самых лучших учителей, учителей воинского искусства, таким был Дроначарья, и также дед Бхишма был их наставником.

00:11:00 И с самого детства между Пандавами и Кауравами были трения, была, надо сказать, не детская вражда, или даже недоверие. Пандавы были благостные и очень честные, благочестивые, а сыновья же Дхритараштры, Кауравы, были, скажем так, мошенники. Поскольку их отец был не очень честен, соответственно, и яблоко от яблони недалеко падает, и дети его были очень честолюбивые, они очень завидовали Пандавам и хотели сами занять престол. Они хотели, чтобы старший из них, Дурьодхана, стал царём и строили всевозможные планы и козни, как это сделать.

00:12:01 И они не останавливались даже перед тем, чтобы погубить Пандавов. Ещё в юношеском возрасте, будучи мальчиками, они уже строили такие планы. Однажды они пытались отравить Бхиму, наиболее сильного из Пандавов. Когда они подросли, они отправили Пандавов в специально построенный дом, очень красивый дворец в загородной резиденции, который был заранее пропитан смолой. И план был такой: в определённую ночь они должны были запереть там Пандавов, а дом поджечь. Таким образом они хотели избавиться от своих соперников. Загородный дом Варнавата, так называлось место, где находилась вот эта резиденция.

00:12:59 И Пандавы это чувствовали и понимали, но, будучи очень праведными и благочестивыми, они не хотели враждовать, не хотели отвечать злом на зло, и они всё это терпели, хотя они были царевичи, в них была царская кровь. И в конце концов Кауравы, когда им не удалось впрямую избавиться от Пандавов, затеяли нечестную игру в кости и с помощью мошенничества обыграли старшего из Пандавов, Юдхиштхиру, и выиграли у него всё имущество, всё царство. И по условиям игры Пандавы отправились в лес, в ссылку на 13 лет, а Кауравам, соответственно, досталось всё их царство.

00:13:56 Через 13 лет Пандавы, строго выполнив условия соглашения, вернулись. Хотя у них была возможность в процессе вот этой тринадцатилетней ссылки. Старший из Кауравов, Дурьодхана, был взят в плен. Он нанёс оскорбление одной женщине из племени гандхарвов, и тогда гандхарвы разгромили войско Кауравов и взяли в плен царя Дурьодхану, он был старшим царевичем, наследником престола. Они даже хотели его приговорить к смерти, но один из слуг Дурьодханы бросился к Пандавам, которые находились в том же лесу, и стал умолять их о помощи. Сам Дурьодхана его не просил, он был очень гордым, но Пандавы, невзирая на то, что они, так сказать, постоянно терпели притеснения Дурьодханы, бросились на помощь и разгромили гандхарвов и освободили Дурьодхану.

00:15:08 Дурьодхана был очень обижен, для него было унизительно то, что он был спасён от гибели своими врагами, которых он ненавидел. И он решил отомстить тому слуге, который вызвал Пандавов, который фактически спас его от смерти. Но он не мог его убить, будучи кшатрием, царём, он его вызвал на поединок, он его победил, зарубил мечом. То есть он с ним расправился, он был очень сильным, могучим воином, но к тому же, вероятно, его царедворцу, этому слуге, который с ним сражался, не хватило духа, не хватило сил сражаться в полную мощь.

00:16:02 Что было бы, если бы он победил Дурьодхану, царя? Он, вероятно, просто морально был сломлен, был побежден Дурьодханой, тот его зарубил. Так он его отблагодарил, так сказать, за спасённую жизнь. Так вот, в конце этой тринадцатилетней ссылки Пандавы вернулись обратно в столицу и попросили, чтобы им вернули их половину царства, они заранее согласились на половину царства, хотя теоретически они могли претендовать на всё, но об этом уже не могло быть и речи, потому что прошло 13 лет, и Кауравы уже были царями, уже все привыкли к тому, что Кауравы правили, Дурьодхана был царём, и они попросили половину царства. Им отказали. Они попросили хотя бы пять городов, но Дурьодхана сказал, что не даст Пандавам ни клочка земли величиной с булавочную головку.

00:17:06 И в конце концов стала неизбежной война. Пандавы были не робкого десятка, хотя у них не было особого имущества, не было страны, но у них было много сторонников, и сторонники Пандавов стали стекаться к ним, они стали собирать армию. Они собрали достаточно большую армию, семь акшаухини. Но, конечно, их армия была гораздо меньше, чем армия Дурьодханы, у которого в руках была вся страна. У Дурьодханы было 11 акшаухини. Акшаухини примерно 200 тысяч воинов составляет. Огромная армия, то есть всего там было несколько миллионов. И в конце концов состоялась эта великая битва на поле Курукшетра, пять тысяч лет назад, и это место историческое. Если вы поедете в Индию, то примерно в 100 километрах от Дели находится это поле Курукшетра, огромное, колоссальное.

00:18:03 Ну, сейчас на этом поле уже есть какие-то небольшие деревушки и строения, но это место осталось как историческое. Там, на этом поле, до сих пор находится памятник Кришне и Арджуне, поскольку на этом поле перед началом битвы Кришна поведал Арджуне «Бхагавад-гиту», которую мы с вами как раз сегодня будем рассматривать. Перед началом битвы Арджуну охватили сомнения. Арджуна был самый сильный из воинов Пандавов, и он сомневался, стоит ли ему сражаться, потому что на противоположной стороне были его родственники, двоюродные братья, его учителя, Бхишма и Дроначарья, которые были вынуждены сражаться на стороне Кауравов, находясь на службе у них. За эти 13 лет многое переменилось, и Кауравы в буквальном смысле слова прибрали к рукам всю страну, в том числе и многих сторонников Пандавов.

00:19:00 Они взяли их к себе на службу, хитростью или подкупом. И, соответственно, Арджуна не хотел сражаться. И в ответ на его сомнения Кришна рассказывает ему «Бхагавад-гиту». Само слово «Бхагавад-гита» в переводе означает «Песнь Бога», потому что, согласно Ведам, согласно самой «Бхагавад-гите», Кришна является воплощением Всевышнего Господа. И до сих пор «Бхагавад-гита» изучается во всём мире и считается образцом, квинтэссенцией ведической мудрости и ведической культуры.

00:19:59 В том числе многие принципы ведической культуры, о которых мы с вами говорили во время курса, они будут в «Бхагавад-гите», поэтому для вас особенно ничего нового не будет. Но, тем не менее, мне хотелось бы продолжить, так сказать, наш курс, тем более, что вопросов пока очень мало, и рассказать вам об этом уникальном произведении, в котором Кришна описывает основные системы йоги, то есть системы духовного развития. И вы увидите, что это очень полная, можно сказать, научная система, которая имеет, естественно, логическую связь и с современной духовной культурой. В частности, вы наверняка слышали о йоге, многие занимаются Хатха-йогой, но это всего лишь одна из систем аштанга-йоги.

00:21:00 То, что в современном мире называется словом «религия», соответствует бхакти-йоге, то есть последней, четвертой, системе, или, скажем так, духовной йоге, йоге служения Господу. Итак, давайте с вами начнём рассматривать «Бхагавад-гиту». Мы с вами уже немножечко рассмотрели содержание первой главы, которая называется «На поле битвы Курукшетра». В ответ на сомнения Арджуны Кришна начинает рассказывать бессмертную «Бхагавад-гиту». И он начинает такими словами.

Обзор второй главы «Бхагавад-гиты»

00:21:55 Мы сейчас с вами будем читать стихи второй главы, которая называется «Обзор Бхагавад-гиты», как раз то, что нам с вами и нужно. И вот, в 11 стихе Кришна говорит: «Говоря столь учёные слова, ты печалишься о том, что недостойно сожаления, мудрые не скорбят ни о живых, ни о мёртвых». То есть Кришна говорит (это первая истина духовного знания) о том, что жизнь не кончается со смертью тела, о том, что душа вечна, тело – это только наша временная оболочка, и со смертью тела жизнь не кончается. Поэтому скорбеть и убиваться из-за смерти своих близких не имеет большого смысла. Это печальная истина и, так сказать, необходимость нашей материальной жизни.

00:23:05 Следующий стих, двенадцатый. «Никогда не было, чтобы не существовал я, или ты, или эти цари, и в будущем никто из нас не прекратит существование». Вот та же самая идея, которую Кришна подчёркивает более подробно, наглядно. И тринадцатый: «Точно так же, как душа переходит из детского тела в юношеское, а из него в старческое, так и после смерти она переходит в новое тело. Это не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу». То есть Кришна описывает процесс реинкарнации, перевоплощения души. По мере того, как душа живёт в теле от детства к юности до глубокой старости, она аналогично после смерти переходит в новое тело, это не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу.

00:24:07 Вот этот процесс реинкарнации, перевоплощения души, по сути, ведическая концепция эволюции. То есть эволюция проходит не на уровне тела, не тела эволюционируют в какие-то другие тела, но душа эволюционирует из одного тела в другое, потому что этот процесс переселения души из тела в тело может продолжаться очень долго, в течение миллионов лет, пока существует материальный мир, до той поры, пока душа сама не захочет отсюда выбраться. Но одна ячеечка этого бесконечного цикла реинкарнации, которая называется «сансара» на санскрите, здесь объясняется, в этом стихе.

00:24:57 И четырнадцатый стих: «О, сын Кунти, временное появление счастья и несчастья и их исчезновение в должном порядке подобны приходу и уходу зимы и лета. Они возникают из чувственного восприятия, о потомок Бхараты, и человеку должно научиться переносить их, не будучи обеспокоенным». Здесь Кришна объясняет более тонкую вещь. Что этот процесс постоянной реинкарнации, перевоплощения души, неминуемо приводит к появлению счастья и страдания, что в какой-то период жизни, когда благоприятная, так сказать, карма, человек испытывает счастье. И это от него не зависит, он даже ничего не знает, он, возможно, это особо и не заслужил по-настоящему, он это заслужил как реакцию на свои прошлые поступки, прошлой жизни.

00:25:58 И, аналогично, независимо от нашего желания приходит страдание, когда человек не хочет, он не понимает, за что он страдает, почему он страдает, но страдания приходят, и мы вынуждены с этим мириться, и это непреложный закон материального мира. «О, лучший среди людей (Арджуна), поистине достоин освобождения тот, кого не выводят из равновесия счастье и страдание, и кто сохраняет самообладание в обеих ситуациях». Таким образом начинается вторая глава, это учения Господа Кришны из второй главы. Он более подробно разъясняет момент вечности души. «Душа неразрушима, неизмерима и вечна, лишь тело подвержено смерти, а потому сражайся, о потомок Бхараты».

00:27:00 «Для души нет ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, ни возникает и не возникнет. Она – нерожденная, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». То есть это изначальный момент духовного знания, это вечность души. Вот этот момент вечности, аспект вечности, называется Сат. На самом деле жизнь вечна, жизнь не кончается со смертью тела, хотя в материальном мире мы постоянно видим, что все люди рождаются и со временем умирают. И во второй главе Кришна даёт некоторые фундаментальные идеи «Бхагавад-гиты».

00:27:55 И в том числе вот эту идею карма-йоги, которая будет более подробно рассматриваться в третьей главе. И эта философия карма-йоги говорит о том, как мы с вами уже рассматривали в курсе, что человек должен исполнять свои обязанности добросовестно, невзирая ни на что, независимо от того, каков будет результат, получит он какую-то награду или не получит, он должен исполнять свои обязанности добросовестным образом. И Кришна об этом говорит в отношении Арджуны: «Сражайся лишь ради своего долга, не думая ни о радости или горе, о победе или поражении, а сражайся лишь ради своего долга. [звучит музыка].

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Как быть женщине, если она находится на более высоком духовном уровне, чем её муж?

00:29:38 Вот у нас вопрос поступил. Ну, вероятно, по вашей предыдущей лекции. Как быть женщине, если она находится на более высоком духовном уровне, чем её муж?

00:29:57 Вопрос очень интересный, и так бывает, особенно в современной культуре, культуре западного мира. И женщины очень часто бывают лучше подготовлены к семейной жизни, чем мужчины (об этом я говорил в ходе своих лекций), потому что для женщины семейная жизнь важнее, и она более, так сказать, естественна. Мужчины очень часто бывают не подготовлены к семейной жизни. И если этот вопрос рассмотреть в плане чисто практическом, то есть если это вопрос семейных отношений, то эта ситуация встречается сплошь и рядом, очень часто. И женщина должна быть заранее к этому готова и относиться к этому достаточно спокойно. То есть, согласно всем древним книгам мудрости, Ведам, согласно Библии, жена должна относиться к мужу с почтением и уважением всегда. Сейчас, по крайней мере, нет такой ситуации, чтобы выдавали кого-то замуж насильно, и если девушка выходит за кого-то замуж, то это означает, что она заранее готова, согласна служить своему мужу, вот такова духовная культура ведическая, и, насколько я понимаю, в христианстве то же самое.

00:31:50 Муж может иметь какие-то недостатки, физические или интеллектуальные. У мужчины всегда есть огромное преимущество, как мы говорили, это разум, мужской разум более сильный, чем женский разум. В каких-то практических вопросах женщина может быть более умелой, более умной, более практичной, это нормально, и, в общем-то, тут не нужно как-то очень этому удивляться. Но нормальная семья – если мужчина берёт на себя ответственность за семью в целом, то есть мужчина должен вести семью в правильном направлении. И женщина должна понимать, что какой бы она ни была умной и более чуткой, эмоциональной, у мужчины есть вот это огромное преимущество.

00:33:00 Если ситуация более серьёзная, и мужчина и в духовном отношении тоже слабее, чем женщина, такое бывает, во многих храмах и церквях женщин чаще приходит больше, чем мужчин, они быстрее понимают важность духовной жизни, но опять же и здесь тоже у мужчин остаётся преимущество, потому что женщина очень легко может прийти к духовной жизни, но может легко и уйти. Женщину гораздо легче сбить с толку, чем мужчину. И если уже мужчина понял что к чему, если уже мужчина понял важность духовной жизни, то его уже не остановишь, он будет идти и двигать семью, тащить семью за собой.

00:33:54 Поэтому в случае, если мужчина отстаёт от жены духовно, жена должна его толкать, она должна его вдохновлять, конечно, очень деликатно, очень ненавязчиво, не задевая его мужское самолюбие, его мужское эго, через каких-то, может быть, знакомых, через литературу духовную, через лекции, и даже просто молиться, чтобы муж прогрессировал, чтобы муж смог стать лидером, смог стать главой семьи. Потому что жене взять на себя роль очень трудно, такую роль лидера, даже если она превосходит мужа в интеллектуальном или в духовном отношении по причине большей эмоциональности, большей чувствительности. Эта роль, естественно, должна принадлежать мужу.

00:34:55 Вот это основная идея. Да, женщина может превосходить мужчину интеллектуально и даже духовно, но в её интересах, чтобы лидером стал муж, чтобы муж как можно быстрее прогрессировал и мог взять на себя обязанности духовного наставника и главы семьи. Спасибо за ваш вопрос.

00:35:24 [Ведущая] Спасибо за ваш ответ. То есть женщина должна сознательно принимать на себя вторую роль, да?
[Критский В. Г.] Да, вот в этом её разум, в этом её мудрость. В современном мире как раз многие женщины этого не понимают, они думают, что из-за того, что муж чем-то ей уступает, она может брать на себя роль какого-то лидера, главы. И при этом они задевают мужское самолюбие, они просто его лишают своей роли. Муж будет счастлив, он будет доволен, когда он будет играть роль лидера. Таково мужское самолюбие, мужское эго, и женщина не должна пытаться его в этом ограничить и препятствовать, она должна, наоборот, его вдохновлять на то, чтобы он взял на себя ответственность. В этом мудрость и разум женщины, и она будет счастлива тогда, когда она будет под защитой, когда у неё будет достойный муж, который будет отвечать за семью, который будет защищать семью, обеспечивать, она будет ему помогать, и, естественно, муж не должен быть деспотом и как-то пытаться жену унижать. Это уже зависит от его уровня, его прогресса, но очень многое зависит от жены и жена может и должна вдохновлять мужа на роль лидера, на роль главы семьи.

00:37:11 [Ведущая] Спасибо. Вот ещё вопрос, вопрос касается вот вашей лекции по Бхагавад Гите: Можно ли ситуацию диалога Кришны и Арджуны перенести на ситуацию в реальной жизни? То есть человек в обыденной жизни принимает на себя роль Арджуны, он воин, он должен сражаться.

00:37:50 [Критский В. Г.] Спасибо. Это интересный вопрос. «Бхагавад-гита» и все события, которые происходили на поле Курукшетра (это было пять тысяч лет назад), являются для нас в каком-то смысле примером и уникальным поучением, но нельзя, естественно, уж слишком буквально всё воспринимать. Всегда требуется разум, и разум человек обретает за счёт общения с духовно возвышенными личностями. Я уже говорил о роли гуру в ведической традиции, духовного учителя. Самостоятельно, без гуру, понять смысл «Бхагавад-гиты» сложно. И даже такие выдающиеся личности, как Махатма Ганди, интерпретировал «Бхагавад-гиту» произвольным образом.

00:38:52 Он считал, что «Бхагавад-гита» – это аллегория, что Пандавы – это просто чувства, и сражение происходит у человека с самим собой, со своими чувствами. Это, разумеется, неверно, не авторитетно. Сейчас есть археологические какие-то данные, археологические раскопки, которые подтверждают, что пять тысяч лет назад на поле Курукшетра действительно была грандиозная битва, там находится очень много различных видов оружия, которые пролежали в земле пять тысяч лет. И всё подтверждается. Смысл наставлений «Бхагавад-гиты» в том, что человек должен решать свои проблемы, которые возникают в жизни неизбежно.

00:39:48 И ситуация, которая возникла на поле Курукшетра, в «миниатюре» повторяется и сейчас. Каждый человек находится в растерянности, он не знает, в чём его долг, не знает, как решить свои проблемы. Суть в том, что человек не может решить свои проблемы самостоятельно, без обращения к духовному началу, духовному знанию. Невозможно решить вот эти все материальные проблемы материальными средствами. Кстати, на эту тему есть великолепное изречение Альберта Эйнштейна, который говорил, что проблема современных людей в том, что они пытаются решить проблемы, возникающие в уме, с помощью того же ума. А большинство проблем современной эпохи, современной культуры, это именно проблемы ума: проблема преступности, проблема наркомании, проституции или вот такие жуткие проблемы, о которых мы говорили в прошлый раз.

00:40:59 На лекциях я упоминал про этого корейского юношу, который буквально из какой-то зависти стал убивать своих сокурсников. Разумеется, это уже психическое отклонение, но печально то, что в современном обществе, и в том числе и в Америке, такие случаи не в первый раз, они повторяются регулярно. Может быть, не в таких масштабах, но, насколько я помню, за последние годы было три или четыре случая, когда молодые люди буквально теряли в жизни всякие ориентиры, всякий смысл и в отчаянии совершали какие-то дикие, совершенно безумные поступки. Но это имеет место не только в Америке, но и в Европе, и даже у нас в России.

00:41:49 Может быть, в меньшем масштабе, может быть, мы не докатились до такого безумия, как в Америке, но и у нас тоже проблем хватает. И суть «Бхагавад-гиты» в том, что, как я сказал, материальные проблемы невозможно решить материальными способами. Необходимо духовное знание, человек должен обратиться к какому-то духовному наставнику, учителю, и решать проблемы с его помощью. Вот это, пожалуй, главная идея «Бхагавад-гиты». Конечно, есть много информации, тоже очень важной, скажем, реинкарнация души, закон кармы, с чего Кришна начинает наставления в «Бхагавад-гите». Это основа, это азы духовного знания, но, к сожалению, даже эти азы многие люди не знают.

00:42:44 Например, сегодня на радио «Свобода» была передача с христианской точки зрения. Выступали многие разумные люди, христиане, и им задали вопрос: а может ли христианин верить в реинкарнацию, перевоплощение души? И большинство считали, что нет, это невозможно. Но, дорогие мои, дело в том, что первые христиане верили в реинкарнацию, христианские философы первых веков, [Аригон] и другие, признавали реинкарнацию, возьмите труды, почитайте. То есть концепция реинкарнации была отвергнута на четвёртом вселенском соборе, это в четвёртом веке. Конечно, мы не хотим навязывать свою точку зрения, но тут далеко не всё так просто. Я уважаю христианскую традицию, но для меня просто совершенно непонятно, как верить в то, что душа рождается один раз.

00:43:50 И при этом Господь её помещает в то или иное тело. Кто-то рождается в семье миллионера и наслаждается жизнью, а кто-то рождается в семье нищего и страдает всю жизнь. За что? Если душа рождается один раз, Господь является причиной всей этой несправедливости, то есть это, с моей точки зрения, совершенно нелогично, противоречит здравому смыслу. Концепция реинкарнации очень проста и очень логична: каждый получает то, что он заслужил по своей прошлой жизни. И, конечно, можно верить во всё, что угодно, что семь вёрст до небес и всё лесом, но, по крайней мере, нужно как-то уважать, разумно относиться к взглядам оппонентов, потому что человеку свойственно ошибаться. То есть наставления в «Бхагавад-гите» можно и нужно применять к современной ситуации, но лучше это делать с помощью духовно продвинутой личности. И уж если вы изучаете «Бхагавад-гиту», то нужно выбирать духовного учителя, который находится в этой традиции «Бхагавад-гиты», то есть ведической традиции. Вот так я могу ответить на ваш вопрос.

Почему некоторые интересуются знанием «Бхагавад-гиты», а другие нет?

00:45:15 [Ведущая] Спасибо Владимир. Скажите, пожалуйста, Почему так получается, что некоторые люди интересуются знанием «Бхагавад-гиты» и других ведических произведений, а другие люди не интересуются этим?

00:45:37 Ну, тут есть два варианта: или человек полностью поглощён материальной жизнью, таких большинство, может быть, 90%, и для них духовное знание просто какое-то недоразумение, так сказать, вера для слабых людей, или у него есть какая-то альтернатива, какое-то другое духовное учение, христианское или мусульманское, и, соответственно, он сосредоточен на своей вере, на своём убеждении. Это случай, так сказать, хороший, нормальный, и, несмотря на то, что я критически отношусь к убеждениям, отрицающим реинкарнацию, но в то же время, если посмотреть философски, на самом деле с точки зрения практики, с точки зрения реальной жизни, даже вот эта фундаментальная концепция реинкарнации является несущественной.

00:46:44 То есть мы можем считать, что либо душа перевоплощается из жизни в жизнь, как в ведической традиции, либо считать, как современные христиане, что душа рождается один раз, но с практической точки зрения, рекомендации священных писаний совершенно аналогичны. Вот, как это ни парадоксально, можно иметь любую веру, любые философские взгляды, но если человек следует духовной традиции, авторитетной, то он всегда найдет общий язык с представителями другой духовной традиции. И заповеди, скажем, библейские, и заповеди ведические совершенно аналогичны: не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй, чти мать и отца своего, вот это 10 библейских заповедей, которые, по сути, мы с вами разбирали в нашем курсе «Основы ведической культуры».

00:47:46 Там есть все эти принципы, там почитание старших, принцип ахимсы, другими словами ненасилия, на другом языке, но принципы те же самые. Вот я могу таким образом ответить на ваш вопрос. Либо человек занят материальной деятельностью, и ему пока не до духовной жизни, он находится в такой иллюзии, на санскрите называется майя, ему это ещё рано, ещё ему не дано. Как говорится в Библии, много званных, но мало избранных. Или он нашёл какую-то духовную традицию и идёт по ней, и тогда, в общем-то, всё нормально, человек будет прогрессировать, если он искренне и с верой следует по духовному пути, который указывают его духовные авторитеты. [Ведущая] Спасибо. То есть некоторые люди ещё не готовы воспринимать духовное знание, да? [Критский В. Г.] Да, бывает так, что некоторые ещё не готовы. [Ведущая] Спасибо большое за ваш ответ.

Как применить ведическую философию в реальной жизни?

00:49:24 [Ведущая] Владимир, у нас ещё один вопрос от Вячеслава. Как вот применить ведическую философию в реальной жизни, так как мы знаем, что философия или теория отличается от реальной обыденной жизни? То есть в быту, на работе.

00:49:50 Это очень хороший, интересный вопрос. Как применить вот эту духовную философию к реальной жизни. И ответ, как ни странно, аналогичный. Это можно сделать с помощью духовного учителя, с помощью авторитета, который это умеет, который может применить эту теорию на практике. И я вполне понимаю в данном случае человека, который задал этот вопрос. Это не так просто. И для этого требуется определённый опыт и духовные знания, и, в частности, мы видим на примере Арджуны, что Арджуна слушает наставления Кришны главу за главой, и он всё равно ещё не убеждён, он не знает, что ему делать, он повторяет те же самые вопросы в третьей и пятой главе.

00:50:53 Может быть, мы это в следующий раз рассмотрим, по мере того, как в разных главах Кришна описывает разные системы йоги. Арджуна задаёт новые и новые вопросы, и зачастую вопросы повторяются. Потому что это не так просто. Вот кратко, в двух словах, ответ такой: требуется обращение к духовному авторитету, к человеку, который это умеет, то есть который может решить свои проблемы и реально живёт не ради каких-то материальных целей, не ради того, чтобы заработать больше денег, а ради того, чтобы помочь другим, чтобы нести своё служение другим людям, служение Богу. И,естественно, он должен проявлять духовные качества.

00:51:49 Это называется на санскрите принципом ачар, или ачарья. Так иногда называют духовного учителя в Индии – ачарья. И, кроме того, тут, помимо чисто логических каких-то принципов, в человеке также должно работать сердце, должно работать внутреннее чутьё, потому что иногда бывает, что человек просто играет какую-то роль. И в материальной жизни это на каждом шагу, и не так легко отличить, кто играет какую роль, насколько человек искренен. Но если человек пытается имитировать какую-то святую личность, какого-то наставника, то понять легче, понять не так сложно. Потому что духовная жизнь и материальная жизнь – это две стороны медали.

00:52:48 И если человек сам имеет искренность и чистоту, он может понять, почувствовать, насколько серьёзен, насколько искренен его духовный наставник. И если он убедился, если он понял, что это действительно человек, у которого слова не расходятся с делом, который сам следует всем принципам, которые проповедует, то у него есть все основания доверять ему, и он может и должен следовать его наставлениям. Так я могу ответить.

00:53:30 [Ведущая] Владимир, а вот вы говорили, отвечая на вопросы, о необходимости принятия наставника. Как ориентироваться нашим радиослушателям, ведь не так просто найти хорошего наставника в обычной жизни.

00:53:53 [Критский В. Г.] Это не так просто, и наставники, скажем так, на улице не валяются, их бесполезно искать в какой-то фирме, которая занимается бизнесом, или даже в каком-то научном институте. Это нужно искать в храме или среди тех людей, которые, по сути, превратили свою жизнь в храм, в служение в храме. И, в частности, я считаю, что наше радио «Аюрведа» – это вот такой небольшой храм, храм в Интернете, где начиная с основателя нашего радио, Олега Геннадьевича Торсунова, который является с одной стороны, очень хорошим специалистом по медицине, с другой стороны, он является духовной личностью, который помогает сотням людей найти свой путь в жизни.

00:55:04 Ну, и у нас много других ведущих, которые, так сказать, могут взять на себя эту роль. В Ведах говорится, что основные процессы духовной реализации.. Их всего девять, но первые, главные, называются шраванам и киртанам. Шраванам означает слушание. То есть первое, с чего человек должен начать, он должен внимательно слушать. Ну, скажем, взять такую яркую личность, как президент России – Владимир Владимирович Путин. Это очень умный человек, это умнейший человек, который руководит страной.

00:55:45 И он, несомненно, обладает сокровенным ведическим знанием, иначе бы он не смог этого делать. Но он не берёт на себя роль духовного наставника, он не пытается учить людей духовному знанию, он ограничивается тем, что просто государство при нём, ну, можно сказать, в какой-то степени процветает, и нет таких страшных проблем, как, скажем, на Украине, это уже хорошо. По крайней мере, это благоприятно для духовной жизни, это значит, большинство людей могут немножко отойти от своих материальных проблем, думать о душе, подумать о каких-то духовных вопросах. Поэтому есть возможность искать духовного наставника. В Библии, кстати, на эту тему есть слова Иисуса Христа: «Просите, и дано будет, стучите, и отворят вам».

00:56:45 То есть если у человека есть сильное желание, то наставник придёт. В Ведах есть аналогичное изречение, что когда ученик готов, учитель придёт, учитель появится. То есть здесь всё решается свыше, когда человек готов и когда у него есть желание иметь духовного наставника, или учителя, то учитель появится. Вот так я могу ответить на ваш вопрос, Ольга.

00:57:22 [Ведущая] Спасибо. То есть мы должны над собой работать, и тогда духовный учитель появится сам, да?

00:57:38 [Критский В. Г.] Да. Мы должны над собой работать, как вы сказали, и фактически то, чем мы занимаемся, это и есть работа над собой. То есть «Аюрведа» радио – это духовное радио, которое учит не просто медицине, не просто тому, как залечить свои болячки, фактически это радио для души. У нас даже есть подзаголовок «радио для души», что здесь руководители этого радио, начиная с Олега Геннадьевича, помогают людям лечить душу. И это, действительно, непростая вещь, это не так просто – найти такого человека, и я даже решусь на такое смелое утверждение, что, может быть, даже не в каждом храме можно найти такого человека. Потому что иногда люди даже из религии делают бизнес и просто используют этот институт религии для того, чтобы заработать деньги и иметь какое-то хорошее положение. Спасибо.

00:58:50 [Ведущая] Спасибо вам за ответ. Дорогие радиослушатели, пожалуйста, если у вас появляются вопросы, присылайте их на наш телефон 8-909-933-77-09. Спасибо. Итак, у нас вопросов для Владимира пока больше нет. Спасибо большое, Владимир.

00:59:15 [Критский В. Г.] И вам спасибо. Тогда позвольте, Ольга, мне поблагодарить всех за внимание и пожелать всем всего самого наилучшего. Я напоминаю, что в эфире был Критский Владимир Георгиевич, наш цикл называется «Философские основы ведической культуры». До следующих встреч в эфире! До свидания!

00:59:41 [Ведущая] До свидания. Дорогие радиослушатели, пожалуйста, присылайте свои вопросы и заявки для консультаций на наш e-mail Ayurvedaradio@mail.ru.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 14 November 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 20 December 2020