Первые ступени аштанга-йоги

Аюрведа радио - 24 August 2007
Развитие сознания Бога как высшая цель йоги. Йога ‒ путь обретения счастья. Равное отношение ко всем: возможно ли это? Яма и нияма – первые ступени аштанга-йоги. О важности самоконтроля. Ответы на вопросы. Стоит ли заниматься хатха-йогой?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:34:59 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 229 | скачано: 412 | избрано: 30
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 [Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. У нас в прямом эфире сегодня Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Ждем ваших вопросов на наш почтовый ящик и в чат по скайпу. Итак, Владимир, здравствуйте.

00:00:52 [Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте ещё раз. Не знаю, что происходит, но сегодня у меня заплетается язык.
[Критский В.Г.] Вот, видимо, такая астрологическая ситуация, что жара страшная уже несколько дней, почти как в Африке, может быть, это влияет.

00:01:12 Дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл бесед «Обзор системы йоги по „Бхагавад-гите”», и в прошлый раз мы с вами начали шестую главу, которая называется «Дхьяна-йога», или «Йога медитации». Эта глава занимает особое место в «Бхагавад-гите». Как мы с вами говорили, каждая глава «Бхагавад-гиты» называется по определённой системе йоги: «Карма-йога», «Гьяна-йога», в данном случае – «Аштанга-йога», или «Дхьяна-йога». Наиболее совершенной ступенью и вершиной этой лестницы йоги является бхакти-йога, которой будут посвящены наши последующие передачи.

00:01:58 Вот эта йога, аштанга-йога, или восьмичленная система йоги, является наиболее популярной на западе и у нас в стране, и она, как правило, представляется как некая система упражнений, физических и дыхательных, ради того, чтобы поправить своё здоровье, чтобы обрести равновесие и покой ума, лучшее состояние сознания, и умиротворение.

Развитие сознания Бога как высшая цель йоги

00:02:38 Мы с вами уже говорили, что на самом деле это всего лишь некие побочные материальные эффекты системы йоги и что высшая цель системы йоги – это развитие совершенного духовного сознания, сознания Бога. И в этом плане «Бхагавад-гита» является уникальным произведением, это безграничный океан знания. Это знание об абсолютной реальности без прикрас и без иллюзий. «Бхагавад-гита» отвечает на такие вопросы, которые даже не ставит перед собой современная наука, касающиеся смысла человеческой жизни. И в этой связи эта глава «Бхагавад-гиты», как я уже говорил, занимает несколько особое положение, потому что у современных людей имеются иногда немножечко искаженные представления о том, что такое йога.

00:03:41 Имеется множество различных обществ йоги, клубов, как у нас в стране, так и на западе, и во всех этих заведениях, учебных группах преподается вот эта система йоги, именно аштанги-йоги, которую мы сейчас с вами изучаем. И я в своё время, где-то двадцать с лишним лет назад, тоже занимался в такой группе около года и чувствовал довольно большой эффект. Я чувствовал, что это очень помогает моему здоровью, самочувствию, настроению, и я как-то стал ощущать себя более счастливым.

00:04:30 Естественно, что я этим увлекался и с удовольствием ходил на занятия, и где-то через 6–7 месяцев я совершенно случайно оказался на лекции ученика духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. И лекция как раз была посвящена обзору разных систем йоги, то есть примерно то, что мы сейчас с вами рассматриваем. И передо мной раскрылся новый мир. Я понял, что система йоги, которой я занимаюсь, – это всего лишь маленькая ступенька огромной лестницы, которая начинается с самых основ духовной жизни, каких-то моральных правил и предписаний, и кончается вершинами духовного бытия, которое неизвестно большинству современных людей.

00:05:33 И, собственно, с этого момента я начал интересоваться Ведами, ведической философией. Но самой первой ступенькой, начальной, была именно классическая система йоги, аштанга-йога, которой я занимался. Руководителя звали Юрий Александрович Мищенко, он несколько лет учился в Индии и вдохнул в меня первую искру интереса к индийской культуре и, в частности, к системе йоги.

Йога – путь обретения счастья

00:06:12 Мы с вами в прошлый раз остановились на восьмом стихе, я ещё раз его прочитаю, тем более, что я нашел более точный перевод, более литературный.

00:06:24 Итак, стих 8:
ज्ञानविज्ञानतृप्‍तात्मा कूटस्थो विजितेन्द्रिय: ।
युक्त इत्युच्यते योगी समलोष्ट्राश्मकाञ्चन: ॥ ८ ॥
jñāna-vijñāna-tṛptātmā
kūṭa-stho vijitendriyaḥ
yukta ity ucyate yogī
sama-loṣṭrāśma-kāñcanaḥ

«Считается, что человек достиг самоосознания и называется йогом, мистиком, когда он полностью удовлетворен благодаря полученному знанию и его реализации. Такой человек находится на трансцендентном уровне, он полностью владеет собой, для него всё, будь то галька, камень или золото, суть одно».

00:06:50 Стих очень красивый, я бы сказал, неожиданный. Ну, начало стиха понятно: когда человек достиг духовного самоосознания, он считается йогом, и он полностью удовлетворен благодаря полученному знанию и его реализации. Что это значит? Это значит, что человек уже не просто теоретически понимает какие-то духовные основы (я не есть тело, есть духовное существо, тело – моя оболочка, существует Высший Разум), но и конкретно применяет это в своей жизни. То есть духовное знание для него не просто какая-то красивая теория, а руководство к действию. И это, собственно, означает реализацию или осознание. Далее говорится, что такой человек полностью удовлетворен и владеет собой. То есть это духовное знание, поскольку оно дает ему реальные плоды и не является просто теорией, удовлетворяет, собственно, все его желания. И он естественно может владеть своими чувствами.

00:08:13 Почему человек в обычной жизни не может владеть собой? Потому что он не удовлетворён, потому что у него имеются какие-то материальные желания, он не способен их удовлетворить в процессе своей материальной жизни. И духовная практика, йога, обладает тем преимуществом, что она даёт человеку возможность достичь этого удовлетворения, по сути, обрести счастье.

00:08:46 И дальше Кришна делает вывод, который для современных людей может показаться невероятным, фантастическим. Для такого человека счастье и несчастье, жара и холод суть одно. Для него всё: будь то галька, камень или золото, суть одно. То есть такой человек совершенно спокойно и беспристрастно смотрит на материальные ценности и понимает, что они не принесут человеку счастье.

Равное отношение ко всем – возможно ли это?

00:09:31 Это может, конечно, показаться удивительным, парадоксальным, но я постараюсь по мере сил объяснить это, с моей точки зрения. И сейчас мы с вами продолжим изучать стихи.

00:09:51 Стих 9:
सुहृन्मित्रार्युदासीनमध्यस्थद्वेष्यबन्धुषु ।
साधुष्वपि च पापेषु समबुद्धिर्विशिष्यते ॥ ९ ॥
suhṛn-mitrāry-udāsīna-
madhyastha-dveṣya-bandhuṣu
sādhuṣv api ca pāpeṣu
sama-buddhir viśiṣyate

«Ещё выше тот, кто одинаково относится ко всем, будь то честные доброжелатели или завистники, друзья или враги, праведники или грешники».

00:10:03 Возникает вопрос: как можно равно относиться ко всем? Мы всегда кого-то любим, кого-то нет, поскольку мы несовершенны. Тот, кто нам близок, кто хорошо к нам относится, для нас дорог, мы его любим, кто-то к нам относится негативно, и мы стараемся избегать с ним общения, и всё это вследствие нашего несовершенства. Но, на самом деле, точно такая же мысль есть в Библии. Иисус Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за бьющих и гонящих вас» То есть эта мысль, которую Кришна приводит в «Бхагавад-гите», приводится также Иисусом Христом в Евангелии, в Нагорной проповеди.

00:10:55 Для того чтобы это всё пояснить, я хочу прочитать отрывок из комментария духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. «Наука сознания Бога изложена в „Бхагавад-гите”. Академическое образование само по себе ещё недостаточно, чтобы обрести сознание Бога. Мы должны встретить на своём пути человека, обладающего чистым духовным сознанием, и вступить с ним в общение. Человек, обладающий сознанием Бога, по милости Господа осознал полученное знание, поскольку нашел полное удовлетворение в преданном служении Господу. Трансцендентное знание помогает человеку оставаться непоколебимым в своих убеждениях, того же, кто обладает только академическим знанием, легко сбить с толку и смутить кажущимися противоречиями, современными научными представлениями. Мирское знание и умственные спекуляции, которые некоторые люди ценят на вес золота, для такого человека не более ценны, чем галька или камни».

00:12:05 Вот такой комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я позволю себе добавить несколько слов, чтобы пояснить этот уникальный характер духовного знания, духовной практики, что это не просто некая абстрактная теория, имеющая отношение к реальности. Мне совсем недавно попалась распечатка из Интернета, в ней рассказывалось о научных исследованиях, которые проводились в японском Институте общих исследований в Токио под руководством профессора Эмото Масару. И эта книга называлась «Энергоинформационная структура воды».

00:12:56 И в этой книге, в частности в этой распечатке, было сказано о том, что долгое время проводилось исследование: каким образом различные звуки, слова оказывают влияние на тонкую структуру воды. Формулу воды мы знаем: Н2О, но это только общая химическая формула, молекулы могут образовывать разные кристаллики или могут находиться в хаотическом состоянии. И вот, оказывается, эта тонкая структура воды зависит от того, в каком настроении находится человек, находящийся рядом.

00:13:34 Если перед водой произносились какие-то молитвы, христианские или мусульманские, или какие-то благословения, пожелания людям, то вода начинала образовывать форму красивых кристаллов, красивых снежинок, фотографии которых приводились на сайте. Также приводились фотографии воды из разных святых источников, в частности родника Сергея Радонежского в Троице-Сергиевой лавре, которая тоже имеет такую красивую форму правильного шестиугольника. Есть и другие фотографии из разных источников. Одна – из области Антарктики, тоже какие-то кристаллы, хотя менее красивые, менее правильной формы.

00:14:35 Но если перед этой водой человек произносил какие-то злословия или проклятия, то кристаллическая структура разрушалась и вода принимала хаотическую форму. И более того, в этой статье приводились данные, что именно правильная кристаллическая форма воды наиболее полезна для здоровья. Она способствует лучшему пищеварению, лучшему самочувствию. И напротив: хаотическая структура, которая получена в результате каких-то нежелательных, некрасивых действий, ухудшает здоровье и самочувствие.

00:15:17 Это очень интересный пример того, что духовная жизнь, духовная практика реально оказывает влияние на материю, на материальную энергию, в частности на структуру воды. А это уже существенно влияет на человека, который потребляет эту воду. Вот небольшое моё добавление, комментарий к этому стиху, в котором объяснялось, что человек, который посвятил себя духовной жизни, находится в особом трансцендентном положении и не обращает особого внимания на материальное окружение.

Яма и нияма – первые ступени аштанга-йоги

00:15:58 Стих 10:
योगी युञ्जीत सततमात्मानं रहसि स्थित: ।
एकाकी यतचित्तात्मा निराशीरपरिग्रह: ॥ १० ॥

yogī yuñjīta satatam
ātmānaṁ rahasi sthitaḥ
ekākī yata-cittātmā
nirāśīr aparigrahaḥ

«Йог-трансценденталист должен всегда занимать своё тело, ум и душу деятельностью ради удовлетворения Всевышнего Господа. Находясь в уединенном месте, он должен всегда держать ум под контролем и освободиться от всех желаний и чувства собственности».

00:16:20 Итак, в этом стихе говорится о том, что йога – это деятельность ради удовлетворения Всевышнего Господа, а не просто система неких физических упражнений. Дальше приводятся фундаментальные принципы духовной культуры: человек должен держать свой ум под контролем, то есть не выходить из себя, он должен освободиться от всех материальных желаний и чувства собственности. Мы можем более подробно рассмотреть основные элементы вот этой практики йоги (они называются яма и нияма, то есть правила и предписания системы йоги) и увидеть достаточно близкую аналогию с принципами ведической культуры, которую мы изучали два-три месяца назад.

00:17:11 Первый принцип ямы (яма – это запреты) – ахимса, или ненасилие, запрет на причинение зла другим живым существам, не только людям. Соответствует заповеди не убий. Второй принцип называется сатья – правдивость. Заповедь в Библии – не лги. Третья называется астея – запрет на воровство. Имеется в виду не только воровство материальных вещей, но и воровство каких-то духовных ценностей. Четвертый называется брахмачарья, или безбрачие, отказ от секса. Это даёт человеку силу, решимость, силу воли, силу разума и т. д. Пятый называется апариграха – нестяжательство, то есть непривязанность к материальной собственности. В Ведах говорится, что соблюдение этого принципа даёт человеку память о прошлых жизнях.

00:18:16 И, наконец, пять принципов ниямы, или положительных предписаний. Многие из них вам знакомы тоже. Первый из них называется шауча – чистота. Имеется в виду внешняя, чистота тела, и чистота ума, чистота души. Второй называется сантоша – удовлетворенность. Человек не должен стремиться к каким-то материальным благам, которые ему недоступны. Третья называется тапас – аскеза. Это уже характерно для данной системы йоги, дхьяна-йоги, поскольку эта йога считается наиболее сложной, наиболее аскетичной. Четвертая называется свадахьяя – изучение священных писаний. Это понятно, это обязанность всех учеников. И пятая – ишвара-пранидхана – предание себя Всевышнему Господу. Это уже высший аспект, это будет более подробно объясняться в последующих беседах, когда мы будем заниматься бхакти-йогой.

00:19:21 Это пять положительных принципов и пять запретов, яма и нияма, они приводятся из трактата, который называется «Йога-сутры» Патанджали и является классическим руководством по этой восьмиступенчатой системе йоги. И далее в стихах 11–12 Кришна уже более подробно описывает техническую практику йоги.

00:19:52 Итак, стихи 11–12:
श‍ुचौ देशे प्रतिष्ठाप्य स्थिरमासनमात्मन: ।
नात्युच्छ्रितं नातिनीचं चैलाजिनकुशोत्तरम् ॥ ११ ॥
तत्रैकाग्रं मन: कृत्वा यतचित्तेन्द्रियक्रिय ।
उपविश्यासने युञ्‍ज्याद्योगमात्मविश‍ुद्धये ॥ १२ ॥

śucau deśe pratiṣṭhāpya
sthiram āsanam ātmanaḥ
nāty-ucchritaṁ nāti-nīcaṁ
cailājina-kuśottaram
tatraikāgraṁ manaḥ kṛtvā
yata-cittendriya-kriyaḥ
upaviśyāsane yuñjyād
yogam ātma-viśuddhaye

«Для занятий йогой необходимо удалиться в уединенное место, постелить на землю траву куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой одеждой, сидение не должно находиться ни слишком высоко и ни слишком низко и должно располагаться в священном месте. Усевшись на него, йог должен приступить к занятиям йогой, чтобы обуздав свой ум, чувства и контролируя свою деятельность, сосредоточить ум на одной точке и таким образом очистить своё сердце от материальной скверны».

00:20:36 Священным местом в Индии называют священные места паломничества, которые известны испокон веков, и в Индии трансценденталисты, или йоги, преданные Господа, как правило, уходят в эти священные места, когда принимают отреченный образ жизни, и поселяются в них. Это такие места, как Матхура и Вриндаван, которые связаны с детскими играми Господа Кришны, а также Ришикеш и Харидвар, находящиеся в Гималаях, где находятся истоки таких священных рек, как Ганг и Ямуна, и там занимаются практикой йоги. Разумеется, для современных людей Запада это всё практически невозможно. Даже трудно найти какое-то спокойное место, какой-то лес или садик, скверик, не говоря о том, чтобы найти какое-то святое место, связанное с играми Господа. Поэтому общества йоги, которые находятся на Западе и обучают людей йоге, не особенно эффективны в плане духовной жизни. Они помогают человеку улучшить своё здоровье, улучшить своё состояние сознания, но с точки зрения достижения высшей духовной цели они бесполезны.

00:22:06 В Ведах в этой связи приводится стих, в котором говорится о том, какая система йоги наиболее проста и эффективна в данную эпоху, Кали-югу.
харер на̄ма харер на̄ма
харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва
на̄стй эва гатир анйатха̄

«В этот век вражды и лицемерия единственным путём, ведущим к духовному совершенству, является повторение святых имен Бога. И нет иного пути, и нет иного пути, и нет иного пути».

00:22:41 То есть эта практика повторений имен Бога или мантры аналогична повторению молитв или псалмов, о котором говорится в Библии. Например, в псалмах царя Давида есть слова: «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой, и кто грустен из нас, пусть молится, кто весел – пусть поет псалмы». Это тоже интересная аналогия с христианским описанием, с иудейской Библией, на самом деле принципы духовной жизни едины, даже духовная практика иудейской, христианской традиции совершенно аналогична духовной практике йогической или соответствующей ведической философии.

00:23:35 Стихи 13–14:
समं कायशिरोग्रीवं धारयन्नचलं स्थिर: ।
सम्प्रेक्ष्य नासिकाग्रं स्वं दिशश्चानवलोकयन् ॥ १३ ॥
प्रशान्तात्मा विगतभीर्ब्रह्मचारिव्रते स्थित: ।
मन: संयम्य मच्च‍ित्तो युक्त आसीत मत्पर: ॥ १४ ॥

samaṁ kāya-śiro-grīvaṁ
dhārayann acalaṁ sthiraḥ
samprekṣya nāsikāgraṁ svaṁ
diśaś cānavalokayan
praśāntātmā vigata-bhīr
brahmacāri-vrate sthitaḥ
manaḥ saṁyamya mac-citto
yukta āsīta mat-paraḥ

«Держа тело, шею и голову вертикально на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Обуздав ум, избавившись от страха, полностью отказавшись от половой жизни, он должен медитировать на Господа, находящегося в сердце, и сделать Его высшей целью своей жизни».

00:24:04 Вот какой комментарий дал к этим стихам Бхактиведанта Свами Прабхупада: «Цель жизни заключается в том, чтобы постичь Господа, который пребывает в сердце каждого живого существа как Сверхдуша. Он находится там в форме четырехрукого Господа Вишну. Йогой занимаются для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Господа Вишну, а не ради какой-либо иной цели. Локализованные аспекты Господа – это полная часть экспансии Всевышнего, находящаяся в сердце каждого живого существа. Тот, кто не стремится осознать эту форму Вишну-мурти, только зря теряет своё время в лишенных смысла занятиях так называемой йогой. Высшей целью жизни является Господь Вишну, а цель йоги заключается в том, чтобы постичь Вишну-мурти, находящегося в сердце. Для этого необходимо отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить в уединенном месте, занимаясь йогой, как это описано выше.

00:25:14 Человек не может каждый день предаваться плотским утехам, либо дома, либо в другом месте, и в то же время посещать занятия общества йоги и стать так называемым йогом. Йог должен учиться контролировать свой ум, избегая всех видов чувственных наслаждений, из которых главным является секс. В правилах, регулирующих жизнь в воздержании, изложенных в Ведах, говорится: „Избавиться от страха и полностью развить в себе сознание Бога обусловленная душа, возможно, может лишь тогда, когда восстановит свои извечные взаимоотношения с Господом”. Таков метод бхакти-йоги, или сознания Бога.

О важности самоконтроля

00:26:06 Стих 15:
युञ्जन्नेवं सदात्मानं योगी नियतमानस: ।
शान्तिं निर्वाणपरमां मत्संस्थामधिगच्छति ॥ १५ ॥

yuñjann evaṁ sadātmānaṁ
yogī niyata-mānasaḥ
śāntiṁ nirvāṇa-paramāṁ
mat-saṁsthām adhigacchati

«Таким образом, постоянно контролируя своё тело, ум и чувства, мистик-трансценденталист, обуздавший ум, достигает Божьего царства, навсегда покончив с материальным существованием».

00:26:28 То есть в этом стихе формулируется конечная цель занятий йогой. Йога предназначена не для развития в себе каких-то материальных способностей, а для того, чтобы помочь человеку раз и навсегда покончить с материальным существованием. Вырваться из круговорота рождения и смерти можно, если постичь духовную личность Господа Вишну. И, таким образом, совершенство йоги заключается в том, чтобы освободиться из плена материальной жизни, а не просто обрести какие-то мистические способности.

00:27:07 Стих 16:
नात्यश्न‍तस्तु योगोऽस्ति न चैकान्तमनश्न‍त: ।
न चातिस्वप्‍नशीलस्य जाग्रतो नैव चार्जुन ॥ १६ ॥

nāty-aśnatas tu yogo ’sti
na caikāntam anaśnataḥ
na cāti-svapna-śīlasya
jāgrato naiva cārjuna

«Человек не сможет стать йогом, о Арджуна, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно».

00:27:23 То есть здесь Господь Кришна рекомендует йогам отрегулировать своё питание и сон. Если человек ест слишком много, это значит, что он перегружает свой желудок, свою пищеварительную систему, и у него будут какие-то проблемы с духовной жизнью. Человеку нет нужды питаться невегетарианской пищей, каким-то мясом животных, поскольку всегда есть довольно зерна, овощей, фруктов, молока, чем обеспечивает нас природа-мать. Это очень простая и полезная пища и, согласно «Бхагавад-гите», является самой лучшей пищей в гуне благости. Мясо животных предназначено для людей, находящихся в низших гунах: страсти и невежества. Поэтому те, кто ест мясо, пьют вино, курят и т. д., не могут достичь совершенства в духовной жизни, поскольку они пытаются наслаждать свои собственные чувства.

00:28:35 Таким образом, первый контроль, который необходим, – это контроль языка, контроль своего питания, и второе, о чём здесь говорится, – это то, что сон должен быть ограничен, и духовный учитель пишет в комментарии, что, как правило, человеку достаточно спать не более шести часов в сутки. Тот, кто спит больше шести часов, находится под влиянием гуны невежества, и такой человек будет очень ленивым по природе и не сможет заниматься духовной практикой.

00:29:12 Стих 17:
युक्ताहारविहारस्य युक्तचेष्टस्य कर्मसु ।
युक्तस्वप्‍नावबोधस्य योगो भवति दु:खहा ॥ १७ ॥

yuktāhāra-vihārasya
yukta-ceṣṭasya karmasu
yukta-svapnāvabodhasya
yogo bhavati duḥkha-hā

«Тот, кто в соответствии с указаниями священных писаний выработал систему еды, сна, работы и отдыха, может в процессе практики йоги освободиться ото всех материальных страданий».

00:29:30 То есть система йоги должна помочь человеку выработать свой индивидуальный режим дня, чтобы полностью отрегулировать свою материальную жизнь, и таким образом, занимаясь йогой, человек сможет победить проблемы материальной жизни, материальных страданий.

00:29:52 И последний стих, который мы сегодня рассмотрим, стих 19, очень красивый, который подводит определённый итог предыдущим:
यथा दीपो निवातस्थो नेङ्गते सोपमा स्मृता ।
योगिनो यतचित्तस्य युञ्जतो योगमात्मन: ॥ १९ ॥

yathā dīpo nivāta-stho
neṅgate sopamā smṛtā
yogino yata-cittasya
yuñjato yogam ātmanaḥ

«Как пламя светильника не колеблется в безветренном месте, так и йог-трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда пребывает в состоянии медитации на трансцендентную сущность».

00:29:30 Смысл в том, что когда человек погружается в состояние медитации, то его ум полностью спокоен и не выходит из равновесия, и йог ощущает полное удовлетворение и блаженство в состоянии медитации на трансцендентную сущность, как мы говорили выше, на Господа Вишну, находящегося в сердце каждого человека.

00:30:50 Вот на этом я хочу завершить нашу беседу. В следующий раз мы продолжим. Мы разобрали половину шестой главы. Если есть какие-то вопросы, то, пожалуйста, звоните. Напоминаем, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».

00:31:14 [Ведущая] Спасибо, будем ли мы ждать вопросов?
[Критский В.Г.] Давайте подождем.
[Ведущая] Хорошо. Уважаемые радиослушатели, 7 минут музыки для того, чтобы вы смогли прислать нам вопросы, ждем.

Ответы на вопросы

Имеет ли смысл заниматься хатха-йогой или это потеря времени?

00:31:40 Итак, мы продолжаем, у нас есть вопрос, а точнее, есть вопрос от радиослушателя. Имеет ли смысл заниматься хатха-йогой или это потеря времени?

00:31:54 [Критский В.Г.] Спасибо за вопрос. Имеет смысл заниматься. Важно только, чтобы у вас была какая-то авторитетная группа, какое-то авторитетное руководство, потому что хатха-йога – это не столь безопасная вещь, и неоднократно были случаи, когда люди, самостоятельно занимаясь хатха-йогой по каким-то руководствам, по каким-то учебникам, наносили серьезный вред своему здоровью. Принцип такой, какому учили нас, – не делать ничего через силу. Нужно заниматься очень осторожно и не слишком напрягаться. В случае, если у вас есть какой-то хороший руководитель, преподаватель, он вас должен от этого защитить, должен научить вас, как это всё делать.

00:32:54 Для чего может быть полезна хатха-йога? Ну, во-первых, она не всем необходима, то есть это для тех, кто имеет к этому определённую склонность, кто любит заниматься этими физическими упражнениями, дыханием, не жалеет на это времени, который чувствует от этого благо. Для людей более раджасической, энергичной, натуры, может, это необязательно, им нужна какая-то более активная деятельность, но в любом случае занятия йогой помогают успокоить ум, улучшить своё здоровье, отрегулировать дыхание, пищеварительную систему, как следствие. То есть в целом, если у вас есть хорошая возможность, есть какая-то группа, которую ведет специалист, то имеет смысл заниматься, как-то поправить своё здоровье, понимая в то же самое время, что не в этом высший смысл, а это просто некая промежуточная ступень на пути вашего духовного развития. Вот так я могу ответить на ваш вопрос.

00:34:12 [Ведущая] Хорошо, спасибо большое. Вопросов больше нет. Радиослушателям все ясно, все понятно. Благодарю Вас, что были сегодня с нами
[Критский В.Г.] Спасибо.
[Ведущая] Спасибо Вам, до новых встреч на следующей неделе на волнах «Аюрведа» радио.
[Критский В.Г.] До свидания.

00:34:30 [Ведущая] До свидания. Итак, дорогие радиослушатели, это был Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. И всё это в прямом эфире. Вы слушаете Аюрведа-радио, продолжайте оставаться с нами.

транскрибирование: Геннадий Хлопотов | Киев | Украина | 08 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 16 November 2021
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 22 November 2021