Глава 13 стихи 1-7

Аюрведа радио - 16 May 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:45:23 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 53 | скачано: 205 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Аюрведа-радио.

00:00:07 [Ведущая] Рада, дорогие радиослушатели, быть с вами. Сегодня замечательный день. Многие знают, что это за день волшебный такой, но я не буду повторяться. Экадаши и всё. Всё, что я скажу. И, давайте мы начнем свой прямой эфир. У нас сегодня обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. С нами сегодня Владимир Георгиевич Критский, и я рада его представить вам. Здравствуйте, Владимир Георгиевич!

00:00:37 [Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья. Как меня слышно?

00:00:40 [Ведущая] Отличная связь! Я думаю, что можно уже приступать.

00:00:45 [Критский В.Г.] Итак, дорогие друзья, мы с вами начинаем очередную передачу из цикла «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите». Я напомню, что в прошлый раз мы завершили чтение 12-ой главы под названием «Бхакти-йога. Преданное служение». И последний стих, который мы с вами прочитали, был 20-ый стих: «Те, кто с непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения, считая Меня высшей целью своей жизни, более всех дороги мне». Это великие слова Господа Кришны.

00:01:22 И в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что в этой главе рассказывается о различных формах преданного служения, занимаясь которыми, человек может вернуться обратно домой к Богу. И основные положения таковы, что человек развивает в себе привязанность к преданному служению через общение с другими преданными, и со временем он обращается к авторитетному духовному учителю. Выполняя указания учителя, он начинает следовать регулирующим принципам Бхакти-йоги. «И до той поры, пока человек не начал общение с честными преданными, он может руководствоваться безличной концепцией абсолютной истины.» - с этого начинается глава. И таким образом, как следует из Бхагавад-Гиты, преданное служение Бхакти наиболее близко и естественно соответствует природе живого существа.

00:02:27 Таким образом, если подвести краткий итог тому, что мы с вами подошли, первые 6 глав Бхагавад Гите объясняют, каким образом карма йоги ведет к Бхакти. Первые 6 глав, в которых 2 главы были посвящены специальной карме йоги 3 главы и 5 глав.

00:02:47 Вторые 6 глав, которые мы сейчас с вами прошли – это в чем суть Бхакти-йоги. И сейчас мы с вами начинаем завершающие 6 глав Бхагавад Гите, которые условно называются «Гьяна-йога», каким образом, Гьяна-йога ведет к Бхакти, то есть это можно сказать научный и философский подход, который в конце концов приводит человека к преданному служению, что очень важно, поскольку это означает, что противоречие науки и религии – чисто мнимое.

00:03:22 Нужно заметить, что это немножко трудный для первого чтения материал, как и любой собственно философский трактат, но в принципе ничего особенно уж сложного нет, поскольку основные идеи этой главы знакомы по предыдущей передаче, например, по циклу «Обзор ведической философии и культуры». И я использовал в этих передачах какие-то основные идеи данной главы.

00:03:51 Теперь мы узнаем все эти вещи из первоисточника Господа Кришны и, по сути, это есть философское обоснование концепции Бхакти-йоги и, по ходу изложения я буду стараться изъяснять более сложные моменты.

00:04:06 Итак, глава 13-ая, она называется «Природа, наслаждающийся и сознание». На санскрите это называется «Кшетра, кшетра-гья, вибхага йога». Слово «кшетра» на санскрите означает «поле», под полем имеется ввиду тело. «Кшетра гья» - это «знающий тело» или «знающий поле», то есть душа. А «вибхага» означает «развлечение» или «анализ». То есть перевод этой главы можно так озвучить: «Йога – развлечение души и тела». Бхактиведанта Свами Прабхупада в своем переводе назвал «Природа, наслаждающийся и сознание».

00:04:48 Итак, стих первый. Aрджуна сказал: О Кришна, я хочу узнать о материальной природе, о наслаждающемся, о поле и о знающем поле, а также о том, что такое знание и в чем цель познания. Верховный Господь сказал: Это тело, о сын Кунти, именуется полем, а того, кто знает тело, - называют знающим поле.

00:05:20 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Aрджуна попросил Кришну рассказать о материальной природе, о наслаждающемся личности, о поле и о знающем поле, а также о том, что такое знание и в чем цель познания. В ответ Кришна сказал, что тело называется полем, а того, кто знает тело, именуют знающим поле. Для обусловленной души тело является полем деятельности. Запутавшись в сетях материального существования, обусловленная душа пытается подчинить себе материальную природу и, в зависимости от своей кармы, она получает то или иное поле деятельности. Этим полем является материальное тело. Что такое тело? Тело состоит из органов чувств. Обусловленная душа ищет материальных наслаждений и в соответствии со своей способностью наслаждаться получает определённое тело, или поле деятельности. Саму же душу, которая не отождествляет себя с телом, называют кшетра-гия или «знающий поле». Понять разницу между полем (телом) и знающим поле совсем не трудно. Каждый знает, что его тело в течение жизни, от младенчества к старости, претерпевает множество изменений, но, несмотря на это, он остается той же личностью. Иначе говоря, человек, знающий поле деятельности отличается от самого поля. Так обусловленное живое существо может понять своё отличие от материального тела.

00:07:01 В начале Бхагавад-гиты уже говорилось о том, что живое существо заключено в теле, которое, изменяясь, превращается из тела ребенка в тело юноши, затем - в тело взрослого и наконец - в тело старика, причём владелец тела прекрасно всё это знает о происходящих изменениях. Следовательно, владелец тела отличен от тела и является кшетра-гья, то есть знающим тело. Немного поразмыслив, каждый может понять эту разницу между собой самим и материальным телом.

00:07:37 Замечу от себя, что здесь проявляются санскритские термины, которые я на всякий случай ещё раз обозначу. «Кшетра» означает «поле», имеется ввиду «тело»; «кшетра-гья» – «знающий тело», то есть сам человек-личность.

00:07:52 И, дальше, мы продолжим комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. В первых 6 главах Бхагавад Гите рассказывается о знающем тело, то есть живом существе и как он может постичь Верховную Личность Бога. В последующих шести главах говорилось о Верховном Господе и о взаимоотношениях индивидуальной души с Богом, преданном служении. В этих главах ясно определяется главенствующее положение Верховной Личности Бога и подчиненное положение индивидуальной души. Живые существа всегда, при любых обстоятельствах подвластны Верховному Господу, но, забывая об этом, они обрекают себя на страдания. Те из них, кто достаточно благочестивы, обращаются к Верховному Господу из различных побуждений: когда они попадают в беду, нуждаются в деньгах, стремятся удовлетворить своё любопытство или обрести знание. Обо всем этом уже шла речь в предыдущих главах. Из последующих глав, начиная с тринадцатой, мы узнаем о том, как живое существо попадает в царство материальной природы и как Верховный Господь дает ему возможность освободиться из материального плена с помощью методов Кармы-йоги - бескорыстной деятельности, Бьяны-йоги – философство поиска истины и преданного служения – Бхакти-йоги. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:09:24 Стих третий. Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом теле, я знаю их все, и понимание природы тела и знающего тело называется знанием. Таково Мое мнение.

00:09:42 Комментарий. Приступая к изучению тела и знающего тело (души и Сверхдуши), мы обнаружим три объекта изучения: это Господь, живое существо и материя. В каждом теле находятся две души: индивидуальная душа и Сверхдуша. Тот, кто тщательно изучит природу поля деятельности и знающего поле так, как она описана в «Бхагавад-гите», обретет истинное знание. Господь говорит: «Мне известно поле деятельности в каждом отдельном теле». Живое существо знает собственное тело, но его знание не распространяется на другие тела. Однако Верховная Личность Бога, которая в образе Сверхдуши находится в каждом теле, знает все обо всех телах. Можно привести такой пример: подданный царя может досконально знать принадлежащий ему клочок земли, но царю известно, что происходит не только у него во дворце, но и на земле каждого из его подданных. Подобно этому, живое существо владеет только своим телом, а Верховному Господу принадлежат все тела. Царь - главный собственник земли в государстве, а его подданные - всего лишь арендаторы. Точно так же Верховный Господь является и главным собственником всех тел.

00:11:06 Совершенное понимание природы тела, индивидуальной души и Сверхдуши называется в Ведах «истинным знанием». Таково мнение Кришны. Тот, кто постиг единую природу души и Сверхдуши и разницу между ними, обладает совершенным знанием. Если же человек не понимает природу поля деятельности, знающего поле и Верховного повелителя, его знание не является совершенным.

00:11:36 Из этой главы мы также узнаем о том, что из двух знающих поле один склонен ошибаться, а другой непогрешим. Один - хозяин, а другой – слуга. Поскольку все души в разной степени способны властвовать над материальной природой, они имеют разные материальные тела, но в каждом из них пребывает Верховный Господь, руководящий действиями живого существа. Это был с небольшими сокращениями комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:12:08 Стих 4-ый. Сейчас Я кратко расскажу тебе о поле деятельности, из чего оно состоит, каким изменениям оно подвергается, откуда возникает, кто является знающим поле и какое влияние он оказывает на это поле.

00:12:26 Комментарий. Господь собирается рассказать Aрджуне о природе поля деятельности и знающего поле. Каждый должен знать, что представляет собой его тело, из каких элементов оно состоит, кто управляет его деятельностью, каким изменениям оно подвергается, что их вызывает и что лежит в их основе и, наконец, какова вечная цель существования индивидуальной души и её истинная форма. Необходимо также понять разницу между индивидуальной душой и Сверхдушой, тем, как они влияют на поле деятельности и так далее. Все это станет ясно, если мы поймем «Бхагавад-гиту», слушая, что говорит Сам Верховный Господь. Это был комментарий Бхактиведанты Свами в сокращении.

00:13:17 Стих 5-ый. Многие мудрецы описали поле деятельности и того, кто знает поле в разных ведических писаниях. Особенно подробно об этом рассказывается в «Веданта-сутре» с объяснением всех причин и следствий.

00:13:35 Комментарий. Верховная Личность Бога, Кришна, является высшим авторитетом в духовной науке. Однако мудрецы и признанные авторитеты всегда ссылаются на авторитетных предшественников. Вопрос о тождестве и различии души и Сверхдуши, вызывающий так много споров, Кришна освещает, ссылаясь на «Веданту», которая является признанным священным писанием, в котором дано безукоризненное объяснение разницы между душой и Сверхдушой. Он начинает стих словами: «По мнению многих мудрецов». Что касается великих мудрецов, то, помимо Самого Господа, к их числу относится Вьясадева, автор «Веданта-сутры», Отец Вьясадевы, Парашара, тоже является великим мудрецом. Он пишет в своих трудах: ««Все мы: ты, я и другие живые существа, - хотя и заключены в материальных телах, духовны по своей природе. Сейчас мы попали под влияние трех гун материальной природы, в соответствии со своей кармой. Поэтому одни живые существа принадлежат к высшим, а другие к низшим формам жизни. И причиной бесконечного многообразия живых существ является их невежество. Однако оскверняющее влияние трех гун природы не распространяется на Сверхдушу, которая непогрешима и трансцендентна».

00:15:02 Поскольку душа под влиянием гун природы опускается до определённого уровня материального сознания, Бхактиведанта Свами Прабхупада далее разъясняет различные уровни сознания души материальной [неразборчиво]. В «Тайттирия-упанишад» говорится: «Энергия верховного господа проявляется сначала как анна-мая, то есть зависимость живого существа от пищи. Это сугубо материалистическая концепция абсолюта как источника пищи, то есть человек осознает жизнь через пищу, это его главное удовольствие. Ну и в качестве примера можно привести животных, их деградированных [неразборчиво].

00:15:45 Далее следует прана-майя, после осознания Высшей Абсолютной Истины как пищи, живое существо затем постигает Ее во внешних признаках жизни, то есть в каких-то внешних проявлениях. Ну, это, можно привести пример активной жизни: спорт, бизнес, путешествия и так далее. На уровне гьяна-майи живое существо не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать, желать. И здесь в качестве примера можно привести науку, искусство, культуру и так далее. И затем оно постигает Брахман как вигьяна-майю, то есть перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. И здесь примером могут быть великие святые личности, мудрецы, которые заложили какие-то краеугольные камни в истории развития человечества. И, наконец, следующей, высшей, ступенью самопознания является ананда-майя - осознание живым существом исполненной блаженства природы Брахмана, высшей абсолютной истины.

00:16:58 Итак, существует пять ступеней постижения Брахмана. Из них первые 3 (анна-майа, прана-майа и вигьяна-майа) относятся к полю деятельности живых существ. Верховный же Господь, которого называют ананда-майей, трансцендентен ко всем этим полям деятельности. «Веданта-сутра» описывает Всевышнего словами: ананда-майо 'бхйасат - Бог, Верховная Личность, исполнен блаженства по своей природе. Чтобы изведать трансцендентное блаженство, Он проявляет Свою энергию на 5 уровнях: вигьяна-майю, прана-майю, гьяна-майю и анна-майю. Живое существо пытается наслаждается полем деятельности, но его природа отлична от ананды-майи. Это означает, что если живое существо захочет наслаждаться, оно должно согласовать свои желания с желаниями Верховной личности, Бога, обладателя анна-майи, тогда оно достигнет совершенства. Таково истинное положение Верховного Господа, знающего все тела, а также живого существа, знающего своё тело и подвластного Господу, и материальной природы, которая представляет собой поле деятельности.

00:18:13 Все эти истины можно найти в «Веданта-сутре», которая представляет собой логически стройную систему афоризмов, связанных по принципу причины и следствия.

00:18:24 И, наконец, 6-7 стих. Пять материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность материальных элементов, признаки жизни и убеждение - все это, вместе взятое, составляет поле деятельности и его взаимодействие. Этот стих представляет собой перечисления элементов материальной природы и их взаимодействие с живым существом.

00:19:03 Далее идет немножко сложный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, который, впринципе, можно пропустить без ущерба для понимания, мы его прочитаем с некоторыми сокращениями.

00:19:15 Все авторитетные источники: великие мудрецы, ведические гимны и афоризмы «Веданта-сутры» - гласят, что материальный мир построен из следующих компонентов. Это прежде всего земля, вода, огонь, воздух и эфир - пять грубых материальных стихий. Я от себя добавлю, что земля соответствует твердому состоянию вещества, вода – жидкому, огонь – это плазменное состояние, воздух – газообразное и эфир – это тонкая среда материального мира, в котором находится всё материальное разнообразие. Далее следуют ложное эго, разум и три гуны материальной природы в непроявленном состоянии. Есть также пять познающих органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожа - и пять органов действия: голосовой аппарат, ноги, руки, анус и половые органы. Над органами чувств стоит ум, который находится внутри тела и потому может быть назван внутренним чувством. Таким образом, вместе с умом всего насчитывается одиннадцать органов чувств. Затем следуют пять объектов чувств: запах, вкус, форма, касание и звук. Это определённая система классификации материальных элементов в соответствии с философией [сакке]. И обратите внимание, всё перечисленное является материальными элементами в тонкой форме, это не просто какие-то впечатления [неразборчиво], и об этом ничего неизвестно в современной науке, это очень глубокая и совершенная классификация материальных элементов, которая дается в философии Санкхья, которая входит в состав Вед ведической философии.

00:21:02 Эти двадцать четыре материальных компонента в совокупности составляют поле деятельности. Aналитически изучив эти двадцать четыре элемента, мы получим полное представление о поле деятельности материальной природы. За ними следуют желание, ненависть, счастье и горе, возникающие в результате взаимодействий пяти грубых элементов и представляющие эти пять стихий в материальном теле. Признаки жизни, представленные сознанием и решимостью, - это проявления деятельности тонкого тела, состоящего из ума, эго и разума. Тонкие элементы также являются частью поля деятельности.

00:21:46 Все эти элементы в совокупности образуют материальное тело, которое в своем развитии претерпевает 6 изменений: рождается, растет, существует какое-то время, производит побочные продукты, наконец, стареет и умирает. Таким образом, поле деятельности материально по своей природе в отличии от личности души, которое знает это поле и им владеет.

00:22:17 Тот, кто хочет более подробно узнать о двадцати четырех материальных элементах и их взаимодействиях, должен глубже изучить философию Веданты. В «Бхагавад-гите» приводятся только самые общие сведения. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады с некоторыми сокращениями.

00:22:37 И последнее, что мы с вами сегодня прочитаем, это следующие стихи, которые относятся к другой теме. Удивительно красивы и загадочны стихи с 8-го по 12-ый вот этой 13-ой главы. И подробно мы их будем разбирать уже в следующий раз.

00:22:55 Итак, стихи с 8-го по 12-ый. Смирение, отсутствие гордости, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к духовному учителю; чистота, целеустремленность, самодисциплина; отрешенность от объектов чувственного наслаждения; отсутствие ложного эго; понимание зла рождения, болезни, старости и смерти; самоотречение, непривязанность к мирской жизни в семье; уравновешенность в счастье и горе; непоколебимая преданность Господу; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей, признание важности самореализации и философский поиск Aбсолютной Истины – всё это вместе Я объявляю знанием, а все же, что есть помимо этого, суть - невежество.

00:23:51 Это очень красивые и интересные стихи 13 главы, которые объясняют процесс познания истины ведической традиции, и мы их подробно разберем в следующий раз. Будет достаточно длинный и, можно сказать, удивительный интересный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, который скорее всего займет у нас целую передачу.

00:24:15 На сегодня я хочу завершить чтение Бхагавад Гиты и теперь если есть какие-то вопросы, предложения, вы можете звонить или писать на наш сайт. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите».

00:24:31 [Ведущая] Я напомню в свою очередь, радиослушатели, о том, что они могут присылать вопросы на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru и писать в чат. Чат у меня всегда активен кстати. Так что, дорогие радиослушатели, пишите. А сейчас немного музыки для того, чтобы вы все-таки смогли написать вопрос. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами.

00:24:51 [Критский В.Г.] Хорошо.

00:25:00 [Ведущая] Итак, не смотря на то, что у нас в эфире появляются забойные такие ритмы, я готова продолжить наш прямой эфир. И Владимир Георгиевич Критский сейчас будет отвечать на вопрос, который ему прислали: «Что означает непривычные для физики понятия: чувства, объекты чувств и так далее?»

00:25:22 [Критский В.Г.] Да, это вопрос, казалось бы, простой по форме, но достаточно серьезный, и я бы сказал фундаментальный. В процессе своей лекции я не пытался на него ответить, потому что он не такой простой и на него невозможно ответить скажем за 5 минут. По сути вся система классификаций материальных элементов системы философии Санкхья, это, ну как бы, схема, отличная от классификации материальных элементов [неразборчиво]. Раз вопрос прозвучал, я постараюсь на него ответить ,поскольку, как я говорил, я занимался физикой, окончал физический факультет и, если кто-то хочет более подробно, то, вот то, что я сейчас вам постараюсь рассказать, есть в каких-то солидных учебниках по Аюрведе, например, Васанта Лада. Какой-то взять солидную книгу и там в начале рассказывается о классификации материальных элементов и в том числе то, что я вам сейчас постараюсь рассказать.

00:26:40 Значит, мы должны начать с самого начала, то есть с самого простого. Это 5 основных грубых материальных элементов, которые согласно философии Санкхья, лежат в основе материального творения и которые условно называются земля, вода, огонь, воздух, эфир. Естественно, с самого начала вы должны понимать, что земля – это не та земля, что у нас под ногами, а это некий материальный элемент, который отвечает за твердость, который придает твердость всему, так сказать, куда он входит, и он имеет атомарную структуру, это говорится в авторитетных источниках. 4 из 5 вот этих грубых материальных элементов [неразборчиво] имеют атомарную структуру, состоят из атомов, то есть это вот достижение науки, то есть атомарная структура материи – авторитетная находка ученых, которая соответствует философии Веданты.

00:27:47 Далее идет вода, и вода – это не та вода, что течет у нас в реках, хотя вода туда и уходит. Стоячая вода – это материальный элемент, который отвечает за жидкость, жидкостное состояние, то есть в ту воду, самую чистую, дистиллированную воду, несомненно, входит вода, но входит кое-что еще, что-то ещё какие-то другие вещи, потому что та изначальная вода имеет более тонкую структуру.

00:28:25 Далее идет элемент огня и огонь, или агни, отвечает за огненное состояние и тоже имеет атомарную структуру.

00:28:39 И последний 4-ый элемент – это воздух, и это не тот воздух, который вот вокруг нас, по научным данным, скажем, воздух вокруг нас состоит из элементов кислорода, водорода, азота, углекислого газа, какие-то другие вещи, то есть это какие-то примеси, которые на самом деле тоже каким-то образом их можно связать с [неразборчиво] элементами, которые, так сказать, у философии Веданты, но сам элемент воздуха – это элемент, который отвечает за газообразное состояние вещества.

00:29:20 И последний элемент, пятый, эфир, он не имеет атомарной структуры, это некий непрерывный тонкий элемент, который также переводится как некое пространство, то есть мы все как бы находимся в эфире, все материальное многообразие, вся вселенная находится среди эфира, и, если кто-то из вас интересовался физикой или окончал какой-то физический факультет, изучал, скажем, теорию относительности, то вы наверняка знаете, что когда Майкельсон и Морли производили свой эксперимент, который лег в основу теории относительности, то они как раз искали скорость движения Земли относительно эфира. То есть в физике, на самом деле, с незапамятных времен была эта идея, что должна существовать какая-то тонкая среда, в которой находится все материальное многообразие. Эта тонкая среда называлась эфиром в соответствии с философией Веданты, то есть здесь как раз ученые как бы правильно «нащупали» истину, что это соответствует реальности. И они пытались измерить скорость движения Земли относительно эфира, поскольку эфир понимался как вот эта тонкая неподвижная среда, в которой находится материальное многообразие и которая является проводником для распространения света, световых волн.

00:30:49 Ну я попутно хочу заметить, что хотя опыт Майкельсона-Морли дал отрицательный результат, то есть движение Земли относительно эфира зафиксировано не было, и это легло в основу теории относительности как один из постулатов Эйнштейна, что скорость распространения света в любом направлении независимо от скорости источника и наблюдателя всегда составляет там C (300 тысяч километров в секунду). Но самое удивительное, но эта вещь как раз таки для науки характерная, что спустя несколько лет опыт Майкельсона-Морли был повторен на более точной аппаратуре (более совершенной), и скорость движения Земли относительно эфира была зафиксирована, замечена. То есть эфир реально существует, эти опыты, поскольку они противоречат теории относительности, они не были широко известны, это как бы осталось сукном, точно также как факты, опровергающие теорию эволюции Дарвина, а таких фактов сотни. Они не публикуются, они не входят в учебники, потому что они противоречат представлениям современной науки. Так и вот эти опыты, которые опровергли фактически научное представление теории относительности, подтвердили существование эфира, они, так сказать, как бы не слишком широко известны, они не входят в учебники, нужно смотреть специальную литературу.

00:32:13 Но факт остается фактом, что согласно философии Веданты, нам уже как бы здесь уже нет смысла постоянно ссылаться на современную науку, потому что тут не во всём есть параллели, не во всём есть соответствие. Значит имеется 4 грубых материальных элемента, которые имеют атомарную структуру и 1 тонкий эфир, который не имеет атомарной структуры как некая среда.

00:32:40 И обратите внимание, очень интересный момент, что согласно представлениям современной физики, существует где-то 3 или 4 элементарных частицы, которые вот ну регистрируются, входят в состав любого атома, электрон, протон, нейтрон и, скажем, [неразборчиво]. Число элементарных частиц, известных физике, более менее соответствует вот числу вот этих вот стихий, которые имеют атомарную структуру, то есть [неразборчиво]. Я думаю, что это неслучайно и что как раз то, что физики находят в своих [неразборчиво] ускорителях , ядерных реакциях, им удается вот видимо дойти до вот этих изначальных первых элементов, которые в философии Веданты называют «земля, вода, огонь, эфир и воздух». Просто другие названия, а так суть та же самая.

00:33:37 Вот исходя из этих 5 изначальных элементов, или маха-бхута стихий, и в них находятся более тонкие, так называемые чувственные объекты или объекты чувств. В земле находится объект, который называется «запах», в воде – объект, который называется «вкус», в огне – «форма», в воздухе – «касание» и в эфире – «звук». То есть вот эта таблица классификаций материальных элементов философии Санкхья удивительно красивая и удивительно гармоничная, симметричная, гораздо более симметричная, чем, скажем, классификация материальных элементов по таблице элементов Менделеева, которых их там больше 100, а здесь всего 24 элемента.

00:34:32 Так вот, 5 изначальных материальных элементов грубых, так сказать, которые вот ну входят в состав материального многообразия, которое мы видим, ощущаем, и в них имеется 5 тонких чувственных объектов, которые воспринимаются нашими чувствами.

00:34:52 Теперь, что такое наши чувства. Наши чувства являются определёнными экспансиями нашего ума, то есть кроме 5 грубых элементов есть 3 тонких, о чем говорится в Бхагавад Гите, если вы помните в 5 главе Кришны говорится, что имеется 5 грубых элемента и 3 тонких: ум, интеллект и ложное эго. Ум – это [манас], интеллект – [бути] и ложное эго – [анкара]. Это уже тонкие элементы, то есть это тонкая материя, она ну как бы можно сказать материальна, но вернее не имеет грубой материальной формы, то есть она не доступна на нашем чувственном восприятии, они находятся как бы в ином измерении. Мы не можем увидеть, мы не можем его почувствовать, так сказать, ощутить его запах, но то, что он существует – это факт, поскольку мы сами, как личность, мы обладаем умом, разумом, то мы можем понять, то ум есть не только у нас, он есть у людей, окружающих нас, даже у животных, даже медведи могут научиться на велосипеде кататься, о чем я упоминал и так далее.

00:36:13 То есть умом в какой то степени обладают даже животные и, особенно, когда они охотятся у них есть определённая программа действий, с помощью которых они там преследуют жертв и так далее.

00:36:25 Так вот из этого ума существует 5 экспансий, или 5 чувств, то есть чувства – это тонкие проявления ума, и называются они впринципе так же как у нас наши чувства, это: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Скажем, если спросить представителя современной науки материалистической «Что такое вот чувства? Что такое зрение? Что такое слух?» и так далее, что может сказать современный ученый? Он по сути ничего сказать не может. С точки зрения современной науки зрение – это процесс попадания лучей света в какие-то на сетчатку глаза, где имеются чувствительные фотоэлементы, так называемые «колбочки», на которых, так сказать, воздействуют лучи света, производят какие-то изменения, эти «палочки» («колбочки») дают электрический импульс в мозг.

00:37:26 То есть вот эта вот, грубо говоря, представление современной науки, в общем то оно соответствует действительности, но только это не имеет отношения к чувственному восприятию, это чисто внешняя форма, это электрическая схема, что лучи света через линзы, которые так сказать [неразборчиво] попадают на сетчатку глаза, на которой имеются «палочки» («колбочки»), вот этих [неразборчиво] элементов, они воспринимают эти лучи и подают электрические импульсы, которые попадают в мозг.

00:37:59 Это электрическая схема. Но эту электрическую схему можно построить, но от этого не возникнет чувственное восприятие. Мы видим свет, мы слышим звук, ощущаем запах и так далее, то есть по сути наука может объяснить какую-то внешнюю форму, она не способна объяснить сознание, то есть не просто у нас происходят какие-то реакции, но я осознаю, я вижу свет, вижу там солнце, вижу окружающие дома, деревья и так далее. Вот компьютер передо мной находится, вот я с вами общаюсь через это замечательное достижение современной техники. Но с философской точки зрения научные представления объяснить, что такое сознание и что такое жизнь, не могут, то есть современная наука абсолютно беспомощна в этом отношении. И, как раз, я говорил об этом, философия Веданты дает объяснение, то есть почему мы принимаем, почему мы уверены, что это совершенные знания, то есть знания, идущие как бы из высшего источника, из абсолютного разума, потому что оно дает объяснение, чего не может дать современная наука.

00:39:15 Так вот значит я продолжу. Вот эти вот 5 чувств являются экспансиями нашего ума, и они в точности соответствуют чувственным объектам, то есть это не просто вот как бы случайно там взорвалось, и все появилось, а это продуманный план. У нас имеется 5 материальных элементов, которые [неразборчиво] 5 стихий, в них имеется 5 чувственных объектов, которые в них содержатся, и из ума имеется 5 экспансий, то есть 5 чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Соответственно, зрением мы воспринимаем форму, слухом воспринимаем звук и так далее, то есть каждое наше чувство воспринимает определённый чувственный объект. 5 на 5, ничего лишнего, нет ничего случайного, случайности – это плод воображения, больного воображения некоторых вот современных ученых [неразборчиво].

00:40:19 Вот кратко я, таким образом, могу объяснить. Ну ещё 2 слова скажу, уж поскольку это не прозвучало в вопросе, там ещё есть так называемые органы действия: руки, ноги и так далее, язык. Это тоже определённые формы материальных элементов, которые входят в вот эту классификацию «24 материальных элемента», то есть руки – это не просто, вот моя рука состоит из костей и там кожи, мышц и так далее, а на самом деле это определённый материальный элемент, который отвечает за то, что у меня вырастает рука. Рука состоит, так сказать, из внешних вот этих материальных элементов, там из кожи, костей, мышц и так далее, но для того, чтобы, так сказать, выросла эта рука , требуется, чтобы у души имелась вот эта экспансия – рука в тонкой форме, тоже самое и нога, там их 5, тоже самое как у нас и есть 5 органов чувств, значит руки, ноги, [неразборчиво]. То есть, фактически, это не просто какая-то случайная комбинация материальных элементов, которая возникла в процессе эволюции, это определённая тонкая форма моего тонкого тела, и в процессе уже развития тела у меня вырастают руки, у меня вырастают ноги и другие органы, с помощью которых я могу что-то делать, так сказать, органы действия, делать ходить, говорить и так далее.

00:42:05 Вот это кратко ответ на данный вопрос, потому что вопрос, вот кстати вот ещё дополнительный вопрос: «[неразборчиво] перечислили анус?». Вот я как раз отвечаю на этот дополнительный вопрос, тем более в широкой форме, что эти 5 органов действия – это тоже определённые тонкие формы материальных элементов, которые являются экспансией из ума.

00:42:31 Вот, таков ответ на эти вопросы, и, ещё раз напомню, что впринципе это не какое-то великое открытие, может какие-то соображения я от себя добавил, но в основном это есть таких солидных учебниках по Аюрведе, потому что это есть в трактатах по Аюрведе, в «классификации материальных элементов в соответствии с философией Санкьи». Вот, пожалуй, на это я закончу, если ещё есть какие-то вопросы, [неразборчиво].

00:43:02 [Ведущая] Да, вот слушатель спрашивает: «Анус как экспансия ума?».

00:43:10 [Критский В.Г.] Да, я уже ответил на этот вопрос, что все наше тело, которое состоит вот там голова, руки, ноги, язык, анус, гениталии, - всё это есть определённые органы действий, также как наши чувства (экспансии нашего ума), и соответственно наше тело растет в соответствии с той кармой, которую мы получили, что у кого-то там красивое тело, у кого-то - не очень красивое и способности тоже, всё это определяется нашей кармой, то, что мы заслужили по прошлой жизни. Но во всяком случае это вот таков план материального тела и материального творения, то есть тело – это совершенный механизм, в том числе все вот эти органы действия, которые позволяют нам существовать в материальном мире. С помощью рта там мы поглощаем пищу, а с помощью ануса мы выбрасываем какие-то остатки, которые там не переварились или которые содержат какие-то яды.

00:44:12 То есть это все - идеальный план, идеальный план, который был дан Творцом, ростком материальной природы является Господь Брахма, вторичным, но изначальный план идет свыше, от Всевышнего Господа. Это вот кратко таков ответ, более подробно я все объяснил в ответе на предыдущий вопрос.

00:44:36 [Ведущая] Спасибо большое, Владимир Георгиевич, что ответили на вопросы радиослушателей, на текущий момент вопросов нет, я думаю, что можно уже закончить эфир. Благодарю вас, что были сегодня с нами.

00:44:50 [Критский В.Г.] Спасибо.

00:44:52 [Ведущая] До новых встреч.

00:44:53 [Критский В.Г.] Всего хорошего, да, до свидания.

00:44:55 [Ведущая] Как то связь немного рвется, очень тяжело порой бывает, но это не так страшно в любом случае эфир мы провели. И, дорогие радиослушатели, пожалуйста, не расходитесь, в 17:00 у нас продолжение по плану. «Здоровый образ жизни», «Здоровый стиль жизни» - Ольга Маслова, и в 19:00 – Лалана. Хотите божественного ребенка? Запросто. Так что оставайтесь у своих компьютеров и слушайте Аюрведа-радио со своими друзьями и близкими.

транскрибирование: Игорь Морозов | 01 January 2013