Проявление Абсолютной Истины в материальном мире
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:14 [Ведущая]: Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии, всё это в прямом эфире на волнах «Аюрведа» радио.
00:00:25 Добрый день, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая]: Здравствуйте!
[Критский В.Г.]: Тогда давайте начинать.
[Ведущая]: Давайте.
00:00:32 [Критский В.Г.]: Дорогие друзья, мы продолжаем наш цикл бесед «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите». Я напоминаю, что в прошлый раз мы с вами начали рассматривать седьмую главу под названием «Знание об Абсолюте». И последний стих, на котором мы с вами закончили, был стих 7: «О, завоеватель сокровищ, нет истины выше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
Что такое Абсолютная Истина?
00:01:10 Итак, в главе 7 мы приступили к изучению сокровенного знания о всепроникающей природе Абсолютной Истины – Верховной Личности Бога. И что такое Абсолютная Истина? Испокон веков учёные, философы спорят: является ли Абсолютная Истина личностью или нет. В «Бхагавад-гите» неоднократно говорится о том, что Абсолютная Истина – это Верховная Личность Бога, Кришна. И, в частности, эти стихи доказывают, что Абсолютная Истина является личностью.
00:01:47 Современная культура имеет довольно-таки противоречивый характер. В ней, по сути, нет понятия абсолютной истины и абсолютной реальности, и всё материальное знание предназначено для того, чтобы сделать нашу жизнь в материальном мире комфортной. Но духовное, трансцендентное, знание – это переход в иную, вечную, реальность. Либо мы соглашаемся, что мы тело и всё должно закончиться с его смертью, либо допускаем, что существует иная, высшая, природа, которая находится вне нашего восприятия, которая трансцендентна по отношению к материальной энергии. Это природа души.
00:02:32 И духовная природа является, по сути, такой же реальностью, как и материальная. И доказательством являемся мы сами: наш ум, наши чувства, сознание и так далее – всё это нематериальная энергия. Всё это духовная, трансцендентная, природа. И Веды, по сути, – это синтез духовного и материального знания. В Ведах имеется также огромное количество информации о материальном мире: это аюрведа, астрология, Васту-шастра, Кама-сутра, но главной частью Вед, конечно, является духовное знание, и суть этого знания излагается в «Бхагавад-гите». То есть, ведическое знание уникально, оно даёт нам путь познания абсолютной реальности.
Как Абсолютная Истина проявляется в материальном мире
00:03:29 Итак, стих 7, я ещё раз прочитаю. «О завоеватель сокровищ, нет истины выше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить». Это слова Кришны, Верховной Личности Бога.
00:03:45 Стих 8:
रसोऽहमप्सु कौन्तेय प्रभास्मि शशिसूर्ययो: ।
प्रणव: सर्ववेदेषु शब्द: खे पौरुषं नृषु ॥ ८ ॥
raso ’ham apsu kaunteya
prabhāsmi śaśi-sūryayoḥ
praṇavaḥ sarva-vedeṣu
śabdaḥ khe pauruṣaṁ nṛṣu
«О сын Кунти, Я – вкус воды, Я – свет солнца и луны, Я – слог ОМ в ведических мантрах, Я – звук в эфире, Я – талант в человеке».
00:04:03 В этих стихах даётся описание того, как Абсолютная Истина проявляется в материальном мире. Мы узнаём, как Всевышний Господь посредством своих энергий пронизывает всё сущее. На начальном этапе духовного пути Господа познают в образе его многообразных энергий, то есть в его безличном аспекте. Подобно тому, как присутствие солнца можно ощутить через его вездесущую энергию – солнечный свет, так и присутствие Всевышнего можно ощутить через его энергию, которая пронизывает всё творение.
00:04:03 Итак, Кришна говорит: «Я – вкус воды». Что такое вкус? С научной точки зрения – это некое взаимодействие молекул вещества с вкусовыми рецепторами на языке. В результате какие-то электрические импульсы посылаются в мозг. По сути, это то, что нам может сказать современная наука. Но как объяснить само ощущение вкуса?
00:05:11 В мире происходят миллионы химических реакций, в которых участвуют миллиарды молекул, но далеко не всегда возникает вкус. Это способность именно живого существа – сознание. И, как мы с вами уже изучали, сознание имеет четыре уровня, четыре аспекта: чувственный уровень, чувственное восприятие, ум, разум и духовный уровень, сама душа. И самый первый, начальный, уровень сознания – это чувственное восприятие. Кришна начинает именно с этого: «Я – вкус воды». И дальше он говорит: «Я – свет солнца и луны». И то же самое, что мы говорили в отношении вкуса, можно сказать и о восприятии света. Мы можем формально описать воздействие, которое оказывают лучи света на палочки и колбочки на нашей сетчатке глаза, но мы не можем понять или описать возникновение самого зрительного образа.
00:06:16 Я прочитаю отрывок из комментария духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Солнечный и лунный свет – это тоже энергия Господа, поскольку их изначальным источником является, согласно Ведам, безличное сияние Господа, называемое брахмаджьоти. Звук ОМ или ОМКАРА – это трансцендентный звук, с которого начинается каждый ведический гимн. Это форма обращения к Верховному Господу. Имперсоналисты, которые не считают Абсолютную Истину личностью, боятся обращаться к Господу через одно из его бесчисленных имён и поэтому предпочитают произносить слог ОМ. Но они не понимают, что ОМ – это звуковое воплощение Бога. Наука сознания Бога вмещает в себя всё, и тот, кто постиг эту науку, необычайно удачлив. Люди, не знающие Господа Кришну, находятся во власти иллюзии, поэтому знание о Боге означает освобождение, а неведение о нём – это обречение себя на рабство в материальном мире».
Семя всех видов жизни
00:07:33 Стих 9:
पुण्यो गन्ध: पृथिव्यां च तेजश्चास्मि विभावसौ ।
जीवनं सर्वभूतेषु तपश्चास्मि तपस्विषु ॥ ९ ॥
puṇyo gandhaḥ pṛthivyāṁ ca
tejaś cāsmi vibhāvasau
jīvanaṁ sarva-bhūteṣu
tapaś cāsmi tapasviṣu
Кришна продолжает: «Я – изначальный запах земли. Я – жар огня. Я – жизнь во всём живущем. Я – епитимья всех аскетов».
00:07:51 В материальном мире всё обладает своим запахом, будь то цветок, земля, вода, воздух. И изначальный чистый запах, который пронизывает всё сущее, – это тоже энергия Кришны. Точно так же у всего в мире есть свой неповторимый вкус, который может измениться, если добавлять какие-то другие вещества. Таким образом, каждое вещество обладает определённым запахом и вкусом.
00:08:21 Другая мистическая субстанция, о которой говорит здесь Кришна, – это огонь. «Я – жар огня». Без огня невозможна деятельность фабрик и заводов. Без огня невозможно готовить пищу, и огонь – тоже проявление энергии Кришны. Согласно ведической медицине, несварение желудка возникает в результате понижения температуры в желудке, так что огонь необходим также для переваривания пищи.
00:08:53 Человек, обладающий сознанием Бога, понимает, что земля, вода, огонь, воздух – это химические элементы и их отличительные свойства существуют только благодаря воздействию энергии Бога. Продолжительность жизни человека также зависит от Господа. По милости Бога можно продлить себе жизнь, но можно также её сократить. Таким образом, сознание Бога приложимо во всех сферах жизни.
00:09:26 Стих 10:
बीजं मां सर्वभूतानां विद्धि पार्थ सनातनम् ।
बुद्धिर्बुद्धिमतामस्मि तेजस्तेजस्विनामहम् ॥ १० ॥
bījaṁ māṁ sarva-bhūtānāṁ
viddhi pārtha sanātanam
buddhir buddhimatām asmi
tejas tejasvinām aham
«О сын Притхи, знай, что Я – изначальное семя всего сущего, Я – разум мудрого, и Я – сила могучего».
00:09:42 Итак, здесь Господь Кришна говорит, что Он является семенем всех видов жизни. Есть научные эксперименты, в которых учёные выращивают ребёнка в пробирке, а не во чреве матери. И ученые этим очень гордятся, говоря, что они способны создать жизнь искусственно. На самом деле, конечно, учёные не способны создать жизнь. Они берут уже оплодотворённую яйцеклетку, помещают её в питательную среду. Эта яйцеклетка начинает развиваться благодаря тому, что в ней находится живое существо – джива, находящаяся в этой оплодотворённой яйцеклетке. Ни один учёный не способен создать ни яйцеклетку, ни семя, сперматозоид, в котором находится душа.
00:10:35 Вот комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «В мире великое множество разнообразных существ, как движущихся, так и неподвижных. Птицы, звери, люди и другие существа относятся к числу движущихся, а деревья и другие растения, которые находятся на одном месте, – к числу неподвижных. Каждое живое существо принадлежит к одной из 8 400 000 форм жизни. Одни из них наделены способностью двигаться, другие – нет. Но в любом случае Кришна является семенем жизни каждого из них. В Ведах говорится, что брахман, или Высшая Абсолютная Истина, – это источник всего сущего. Он также источник всего разума. Человек, который не имеет разума, пытается обрести счастье и покой в этом мире без Бога. Он не способен постичь Верховную Личность Господа – Кришну».
00:11:39 Стих 11:
बलं बलवतां चाहं कामरागविवर्जितम् ।
धर्माविरुद्धो भूतेषु कामोऽस्मि भरतर्षभ ॥ ११ ॥
balaṁ balavatāṁ cāhaṁ
kāma-rāga-vivarjitam
dharmāviruddho bhūteṣu
kāmo ’smi bharatarṣabha
Кришна продолжает: «Я – сила сильного, свободная от страсти и желания, Я – половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхаратов».
00:11:57 Комментарий: «Согласно Ведам, сильный должен использовать свою силу для того, чтобы защищать слабых, а не для того, чтобы притеснять других. Половая жизнь, согласно законам религии, предназначена для зачатия детей, а не для какой-либо иной цели. Родители должны воспитывать своих детей в сознании Бога».
О гунах материальной природы
00:12:23 Стих 12:
ये चैव सात्त्विका भावा राजसास्तामसाश्च ये ।
मत्त एवेति तान्विद्धि न त्वहं तेषु ते मयि ॥ १२ ॥
ye caiva sāttvikā bhāvā
rājasās tāmasāś ca ye
matta eveti tān viddhi
na tv ahaṁ teṣu te mayi
«Знай, что все состояния бытия, будь то благость, страсть или невежество, созданы Моей энергией. В некотором смысле Я есть всё, но в то же время Я полностью независим. Я неподвластен гунам материальной природы».
00:12:45 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Любая материальная деятельность в этом мире находится под влиянием трёх гун материальной природы, но Верховный Господь Кришна не подвержен влиянию гун, ибо Он является их источником. К примеру, действие законов, которые издаёт царь, распространяется на всех его подданных, но не на него самого. Точно так же материальные гуны: благость, страсть и невежество (это три уровня сознания в материальном мире) – исходят из Верховного Господа, но сам Он не подчиняется законам материальной природы. Это одно из отличительных свойств Верховной Личности Бога».
00:13:31 Стих 13:
त्रिभिर्गुणमयैर्भावैरेभि: सर्वमिदं जगत् ।
मोहितं नाभिजानाति मामेभ्य: परमव्ययम् ॥ १३ ॥
tribhir guṇa-mayair bhāvair
ebhiḥ sarvam idaṁ jagat
mohitaṁ nābhijānāti
mām ebhyaḥ param avyayam
«Введённый в заблуждение тремя гунами материальной природы, весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого».
00:13:46 Комментарий: «Весь мир околдован тремя гунами материальной природы. Те, кто находится под их влиянием, не понимают, что Верховный Господь Кришна – это Высшая Абсолютная Истина и он трансцендентен к материальному миру. Каждое живое существо, подвластное материальной природе, обладает определённым типом тела, а также психическими и физиологическими особенностями, определяющими характер его деятельности.
00:14:16 Люди, действующие под влиянием трёх гун, делятся на четыре варны. Людей в гуне благости называют брахманами – это наиболее чистая гуна. Людей в гуне страсти, преобладающей в материальном мире, называют кшатриями. Она побуждает всех к материальной деятельности ради плодов. Тех, кто находится под смешанным влиянием гун страсти и невежества, называют вайшьями, а людей, находящихся под влиянием гуны невежества, – шудрами. Ниже их находятся животные, а также люди, ведущие животный образ жизни.
00:14:56 Впрочем, принадлежность к этим группам не является постоянной. Кем бы я ни был в этой жизни – брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой – моя нынешняя жизнь не будет длиться вечно. Но хотя наша жизнь временна и мы не знаем, когда она закончится, кем мы будем в следующей жизни, мы околдованы иллюзорной энергией и отождествляем себя с материальным телом и считаем себя американцами, индийцами, русскими или же брахманами, кшатриями, вайшьями, шудрами. Попав в ловушку гун материальной природы, мы забываем о Верховном Господе, который находится над этими гунами. Поэтому Господь Кришна говорит, что живые существа, ввергнутые в иллюзию тремя гунами, не понимают, что над материальным миром стоит Верховная Личность Бога – Кришна».
Можно ли выйти из-под влияния гун материальной природы?
00:15:58 Стих 14.
दैवी ह्येषा गुणमयी मम माया दुरत्यया ।
मामेव ये प्रपद्यन्ते मायामेतां तरन्ति ते ॥ १४ ॥
daivī hy eṣā guṇa-mayī
mama māyā duratyayā
mām eva ye prapadyante
māyām etāṁ taranti te
«Эту Мою божественную энергию, состоящую из трёх гун материальной природы, очень трудно преодолеть. Но тот, кто предался Мне, может легко выйти из-под её влияния».
00:16:19 Итак, здесь появляется понятие преданности Верховной Личности Бога, бхакти. Это, по сути, основная тема «Бхагавад-гиты», её стержневая идея. И мы будем более подробно рассматривать её в наших последующих передачах. А сейчас мы прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху:
00:16:42 «Энергия Верховной Личности Бога делится на бесчисленное множество видов, и все они имеют божественную природу. Будучи частицами энергии Всевышнего, живые существа также обладают божественной природой, но когда они входят в соприкосновение с материей, то она затмевает их изначальное, высшее, сознание. Покрытое оболочкой материальной энергии, живое существо не в силах выйти из-под её власти. Как уже было сказано, материальная и духовная энергии исходят из Верховной Личности Бога и поэтому являются вечными.
00:17:22 Живое существо по своей природе принадлежит к высшей, духовной, энергии, но осквернённое материальной природой, оно с незапамятных времён пребывает в плену иллюзии. Такие души называются вечно обусловленными. Никто не может установить, когда именно живое существо попало под власть материальной природы. Хотя материальная природа является низшей энергией Господа, но она настолько могущественна, что живому существу очень трудно выйти из-под её власти, поскольку она выполняет волю Всевышнего, противиться которой не может никто.
00:18:02 Низшая материальная энергия здесь называется божественной, потому что она связана с Богом и послушна его воле. Направляемая божественной волей, материальная природа творит настоящие чудеса, создавая и разрушая материальный космос. В Ведах это подтверждается следующим стихом: «Сама по себе майя (иллюзия) не является реальностью, поскольку она не вечна, однако за ней находится высший волшебник, Всевышний Господь, которого называют Махешварой – верховным повелителем» («Шветашватара Упанишад» 4.10). В Библии есть аналогичные слова: «Без воли Господа ни один волос не упадёт с головы человека».
00:18:54 Другое значение слова гуна – верёвка. Оно указывает на то, что обусловленная душа крепко связана верёвками иллюзорной энергии. Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться сам. Ему необходима помощь того, кто уже свободен. Ему не поможет другой связанный. Развязать верёвки может только тот, кто сам свободен от этих пут. Другими словами, освободить душу из материального плена может только Всевышний Господь или Его истинный представитель, духовный учитель. С их помощью обусловленная душа может сбросить оковы материального рабства путём преданного служения Господу, то есть метода сознания Бога. Кришна, повелитель неодолимой иллюзорной энергии, может приказать ей освободить обусловленную душу. Отдавая такой приказ, Он являет предавшейся ему душе свою беспричинную милость, движимый чувством отеческой любви к живым существам, которые изначально являются Его любимыми детьми. Таким образом, единственный способ выйти из-под власти неумолимых законов материальной природы – это предаться Господу и служить его стопам».
00:20:16 Это был комментарий Бхактиведанты Свами к стиху 14. Ещё раз его прочитаю. Это очень красивый и интересный стих. «Эту Мою божественную энергию, состоящую из трёх гун материальной природы, очень трудно преодолеть, но тот, кто предался Мне, может легко выйти из-под её власти». На этом я хочу закончить эту беседу. Теперь вы можете звонить по нашим телефонам или присылать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире цикл «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите».
Ответы на вопросы
Как запомнить Махамантру (мантру Харе Кришна)?
00:21:03 [Ведущая]: У нас есть вопрос и вопрос очень интересный. Человек недавно познакомился с ведической культурой, стал соблюдать Экадаши, и сейчас появилось желание попробовать читать Махамантру. Вопрос: «Очень трудно запомнить целиком Махамантру, фразы путаются. Хочется их повторять чуть большее количество раз. Можно ли считать, что я слишком загрязнён для повторения этой мантры или не готов?»
00:21:40 [Критский В.Г.]: Это интересный вопрос. Махамантра, или Харе Кришна мантра, называется в Ведах «великой песнью освобождения». Она занимает особое место во всём пантеоне ведических мантр. И, по сути, её даже называют не просто мантрой, а святым именем Бога. Она состоит из трёх слов: Харе, Кришна и Рама. Из этих трёх слов составляется такой стишок:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Запомнить его очень легко. Он состоит из двух частей. В первой части повторяется Харе Кришна, во второй части повторяется Харе Рама. Значит, два раза в начале Харе Кришна Харе Кришна, потом переставляется: Кришна Кришна Харе Харе. И вторая часть совершенно аналогична, только вместо имени Кришна идёт имя Рама. Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!
00:22:48 Я сначала тоже, помню, путался, когда пытался повторять эту мантру. Это не страшно, потому что в Ведах говорится, что даже невнимательное и такое путанное, с ошибками, повторение имён Бога приносит человеку благо. В Ведах говорится, что имя Бога трансцендентно, оно духовно, оно неотлично от самого Господа. То есть, невнимательно повторяя эту мантру, человек может ощутить присутствие Бога.
00:23:24 Очень интересно, что в Библии есть аналогичные слова в отношении имён Бога. Говорится, что каждый, кто призовёт имя Бога, спасётся. И есть также в псалмах царя Давида: «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой! Кто грустен из вас – пусть молится, кто весел – пусть поёт псалмы!» («Хвалите Его звуком трубы: хвалите его гусли и арфы», Псалтирь 150:3; «Пусть все, у кого есть дыхание, восхваляют Господа. Слава Господу», Псалтирь 150:6 – прим. ред.).
00:23:51 То есть во всех духовных традициях мира есть эта духовная практика повторения имён Бога. В разных молитвах, песнопениях, гимнах… В христианстве, например: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного!». То есть имя Иисуса Христа. Есть даже такое мнение, что имя Христос аналогично имени Кристос, это вариант произношения Кришна или Кришта. Есть мнение отдельных специалистов, что имя Христос происходит от имени Кришта, что есть родственность имён Кришны и Христа. Ну, вот то, что я могу сказать на эту тему кратко.
00:24:50 [Ведущая]: Хорошо. Это отличный ответ на хороший вопрос, правильно?
[Критский В.Г.]: Может быть, если нет других вопросов, мы пять минут подождём?
[Ведущая]: Да, давайте. Пять минут музыки для того, чтобы у радиослушателей была возможность написать вопросы. Владимир Георгиевич Критский с нами в прямом эфире ждёт вопросов от вас, дорогие радиослушатели.
Важно ли точное воспроизведение мантры или можно произносить как произносится?
00:25:15 Итак, уважаемые радиослушатели, мы продолжаем. Несмотря на то, что у нас в эфире звучит такая прекрасная музыка, я думаю, что я её потом ещё поставлю, у нас сейчас есть вопросы. Вопрос от того же слушателя, что спрашивал про Махамантру. «Важно ли произношение?» То есть слушатель пишет о том, что она звучит иначе, нежели он её произносит.
00:25:52 [Критский В.Г.]: Спасибо за вопрос. Мантра, и вообще ведический звук, – это, конечно, определённое искусство, и в древности брахманы обучались много лет, чтобы правильно произносить мантры. И в Ведах есть различные истории о том, как неправильное произнесение мантр приводит, скажем так, к каким-то негативным результатам или вообще не приводит ни к каким результатам. Но мантру Харе Кришна Веды специально выделяют, и говорится, что святое имя Бога трансцендентно, оно не зависит от произношения. Даже если вы произносите его не очень правильно, не с тем акцентом, оно всё равно приносит эффект. Конечно, чем чище вы его произносите, тем сильнее эффект.
00:26:54 И поэтому самый первый процесс духовного развития называется шраванам, или слушанье. То есть сначала мы слушаем Веды и ведические истории от духовного учителя. Я думаю, что вы на радио «Аюрведа» не раз слушали разные бхаджаны и пения мантр, которые исполняют духовные учителя. То есть у вас есть, что слушать и чему поучиться. В ведическом центре на метро «Динамо» есть записи различных песнопений и специальные записи мантр, которые читают духовные учителя. Но в целом вы можете не опасаться. Вот именно мантра Харе Кришна настолько уникальна и совершенна, что даже её несовершенное произношение приносит положительный эффект. Так я могу ответить на ваш вопрос.
00:28:01 [Ведущая]: Есть ещё один вопрос. Каково аллегорическое значение стиха 8 главы 7 «Бхагавад-гиты»: «О сын Кунти, Я – вкус воды, Я – свет солнца и луны, Я – слог ОМ в ведических мантрах, Я – звук в эфире, Я – талант в человеке»?
00:28:22 [Критский В.Г.]: Спасибо. Да, действительно, седьмая глава «Бхагавад-гиты» – «Знание об Абсолюте» – уникальна, и в ней будет много стихов, подобных этому. Когда мы заканчивали шестую главу, я предупреждал, что последующие четыре главы самые сокровенные. Вот седьмая называется «Знание об Абсолюте». Само название чего стоит: «Знание об Абсолюте», об Абсолютной Истине. Восьмая глава называется «Достижения Всевышнего», а девятая называется «Самое сокровенное знание». То есть в девятой главе Кришна даёт самое сокровенное знание, и здесь есть такие, я бы сказал, мистические слова, как мы с вами сегодня читали: «Я – вкус воды, Я – свет солнца и луны, Я – звук в эфире, Я – способность, талант в человеке». На первый взгляд, это непонятно. Если мы представляем себе, что Всевышний является обычным человеком, то как, скажем, я могу сказать: «Я – вкус воды, я – свет солнца и луны»? Это не имеет смысла. Но в том-то и дело, что Всевышний Господь не является обычной личностью. Он не имеет какой-то материальной оболочки, материального тела. Он является, скажем так, Высшим Сознанием.
00:30:00 Мы с вами говорили о том, что в своём всепроникающем аспекте брахмана или в аспекте параматмы, высшей души, Господь пронизывает всё творение. Наше сознание пронизывает наше тело. То есть наша душа ограничена, и мы ощущаем своё собственное тело, которое является экспансией нашей души. Всевышний Господь, на санскрите Вишну, является всепроникающим. Он пронизывает своим сознанием всю Вселенную, и одним из аспектов его высшего сознания являются вкусы. То есть у нас есть чувства, у нас есть свои чувства, и эти чувства произошли, скажем так, из чувств Бога. Наши чувства ограничены, они имеют ограниченную сферу восприятия и возможностей, а Бог имеет безграничные чувства. Он осознаёт весь мир, всю вселенную. Также Кришна говорит, что наше чувство вкуса – это часть и его чувства вкуса, что Он даёт нам вот эту экспансию: ощущать вкус воды, видеть свет солнца и луны и так далее. То есть наше сознание является частичкой высшего сознания, абсолютного сознания Бога. В этом смысл данных стихов и этих стихов будет довольно много в главе 7, в главе 9 и в главе 10, где Кришна будет говорить о своих различных проявлениях в материальном мире.
00:31:55 Можно объяснить это и с другой точки зрения. Я упоминал в лекции, что, по сути, современная наука и современные научные концепции не могут понять, как у нас возникает какое-то чувство, чувство вкуса или чувство видения формы. И в целом само понятие сознания вне пределов постижения современной науки. И как раз Кришна в эту самую чувствительную точку бьёт, и Он говорит, что непостижимые аспекты бытия – это как раз аспекты Высшей Абсолютной Истины Верховной Личности Бога или Его различные энергии. Вот так я постарался ответить на этот довольно-таки коварный вопрос. Конечно, объяснить Абсолют, Абсолютную Истину не так просто, тем более с помощью нашего несовершенного языка. Но, по крайней мере, я пытаюсь с помощью своего опыта, с помощью наставлений духовного учителя каким-то образом логично, рационально объяснить эту трансцендентную науку. Спасибо.
00:33:26 [Ведущая]: Вопрос ещё есть. Очень интересный. Действительно ли, что, наслаждаясь вкусом воды или чем-то иным (возможно, низшим), человек наслаждается Богом? Тогда зачем же разделять на низшее и высшее, если и то и другое есть Бог?
00:33:45 [Критский В.Г.]: Да. Чудесно! Значит, наслаждаясь вкусом воды, человек наслаждается Богом. Это факт. Вкус даёт нам Бог, так же, как и остальные чувства, ум, разум. Это всё определённая энергия, то есть, по сути, – милость Бога. И, действительно, с абсолютной точки зрения всё есть энергия Бога. Когда мы с вами рассмотрим игры Кришны, каким образом Кришна в материальном мире совершает свои игры, мы увидим, что его игры бывают совершенно непостижимы, которые с материальной точки зрения кажутся некрасивыми, не соответствуют нормам морали и нравственности, но суть здесь в том, что мы находимся в материальном мире и в материальном мире есть определённые законы, которым мы должны следовать.
00:34:57 Чисто формально мы можем сказать так, как процитировал наш слушатель: всё, в каком-то смысле, есть энергия Бога. И для чего тогда делить на высшее и низшее? Но если с такой точки зрения я подойду к вам и скажу: «Вот у вас деньги в кошельке, но всё есть энергия Бога, какая разница, что этот кошелёк в вашем кармане, что в моём, давайте возьмём ваш кошелёк и положим в мой карман». То есть это рассуждение, которое, вроде бы, логично с точки зрения абсолютной истины, нелогично с точки зрения норм обычной человеческой морали. Это будет просто воровством или даже грабежом. То есть мы не должны имитировать какой-то духовный уровень.
00:35:50 Сами мы пока что находимся на материальном уровне. Мы обусловленные существа, у нас ограниченное сознание, и мы должны следовать тем предписаниям и тем нормам, которые соответствуют нашему уровню. С абстрактной, философской, точки зрения мы можем сказать эту красивую фразу, что в некотором смысле всё есть милость Бога, всё есть энергия Бога, о чём говорится в священных писаниях, но в то же время мы, находясь на своём ограниченном уровне, должны следовать тем принципам, которые соответствуют нашему уровню. На высшем, духовном, уровне этих ограничений нет, и в духовном мире, когда Кришна совершает свои игры, он может воровать масло, йогурт, и это приносит его преданным только безграничное блаженство. Вот таким образом я могу ответить на этот вопрос.
00:36:50 [Ведущая]: Замечательно. Вопросы исчерпаны, но это не страшно, так как у нас на следующей неделе будет очень интересная передача и будут вновь вопросы. Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, за то, что были сегодня с нами!
[Критский В.Г.]:Спасибо вам!
[Ведущая]: До свиданья! До новых встреч!
[Критский В.Г.]: До свиданья!
[Ведущая]: Уважаемые радиослушатели, в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио. Оставайтесь с нами. С любовью к вам «Аюрведа» радио.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 26 January 2022
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 27 January 2022