Глава 16 стихи 4-10

Аюрведа радио - 31 October 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:00:18 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 66 | скачано: 205 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Вы Слушаете Аюрведа радио.
[Ведущая]: Доброго дня, дорогие радиослушатели наши постоянные и непостоянные. Уверена, что непостоянные скоро станут постоянными, потому что, начав слушать Аюрведа радио, уже остановиться невозможно, особенно если в эфире Владимир Георгиевич Критский говорит о вечных и важных истинах в семинаре «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите». Хочу напомнить радиослушателям, что у них есть возможность задавать вопросы в эфире в чат по скайпу и на почтовый ящик aurvedaradio@mail.ru. Здравствуйте, Владимир Георгиевич!

00:01:00 [Критский В.Г.]: Здравствуйте, Оксана! Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжим наш цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите». Я напомню, что в прошлый раз мы начали изучать 16 главу Бхагават-гиты под названием «Божественные и демонические натуры» и стихи, которые мы с вами прочитали… Музыка. Стихи, которые мы с вами прочитали, очень интересные, в которых Господь Кришна описывал божественную природу. Господь, Верховная личность Бога сказал: «Бесстрашие, развитие духовного знания, милосердие, самообладание, совершение жертвоприношений, изучение священных писаний, аскетизм, простота, ненасилие, правдивость, отсутствие гнева, самоотречение, умиротворенность, нежелание искать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, доброта, скромность, решимость, целеустремлённость, всепрощение, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям – таковы трансцендентные качества, присущие людям, обладающим божественной природой». И мы в прошлый раз прочитали довольно большой комментарий Бхактиведанты Свами. Многие качества, о которых шла речь, могут показаться очень возвышенными, некой красивой сказкой, но сегодня нам предстоит услышать о гораздо более земных реальных отношениях, которые преобладают в современном обществе.

00:02:49 Поскольку разговор ведёт сам всевышний Господь, мы ясно увидим неприглядность этой картины, поэтому эти стихи оказывают ничуть не менее сильный эффект, чем описание божественных качеств, которое было в прошлый раз. Итак, стих 4: «Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество – таковы качества, присущие демонической природе, о сын Притхи». Комментарий: «В этом стихе описывается путь, ведущий человека в ад. Попирая религиозные принципы, демоны тем не менее, выставляют себя поборниками религии и защитниками духовного прогресса. Они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством. Желая стать объектом поклонения, они требуют уважения к себе, хотя не заслуживают этого. Они гневаются из-за пустяков, и говорят грубо и неучтиво. Они поступают как им заблагорассудится, потакая собственным прихотям, не признавая никакого авторитета. Эти демонические качества, они обретаются с самого рождения, ещё в утробе матери и, когда вырастают, проявляют их в полной мере». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 4 стиху.

00:04:16 Стих 5: «Трансцендентные качества несут человеку освобождение, а демонические обрекают его на рабство, но не беспокойся, о сын Панду, ибо ты с рождения обладаешь божественной природой». Комментарий: «Господь Кришна ободряет Арджуну, говоря, что он от рождения наделён божественными качествами. Его участие в битве не имело демонического характера, поскольку он тщательно обдумал все за и против. Он много размышлял, следует ли ему сражаться со столь почтенными личностями как Бхишма и Дрона, поэтому его действия не были продиктованы гневом, желанием иллюзорной славы или неучтивостью, поэтому Арджуну никак нельзя отнести к категории демонов. Для кшатрия, воина пускать стрелы во врага – это трансцендентная деятельность. Отказываться от выполнения долга – это проявление демонизма, поэтому у Арджуны не было причин для скорби. Каждый, кто следует принципам регламентирующим тот или иной уклад жизни, находится на трансцендентном уровне. Это важное замечание Бхактиведанты Свами Прабхупады, что добросовестное исполнение своего предписанного долга, не ради каких-то корыстных мотивов, проявление гуны благости является основой духовной жизни и, как вы знаете, это называется на санскрите карма йога.

00:05:50 Стих 6: «О, сын Притхи, в этом мире есть два вида сотворённых существ. Одних называют праведниками, а других демонами. Я уже рассказал тебе о качествах праведников, теперь послушай о качествах демонов. Комментарий: «Уверив Арджуну, в том, что тот с рождения наделён божественными качествами, Господь Кришна собирается рассказать ему о качествах присущих демонам. Обусловленные живые существа, населяющие материальный мир, делятся на два класса. Те, кто обладают божественной природой, ведут регулируемый образ жизни, то есть следуют предписаниям священных писаний и указаниям авторитетов. Человек должен исполнять обязанности, которые предписаны ему авторитетными писаниями, такой образ мысли называют божественным. Тех же, кто не следует регулирующим принципам, установленным в священных писаниях, и действует по собственной прихоти называют демонами или асурами. Критерий – это выполнение указаний священных писаний. В Ведах говорится: как полубоги, так и демоны ведут начало от одних прародителей. Единственная разница в том, что одни следуют предписаниям священных писаний, другие нет». Это был комментарий Бхактиведанты Свами к 6 стиху.

00:07:18 Стих 7: «Люди демонической природы не знают, что следует делать и чего не следует. У них нет ни чистоты, ни хорошего поведения, ни правдивости». Комментарий: «В каждом цивилизованном человеческом обществе существует свод религиозных правил и предписаний, которым следуют испокон веков. Особенно это относится к ариям, представителям ведической цивилизации. Те же, кто попирают религиозные заповеди считаются демонами. Давайте здесь на минуту остановимся. Так можно понять, последователи ведической культуры называются ариями. В действительности арийская или ведическая культура – это изначальная духовная культура всего человеческого общества. До сих пор на многих храмах не только в Индии, но и в Древней Руси, есть такие знаки - свастики называются, которые являются символом сансары – бесконечного круговорота рождений и смерти. Эти знаки считаются благоприятными для прогресса человеческой цивилизации. Здесь конечно определённые вещи могут вызвать определённое недоумение. Мы знаем, нацисты использовали этот знак свастики, хотя в перевёрнутом виде.

00:08:46 Что может быть общего между нацизмом и ведической культурой? Но, в действительности, в Германии очень ценили много столетий ведическую культуру, ведическую традицию, там сохранилось множество книг ведического пантеона, которых нет даже в Индии. Но, тем не менее, ведическая традиция подразумевает обязательное наличие гуру, духовного учителя. Иногда учёные не понимают, для чего нужен гуру. У меня есть своя голова на плечах. Вот как раз для того и нужен гуру, чтобы не появился новый Гитлер. Духовное знание обладает огромной силой. Оно подобно лезвию бритвы. С его помощью можно гладко выбриться, но можно сильно обрезаться, если использовать его не по назначению, а с какими-то корыстными мотивами. Это моё небольшое пояснение и дальше мы продолжим читать комментарий: «Поэтому в данном стихе говорится, что демоны не знают предписаний священных писаний и не имеют ни малейшего желания им следовать. Большинству из них неизвестны религиозные заповеди, а те, кто их знают, не понимают их смысл и не имеют желания их выполнять. Не имея веры, они отказываются действовать в соответствии с предписаниями Вед.

00:10:08 Демоны нечисты как снаружи, так и внутри. Человек должен поддерживать тело в чистоте – совершать омовения, чистить зубы, бриться, по утрам менять одежду и так далее. Что касается внутренней чистоты, то для её поддержания необходимо всегда помнить о Боге и повторять его святые имена, например Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе… мантра, которая наиболее популярна в ведической традиции. Демонам не по нраву эти правила и они никогда им не следуют. Существует множество правил и предписаний, которые регулируют жизнь человека. Например, в Ману Самхите, которая представляет собой свод законов человеческого общества, есть множество правил и предписаний, и индийцы следуют этим правилам даже сегодня. На основе Ману Самхиты составлены законы, которые регулируют право наследования, другие юридические процедуры. Например, в Ману Самхите очень ясно говорится, что женщины в обществе всегда должны находиться под защитой. К ним следует относиться с заботой, подобно тому, как к детям. Детям не дают волю, но это не означает, что из них делают рабов. Современные демоны пренебрегают этими указаниями и заявляют, что женщинам необходимо предоставлять равные права с мужчинами, однако это не улучшает состояние дел в современном обществе.

00:11:42 Женщина на каждом этапе своей жизни должна находиться под защитой. В детстве она должна находиться под опекой отца, в молодости о ней должен заботиться муж, а в старости её взрослый сын. Согласно Ману Самхите, таково правильное положение женщины в обществе. Однако современная система образования пропагандирует искусственно придуманную концепцию женской независимости, поэтому брак в современном обществе стал не более чем призрачной фантасмагорией. Подобная пропаганда не улучшила морального облика женщины. Демоны, тем не менее, не принимают никаких указаний, которые могут принести благо человеческому обществу, отвергая опыт великих мудрецов и не следуя установленным им предписаниям, они привели человеческое общество в весьма плачевное состояние». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я хочу сделать небольшое добавление по этому вопросу. Вот эта тема женской независимости иногда трактуется как некое унижение для женщины, которое ставит ещё в рабское положение. Разумеется, это не так. В высшем смысле слова независимости как таковой вообще не существует. Все мы зависим друг от друга, от общества, от государства и, в конечном счёте, мы зависим от Бога, либо в аспекте его духовной энергии, преданности Господу, либо в аспекте материальной энергии, которая держит живые существа в иллюзии материального мира.

00:13:23 Согласно философии Веданты, мужская природа – это природа независимости. Женская – это зависимое начало, подчинённое начало. Но, дело в том, что в мире даже великие лидеры общества вынуждены служить своим подданным и тому есть масса примеров. Скажем, знаменитый Александр Македонский, он зачастую служил своим воинам, во время, скажем, перехода через пустыню многие его раненные воины умирали от жажды и Македонский отдавал им свою последнюю воду. И он спал с ними вместе рядом на земле в палатке и так далее. Другой интересный пример, более близкий для современности: не так давно закончился президентский срок Владимира Путина и он при окончании говорил, выступал по телевидению, что все 8 лет он служил своей стране как раб на галерах – это его выражение. Это о чём-то говорит. Если человек понимает свою природу и выполняет свои обязанности, то он будет счастлив. Он не должен имитировать чужую природу, играть не свою роль. Сама материальная жизнь – это попытка человека играть чужую, неестественную для него роль, которая не приносит ему счастья – это моё небольшое пояснение к этой очень, так сказать, актуальной, животрепещущей теме. Мы продолжим далее читать Бхагават-гиту.

00:15:03 Стих 8: «Демоны говорят, что этот мир нереален, что у него нет оснований, нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения, и у мироздания нет иной причины кроме вожделения». Комментарий: «Демоны приходят к выводу, что мир – это фантасмагория. У него нет ни причины, ни управляющего начала, ни цели. В нём всё нереально. Они утверждают, что проявленный космос возникает в результате случайного соединения материальных элементов. Им не приходит в голову, что мир был создан Верховной личностью Бога с вполне определёнными целями. Согласно их концепции, мироздание возникло само по себе, и нет оснований верить, что за ним стоит высший разум. Демоны не отличают дух от материи и отрицают существование духовной реальности. Для них не существует ничего кроме материи, и всё мироздание представляется им конгломератом невежества подобно сновидению. Как во сне мы создаём множество образов, которых в действительности не существует, а проснувшись, мы видим, что это был только сон, однако, провозглашая мир сном и иллюзией, демоны с большим упорством наслаждаются этой иллюзией, поэтому вместо того, чтобы обрести знание, они блуждают в мире грёз. Для них живые организмы появляются на свет в результате соединения материальных элементов и о существовании души не может быть и речи.

00:16:42 Они не верят словам Кришны в Бхагават-гите, иными словами, у демонов нет совершенного знания о творении материального мира. Каждый из них придумывает свою собственную теорию, описывающую процесс творения. Они не верят в возможность единого понимания священных писаний. Для них одно толкование богооткровенных писаний ничем не лучше, чем другое». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я думаю, что вы узнаете в этих словах некоторые научные теории, например, в области биологии, скажем, теория эволюции Дарвина. Я помню подобные объяснения на уроках биологии в школе. Основным принципом эволюции теории Дарвина является так называемая теория естественного отбора. То есть это желание каждого живого существа – продление рода, даёт наиболее приспособленным особям иметь возможность получить потомство и в этом, как считает теория эволюции, изначальная эволюция всего развития животного мира. Это выглядит довольно правдоподобно, но задаётся вопрос: откуда появилась это естественное желание продления рода? Его нет у мёртвой материи. Мёртвая материя пассивная. Она не проявляет никаких желаний. На самом деле желания – это функция души, – вот откуда берутся все желания.

00:18:14 В материальном мире они преобразуются через оболочку ложного эго, которое заставляет нас отождествлять себя со своим тело, но желания – это деятельность души, существование которой, к сожалению, отрицает современная наука и поэтому, если таким образом учат детей в школе, то понятно какими вырастают дети. Раз Бога нет, то значит всё позволено. Бхагават-гита, как вы прекрасно знаете, появилась немного раньше, чем школьные учебники, примерно за 5000 лет до этого, поэтому можно сделать вывод, что так называемые научные теории происхождения жизни не представляют ничего нового. Это определённый менталитет людей демонической природы.

00:19:08 Стих 9: «Придерживаясь подобных взглядов, демоны, потерявшие себя и лишённые разума, занимаются неблагоприятной, отвратительной деятельностью, ведущей к разрушению мира». Комментарий: «Демоны занимаются деятельностью, ведущей к гибели всего материального мира, поэтому Господь называет их лишёнными разума. Не имеющие никакого представления о Боге, материалисты считают себя идущими по пути прогресса. Пытаясь выжать из материального мира максимум удовольствий, они постоянно изобретают новые способы чувственных наслаждений. Подобные изобретения являются для них мерилом прогресса для человеческих цивилизации, однако в результате в обществе утверждается культ насилия, и люди становятся всё более жестокими, как по отношению к животным, так и по отношению к людям. Они не знают, как вести себя друг с другом. В таком обществе процветает убийство животных. Демонов называют врагами всего мира, потому что, в конце концов, они изобретут нечто такое, что принесёт гибель всему живому.

00:20:20 По сути, в данном стихе предсказывается создание ядерного оружия, которым очень гордится современный мир. В любую минуту может начаться атомная война, которая превратит мир в вызженную пустыню. Подобное оружие создаётся для того, чтобы разрушить мир, на что указывает данный стих. Оно может появиться только в недрах безбожной цивилизации, и никогда не принесёт людям ни мира, ни процветания». Я думаю, что в данном случае какие-то добавления и пояснения здесь излишни, настолько всё ясно объясняет духовный учитель. Стих 10: «Потакая неуёмному вожделению, опьянённые гордостью, тщеславием и чувством ложного престижа демоны пребывают в плену иллюзии и вечно занимаются нечистой деятельностью очарованные преходящим. Комментарий: «Таков демонический склад ума. Вожделение демонов является поистине ненасытным. Их неутолимое желание наслаждаться материальным миром с каждой минутой становится всё сильнее. Принимая преходящее за реальность, демоны пребывают в постоянном беспокойстве и, тем не менее, власть иллюзии заставляет их дальше заниматься материальной деятельностью. Лишенные знания, они не понимают, что идут по ложному пути. Очарованные преходящим, демоны создают собственного Бога и прославляют его в гимнах собственного сочинения. В результате они ещё сильнее привязываются к двум вещам: занятию сексом и накоплению материальных богатств.

00:22:08 Таких людей привлекает только вино, женщины, азартные игры и мясо – всё это относится к категории греховных действий. Побеждаемые гордостью и чувством ложного престижа, они создают собственные религиозные принципы не соответствующие предписаниям священных писаний. Хотя демоны ведут общество к деградации, но весь мир поклоняется им, окружая их незаслуженными почестями. Хотя они катятся прямо в ад, но считают, что идут по пути прогресса». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к этому стиху. Я думаю, что на сегодня достаточно этих душераздирающих описаний всеобщей деградации. Эти слова были сказаны 5000 лет назад и они, по сути, предсказывают, что ждёт человечество в данную эпоху, Кали югу. Ещё более подробное описание имеется в 12 песне Шримад Бхагаватам, где Кали юга описана уже с какими-то конкретными деталями. Мы, однако, должны помнить, что 500 лет назад появился Господь Чайтанья Махапрабху и дал всему человечеству, всему миру вот эту надежду. Ведическая культура стала распространяться по всему миру, фактически это осуществил наш духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада, и поэтому ситуация в настоящее время не столь безнадёжная, как можно сделать вывод по прочитанным стихам. И наше с вами общение через радио Аюрведа это подтверждает. Я хочу на этом остановиться и в следующий раз мы продолжим со следующего, 11 стиха, теперь пожалуйста, можете писать на наш сайт, задавать вопросы. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават-гите».

00:24:08 [Ведущая]: Пожалуйста, задавайте вопросы в чат по скайпу, либо на почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru. А сейчас мы пока сделаем музыкальную паузу, чтобы вы не стеснялись и задавали вопросы всё-таки.
Аюрведа радио.
[Ведущая]: Ну, вот поступили к нам вопросики. Начнём с первого вопроса. Прислала нам его Нина. Она спрашивает, будет ли мировая война? «Вопрос немного глупый, но странно, ощущение какой-то тревоги с этим кризисом».
[Критский В.Г.]: Спасибо за ваш вопрос. Я не пророк и прорицатель, и даже не астролог, но дело в том, что если посмотреть, какая сейчас ситуация в мире, она делается всё более и более напряженной, и, как вы знаете, где-то месяц назад неожиданно возник конфликт в Южной Осетии, и в течении недели была самая настоящая война в этом регионе, погибли сотни людей. И мы можем сделать вывод, что это в принципе не исключено, и, в любом случае, мы должны понимать, что материальный мир существует не вечно и тем более каждый человек в данном теле, в данном рождении какое-то время живёт, растёт, потом стареет, умирает. Смерти не может избежать никто. Это один из знаменитых афоризмов: moment о more – помни о смерти.

00:26:00 Ведические афоризмы тоже об этом говорят, что разумный человек должен строить свою жизнь, чтобы быть всегда к этому готовым. Смерть – это последний экзамен, неизбежный, который, к сожалению, предстоит каждому, и каким образом человек умрёт – или спокойно в своей постели, прожив долгую жизнь в преклонном возрасте, окруженный любящими родственниками или где-нибудь на поле сражения в Грузии или Южной Осетии – в любом случае, смерть неизбежна. И мы просто должны понимать, что истинная духовная жизнь вечна. На самом деле смерть – это одна из иллюзий материального мира. Поскольку тело – это временная оболочка и мы отождествляем себя с телом, для нас это очень тяжело и вся человеческая цивилизация современная – она заставляет забыть о смерти, не думать о смерти. Просто кладбища где-то там их прячут на краю города, крематории тоже, так сказать. Вот умер человек, его отвозят, сжигают в таких крематориях и потом все забывают. Человек вспоминает о смысле жизни только когда кто-то умирает, умирает кто-то из его родственников или друзей, и он одевает какой-то траурный наряд, приезжает в крематорий, на поминки сходит и немножечко вспомнит, пофилософствует о бренном характере бытия. На самом деле, об этом нужно помнить каждый день и строить свою жизнь в соответствии с этим.

00:27:43 Смысл в том, смысл всей ведической культуры в том, чтобы человек строил свою жизнь в соответствии с истинным знанием, потому что жизнь человека должна быть направлена на духовный прогресс, на духовное совершенство и когда человек обретает духовное знание, то, как ни странно, у него исчезает страх смерти. Страх смерти – это самый большой, самый неприятный страх материального мира. В Бхагават-гите во второй главе Кришна говорит, что на этом пути нет никакого убытка или потери и даже небольшое продвижение избавляет человека от самых опасных видов страха. В материальном мире много страхов. Мы боимся всего. Вот сейчас финансовый кризис – потерять свои сбережения, какое-то имущество и так далее, но конечно самый большой страх – это страх смерти. Это самое серьёзное и критерием духовного прогресса является то, что вас это уже не беспокоит. Вы понимаете свою духовную природу и вы действуете, как духовное существо, духовная личность, как слуга Верховной личности Бога. И тогда вы находитесь под защитой духовной энергии, и вас уже гораздо меньше беспокоят эти материальные проблемы. Так я могу ответить на вопрос Нины.

00:29:15 [Ведущая]: Тогда следующий вопрос я зачитаю, интересный такой вопрос: «Зачем Кришна создал демонов и демоническую природу?»
[Критский В.Г.]: Да. Это вопрос принципиальный и на эту тему можно говорить довольно много. Демоны, демоническая природа – это прерогатива материального мира. То есть демоническое настроение в материальном мире является, как вы догадываетесь, преобладающим. То есть, фактически, изначально в какой-то степени демоническая природа имеется у каждого. Все мы попали в материальный мир именно по той причине, что у нас возникли вот эти демонические желания, желание быть независимыми от Бога и в общем-то стать самим богами. И когда у человека появляется такое желание, он попадает в материальный мир и начинает крутится в материальном мире, пока не убеждается, что весь этот спектакль не приносит ему счастья и у него естественно возникает желание всё, хватит, насмотрелись. Какая-нибудь шумная опера в начале кажется интересной, привлекает, потом уже от неё начинает болеть голова, она надоедает и вы торопитесь домой спокойно отдохнуть, туда где нет шума, гама и т.д. Материальный мир подобен шуму и гаму, где, как говорится, много шума из ничего – одна из знаменитых комедий Шекспира.

00:30:54 Вот, по сути, материальный мир – это повторение пройденного, и основой материального мира и материальной деятельности является эта демоническая природа. Божественная природа – это природа духовного мира и мы, находясь в материальном мире, должны развить в себе божественную природу. То есть, фактически, приготовиться к возвращению назад к Богу. То есть, материальный мир, его позитивное значение в том, что он является школой, в которой мы все учимся, учимся как надо жить, как действовать в духовном мире, вечном мире, куда мы должны вернутся обратно домой. А материальный мир, в любом случае, временен, вне зависимости от того верите вы в Бога, не верите вы в Бога, в Кришну верите, в Христа, в Магомета, в Аллаха, в Иисуса, в кого-угодно. В любом случае, рано или поздно вы покинете этот мир и получите то, что вы заслужили по своей карме и, соответственно, каждая жизнь – это определённый этап нашей эволюции, но мы должны прожить эту жизнь правильно, то есть сделать определённые выводы, для чего предназначена человеческая жизнь. Если человек не делает выводов, и он живёт жизнью животного, то он деградирует, выпадает соответственно, в соответствующее тело и будет уже, как бы, наслаждаться не имея шансов на освобождение.

00:32:25 Именно в этом важна ценность человеческой жизни, в том числе и демоническая природа – она с одной стороны даёт возможность людям удовлетворять свои желания, быть независимыми от Бога, с другой стороны праведникам, преданным Бога, она показывает негативную сторону материальной жизни. То есть демоны являются, как бы, тоже нашими учителями. Они нам очень наглядно показывают, как видно из этих стихов, которые мы с вами прочитали, насколько отвратительна вот эта демоническая жизнь, фактически, жизнь без Бога, жизнь в попытке обрести счастье без Бога. Вот в этом философский смысл. С одной стороны, Кришна создаёт материальный мир, создаёт демоническую природу для того, чтоб дать людям как бы исполнить их желание, поскольку я вам уже говорил, один из знаменитых ведических афоризмов, что всевышний Господь с незапамятных времён исполняет все желания живых существ, в том числе и материальные желания, и, с другой стороны, попав в материальный мир, живые существа имеют возможность чему-то научится, что-то понять и тогда они начинают путь обратно домой, обратно к Богу – вот в этом смысле, – так я могу ответить.

00:34:00 [Ведущая]: Вот ещё интересный вопрос: : «В настоящее время много людей вроде обладают с виду божественными качествами, такими, как не едят мясо, вежливые, приветливые, заботятся о других людях, но они не выполняют правил и предписаний Вед и не признают Бога. Как к таким людям относится и куда их вообще отнести, к каким натурам?»
[Критский В.Г.]: Ну, относится мы должны с уважением ко всем, ко всем людям без исключения. В Бхагават-гите говорится: «Смиренный мудрец светом истинного знания равно смотрит на учёного брахмана, корову и слона, собаку и собакоеда». То есть мы должны понять, что, в любом случае, есть определённая эволюция. Но эволюция идёт не на уровне тел, что от обезьяны постепенно превращается в человека, а эволюция идёт на уровне души, что душа постепенно перевоплощается из одного тела в другое, пока не получит человеческое тело. И мы должны без какого-то неуважения и без злобы даже к низшим формам жизни, даже к животным, должны понимать, что это тоже живые существа.

00:35:11 Они когда-то были в человеческом теле, но вот упали, деградировали и со временем они могут вернутся, они могут вновь обрести человеческую форму. И то же самое эти люди, которые внешне в гуне благости, соблюдают какие-то принципы, не курят, не пьют, не едят мяса, вежливые, приветливые – это хорошо, это качества гуны благости, но, в то же самое время, – это не самый высший уровень, потому что Гитлер тоже не ел мяса, он был вегетарианцем, он себя, как бы, считал последователем ведической культуры, арийской культуры, он называл свою культуру арийской, возрождением арийской традиции, поэтому это не самый высший уровень. Если человек через это не приходит к бхакти, к преданному служению Богу, то он на этом уровне долго не удержится. Он с него рано или поздно скатится и попадёт под влияние гун страсти и невежества. То же самое он будет проявлять уже демонические качества, поэтому сама по себе гуна благости не является самоцелью, о чём мы с вами говорили в 14 главе. Гуна благости - самая чистая гуна материальной природы, но её назначение то, что она даёт людям знание, что развивая гуну благости, человек начинает понимать свою духовную природу, понимать что существует высший разум и он должен сделать вывод, что моё назначение – это служение. Либо я служу в материальном мире друзьям родственникам, там на работе служу государству, либо там на работе я должен посвятить себя служению высшему идеалу, высшей цели и на каком-то этапе мы можем это сочетать.

00:37:03 Все мы трудимся, большинство последователей ведической культуры работают на работе, там имеют семью, детей, и в то же время несут высшее служение, служение высшей цели. Сам основатель нашего радио - Олег Геннадиевич Торсунов семейный человек, у него есть жена, дети или один ребёнок, я точно не знаю, но с одной стороны он исполняет свои обязанности в обществе, и в то же время он помогает другим людям приобщится к этой духовной культуре. Вот это вот пример достойный подражания, что с одной стороны мы можем исполнять свои обязанности добросовестным образом – это гуна благости, но мы этим не ограничиваемся, мы стараемся сами понять смысл, высший смысл жизни и другим тоже понять, помочь. Это один из принципов, которые провозгласил Господь Чайтанья, об этом говорится в Бхагават-гите.

00:38:11 Мы дойдём в 18 главе, Кришна говорит: «Для меня нет никого дороже, чем тот, кто рассказывает эту истину обо мне моим преданным». Это будет один из последних стихов Бхагават-гиты. Я думаю, что через пару месяцев мы как раз будем заканчивать этот цикл, и я вам заранее уже говорю, к чему Кришна придёт, к каким выводам, что недостаточно просто читать какие-то мудрые книги и формально усваивать, иметь какое-то ощущение знания, понимания что да, жизнь вечна, я не умру со смертью тела. Это знание нужно давать другим, тогда ваше знание будет расти, будет развиваться и будет совершенствоваться. Это один из ведических принципов, что если знание не даётся другим, если вы пытаетесь пользоваться им только сами, то оно постепенно истощается. Оно перестанет вам самому приносить благо. Таким образом я могу ответить на данный вопрос.

00:39:26 [Ведущая]: От Надежды у нас есть вопросик, она пишет: «Я хожу в церковь христианскую и слушаю все ваши передачи, но это считается в церкви, как бы, неугодно Богу. Я не получу плохой кармы за это? И как мне быть в этой ситуации, я хочу ходить в церковь свою и учится здесь?»
[Критский В.Г.]: У нас будет следующая глава Бхагават-гиты 17-я, она называется «Разновидности веры». То есть Кришна говорит, что есть религии различного уровня. Поскольку есть три гуны материальной природы – гуна благости, страсти и невежества, то в зависимости от того, с какими гунами та или иная религия сочетается есть религии в гуне благости, в гуне страсти и в гуне невежества. И самая высшая религия – это религия бхакти, преданности Верховной личности Бога, которая не имеет никаких материальных ограничений, которая предназначена для всех существ любой расы, любой национальности, потому что Бог един, он отец всех живых существ. Религия, которая ограничивает какой-то одной традицией, одним типом веры, одним типом поклонения, одного типа ритуалами – это считается более низким уровнем религии под влиянием тама гуны.

00:40:55 Религия в раджа гуне, гуне страсти – это религия, направленная на материальные цели, ради каких-то материальных благ. Это примесь раджа гуны, гуны страсти – вот это будет материал следующей, 17 главы, и с моей точки зрения вы можете ходить в любой храм, как я, например, в какой-то храм могу зайти в христианский, православный, католический, когда в Индии, то там мы заходим в храмы, не только Господа Кришны, в храмы различным полубогам и сам Господь Чайтанья, который является самым близким для нас воплощением Бога, жил всего 500 лет назад, он посещал различные храмы, потому что Бог проявляется как бы через разные ипостаси. Господь Иисус Христос – это великий преданный Господа, великий сын, который нёс послание Бога людям 2000 лет назад и, собственно, наставления Иисуса Христа в Библии не отличаются от наставлений Кришны в Бхагават-гите или наставлений Господа Чайтаньи. Это наше понимание. Что касается понимания представителей других традиций, то мне трудно судить, вы уже должны делать вывод сами. Наше понимание такое, что Бог един и к Богу можно обращаться и в храме, и вне храма, и дома, и в лесу, и так далее. Господь Чайтанья он, как бы, вынес этот процесс за пределы храма и вот это движение санкиртаны – это воспевание святых имён Бога на улице.

00:42:35 Господь Чайтанья организовал вот эти шествия, которые вы может видели на Арбате, бывают харинамы, когда преланные выходят на улицы и воспевают святые имена Бога: Харе Кришна мантру. Сейчас такая эпоха, что невозможно сидеть только в храме, что мы должны выносить это знание людям и, может быть, чуть ли не половина людей, которые сейчас интересуются ведической традицией, таким образом с этим познакомились. Где-то на улице они услышали пение Харе Кришна мантры, кто-то предложил им книгу Бхагават-гиту или какую-то книгу ведической традиции и человек, ничего не зная о ведической культуре, заинтересовался и для него началось духовный путь, духовное продвижение за счёт этого, за счёт того, что какие-то преданные, следуя заветам Господа Чайтаньи, вынесли духовную традицию, духовные обряды за пределы храма. То есть, не ограничивайтесь посещением храма – это очень формальная процедура. На самом деле духовное знание – оно трансцендентно, оно не зависит от каких-то материальных условий и можно следовать духовному пути не только в храме, но и на улице, другое дело, что в храме это удобно, что в храме тихо-спокойно, там все верующие, все молятся, поют какие-то молитвы, псалмы.

00:44:15 Разумеется, для начинающих храм очень нужен. Для начинающих преданных Бхактиведанта Свами тоже осваивал храмы по всему миру. Для них конечно в храме гораздо проще, уютнее и спокойнее. Они как бы молоды, неофиты, им трудно воспринять божественную природу на улице, когда они встречают людей неверующих, которые, так сказать, относятся к ним с презрением. Они не могут понять, почему они считают, что это плохо, это демоническая природа и они как бы прячутся в храме, но на более высоком уровне вы поймёте, что по всему миру самые великие святые, собственно в христианской традиции тоже есть такие вот крестные ходы, когда верующие выходят за пределы храма и с песнопениями с молитвами идут по какому-то пути. Я знаю знаменитая картина «Крестный ход на Пасху», то есть, в принципе, эта традиция есть и в других религиях – так я могу ответить на ваш вопрос.

00:45:28 [Ведущая]: У нас ещё есть несколько вопросов. Вот вопрос от Юлии. Она спрашивает: «Если знаешь, что в следующих жизнях не осознаёшь себя, не узнаешь свои прошлые жизни, как всегда сохранять высокую мотивацию на правильное духовное поведение в этой жизни?»
[Критский В.Г.]: Спасибо. Да, это важный действительно вопрос, он уже звучал у нас на радио, но ещё раз могу его повторить, потому что для людей не знакомых с ведической культурой, действительно, этот вопрос очень принципиальный. Если я в следующей жизни забуду о своём прошлом рождении, то какая вообще связь? Я как бы заново рождаюсь, всё забываю и всё начинается с начала. Мы об этом говорили в одной из прошлых глав Бхагават-гиты, что на самом деле не всё забываем. Кришна сохраняет основной мотив на всю жизнь, основное стремление. Мы забываем конкретные события. Да мы не помним где мы жили, в каком были теле, но основной менталитет сохраняется. Если человек стремился к духовному знанию, пониманию смысла жизни – это в нём сохранится, и он в следующей жизни продолжит то, на чём он остановился в прошлой жизни.

00:46:57 Это главное обещание, которое даёт Кришна в 6 главе Бхагават-гиты, когда Арджуна спрашивает: «Что будет с человеком, который начал процесс йоги, процесс духовной жизни, но не закончил его, не будет ли он подобен разорванному облаку, не имея пристанища ни на земле, ни на небе?» И Кришна ему отвечает, что тот, кто как бы начал процесс духовной жизни, никогда не будет потерян, он никогда не проиграет, даже если он не завершил этот духовный путь до конца. В следующей жизни он получит благоприятное рождение или в семье богатой аристократии или в семье праведников несомненно великих своей мудростью, и он очень быстро найдёт принципы йоги, даже не ища их. То есть такой человек, через параматму, то есть Господа находящегося в сердце, он придёт к духовной жизни автоматически, Господь его сам приведёт. Если человек не жил духовной жизнью, если он жил чисто материальной жизнью, то он просто продолжит свою карму, ту кармическую обусловленность, которую он заслужил, тот менталитет, который был в прошлой жизни он продолжит. Это опять же в 8 главе Бхагават-гиты Кришна объясняет, в каком состоянии ума человек оставляет тело в данной жизни, он достигнет этого состояния в своей следующей жизни.

00:48:28 В любом случае, ваша эволюция не будет прервана. Она продолжится. Но продолжится она достаточно тонким образом. Вы это не сразу почувствуете, вы это почувствуете, когда вы встанете на путь бхакти, на путь преданного служения. Тогда вы поймёте, что какие-то вещи вы уже знали, какие-то вещи вы понимаете, но сразу с лёту они для вас естественны, они находятся в сердце, а какие-то вещи вы понимаете с трудом – это то, что вы узнали только сейчас, в этой жизни. И вы соответственно будете двигаться дальше. Таков ответ на ваш вопрос, Юля, что я формально вроде бы мы забываем какие-то подробности своей прошлой жизни, но, фактически, самое главное мы запоминаем. Кришна нам напоминает то, что нам нужно. Так я могу ответить.

00:49:20 [Ведущая]: Наша слушательница Лена спрашивает: «Можно ли более подробно рассказать про надежду, которую дал Господь Чайтанья?»
[Критский В.Г.]: Ну, как раз это вопрос очень простой. То, что мы сейчас беседуем с Леной и Лена задаёт этот вопрос через интернет, слушает радио Аюрведа, а я, сидя у себя дома, отвечаю – вот это как раз ответ на её вопрос, что можно сидеть дома за компьютером, через интернет слушать ведическую мудрость и воспринимать ведическое знание - это действительно по милости Господа Чайтаньи, по милости Бхактиведанты Свами Прабхупады, которые распространили ведическую культуру по всему миру. Вот в этом наша надежда, что хотя мы рождены за тысячи километров от Индии, и мы никогда и не знали, и не предполагали, что там есть что-то интересное, к чему у нас есть какое-то отношение, мы имеем возможность знакомиться с ведической культурой не чисто формально, как иногда санскритологи, учёные изучают Веды, но мы имеем возможность понять скрытый эзотерический смысл ведической культуры, который передаётся по цепи ученической преемственности от духовного учителя к ученику. Вот я не знаю, что ещё добавить. В этом и заключается надежда. Как Кришна говорит в Бхагават-гите: «Это знание является вершиной всего познания, это самое тайное из всех тайн, оно извечно и его постижение наполняет человека счастьем и, удивительно, что интернет, который даёт, в общем, то массу ненужной и некрасивой информации, разные вещи, картинки иногда возникают без всякого нашего желания, какие-то представители прекрасно пола одетые и не очень одетые, и совсем не одетые, вот, во всех видах – это как раз не нужно, это негативная сторона. Но есть позитивная сторона и позитивная сторона – это как раз радио Аюрведа. Так я могу ответить.

00:51:46 [Ведущая]: Небольшая реклама радио Аюрведа прозвучала. Я думаю, что слушатели с нами согласятся. Ещё, вопросик есть от Нины. Она пишет, что интересно, а можно ли как то заказать рождение в следующей жизни? «Например, я часто думаю, медитирую о том, чтобы в следующей жизни у меня получилось родиться в семье духовных людей, чтобы быстро вернуться домой. Это возможно? Или всё же наше рождение определит лишь то, о чём мы думаем в момент смерти, и ни на шаг в сторону?»

00:52:26 [Критский В.Г.]: Ну, и то, и другое верно. Что вполне возможно родиться в семье духовных людей и, в то же время, если вы в момент смерти думаете о Боге и воспеваете его святые имена – это просто обеспечит вам благоприятное рождение, то есть рождение в той семье, где будете вы совершать вашу духовную практику беспрепятственно, где вы с самого детства узнаете принципы духовной жизни, и для вас это будет настолько просто и естественно, что вы будете как бы расти, как грибы после дождя. Для нашего поколения, которое познакомилось с ведической традицией в зрелом возрасте, мне было уже 28 лет, когда я познакомился, некоторые даже вообще в преклонном возрасте узнают о Ведах, о ведической культуре, конечно для нас это гораздо сложнее. Половину жизни мы прожили, занимаясь неизвестно чем, не то что там мясо ели… единственное, у меня не было курения никогда в жизни, вроде бы я не курил, но что касается остальных видов греховной деятельности, то вообще-то было, честно говоря, и естественно, что это приводит к деградации, это приводит к тому, что человек деградирует, у него слабеет разум, слабеет память, у него слабеет вообще организм, он болеет.

00:53:52 Я вам как-то рассказывал, после окончания МГУ у меня была куча хронических болезней в 22 года. Это атрибуты нашей прекрасной эпохи Кали юги, потому что человек уже с самого детства деградирует, его родители собственно толкают на деградацию. Когда вы получаете благоприятное рождение в духовной семье, в семье преданных, то родители вас оберегают, вы не знаете вкуса мяса, вкуса алкоголя и так далее, сигарет и так далее. Вы живёте чистой жизнью, у вас здоровый организм, здоровое тело, у вас сильный разум и для вас духовное знание не будет особой проблемой, вы будете очень быстро его постигать и следовать принципам духовной жизни, будете быстро развиваться. В принципе говорится, что, по милости духовного учителя, вы можете ещё раньше, не дожидаясь следующего рождения, достичь духовного совершенства. Это зависит от того, насколько быстро вы двигаетесь, насколько у вас благоприятное окружение и если, скажем, вы попадёте в Индию, в какую-то атмосферу духовной жизни, у вас даже мысли не будет о том, чтобы снова рождаться, получать ещё одно рождение, пусть даже самое благоприятное. Вам захочется вернутся обратно, домой к Богу.

00:55:18 Вы будете думать о его духовных играх, о том, что происходит в духовном мире, у вас появится желание самому принять участие в этом. Но это, конечно, я думаю, не для всех. Это не так всё просто, а что реально для большинства людей - это постепенный путь. Об этом, кстати, Прабхупада пишет в своих комментариях, что может быть не стоит слишком торопится порывать с материальным миром, и нужно постепенно развивать духовное знание, двигаться по принципу медленно, но верно. Пускай да, пускай будет ещё рождение одно или два, но по крайней мере не миллион рождений. Те души, которые падают в цикл сансары и снова обретают какую-то животную форму, их может ждать миллионы рождений в материальном мире – это совсем другое дело. Если мы в следующей жизни получим более благоприятное рождение в семье каких-то праведников, преданных Господа, то это будет последний этап, последний шаг.

00:56:24 В Шримад Бхагаватам есть знаменитая история про махараджа Бхарату. Он отрёкся от мира, он был царём, императором Индии, он принял отречение и ушёл в лес, и он, собственно, будучи преданным, хотел вернуться обратно домой к Богу, но всё таки материальные привязанности ему это не дали. Он однажды нашёл оленёнка родившегося маленького слабого, он стал его воспитывать, выращивать. Он так привязался к нему, что в конце жизни, когда он умирал, он помнил об этом оленёнке. И в следующей жизни он родился оленем, но он родился необычным оленем, он родился святым оленем, оленем который помнил свою прошлую жизнь. Он приходил на то место, где он в прошлой жизни был Махараджей Бхаратой, где он занимался медитацией. Он пытался тоже как-то помнить о Боге, и в следующей жизни он уже родился святым Бхаратой, святым брахманом, у него было тоже Джая Бхарата, тоже Бхарата, это было его третье рождение и уже в этом человеческом рождении он достиг совершенства. Он уже следовал всем принципам духовной жизни. Он принял вообще обет молчания, чтобы его, как бы, не увлекла материальная энергия, он вообще старался ни с кем ни говорить.

00:57:48 И вот эта история очень интересная есть, по-моему, в 6 песне Шримад Бхагаватам. Вот если вы её прочитаете – это будет как раз ответом на ваш вопрос, что, в принципе, человек может оступиться, даже встав на путь бхакти, из-за своих каких-то прошлых материальных привязанностей, материальных каких-то проблем и это выльется в одно-два рождения в материальном мире. Но это уже будет шажок вперёд, а не отступление назад, потому что он даже родился в теле оленя, но он родился особым оленем, что он помнил прошлую жизнь, что он как бы уже понимал, что такое хорошо и что такое плохо. Таков ответ на ваш вопрос Нина.

00:58:38 [Ведущая]: Это был последний вопрос. Я хотела бы от себя добавить, что каждый раз, слушая Владимира Георгиевича, я вдохновляюсь с ещё большим усердием практиковать свою духовную практику – каламбур такой получился… мне самой очень помогает Аюрведа радио. Я думаю что слушателям…
[Критский В.Г.]: И вы тоже помогаете Аюрведа радио. Это тоже очень хорошо, очень замечательно.
[Ведущая]: Я стараюсь.
[Критский В.Г.]: Ну хорошо, спасибо, спасибо Оксана за интересную беседу, мне тоже было очень интересно беседовать с нашими слушателями.
[Ведущая]: От слушателей поступают периодически достаточно много благодарностей вам и Аюрведа радио.
[Критский В.Г.]: Спасибо.
[Ведущая]: Много сердечек, цветочков, благодарности.
[Критский В.Г.]: Спасибо.
[Ведущая]: Ну, будем тогда прощаться.
[Критский В.Г.]: Всего хорошего!
[Ведущая]: Всего доброго! Счастья вам! До свиданья!
[Критский В.Г.]: Спасибо! До свиданья!
[Ведущая]: И с вами, мои дорогие радиослушатели, я тоже буду прощаться. Сегодня прямых эфиров больше не будет, но вы всё равно оставайтесь с нами, слушайте музыку и другие интересные лекции. Желаю вам удачного дня оставшегося и, конечно же, счастья.
Дарит вам хорошее настроение Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 15 January 2013