Рассказ о Господе Рамачандре
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:06 Ведущая: Здравствуйте, дорогие радиослушатели, рада приветствовать всех, собравшихся на волнах «Аюрведа» радио, чтобы послушать о самом сокровенном, о «Бхагавад-гите». «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ» вместе с Владимиром Георгиевичем Критским. Непосредственно из его уст мы будем узнавать самое интересное, что там написано, а также мы будем отвечать на вопросы, которые вы нам пришлете, по ведической культуре и философии. Не забудьте, чат скайпа у меня всегда активен, а также вы можете присылать вопросы на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
Критский В.Г.: Здравствуйте. Как меня слышно?
Ведущая: Слышно замечательно.
Законы данные Богом
00:00:46 Критский В.Г.: Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ», и я напомню, что в прошлый раз мы с вами закончили главу 11 под названием «Вселенская форма». И смысл главы 11 в том, что вселенская форма является свидетельством того, что Господь Кришна является Верховной Личностью Бога. Он показал Арджуне эту удивительную форму, всепроникающую форму всего материального мироздания, и фактически эта глава доказывает, что Кришна является причиной всех причин, изначальной формой Верховной Личности Бога. И второй вывод, который мы сейчас с вами сделаем, заключается в том, что главный духовный процесс, путь постижения Абсолютной Истины – это преданное служение, или бхакти.
00:01:52 Мы прочитаем пару последних стихов, которыми завершилась глава 11, в которых Кришна говорит Арджуне: «Образ, который ты видишь сейчас своим трансцендентным видением, нельзя постичь, изучая Веды, совершая аскезы, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения. Таким путем нельзя постичь Мою истинную природу. Дорогой Арджуна, лишь путем безраздельного преданного служения можно по-настоящему постичь Меня в том образе, в котором Я стою перед тобой. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия». Перед тем как мы приступим к изучению главы 12, давайте сделаем небольшое философское и также лирическое отступление. Мы с вами утверждаем, что можно до какой-то степени понять Абсолютную Истину. Почему? Потому что Абсолютная Истина является личностью, с Ней возможны определённые отношения, и задача йоги, духовного развития, в том, чтобы развить эти взаимоотношения через процесс бхакти, преданного служения.
00:03:03 То есть мы можем попытаться убедить Высшую, Абсолютную, Истину, Личность Бога раскрыть себя нам. Основным процессом постижения является смиренное слушание ведического знания от авторитетных представителей Господа – преданных. И у скептиков, материалистов всегда есть сомнения. Есть ли Бог? Вы видели Бога? Нет, не видели, никто не видел Бога. Но, предположим, что я никогда не видел Японии, я не был в Японии, но в то же время я знаю, я уверен, что Япония существует. Это не просто вера, потому что есть много свидетельств, есть много независимых личностей, которые были в Японии, которые хорошо знают Японию, и я сам вижу японцев, когда они приезжают, скажем, в Москву. То есть нет сомнений в существовании Японии.
00:04:04 Точно так же у нас нет сомнений в существовании Верховной Личности Бога, потому что есть свидетели, есть множество свидетельств, показаний личностей, которые чисты сердцем, потому что в священных писаниях говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» (Матф.5:8). Так вот, эти чистые сердца, святые личности на протяжении истории неоднократно видели Бога, и Господь являлся на Земле. Во всех ведических хрониках, пуранах есть различные повествования о явлениях Господа, и две основные темы – это игры Кришны и игры Рамы. Это два основных воплощения Господа в последние эпохи.
00:04:54 Мы с вами прочитаем несколько стихов «Бхагавад-гиты», в которых Кришна говорит о явлении в этот мир. Это глава 4 «Трансцендентное знание». Стих 7: «Каждый раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, в такое время Я нисхожу сам, о потомок Бхараты». Стих 8: «Чтобы освободить преданных и покарать негодяев, а также восстановить извечные законы религии, Я являю себя эпоха за эпохой».
00:05:23 И комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к этим стихам: «Тело Господа никогда не было сотворено, все Его формы существуют вечно, хотя Господь нисходит в материальный мир в определённое время, но Он не обязан строго придерживаться этих сроков, Он волен поступать так, как пожелает. Он приходит в материальный мир всякий раз, когда попирается истинная религия и торжествует безбожие. Законы религии изложены в Ведах, и, нарушая их, люди превращаются в безбожников. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что законы религии – это законы, данные Богом, и установить их может только сам Господь».
Герой «Рамаяны»
00:06:07 И вот совсем недавно, буквально два-три дня назад, вся Индия и также люди, которые следуют этой традиции в других странах, отмечали явление Господа Рамы, героя «Рамаяны». В Индии популярность Рамы сравнима только с популярностью самого Господа Кришны. И поэтому я думаю сегодняшнюю передачу посвятить этому явлению, жизни и миссии Господа Рамы, потому что это уникальная личность, воплощение Бога. Господь всегда уникален, и естественно, что каждое явление Господа отличается своими особенностями. Господь Рама был идеалом во всём. Он был идеальным сыном, идеальным мужем, идеальным царем, он идеально следовал своему долгу, он был беззаветно предан своему долгу, как мы увидим. Я сегодня кратко расскажу основной сюжет этой истории.
00:07:19 После окончания обучения у Васиштхи Муни Рама вместе с братом Лакшманой пришли в город Митхилу. Дочка царя Митхилы Сита была очень красивой, очень целомудренной, очень умной, и претендентов на её руку было множество. Царь Митхилы Джанака устроил сваямвару, то есть церемонию выбора жениха, на которой претенденты на руку принцессы должны были натянуть тетиву огромного лука, который принадлежал когда-то Господу Шиве. Не так просто было даже поднять этот лук, его везли на повозке 300 сильных воинов или стражников. Царевичи и цари подходили к этому луку один за другим, но никто не мог даже поднять его. И вот наконец настал черед Господа Рамы. Он подошел к луку, и первое, что он сделал, – оказал луку почтение, он склонился перед ним, сложив перед собой руки, поскольку этот лук принадлежал Господу Шиве. Господь Шива – это великая личность, это частичная экспансия Господа Вишну. Поэтому этот лук был достоин поклонения так же, как сам Господь Вишну, Господь Шива.
00:09:06 И после этого Рама взял лук одной рукой и не только легко поднял его, но и стал натягивать тетиву, причём настолько мощно, что лук переломился. Все были изумлены, никто просто не мог поверить своим глазам. А Сита с радостью подошла к Раме и надела на него венок. То есть она увенчала Раму как победителя этого состязания. Ей сразу понравился Рама, она благословляла его, чтобы тот победил в этом состязании. Спор был решен. После этого была церемония свадьбы, вначале в Митхиле, потом все отправились в Айодхью, город Рамачандры. И все были очень счастливы: и царь Джанака, и царь Дашаратха.
00:10:02 Через какое-то время царь Дашаратха, который был очень преклонного возраста и которому уже было трудно править царством, решил отречься от престола и передать правление своему старшему сыну Раме, которого все любили, который был очень праведным, очень благочестивым и был идеальным наследником. Все не могли дождаться, когда наконец он станет царем. Все одобрили решение царя: и его совет, кабинет министров, и все жители были очень счастливы. И вот, в ночь перед коронацией к царю приходит его молодая жена Кайкейи и совершенно неожиданно ставит царю условие, которое заключалось в том, что он должен был отказаться от своего решения короновать Раму, а сделать царем сына Кайкейи Бхарату, а Раму он должен был отправить в лес на 14 лет.
Роковое желание
00:11:06 Дело в том, что царь Дашаратха обещал Кайкейи исполнить два её любых желания. В своё время царь Дашаратха сражался с демонами, и в один критический момент битвы, когда царь был ранен стрелами и потерял сознание, из его колесницы стала выпадать колесо. И если бы колесо выпало, то колесница бы остановилась, и враги настигли и убили бы царя Дашаратху. Царица Кайкейи находилась вместе с ним на колеснице, она была исполнена боевого настроя, подобно амазонке, и могла сражаться наравне с мужчинами. И вот, в этот критический момент она взяла одной рукой вожжи, а другой – схватилась за ось колеса, буквально засунув туда палец. Она удержала колесо от того, чтобы оно упало, и сумела вывести колесницу с поля боя. То есть спасти царя от неминуемой смерти.
00:12:20 И когда царь очнулся, он был настолько восхищен подвигом своей жены, что пообещал исполнить её два любых желания. И Кайкейи, будучи очень умной женщиной, сказала: «Мне сейчас ничего не нужно, но придёт время, и я что-то попрошу у тебя». И вот это время настало. На самом деле она любила Раму ничуть не меньше своего сына Бхараты, но её подговорила демоническая служанка Мантхара, которая фактически была послана свыше для воплощения определённого плана. И Кайкейи совершенно неожиданно (царь не мог поверить своим ушам) потребовала, чтобы Дашаратха отказался от коронации Рамы, короновал её сына Бхарату, а Раму выслал.
Изгнание
00:13:08 И вот, наутро, когда взошло солнце, жители, ничего не подозревая, ликовали, пели песни, прославляли Господа Раму. Рама проснулся радостный, в хорошем расположении духа, улыбнулся Сите и сказал, что им нужно готовиться к коронации. Сита надела своё нарядное сари, и в этот момент приходит министр Сумантра и вызывает Раму во дворец к царю. Естественно, Рама ничего не знал, он сказал Сите: «Подожди меня, я скоро вернусь».
00:13:38 И вот, он является к царю, в его опочивальню, а на царе Дашаратхе не было лица, он не мог даже поднять глаза. Кайкейи была вместе с ним, и она сказала: «Рама, царь принял решение короновать вместо тебя моего сына Бхарату, а ты же должен отправиться завтра в ссылку на 14 лет. Таково решение царя». Рама выслушал этот приговор не моргнув глазом, он не проронил ни слова, немножко помолчал, а потом сказал: «Хорошо, раз такова воля царя, я это принимаю. Завтра я ухожу в лес».
00:14:22 Рама вернулся, рассказал об этом решении своей матери Каушалье, жене Сите и брату Лакшмане, который был привязан к нему. И Сита, и Лакшмана были настолько привязаны к Раме, что они не представляли себе жизни без него, они уговорили его взять их с собой в лес. На следующее утро Рама вместе с Ситой и Лакшманой отправляются в лес, и горожане, жители Айодхьи, настолько любили Раму и для них это было настолько неожиданным ударом, что они пошли вслед за ним, они не хотели оставаться в Айодхье без Рамы. Они провожали его. К вечеру они пришли к берегу Ганги и там остановились на ночлег.
Бхарата пытается вернуть Раму
00:15:08 Рано утром Рама разбудил Ситу и Лакшману до рассвета, пока ещё все спали. Они взяли небольшую лодочку, переправились на другой берег и пошли. Они оставили горожан на берегу, пока те ещё спали, а сами отправились в странствие. Через какое-то время Бхарата, царевич, ради которого Кайкейи затеяла весь этот сыр-бор, вернулся в Айодхью (он находился в отлучке, в доме своего дяди, отца матери Кайкейи). Когда он узнал о том, что мать потребовала короновать его вместо Рамы, он был вне себя.
00:15:51 Бхарата по своей честности и праведности не уступал Раме, и он закричал на мать: «Что ты сделала, порочная женщина? Как ты могла потребовать выслать Раму, который является чистым, идеальным, который должен быть царем, и потребовать моей коронации? Я не стою его, я его младший брат! Я не хочу тебя знать, ты мне больше не мать!». Он с небольшим отрядом воинов пустился вдогонку за Рамой и хотел вернуть его. Они двигались быстро и через день нашли Раму, Ситу и Лакшману, которые ещё недалеко ушли от берега Ганги. И как только Бхарата увидел Раму, он смиренно подошел к нему со сложенными руками и поклонился...
00:16:52 Я упустил один момент. Царь Дашаратха был не в силах вынести разлуку со своим любимым сыном, он скончался, умер, не выдержал этой пытки ждать своего любимого сына 14 лет, он не смог это вынести и покинул этот мир. И когда Бхарата вернулся, царя уже не было в живых, и, естественно, всё это было шоком для него. И он, отчитав свою мать, пустился вдогонку за Рамой и застал его на берегу реки. Он подошел к нему со сложенными руками, поклонился и смиренно обратился к нему с просьбой: «Дорогой Рама, ты являешься царем по праву, царь принял решение о твоей коронации. Не обращай внимания на требование моей безумной матери. Ты должен вернуться, ты должен править Айодхьей». Рама улыбнулся, обнял брата и сказал: «Дорогой Бхарата, я никогда не сомневался в твоей честности и правдивости. Я думаю, что ты будешь хорошим царем. Я не могу вернуться, потому что я дал обещание отцу 14 лет находится в ссылке. Через 14 лет я вернусь».
00:18:13 И тогда Бхарата понял, что убеждать Раму бесполезно. Он сказал: «Ну, хорошо, если ты настаиваешь, я 14 лет буду править от твоего имени, но если ты не вернешься, то я покончу с собой. Если через 14 лет ты не вернешься в Айодхью, чтобы занять своё место на престоле, то я отрекусь от царства и покончу с собой». И после этого он повернулся и вместе со своим отрядом пошел обратно в Айодхью. И там, очень интересно, на трон он положил сандалии, которые он попросил у Рамы. Сандалии Рамы находились на царском троне, а сам Бхарата жил рядом с дворцом и принимал министров, принимал какие-то решения, правил царством от имени Рамы.
Похищение Ситы
00:19:08 И вот, Рама, Сита и Лакшмана в течение 13 лет странствовали по лесам. Нельзя сказать, что они были несчастны, потому что в лесу была очень чистая, мирная атмосфера, они встречались со святыми отшельниками, брахманами, которые жили в лесу. Они слушали Веды, ведические писания, то есть они не теряли время зря. Они скромно питались какими-то лесными плодами, кореньями, пили чистую воду из родников. Но наступил последний год их ссылки, четырнадцатый, и произошло, скажем так, драматическое событие.
00:19:56 Царевну Ситу похитил демон Равана. Демон Равана, отрицательный персонаж «Рамаяны», узнал о том, что у Рамы прекрасная, целомудренная жена. Равана был воплощением вожделения. Если он видел красивую женщину, он не мог совладать с собой и любой ценой стремился завладеть ей. Он только слышал о Сите, он даже её не видел, ему рассказала его сестра Шурпана́кха, как тут же он решил её похитить. И для этого он привлек своего друга, колдуна Маричу. Он сказал: «Ты должен принять облик золотого оленя. Ты будешь прыгать перед Рамой и Лакшманом, и Сита захочет, чтобы тебя поймали, и Рама уйдет. Я не могу лично встречаться с Рамой». Он знал, кто такой Рама. Ему сказали, что Рама может в одиночку сражаться с целым отрядом воинов, перед этим он перебил отряд, состоящий из нескольких тысяч ракшасов, практически в одиночку. Ему помогал только Лакшмана. Он не хотел рисковать жизнью и сказал: «Ты отвлечешь Раму, и я уже сам разберусь с Ситой».
00:21:18 И вот, этот Марича понимал, что рискует жизнью, но Равана пригрозил ему, что убьёт его, если тот не выполнит задания. Марича принимает форму золотого оленя, появляется перед Рамой и Ситой, Сита, естественно, стала восхищенно смотреть, не могла оторваться от этого оленя, и начала просить Раму: «Дорогой муж, пожалуйста, поймай мне этого оленя, мы будем вместе с ним в Айодхье, мы будем с ним играть. Если уж ты не поймаешь его живым, то хотя бы принесешь мне его шкуру».
00:21:54 И вот, Рама, недолго думая, взял лук, приказал Лакшмане оберегать Ситу и пошел за оленем. Олень побежал в лес, Рама за ним, и через какое-то время, когда Рама был уже в чаще леса, он понял, что не может догнать этого оленя. И тогда он поднял лук, пустил стрелу, и она поразила оленя. Тот упал, приняв облик этого демона, который перед смертью крикнул голосом Рамы: «Сита, Лакшмана, на помощь, погибаю!» Сита с Лакшманой услышали голос Рамы, и Сита стала требовать, чтобы Лакшмана пошел и помог Раме. Лакшмана был не настолько наивен: «Да кто может что-то сделать? Рама сражается в одиночку с тысячами воинов». Но Сита использовала запрещенный прием, так сказать, нанесла удар ниже пояса. Она сказала: «Ты хочешь гибели Рамы. Ты хочешь, чтобы Рама погиб, и тогда ты завладеешь мной, но знай, я никогда не буду твоей, я всегда была верна своему мужу Раме и буду верна ему всю жизнь».
Спасение и изгнание Ситы
00:23:06 Этого Лакшмана уже не мог выдержать, он оставил Ситу, отправился в лес за Рамой, и Равана воспользовался этим моментом, вышел из кустов и спокойно похитил Ситу. Он беспрепятственно затащил её на свою колесницу и увез. Когда Рама с Лакшманой вернулись, увидели, что Ситы нет, они стали искать её, но в конце концов им рассказали, что Ситу похитил Равана. И вот, Рама с Лакшманой (а также им помогали обезьяны из обезьяньего царства царя Сугривы), стали искать Ситу. Они долго её искали и наконец узнали, что Сита находится на Ланке, сейчас этот остров называется Цейлон.
00:23:56 Они пришли на берег моря, и Рама вместе с армией обезьян построили каменный мост через пролив, отделяющий полуостров Индостан от Цейлона (Ланки). И самое удивительное, что остатки этого моста сохранились до сих пор, а те, кто летят на самолете на остров Цейлон, подтверждают, что эта каменная гряда тянется от Индостана до Цейлона, и она хорошо видна с самолета, со спутников. И как раз, согласно «Рамаяне», это остатки моста, построенного более миллиона лет назад Рамой и армией обезьян.
00:24:45 Рама вызвал на бой Равану, он победил его в тяжелом кровопролитном сражении. В этом поединке он сразил Равану, освободил Ситу. Но поскольку Сита находилась целый год в доме чужого мужчины, Рама сказал: «Я освободил тебя, Сита, теперь ты свободна, но я не могу принять тебя, потому что, согласно ведической традиции, ты уже нечиста, ты была в доме другого мужчины». При этом Рама не сомневался в чистоте и честности Ситы, поскольку, на самом деле, Равана не мог ничего с ней сделать, так как на Равану было наложено проклятие. Одна женщина, которую он изнасиловал, наложила на него проклятие, согласно которому, если он ещё раз попытается взять какую-то женщину насильно, то его голова разлетится на тысячу частей. Равана знал об этом проклятии и боялся, скажем так, погибнуть раньше времени. Поэтому он не мог овладеть Ситой насильно, а добровольно, естественно, это произойти не могло, так как Сита даже и думать не могла о каких-то взаимоотношениях с Раваной.
00:25:59 Сита это всё выслушала. Эти слова, конечно, были для неё очень горькими, и она сказала: «Если я хотя бы раз изменила моему супругу Раме, хоть словом или мыслью, если я даже подумала о другом мужчине, то пускай огонь сожжет меня. Если же я чиста, то огонь оставит меня невредимой». По приказу Рамы развели костер, Сита вошла в него и вышла целой и невредимой. Бог огня вынес её на руках и вручил Раме, сказав: «Твоя жена чиста, ты можешь принять её». После того как публично, при всех, была доказана чистота Ситы, Рама принял её, и они вернулись в Айодхью. Они как раз успели к концу четырнадцатилетнего срока, Бхарата с нетерпением ждал Раму.
00:26:58 Рама был возведен на престол, была церемония коронации, он стал царем Айодхьи, и, казалось бы, всё кончилось благополучно, хеппи энд, но не тут-то было. «Рамаяна» не была бы «Рамаяной», если бы всё кончилось очень просто и благополучно. Через какое-то время Рама узнал (у него были свои соглядатаи, которые рассказывали, что происходит в народе, о чем говорят граждане), что какой-то глупый человек, когда его жена, которая ночевала в доме у своих родственников, пришла домой утром, сказал: «Я тебе не Рама, я не приму тебя после того, как ты провела ночь где-то в чужом доме. Иди куда хочешь, иди на все четыре стороны. Я тебя выгоняю».
00:27:59 Рама понял, что, приняв Ситу, хотя он убедился и не сомневался в её чистоте, он создал прецедент, и люди уже не будут верить в абсолютную истину священных писаний, будут их нарушать. И он принимает трагическое, роковое решение и приказывает Лакшмане взять Ситу и на колеснице увезти её в лес и там оставить. И вот, Лакшмана вместе с Ситой едут в лес, Сита ничего не подозревает, ей, конечно, не сказали. Её отвозят в чащу леса. Лакшмана дрожал, он обожал Ситу. Сита была всеобщей любимицей, и он не мог посмотреть ей в глаза. Сита это заметила. Они сошли, Сита стала гулять, собирать цветы и обратила внимание, что на Лакшмане нет лица, он не может проронить ни слова. Вначале Сита была очень счастлива, она говорила: «Мне так нравится, я люблю гулять в лесу, я готова здесь вообще остаться». И вдруг её речь осеклась, Сита увидела лицо Лакшманы. Сам Лакшмана был покрыт потом, не мог проронить ни слова, он не мог даже поднять глаз. И она сказала: «Лакшмана, что с тобой? Что-то случилось?» Но Лакшмана молчал, и тогда она все поняла, догадалась. Она сказала: «Что мой муж Рама приказал тебе?» И Лакшмана кивнул, подтвердил: «Да, Рама приказал мне оставить тебя в лесу».
Рождение Рамаяны
00:29:53 Сита зашаталась, она чуть не потеряла сознание. На тот момент она была беременна, она должна была родить ребенка, наследника Рамы. Она родит даже двух, мальчиков Лаву и Кушу, двух близнецов. И Лакшмана не мог дальше это выдерживать, он просто сел на колесницу и уехал. Он не мог смотреть на Ситу, он мог буквально потерять сознание от этой трагической ситуации, при этом он не мог ослушаться своего брата, старший брат был для него повелителем, к тому же Рама был царем. И Сита осталась в лесу.
00:30:36 Конечно, Господь устроил так, что с ней ничего не случилось, её встретили брахмачари, ученики Валмики Муни, ашрам которого находился поблизости, и её привели туда. Валмики Муни уже заранее знал, что это должно произойти. Её устроили, дали ей комнату, она стала жить спокойно и мирно в этом ашраме и через какое-то время родила там двух сыновей, Лаву и Кушу. Хотя Валмики знал, что это Сита, супруга Рамы, он скрыл это, чтобы не было лишних разговоров. То есть никто не знал, кто эта женщина. Просто какая-то женщина оказалась в лесу без мужа, родила двух детей, и её приютили, никто даже не подозревал, что это сама Сита, супруга царя, царица фактически. И когда Лава и Куша подросли, Валмики Муни рассказал им эту поэму «Рамаяна», научил их. Валмики является автором «Рамаяны», то есть он уже к тому времени знал всё, что произойдет, весь сюжет он знал заранее.
00:31:49 И это удивительная поэма. Лава и Куша выучили её, они пели, играли на музыкальных инструментах. Они её пели вначале для обитателей ашрама, а потом они пошли в город и стали петь «Рамаяну» для горожан. Когда во дворце узнали об этом, то Рама пригласил их к себе, и они стали петь «Рамаяну» для придворных, для обитателей дворца. И Рама тоже присутствовал. И, слушая «Рамаяну», Господь Рамачандра почувствовал такой экстаз, такое блаженство, что у него из глаз полились слезы, он не знал, чем наградить мальчиков. Он схватился за голову и подумал: «Как я мог расстаться с Ситой, как я мог выслать ее? Сита так любит меня, она верна мне».
00:32:47 Когда «Рамаяна» кончилась, Лава и Куша, которые не знали, что их мать Сита, а Рама их отец, сказали: «Дорогой царь, мы хотели бы увидеть твою целомудренную супругу Ситу, почему она не присутствует при этом? Она больна? Мы бы хотели принести ей свои поклоны, мы уважаем её так же, как уважаем тебя». И когда Рама это услышал, он закачался, не мог этого выдержать, он повернулся и убежал, ничего не ответив. И тогда Лава и Куша обратились к придворным, к матери Рамы: «Что случилось? Почему Рама нам не ответил? Где Сита?» И хотя придворным было, конечно, тяжело, но в то же время они не могли скрывать правду и сказали, что Ситу по приказу царя отвезли в лес, из-за того, что в городе поползли слухи.
Решение Ситы
00:33:53 Когда Лава и Куша это услышали, они были ошарашены, они не могли понять, как Ситу, целомудренную супругу, богиню процветания, Рама мог выслать в лес. Они сказали: «Мы не хотим его признавать, он для нас уже не идеал, мы не можем считать его идеальным царем». Они повернулись и убежали из дворца. И через какое-то время, когда Рама совершал жертвоприношение, Ашвамедха-ягью, Лава и Куша похитили жертвенную лошадь, которая шла впереди войска. И когда военачальники пытались её отобрать, Лава и Куша победили их всех. Так, мало того, что они были талантливыми артистами, они были ещё и могучими воинами, хотя ещё были мальчиками. И когда сам Рама явился за своей лошадью и увидел этих мальчиков, которые играли «Рамаяну», он пытался их усовестить, пытался их как-то успокоить. Он сказал: «Вы же знаете правила хорошего тона, правила поведения. Почему вы поймали мою лошадь? Отпустите её». Мальчики довольно дерзко отвечали: «Да кто вы такой, чтобы нам приказывать? Мы захотели и похитили лошадь». В общем, они не подчинились ему, и тогда Раме ничего не оставалось, как с ними сражаться. Он поднял лук.
00:35:36 К счастью, трагедии не произошло. Конечно, Рама мог сразить их, он уже натягивал тетиву со стрелой, которой был сражен сам Равана. Но в это время Хануман, узнав о том, что Рама сражается со своими детьми, побежал за Ситой. Они прибежали в последний момент, и Сита закричала: «Рама, остановись!» Рама услышал голос Ситы и потерял дар речи. И тогда Сита обратилась к своим сыновьям: «Что вы сделали? Что вы с ним сделали? Почему он потерял сознание? Что с Рамой? Вы знаете, кто это такой? Вы знаете, что Рама – ваш отец?» Но Лава и Куша, конечно, этого не знали, они были ошеломлены, они были в восторге, они поклонились Раме и стали просить у него прощения. И, казалось бы, всё должно было закончиться благополучно, Рама пришел в себя и был вне себя от счастья, от того, что Сита вернулась, нашлась. Но Сита уже приняла решение. Она сказала: «Для меня это слишком, я уже многое испытала, много раз проходила через все испытания, я больше не хочу».
00:37:01 И она стала молиться Матери-земле, а Сита появилась из Земли, она считалась дочерью Земли (её нашли младенцем в драгоценной шкатулке, которую обнаружили под землей). И по её просьбе Земля раздвинулась, и оттуда появилась богиня Бхуми на троне. Она позвала Ситу, Сита к ней подошла, села вместе с ней, они опустились под Землю, и Земля закрылась. Рама, когда это увидел, то бросился на Землю, он буквально потерял себя от гнева и сказал: «Я разобью Землю своими стрелами». Но к нему подошли какие-то старшие, которые успокоили его и сказали: «Дорогой Рама, вспомни, ты не обычный человек, ты Господь, который явился в этот мир со своей миссией. Придет время, и ты вернешься, ты соединишься с Ситой в духовном мире, а сейчас ты должен исполнять свой долг». И Рама успокоился. Он встал, но уже не мог оставаться на Земле, и через какое-то время он покинул этот мир, передав правление царством Лаве и Куше.
00:38:31 Вот так закончилась эта история «Рамаяны», полная всевозможных приключений и драматических коллизий. И вывод, который мы можем сделать после прочтения «Рамаяны», заключается в том, что в материальном мире нет счастья, материальный мир не создан для счастья, даже в самой идеальной ситуации, даже у совершенных мужа и жены, которые беззаветно любили друг друга. Вот это главная, скажем так, идея.
Освобождение из материального плена
00:39:00 Смысл человеческой жизни в том, чтобы постичь Высшую Истину, то есть познать себя, свою природу и свои взаимоотношения с Абсолютом, с Абсолютной, Верховной, Личностью Бога. Но как бы то ни было рассказы об играх и качествах Верховной Личности Бога оказывают удивительное и облагораживающее влияние на человека, независимо от того, верите вы в них или не верите. Вы можете считать Раму легендарным героем индийского эпоса, неважно. Если вы будете читать «Рамаяну», думать над её смыслом, анализировать эту удивительную историю, вы со временем поймёте, что это не просто сказка, это вечные духовные игры Верховной Личности Бога, который периодически является на Землю ради того, чтобы принести людям благо.
00:39:49 Я в заключение прочитаю пару стихов из «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-Гиты», которые посвящены этой теме, явлению Господа на Земле. В «Шримад-Бхагаватам» (1:2:15) говорится: «Разумные люди, памятуя о Верховной Личности Бога, как мечом, разрубают запутанные узлы кармы, то есть материальной деятельности. Поэтому найдется ли кто-нибудь, кто останется равнодушным к Его посланию?»
00:40:18 В «Бхагавад-гите» (4:9) Кришна говорит: «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и Моих деяний, уже никогда не рождается вновь в материальном мире, но достигает Моей личной обители, о Арджуна».
И небольшой комментарий Бхактиведанты Свами, вернее, отрывок из этого комментария: «В шестом стихе рассказывалось о том, как Господь нисходит в материальный мир из своей духовной обители. Тот, кто постиг истинную природу Его явления, освобождается из материального плена. Поэтому, покинув своё нынешнее материальное тело, он возвращается обратно, в царство Бога. Вырваться из материального мира необычайно трудно, однако преданный, постигший божественную природу Господа и Его деяний, покидает тело, попадает в царство Бога и больше никогда не возвращается в материальный мир».
00:41:13 Так, кратко я рассказал об основных событиях этой замечательной поэмы «Рамаяна». Если у нас есть какие-то небольшие вопросы, то можно попытаться на них ответить, но не очень долго, потому что у меня сегодня, к сожалению, есть другие дела. Наталья, если какие-то уже есть готовые вопросы, то, пожалуйста.
Ответы на вопросы
00:41:39 Ведущая: Да, да, я вам в чат скинула и сейчас прочитаю. Слушательница интересуется:
Уважаемый Владимир Георгиевич, скажите, пожалуйста, сопровождалось ли явление Господа Рамы рождением на Земле божественных и демонических личностей, подобно тому, как это произошло при явлении Господа Кришны? Знали ли другие люди, преданные и родственники Рамы, во время его пребывания на Земле о том, что он воплощение Верховного Господа?
00:42:10 Критский В.Г.: Да, хороший вопрос. Несомненно, явление Господа Рамы сопровождалось рождением различных божественных личностей, но что касается демонической личности, мы об этом говорили, это был Равана, великий демон. Фактически все родственники Рамы, его братья, Бхарата, Лакшмана и Шатругхна, были воплощениями Бога. И мы, может быть, когда-нибудь этот вопрос рассмотрим. Это так называемое царство Вайкунтхи. То есть это царства, в которых Господу поклоняются как Верховной Личности, как господину. И вот эти Лакшмана, Бхарата и Шатругхна – очень близкие преданные Господа, которые вместе с ним находятся в духовном мире и вместе с ним явились на Земле, чтобы способствовать, помогать в его играх. И были также великие преданные, как, например, царь Дашаратха, это отец Рамы, его мать Каушалья и, конечно, самый главный герой – это супруга Сита, которая является воплощением богини процветания Лакшми. Вот таков ответ.
00:43:16 Ведущая: А также одна слушательница поделилась следующим. Она недавно смотрела передачу в «Новостях», и там показывали в программе «Будильник» про пчелу и муху. Говорилось про это сознание. «Оказывается, чтобы увидеть испражнения, нечистоты, – пишет нам слушательница, – достаточно двух глаз, как у мухи, а вот чтобы найти мед, надо иметь пять, как у пчелы. Бог объяснил человеку всё на пальцах, достаточно присмотреться к Его творениям. Но как всё-таки быть? Где взять ещё три глаза? Я хотела, конечно, ответить с философской точки зрения, но вспомнила, что сегодня у нас будет с вами эфир. И я думаю, что вы, как никто лучше, сможете ответить на этот вопрос.
Где взять ещё три глаза, и как они выглядят?
00:44:03 Критский В.Г.: Да, где взять три глаза… Вот, например, Господь Шива. Про него говорят, что у него есть третий глаз, у Господа Шивы во лбу открывается третий глаз в процессе его медитации, и через третий глаз он способен видеть духовный мир, духовную реальность. Но у нас, обычных людей, не открывается никакой третий глаз, но в процессе духовной практики у человека открывается духовное видение. Несомненно, что в процессе вашей духовной практики, по мере вашего очищения ваше восприятие мира изменится, ваш ум и разум очистится, и вы начнете понимать духовную реальность.
00:40:18 Вот это видение или понимание духовной реальности – это фактически третий глаз. Интересно, что по-английски слово see, с одной стороны, означает видеть, а с другой стороны – понимать. Точно так же в санскрите и в русском языке, кстати, видеть – это не просто видеть глазами, я вижу тоже может иметь смысл я понимаю. Неслучайна эта лингвистическая аналогия. Фактически наше видение не в том, что мы видим какое-то новое измерение, а в том, что мы понимаем своим умом и своим разумом существование духовной реальности. И в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Ум может быть как другом обусловленной души, так и её врагом. Для того, кто сумел обуздать свой ум, ум – его лучший друг, для того, кто не смог этого сделать, ум становится величайшим врагом». То есть если мы сумеем обуздать свой ум с помощью практики йоги, бхакти-йоги в первую очередь, то существование духовной реальности для нас будет очевидным. И, напротив, если человек не пытается обуздать свой ум, но увлекается какими-то соблазнами материального мира, то, естественно, эта трансцендентная реальность для него будет закрыта. Так я могу ответить на этот вопрос.
00:46:13 Ведущая: Изумительно, я тоже подумала, что нашим третьим, четвертым и пятым глазом могут послужить наши органы чувств. Почему-то я так представила, что именно ими мы можем видеть и ощущать всё то благостное, что нас окружает и принимать его в себя. И также, переработав, приняв, поняв его, отдавать другим людям. Я вот это почему-то так поняла.
Критский В.Г.: Спасибо.
Ведущая: Ну, это моя точка зрения, и она может оставаться только моей.
Критский В.Г.: Ну, не только вашей, потому что многие с этим согласятся.
00:47:51 Ведущая: Мне здесь пишут слушатели из Риги, что ваш рассказ о Раме, как нектар, пролившийся на раны сердца, он очень порадовал и вдохновил. Совсем недавно был этот большой замечательный праздник.
Критский В.Г.: Спасибо большое, дорогие радиослушатели. Я хочу всех поздравить с прошедшим праздником, днём явления Господа Рамачандры, пожелать всего наилучшего, следовать своему долгу, своим духовным обетам так же верно, как следовал Господь Рама.
Ведущая: Спасибо, спасибо большое за пожелание.
Критский В.Г.: Всего хорошего.
Ведущая: Всего доброго, Владимир Георгиевич, до скорой встречи.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 06 January 2023
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 19 January 2024