Глава 13 стихи 27-35

Аюрведа радио - 13 June 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:45:09 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 43 | скачано: 202 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 [Ведущая]: Добрый день дорогие радиослушатели, здравствуйте все-все-все кто подключился только что или слушает радио с утра, как хорошо что у вас есть время послушать «Аюрведа радио». Ну что ж будем начинать прямой эфир. Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Пожалуйста, присылайте вопросы в чат по скайпу и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, всегда рады зачитать ваши вопросы если же они адресуются непосредственно лектору в прямой эфир и получить ответ, также я рада, лично я рада получить ответ на ваш вопрос, потому что на самом деле когда я слышу ответы на ваши вопросы я тоже для себя узнаю что-то новое, не могу же я знать все работая на «Аюрведа радио». Итак, Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В. Г.]: Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая]: Очень рады слышать вас сегодня, несмотря на то что по некоторым данным пятница тринадцатое кажется таким очень загадочным числом и днем, и может быть кому-то покажется что он сулит какие-то неприятности, отнюдь скажу я вам, день у меня начался замечательно и события происходящие в моей жизни тоже меня радуют. Я думаю что не только у меня, но и у вас все замечательно. А у вас Владимир Георгиевич как?
[Критский В. Г.]: Пока все хорошо.
[Ведущая]: Ну и замечательно, я думаю что дальше будет ещё лучше, несмотря на то что пятница тринадцатое многим кажется таким страшным днем. Ну вот, давайте же уже приступим к обзору различных систем йоги по Бхагавад Гите.

00:01:51 [Критский В. Г.]: Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем наш цикл «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите» и я напомню что в прошлый раз мы продолжили читать 13 главу под названием «Природа наслаждающаяся и сознания» или кшетра-кшетра-гьявибага-йога и сегодня мы должны её закончить. Я напомню о чем шла речь в прошлой передаче, последний стих который мы прочитали был 26. Господь Кришна сказал «Есть такие люди, которые не имея духовного знания начинают поклоняться Верховной личности Бога, услышав о нём от других, благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также вырываются из круговорота рождения и смерти». Это интересный стих, который непосредственно относится к современным людям, нам с вами. Мы по своему образованию не получили духовного знания ни в школе, ни в институте, ни где либо ещё и наша единственная надежда найти духовных авторитетов и получить знания от них. Мы с вами читали комментарий Бхактиведанта Свами к этому стиху и я напомню основные идеи.

00:03:12 Благочестивые люди могут обрести духовное знание слушая авторитетных наставников, человеку стремящемуся к самосознанию не следует пытаться постичь абсолютную истину с помощью философских рассуждений, что очень непросто, он должен найти тех кто уже постигли абсолютную истину и служить им. Если человеку посчастливится найти чистого преданного Господа и услышать от него о науке самоосознания, то идя по стопам своего учителя он со временем достигнет духовного совершенства. Даже самые обычные люди не имеющие интеллектуальных высоких каких-то способностей присущих ученым, философам внимая авторитетному наставнику также смогут освободиться от материального плена и вернуться обратно домой к Богу. Человек может духовно совершенствоваться, особенно если он как учил Господь Чайтанья будет слушать трансцендентные звуки имен Бога, например мантру Хари-Кришна, тогда он сможет начать своё служение Верховной личности Бога. Это был в сокращенном виде комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада к 26 стиху.

00:04:30 И теперь стих 27. О предводитель бхарата, знай что все движущееся и неподвижное в этом мире есть ни что иное как соединение поля деятельности и знающего поля, то есть попросту говоря мир это соединение двух начал: духа и материи. Комментарий Бхактиведанта Свами. Этот стих описывает материальную природу и живое существо, которые существовали всегда, ещё до сотворения мира. Все сотворенное представляет собой сочетание двух начал, живого существа, души и материальной природы. На свете много неподвижных объектов, деревья, холмы, горы и движущихся живых существ, но все они не что иное как соединение низшей материальной природы и высшей природы духовной. Материя не может развиваться сама пока её не коснется высшая энергия, то есть живое существо. Эта связь материальной и высшей природы существовала всегда, она создана самим Верховным Господом, поэтому Господь является повелителем и высшей и низшей энергии. Сотворив материальную природу он помещает в нее живых существ в результате чего возникают бесчисленные объекты материального мира, после чего материальный мир начинает свою деятельность. Это был комментарий Бхактиведанта Свами.

00:06:06 А теперь стих 28. Тот кто видит, что сверхдуша сопровождает индивидуальную душу во всех телах и понимает, что ни душа, ни сверхдуша никогда не гибнут, видят вещи в истинном свете. Комментарий. Каждый, кто благодаря общению со святыми людьми понимает, что живые существа это сочетание тела, владельца тела, души и друга индивидуальной души, то есть параматмы, обладает истинным знанием. Постичь это можно только в общении с теми кто сведущ в духовной науке. Люди лишенные такого общения пребывают в невежестве, они не видят ничего кроме тела и считают что со смертью тела все кончается. На самом деле после смерти тела вечная душа и сверхдуша продолжают существовать, переселяясь в другие тела, принадлежащим к разным формам жизни, движущимся и неподвижным. Более того, каждое живое существо является неотъемлемой частицей Всевышнего Господа, которую его связывает близкая дружба. Но живое существо склонно пренебрегать волей Всевышнего Господа и действовать независимо, пытаясь утвердить своё господство над материальной природой, поэтому живые существа называют пограничной энергией Господа. Они могут находиться либо в царстве материальной, либо духовной природы. Это был комментарий Бхактиведанта Свами.

00:07:38 И теперь стих 29. Тот кто видит, что сверхдуша в равной степени пребывает всюду, в каждом живом существе не позволяет уму стаскивать себя вниз, такой человек в конце концов достигает духовной обители. Этот момент очень ярко объясняется в 6 главе, там говорится что ум может быть как другом обусловленной души так и её врагом. Для того кто сумел обуздать свой ум, он лучший друг, кто же не сумел этого сделать, собственный ум становится величайшим врагом. Это я привел вам стих из 6 главы Бхагавад Гиты. Теперь мы прочитаем комментарий Бхактиведанта Свами к этому стиху. Приходя в материальный мир живое существо утрачивает то положение, которое оно занимало в духовном, но тот кто понимает что верховный Господь в образе сверхдуши пребывает повсюду, то есть видит Верховную личность Бога в сердце каждого существа, не поддается разлагающему влиянию ума и со временем достигает духовного мира.

00:08:53 Ум всегда жаждет чувственных наслаждений, но если нам удастся обратить его к сверхдуше, мы будем духовно развиваться. Пока живое существо обусловлено материальной природой сверхдуша как его друг находится рядом с ним, чтобы помочь ему вернуться в царство духовной энергии. Господь всегда стремится вернуть живое существо в духовный мир, но душа наделенная долей независимости упорно отворачивается от духовного света. Именно злоупотребление своей независимостью является причиной той отчаянной борьбы, которую ведет живое существо в материальном мире. Поэтому Господь всегда старается дать ему наставление, действуя изнутри и снаружи. Извне он дает указания как духовный учитель, а изнутри убеждает живое существо, что деятельность в материальном мире не принесет ему счастья.

00:09:52 Стих 30. Тот кто видит что исполнителем всех действий является тело, созданное материальной природой, а душа по сути бездействует, обладает совершенным видением. Комментарий. Наше тело создано материальной природой по указанию сверхдуши и все наши действия совершает тело, а не мы сами. К каким бы последствием, хорошим или плохим не приводили его поступки, человек вынужден действовать как ему определяется, то есть как устроено его тело, но сама душа не имеет отношения к действиями, которые совершает тело. Форма тела живого существа определяется его прошлыми желаниями, чтобы живое существо могло исполнять свои желания ему дается тело в котором оно действует соответствующим образом. В сущности тело это механизм, сконструированный Верховным Господом для того чтобы помочь нам исполнять свои желания, овладеваемые желаниями мы оказываемся в неестественном для нас положении и страдаем или наслаждаемся. Такое трансцендентное видение помогает человеку отстраниться от деятельности. Это был комментарий Бхактиведанта Свами и глубокий смысл этого комментария в том что наши духовные привычки, наша натура материальна, она связана с нашим телом. Наша подлинная духовная природа состоит в том чтобы служить Верховной личности Бога [в пяти расах] и тех отношениях, это служение, это дружба, это могут быть родительские отношения или любовные отношения. То есть, все вот эти трансцендентные отношения составляют истинную природу души, которую представляючи полную счастья и знания.

00:11:58 Стих 31. Когда разумный человек перестает видеть разницу между живыми существами заключенными в разные материальные тела и начинает понимать, что живые существа находятся всюду он достигает уровня брахмана. Комментарий. Тот, кто видит что разнообразные тела в которых находятся живые существа не принадлежат ей самой, а порождены различными желаниями души, обладает совершенным видением. Материальные представления о жизни заставляют нас считать кого-то человеком, кого-то собакой, кошкой и так далее. Это материальное видение далеко от понимания истинной природы вещей, оно порождено материальными представлениями. Все души качественно одинаковы, это проявляется когда материальное тело умирает. Душа облачается в разные материальные тела только из-за того, что соприкасается с материальной природой. Тот кто это видит обладает духовным видением и может постичь свою духовную природу. О том, как такой человек смотрит на мир говорится в следующем стихе 32.

00:13:13 Те, кто имеют видение вечности, понимают что душа трансцендентна, вечна и неподвластна гунам материальной природы. Даже помещенная в материальное тело, о Арджуна, душа не совершает действий и не запутывает своё последствие. Комментарий. Поскольку материальное тело рождается, кажется что живое существо тоже появляется на свет, но на самом деле душа вечна, она не рождается и не умирает. Несмотря на своё пребывание в материальном теле она является трансцендентной и вечной. Кроме того по своей природе живое существо исполнено блаженством, оно никогда не совершает материальной деятельности, поэтому действия совершаемые из-за соприкосновения с материальными телами его не связывает.

00:14:07 Стих 33. Эфир будучи тонким по природе ни с чем не смешивается, хотя и проникает всюду. Подобно этому душа не связана с материальным телом, хотя и находится в нем, те, кто постигли брахман способны это увидеть. Комментарий. Проникая в воду грязь и так далее эфир тем не менее не смешивается с ними, подобно этому живое существо хотя и попадает в разные тела не связано с ними, поскольку обладает более тонкой природой. Поэтому материальные глаза не могут увидеть живое существо, когда оно находится внутри тела и когда покидает его в момент смерти. Ни один ученый не может этого экспериментально установить. Ну я в качестве небольшого добавления хочу напомнить вам о многочисленных опытах, которые подтверждают, что в момент оставления тела душа выходит из него и видит тело со стороны. Мы не раз говорили о так называемых опытах вне тела, когда в состоянии клинической смерти человек ощущает выход из тела и затем он через какое-то время приходит в сознание и описывает то что с ним происходило и таких случаев не единицы, не сотни, а сотни тысяч, об этом говорят самые разные источники, специалисты, врачи и люди, живые свидетели это подтверждают, поэтому это очень глупо отрицать. Собственно вот это вот практическая иллюстрация данного стиха.

00:15:52 Стих 34. О потомок Бхараты, как единое Солнце освещает собой всю Вселенную так и воплощенное живое существо озаряет сознанием все тело. Комментарий. Существует множество теорий описывающих природу сознания, в этом стихе Бхагавад Гиты Кришна приводит пример Солнца и солнечного света. Подобно тому как Солнце находясь в одном месте освещает всю Вселенную, крошечная духовная частица, пребывая в сердце озаряет сознанием все тело. Таким образом наличие сознания свидетельствует о присутствии души в теле также как солнечный свет свидетельствует о присутствии Солнца. Пока душа находится в теле все тело озарено сознанием, но стоит ей покинуть тело, сознание исчезает. Любой разумный человек может это понять, сознание не является порождением материи, оно неотъемлемое свойство живого существа. Хотя сознание души качественно едино с высшим сознанием, оно тем не менее не тождественно ему, потому что индивидуальное сознание распространяется только на одно тело и не в силах проникнуть в другие тела, однако сверхдуша находящаяся в каждом теле, как друг индивидуальной души знает что происходит во всех телах, этим высшее сознание отличается от индивидуального сознания живого существа.

00:17:25 Это был комментарий Бхактиведанта Свами и я напомню вам что в одной из предыдущих глав, в 5 главе Бхагавад Гиты Господь Кришна дает очень простой и точный анализ понятия сознания и кратко я вам его напомню, кто может быть не слушал эти передачи, что сознание подразделяется на несколько уровней. Самый низший уровень – это чувственные восприятия, у нас есть 5 чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Второй уровень – это умственная деятельность, рассуждения нашего ума. Третий уровень – это разум и интеллект, то есть наше понимание природы, наша система ценностей и наконец четвертый уровень – это эго или «я», то есть что я из себя представляю и с чем я себя отождествляю и в случае материального мира, ложного эго человек отождествляет себя с телом, в духовном мире естественно душа понимает своё духовное тождество, как вечного слуги Верховной личности Бога. Это небольшое напоминание в качестве добавления к этому стиху и наконец 35, последний стих данной главы.

00:18:44 Те, кто видят мир глазами знания понимают разницу между телом и знающим телом и способны найти путь к освобождению от рабства в материальном мире, они достигают высшей цели. Комментарий. Основная мысль 13 главы заключается в том, что человек должен осознать разницу между телом, владельцем тела и сверхдушой. Осознав эту разницу необходимо вступить на путь ведущий к освобождению, который описан в стихах с 8 по 12, тогда человек сможет достичь высшей цели. Человек, верящий в Господа должен прежде всего искать общество святых людей. Слушая, как они рассказывают о Боге он постепенно обретает духовное знание. Обратившись к духовному учителю он научится отличать дух от материи и это станет основой его дальнейшего развития. Своими наставлениями духовный учитель помогает человеку избавиться от материальных представлений о жизни, так в Бхагавад Гите Господь Кришна наставляет Арджуну, чтобы избавить его от материалистических взглядов. Вся эта информация требует глубокого осмысления и чтобы убедиться в её истинности каждый должен хорошо понять содержание этой главы, обратившись к духовному учителю. И так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупада к 13 главе Бхагавад Гиты под названием «Природа наслаждающаяся сознанием», я ещё раз прочитаю 35 стих. Те, кто видят мир глазами знания понимают разницу между телом и знающим телом и способны найти путь к освобождению от рабства материального мира, достигают высшей цели.

00:20:42 Я хочу в заключение сказать несколько слов, поскольку я напомню, это наша последняя передача в этом месяце, мы продолжим где-то в начале августа. Мы с вами обсудили главы Бхагавад Гиты с 1 по 6, которые посвящены карма-йоге, затем главы с 7 по 12, которые посвящены бхакти-йоге, их взаимосвязь и сейчас мы начали рассматривать более сложный предмет, это гьяна-йогу, вот 13 главы, мы с вами её прочитали и начнем в следующий раз 14-ю. В целом это все называется лестницей йоги и каждый человек на любой ступени получает определённое духовное, интеллектуальное и даже физическое удовлетворение, иногда даже некоторые полагают, что их положение самое лучшее. Мы с вами убедились на основании наставлений Кришны в Бхагавад Гите и комментариев духовного учителя, что высшей ступенью йоги является бхакти, то есть Преданное служение Верховной личности Бога.

00:21:56 При чем уникальность бхакти заключается в том, что это по сути философия абсолютной истины, она дает ответы на все вопросы, при чем согласно философии вишнаизма, высшим аспектом абсолютной истины является Верховная личность Бога, поэтому процесс духовной жизни, является не механическим, не статическим, а екстатическим, то есть он связан с восстановлением наших личных отношений с Всевышним Господом Верховной личностью Бога и точно также как нам доставляет удовольствие общаться с хорошим интересным человеком, другом, старшим товарищем, учителем или возлюбленным, точно также мы получаем глубокое удовлетворение от развития наших отношений с Верховной личностью Бога, который является нашим вечным другом, учителем или даже возлюбленным. Можно сказать, что бхакти это философия любви в духовном смысле слова, конечно не в современном смысле, когда под любовью понимается определённый физиологический акт между мужчиной и женщиной.

00:23:16 Совсем недавно я услышал на одной лекции четверостишье замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева, позвольте мне его прочитать, надеюсь оно вам понравится.
Как возвестил оракул наших дней,
что можно мир спаять железом лишь и кровью.
Но мы попробуем спаять любовью,
а там посмотрим что сильней.
Вот такой красивый, интересный стих, который был написан, я думаю, лет полтораста назад, потому что Тютчев жил в 19 веке, посовременнее Пушкина и на этом я хочу закончить чтение стихов Бхагавад Гиты с комментариями Бхактиведанта Свами Прабхупада. У нас есть ещё пол часа, вы можете нам писать, задавать вопросы, делать предложения по нашему адресу. Наталья.

00:24:16 [Ведущая]: Да, я здесь. Напомню что ayurvedaradio@mail.ru и чат в скайпе, вопросы дорогие слушатели, ждем от вас вопросы. А сейчас по традиции немного музыки, Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами. Ох, как резко врываются ритмы Аюрведа Радио. Ну что ж, продолжим наш прямой эфир, что-то весело сегодня, может это пятница тринадцатое так на меня влияет, ну ничего страшного, буду веселиться тогда, ведь тот кто улыбается продляет себе жизнь. Ну что ж, продолжим наш прямой эфир, ответы по ведической культуре и философии на текущий момент и Владимир Георгиевич Критский по прежнему с нами. Владимир Георгиевич, у нас есть 2 небольших вопроса и сейчас я их зачитаю. Как понять что исполнителем действий является тело, а душа не причастна к этому?

00:25:33 [Критский В. Г.]: Хорошо. Это серьезный философский вопрос и когда я готовил передачу, думал может это стоит рассказать, но решил не усложнять текст, поскольку в комментариях Прабхупады в данном случае этого не касается, но в процессе вопрос конечно стоит рассказать. Дело в том, что в материальном мире обусловленная душа отождествляет себя с телом, то есть по сути, даже когда мы узнаем, что душа вечна, то по началу это знание чисто теоретическое. Вот этот процесс нашего растождествления с телом называется на санскрите словом мугти или освобождение и поэтому в традиционной ведической культуре, как бы целью ведической культуры является вот это вот мугти или мокша. Если вы помните, мы об этом говорили в курсе ведической культуры 4 «Традиционные цели» дхарма, артха, кама и мокша, то есть дхарма – это наш дух, предписанные обязанности, артха – это экономическое развитие, материальное процветание, затем кама – чувство удовлетворения и мокша – освобождение из материального рабства. Вот это вот освобождение является важной целью потому что наше положение в материальном мире таково, что мы себя отождествляем со своим телом и поэтому, так сказать, мы находимся как бы у него в рабстве.

00:27:12 Тело, как вот объяснялось в этих стихах Бхагавад Гиты создано нашими прошлыми желаниями. Мы даже можем об этом не помнить что у нас было в прошлой жизни и к чему мы стремились, но то к чему мы стремились мы можем видеть по тому что мы сейчас имеем. То есть наше тело в настоящий момент результат того, что мы совершали в прошлом, то есть что мы хотели и сама философия вот этого закона кармы состоит в том что Господь дает возможность душе удовлетворять желания, которые остались с прошлой жизни неисполненной. И человек получает тело, человек или душа получает тело, чтобы исполнить эти желания, эти желания могут быть такими, что душа получает тело какого-нибудь носорога, гиппопотама или ящерицы, для того чтобы исполнить вот свои такие немножко странные желания, потому что прошлая жизнь могла быть не в человеческом теле.

00:28:12 В случае, так сказать, человеческой жизни человек может либо прогрессировать, получить более возвышенное рождение, либо деградировать и получить более низкое рождение. Но в любом случае то что мы совершаем, фактически мы об этом даже и не знаем и не предполагаем, то есть подтверждением данного стиха является тот простой и всем известный факт, что как бы события нашей жизни и блуждания как бы в этой жизни, они могут быть для нас совершенно неожиданными, потому что они есть следствие наших прошлых желаний. То есть наше тело, наша материальная природа ведет нас дорогами жизни, которые зачастую нам совершенно не понятны. Вот это вот как бы философское объяснение того, что фактически душа в обусловленном состоянии является рабом своего тела или своей кармы.

00:29:18 Вы все наверняка знаете на радио Аюрведа у нас есть курсы по астрологии. Что такое астрология? Астрология – это наука которая позволяет на основе вашего рождения, вашего гороскопа определить вашу карму, так сказать грубо говоря что с вами было в прошлой жизни и что у вас так сказать более-менее в общих чертах ждет в этой жизни. Поскольку наша свобода воли достаточно ограничена, она реализуется только в человеческой форме жизни. У животных нет этой свободы, животные живут по заранее написанной программе, то есть после человеческой формы душа деградирует, ей заранее расписывается целая серия перевоплощений в животных телах. И вот это как раз объяснение того что наша свобода даже в человеческом теле ограничена и по сути все действия совершаются телом в соответствии с кармой. Конечно эти действия определялись нашими желаниями в прошлой жизни, что это были желания, желания души, но часто мы об этом не знаем и не помним что мы желали в прошлой жизни, можем только догадаться, что скажем если человек получил тело какого-то выдающегося политика, царя, президента, он стремился к власти, он стремился к тому чтобы властвовать над людьми и он этого со временем заслужил и Господь дал ему такую возможность в следующей жизни. Там какой-то выдающийся философ, ученый стремился к знанию, к пониманию, к научному, философскому пониманию мира и он даже не прикладывая больших усилий стал великим ученым или философом.

00:31:16 То есть, фактически вся наша жизнь и закон материальной жизни состоит в том, что мы даже без нашего желания, без нашего понимания пожинаем плоды что совершали, к чему стремились в прошлой жизни или другой знаменитый пример богатства. Кто-то становится миллионером без особых усилий, кто-то пахает с утра до ночи как осел и зарабатывает там 5 или 10 тысяч в месяц или там пенсия какая-то очень небольшая. Вот это вот ещё одна иллюстрация того же самого, что наше положение в материальном мире определяется нашими прошлыми желаниями, прошлыми действиями и свобода воли заключается фактически в том что мы можем сделать двоякий выбор, либо мы стремимся к духовному совершенству, стремимся к пониманию абсолютной истины, либо мы стремимся к материальным наслаждениям, вот по сути выбор только в этом.

00:32:32 В первом случае человек постепенно выкарабкивается из круговорота кармы, во втором случае он просто вращается в этом колесе кармы, в колесе перевоплощения материального мира и соответственно может пройти тысячи жизней прежде чем он из него выберется и достигнет вновь человеческой формы. Вот так я могу кратко ответить на этот вопрос, если радиослушатели задавшие или другие хотят уточнить что-то, пожалуйста присылайте я добавлю, потому что эта тема конечно очень большая и на эту тему можно говорить часами. Это вот секрет материального мира или законы кармы и законы перевоплощения. Спасибо.

00:33:22 [Ведущая]: Хорошо вы сказали, можно говорить часами. У меня привычка есть, можно говорить сутками, а меня один раз подловили на слове «А с гусями говорить не пробовали?», ну это конечно не к сегодняшнему эфиру, есть ещё вопрос. А сегодня Ганга Пуджа, говорит слушатель, расскажите немного подробнее что это такое и как проводить этот день?

00:33:47 [Критский В. Г.]: Я не много знаю, но скажу то что мне известно. Ганга – это самая великая, самая священная река Индии, другая знаменитая река Ямуна. Значит, Ямуна знаменита тем, что в ней купался Господь Кришна. Ямуна протекает через Вриндаван и Кришна, как вы знаете, провел свои детские годы во Вриндаване и Ямуна меньше по размерам, чем Ганга. Ганга протекает через всю Индию с севера на юг и это как бы самая священная река, она указывается в ведах. То есть, это в ведах говорится что омовение в Ганге смывает все грехи, человек может принимая омовение в Ганге избавиться от грехов, то есть это совершенно потрясающая вещь. Я был несколько раз в Индии и я купался в Ганге и могу вам сказать, что ощущения удивительные, то есть ощущение такое что вы заново родились. Хотя Ганга не всегда была очень чистой, но иногда бывает мутной, там какая-то ил и прочее, но несмотря на эту кажущуюся нечистоту потом там можно омыться простой чистой водой, но у вас ощущения после того как вы искупались в Ганге как будто вы начинаете жизнь с начала.

00:35:13 И ещё один интересный случай у меня был лет десять назад. Это был один из первых моих визитов в Индию, я не очень серьезно относился к ведической традиции и однажды мы поднялись на Саматхи Прабхупада и там есть смотровая площадка, довольно высоко там на уровне где-то 10-этажного дома и там как раз проводилась церемония Ганга Пуджи, то есть поклонения Ганге. Все в общем-то имеет своё олицетворение и Ганга это тоже личность, то есть это не просто река, какой-то поток воды который течет с Гималаев по равнине к Индийскому океану. Ганга – это личность, богиня и есть интересные истории в пуранах о том что Ганга супруга Всевышнего Господа на райями как-то поссорилась с другими женами и они друг друга прокляли и Ганга и Сарасвати в следствии взаимных проклятий родились на Земле в форме рек.

00:36:19 Ну это вот такая эзотерическая подоплека, но как бы то ни было я поднялся на эту Саматхи Прабхупады и там совершалась Ганга Пуджа и индус, который совершал её, ко мне подошел, я проходил мимо и протянул руку просил что-нибудь пожертвовать на Ганга Пуджу. Ну в общем-то индийская традиция такая, что посетители как правило что-то такое обязательно жертвуют, когда они приходят в храм или какая-то религиозная церемония и естественно, каждый жертвует кто сколько сможет, тут нет никаких правил, если вы можете хоть 10 рупий, это примерно как 10 рублей, даже ещё меньше в 2 раза. И я не помню, то ли у меня была мелочь, то ли у меня не было никакой мелочи. Если не было мелочи я мог попросить, я был не один, а с друзьями, но я ничего не дал. Вот я помню только что я как-то отнесся к этому к этой просьбе как-то равнодушно, я подумал ну это чистая формальность, ритуал, что там мне до Ганга Пуджи.

00:37:30 Ну и потом через какое-то время мы спустились и вот вторая половина дня мне запомнилась, что это был один из самых для меня тяжелых и неприятных дней, то есть у меня было какое-то такое настроение, что мне был белый свет, так сказать, не мил, при чем безо всякой причины, не было ничего чтобы с кем-то я поругался, поссорился или что-то случилось. Просто безо всякой причины я ощутил полную апатию и у меня пропал собственно весь интерес к жизни. Вот это я запомнил на долго и на самом деле это конечно нужно понимать, что все вот эти обряды, ритуалы, которые проходят в храмах имеют глубокий духовный смысл, мы с вами об этом читали, что [нерахборчиво] или жертвоприношение воспевающее славу Господа это необходимая обязанность каждого цивилизованного человека. Если это не делает какой-то мирской человек, который ничего не знает о абсолютной истине, о верховной личности Бога, то с него как бы нечего взять кроме анализа, то есть это он как ребенок и с него трудно что-то спросить потому что он просто ничего не понимает. Но если человек что-то знает, если у него есть понимание что мир это не просто случайная комбинация молекул, что существует высший разум, который в общем контролирует жизнь в материальном мире, то он должен ответственно относиться к своей жизни.

00:39:17 Это означает, что мы должны по мере сил стараться как-то одухотворить нашу жизнь, хотя мы в материальных условиях, вокруг нас может мирские люди, мы должны постараться сами постичь духовный смысл жизни и помочь другим. И поэтому все вот эти духовные обряды, которые проходят в различных храмах всех религиозных традиций, в том числе и ведической традиции имеют большой смысл для того чтобы помочь человеку, дать возможность очистить душу. Если человек этой возможностью не пользуется и просто проявляет такую элементарную жадность, как было в моем случае, то последствия будут самые печальные. То есть последствия будут такие, что он будет просто деградировать. Вот это мой такой небольшой философский комментарий к этому событию Ганга Пуджа и в Индии я знаю точно в этот день проходят многочисленные церемонии, индусы ставят какие-то зажженные светильнички, на такие листики банановые такие, лодочки пускают по реке, то есть индусы проводят очень пышно эту церемонию поклонения матери Ганги.

00:40:36 У нас может быть Ганга не протекает, но мы по крайней мере должны, зная это, может кому-то удастся побывать в Индии и тогда он сможет принять участие в этой церемонии. Кроме того у нас в Центре метро Динамо есть фильм, называется «Мать Ганга» и можно купить этот фильм, посмотреть его и хотя бы таким образом приобщиться к этой древней духовной культуре. Ну то что я могу сказать на эту тему.
[Ведущая]: Замечательно, даже я столько много не знала, сколько вы рассказали Владимир Георгиевич, а также вот слушатель пишет, что завтра экадаши, будем ли мы его соблюдать? Ой какие любопытные.

00:41:19 [Критский В. Г.]: Да, завтра у нас экадаши, при чем особый экадаш, называется [неразборчиво]. Экадаш – это день одинадцатый, день или с новолуния или с полнолуния, то есть он отмечается два раза в месяц. Экадаш – день, когда желательно поститься, то есть это день когда пищу которую мы вкушаем, имеет определённые загрязнения и традиционно в вайшнавской культуре в этот день воздерживаются полностью от зерно-бобовых, то есть самое опасное есть зерно-бобовые, то есть хлеб, зерно, рис, пшеницу или бобы, горох, фасоль и так далее. Как правило разумный, умеренный пост в этот день фрукты, овощи, молочные продукты. Некоторые в этот день соблюдают полный пост, это считается наилучшим, но это не для всех. Возможно, как раз самый строгий пост именно завтра.

00:42:24 Завтрашний день, про него есть история в Махабхарате, он потому не случайно называется [неразборчиво]. Тхима – один из героев Махабахараты, старший брат Арджуны, не мог соблюдать пост на экадеш в течении года и он просил Господа, чтоб тот дал ему один который бы он полностью постился и который искупил бы все грехи за то что он не постился в предыдущие дни экадаши. И Господь Кришна по просьбе Тхимы вот назначил этот день, вот именно данный экадеш который будет завтра и который называется в его честь Тхима-экадеш, когда преданные стараются поститься полностью. В другие дни экадеши преданные, как правило соблюдают такой частичный пост, то есть едят фрукты, овощи, молоко, а завтрашний пост преданные стараются поститься полностью. Вот то что я могу сказать на эту тему.

00:43:25 [Ведущая]: Ну я думаю большего и не нужно, потому что все те кто знает, они знают, а те кто не знаю могут просто в интернете в поисковой строке набрать слово «экадеши» и прочитать более подробно что это за дни. Я например с удовольствием люблю узнавать о других праздниках, будь это не только праздники ведической культуры, а праздники и христианские и буддистские и мусульманские. Так что если у вас есть какая-то информация, присылайте, будет интересно. Ну вот я думаю на сегодня мы закончим сегодняшний эфир. Было всего пару вопросов, но это не страшно, потому что на самом деле люди в раздумии, тема не простая, как только они начнут что-то не понимать, они обязательно начнут спрашивать, Владимир Георгиевич.

00:44:15 [Критский В. Г.]: Да, я тоже так думаю. И кроме того нельзя забывать, что уже середина июня месяца и начинается пора отпусков и вот для меня тоже небольшой, так сказать, отпуск, я где-то на полтора месяца поеду из Москвы в нашу общину в нашу общину в Курджину на Кавказе и вернусь где-то в начале августа, когда мы возобновим нашу передачу.
[Ведущая]: Ну я думаю что это будет в любом случае замечательно, отдых нужен всем, даже вам, ну и мне конечно и всем тем кто работает и слушает «Аюрведа Радио». Так что поэтому мы пожелаем вам всего доброго и до новых встреч.
[Критский В. Г.]: Спасибо, до свидания!

транскрибирование: Игорь Витюгин | 09 January 2013