Достояния Кришны

Аюрведа радио - 07 March 2008
Медитация на богатство Господа. Окончательная истина. Всепоглощающая смерть и созидательная сила всего. Гаятри мантра. Сила сильного. Ещё одно из достояний Кришны. Качество, приносящее победу. Крошечная искра великолепия Бога. Ответы на вопросы. Почему нельзя дарить желтые цветы? Можно ли новичкам произносить или слушать гаятри мантру? Что такое бхава? Почему брахман Ушана стал учителем у демонов? еСли человек сменил христианство на сознание Кришны, что будет с ним после смерти? Зачем Бог создал боль? Как общаться с человеком, если он оскорбляет преданных?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:55:26 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 122 | скачано: 231 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 Ведущая: Итак, дорогие радиослушатели, рада приветствовать всех, кто собрался сегодня послушать «Аюрведа» радио в предпраздничный день, не носится в погоне за букетами цветов для своих любимых женщин, а желает получить истинное знание. «Обзор различных систем йоги по «Бхагавад-гите», и с нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский. Также он будет отвечать на вопросы радиослушателей по ведической культуре и философии в прямом эфире, после лекции.

00:00:41 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Я рада слышать ваш голос, даже полегче стало на душе, давайте же приступим, я с нетерпением жду продолжения.

Медитация на богатство Господа

00:01:02 Критский В.Г.: Я хочу воспользоваться случаем, поздравить всех женщин с наступающим праздником 8 марта и пожелать всего наилучшего. Мы с вами продолжаем передачу «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ». Я напомню, о чем шла речь в прошлый раз. Мы с вами изучаем главу 10 «Вибхути-йога», или «Богатство Абсолюта». И в этой главе Арджуна хочет понять всепроникающую природу Всевышнего Господа ради блага всех живых существ, которые могут сомневаться в том, что Господь Кришна – Верховная Личность Бога. Мы сейчас кратко повторим, о чем шла речь в прошлый раз. В стихах 16–17 Арджуна сказал: «О Кришна, пожалуйста, расскажи мне о своих божественных проявлениях, которыми Ты пронизываешь все эти миры. О высший мистик, как мне научиться все время думать о Тебе и как постичь Тебя?»

00:02:03 Господь Верховная Личность Бога сказал: «Хорошо, о Арджуна, Я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них, ибо Моё богатство неизмеримо». Здесь Господь Кришна учит нас тому, как помнить, как следует думать о Всевышнем Господе, через Его реальные проявления в этом мире. Это проще, это более естественно для нашего уровня, чем медитация на Его духовную, трансцендентную форму. И глава 11 будет как раз посвящена медитации на вселенскую форму Господа. И смысл названия главы «Вибхути-йога» – йога богатства. «Вибхути» означает «богатство». Нет ли здесь противоречий? Богатство ещё никого не делало преданным, наоборот, мешало духовной жизни. Но в данном случае это богатство Бога, а медитация на богатство Бога благоприятна для духовной жизни.

Окончательная истина

00:03:03 И мы продолжим читать серию стихов главы 10, в которой Господь Кришна перечисляет свои наиболее яркие проявления в материальном мире, начиная со стиха, на котором остановились. Стих 32. Кришна говорит:
सर्गाणामादिरन्तश्च मध्यं चैवाहमर्जुन ।
अध्यात्मविद्या विद्यानां वाद: प्रवदतामहम् ॥ ३२ ॥

sargāṇām ādir antaś ca
madhyaṁ caivāham arjuna
adhyātma-vidyā vidyānāṁ
vādaḥ pravadatām aham

«О Арджуна, Я начало, конец и середина всего творения. Из всех видов знания Я трансцендентная наука о душе, а из логических выводов Я — окончательное истина».

00:03:39 Комментарий Свами Прабхупады: «На первом этапе творения создается вся совокупность материальных элементов. Как говорилось ранее, материальный космос создается и поддерживается Господом Махавишну, затем уничтожается Господом Шивой. Господь Брахма является вторичным творцом. Личности, которые создают, поддерживают и уничтожают мироздание являются воплощениями материальных качеств Верховного Господа, поэтому Всевышнего Господа называют началом, серединой и концом творения. Есть много книг, помогающих людям обрести духовное знание: четыре Веды, шесть дополнений, «Веданта-сутра», труды по логике, принципы религии и пураны. Всего есть 14 видов книг, представляющих разные аспекты ведического знания. Из них книга, в которой изложена суть духовного знания, «Веданта-сутра», представляет Кришну».

00:04:42 Я добавлю несколько слов от себя. «Веданта-сутра» – это уникальное произведение ведической литературы, которое представляет раздел логики (ньяя). И мы с вами читали некоторые афоризмы «Веданта-сутры», главным образом вначале я вам цитировал афоризм Janmādyasya yatah (Абсолютная Истина – то, из чего всё истекает). То есть афоризмы «Веданта-сутры» отличаются краткостью, глубиной и такой красотой, какую вы только можете себе представить. Скажем, начало «Веданта-сутры»: Athato brahmajijñāsā. – Теперь в человеческой форме жизни пора спросить: «что такое истина?» И ответ на этот вопрос: Абсолютная Истина – это то, из чего всё истекает. И я вам прочитаю ещё третий стих: Śāstrayonitvāt. – Всё находится в писаниях. То есть вся информация об Абсолютной Истине находится в священных писаниях, и мы с вами, соответственно, изучаем квинтэссенцию ведических писаний, «Бхагавад-гиту».

00:05:54 Продолжим. Комментарий Бхактиведанты Свами: «В логике используют различные виды аргументов. Доказательство своей собственной правоты с помощью аргументов противника называется джалпой. Попытки любой ценой опровергнуть доводы противника, даже с помощью некорректных методов, называется витандой. Но заключительный вывод называется вадой. Такая окончательная истина является представителем Кришны».

00:06:24 Это был комментарий Бхактиведанты Свами. Я могу добавить, что ведическое искусство ведения логического спора – довольно сложная тема, и здесь Прабхупада упоминает о некоторых видах, приёмах ведения спора. Джалпа – это приём, когда в процессе спора человек использует аргументы противника, для того чтобы сбить с толку. Это когда противник отвлекается, а мы незаметно начинаем доказывать то же, что и он, и это сбивает его с толку, он не знает, что он делает. Это небольшая хитрость.

00:07:04 Витанда – это какой-то сильный довод, опровергающий доводы противника, но сам по себе не имеющий прямого отношения к предмету спора. Например, в ответ на какие-то возражения оппонента вы не непосредственно отвечаете ему, а говорите: «Это слова человека, который не способен удержать себя от пагубных пристрастий типа алкоголя и наркотиков». Например так. То есть вы критикуете не аргументы, а самого человека. Ну, это тоже, вы знаете, иногда имеет место в политике и в других сферах. И, наконец, окончательный, который уже совершенно честно имеет целью установление Абсолютной Истины и представляет Кришну – Вада.

Всепоглощающая смерть и созидательная сила всего

00:08:00 Продолжаем. Стих 33:
अक्षराणामकारोऽस्मि द्वन्द्व: सामासिकस्य च ।
अहमेवाक्षय: कालो धाताहं विश्वतोमुख: ॥ ३३ ॥

akṣarāṇām a-kāro ’smi
dvandvaḥ sāmāsikasya ca
aham evākṣayaḥ kālo
dhātāhaṁ viśvato-mukhaḥ

«Из всех букв Я буква А; среди сложных слов Я двойное слово. Кроме того, я неисчерпаемое время, а среди творцов Я Брахма».

00:08:17 Комментарий: «А, первая буква санскритского алфавита, является началом всей ведической литературы. Без неё ни одно слово не будет облечено в форму, поэтому А называют началом звука, а также а-кара. В санскрите много типов сложных слов, из них двучленное имя типа ра̄ма-кр̣шн̣а называется двандва. И в таких сложных словах оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму, поэтому это слово называется двучленным. Из всех разрушителей главным является время, которое уничтожает всё. Время – это представитель Кришны, ибо с течением времени всё материальное проявление погибает в великом огне вселенского разрушения. Среди живых существ, занятых созидательной деятельностью, главным является Господь Брахма, поэтому он представляет Верховного Господа Кришну».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:09:22 Стих 34:
मृत्यु: सर्वहरश्चाहमुद्भ‍वश्च भविष्यताम् ।
कीर्ति: श्रीर्वाक्‍च नारीणां स्मृतिर्मेधा धृति: क्षमा ॥ ३४ ॥

mṛtyuḥ sarva-haraś cāham
udbhavaś ca bhaviṣyatām
kīrtiḥ śrīr vāk ca nārīṇāṁ
smṛtir medhā dhṛtiḥ kṣamā

«Я всепоглощающая смерть и созидательная сила всего, что должно появиться на свет. В женщинах Я слава, удача, изящная речь, память, разум, верность и терпение».

00:09:43 Это как раз стих, который очень подходит к сегодняшнему дню, в канун женского праздника 8 марта, и как раз Кришна здесь рассказывает о качествах женщин. Комментарий Бхактиведанты Свами: «Едва появившись на свет, человек с каждой минутой приближается к смерти. Каждое мгновение смерть отнимает у нас часть жизни, однако сама смерть – это её последний удар. Эта смерть представляет Кришну, так как происходит по воле Верховной Личности Бога. В процессе жизни все живые существа проходят через шесть стадий развития: они рождаются, растут, какое-то время существуют, размножаются и наконец стареют и умирают. Из этих шести изменений первое – появление на свет из чрева матери – представляет Кришну, ибо рождение даёт начало всей последующей деятельности.

00:10:45 Семь перечисленных в этом стихе достояний – слава, удача, изящная речь, память, разум, верность и терпение – олицетворяют женское начало. Обладая всеми этими качествами или некоторыми из них, человек обретает славу. Таким образом, хорошая репутация приносит людям славу. Санскрит – во всех отношениях совершенный язык, этим он замечателен. Тот, кто быстро запоминает изученный материал, славится хорошей памятью, а способность, прочитав много книг по разным областям знаний, усвоить их содержание и при необходимости применять их на практике называется разумом. Это ещё одно из семи достояний. Способность преодолевать непостоянство называют твердостью или целеустремленностью. А если, обладая всеми этими достоинствами, человек остается скромным, кротким, не подверженным печалям и радостям, это качество называют терпением».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:11:52 И я ещё несколько слов добавлю. Очень удачно получилось, что как раз сегодня, накануне 8 марта, мы читаем этот стих, где Кришна перечисляет наиболее яркие качества женщины, которые отличают женскую природу, и вы, я думаю, слушаете семинары основателя радио, доктора Торсунова Олега Геннадьевича, посвященные развитию гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. И я скажу только несколько слов, о чем часто упоминает Прабхупада в своих комментариях.

00:12:37 Женское начало – это начало, олицетворяющее служение. Если мужское начало олицетворяет стремление к власти, к господству, то женское начало – это начало служения, и в этом смысле женщины ближе к духовной природе. То есть женщины естественно ищут кого-то, на кого они могут опереться, кто мог бы их вести, и у женщин достаточно сильное эмоциональное восприятие, сильный ум, но тем не менее слабый разум, поэтому в ведической культуре считается, что женщины должны находиться под защитой. Когда женщина ещё девочка, она находится под защитой отца, когда она вырастает, её выдают замуж, она находится под защитой мужа, когда муж умирает или принимает саньясу, она остается под защитой старшего сына или других детей. Вот несколько слов, моё небольшое дополнение к этому стиху.

Гаятри мантра

00:13:57 Стих 35:
बृहत्साम तथा साम्न‍ां गायत्री छन्दसामहम् ।
मासानां मार्गशीर्षोऽहमृतूनां कुसुमाकर: ॥ ३५ ॥

bṛhat-sāma tathā sāmnāṁ
gāyatrī chandasām aham
māsānāṁ mārga-śīrṣo ’ham
ṛtūnāṁ kusumākaraḥ

«Из гимнов «Сама-веды» Я «Брихат-сама», из поэтических произведений Я гаятри. Из всех месяцев Я маргаширша (ноябрь-декабрь), а из времен года Я цветущая весна».

00:14:16 Комментарий: «Господь уже говорил, что из всех Вед он представляет «Сама-веду». В «Сама-веде» собрано много прекрасных песнопений, которые исполняют полубоги на высший планетах. Одна из таких песен – «Брихат-сама» – отличается изысканной мелодией и исполняется в полночь. В санскрите существуют определённые правила стихосложения, там рифма и ритм стиха, в отличие от современной поэзии, никогда не бывают свободными, среди произведений санскритской поэзии самым выдающимся является гаятри мантра, которую произносят квалифицированные брахманы.

00:14:58 Гаятри мантра упоминается в «Шримад-Бхагаватам», и она специально предназначена для осознания Бога, она является представителем Верховного Господа Кришны. Гаятри мантра даётся тем, кто достиг высокой степени духовного развития, и, должным образом произнося её, человек поднимается на трансцендентный уровень и постигает Бога. Прежде чем начать повторять мантру гаятри, необходимо приобрести брахманические качества, которые в соответствии с законами материальной природы присущи людям в гуне благости, брахманам. Мантра гаятри играет важную роль в человеческом обществе и считается звуковым воплощением Брахмана. Первым её получил Господь Брахма, а от него она передавалась по цепи ученической преемственности.

00:15:48 Месяц, соответствующий ноябрю-декабрю, считают лучшим из всех месяцев года, потому что в Индии в это время убирают урожай зерновых, это время приносит людям много счастья и радости. Ну, и, конечно, весна – это любимое всеми время года, поскольку весной не жарко и не холодно, в эту пору повсюду цветут деревья и распускаются цветы. Весной проходит много праздников, посвященных играм Господа Кришны, поэтому весну считают самым радостным временем года, и она является представителем Господа Кришны».

Сила сильного

00:16:27 Стих 36:
द्यूतं छलयतामस्मि तेजस्तेजस्विनामहम् ।
जयोऽस्मि व्यवसायोऽस्मि सत्त्वं सत्त्ववतामहम् ॥ ३६ ॥

dyūtaṁ chalayatām asmi
tejas tejasvinām aham
jayo ’smi vyavasāyo ’smi
sattvaṁ sattvavatām aham

«Из всех видов мошенничества Я азартная игра. Я блеск всего, что поражает своим великолепием. Я победа, Я приключение, Я сила сильного».

00:16:45 Комментарий: «Во Вселенной есть великое множество мошенников, из всех видов мошенничества самым захватывающим является азартная игра, которая поэтому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним Господом, может провести любого. Если Кришна захочет обмануть кого-либо, Он сделает это лучше, чем кто-либо другой. Его величие не односторонне, оно многогранно. Среди победителей Кришна – сама победа, Он блеск всего, что поражает великолепием. Среди предприимчивых и трудолюбивых Он самый предприимчивый и самый трудолюбивый. Среди искателей приключений Он самый отчаянный, и среди сильных Он самый сильный. Когда Кришна находился на Земле, никто не мог превзойти Его по силе, ещё в детстве он поднял холм Говардхана. Кришна – непревзойденный обманщик, никто не может затмить Его великолепия, одержать над Ним победу, превзойти Его в предприимчивости и силе».

00:17:56 Я хочу кратко напомнить вам центральный момент «Махабхараты». Причиной главной битвы на поле Курукшетра стала знаменитая игра в кости в Хастинапуре, когда Пандавы и непосредственно царь Юдхиштхира проиграли Кауравам всё своё богатство, проиграли сами себя, проиграли свою жену. В результате игры они отправились в изгнание на 13 лет, а после их возвращения Кауравы отказались возвращать им половину царства, что, собственно, и стало непосредственной причиной битвы на поле Курукшетра.

00:18:41 Этот пример, конечно, очень знаменателен. Пандавы, очень праведные, благочестивые, преданные Господа Кришны, сам Юдхиштхира считался олицетворением дхармы, то есть религии, пошли на такой риск, под давлением обстоятельств согласились на эту игру, и, собственно, эта игра стала причиной краха всего рода Кауравов, потому что в результате битвы практически весь род был уничтожен, а в живых остались только пять братьев Пандавов.

Ещё одно из достояний Кришны

00:19:15 Стих 37:
वृष्णीनां वासुदेवोऽस्मि पाण्डवानां धनञ्जय: ।
मुनीनामप्यहं व्यास: कवीनामुशना कवि: ॥ ३७ ॥

vṛṣṇīnāṁ vāsudevo ’smi
pāṇḍavānāṁ dhanañ-jayaḥ
munīnām apy ahaṁ vyāsaḥ
kavīnām uśanā kaviḥ

«Из потомков Вришни Я Вāсудева, а из Пандавов – Арджуна. Среди мудрецов Я Вьяса, а среди великих мыслителей – Ушана».

00:19:34 Комментарий: «Кришна – это Верховная Личность Бога, а Баладева – его первичная экспансия. И Господь Кришна, и Баладева появились на Земле как сыновья Вāсудевы, поэтому каждого из них можно назвать Вāсудевой. С другой стороны, сам Кришна никогда не покидает Вриндавана, поэтому все формы Кришны, которые появляются за его пределами, следует считать его экспансиями. Вāсудева – это непосредственная экспансия Кришны, поэтому он неотличен от Кришны. Следует отметить, что Вāсудева, о котором идет речь в данном стихе „Бхагавад-гитыˮ, – это Баладева, которого также называют Баларамой и который является источником всех воплощений Кришны, в том числе и Вāсудевы.

00:20:21 Первичные экспансии Господа – это его личностные экспансии. Наряду же с ними есть ещё экспансии, относящиеся к категории отделённых экспансий, это индивидуальные живые существа, то есть мы с вами. Из сыновей Панду Арджуну называют также Дхананджаей, лучшим из людей, и поэтому он представляет Кришну. Среди мудрецов, знающих Веды, величайшим является Вьясадева, который изложил ведическое знание в форме, доступной для понимания обыкновенных людей Кали-юги. Вьясу, кроме того, считают одним из воплощений Кришны, поэтому Вьяса также является Его представителем. Великие мыслители – это те, кто способны глубоко проникнуть в суть предмета. Один из таких мыслителей – это Ушана, или Шукрачарья. Он был духовным учителем демонов и необыкновенно проницательным и дальновидным политиком. Таким образом, Шукрачарья олицетворяет ещё одно из достояний Кришны.»

Качество, приносящее победу

00:21:30 Стих 38:
दण्डो दमयतामस्मि नीतिरस्मि जिगीषताम् ।
मौनं चैवास्मि गुह्यानां ज्ञानं ज्ञानवतामहम् ॥ ३८ ॥

daṇḍo damayatām asmi
nītir asmi jigīṣatām
maunaṁ caivāsmi guhyānāṁ
jñānaṁ jñānavatām aham

«Среди средств подавления беззакония Я наказание. В тех, кто стремится к победе, Я мораль. Я мудрость мудрого, а во всей тайнах Я безмолвие».

00:21:49 Комментарий: «Среди многочисленных средств подавления беззакония наиболее важными являются те, которые пресекают преступную деятельность. Когда преступнику присуждают наказание, эта кара олицетворяет Кришну. Главным качеством, приносящим победу, является нравственная чистота, или мораль. Из всех сокровенных деяний на духовном поприще: слушания, повторения, толкования, молчание – самое важное, поскольку оно способствует быстрому прогрессу на духовном пути. Мудрецом называют того, кто способен отличить материю от духа или, иными словами, высшую энергию Господа от низшей. Это знание представляет Кришну».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:22:39 Стих 39.
यच्च‍ापि सर्वभूतानां बीजं तदहमर्जुन ।
न तदस्ति विना यत्स्यान्मया भूतं चराचरम् ॥ ३९ ॥

yac cāpi sarva-bhūtānāṁ
bījaṁ tad aham arjuna
na tad asti vinā yat syān
mayā bhūtaṁ carācaram

«Кроме того, Арджуна, Я семя, дающее начало всему сущему. Ни одного сотворенное живое существо, движущееся или неподвижное, не может существовать без Меня».

00:22:56 Комментарий: «У всего сущего есть причина, и этой причиной, то есть семенем материального творения, является Кришна. Всё сущее покоится на энергии Кришны, поэтому его называют всемогущим. Без его могущественных энергий не может существовать ни одно живое существо, движущееся или неподвижное. Всё, что не связано с энергией Кришны явным образом, называется майей, то есть это то, чего нет».

00:23:28 Я хочу добавить, что, согласно Ведам, живое существо, или дживатма, находится в семени мужчины и оплодотворяет женщину в момент зачатия. Оплодотворенная яйцеклетка развивается в плод, причём это возможно даже вне чрева матери, в искусственных условиях, это доказывают современные научные эксперименты, об этом говорится и в ведической традиции.

Крошечная искра великолепия Бога

00:23:56 Стих 40:
नान्तोऽस्ति मम दिव्यानां विभूतीनां परन्तप ।
एष तूद्देशत: प्रोक्तो विभूतेर्विस्तरो मया ॥ ४० ॥

nānto ’sti mama divyānāṁ
vibhūtīnāṁ paran-tapa
eṣa tūddeśataḥ prokto
vibhūter vistaro mayā

«О могучий покоритель врагов, нет предела Моим божественным проявлениям. То, что Я рассказал тебе, лишь малая частица Моего бесконечного богатства».

00:24:11 Комментарий: «В Ведах говорится, что, хотя качества и энергии Всевышнего можно представлять по-разному, несомненно, что Его достояния беспредельны, поэтому здесь Кришна рассказал лишь о некоторых из них. Он привел Арджуне несколько примеров, чтобы удовлетворить его любопытство.»

00:24:32 Стих 41:
यद्यद्विभूतिमत्सत्त्वं श्रीमदूर्जितमेव वा ।
तत्तदेवावगच्छ त्वं मम तेजोऽशसम्भवम् ॥ ४१ ॥

yad yad vibhūtimat sattvaṁ
śrīmad ūrjitam eva vā
tat tad evāvagaccha tvaṁ
mama tejo-’ṁśa-sambhavam

«Знай же, что всё чудесное, прекрасное и величественное в этом мире – лишь крошечная искра Моего великолепия».

00:24:43 Комментарий: «Всё величественное и прекрасное в материальном мире или в духовном не что иное, как проявление достояний Кришны. Всё, что поражает нас своим великолепием, следует считать достоянием Кришны.»

00:25:00 И, наконец, стих 42, последний в главе 10:
अथवा बहुनैतेन किं ज्ञातेन तवार्जुन ।
विष्टभ्याहमिदं कृत्स्नमेकांशेन स्थितो जगत् ॥ ४२ ॥

atha vā bahunaitena
kiṁ jñātena tavārjuna
viṣṭabhyāham idaṁ kṛtsnam
ekāṁśena sthito jagat

«Но что за нужда, о Арджуна, в таком подробном описании? Одной своей крохотной частицей Я пронизываю и поддерживаю всю Вселенную».

00:25:16 Комментарий: «Здесь Господь говорит Арджуне, что говорить о красоте и великолепии отдельных проявлений не имеет смысла. Достаточно знать, что всё сотворенное существует только благодаря тому, что в нём в форме Сверхдуши присутствует Господь Кришна. Все существа, от гигантского Брахмы и до крошечного муравья, продолжают жить только потому, что в сердце каждого из них находится Господь, поддерживающий их существование.

00:25:47 Есть представление, что, поклоняясь любому полубогу, человек вернется к Верховной Личности Бога, то есть достигнет высшей цели жизни. Но здесь Кришна отвергает необходимость поклонения полубогам, ибо даже самые великие из них, Брахма и Шива, представляют собой лишь малую часть великолепия Верховного Господа. Он источник всего сущего, и никто не может превзойти Его величие, на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он.

00:26:18 В «Падма-пуране» сказано, что тот, кто ставит Верховного Господа Кришну в один ряд с полубогами, будь то даже Господь Брахма или Господь Шива, становится атеистом. Тот же, кто досконально изучает многочисленные описания богатств Кришны и проявлений Его энергии, без сомнения, постигнет Господа Кришну и будет поклоняться только Ему.

00:26:41 Господа называют вездесущим, ибо Его частичная экспансия, Сверхдуша, пронизывает всё творение. Поэтому преданные сосредотачивают свой ум на деятельности в сознании Кришны, постоянно занимаются преданным служением Господу и всегда пребывают на трансцендентном уровне. Таков путь чистого преданного служения.

00:27:05 Шрила Баладева Видьябхушана, великий учитель в цепи ученической преемственности, ведущей начало от Кришны, в конце своего комментария к главе 10 „Бхагавад-гитыˮ говорит следующее: „Из беспредельной энергии Господа Кришны черпает силу даже могущественное Солнце, а своей частичной экспансией Господь Шри Кришна поддерживает целое мироздание, поэтому каждое живое существо должно поклоняться Господу Кришне».

00:27:37 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к главе 10 «Бхагавад-гиты» под названием «Великолепие Абсолюта». Теперь я хочу предложить вам звонить по нашим телефонам и писать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ».

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

00:28:00 Ведущая: Да, я также напомню, что ваши вопросы мы ждем в чат скайпа, присылайте, пожалуйста, и на почтовый адрес. Владимир Георгиевич, у нас есть вопросы.
Критский В.Г.: Я слушаю.

00:28:12 Ведущая: Первый вопрос прислали в предвкушении праздников. Он такой. Почему нельзя дарить желтые цветы? Это к разлуке?

00:28:23 Критский В.Г.: Согласно Ведам, желтый цвет олицетворяет саттва-гуну, то есть гуну благости, красный цвет олицетворяет страсть, черный или синий – тамо-гуну, гуну невежества. Желтый цвет – цвет благости, он означает, что человек обладает знанием, что он понимает бренность материальной жизни и что любое счастье в материальном мире временно. И поэтому разлука с материальной точки зрения – это, конечно, печально, но с высшей точки зрения – это неплохо, потому что человек вспоминает, что в материальном мире нет ничего вечного, что со всем придется со временем расстаться, даже с собственным телом.

00:29:14 Вот в этом смысле я могу прокомментировать, почему, возможно, действительно желтый цвет ведет к разлуке, потому что благость – это как раз гуна, качество материальной природы, которая дает человеку понимание смысла материального бытия, что в материальном мире всё недолговечно.

00:29:37 Ведущая: А цветочки белого цвета?
Критский В.Г.: Насчёт белого цвета есть два мнения. С одной стороны, я слышал, что он тоже олицетворяет гуну благости, но есть мнение одного учителя, которое я слышал на лекции, что белый цвет находится, скажем так, ниже, чем желтый, он олицетворяет пустоту. И действительно, если мы чисто эмоционально посмотрим: в букете цветов желтые цветы смотрятся гораздо красивее, чем белые. Белые в этом плане не дают какой-то красоты и изящества, как желтые. Вот то, что я могу добавить, что знаю.

00:30:20 Ведущая: Тогда я зачитаю следующий вопрос. Его прислал новичок Дмитрий. А можно ли новичкам произносить или слушать гаятри мантру?

00:30:31 Критский В.Г.: Чудесный вопрос. Гаятри мантру можно слушать, можно произносить, но особого эффекта это давать не будет. В Индии основная гаятри мантра, или брахма гаятри мантра, известна всем, её публикуют в книжках, но по-настоящему её дают при инициации. Духовный учитель даёт её своему ученику, тогда она приобретает определённую шакти, то есть энергию. Она не является таким уж большим секретом, её поют даже какие-то индийские певцы во время бхаджанов. В любом случае ведические мантры, я думаю, благоприятны для сознания человека, но особого эффекта не будет, эффект дается именно через духовного учителя в процессе посвящения.

00:31:26 Ведущая: Следующий вопрос. Что такое бхава?

00:31:30 Критский В.Г.: Бхава? Бхава – это санскритское слово, означает настроение. Например, есть пять основных рас, то есть взаимоотношений. Шанта-раса – нейтральные отношения, дасья-раса – это отношения слуги и господина, сакхья-раса – дружеские отношения, ватсалья-раса – родительские, мадхурья-раса – любовные отношения. И каждой расе соответствует своя бхава, то есть настроение влюбленных, начнем с того же, поскольку у нас женский день завтра будет, или настроение родительское, ватсалья-бхава, или настроение дружеское, сакхья-бхава. То есть основное значение этого слова – настроение.

00:32:20 Ведущая: Ещё один вопрос. Почему брахман Ушана стал учителем у демонов?

00:32:27 Критский В.Г.: Да, во многих ведических писаниях, в пуранах, есть истории о том, что главным учителем полубогов является Брихаспати, а главным учителем демонов является Ушана, или Шукрачарья. И это действительно интересный момент. Почему брахман, то есть человек, обладающий ведическим знанием, становится учителем демонов, хотя он знает, что демоном быть плохо, что лучше быть преданным и служить Богу? Но, как мы сегодня читали, Кришна безграничен, Его богатства не поддаются какому-то однозначному логическому описанию, что все должны стать преданными Кришны, а остальные все, скажем так, идут в ад. Нет, Кришна дает всем свободу воли, свободу выбора, и все люди, даже брахманы, имеют какое-то настроение, например соперничества с Богом. И Кришна отвечает человеку на его отношение к Нему соответствующим образом.

00:33:43 Один из интересных моментов «Махабхараты», когда на поле битвы Курукшетра, дед Бхишма сражался с Кришной. Но Кришна, как вы помните, был возничим у Арджуны, поэтому на самом деле сражался Арджуна, но колесницей правил Кришна, и частенько ему доставались стрелы от Бхишмы. И поэтому, как говорят наши учителя, Кришна, чтобы доставить удовольствие своему преданному Бхишме, создал такую иллюзию, что из него хлестала кровь. Поскольку у него из груди торчали стрелы Бхишмы, то текла кровь, и для Бхишмы это было такое трансцендентное блаженство: он сражался с самим Богом, и Бог, как бы желая доставить удовольствие, создал такую иллюзию, что Он ранен, что Он истекает кровью под стрелами своего преданного Бхишмадевы, который был великим воином.

00:34:43 И кульминацией этого эпизода сражения был момент, когда Бхишма полностью победил Арджуну и, собственно, он уже мог его убить, Арджуна уже не мог ему отвечать. И тогда Кришна, чтобы спасти Арджуну, вскочил с колесницы, схватил какое-то валявшееся колесо и бросился на Бхишму. Перед началом битвы Кришна дал обещание, что Он не будет принимать участие в сражении, а только будет колесничим, то есть играть пассивную роль. Но для того, чтобы спасти своего друга Арджуну, Кришна нарушил своё обещание, схватил это колесо и бросился на Бхишму. И Бхишма был настолько изумлен, что он бросил оружие, отказался сражаться и был готов, чтобы Кришна его прикончил. Но в этот момент по воле провидения раздался звук рога, возвещающий окончание битвы в этот день.

00:35:45 Так было, конечно, устроено по воле Господа, Кришна поднял своё колесо, но Он так и не нанёс удара по Бхишме, а значит, всё закончилось, так сказать, окончанием битвы. С одной стороны, Кришна спас Арджуну, и в то же время Он «не осмелился» ударить Бхишму, нанести по нему удар, поскольку сражение было закончено.

00:36:13 Вот это очень интересный пример из «Махабхараты», который показывает, что иногда даже преданные Господа, такие как Бхишма, играют роль противников Бога, но это нисколько не снижает экстаз этих взаимоотношений. И точно также Шукрачарья, или Ушана. Хотя он является учителем демонов, но он прекрасно знает, что Господь Кришна, или Вишну, является Всевышним Господом. Но таково его настроение, вот такая гордыня, он считает, что своей мощью, брахманской силой противостоит Богу и демоны под его руководством успешно сражаются с полубогами. Так я могу ответить на этот вопрос.

00:37:02 Ведущая: Я прочитаю ещё вопрос от Анны. Добрый день, пожалуйста, пролейте свет на такой вопрос. Верующий в Господа Иисуса Христа человек в преклонном возрасте узнал об Отце – Шри Кришне. Он находился уже при вере в Сына, считал Иисуса Христа изначальным Господом и верил в такие слова самого Христа: «Кто видел меня, тот видел Бога, я Альфа и Омега, начало и конец». В следующей жизни этот человек получит сознание и служение Отцу или будет приверженцем сознания Сына?

00:37:40 Критский В.Г.: Да, это очень серьезный вопрос. Мы немножко говорили раньше, что, согласно Ведам, Иисус Христос является одним из полномочных представителей Господа, Его сыном возлюбленным, как говорится в Библии. И поэтому представление, что Иисус Христос является Всевышним Господом, неверно, об этом, собственно, и в самой Библии говорится. Иисус Христос говорит: «Отец мой, сущий на небесах, да святится имя Твое…». Он себя называет сыном Господа. Но почему-то есть такое представление, что Иисус Христос является изначальным Господом. В Ведах всё это достаточно хорошо разъясняется, кто является изначальным, Всевышним Господом, или Абсолютным Началом всего сущего.

00:38:33 Помимо Иисуса Христа есть и другие великие учителя, великие воплощения Господа, которые несут людям Его миссию. И так случается по воле провидения, что мы узнаём о Кришне не с самого детства. То есть мы как будто не заслужили того, чтобы узнать в детстве во всей полноте духовное знание. Но так или иначе я считаю, что наша большая удача в том, что мы хотя бы уже в зрелом возрасте познакомились с этой уникальной ведической традицией. Это нисколько не умаляет славу и величие Господа Иисуса Христа, потому что, я считаю, что именно по его милости мы пришли к пониманию Кришны как Верховной Личности Бога, поскольку Иисус Христос называет себя сыном, представителем Отца, то есть через сына мы, собственно, узнали об Отце.

00:39:37 И мне, конечно, кажутся странными какие-то попытки противопоставить учение Иисуса Христа и учение Кришны, даже само имя Кришна индусы произносят часто как Кришта. И от Кришта идет Chrīstus (лат.), Христос. Кришта и Chrīstus очень близки по звучанию. И я думаю, что если вы уже с детства христианин и поклоняетесь Иисусу Христу, то нет нужды это бросать и становиться преданным Кришны. Тут нет противоречий, вы можете продолжать поклоняться Иисусу Христу и в то же время почитать Господа Кришну, повторять мантру Харе Кришна, которая обращена к Кришне, Его духовной энергии. Я считаю, тут нет никакого противоречия, но мне кажется, что некрасиво, не лояльно порывать с христианской традицией, потому что это как-то немножко похоже на измену, если у вас уже есть какие-то обязательства и вы дали обещание верности Иисусу Христу.

00:40:49 Что касается меня, то я никогда не был христианином, хоть я и читал Библию. У меня нет каких-то угрызений совести. Иногда говорят: мы предаём Иисуса Христа. Естественно, мы никого не предаём, здесь и речи быть не может о каком-то предательстве, потому что предать можно в том случае, если мы кому-то были верны и дали какие-то обязательства, но если у человека нет никаких обязательств перед данной традицией, то в чём его можно упрекать? Поэтому вы, собственно, сами должны решить, каков ваш духовный путь. Я высказал своё мнение, но это не значит, что оно единственно возможное. Фактически путь духовной жизни – это путь выбора, свобода воли. В материальном мире, как вы знаете, мы живем по закону кармы, то есть наша материальная жизнь предписана заранее законами кармы, и уже заранее известно о моменте его смерти. Всё это есть в гороскопе, и опытный астролог может это предсказать.

00:41:56 Когда человек становится на духовный путь, то он фактически начинает освобождаться от рабства законов кармы и он становится под защиту высшей энергии Господа, духовной энергии. Мы произносим мантру Харе Кришна, а Харе как раз олицетворяет духовную энергию Кришны. Поэтому, Анна, я не могу давать вам какие-то наставления, но я просто честно высказал своё мнение по этому вопросу. То есть если человек был христианином и следовал этой традиции – это одно, а если человек не давал никаких обязательств, то я считаю, что независимо от того, где он родился и знал он о ведической традиции или не знал, он может сделать свой выбор, таково моё представление.

00:42:50 Ведущая: У меня тоже есть мнение, и, если вы позволите, я поделюсь. Дело в том, что по большей части люди разных религий сами себя «разделяют», да? Они ищут различия в религиях, говорят: это ваш Бог, это наш Бог. Не надо искать различий, давайте будем искать сходства, тогда интересных тем для разговоров будет больше, а когда мы ищем только различия, то получаются одни споры да ссоры. Вот такое пожелание.

00:42:27 Критский В.Г.: Я с этим согласен, Наталья. Я мог бы подписаться под вашими словами.

00:43:31 Ведущая: Есть ещё один вопрос от радиослушателя из Риги. Бог создал всё. Почему он дал боль?

00:43:43 Критский В.Г.: Если вы помните, на одной из прошлых передач я задал вопрос: почему Господь Кришна создаёт не только позитивные, но и негативные качества? К сожалению, ответа я не получил. И этот вопрос как раз на эту тему. Почему Кришна создал в материальном мире всё негативное: болезни, старость, смерть и т.д.? Ответ, на самом деле, очень простой: потому что материальный мир – это не место для джентльмена. Материальный мир – это временное творение, это можно назвать школой, учебным заведением, где души, которые отвернулись от Бога, должны вспомнить о нём и вернуться обратно в духовный мир, в Божье царство.

00:44:32 В процессе этого обучения мы получаем то, к чему мы стремились. То есть у каждого человека есть свои желания, и в материальный мир человек попадает, имея какие-то свои желания, но главное желание – это желание в чём-то подражать Богу, то есть быть, так сказать, самим Богом. И это, по сути, главная причина нашего падения в материальный мир. Для того чтобы избавиться от этого заблуждения, мы должны понять, что наша вечная природа, природа слуги. Это означает бхакти, это преданное служение или любовь. И для того чтобы обрести духовное совершенство, духовное счастье, мы должны действовать соответствующим образом, не как материальные личности, отождествляя себя с телом, а как духовные души, слуги Верховной Личности Бога.

00:45:29 До той поры, пока человек этого не понимает, он находится во власти законов кармы и находится в круговороте рождения и смерти, что, естественно, сопровождается страданиями. Человек в страданиях рождается, стареет, болеет и умирает. То есть боль – это необходимый атрибут материальной жизни, для того чтобы помочь человеку понять своё истинное положение. Через боль, через страдания Всевышний Господь направляет нас на преданное служение. Такой ответ на данный вопрос.

00:46:05 Ведущая: У нас есть ещё вопрос, и я прочитаю. Вопрос прислал Николай из Риги. Если человек практиковал сознание Кришны, а потом упал вниз и потерял связь с Господом из-за оскорблений и т.д., есть ли вероятность, что по милости Господа он вернется обратно на путь, или это произойдет только в следующей жизни с той точки, где он закончил служение? Если это лучший друг, как теперь с ним общаться? Ведь общение с оскорбляющим преданных может самого сбить с толку.

00:46:40 Критский В.Г.: Спасибо. Большинство вопросов у нас почему-то из Риги сегодня.

00:46:45 Ведущая: О, да.

00:46:47 Критский В.Г.: Несомненно, Рига, я бы сказал, – город интеллигенции, мне там один раз удалось побывать. Ещё когда я был молодым человеком, я помню, ездил туда на отдых, где-то месяц я отдыхал в Юрмале под Ригой. Несомненно, это город высокой культуры. Итак, вопрос Николая. В любом случае, человек в материальном мире совершает какие-то ошибки, оскорбления, умышленные или неумышленные. Говорится, что неумышленные оскорбления прощаются. Если человек неумышленно кого-то оскорбил, он получит какие-то реакции и будет за это страдать, но, по крайней мере, это не будет безнадёжно, он в процессе преданного служения попросит прощения и вернется обратно на путь. Если это оскорбления более тяжелые и умышленные, то человек на какое-то время действительно падет, и ему придется, скажем так, расстаться со своим духовным прогрессом. И в зависимости от тяжести это может быть до конца жизни.

00:48:00 То есть, действительно, говорится, что самый тяжелый грех – это оскорбление преданных Господа, и этого нужно тщательно избегать, потому что понятно, что преданные дороги Господу и за это будут какие-то плохие реакции. Что касается того, что конкретно произойдет, тут уже нужно рассматривать каждый случай, нужно разбираться. Я могу дать общую рекомендацию, что всем желательно иметь какого-то духовного учителя или духовного наставника. Все эти вопросы нужно решать с ним. Так, в общем виде, дать ответ на все случаи жизни невозможно.

00:48:49 Если это лучший друг, как теперь с ним общаться? Общение с оскорбляющим преданных может сбить с пути. Да, это факт. Общение с человеком, который совершает какие-то духовные оскорбления или, как говорят христиане, богохульство, очень опасно, и самое лучшее – от такого человека отстраниться и с ним не общаться. Но если этот человек ваш близкий друг, то можно сделать исключение. То есть вы можете на основании своей дружбы попытаться каким-то образом вернуть его на путь истинный, то есть в какой-то очень мягкой, деликатной форме указать ему на его ошибки, намекнуть ему, что он должен как-то раскаяться, попросить прощения. В ином случае это невозможно. Если у вас с человеком нет каких-то доверительных, близких отношений, то учить такого человека бесполезно, и может получиться только хуже. Поэтому данный случай может быть достаточно приятным исключением, и вы имеете моральное право что-то такое человеку сказать, подсказать, поскольку он вам доверяет. В общем случае это невозможно.

00:50:05 Ведущая: Владимир Георгиевич, но ведь, в любом случае, этот человек же не прокаженный. В моей жизни тоже такое было: знакомые люди, достаточно близкие, хорошие друзья действительно наносили оскорбления, но тем не менее мы не прекращали с ними отношения, а просто показывали своим примером, что не все такие на кого они «нарвались». И человек просто постепенно менял отношение и вновь возвращался к тому, на чем остановился. И даже если у человека не появляется желание вновь продолжать духовную практику, то он же, как я уже сказала, не прокаженный, просто можно относиться к нему как к человеку, уважать и ценить его за его мнение. Мне кажется, это всё, что нам остается делать, я бы не стала отстраняться.

00:50:54 Критский В.Г.: Наталья, я с вами согласен, мы можем давать человеку наставления через свой пример. Здесь вопрос был в том, как теперь с ним общаться. Общение с оскорбляющим может отрицательно повлиять на самого человека. Поэтому напрямую общаться с таким человеком, я думаю, не стоит, а вот держать дистанцию и оказывать ему помощь своим примером, своим правильным отношением – это вполне нормально, и в этом плане я с вами согласен. Тем более, если этот человек ваш друг, это имеет основание.

00:51:37 Ведущая: Да, на самом деле, тех, кто в Сознании Кришны, часто окружают люди, достаточно далекие от этого знания и тем самым, не зная, они тоже наносят очень много оскорблений. Но мы же от них не шарахаемся. Да, я согласна с вами, мы держимся на расстоянии и тем не менее мы проявляем к ним интерес, мы общаемся с ними, поддерживаем беседу, отношения, связи. То есть всё-таки да, не стоит бросать.

00:52:08 Критский В.Г.: Есть ещё один такой интересный момент, я хочу добавить, что если вы из своей, так сказать, доброты (кстати, у женщин это есть, фактически доброта переходит в сентиментальность), продолжаете с человеком общаться как будто ничего не произошло, несмотря на то, что он совершил оскорбление, это тоже плохо.

00:52:31 Ведущая: Тоже плохо.

00:52:32 Критский В.Г.: Потому что вы не даете ему понять, что он в чем-то не прав. Поэтому вы должны каким-то образом, своим видом, поведением, намекнуть ему, что вы чем-то недовольны. В этом будет проявление милости, а не в том, что вы и бровью не повели, когда он совершил какую-то глупость, оскорбление. И он тогда думает: «Всё нормально, пожалуйста, у меня отношения с другом такие же хорошие».

00:52:57 Поэтому всё-таки нужно знать меру, но для женщин как раз характерно такое качество всепрощения. И Кришна говорит, что женщины очень милостивы, но мужская природа немножко другая, мужчины любят, чтобы всё было разумно, логично, всё было расставлено по полочкам. И это часто проявляется при воспитании детей, особенно сына, поскольку сыновей воспитывать сложнее. Мать всегда любит сына безусловно и всегда его балует. Исключений из этого правила я ещё не видел. Отец всегда воспитывает строго и всегда требует от сына какой-то дисциплины, послушания и т.д. И то и другое для сына нужно. Для того, чтобы у сына развивалась любовь, ему нужно общение с матерью, для того, чтобы у сына развивался разум и дисциплина, ему нужно общение с отцом. Вот это я могу добавить.

00:53:57 Ведущая: Да, замечательно. Путь каждый выполняет свой долг. В соответствии со своей природой женщины будут сентиментальны, а мужчины будут строги в отношениях. Замечательный итог. Мне очень нравится сегодняшняя беседа, но, к сожалению, вопросов больше нет. Я думаю, мне придется попрощаться на сегодня с вами, Владимир Георгиевич.

00:54:18 Критский В.Г.: К сожалению.

00:54:20 Ведущая: Но есть одно очень приятное сообщение, его прислал Дмитрий. Ему очень понравилась история, которую вы рассказывали, и он написал: «Какая красивая!», и поблагодарил: «Спасибо огромное лектору за интереснейшую лекцию. Низкие поклоны!». Это тоже из Риги.

00:54:43 Критский В.Г.: Спасибо большое.

00:54:45 Ведущая: Спасибо вам, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами, рада была слышать вас.

00:54:51 Критский В.Г.: До свидания.

00:54:52 Ведущая: До свидания. Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио. Если у вас возникают вопросы, не стесняйтесь, присылайте их в чат скайпа или на почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. По возможности я буду отвечать на ваши вопросы, если я же не смогу на них ответить, я найду того, кто вам поможет. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио, оставайтесь с нами.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 15 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 17 December 2022