Качества чистого преданного
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:15 Ведущая: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Рада поприветствовать всех собравшихся у своих компьютеров, дабы послушать сегодня интересный эфир. Сегодня 9 мая, замечательный день. Я думаю, для многих этот день всё-таки является светлым и замечательным. И всё-таки сейчас мы будем говорить о Ведах, ведическом знании. И сегодня у нас прямой эфир с Владимиром Георгиевичем Критским, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Присылайте свои вопросы в чат скайпа и наш почтовый адрес, мы их рассмотрим. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
00:01:03 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Здравствуйте, здравствуйте. Рада вас слышать. С праздником вас.
Критский В.Г.: Спасибо, вас также. Дорогие друзья, позвольте мне ещё раз поздравить всех с праздником победы в Великой отечественной войне, 9 мая. Мы продолжаем наш цикл.
На пути к высшей цели
00:01:25 Я напомню, что в прошлый раз мы продолжили чтение главы 12 «Бхагавад-гиты», которая называется «Бхакти-йога», или «Преданное служение». Мы уже говорили, что бхакти-йога – это центральная тема всей «Бхагавад-гиты». Хотя Господь Кришна рассказывает в «Бхагавад-гите» о многих разных системах духовного развития, но всё же конечный вывод таков, что бхакти является главной, наиболее естественной системой духовного развития, которая превосходит другие: карма-йогу, гьяна-йогу, аштанга-йогу и так далее. Таким образом, бхакти-йога является, скажем так, вершиной всей лестницы йоги и, по сути, целью всей человеческой жизни. И в нашей сегодняшней передаче мы в этом ещё раз убедимся. Последние стихи, которые мы прочитали в прошлый раз, были посвящены описанию разных уровней духовной жизни, начиная с самого высшего уровня, полной сосредоточенности сознания на Верховной Личности Бога и погруженности в преданное служение. И далее Господь Кришна в последующих стихах рассказывает о промежуточных стадиях преданного служения. Мы с вами прочитаем эти несколько стихов.
00:02:52 Стих 8: «Господь Кришна сказал: „Сосредоточь на Мне, Верховной Личности Бога, свой ум и направь на Меня свой разум. Так ты будешь всегда находиться во Мне, и в этом нет никакого сомнения”». Стих 9: «О Арджуна, завоеватель богатств, если ты не можешь сосредоточить на Мне свой ум, то следуй предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе стремление достичь Меня”». Стих 10: «Если ты не в состоянии следовать предписаниям бхакти-йоги, то просто работай для Меня. Ибо, служа Мне, ты достигнешь совершенства». Стих 11: «Если ты не способен трудиться для Меня, то постарайся хотя бы отречься от плодов своего труда и найти в этом удовлетворение». Стих 12: «Если ты не можешь этим заниматься, то стремись к обретению знания. Однако медитация выше, чем знание, а отречение от плодов своего труда выше медитации, ибо таким отречением человек обретает умиротворение».
00:04:10 Сегодня в заключительных стихах главы 12 Господь Кришна рассказывает о качествах преданных Господа, вставших на путь бхакти. Интересно, что этих возвышенных описаний качеств человека нет при смотрении карма-йоги, гьяна-йоги и аштанга-йоги. Мы видим их только в случае бхакти-йоги. Это ещё одно морально-этическое подтверждение превосходства преданного служения над другими системами духовного развития. Мы увидим, что умонастроение преданного отвечает самым возвышенным представлениям человеческой души. В действительности, понятие добра – это абсолютное понятие, а не относительное. То есть существует абсолютное добро – это служение Абсолютной Истине, Верховной Личности Бога. И есть абсолютное зло – это то, что противится этому служению. То есть если раньше мы рассматривали концепцию бхакти, её превосходство над другими путями с философской, теологической точки зрения, то сегодня эта тема будет рассмотрена, скажем так, с моральной или этической точки зрения, где Господь Кришна описывает качество человека, достигшего совершенства в йоге.
Во всём милость Господа
00:05:30 Стихи 13–14:
अद्वेष्टा सर्वभूतानां मैत्र: करुण एव च ।
निर्ममो निरहङ्कार: समदु:खसुख: क्षमी ॥ १३ ॥
सन्तुष्ट: सततं योगी यतात्मा दृढनिश्चय: ।
मय्यर्पितमनोबुद्धिर्यो मद्भक्त: स मे प्रिय: ॥ १४ ॥
adveṣṭā sarva-bhūtānāṁ
maitraḥ karuṇa eva ca
nirmamo nirahaṅkāraḥ
sama-duḥkha-sukhaḥ kṣamī
santuṣṭaḥ satataṁ yogī
yatātmā dṛḍha-niścayaḥ
mayy arpita-mano-buddhir
yo mad-bhaktaḥ sa me priyaḥ
«Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем существам, кто свободен от чувства собственности и ложного эго, кто невозмутим в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто обуздал чувства и, сосредоточив свой ум на Мне, с решимостью отдает себя преданному служению, – такой человек очень дорог Мне».
00:05:59 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Господь в этих двух стихах перечисляет духовные качества чистого преданного. Такой преданный при любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и не питает вражды. Вместо того, чтобы отвечать на враждебность других, преданный думает: „Этот человек враждует со мной из-за моих прошлых грехов, поэтому лучше сносить причиняемые им страдания и не возмущаться”.
00:06:34 В „Шримад-Бхагаватам” говорится: „Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа”. Он думает: „В наказание за прошлые грехи я должен был бы страдать гораздо больше, чем страдаю сейчас, но по милости Господа мне досталась лишь малая толика заслуженных мною страданий”. Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым. Преданный всегда добр ко всем живым существам, даже к врагам. Он не обращает особого внимания на страдания материального тела, ибо знает, что он не является телом, поэтому у него нет ложного эго и он одинаково относится и к радости, и к горю.
00:07:21 Он терпелив и всегда довольствуется тем, что приходит к нему по милости Господа. Не прилагая излишних усилий для достижения той или иной материальной цели, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом. И поскольку он обуздал свои чувства, он очень решительно движется к намеченной цели.
00:07:49 Его не собьют с пути надуманные аргументы, и ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью осознаёт, что Кришна – это извечный Господь, и ничто не может поколебать его веру. Всё это помогает ему сосредоточить свой ум и разум на Верховной Личности Бога. Редко кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но преданный может подняться на эту ступень, следуя регулирующим принципам бхакти-йоги».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Не беспокой никого и сам будь спокоен
00:08:24 Стих 15:
यस्मान्नोद्विजते लोको लोकान्नोद्विजते च य: ।
हर्षामर्षभयोद्वेगैर्मुक्तो य: स च मे प्रिय: ॥ १५ ॥
yasmān nodvijate loko
lokān nodvijate ca yaḥ
harṣāmarṣa-bhayodvegair
mukto yaḥ sa ca me priyaḥ
«Тот, кто никого не беспокоит и сам ничем не обеспокоен, кто одинаково относится и к радости, и к горю, кто не ведает страха и тревог, такой преданный очень дорог Мне».
00:08:41 Комментарий: «Здесь перечислены ещё несколько качеств, которыми обладают преданные. Такой человек никогда не ставит других в трудное положение и никогда не станет для них источником тревог, страха или неудовлетворенности. Желая добра каждому живому существу, преданный не станет причинять другим беспокойство. Вместе с тем, если его тревожат другие, он продолжает оставаться спокойным и невозмутимым. Он научился самообладанию в трудных ситуациях по милости Господа, поэтому преданный всегда погружен в сознание Кришны и занят преданным служением. Внешние обстоятельства не вызывают у него беспокойств. В материальном мире люди обычно радуются тому, что доставляет им удовольствие, но видя, как другие испытывают удовольствия, которых у них нет, они огорчаются и страдают от зависти. Опасаясь мести своих врагов, они пребывают в постоянном страхе, а терпя неудачи, впадают в уныние. Преданный, который трансцендентен к этим беспокойствам, очень дорог Господу Кришне».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.
00:09:56 Стих 16:
अनपेक्ष: शुचिर्दक्ष उदासीनो गतव्यथ: ।
सर्वारम्भपरित्यागी यो मद्भक्त: स मे प्रिय: ॥ १६ ॥
anapekṣaḥ śucir dakṣa
udāsīno gata-vyathaḥ
sarvārambha-parityāgī
yo mad-bhaktaḥ sa me priyaḥ
«Преданный, отстраненный от внешнего мира, чистый, умелый, не знающий забот и тревог и не стремящийся чего-то достичь, необыкновенно дорог Мне».
00:10:10 Комментарий: «Преданный может принимать деньги от других, но он не должен прилагать больших усилий, чтобы получить их. Если деньги приходят к нему сами собой по милости Господа, он остается спокоен и доволен. По меньшей мере два раза в день он совершает омовение и встаёт до восхода солнца, чтобы служить Господу. Благодаря этому он всегда остается чистым как внутри, так и снаружи. Преданный сведущ во всём, ибо знает суть всех видов деятельности и верит словам священных писаний. Он никогда не встаёт на чью-либо сторону в споре и потому не ведает тревог. Чистый преданный никогда не хочет того, что противоречит принципам преданного служения. К примеру, строительство большого дома требует многих затрат. И преданный не будет этого делать, если такое строительство неблагоприятно для его служения. Он может построить храм для Господа и взять на себя связанные с этим заботы, но не станет строить огромный дом для себя лично».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.
Результат преданного служения
00:11:24 Стих 17:
यो न हृष्यति न द्वेष्टि न शोचति न काङ्क्षति ।
शुभाशुभपरित्यागी भक्तिमान्य: स मे प्रिय: ॥ १७ ॥
yo na hṛṣyati na dveṣṭi
na śocati na kāṅkṣati
śubhāśubha-parityāgī
bhaktimān yaḥ sa me priyaḥ
«Тот, кто не ликует от счастья и не страдает от горя, кто ни о чем не скорбит и ничего не желает, кто отрекается как от хорошего, так и от дурного, такой преданный очень дорог Мне».
00:11:41 Комментарий: «Чистый преданный никогда не радуется материальным приобретениям и не горюет о потерях. Он не стремится иметь много учеников и не сокрушается, что у него их нет. Потеряв то, что ему дорого, преданный не скорбит о потере и не впадает в уныние, когда не может получить то, что он желает. Ради удовлетворения Верховного Господа он готов пойти на любой риск. Ничто не может помешать ему заниматься преданным служением. Такой преданный очень дорог Господу Кришне».
00:12:17 Стихи 18–19:
सम: शत्रौ च मित्रे च तथा मानापमानयो: ।
शीतोष्णसुखदु:खेषु सम: सङ्गविवर्जित: ॥ १८ ॥
तुल्यनिन्दास्तुतिर्मौनी सन्तुष्टो येन केनचित् ।
अनिकेत: स्थिरमतिर्भक्तिमान्मे प्रियो नर: ॥ १९ ॥
samaḥ śatrau ca mitre ca
tathā mānāpamānayoḥ
śītoṣṇa-sukha-duḥkheṣu
samaḥ saṅga-vivarjitaḥ
tulya-nindā-stutir maunī
santuṣṭo yena kenacit
aniketaḥ sthira-matir
bhaktimān me priyo naraḥ
«Тот, кто равно относится к друзьям и врагам, кто одинаково встречает почет и бесчестие, жару и холод, счастье и горе, славу и позор, кто не оскверняет себя дурным общением, всегда молчалив и удовлетворен, кто не беспокоится о жилище, кто обладает знанием и преданно служит Мне, того Я считаю своим самым дорогим преданным».
00:12:50 Комментарий: «Преданный всегда избегает дурного общения. Порой нас возносят, а порой бесчестят. Такова природа человеческого общества. Преданный же всегда трансцендентен к иллюзорной славе и позору, счастью и страданиям. Его терпение поистине беспредельно. Он не любит ни о чем говорить, кроме Кришны, поэтому его называют молчаливым. Это не означает, что человек должен перестать говорить вообще. Он не должен болтать о пустяках. Говорить нужно на жизненно важные темы, и для преданного такой темой является прославление Верховного Господа.
00:13:35 Преданный счастлив в любых обстоятельствах. Иногда ему предлагают вкусные блюда, иногда нет. Но он всегда остается удовлетворенным, он не заботится о крыше над головой. Порой он находит приют в скромном жилище, а порой живёт во дворце. Но он не привязан ни к тому, ни к другому. Его называют целеустремленным, ибо он тверд в своей решимости и знании. В описании качеств чистого преданного можно обнаружить некоторые повторения. Но их смысл – подчеркнуть, что преданный должен развивать в себе эти качества. Без этого он не сможет стать чистым преданным. Разумеется, он не прилагает особых усилий для развития этих качеств, они появляются у него естественным образом: как результат преданного служения Господу».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами к этим стихам.
Лучший метод духовного самоосознания
00:14:31 И последний стих главы 12. Стих 20:
ये तु धर्मामृतमिदं यथोक्तं पर्युपासते ।
श्रद्दधाना मत्परमा भक्तास्तेऽतीव मे प्रिया: ॥ २० ॥
ye tu dharmāmṛtam idaṁ
yathoktaṁ paryupāsate
śraddadhānā mat-paramā
bhaktās te ’tīva me priyāḥ
«Те, кто с непоколебимой верой идут вечным путем преданного служения, считая Меня высшей целью своей жизни, более всех дороги Мне».
00:14:48 Комментарий: «В данной главе Верховный Господь рассказал о формах трансцендентного служения, занимаясь которым, живое существо может прийти к Нему. Все виды преданного служения очень дороги Господу. И всех, кто так или иначе служит Ему, Он считает своими преданными. Отвечая на вопрос Арджуны о том, что лучше: стремиться к осознанию безличного Брахмана или служить непосредственно Верховной Личности, Господь ясно сказал, что преданное служение Верховной Личности Бога, безусловно, является лучшим методом духовного самоосознания. В этой главе было установлено, что, общаясь с преданными, человек развивает в себе привязанность к чистому преданному служению и обращается к истинному духовному учителю. Выполняя указания гуру, он начинает слушать и повторять святые имена и следовать регулирующим принципам. Развив в себе веру, привязанность и преданность Господу, он с течением времени поднимается на уровень трансцендентного преданного служения. В этой главе Господь призывает каждого встать на этот путь, поэтому преданное служение является совершенным методом духовного самоосознания, дающим живому существу возможность постичь Верховную Личность Бога.
00:16:10 Безличной концепцией Абсолютной Истины можно руководствоваться до тех пор, пока человек не начал путь духовного самоосознания. Иными словами, пока человек не вступил в общение с чистым преданным Господа, безличная концепция Абсолютной Истины может принести благо. Стремясь к познанию безличного аспекта Абсолюта, человек отказывается от результатов своего труда, занимается медитацией и пытается философски постичь разницу между духом от материей. Но если человеку посчастливится, и у него появится желание обрести сознание Бога, встав на путь чистого преданного служения, то ему не придется проходить весь многоступенчатый процесс духовного самоосознания. Преданное служение, как следует из „Бхагавад-гиты”, более соответствует природе живого существа. Преданному не нужно беспокоиться о средствах к существованию. Милостью Господа всё необходимое приходит к нему само собой».
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к главе 12 «Бхагавад-гиты», которая называется «Преданное служение».
00:17:12 Итак, сегодня мы с вами завершили чтение шести центральных глав «Бхагавад-гиты», которые условно называются «Бхакти-йога», главы с 7 по 12. И в заключительных стихах главы 12 мы узнали о качествах преданных, которые встали на путь бхакти. И мы видим, что эти возвышенные качества перечислены только в случае описания бхакти-йоги. Это ещё одно подтверждение совершенства бхакти, или преданного служения, по сравнению с другими системами духовного развития. Вот на этом мы закончим чтение. В следующий раз мы уже начнем читать главу 13, которая начинает серию заключительных шести глав, которые называются «Гьяна-йога». И это исключительно интересные главы, исключительно глубокие, в которых дается философский анализ понятия Абсолютной Истины. А сейчас я хочу на этом завершить и предложить вам присылать свои вопросы на наш сайт. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».
Ответы на вопросы
00:18:19 Ведущая: У нас есть вопрос.
Описание преданного, получается, очень „бесстрастным”: кто равно относится к друзьям и врагам, кто одинаково встречает почет и бесстрастие, холод и жару, счастье и горе, славу и позор... Пожалуйста, объясните это с духовной точки зрения.
00:18:41 Критский В.Г.: Спасибо. Да, действительно, в этой части «Бхагавад-гиты», в главе 12, Кришна даёт описание чистого преданного, который достиг совершенства, но всё же это не значит, что все чистые преданные совершенно одинаковы, подобно каким-то отполированным шарикам. Есть различные расы, то есть настроения преданности. И авторитеты говорят, что здесь, в главе 12, Кришна даёт описание чистого преданного в шанта-расе, то есть в нейтральных отношения с Господом. Или это ещё называется на санскрите гьяна-мишра-бхакти, то есть преданный, который пришел к чистому преданному служению через гьяну – знание, философию. И, действительно, с чисто философской точки зрения, первое, что должен понять, чему должен научиться человек, – он должен научиться непривязанности к материальному миру и к материальному общению, поскольку материальное общение затягивает человека и привязывает его к материальной жизни. Потому здесь во многих стихах Кришна подчеркивает вот эту шанту, то есть равнодушие человека к различным двойственностям материального мира.
00:20:12 Друзья и враги, почет и бесчестие, жара и холод, счастье и горе, слава и позор и так далее – это всё виды материальной двойственности, которые держат обусловленную душу в болоте материальной жизни. Что касается духовной жизни, то есть более сокровенные произведения, чем «Бхагавад-гита», которые описывают это. Я вам немножко говорил о, скажем, «Брихад-бхагаватамрите», которой пока нет на русском языке, она только на английском. А вот другое основное произведение – «Шримад-Бхагаватам» издана на русском языке. «Шримад-Бхагаватам» состоит из двенадцати песен (частей), девять с половиной уже переведены на русский язык, там рассказывается об играх Верховной Личности Бога и его взаимоотношениях с преданными.
00:21:15 И есть пять стадий взаимоотношений Господа с преданными. Так скажем, нулевая стадия – это шанта-раса, которую я упоминал, нейтральные отношения. Затем дасья-раса – отношение служения, сакьхя-раса – это дружеские отношения, ватсалья-раса – это родительские отношения, и, наконец, мадхурья-раса – любовные отношения. То есть подобно тому, как в материальном мире есть различные отношения между людьми: нейтральные отношения, отношения слуги и господина, дружеские отношения, отношения родительские и любовные отношения, точно так же всё это есть в духовном мире. Великий учитель нашей традиции Бхактивинода Тхакура говорил, что материальный мир есть искаженное отражение духовного мира. То есть в духовном мире есть, в принципе, те же самые отношения, что и в материальном, но в совершенной форме. Там нет вот этих гун материальной природы: благости, страсти и невежества, поскольку всё состоит из духовной энергии. Там нет вот этой материальной энергии, которая вносит вот этот нежелательный, так сказать, оттенок корысти, эгоизма. А основа ложного эго – отождествление себя со своим телом.
00:22:38 И на уровне духовной жизни есть вот эти пять рас. И там, разумеется, уже далеко не всё так бесстрастно и безразлично. Слава и позор, почет и бесчестие, жара и холод и так далее. Например, в песне 10 есть описание игр Господа Кришны во Вриндаване. Я советую нашим слушателям, которые интересуются этим вопросом, приобрести «Шримад-Бхагаватам. И самые интересные, самые сокровенные описания даются в песне 10, где рассказывается о детских играх Господа Кришны во Вриндаване. И это считается самой сокровенной частью духовного знания. Это то, что происходит в духовном мире. Господь Кришна сыграл этот спектакль здесь, у нас на Земле. Точно так же, как театр выезжает на гастроли летом. Его приглашают, например, в какой-то город, и там, на сцене, которую ему предоставили, он разыгрывает спектакль, который отрепетирован и сделан у себя дома. И подобно этому господь Кришна вместе с близкими преданными периодически является на Земле и разыгрывает вот эти спектакли, которые постоянно проходят в духовном мире. И поэтому мы можем судить о том, что происходит в духовном мире, по тем играм, которые совершает Господь здесь, в материальном. Вот так я могу ответить на этот интересный вопрос. Что-то ещё у нас есть, Наталья?
00:24:26 Ведущая: Да, я сейчас запустила проверку писем, новых пока не вижу.
Критский В.Г.: Ну, может быть, эта тема немножко сложная.
Ведущая: Возможно, да. Наши радиослушатели не очень активно сейчас пишут.
Критский В.Г.: К тому же праздник, 9 мая. Активность проявляется в другом.
Ведущая: Да. Вот вопрос пришел.
5000 лет назад в мире господствовала ведическая культура. Была ли в это время религия, и что она из себя представляла?
00:25:01 Критский В.Г.: Интересный вопрос. 5000 лет назад, это был конец Двапара-юги, было время, когда на Земле явился Господь Кришна. Действительно, практически во всём мире господствовала ведическая культура. И мы, кстати, видим очень много остатков ведической культуры. Во многих странах мира находят какие-то остатки городов того периода. Например, у нас в России на Урале найден город Аркаим, который построен по ведическим канонам. Где-то 6–7 тысяч лет назад он существовал. Ну, есть и другие свидетельства этому. И в то время не было такого разделения на религию и науку, которое существует сейчас. Это разделение появилось в мире несколько сотен лет назад. С бурным развитием научных открытий, где-то в 17–18 веке появилась вначале классическая физика, механика Ньютона, потом термодинамика появилась, оптика, и в конце концов в ХХ веке были сделаны новые фундаментальные открытия: квантовой теории, теории относительности. И вот как раз эти столетия характеризуются таким разделением современной культуры на религию и, скажем так, светскую культуру, которая в основном опирается на науку, научные представления. В ведические времена этого не было.
00:26:49 Было сословие брахманов. Как мы с вами помним из курса ведической культуры, были брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. И брахманы – это были духовные лидеры общества, которые отвечали за духовное просвещение людей. То есть Веды – это не просто религия. Как мы с вами говорили, Веда означает знание. И, соответственно, ведическая культура, ведическое знание – наиболее фундаментальное знание о мире, и оно касается самых разных сфер, как духовных, так и материальных. И, собственно, о единстве ведического знания я говорю в течение всего семинара. И такова, кстати, сама тематика нашего радио, радио «Аюрведа». Здесь у нас основные курсы по аюрведе, астрологии, психологии, это всё тоже разделы ведической культуры.
00:27:46 То есть вот эти, казалось бы, материальные аспекты знания, знание о здоровье или психологии, – это тоже разделы ведической культуры, за которые отвечают соответствующие писания. Их называют упа-веды, или дополнительные Веды. Помимо основных четырёх Вед, вы о них знаете, это «Риг-веда», «Сама-веда», «Атхарва-веда», «Яджур-веда», есть ещё пураны, 18 пуран. И в эти пураны входит «Шримад-Бхагаватам», самая совершенная пурана, «Бхагавата-пурана». И есть ещё упанишады. Вот это основные Веды, основные ведические произведения. К ним, к каждой Веде, прилагается ещё упа-веда. К одной из Вед прилагается, к примеру, аюрведа, к какой-то джйотиш, или астрология. То есть вот эти дополнительные разделы Вед играют очень большую роль в образовании человека, потому что они помогают человеку укрепить его веру. Разумеется, в Ведах очень много каких-то сложных трансцендентных вещей, например о явлении Господа Кришны на Земле и так далее. И в это всё невозможно проверить. Но такие разделы, как аюрведа или астрология, очень практичны, они касаются каких-то реальных наших вопросов, это легко проверить.
00:29:09 Я уже говорил о том, что много лет лечился у обычных врачей без особого успеха, но оказалось, что аюрведа позволяет человеку естественно поддержть своё здоровье, даже иногда без помощи врачей, просто зная какие-то принципы, как надо жить, вести правильный образ жизни. Ну, и вы наверняка знаете о многих достижениях в астрологии. Дайте хорошему астрологу вашу дату рождения, он вам расскажет о ваших качествах. То есть кто вы, какие у вас качества, какие способности, он это всё предскажет, даже не глядя на вас. Вот это всё – практическое подтверждение авторитетности ведического знания. И вот эти дополнительные Веды очень помогали пониманию, укреплению веры в людях, что действительно Веды – это авторитетное знание, идущее свыше, идущее от Высшего Разума, от Верховной Личности Бога. Таким образом, в ведической культуре не было этого разделения, а было единое знание – Веда, которая касалась и духовных, и материальных аспектов жизни. Вот так я могу ответить на вопрос.
00:30:25 Ведущая: У нас есть ещё вопрос от того же слушателя.
Когда была битва темных сил со светлыми, их нападение было проявлением воли Кришны? Или же проявлением воли Кришны было разрешение дать им напасть? Получается, что Кришна играет сам с собой?
00:30:44 Критский В.Г.: Да, интересный вопрос. Битва темных сил со светлыми описывается в ведической литературе, в пуранах. Там рассказывается о различных битвах между демонами и полубогами. Они происходят на вселенском уровне. И, собственно, здесь, на Земле, у нас тоже есть какие-то отголоски, когда какая-то более праведная сторона борется, скажем, за свою свободу, независимость с какими-то агрессорами. Вот сегодня как раз у нас День победы, когда удалось одержать победу над агрессорами, нацистами, которые пытались захватить весь мир. То же самое происходит и на вселенском уровне. Сейчас популярны фильмы о космических войнах. И на самом деле эти космические войны действительно происходят. По крайней мере, в пуранах рассказывается о сражениях между демонами и полубогами. И в песне 8 «Шримад-Бхагаватам» тоже рассказывается об этом.
00:31:53 Смысл в том, что в материальном мире рождаются в основном непреданные. То есть рождаются души, которые сознательно приняли решение покинуть духовный мир и забыть о Боге. И наиболее выдающиеся личности, талантливые, которые ведут за собой других, лидеры, они возглавляют эту борьбу и пытаются других людей, более чистых, более преданных, заставить забыть о Боге и жить только по законам материального мира, иными словами – по законам джунглей. Материальный мир – это место, где каждый живёт по законам джунглей, выживает сильнейший. Полубоги – это преданные Господа. Но они в основном живут на райских планетах – Сваргалоке. И они, естественно, пытаются восстановить во Вселенной порядок и справедливость. Но это удается не всегда. Почему? Потому что материальный мир так устроен, что здесь Господь даёт определённую свободу. И в том числе те души, которые заслужили по своей карме чего-то такого достичь, чего-то завоевать, властвовать, на какое-то время могут обрести власть и завоевать весь мир.
00:33:25 В «Шримад-Бхагаватам» есть знаменитая история про Прахладу Махараджа, у которого был отец Хираньякашипу, который завоевал почти всю Вселенную. То есть Господь периодически даёт демонам возможность на какое-то время захватить власть. Но затем, рано или поздно, полубоги восторжествуют. И иногда это происходит с помощью Господа. В данном случае Господь явился как Нрисимхадев, полулев-получеловек, чтобы убить вот этого великого демона Хираньякашипу, поскольку полубоги с ним справиться не могли. Он стал настолько могущественным, он получил такие благословения от Господа Брахмы, что его не могут убить ни человек, ни зверь, ни днем ни ночью, никаким оружием. То есть он хотел себе обеспечить бессмертие. И в конце концов он был сражен Господом в форме полульва-получеловека. То есть он был наполовину человек, наполовину зверь. Хираньякашипу выпросил себе благословение, сказав: «меня не убьет ни человек и ни зверь», а его убил и ни зверь, и ни человек – Господь Нрисимхадев. То есть Господь перехитрил этого демона и убил его, в то же время, не нарушив те обещания, которые дал ему Господь Брахма. Вот так действует Господь Кришна: с одной стороны, он восстанавливает справедливость, с другой – он делает это настолько тонким образом, что не нарушает обещания, которые дают его преданные. В данном случае демону Хираньякашипу были даны обещания, что его никто на Земле убить не сможет. А Господь явился из духовного мира, и он его убил. Вот, это известная история об одной из таких битв темных и светлых сил.
00:35:13 И 18 мая будет праздник явления Нрисимхадевы в нашем ведическом культурном центре на метро Динамо, я хочу всех пригласить, пользуясь случаем, что об этом зашла речь. 18 мая, то есть через неделю с небольшим, будет у нас праздноваться явление Господа Нрисимхадевы. И в Индии сохранились очень древние храмы Господа Нрисимхадевы, в горах, в том месте, где Он явился. Это очень интересный эзотерический момент, что в Индии сохранились определённые места, связанные с явлением Господа. Например, сохранился Вриндаван, где Кришна провел свои детские годы, хотя здания разрушились, сохранились отдельные какие-то кусочки стены, фундамент. С того самого периода, когда там жил Господь Кришна 5000 лет назад. То есть какие-то археологические, архитектурные, так сказать, свидетельства того времени. Вот так я могу ответить на этого вопрос.
00:36:29 Ведущая: Слушатель пишет: «Большое спасибо вам, Владимир Георгиевич, за удивительный ответ». На текущий момент я проверила почту, писем нет, вопросы отсутствуют. Спасибо Вам. До новых встреч на волнах «Аюрведа» радио, Владимир Георгиевич. С праздником ещё раз.
Критский В.Г.: Еще раз спасибо и до свидания.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 06 January 2023
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 24 March 2024