Самый надёжный путь в духовное царство

Аюрведа радио - 14 December 2007
Совершенный йог сам решает, когда оставить тело. Кто обитает на Луне? Главная цель изучения Вед. Почему так важно общение с преданными? Ответы на вопросы. Относятся ли описания периодов времени ухода только к йогам или же это касается всех людей? Считается ли изучение Вед по «Аюрведа» радио равноценным изучению Вед в кругу преданных? Что значит «шесть месяцев, когда Солнце находится на юге или на севере»?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:27:36 | качество: mp3 24kB/s 4 Mb | прослушано: 82 | скачано: 228 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:23 Ведущая: Здравствуйте, дорогие радиослушатели, я рада приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. Итак, мы начинаем наш прямой эфир, и сегодня Владимир Георгиевич Критский вместе с нами. «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» – так называется семинар, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии, ответы на те вопросы, которые вы зададите нам. Здравствуйте Владимир Георгиевич.

00:00:47 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья. Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем наш цикл «Обзор систем йоги по по „Бхагавад-гите”». Я напомню, что мы с вами изучаем главу 8, которая называется «Достижение Всевышнего», и остановились на стихе 23. Но, прежде чем читать этот стих, я хочу напомнить, что в прошлый раз я просил вас подумать над вопросом: насколько правдоподобным вам кажется описание духовной реальности высшей обители Господа Кришны, о которой говорилось в прошлой передаче. Эта тема очень эзотеричная, её невозможно проверить каким-то иным способом, и поэтому мне очень интересно услышать о ваших впечатлениях, о вашем внутреннем видении, об этом, я надеюсь, мы поговорим в конце.

Совершенный йог сам решает, когда оставить тело

00:01:48 А сейчас мы с вами продолжаем читать стих 23.
यत्र काले त्वनावृत्तिमावृत्तिं चैव योगिन: ।
प्रयाता यान्ति तं कालं वक्ष्यामि भरतर्षभ ॥ २३ ॥

yatra kāle tv anāvṛttim
āvṛttiṁ caiva yoginaḥ
prayātā yānti taṁ kālaṁ
vakṣyāmi bharatarṣabha

«О лучший из Бхарат, сейчас я расскажу тебе о тех периодах времени, когда йоги, уходящие из этого мира, либо возвращаются, либо не возвращаются обратно».

00:02:07 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Чистые преданные Верховного Господа, то есть души, безраздельно преданные Ему, не придают особого значения тому, когда и как они оставят материальное тело. Они полностью вручают себя Господу Кришне и потому легко и радостно возвращаются обратно домой, к Богу. Те же, кто не являются чистыми преданными и предпочитают иные методы самоосознания: карма-йогу, гьяна-йогу и хатха-йогу, должны оставить тело в надлежащее время, ибо от этого зависит, вернутся они в мир рождения и смерти или нет.

00:02:47 Йог, достигший совершенства, может сам выбрать время и условия, благоприятные для того, чтобы покинуть материальный мир. Менее опытный йог может достичь этой цели, только если он случайно оставит тело в надлежащее время. О таких периодах времени Господь Кришна рассказывает в следующем стихе».

00:03:09 Стих 24:
अग्न‍िर्ज्योतिरह: शुक्ल‍ः षण्मासा उत्तरायणम् ।
तत्र प्रयाता गच्छन्ति ब्रह्म ब्रह्मविदो जना: ॥ २४ ॥

agnir jyotir ahaḥ śuklaḥ
ṣaṇ-māsā uttarāyaṇam
tatra prayātā gacchanti
brahma brahma-vido janāḥ

«Те, кто познали Высший Брахман, достигают Всевышнего, оставляя тело во время влияния Бога огня, в светлое время суток, благоприятный момент, в течение двух недель прибывающей Луны и шести месяцев, когда Солнце находится на севере».

00:03:31 Комментарий: «Когда здесь упоминаются огонь, свет, день, Луна, то имеется в виду то, что ими управляют определённые божества, которые берут на себя заботу об уходящей душе. В момент смерти ум переносит живое существо в новую жизнь. Если человек случайно или намеренно оставляет тело в указанный период, он может достичь безличного сияния Брахмана, называемого брахмаджьоти. Йоги, достигшие совершенства, способны сами определить время и место своего ухода, тогда как другие лишены этой возможности. Если по воле случая им удастся оставить тело в благоприятный момент, то они уже не окажутся снова в круговороте рождения и смерти. В противном случае им, скорее всего, придется вернуться обратно. Но чистый преданный Господа, обладающий сознанием Кришны, никогда не возвращается в материальный мир, оставляет он тело в благоприятный или неблагоприятный момент, случайно или намеренно».

00:04:38 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Этот стих кажется немного сложным для восприятия, его можно пояснить таким образом. Существуют определённые периоды, наиболее благоприятные с астрологической точки зрения, когда определённые божества (огня, Луны и так далее) могут помочь душе вернуться в духовный мир и покинуть мир рождения и смерти. Об этом говорят многочисленные рассказы людей, которые пережили опыт выхода из тела, когда их встречали какие-то светящиеся существа и помогали им прийти в себя после шока смерти материального тела.

Кто обитает на Луне?

00:05:23 Стих 25:
धूमो रात्रिस्तथा कृष्ण: षण्मासा दक्षिणायनम् ।
तत्र चान्द्रमसं ज्योतिर्योगी प्राप्य निवर्तते ॥ २५ ॥

dhūmo rātris tathā kṛṣṇaḥ
ṣaṇ-māsā dakṣiṇāyanam
tatra cāndramasaṁ jyotir
yogī prāpya nivartate

«Йог-мистик, который оставляет этот мир в тумане, ночью, в течение двух недель убывающей Луны или шести месяцев, когда Солнце находится на юге, достигает планеты Луны, но затем снова возвращается на Землю».

00:05:43 Комментарий: «В третьей песне «Шримад-Бхагаватам» мудрец Капила Муни говорит, что люди, которые, находясь на Земле, совершают многочисленные жертвоприношения, после смерти отправляются на Луну, одну из райских планет нашей Вселенной. В течение тысяч лет по исчислению полубогов эти возвышенные души остаются на Луне и наслаждаются жизнью, вкушая божественный напиток сома-раса. С течением времени они вновь возвращаются на Землю. Это значит, что на Луне обитают высокоразвитые живые существа, которых нельзя воспринять грубыми материальными чувствами». Комментарий Бхактиведанты Свами.

00:06:29 Здесь возникает вопрос, связанный с современными космическими исследованиями, которые говорят, что на Луне, якобы, нет жизни. Это противоречие разрешается достаточно просто. Жизнь на Луне и сама планета Луна как одна из высших планет состоит из более тонких материальных элементов, чем те, из которых состоят тела на Земле и которые недоступны нашему восприятию. Например, мы не видим таких тонких элементов, как воздух, эфир, ум и так далее, но тем не менее они реально существуют и являются объектом серьезных исследований, скажем, в парапсихологии. Я замечу, что многие крупнейшие ученые мира занимались этим, в частности Дмитрий Иванович Менделеев, Пьер [Мари Жолио] Кюри, об этом рассказывается в книге «Деволюция человека» Майкла Кремо. Это не афишируется современной наукой по вполне понятным причинам несоответствия официальной научной точке зрения. И точно так же: приборы, которые были посланы учеными на Луну, не могли зарегистрировать там жизнь, которая находится в более тонких формах, чем на Земле. Мы должны помнить, что в материальном мире нам доступна лишь часть реальности материальной Вселенной.

Главная цель изучения Вед

00:07:56 Стих 26.
श‍ुक्ल‍कृष्णे गती ह्येते जगत: शाश्वते मते ।
एकया यात्यनावृत्तिमन्ययावर्तते पुन: ॥ २६ ॥

śukla-kṛṣṇe gatī hy ete
jagataḥ śāśvate mate
ekayā yāty anāvṛttim
anyayāvartate punaḥ

«Согласно Ведам, существуют два пути ухода из этого мира: один – при свете и другой – во тьме. Тот, кто уходит при свете, уже никогда не возвращается назад, тот же, кто уходит во тьме, снова возвращается обратно».

Есть в этом стихе очень интересная аллегория: слова «при свете». Это имеет как прямой, так и переносный смысл, то есть прямой смысл – это свет дня, а переносный смысл – это свет знания. Очень часто священные писания имеют скрытый, эзотерический, смысл. Комментарий Бхактиведанты Свами: «Аналогичное описание ухода живого существа и его возвращения в материальный мир приводится в «Чхандогья-упанишад» (5.10.3–5). Те, кто с незапамятных времен занимаются материальной деятельностью и проводят философские изыскания, беспрестанно меняют материальные тела. В сущности, они не смогут окончательно освободиться из материального плена до тех пор, пока не займутся преданным служением Верховному Господу».

00:09:14 Стих 27.
नैते सृती पार्थ जानन्योगी मुह्यति कश्चन ।
तस्मात्सर्वेषु कालेषु योगयुक्तो भवार्जुन ॥ २७ ॥

naite sṛtī pārtha jānan
yogī muhyati kaścana
tasmāt sarveṣu kāleṣu
yoga-yukto bhavārjuna

«Хотя преданные Господа знают об этих двух путях, о Арджуна, они никогда не бывают сбиты с толку, а поэтому всегда будь тверд в преданности Господу».

Комментарий: «Здесь Кришна советует Арджуне не слишком беспокоиться о различных путях, по которым душа уходит из материального мира. Для преданного Господа нет нужды волноваться о том, случайно или намеренно он оставит материальное тело, преданный всегда должен находиться в сознании Кришны и повторять мантру „Харе Кришна” либо вслух, либо даже про себя. Ему следует знать, что стремление воспользоваться одним из этих путей повлечет за собой немало трудностей. Чтобы всегда оставаться в сознании Кришны, лучше всегда постоянно заниматься служением Господу, это верный, прямой и самый надежный путь в Духовное Царство.»

00:10:15 И наконец последний стих главы 8, в нём подводятся итоги. Стих 28:
वेदेषु यज्ञेषु तप:सु चैव
दानेषु यत्पुण्यफलं प्रदिष्टम् ।
अत्येति तत्सर्वमिदं विदित्वा
योगी परं स्थानमुपैति चाद्यम् ॥ २८ ॥

vedeṣu yajñeṣu tapaḥsu caiva
dāneṣu yat puṇya-phalaṁ pradiṣṭam
atyeti tat sarvam idaṁ viditvā
yogī paraṁ sthānam upaiti cādyam

«Человек, ставший на путь преданного служения, не лишается результатов, достигаемых изучением Вед, совершением аскез и жертвоприношений, раздачей милостыни, философскими поисками и материальной деятельностью. Занимаясь лишь только преданным служением Господу, он получает результаты всех этих действий и в конце жизни достигает высшей вечной обители».
Комментарий Бхактиведанты Свами: «В этом стихе подводится итог всему сказанному в главах 7 и 8, которые описывают метод Cознания Кришны и процесс преданного служения Господу. Преданный должен изучать Веды под руководством духовного учителя и, живя под его опекой, совершать множество аскез и принимать обеты. Ученик должен жить в доме духовного учителя как простой слуга. Под руководством духовного учителя ученик изучает Веды до 20 лет и благодаря этому постепенно совершенствует свой характер. Целью изучения Вед является не воспитание праздных философов, но формирование определённых качеств характера. После того как ученик получил такую подготовку, он мог жениться и стать домохозяином. Домохозяин должен совершать множество жертвоприношений, чтобы продвигаться по пути духовного развития. Он должен раздавать милостыню, учитывая время, место и положение человека, который её принимает. Затем, оставив семейный очаг и приняв ванапрастху, он должен совершать аскезы, живя в лесу, следуя принципам ученичества, семейной жизни, ванапрастхи и, наконец, санньясы. То есть в системе варнашрамы человек достигает совершенства жизни, и затем он может отправиться на райские планеты, а поднявшись на более высокую ступень духовного развития, полностью освободиться из материального плена и достичь безличного сияния брахмаджьоти или же планет Вайкунтхи или даже Голоки Вриндавана. Такой путь указывается в Ведах.»

Почему так важно общение с преданными?

00:12:42 Сознание Кришны прекрасно тем, что, занимаясь преданным служением, человек сразу поднимается над всеми укладами жизни, предписанными обрядами и ритуалами. Чтоб постичь смысл наставлений, которые Кришна даёт в этих главах «Бхагавад-гиты», необходимо слушать их в обществе преданных. В главах с 7 по 12 изложена самая суть этой великой книги. Когда после упорных поисков человек находит преданного Господа и вступает в общение с ним, он начинает по-настоящему постигать смысл «Бхагавад-гиты». В общении с таким преданным человек духовно совершенствуется и занимается преданным служением, которое рассеивает все его заблуждения относительно Господа Кришны, его деяний, формы, игр и так далее. И тогда изучение «Бхагавад-гиты» доставляет ему огромное удовольствие, и человек достигает уровня, на котором он всегда находится в Сознании Кришны. Поднявшись на ещё более высокую ступень, он погружается в океан любви к Богу. Достигнув высшего совершенства жизни, человек переносится в обитель Господа Кришны на духовном небе, где обретает вечное счастье». Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к главе 8 «Бхагавад-гиты», которая называется «Достижение Всевышнего».

00:14:12 А в заключение хочу ещё раз прочитать последний стих: очень красивый, яркий: «Человек, ставший на путь преданного служения, не лишается результатов, достигаемых изучением Вед, совершением аскез и жертвоприношений, раздачей милостыни, философскими поисками и материальной деятельностью. Занимаясь лишь только преданным служением Господу, он получает результаты всех этих действий и в конце жизни достигает высшей вечной обители». На этом я хочу закончить чтение главы 8, в следующий раз мы начнем главу 9, которая называется «Самое сокровенное знание». И с каждой главой в «Бхагавад-гите» разворачивается сюжет, подобный детективному роману, – становится всё более и более интересно. Я хочу напомнить, что в прошлый раз просил вас ответить на вопрос: насколько вам кажется реальным описание духовного мира, которое приводилось в главе 8, о нём мы читали в прошлый раз. И если у вас есть какие-то свои вопросы, пожалуйста, присылайте их нам на сайт, звоните по телефону. В эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагават-гите”».

Ответы на вопросы

00:15:35 Ведущая: Вопрос первый. Относятся ли описания периодов времени ухода только к йогам? Или же это касается всех людей?
Критский В.Г.: Вопрос по теме. Здесь в стихах Кришна говорит, что это описание относится к йогам, то есть тем, кто посвятил свою жизнь занятиям мистической йоги. Вот передо мной стих 23: «Сейчас я расскажу тебе о тех периодах времени, когда йоги, уходящие из этого мира, либо возвращаются, либо не возвращаются обратно». И в стихе 24 Кришна говорит: «Те, кто познали Высший Брахман, достигают Всевышнего […], оставляя тело». И, наконец, в стихе 25 Кришна говорит: «Йог-мистик, который оставляет этот мир в тумане, ночью, в течении двух недель убывающей Луны […]»: все вот эти благоприятные и неблагоприятные моменты относятся только к йогам. Таков ответ.

00:16:35 Ведущая: Я прочитаю второй вопрос. «Профессор богословия Осипов в своих лекциях на телеканале «Союз» высмеивает как проявление безнравственности рассказ о жёнах Кришны, что ему следовало бы ответить?» – пишет нам Светлана.
Критский В.Г.: Да, Светлана задала вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз. Кришна, Верховная Личность Бога, и игры Кришны, которые происходили, когда Он находился на Земле, являются загадкой для всех людей, по крайней мере для всех простых людей, но в данном случае даже для профессора богословия, потому что Кришна не обязан действовать в соответствии с привычными нормами морали. В книге «Источник вечного наслаждения» (сейчас в новой редакции она вышла под названием «Кришна – Верховная Личность Бога») рассказывается о том, что, когда Кришна жил на Земле, Он совершал множество удивительных деяний, которые абсолютно не соответствуют обычным человеческим представлениям. Хотя в общем-то они были, казалось, невинной шалостью (Он воровал масло, йогурт у пастушек, Он воровал у молодых девушек одежды, когда они купались), это всё, в принципе, можно было бы ожидать и от обычного повесы, проказника, но смысл, как нам объясняют духовные учителя, ачарьи, в том, что Кришна хочет показать всем людям насколько удивительны, насколько необычны игры Господа в духовном мире. Что это не просто некая стандартная церемония: все постоянно поют Господу молитвы, возносят ему хвалу и так далее. В том-то и дело, что на высшей духовной планете, Голоке Вриндавана, происходят самые удивительные, уникальные игры, которые иногда даже трудно представить себе нам здесь, на Земле.

00:18:48 И в том числе вот эта его лила, когда Он приехал в Двараку и построил там этот город на острове и женился на 16 108 царевнах, конечно, кажется фантастикой для современных людей. Есть там, на востоке, какие-то шахи, падишахи, у которых есть гаремы, и там сотни жен, может быть, даже тысячи, но Кришна их всех, естественно, превзошел. 16 108 – такого ещё ни у кого не было, и с материальной точки зрения это не только безнравственно, это просто, я бы сказал, выходит за все рамки. Но то-то и оно, что к Кришне не применимы обычные понятия нравственности. Кришна, с одной стороны, вроде бы был обычным человеком, имел человеческую форму, с другой стороны – Он своими играми показал, что Он не человек, что Он является Верховной Личностью Бога. То есть игры Кришны очень многоплановы, и вот эти Его игры с гопи, пастушками Вриндавана, игры с жёнами Двараки относятся к так называемой высшей любовной расе, которая называется мадхурья-раса. Это самые сокровенные взаимоотношения Господа в духовном мире, у Него есть отношения более обыденные, есть отношения по отношению к родителям, отношение послушного сына, иногда непослушного сына, это братские отношения, по отношению к друзьям-пастушкам, это отношения господина и слуги, когда Он принимает служение от каких-то своих преданных, но вот эти самые уникальные, сокровенные, это так называемые любовные отношения, это, как я уже сказал, с пастушками Вриндавана и с царицами Двараки, которых насчитывалось 16 108. Вот таков ответ на данный вопрос Светланы.

00:20:53 Ведущая: Я прочитаю ещё вопросы, которые нам задали.
Считается ли изучение Вед по «Аюрведа» радио равноценным изучению Вед в кругу преданных?
Критский В.Г.: Да, разумеется, сейчас, в данную эпоху, кали-югу, когда духовный прогресс наиболее сложен, по милости Господа появляются такие необычные средства массовой информации, как радио, телевидение, в том числе интернет. Путь духовной жизни был сложен всегда. Скажем, если вы помните, мы говорили о том, что в сатья-югу йоги медитировали в течение тысяч лет, тогда жизнь человека длилась много тысяч лет, и процесс мистической йоги продолжался несколько тысяч лет. То есть это можно себе представить, какая вообще аскеза и какое должно быть отречение у человека. Более простые, более естественные пути были в позднейшие эпохи: двапара-югу, трета-югу, – храмовое служение, метод жертвоприношений. Сейчас, в кали-югу, наиболее доступный метод духовной практики – это метод воспевания имен Бога, слушанье о Боге, это метод бхакти-йоги. И Господь дает такие необычные, такие уникальные способы представления духовного знания для тысяч людей: радио, телевидение и так далее. То есть это вполне нормальный, авторитетный способ, конечно, он менее, так сказать, сокровенный, он не допускает какое-то личное общение между слушателем и говорящим, поэтому если человек серьезно заинтересовался бхакти, он не должен ограничиваться слушаньем каких-то лекций по радио и должен прийти в какой-то культурный центр или в храм и уже общаться с преданными в более личной атмосфере. Вот такой ответ.

Что значит «шесть месяцев, когда Солнце находится на юге или на севере»?

00:23:26 Это уже технический, астрономический вопрос. Солнце в течение полугода движется в северном полушарии и в течение полугода движется в южном полушарии, и, насколько я помню по курсу астрономии, как раз летом Солнце находится в северном полушарии, а в зимнее время – в южном. То есть в соответствии с этим описанием именно светлое время дня и, соответственно, летний период более благоприятны для оставления тела йогам-мистикам. Но, как Кришна говорит в «Бхагавад-гите», все эти технические моменты не существенны для преданных Господа. Поскольку бхакти-йога является высшей системой йоги, которая во много раз превосходит эффективность других систем йоги, для преданных все эти моменты не существенны и они могут об этом совершенно не беспокоиться. Об этом Кришна говорит во многих стихах «Бхагавад-гиты», и мы сегодня с вами читали заключительный стих 28 главы 8, где Кришна говорит о том, что, просто занимаясь преданным служением, человек получает результаты всех видов благочестивой деятельности: изучения Вед, совершения жертвоприношения, аскез, то есть всё это в том числе подразумевает и метод хатха-йоги. Таков ответ на данный вопрос.

00:25:01 Ведущая: Спасибо большое за ответы. У меня есть одно письмо, оно очень длинное и приходило несколько дней назад. Слушатель поблагодарил вас за ответ в прошлой передаче, он задавал вопрос о том, почему не снится нам ночью Бог, так как даже днем практикуем. И вот, он написал, что после передачи через несколько дней он сел и усилием воли заставил себя более серьезно думать о Верховной Личности Бога. Он почитал «Источник вечного наслаждения», он воспевал святые имена в кругу семьи и попросил Господа присниться ему. И, что интересно, Господь приснился: и ему, и его супруге ночью. Сны были просто нектарные, он пишет, что утром они поделились впечатлениями, они были просто в восторге.

00:26:00 Критский В.Г.: Очень интересный опыт, я не случайно прошу наших радиослушателей, чтобы они не стеснялись и писали нам на радио о своих каких-то впечатлениях, потому что путь духовной жизни достаточно сложен. И это не стандартный путь каких-то формальных обрядов и ритуалов, это путь развития наших внутренних качеств, качеств нашей души. По сути, это путь любви, потому что любовь к Богу является высшей любовью по отношению к обычной, мирской, любви, которую мы видим по телевидению, в рекламах и так далее. Это вечная любовь, потому что материальная любовь мужчины и женщины она рано или поздно кончается, надоедает, а иногда даже бывшие возлюбленные, супруги становятся врагами. Путь любви к Богу – это развитие наших вечных отношений с нашим Вечным Отцом, другом, доброжелателем и так далее. Вот так я могу ответить.
Ведущая: Спасибо большое, что были с нами и ответили на вопросы радиослушателей. С нетерпением будем ждать вас, Владимир Георгиевич, на следующей неделе в пятницу в 15.00 по московскому времени. Спасибо ещё раз, до новых встреч.
Критский В.Г.: Спасибо вам, до свидания!

транскрибирование: Игорь Витюгин | 06 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 29 May 2022