Глава 18 стихи 40-50

Аюрведа радио - 16 January 2009
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:35:34 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 70 | скачано: 187 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Прекрасный мир на Аюрведа радио.
[Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели! Ну, вот и замечательно, мы с вами в прямом эфире. И сегодня мы поговорим, конечно, вы прекрасно знаете, о чём мы сегодня будем говорить и кто у нас будет в эфире. Вы наши любимые постоянные слушатели всегда-всегда приходите вовремя и слушаете самое удивительное и только на Аюрведа радио. Критский Владимир Георгиевич. Семинар «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии, так что пожалуйста, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы в чат по скайпу и на наш почтовый адрес: aurvedaradio@mail.ru. Ждём их во время прямого эфира, а также в любое время, когда у вас они появятся. Ну что, будем начинать? Здравствуйте, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая]: Рада вас слышать!

00:01:03 [Критский В.Г.]: Итак, дорогие друзья, мы в прошлый раз продолжали изучение последней, 18 главы Бхагават-гиты «Совершенство отречения», которая обобщает всё знание Бхагават-гиты на более высоком уровне. Мы с вами закончили на 40-м стихе: «Нигде в этом мире: ни здесь на земле, ни на планетах полубогов нет ни одного живого существа, которое не испытывало бы на себе влияние трёх гун материальной природы». И, таким образом, в первой половине 18 главы Господь Кришна даёт уникальную классификацию главных аспектов материальной жизни по трём уровням бытия: благости, страсти и невежеству. Как мы уже говорили, эта уникальная классификация позволяет человеку разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Господь Кришна продолжает эту тему в применении к человеческому обществу. Стих 41: «Браманы, кшатрии, вайшьи и шудры характеризуются качествами порождёнными их собственной природой, в соответствии с тремя материальными гунами, о покоритель врагов». Итак, Господь Кришна пришёл к социальной системе традиций, которая называется, как вы знаете, варна ашрама дхарма и она тесно связана с пройденной темой. Разумеется, в настоящее время система варна ашрама сильно деградировала даже в Индии. Она выродилась в так называемую кастовую систему, когда человек попадает в тот или иной класс общества не по своим качествам, а по рождению, что противоречит ведическим принципам, о чём будет говориться в данных стихах.

00:02:53 Стих 42: «Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, правдивость, знание, мудрость и религиозность – таковы качества, присущие деятельности брахманов». Господь Кришна начинает описание ведической системы варна ашрама с брахманов, то есть интеллектуального класса общества. Это наиболее возвышенный класс в духовном отношении, к нему относятся не только интеллектуалы, люди умственного труда, но и священнослужители. Это класс общества, обеспечивающего его духовные потребности. Брахманы должны находится под преобладающим влиянием гуны благости – наиболее чистой гуны материального мира. Это духовные лидеры общества, которые обеспечивают его духовное продвижение. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил, что в современном обществе практически отсутствует класс брахманов.

00:03:56 Стих 43: «Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство и умение руководить – таковы качества, присущие деятельности кшатриев». Кшатрии – это руководители общества, администраторы. Они обладают достаточно возвышенными качествами – это страсть с примесью гуны благости. Естественно, что от них многое зависит, поскольку эти два класса являются лидерами общества, соответственно, духовными и административными. Как мы говорили в цикле «Основы ведической культуры», эти классы в любом человеческом обществе под разными названиями, в том числе и современном западном. И далее несколько стихов Бхактиведанты Свами без комментариев. Стих 44: «Земледелие, защита коров, торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр – это физический труд и служение другим варнам».

00:05:07 Стих 45: «Занимаясь деятельностью, соответствующей природе, каждый человек может достичь в жизни совершенства, и сейчас я расскажу тебе, каким образом это возможно». Как легко догадаться вайшьи – это экономический класс, современные бизнесмены, новые русские и так далее, а шудры – это, современным языком выражаясь, рабочие люди, рабочий класс. Стих 46: «Поклоняясь всепроникающему Господу, источнику всех живых существ, и выполняя свои предписанные обязанности, человек достигает совершенства». Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Как было сказано в 15 главе, живые существа – это определённые частицы Верховного Господа, поэтому Господь является источником всех живых существ, что подтверждает данная сутра: [джан матья стьятаха]. Абсолютная истина – источник всего сущего. Таким образом, Верховный Господь даёт начало каждому существу. В 7 главе Бхагават-гиты говорилось, что своими двумя энергиями – внешней и внутренней Верховный Господь пронизывает всё сущее, поэтому ему следует поклоняться вместе с его энергиями. Преданные Господа, вайшнавы, обычно поклоняются ему и его внутренней энергии. Внешняя энергия всевышнего является искажённым его внутренней энергии.

00:06:47 Внешняя или материальная энергия – это фон, тогда как Верховный Господь и его экспансии являются всепроникающей сверхдушой всех полубогов, всех людей, всех животных, поэтому, являясь частицой Верховного Господа, человек обязан служить ему, как предписывает данный стих. Это немножко сложный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Смысл в том, что внешняя материальная энергия Господа проявлена для нас, мы её видим, но мы не видим внутреннюю, духовную энергию, которая в форме сверхдуши пронизывает всё сущее и контролирует всё происходящее в материальном мире. И продолжим читать дальше комментарий: «Каждый из нас занимается той или иной деятельностью по указанию Господа Кришны. Хришекеша – повелитель чувств – это одно из имён Господа Кришны. Мы должны поклоняться Верховной личности Бога – Кришне, предлагая ему результаты своего труда. Тот, кто мыслит подобным образом, по милости Господа может познать всё сущее. В этом заключается совершенство жизни. Верховный Господь сам заботится о том, чтобы такой преданный освободился от материального плена и достиг высшего совершенства в жизни». Это был комментарий Бхактиведанты Свами к 46 стиху.

00:08:12 47 стих: «Лучше исполнять свои предписанные обязанности даже несовершенным образом, чем исполнять чужие обязанности даже совершенно». Выполнение предписанных обязанностей, соответствующих своей природе, не влечёт греховных реакций. И далее в уникальном комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады закладывает как бы, обьясняет основу гармонии общества. [неразборчиво] «Обязанности, предписанные представителям различных слоев общества перечислены в Бхагават-гите. Как было сказано в предыдущих стихах, обязанности брахманов, кшатриев, вайш, шудр определяются в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых они находятся. Человек никогда не должен выполнять чужие обязанности. Тот, кто по природе склонен к деятельности, которой занимаются шудры, не должен объявлять себя брахманом, даже если он родился в семье брахманов. Каждый должен заниматься деятельностью, соответствующей его природе. Все занятия хороши, если связаны со служением всевышнему Господу. Брахманы, безусловно, занимаются деятельностью в гуне благости, однако если человек от природы находится под влиянием других гун, он не должен подражая брахманам брать на себя их обязанности». Итак, смысл вот этого важного комментария таков, что брахман – это человек, обладающий качествами брахмана, а не тот, кто искусственно объявляет себя брахманом на том основании, что он родился в семье брахманов.

00:09:58 Это очень важно – понимание сути ведической традиции и о чём говорит Кришна в Бхагават-гите. И дальше мы продолжим читать комментарий: «Кшатрии, которые выполняют управленческие функции и совершают неблагоприятные поступки – применяют насилие, убивают своих врагов, подчас лгать по политическим мотивам. Насилие и лицемерие необходимо в политике, но кшатрий не должен из-за этого отказываться от выполнения своего долга и брать на себя обязанности брахманов. Своей деятельностью человек должен стараться удовлетворить Верховную личность Бога. К примеру, Арджуна, который был кшатрием, колебался, не решаясь вступить в сражение с противником. Но если нам приходится сражаться ради Кришны, Верховной личности Бога, мы не должны бояться, что это приведёт нас к деградации. Тому, кто занимается коммерцией [неразборчиво] получить прибыль, в противном случае он понесёт убытки. Иногда коммерсант говорит покупателям [неразборчиво] прибыль, но, как известно, без прибыли бизнесмен не сможет продолжать свой бизнес, поэтому, слыша от него такие слова, мы должны понимать, что он нас просто обманывает.

00:11:22 Однако сам коммерсант не должен думать, что если в его деле невозможно обойтись без лжи, то он должен бросить торговлю и заниматься тем, чем занимаются брахманы. Это противоречит указаниям писаний. Если человек будь он кшатрий, вайшья или шудра, выполняя свои обязанности, служит Верховной личности Бога, то его социальное положение перестаёт иметь значение. Даже брахманам, совершающим различные виды жертвоприношений, иногда приходится убивать животных, чтобы принести их в жертву. Точно также, если кшатрий, выполняя свой долг, убивает врага, то его действия не являются греховными. Обо всё этом было ясно рассказано в третьей главе Бхагават-гите. Человек должен посвящать свою деятельность Вишну – Верховной личности Бога. Всё, что он делает ради удовлетворения собственных чувств – лишь ещё больше порабощает его, поэтому каждый из нас должен заниматься деятельностью в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых он находится, преследуя единственную цель – служить миссии Верховной личности Бога». Это мы с вами прочитали комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к [неразборчиво] стиху [неразборчиво] подобно тому, как огонь [неразборчиво] поэтому о сын Кхунти, человек не должен отказываться от выполнения предписанных ему обязанностей, даже если в его действиях полно изъянов.

00:13:01 Комментарий: «Все действия обусловленного живого существа осквернены влиянием гун материальной природы. Даже брахманам приходится совершать жертвоприношения, связанные с убийством животных. Точно также кшатрий, каким бы благочестивым ни был, вынужден иногда убивать врагов. Аналогично коммерсант, даже самый честный, иногда должен скрывать свои доходы или заниматься махинациями на чёрном рынке. Этого избежать невозможно. Шудра, который служит плохому хозяину, тем не менее, должен исполнять его приказ, несмотря на издержки, человек должен выполнять предписанные ему обязанности, ибо это соответствует его природе. Здесь приводится замечательный пример. Хотя огонь сам по себе чист, он покрыт клубами дыма, однако дым не может осквернить огня. Даже покрытый дымом, огонь остаётся самым чистым из всех материальный элементов. Кшатрий, отказывающийся от выполнения своего долга, не может быть уверен, что выполняя обязанности брахмана он не будет совершать ничего дурного. Отсюда следует, что в материальном мире нет существа полностью свободного от материальных загрязнений. В этом смысле пример с огнём и дымом становится весьма показательным.

00:14:28 Когда зимой мы вынимаем из огня горящие угли, то дым раздражает нам глаза, но это не значит, что мы не должны пользоваться огнём. Точно также мы не можем отказываться от выполнения своих обязанностей только потому, что это сопряжено с какими-то неприятностями. Напротив: мы должны с решимостью оказать служение Всевышнему Господу и выполнять свои обязанности. Вот что такое истинное совершенство. Когда человек выполняет свои обязанности ради удовлетворения Всевышнего Господа, то его деятельность освобождается ото всех греховных реакций. Когда благодаря преданному служению результаты нашего труда очищаются от материальной скверны, мы сможем увидеть свою истинную сущность и достичь самоосознания». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 48 стиху.

00:15:22 Стих 49: «Тот, кто обуздал чувства и освободился от привязанностей и стремлений к материальным удовольствий, может, ведя жизнь в отречении, достичь высшей ступени совершенства и избавиться от всех греховных реакций. Здесь Господь Кришна начинает новую тему, если предыдущий раздел называется условно «карма йога», то с этого стиха Господь Кришна переходит к более высокому уровню духовной лестницы гьяна йоги. Если карма йога характеризуется добросовестным исполнением своего долга, своих обязанностей, то гьяна йога требует помимо этого ещё отречения от материальных привязанностей и, в идеале, от материальной жизни в целом, как говорится в данном стихе. Обратите внимание, как Бхактиведанта Свами Прабхупада своим комментарием разъясняет нам и делает доступным этот высокий уровень. Итак. Комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху: «Достичь истинного самоосознания и самоотречения – значит всегда быть готовым, что мы являемся частицами Верховного Господа и потому не имеем права наслаждаться результатами своего труда. Поскольку мы частицы Всевышнего, то плоды нашей деятельности принадлежат ему и никому другому – в этом настоящее Cознание Кришны. Человек, действующий в сознании Кришны, – истинный саньяси, ведущий жизнь в отречении.

00:17:05 Действуя в подобном умонастроении, он достигает удовлетворения, ибо действует ради удовлетворения Верховного Господа. Такой человек не привязан ни к чему материальному. Он не ищет других удовольствий, кроме трансцендентного блаженства, которое испытывает в процессе служения Господу. Считается, что саньяси освобождается от своей прошлой деятельности, однако тот, кто действует в сознании Кришны, естественным образом достигает того же самого даже не давая обета отречения. Такое состояние ума называется совершенством йоги». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады и здесь только стоит добавить, что Господь Кришна говорит такую фразу, которую нужно разъяснить: «Мы не имеем права наслаждаться результатами своего труда». Это немного сложно понять для обычного современного человека. Как это возможно, что мы не имеем права наслаждаться результатами своего труда? Разумеется, награда в виде наслаждения в процессе исполнения своего долга неизбежна. Смысл в том, что человек не должен стремиться любой ценой обрести новое чувственное наслаждение которое… к которому он стремится из-за своей материальной натуры.

00:18:35 Продолжим стих [неразборчиво] О, сын Кхунти, сейчас я расскажу тебе, как следует действовать, чтобы поднявшись на этот уровень достичь высшей ступени совершенства брахмана и обрести высшее знание. Комментарий: «Господь расскажет Арджуне о том, как человек может достичь высшего [неразборчиво] выполняя предписанные ему обязанности и посвящая свои действия Верховной личности Бога. Высшей ступени осознания брахмана достигает тот, кто отказывается от плодов своего труда ради удовлетворения Верховного Господа. Таков процесс самоосознания. Самым совершенным сознанием является чистое Cознание Кришны, о чём будет рассказываться в последующих стихах. На этом кончается комментарий Бхактиведанты Свами. Я хочу завершить чтение стихов Бхагават-гиты на этом 50-м стихе. В следующий раз мы продолжим с 51-го. Сейчас предлагаю вам звонить и писать на наш сайт, присылать свои вопросы. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават-гите».

00:19:49 [Ведущая]: Вопрос первый: «Почему, согласно прочитанному, ведическая культура допускает совершение греховных действий, как написано в Бхагават-гите?»
[Критский В.Г.]: Да, спасибо. Это хороший вопрос. Действительно, мы с вами прочитали, что… особенно в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада разъясняет, что обязанности различных варн ведической системы варна ашрама допускают какие-то действия, которые могут казаться греховными. Прабхупада приводит пример: брахману приходится иногда приносить в жертву животных, хотя это в ведической традиции, этого нет в современном обществе, в современной культуре, сейчас таких жертвоприношений, по-моему, не осталось, но они когда-то были. В случае кшатриев тут гораздо больше примеров. Кшатрию приходится сражаться на войне, защищать свою страну, при этом убивать врагов. Ну и в случае вайш, торговцев, Прабхупада приводит пример того, что торговцы практически вынуждены обманывать, потому что иначе они не продадут какой-то товар и не получат прибыль. Дело в том, что понятие греха – это относительное понятие. Скажем, то, что есть такой ведический афоризм «То, что для одного яд, для другого нектар», и в зависимости от уровня сознания требования к человеку соответственно более высокие.

00:21:22 Как мы с вами говорили, в разделе ведической культуры самые строгие требования конечно для брахмана. Скажем, такие действия как азартные игры, мясоедение, употребление каких-то спиртных напитков строго запрещается для брахманов, но для низших классов, для шудр допустимо. Никто не будет осуждать шудру, если он там ест мясо или рыбу, но если брахман этим занимается, то для него это конечно неблагоприятно и он теряет свой статус, хотя, в современном обществе в современной Индии, к сожалению, это не всегда соблюдается и некоторые нарушают этот принцип даже брахманы. Но, по крайней мере, основную идею вы должны понять, что понятие греха, понятие относительное. Оно зависит от времени, места и обстоятельства. И другой пример, который приводит Прабхупада – это солдат. Если он убивает врага на войне по приказу командира – то это не является грехом. Но если он этого самого врага подстережет в лесу и ограбит, то это уже будет грехом и он будет подлежать суду. Идея, которую здесь объясняет Кришна в Бхагават-гите такова, что материальный мир сам по себе – это несовершенное творение, которое, по сути, вынуждает человека совершать греховные действия и как бы человек не пытался достичь здесь какого-то совершенства, избавиться от всех грехов, чтобы наслаждаться и не страдать – но, так или иначе, гуны материальной природы будут заставлять его совершать греховные действия. Поэтому решение в том, чтобы выйти за пределы материального мира, выйти за пределы материальной жизни и посвятить себя трансцендентной деятельности преданному служению.

00:23:20 В этом основная идея Бхагават-гиты, что бхакти или преданное служение Господу является трансцендентным процессом, который гармонизирует как бы всю деятельность. То есть человек исполняет свои обязанности, если он при этом служит Богу, он делает свою жизнь совершенной, даже если внешне там могут быть какие-то не очень чистые вещи. В случае с Арджуной самый яркий пример – это то, что Кришна вынуждает Арджуну сражаться на поле Курукшетра против своих близких, своих родственников и даже своих учителей. Вот так я могу ответить на этот вопрос. Материальный мир – это не место для джентлемена - в этом идея Бхагават-гиты. Человек должен подняться над гунами материальной природы и посвятить себя трансцендентному служению Господу. Спасибо вам за ваш вопрос!

00:24:17 [Ведущая]: Я зачитаю ещё один вопрос. «Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как понять, к какой варне человек принадлежит?»
[Критский В.Г.]: Спасибо. Вопрос более актуальный. Теоретически конечно, все качества варн, признаки даже есть в Бхагават-гите, мы прочитали качества брахманов: спокойствие, самообладание, правдивость, мудрость, религиозность, чистота – таковы качества брахманов, ну и качества кшатриев, вайш и так далее. Но реально конечно это далеко не так просто и самому себе не просто определить те качества, которыми обладаешь. Даже не так просто со стороны, потому что в современную эпоху, как говорится в авторитетных источниках говорят духовные учителя, практически не встречается чистых варн, то есть брахманов, кшатриев, вайш и шудр. Они встречаются в перемешанном состоянии. Более того, в Чайтанья Чаритамрите - наиболее возвышенном вайшнавском произведении говорится, что Кали шудра самбава - в Кали югу все рождаются с качествами шудр. Кали юга – это эпоха духовной деградации, можно сказать, повальной духовной деградации человечества и поэтому практически не осталось семейных традиций.

00:25:45 Что такое, когда человек с качествами брахмана рождается в семье брахманов? Его с детства учат каким-то вещам: как соблюдать принципы чистоты, есть только правой рукой, полоскать руки перед едой, после еды, полоскать рот, стопы нужно омывать после еды. То есть, есть много предписаний, которые позволяют поддержать вот эту гуну благости. Я перечислил только некоторые, наиболее простые. Разумеется, в современную эпоху даже в Индии далеко не все брахманы соблюдают все эти принципы. Практически, таким образом хочется получить какой-то ответ, кроме вот этих общих рассуждений. Говорится, в Бхагават-гите, собственно, Кришна говорит, что варна определяется по его гунам и карме. Гуна – это качества, карма – это деятельность. То есть, хотя в общем качества человека могут быть смешанными, у человека могут быть одновременно качества и брахмана, и кшатрия, и шудры. У человека, если он работает на каком-то производстве, получает зарплату – это уже фактически работа шудры, но в конечном итоге преобладающая его варна зависит от того, какой деятельностью он занимается, то есть, как он зарабатывает деньги. Если человек работает на каком-то предприятии и получает зарплату, то он зависит от своего хозяина, независимо от того, кто его хозяин: промышленник – вайшья или администратор – кшатрий или какой-то интеллектуал – брахман, но человек находится в положении шудры.

00:27:35 Но шудры тоже бывают разного уровня, в зависимости от его деятельности. Шудра, который служит брахману, занимает более высокое положение, чем шудра который служит, скажем, вайшье, поскольку он общается со своим господином и воспринимает от господина какое-то духовное знание, поэтому тут могут быть разные градации. Вот это первое. Для того, чтобы относится к более высокому классу, скажем, вайшья, вайшья или торгово-экономический класс, он не пойдёт служить к другому какому-то предпринимателю, хозяину, он обязательно будет иметь своё собственное дело. То есть для него это недостойно служить и зарабатывать себе на хлеб. Это уже работа не вайшьи, а шудры. Вайшья имеет, как бы, талант к бизнесу он найдёт какое-то дело, как заработать деньги, как ему нанять людей, чтоб они что-то делали и им обеспечить потом зарплату. Это качества вайш. Кшатрии аналогично. Он не пойдёт на служение к кому-то и не станет работать на каком-то предприятии. Он найдёт себе место в каком-то управленческом аппарате или он умеет, так сказать, заниматься администрированием, станет руководителем какого-то предприятия или он является выдающимся военачальником, будет командовать в армии, занимать какой-то пост. Это деятельность кшатрия.

00:29:20 Ну и брахман, интеллектуальный класс общества – это те, кто занимается духовной деятельностью, мы об этом говорили наиболее подробно. Брахман занимается брахманической деятельностью, то есть он изучает священные писания, он обучает других, он помогает другим людям прогрессировать в духовной жизни – вот это деятельность брахмана. И он не требует за это материальных вознаграждений и заодно я сообщу слушателям радио Аюрведа, что ни один из лекторов, которые здесь читают лекции, не получает зарплату за свой труд, за то что он читает лекции и тратит время силы и так далее, потому что это ведический принцип – это деятельность брахмана. Брахман действует бескорыстно из чувства долга, что если он обладает каким-то знанием – он рад этим поделиться и помочь другим людям. Уже то, что ему пошлёт судьба, то, что даст ему Господь, он будет этим доволен и не будет особенно тужить, насколько у него так сказать роскошные условия жизни. Вот это вот деятельность брахмана, так что вы уже сами можете судить, к какому классу вы относитесь. Так я могу ответить.

00:30:41 [Ведущая]: А я зачитаю ещё один вопрос. Его к нам прислала слушательница и она спрашивает: «Владимир Георгиевич, подскажите пожалуйста, как быть с новичком, как в самом начале разобраться во всём великолепии ведической литературы? С каким произведением нужно познакомиться вначале? С чего начать читать и как правильно организовать изучение Бхагават-гиты?»
[Критский В.Г.]: Спасибо за ваш вопрос. Весь наш цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите», он уже продолжается полтора с лишним года, почти два года. Мы закончим где-то через месяц. Достаточно подробно разобрали всю Бхагават-гиту, кроме может быть первой главы. Так получилось, когда мы читали этот цикл, мы решили разбирать основные философские моменты и они начинаются где-то со второй главы. Может быть, когда мы завершим 18 главу, я кратко разберу первую главу, чтобы как бы дополнить тот недостающий материал, который был в самом начале. Ну, конечно, Бхагават гита это основной… Бхагават-гита – это шедевр ведической литературы, это ярчайший бриллиант на небосклоне духовного знания, но разобраться в ней не так просто самостоятельно. Проще книги, которые пишут духовный учитель.

00:32:15 Например, одна из самых удачных – это наука самоосознания, которую можно купить у нас в центре ведической культуры на метро Динамо, Ленинградский проспект, 39. «Наука самоосознания». С моей точки зрения, это самая блестящая книга, в которой находятся беседы Бхактиведанты Свами Прабхупады с учёными, с философами, с религиозными деятелями и я вам цитировал отдельные беседы. Например, мой любимый раздел в этой книге «Наука и лженаука», где Бхактиведанта Свами беседует с двумя учёными: с физиком профессором Бенфордом и эта беседа называется «Цель познания», мы подробно об этом говорили в начале цикла. И вторая беседа с доктором химии Синкхом, тоже в этом разделе «Жизнь происходит из жизни» на эту тему, о происхождении жизни. Прабхупада развеивает иллюзии современных людей о том, что жизнь возникла случайно. Вот. Кроме «Науки самоосознания» вышла более новая книга «Путешествие вглубь себя». Там тоже аналогичные беседы на эту тему. Её тоже можно взять почитать. Мне больше всего нравится «Наука самоосознания», ну, и затем конечно нужно изучать Бхагават-гиту. Бхагават-гита – это азбука духовного знания и в ней Господь Кришна, по сути, всё расставляет по своим местам: что такое жизнь, что такое материальный мир, какое место мы занимаем в мире, в чём цель человеческой жизни – на все эти вопросы вы получите ответ, когда будете изучать Бхагават-гиту. Так я могу ответить.

00:34:07 [Ведущая]: Спасибо большое, что ответили на вопросы. На текущий момент у меня больше нет вопросов от радиослушателей. Сейчас я быстренько проверю почту, а то интернет сегодня такой медленный, что кое-что приходит очень не скоро. В любом случае, мы уже услышали ответы на три вопроса, которые радиослушатели любезно написали нам и спросили, что же их всё таки беспокоит. Владимир Георгиевич, спасибо вам большое, что ответили на вопросы радиослушателей и рассказали, точнее, совершили обзор по Бхагават-гите, включая 16-я, по-моему, глава по 50 стих. Правильно или я что-то напутала?
[Критский В.Г.]: Мы закончили 18 глава, закончили 50-м стихом.
[Ведущая]: А, 18 глава.
[Критский В.Г.]: В следующий раз будет 51-й.
[Ведущая]: Да. 18-я глава 50-й стих. Это удивительно. Так что если у вас есть желание, дорогие радиослушатели, и у вас есть Бхагават-гита, откройте, перечитайте, посмотрите ещё раз и удержите в памяти. Если же нет такой книги – приобретите или просто, просто прослушайте ещё раз нашу передачу. Спасибо большое, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Спасибо вам!
[Ведущая]: До свиданья! До новых встреч!
[Критский В.Г.]: Всего хорошего! До свиданья!
В объятьях прекрасного. Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 21 January 2013