Вечная связь со Всевышним

Аюрведа радио - 11 January 2008
Причина иллюзии живых существ. Описание махатмы, или великой души. Почему так важно прославлять Господа. Различные формы религии. Карма-канда и гьяна-канда. Пантеизм и поклонение полубогам. Единство и отличие Бога и Его творения. Ответы на вопросы. Что делать преданному, если он столкнулся с непониманием со стороны окружающих? Почему иногда представители различных религий враждебно настроены по отношению друг к другу? Почему некоторые представители христианства утверждают, что все остальные религии от сатаны?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:40:17 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 179 | скачано: 233 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:20 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели, итак, мы начинаем прямой эфир, рада всем тем, кто сегодня с нами. Прямой эфир, Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вопросы можете присылать в чат по скайпу и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru во время лекции и после неё, ждём ваших вопросов. Итак, я думаю, что мы уже начнем. Здравствуйте, Владимир Георгиевич!

Причина иллюзии живых существ

00:00:50 Критский В.Г.: Здравствуйте Наталья! Итак, дорогие друзья, в прошлый раз мы с вами читали стихи главы 9, которая называется «Самое сокровенное знание», и одним из очень важных стихов, его мы сейчас снова рассмотрим, был стих 11, где Кришна говорил: «Глупцы смеются надо Мной, когда Я являюсь в человеческом облике. Им неведома Моя трансцендентная природа и Моё верховное владычество над всем сущим».

00:01:25 Мы в прошлый раз говорили, что причиной иллюзии живых существ, которые находятся в материальном мире, является зависть к Верховной Личности Бога. Это проявляется через негативное отношение не только к самому Господу, к самой идее существования Высшего Разума, но также и к другим людям, в том числе к людям иных национальностей, иных воззрений, иного вероисповедания и так далее. То есть отсутствие сознания Бога – это причина многих социальных проблем, но если я признаю Бога, тем более люблю Бога, я должен также любить его неотъемлемые частички.

00:02:15 Даже если человек по каким-то причинам относится ко мне враждебно, я не должен отвечать ему тем же. Это очень глубокий философский принцип. Мы, конечно, не обязаны соглашаться со всеми людьми, понимая, что человек может ошибаться, он может быть введён в заблуждение материальной энергией, но в любом случае наше отношение должно быть всегда дружелюбным и спокойным.

00:02:43 И уникальный, удивительный пример есть в этом отношении в Библии, где Господь Иисус Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за бьющих и гоняющих вас и будете наречены сынами Отца вашего небесного». То есть это достаточно сокровенные истины, которые являются общими как для ведической, так и для христианской традиции.

Описание махатмы, или великой души

00:03:16 И сегодня мы с вами перейдём уже к другому, позитивному, примеру отношения к Богу, то есть как относятся к Нему праведные души, чистые души, преданные Господа. Итак, стих 13, на котором мы остановились, где Кришна говорит:
महात्मानस्तु मां पार्थ दैवीं प्रकृतिमाश्रिता: ।
भजन्त्यनन्यमनसो ज्ञात्वा भूतादिमव्ययम् ॥ १३ ॥

mahātmānas tu māṁ pārtha
daivīṁ prakṛtim āśritāḥ
bhajanty ananya-manaso
jñātvā bhūtādim avyayam

«О сын Притхи, великие души, неподвластные иллюзии, находятся под покровительством божественной природы. Они полностью посвящают себя преданному служению Мне, ибо знают, что Я – Верховная Личность Бога, изначальная и неисчерпаемая».

00:04:03 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «В этом стихе даётся описание великой души. Её главным признаком является то, что она находится под покровительством божественной природы. Материальная природа не оказывает на неё никакого влияния. Как достичь такого состояния? Об этом было сказано в главе 7: тот, кто предался Верховной Личности Бога, Господу Кришне, сразу выходит из-под влияния материальной энергии. Таково условие. Чтобы освободиться из-под власти материальной природы, обусловленная душа должна предаться Верховной Личности Бога. Живое существо является пограничной энергией Господа, поэтому, выйдя из-под влияния материальной энергии, оно оказывается под руководством духовной. Духовную энергию, которая теперь ведёт живое существо, называют дайви-пракрити – божественной природой.

00:05:06 Когда, предавшись Верховной Личности Бога, человек поднимается на трансцендентный уровень, то он становится великой душой, или махатмой. (Если помните, был такой Махатма Ганди в истории освобождения Индии из-под английского владычества. – ВГК.) Внимание великой души сосредоточено исключительно на Всевышнем Господе Кришне, ибо она осознала, что Кришна – это изначальная Верховная Личность Бога, причина всех причин. Она нисколько не сомневается в этом. Стать великой душой можно, общаясь с другими великими душами, чистыми, преданными Господа. Таких преданных не привлекают даже другие формы Кришны, такие, например, как четырёхрукий Господь Махавишну. Всё их внимание сосредоточено на двурукой форме Кришны. Они постоянно служат Господу, находясь в сознании Кришны, и никогда не сходят с пути преданного служения».

00:06:11 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Итак, здесь Бхактиведанта Свами подчёркивает, что преданный может поклоняться любой форме Господа, но именно прекрасная форма Кришны, юноши с флейтой в руках, является изначальной. В Ведах даётся это уникальное, сокровенное знание о том, как выглядит Господь в духовном мире и какие существуют формы Бога. Я думаю, что мы в следующих передачах затронем этот вопрос.

Почему так важно прославлять Господа?

00:06:48 Стих 14:
सततं कीर्तयन्तो मां यतन्तश्च दृढव्रता: ।
नमस्यन्तश्च मां भक्त्य‍ा नित्ययुक्ता उपासते ॥ १४ ॥

satataṁ kīrtayanto māṁ
yatantaś ca dṛḍha-vratāḥ
namasyantaś ca māṁ bhaktyā
nitya-yuktā upāsate

«Неустанно прославляя Меня, с великой решимостью направляя свои усилия, всегда кланяясь передо Мной, эти великие души постоянно служат Мне с любовью и преданностью».

00:07:05 Комментарий: «Обыкновенного человека нельзя сделать великой душой, просто повесив на него ярлык. Великая душа должна обладать соответствующими качествами, которые перечислены в этом стихе: великая душа неустанно прославляет Господа Кришну, Верховную Личность Бога. У неё нет иных занятий. Говоря о прославлении Верховного Господа, мы имеем в виду восхваление Его святого имени, Его вечной формы, трансцендентных качеств и чудесных деяний. Всё это достойно прославления. И таким образом великая душа выражает свою любовь к Верховной Личности Бога. Бхагавад-гита не относит к числу великих душ того, кто привязан к безличному аспекту Верховного Господа, брахмаджьоти. Описание такого имперсоналиста приводится в следующем стихе.

00:08:01 Великая душа всегда занимается различными видами преданного служения Господу. Как говорится в «Шримад-Бхагаватам», она постоянно слушает и пересказывает повествование о Господе Вишну. Таков процесс преданного служения: слушание, воспевание и памятование о Господе. Великая душа с твёрдой решимостью стремится получить в конечном итоге возможность общаться с Верховным Господом в одной из пяти трансцендентных рас, отношений. Чтобы достичь этой цели, человек телом, умом и речью – всем существом – служит Верховному Господу Кришне.

00:06:48 Как было сказано во втором стихе этой главы: заниматься преданным служением не только легко, но и радостно. Человеку не нужно совершать суровых аскез, он может жить, занимаясь преданным служением под руководством опытного духовного учителя, кем бы он ни был: домохозяином, отрешённым аскетом или учеником, и где бы он ни находился, он всегда и везде может служить Верховной Личности Бога и таким образом стать великой душой».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:09:16 Возникает интересный вопрос. Для чего нужно прославлять Бога, кому это нужно? Разве всемогущий Господь нуждается в чём-то, в том числе в наших прославлениях? Этот вопрос вполне может возникнуть в уме рационально мыслящего человека, даже необязательно атеиста. Ответ заключается в том, что это нужно в первую очередь нам самим, это средство нашего духовного просветления, очищения души. Суть в том, что рассказы о Боге, Его святые имена, и медитация на Его форму являются трансцендентной энергией, которая способна очистить нашу душу. Что касается самого Бога, то, как видно из этих стихов, Ему это небезразлично, поскольку Господь Кришна является личностью, о чём мы уже много раз говорили раньше.

00:10:18 Есть поговорка «Ничто человеческое нам не чуждо», и, хотя Бог не человек, Ему также присущи человеческие эмоции и переживания. То есть выражение любви и преданности приятно не только простым людям, но и самому Всевышнему Господу. В сокровенных ведических произведениях рассказывается об отношениях с Верховной Личностью Бога в духовном мире, и мы в следующих передачах, возможно, об этом расскажем, но кратко можно сказать, что эти отношения гораздо более близкие и неформальные, чем здесь, на Земле. Причину этого понять нетрудно, поскольку люди в основном формально относятся к Богу, а некоторые вообще отрицают Его существование, поэтому Всевышний Господь отвечает тем же, о чём говорится в «Бхагавад-гите».

Различные формы религии

00:11:13 Примером такого формального отношения является следующий стих. Стих 15:
ज्ञानयज्ञेन चाप्यन्ये यजन्तो मामुपासते ।
एकत्वेन पृथक्त्वेन बहुधा विश्वतोमुखम् ॥ १५ ॥

jñāna-yajñena cāpy anye
yajanto mām upāsate
ekatvena pṛthaktvena
bahudhā viśvato-mukham

«Иные же совершают жертвоприношения путём обретения знания. Они поклоняются Верховному Господу как единому и неделимому, распространяющему Себя во множестве форм и во вселенской форме».

00:11:38 Комментарий: «Этот стих подводит итог всему, о чём говорилось в предыдущих стихах. Господь говорит Арджуне, что чистых преданных Господа, помыслы которых сосредоточены только на Нём, называют великими душами. Но помимо них есть те, кто не могут считаться великими душами, но они также по-своему поклоняются Богу. О некоторых из них говорилось ранее: это те, кто обращается к Господу в беде, в нужде, из любопытства или стремясь обрести знания. Но есть люди, находящиеся на более низком уровне, их разделяют на три категории: 1) те, кто поклоняется себе, как Всевышнему Господу, считая себя неотличным от Бога; 2) те, кто создаёт некий образ Бога в воображении и поклоняется ему; 3) те, кто поклоняется вселенской форме Верховной Личности Бога.

00:12:40 Среди них преобладают те, кто относится к первой категории, то есть поклоняется себе как Богу. Они называются монистами, считая себя Всевышним. Такие люди поклоняются сами себе. Это тоже своего рода поклонение Богу, потому что такие люди не отождествляют себя с материальным телом и понимают свою духовную природу. По крайней мере, это лучше, чем ничего. Как правило, имперсоналисты поклоняются Господу таким образом. Ко второй категории относятся те, кто поклоняется полубогам. Они воображают, что любой образ божества является формой Всевышнего Господа. К третьей категории относятся люди, чьи представления не выходят за пределы материальной вселенной. Они считают вселенную самым совершенным организмом или даже существом и поклоняются ей. Вселенная также является одной из форм Господа».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Карма-канда и гьяна-канда

00:13:47 Этот стих довольно тонкий и философский. Здесь Прабхупада рассматривает возможные философские отклонения от правильного понимания Абсолютной Истины, и мы сейчас их рассмотрим, кратко, но более подробно. Существуют различные распространенные формы религии. Из них два класса принципиально отличаются друг от друга: один называется карма-канда, другой –гьяна-канда. Мы об этом кратко говорили в начале.

00:14:28 Две формы религии. Карма-канда означает, что человек относится к Абсолюту, к Верховной Личности Бога, с точки зрения кармы, то есть с точки зрения деятельности ради плодов, ради каких-то результатов. Гьяна-канда – это когда человек относится к Богу с точки зрения гьяны, то есть с точки зрения духовного знания, понимания, что мы имеем ту же самую духовную природу. То есть человек понимает своё качественное, духовное тождество с Абсолютом, это более высокий уровень понимания. Помните главную философскую схему? Это треугольник, на вершине которого находится Абсолютная Истина, а из неё исходят различные энергии. К основным энергиям относятся материальная энергия – пракрити и духовная энергия – джива-таттва, то есть живые существа.

00:15:32 И в зависимости от того, каковы отношения Абсолюта и его энергий (в первую очередь, конечно, духовных энергий, живых существ), классифицируются и различные философские школы, не только ведические, но и западные традиции. Первый случай – это как раз карма-канда, или на санскрите это называется двайта (двойственность), когда человек считает себя отдельным от Бога, от Абсолютной Истины, и он просто поклоняется ему в духе смиренного почтения, это называется айшварья. Это в какой-то степени материалистическая концепция, когда человек поклоняется Богу с какой-то материальной целью. Так сказать, «Бог высоко, я здесь, на Земле, простой человек, мне нужно что-то получить, поэтому я обращаюсь к Богу». Это аспект независимости от Бога, можно сказать, в ключе обычной, традиционной религии.

00:16:43 Другой аспект, противоположный, – аспект адвайта, или аспект единства с Богом (на санскрите называется гьяна), то есть понимание единства, что мы имеем единую духовную природу. Также это называется имперсонализмом, потому что в конечном итоге это приводит человека к тому, что Бог не является личностью, что является крайней, радикальной точкой зрения вот этой концепции, что Абсолют безличен. И человек видит цель своей жизни в том, чтобы слиться с Богом, стать Богом самому, и поэтому Прабхупада говорит об этом так: это форма поклонения себе самому как Богу.

Пантеизм и поклонение полубогам

00:17:48 Два других примера, которые приводит в комментарии Прабхупада, также относятся к этой концепции гьяна, но находятся, скажем так, в промежуточном положении. Две концепции, карма и гьяна, являются противоположностями: аспект кармы – это аспект отделённости от Бога, или двойственности, а аспект гьяны – это аспект единства с Богом, или монизма.

00:18:11 Две другие концепции, о которых здесь говорится, находятся как бы посередине. Поклонение полубогам – это тоже определённая форма преданного служения, распространённая в Индии, когда человек считает, что любая форма божества является формой Бога и можно поклоняться кому угодно. Поэтому в Индии очень распространено поклонение таким полубогам, как Господь Шива, Богиня Дурга, Бог Солнца и так далее. В России тоже была эта традиция, она называется язычество – поклонение разным полубогам, которые олицетворяют различные стихии. Это тоже реальная форма религии, которая имеет право на существование, но она, конечно, ниже, чем бхакти.

00:18:08 И, наконец, третья концепция, о которой говорит здесь Прабхупада, – это концепция пантеизма, она известна в западной философии, но её можно охарактеризовать так, что «Всё есть Бог». То есть Бог находится во всём, всё есть энергия Бога, и это в каком-то смысле верно. И здесь Прабхупада говорит, что эта концепция наиболее правильная, наиболее близкая к совершенному пониманию, и она приводит к медитации на вселенскую форму, которая вполне правильна и возможна для начинающих преданных, смотрящих на вселенную и медитирующих на вселенную, или вселенскую форму, как на форму Бога.

Единство и отличие Бога и Его творения

00:19:59 Эта вселенская форма описывается далее в главе 11 «Бхагавад-гиты» и также во второй песне «Шримад-Бхагаватам», поэтому это, в принципе, авторитетное начало бхакти, преданного служения. Разумеется, наиболее совершенной концепцией и вершиной духовного понимания является вот это сокровенное знание о бхакти, преданном служении. И такая философская концепция называется на санскрите ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада, то есть одновременно единство и отличие Бога и Его творения. То есть мы едины с Богом, мы имеем качественно ту же самую духовную природу, и в то же время мы отличны от Него в количественном отношении, мы являемся индивидуальными живыми существами. И Веды в этой связи приводят пример Солнца: есть Солнце, которое является источником света и тепла, и есть солнечные лучи, которые качественно равны Солнцу, но имеют, скажем так, совершенно иную потенцию, иное количественное содержание. И живые существа подобны вот этим маленьким солнечным лучам.

00:21:13 Исходя из этой концепции, можно сделать такие важные выводы. Первый: наша связь с Верховной Личностью Бога является вечной. Куда бы ни попало живое существо, какие бы формы жизни ни принимало, оно имеет вечную связь с Богом, эту связь невозможно потерять. И второй: мы являемся отделёнными составными частичками Абсолютной Истины, и поэтому процесс бхакти является естественным. Это естественный процесс служения Верховной Личности Бога, подобно тому, как части тела естественно служат всему телу. И, как вы слышали в комментарии, есть пять трансцендентных рас (взаимоотношений с Богом): отношения нейтральности – отношения слуги – дружеские отношения – родительские отношения – любовные отношения, о чём мы уже говорили и, я думаю, будем говорить в следующих передачах. Вот небольшой обзор различных форм религии, и её наиболее совершенная, наиболее полная форма – это именно бхакти, или форма преданного служения Верховной Личности Бога.

00:22:46 И в заключение я прочитаю стих 16, в котором продолжает раскрываться вот эта концепция вселенской формы, и мы его рассмотрим уже в следующий раз. Итак, стих 16. Кришна говорит:
अहं क्रतुरहं यज्ञ: स्वधाहमहमौषधम् ।
मन्‍त्रोऽहमहमेवाज्यमहमग्न‍िरहं हुतम् ॥ १६ ॥

ahaṁ kratur ahaṁ yajñaḥ
svadhāham aham auṣadham
mantro ’ham aham evājyam
aham agnir ahaṁ hutam

«Но это Я – обряд, Я – жертва, Я – подношение предкам, Я – целебная трава и Я – божественный звук, Я – масло, огонь и жертвоприношение».

00:23:18 Очень красивый и таинственный стих, мы его рассмотрим в следующий раз. И в главе 9, и в главе 10 будет очень много таких красивых стихов, где Кришна рассказывает о Своих различных проявлениях в материальной природе и о том, каким образом человек может постичь Бога и попытаться понять Его через окружающий мир. На этом я хочу закончить чтение «Бхагавад-гиты», и теперь, пожалуйста, можете присылать нам свои вопросы на наш сайт, звонить по телефону. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».

Ответы на вопросы

00:24:02 Ведущая: Владимир Георгиевич, у нас есть два вопроса.
Критский В.Г.: Пожалуйста.
Ведущая: Первый вопрос очень интересный: «Как и куда мне направить свои мысли, если я должна находиться с людьми, которые не верят в Бога и выпивают? Часто у меня негативные мысли о них.»

00:24:26 Критский В.Г.: Да, достаточно часто бывает, что верующий человек приходит к Богу и пытается как-то прогрессировать в духовной жизни и при этом сталкивается с непониманием со стороны родных и близких, со стороны окружающих. И в ведической литературе есть на эту тему примеры, и даже достаточно драматичные. В «Шримад-Бхагаватам» есть знаменитая история про Прахладу Махараджа, который родился в семье демонов. Его отец был царём демонов Хираньякашипу. Он враждебно относился к убеждениям своего сына, а сын его, Прахлада Махарадж, был чистым преданным, он слушал наставления Нарады Муни, ещё находясь во чреве матери. То есть это была уникальная игра Господа: чистый, совершенный преданный родился в семье демонов. Прахлада Махарадж неоднократно пытался как-то помочь своему отцу, давал ему какие-то духовные наставления, но это только приводило отца в ярость. Эта история описывается в песне 7 «Шримад-Бхагаватам», я вам советую её почитать. В конце концов, когда Хираньякашипу, отец Прахлады, вне себя от ярости пытался убить своего сына, то Господь появился из колонны его дворца в образе Нрисимхадевы, полульва-получеловека, и расправился с этим демоном, тем самым защитив своего преданного Прахладу Махараджа.

00:26:26 Конечно, это исключительная ситуация, надеюсь, что у нашей слушательницы нет таких драматичных условий. Мы должны просто проявлять смирение, терпение, не нужно сильно афишировать свои духовные воззрения. В Библии приводятся слова Иисуса Христа: «Не мечите бисер перед свиньями». Это достаточно мудрое наставление. Если вы чувствуете, что люди абсолютно не интересуются духовной жизнью, то вы имеете право просто молчать и ничего не говорить об этом. У каждого свои убеждения, у каждого свои воззрения, каждый имеет право на свободу.

00:27:30 Но если вы чувствуете, что среди людей есть кто-то, кто вам сочувствует, кто вас понимает, то с этим человеком вы можете как-то побеседовать, рассказать ему что-то, раскрыть свою душу и помочь. Помочь этому человеку в духовной жизни. Тогда вы получите не только моральное удовлетворение, но и огромное духовное благо. В главе 18 «Бхагавад-гиты», мы её будем читать, Господь Кришна говорит: «Для меня нет никого дороже, чем тот, кто рассказывает эту истину обо Мне Моим преданным». Обратите внимание, сам Господь Кришна говорит: «Для Меня нет никого дороже, чем тот, кто рассказывает эту истину обо Мне Моим преданным».

00:28:23 Поэтому тут нельзя дать какого-то однозначного совета, вы должны просто ориентироваться на обстоятельства. Если среди окружающих вас людей нет понимания или эти люди атеисты, тогда самое простое – просто молча исполнять свои обязанности, делать своё дело, никому не навязывая своих взглядов. Если же вы чувствуете какое-то взаимопонимание, то с этим человеком или с несколькими вы можете поделиться, найдя какой-то удобный момент.
Вот таким образом я могу ответить.

00:29:06 Ведущая: Я прочитаю второй вопрос. «Почему иногда представители разных религий враждебно настроены по отношению друг к другу?»

00:29:18 Критский В.Г.: Да, действительно, мы видим, что в современном мире в каких-то странах между представителями разных религиозных традиций существуют конфликты, но это характерно для начинающих преданных, неофитов. У меня был один хороший друг, он был православный священник, он жил какое-то время в одном городе на Урале, это было лет 15–20 назад. Он обучался в семинарии Троице-Сергиевой лавры и рассказывал мне, что время от времени в лавру приезжают представители разных конфессий, в том числе индусы, то есть представители каких-то индийских конфессий, и буддисты. И они беседуют с руководителями православной церкви. Он, конечно, был в то время студентом, семинаристом, он не мог при этом присутствовать, но, по крайней мере, он рассказывал, что такие встречи имеют место.

00:30:28 То есть на высшем уровне, естественно, все представители религий понимают, что Бог един и что все религии, по крайней мере авторитетные религии, имеют ту же самую цель, заключают в себе ту же самую концепцию, даже если есть какие-то философские отличия. Скажем, некоторые христиане не признают закон кармы, реинкарнации, но принципиально, с точки зрения наставлений, духовной практики, христианская традиция аналогична ведической, в них одни и те же духовные принципы. Поэтому разногласия проявляются на низшем уровне, но мы из этого не должны делать великую проблему, потому что между людьми, имеющими материалистичное сознание, разногласия всегда были, есть и будут, особенно в Кали-югу. Она, как вы знаете, называется эпохой ссор и разногласий.

00:31:39 Люди ссорятся по любому поводу: из-за разных религий, из-за разных мировоззрений, из-за разных национальностей, из-за разного цвета кожи, то есть по любому поводу, какой только представится, люди готовы ссориться и враждовать друг с другом. Это не свидетельствует о высоком уровне их сознания. Как мы с вами говорили, с точки зрения духовности, все живые существа, не только в человеческой, но и даже в животной форме, являются вечными составными частичками Верховной Личности Бога, они имеют право на жизнь и на то, чтобы постепенно прийти к совершенству, к совершенству своей духовной жизни, пониманию своих вечных отношений с Верховной Личностью Бога.

00:32:39 Поэтому в ведической традиции существует принцип ненасилия – ахимса. Ненасилие означает, что мы не должны без нужды причинять вред никаким живым существам, не только имеющим человеческую форму жизни, но и животную. Поэтому вы наверняка слышали, что один из принципов ведической культуры – это вегетарианство. Мы не питаемся плотью других живых существ, мы потребляем только растительную пищу, молоко, молочные продукты. Это минимальное насилие. Растения тоже живые, и без нужды не надо убивать даже растения. Ахимса – очень важный принцип ведической культуры, и нас не должны смущать возникающие иногда конфликты или противоречия между представителями разных духовных традиций, это неизбежно в современную эпоху ссор и разногласий – Кали-югу. Это не является чем-то принципиальным, каким-то противоречием в духовной философии. Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:34:00 Ведущая: Только что пришел ещё один вопрос. Его прислал нам Сергей из города Минусинска. «Христиане говорят, что все другие религии от лукавого, от сатаны. Поясните, пожалуйста, как понять слово «лукавый»? Слово «сатана» восходит к санскриту?»

00:34:21 Критский В.Г.: Ну вот, данный вопрос как раз является иллюстрацией того, о чём я говорил. Некоторые, так сказать, христиане произносят достаточно неразумную фразу: все религии, помимо христианства, от лукавого, от сатаны. Это, конечно, неверно и не имеет отношения к действительности. Сам Иисус Христос такого никогда не говорил. У Иисуса Христа есть такая фраза: «Я есть путь и истина, и жизнь, никто не приходит к Богу кроме как через меня» (От Иоанна, 14:6). Анализ этого текста, по-моему, с арамейского языка, на котором была записана Библия, говорит о том, что это слова, произнесённые в настоящем времени, в настоящем продолженном времени, то есть они относятся к настоящему моменту.

00:35:21 Если эти слова Иисуса Христа пояснить более подробно, то это означает, что сейчас, в настоящее время, никто не может прийти к Богу кроме как через него. И с этим вполне можно согласиться. В ту эпоху, 2000 лет назад, в Древней Иудее, в Галилее Иисус Христос был единственным представителем Бога, но это не значит, что во все эпохи и времена никогда не было других посланцев Бога. Сама философия Библии этого не подтверждает, потому что Иисус Христос говорил, что он является для того, чтобы людям дать закон, чтобы продолжить линию, которая идет ещё с Ветхого Завета, линию иудейских пророков Ветхого Завета, Моисея и других. То есть принцип ученической преемственности есть также и в ветхозаветной традиции.

00:36:23 Сейчас, конечно, в христианстве есть определённые проблемы. Христианство разделилось на три большие ветви: католицизм, православие и протестантизм, но это уже выходит за рамки нашей передачи, и я не считаю возможным анализировать проблемы современного христианства, это пускай уже делают сами христиане. Я являюсь представителем ведической традиции, я этому посвятил свою жизнь, по крайней мере последние 25 лет, собственно, всю свою сознательную жизнь. И то, что представители каких-то религий делают неразумные выводы, вроде того, что все остальные религии от сатаны, не свидетельствует о большом уме.

00:37:16 Мы уже с вами как-то говорили о том, что представители каких-то темных сил есть также и в ведической культуре. Я помню, две передачи назад, отвечая на вопрос, говорил, что в ведической традиции есть тоже определённые личности, например личность полубога Кали, которая олицетворяет вот эту духовную деградацию современной эпохи, есть личность Бога смерти Ямараджа, который наказывает грешников после смерти. То есть в ведическом пантеоне есть несколько личностей, которые тоже условно могут претендовать на представителя темных сил, но на самом деле философия совсем другая. Что светлые силы, что темные силы – все являются энергиями Бога. И вот в этом, наверное, есть некое философское отличие, потому что у некоторых христиан есть представление, что Бог борется с сатаной.

00:38:16 Но Богу не с кем бороться, потому что это Всевышний Господь, Он является изначальным, причиной всех причин, началом всех начал. В ведической традиции есть рассказы об играх Бога, когда Господь является в форме каких-то аватар, я вот сегодня рассказывал о Нрисимха-аватаре, о явлении Господа в форме льва, когда он убил этого демона Хираньякашипу, Если он сражается с какими-то демонами, то это его лилы, или игры. Эти рассказы об играх Господа в материальном мире составляют уникальный момент ведической философии, который излагается в пуранах, в том числе «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам»). Там описывается около десятка наиболее известных аватар Господа, которые являлись на протяжении тысячелетий данного дня Брахмы, в котором мы сейчас живем. Вот то, что я могу сказать в ответ на данный вопрос. Я не хочу углубляться в какую-то трактовку христианских понятий, типа сатаны или лукавого, я просто могу рассказать о том, что есть похожего в ведической традиции, я считаю, это более соответствует моему назначению как ведущего передачи «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». Таков ответ.

00:40:01 Ведущая: Спасибо большое, Владимир Георгиевич, за ответ, за интересную, содержательную лекцию по «Бхагавад-гите». Спасибо вам, до новых встреч на следующей неделе.
Критский В.Г.: Всего хорошего, до свидания.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 08 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 10 September 2022