Богатство Абсолюта
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:04 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада вновь приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. Итак, давайте же начнем «Обзор различных систем йоги по "Бхагавад-гите"», и с нами сегодня Владимир Георгиевич Критский. Владимир Георгиевич, добрый день.
Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Здравствуйте, здравствуйте.
Критский В.Г.: Итак, дорогие друзья, мы начинаем с вами очередную передачу цикла «Обзор различных систем йоги по "Бхагавад-гите"». И мы в прошлый раз закончили читать главу 9 «Бхагавад-гиты» «Самое сокровенное знание». Прежде чем начать читать главу 10, мы повторим основные идеи главы 9.
Краткий обзор главы 9 «Самое сокровенное знание»
00:00:47 Основная тема главы 9 – это, можно сказать, личностный аспект Абсолютной Истины. Господь Кришна является Абсолютной Личностью Бога и высшим проявлением Абсолютной Истины. Всё в мире есть проявление Его энергии. И личностная природа Абсолютной Истины говорит о том, что с Ним возможно общение, что Господь – это личность. Более того, в стихе 27, в частности, мы читали: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ты ни принимал или раздавал, какие бы аскезы ты ни совершал, ты должен делать как подношение Мне». Затем была тема абсолютной природы, или процесса бхакти, преданного служения Богу. Слушание, повторение Святых Имён и памятование о Боге – это, фактически, процесс общения с Верховной Личностью. Поскольку Господь вездесущ, то Он слышит всё, даже то, что мы говорим шёпотом или про себя, в уме. И на эту тему был стих: «Те, кто не имеют веры в преданное служение, не смогут достичь Меня, о покоритель врагов. Они снова возвращаются к рождению и смерти в этом материальном мире».
00:02:12 Также была очень интересная и важная тема – особое положение преданных Господа, где Кришна говорил: «О сын Притхи, великие души, неподвластные иллюзии, находятся под покровительством божественной природы. Они полностью посвящают себя преданному служению Мне, ибо знают, что Я – Верховная Личность Бога, изначальная и неисчерпаемая». И, наконец, последний стих главы 9, стих 34, на котором мы остановились: «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным и выражай почтение, кланяясь Мне. Поглощенный мыслями обо Мне, ты непременно вернешься в Мою обитель». Это было завершение главы 9. И сегодня мы начнем читать главу 10, в которой продолжает раскрываться эта тема. Глава называется «Великолепие Абсолюта», или её ещё можно перевести как «Богатство Абсолюта».
Обладатель шести достояний
00:03:10 Стих 1:
श्रीभगवानुवाच
भूय एव महाबाहो शृणु मे परमं वच: ।
यत्तेऽहं प्रीयमाणाय वक्ष्यामि हितकाम्यया ॥ १ ॥
śrī-bhagavān uvāca
bhūya eva mahā-bāho
śṛṇu me paramaṁ vacaḥ
yat te ’haṁ prīyamāṇāya
vakṣyāmi hita-kāmyayā
«Господь Верховная Личность Бога сказал: „Слушай, о могучий Арджуна. Поскольку ты мой дорогой друг, Я поведаю тебе ради твоего блага знания, ещё более совершенные, чем то, что ты уже услышал».
00:03:28 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Согласно Парашаре Муни, Бхагаваном, Верховной Личностью Бога, называют того, кто в полной мере обладает шестью совершенствами: всей силой, всей славой, всем богатством, всем знанием, красотой и отрешенностью. Находясь на этой земле, Кришна явил все шесть своих достояний. Поэтому такие мудрецы, как Парашара Муни, признают Кришну Верховной Личностью Бога. И сейчас Кришна собирается открыть Арджуне ещё более сокровенное знание о своих деяниях и богатствах. Чем больше человек слушает о Верховном Господе, тем сильнее становится его желание служить Ему. Мы должны всегда слушать повествования о Господе в обществе преданных. В таких беседах могут участвовать только те, кто стремится обрести сознание Бога, другим это просто недоступно».
00:04:28 Стих 2:
न मे विदु: सुरगणा: प्रभवं न महर्षय: ।
अहमादिर्हि देवानां महर्षीणां च सर्वश: ॥ २ ॥
na me viduḥ sura-gaṇāḥ
prabhavaṁ na maharṣayaḥ
aham ādir hi devānāṁ
maharṣīṇāṁ ca sarvaśaḥ
«Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моего начала и Моего богатства, ибо Я являюсь первопричиной и полубогов, и мудрецов».
00:04:43 Комментарий: «В „Брахма-самхите” сказано, что Кришна – это Всевышний Господь. На свете нет никого более великого, чем Он. Он – причина всех причин. Даже полубогам и великим мудрецам не дано познать Кришну, не говоря уже об ученых, живущих на этой Земле. Никто не в силах понять, почему Кришна приходит на Землю в облике человека и совершает свои удивительные, непостижимые деяния. Тем, кто хочет постичь Абсолютную Истину, Господь в этом стихе говорит: „Это Я – Верховная Личность Бога, Всевышний Господь”. Это следует понимать всем. Хотя мы не можем постичь непостижимого Господа, даже если Он будет находиться рядом с нами, но Господь тем не менее существует. Познать Кришну, который вечен, исполнен знания и блаженства, можно изучая Его слова, запечатленные в „Бхагавад-гите” и „Шримад-Бхагаватам”. Поскольку большинство людей не может постичь Кришну таким, какой Он есть, Господь по своей беспричинной милости нисходит в материальный мир, являет к таким людям Свою благосклонность. Хотя Верховный Господь являет таким образом Свои удивительные деяния, многие философы под влиянием материальной энергии считают Всевышним безличного Брахмана. Только тот, кто полностью предался Верховному Господу, по Его милости может осознать, что Верховная Личность Бога – это Господь Кришна. Преданных Господа не интересует концепция Бога как безличного Брахмана. Любовь и вера, которой они обладают, побуждает их предаться Верховному Господу. И тогда по беспричинной милости Кришны они обретают способность постичь Его».
Владыка всех планет
00:06:41 Стих 3-й:
यो मामजमनादिं च वेत्ति लोकमहेश्वरम् ।
असम्मूढ: स मर्त्येषु सर्वपापै: प्रमुच्यते ॥ ३ ॥
yo mām ajam anādiṁ ca
vetti loka-maheśvaram
asammūḍhaḥ sa martyeṣu
sarva-pāpaiḥ pramucyate
«Тот, кто знает Меня как нерожденного, не имеющего начала, как Верховного Господа всех миров, лишь он, неподвластный иллюзии, освобождается ото всех грехов».
00:06:57 Комментарий: «Господь здесь называется словом «нерождённый», и тем Он отличается от обычных живых существ, которые, находясь в материальном мире, рождаются и умирают, опутанные сетями материальных привязанностей. Хотя душа вечна, но в материальном мире обусловленные души постоянно меняют тела в круговороте рождения и смерти, тогда как тело Господа всегда остается неизменным. Появляясь в материальном мире посредством своей внутренней, высшей энергии, Он никогда не попадает под влияние низшей, материальной энергии. Господь Кришна – верховный владыка всех планет. Он существовал до начала творения и находится за пределами материального космоса. Все полубоги были созданы в материальном мире, но Кришна не является сотворенным живым существом. Поэтому он отличается даже от таких великих полубогов, как Господь Брахма и господь Шива. Господь Кришна является создателем и Брахмы, и Шивы, и других полубогов, поэтому его называют Верховной Личностью, владыкой всех планетных систем.
00:08:11 Таким образом, Кришна отличен от всего творения, и каждый, кто признает Его таковым, немедленно освобождается ото всех греховных реакций. Как сказано в „Бхагавад-гите”, постичь Господа можно только в процессе преданного служения и никак иначе. Всё, что совершается по указанию Кришны, обладает трансцендентной природой и не может оскверняться материальными реакциями, благоприятными или неблагоприятными. Представления о благоприятном и неблагоприятном в материальном мире рождаются в уме, ибо в материальном мире, по сути, нет ничего благоприятного, здесь все неблагоприятно, так как неблагоприятна сама материальная природа. А то, что мы считаем благоприятным, является, по сути, плодом нашего воображения. Истинно благоприятной является деятельность, совершенная в сознании Кришны, на уровне чистого преданного служения, поэтому если мы вообще хотим, чтобы наша деятельность приносила нам благо, мы должны действовать в соответствии с указаниями Верховного Господа.
00:09:22 Эти указания можно получить из авторитетных священных писаний, таких как „Шримад-Бхагаватам” и „Бхагавад-гита”, или от истинного духовного учителя. Поскольку духовный учитель является представителем Верховного Господа, то данные ему указания исходят непосредственно от самого Бога. Действуя в соответствии с этими указаниями, мы не получаем никаких реакций, которыми сопровождается благочестивая или неблагочестивая деятельность в материальном мире. Только тот, кто действует по указаниям Верховного Господа, является истинным йогом, а вовсе не тот, кто просто рядится в одежду санньяси или занимается так называемой йогой».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Различные качества живых существ
00:10:13 Стихи 4 и 5 объединены Бхактиведантой Свами:
बुद्धिर्ज्ञानमसम्मोह: क्षमा सत्यं दम: शम: ।
सुखं दु:खं भवोऽभावो भयं चाभयमेव च ॥ ४ ॥
अहिंसा समता तुष्टिस्तपो दानं यशोऽयश: ।
भवन्ति भावा भूतानां मत्त एव पृथग्विधा: ॥ ५ ॥
buddhir jñānam asammohaḥ
kṣamā satyaṁ damaḥ śamaḥ
sukhaṁ duḥkhaṁ bhavo ’bhāvo
bhayaṁ cābhayam eva ca
ahiṁsā samatā tuṣṭis
tapo dānaṁ yaśo ’yaśaḥ
bhavanti bhāvā bhūtānāṁ
matta eva pṛthag-vidhāḥ
«Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, всепрощение, правдивость, контроль ума и чувств, счастье и горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворенность, аскетизм, благотворительность, слава и бесславие – все эти качества живых существ сотворены одним лишь Мной».
00:10:51 Это слова Господа Кришны. Далее идет довольно длинный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, но он очень полезный и интересный, и мы сегодня прочитаем его в небольшом сокращении. Я думаю, очень хорошо и благоприятно для современных людей познакомиться с представлениями духовной культуры, существовавшей на протяжении многих тысячелетий. Хотя мы родились в иной культуре, которую можно назвать западной, современной культурой, но для нас, конечно, важно знать, каков образец духовной культуры.
00:11:30 Итак, комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Различные качества живых существ, как положительные, так и отрицательные, созданы Кришной и перечисляются в данном стихе. Разумом называют способность видеть вещи такими, какие они есть, а знанием – представление о том, что такое дух и что такое материя. Обычное знание, которое люди получают в университетах, относится к материальным вещам, поэтому оно не может считаться совершенным. Обладать знанием – значит понимать различие между материей и духом.
00:12:10 Современная система образования не дает людям знания о душе, она просто учит их манипулировать материальной природой и удовлетворять потребности тела, поэтому академическое знание не является полным. Свободой от сомнений и заблуждений обладает тот, кто перестал колебаться и обрел трансцендентное знание. С течением времени он постепенно преодолевает влияние иллюзий. Мы ничего не должны принимать слепо на веру. Всё нужно как следует взвесить и обдумать.
00:12:48 Необходимо также развивать в себе терпение и умение прощать. Мы должны обладать терпением и снисходительно относиться к ошибкам других людей. Правдивость означает представлять факты такими, какие они есть, заботясь о благе других. Факты не должны искажаться. Популярная мораль гласит, что правду следует говорить лишь в случае, если она приятна вашему собеседнику, но это не является истинной правдивостью. Правду следует говорить прямо, чтобы люди знали, каково действительное положение вещей. Тот, кто предупреждает других о том, что тот или иной человек – вор, говорит правду в глаза. Мы должны без колебаний говорить людям даже горькую правду. Вот, что такое правдивость.
Контроль над чувствами
00:13:42 Контролировать чувства – значит не использовать их без нужды, ради собственного удовольствия. Разумеется, не возбраняется удовлетворять основные чувственные потребности, но излишние чувственные удовольствия негативно сказываются на духовной жизни. Поэтому чувства не следует использовать без нужды. Точно так же мы не должны позволять уму думать о чём угодно. Не следует, например, всё время думать о том, как заработать деньги. Делая это, мы попросту расточаем энергию нашей мысли. Ум необходимо использовать для того, чтобы понять, в чём заключается главная цель каждого человека, его главная потребность. И это должно быть сделано в соответствии с указаниями авторитетов. Мысленные способности необходимо развивать в общении с людьми, сведущими в авторитетных писаниях, святыми личностями или духовными учителями, а также теми, кто развил в себе силу мысли.
00:14:53 Источником счастья для нас должно быть то, что способствует развитию духовного знания и сознания Бога. Точно так же всё, что причиняет нам боль или страдания является неблагоприятным для сознания Кришны. Мы должны принимать всё благоприятное для духовной жизни и отвергать то, что неблагоприятно. Ахимса, или отказ от насилия, означает, что человек не должен причинять страдания другим людям. Ахимса означает, что людей необходимо обучать полностью реализовывать возможности человеческих форм жизни.
00:15:36 Человеческая жизнь предназначена для духовного осознания, и всякое действие, препятствующее достижению этой цели, является насилием. А деятельность, которая помогает обыкновенным людям достичь духовного совершенства, относится к категории ненасилия. Удовлетворенность означает, что человек не должен прилагать усилий к тому, чтоб приобретать всё больше и больше материальных вещей. Он должен довольствоваться тем, что получает автоматически по милости Господа.
Аскезы, благотворительность и слава
00:16:11 Тапас означает аскезы и покаяние. С ними связано много ведических правил и предписаний, следуя которым, человек должен вставать рано утром, совершать омовение. Иногда нам очень трудно вставать рано утром, но лишение, на которое человек идёт добровольно, сознательно, называется аскезой. Кроме того, Веды предписывают поститься в определённые числа месяца. Даже если человек не любит поститься, он должен делать это в рекомендуемые дни, доказывая тем самым свою решимость совершенствоваться в науке сознания Кришны. Однако не рекомендуется держать слишком долгие, частые посты. Чтобы духовно развиваться, необходимо действовать в гуне добродетели, поэтому посты, совершаемые в соответствии с предписаниями Вед, помогают человеку обрести духовное знание.
00:17:09 Что касается благотворительной деятельности, то какой-то процент своего дохода человек должен отдавать на благие дела. Какое дело является благим? То, которое совершается в сознании Бога и в соответствии с принципами священных писаний. Поскольку Кришна является всеблагим, то всеблагой является и Его миссия. Поэтому пожертвование нужно давать человеку, который занимается деятельностью в сознании Кришны. Согласно Ведам, пожертвования также должны даваться брахманам. В Индии до сих пор следуют этой традиции. Почему? Потому что брахманы занимаются распространением духовного знания. Каждый представитель этого сословия должен посвятить свою жизнь осознанию Брахмана – Абсолютной Истины. Того, кто постиг Брахман, называют брахманом. Таким образом, пожертвование рекомендуется давать брахманам, поскольку они постоянно заняты духовной деятельностью, у них нет времени зарабатывать себе на жизнь.
00:18:15 О славе Господь Чайтанья говорит следующее: «Настоящая слава приходит к человеку тогда, когда он становится великим преданным Господа». Если человек стал известен благодаря своим выдающимся достижениям в сознании Кришны, то он обретает настоящую славу. Все эти качества можно найти во вселенной у людей и полубогов. На разных планетах вселенной есть много разных форм человеческих жизней, среди которых можно найти обладателей перечисленных качеств. Кришна наделяет ими того, кто стремится развить в себе сознание Бога. Верховный Господь устраивает таким образом, что у того, кто занимается преданным служением, автоматически проявляются все положительные качества. Источником всего, что существует на свете, как хорошего, так и плохого, является Господь Кришна. В материальном мире нет ничего, не связанного с Кришной. Несмотря на существующие между нами различия, все явления и предметы берут своё начало в Кришне».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к стихам 4–5 главы 10.
00:19:36 Я хочу в заключение нашего чтения задать слушателям вопрос в качестве домашнего задания. Для чего нужно постоянное прославление Всевышнего Господа Кришны? Разве недостаточно один раз сказать, что Господь Кришна – Всевышний? Для чего Веды и другие писания мира снова и снова повторяют поэтические описания величия, великолепия Всевышнего. Не является ли это простой сентиментальностью? Если нет, то какой в этом смысл? Эти вопросы я хочу предложить нашим радиослушателям в качестве домашнего задания. Теперь вы можете задавать свои вопросы, присылая их на наш сайт. Так что у нас с вами происходит дружеский, любовный обмен вопросами и ответами.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Кто такие «великие мудрецы»?
00:20:30 Критский В.Г.: В этом разделе «Бхагавад-гиты» и в других местах Кришна ссылается на великих мудрецов и на авторитетов в области ведического знания. Это очень характерный, показательный момент. Кришна подчеркивает важность преемственности духовного знания. Кришна, как мы знаем, жил на Земле примерно пять тысяч лет назад, в конце предыдущей эпохи – Двапара-юги. Но до Двапара-юги, как вы знаете, была Трета-юга и Сатья-юга, ещё более длинные эпохи. То есть они занимают около двух миллионов лет. И Кришна, когда рассказывал в начале главы 4 о получении духовного знания, говорил об этом. Сейчас Он тоже повторяет эту мысль, что во Вселенной существуют великие мудрецы, то есть люди, которые посвятили себя развитию духовного знания. И в Ведах упоминается несколько таких личностей, как Нарада Муни, Ангира Муни и другие. Причем мудрецы есть как на Земле, так и на других планетах, особенно на высших, райских планетах, потому что Нарада Муни относится к числу полубогов, он является сыном Брахмы. То есть он не родился в этой своей последней жизни среди людей, поэтому, соответственно, у него совсем другая продолжительность жизни и другие, как бы, масштабы.
00:22:22 Поэтому мы встречаем Нараду Муни и в «Махабхарате», где описываются события, которые происходили пять тысяч лет назад, и, скажем, в «Рамаяне», где описываются события прошлой эпохи, Трета-юги, происходившие по крайней мере около миллиона лет назад. То есть Нарада Муни имеет совсем другие масштабы жизни. И в то же время есть мудрецы, которые живут на Земле, как Ангира Муни, и, скажем так, обладают какой-то земной продолжительностью жизни, хотя она тоже гораздо больше, чем у обычных людей: не сто лет, а много сотен лет, даже тысяч, продолжительность жизни может быть тысячи лет. Мудрецы, практикуя йогу и занимаясь пранаямой, задерживают дыхание. Согласно Ведам, продолжительность жизни человека определяется числом его вздохов, и таким образом в процессе йоги человек задерживает дыхание и вот таким искусственным образом увеличивает свою продолжительность жизни.
00:23:38 В Ведах, в «Шримад-Бхагаватам» есть довольно много упоминаний об этих великих мудрецах, великих личностях, которые являются, по сути, духовными учителями, то есть проводниками духовного знания, через которых обычные люди получают это знание и могут каким-то образом разумно строить свою жизнь. Есть очень много историй. Я как-то упоминал вам историю про Читаракету Махараджа из песни 6 «Шримад-Бхагаватам», очень интересная такая, захватывающая история про царя Читракету, который не мог иметь сына, хотя у него было много жен. Ни одна жена не рожала сына, он очень горевал, молился, и ему в конце концов явился мудрец Ангира Муни и сказал царю, что ему по карме не положено иметь сына. Царь настаивал, умолял мудреца, и тот по настоянию царя совершил жертвоприношение, благодаря которому у царя родился сын. Но Ангира Муни его предупредил, что сын будет для него источником как счастья, так и горя.
00:24:55 И действительно, поскольку мальчик родился у одной царицы, у главной жены царя, другие жены стали завидовать, так как муж им уделял уже меньше внимания, а практически все время проводил с той женой, у которой родился сын. И через какое-то время (мальчику был примерно год) они его отравили. Вот эти жены считали его, скажем так, помехой на пути своей благополучной семейной жизни. И вы можете себе представить, какое это было горе для царя Читракету и его жены. Они не могли найти себе места, они проклинали Бога, проклинали судьбу. И в ответ на их стенания к ним снова явился Ангира Муни в сопровождении Нарады Муни. Они сказали ему: «Что ты сокрушаешься? Тебя предупредили, что мальчик будет для тебя источником и счастья, и горя». И благодаря мистической силе Нарады Муни мальчик ожил, он вернулся в своё тело и стал говорить с присутствующими. Причём говорить не как мальчик годовалый, а как взрослый человек.
00:26:12 И в ответ на вопрос Нарады Муни «Почему ты покинул мир? Почему ты так огорчаешь своих родителей?» мальчик ответил: «А кто мои родители? В этой жизни у меня одни родители, в прошлой жизни были другие, а в следующей жизни будут третьи родители. В материальном мире мы постоянно меняем своих родителей, и поэтому я по своей карме оставил это тело, и позволь мне, пожалуйста, идти дальше». Затем он покинул тело с, так сказать, позволения Нарады Муни и снова упал бездыханным. Соответственно, Махараджа Читракету видел своими собственными глазами, как ожил его мертвый сын и говорил, как взрослый человек. И можете себе представить, что у него волосы встали на голове дыбом. После этого он понял всю, скажем так, тщетность, бессмысленность своих материальных страданий, он поклонился мудрецам и попросил их взять к себе в ученики. И после этого началась его духовная жизнь. Вот это одна из самых знаменитых историй «Шримад-Бхагаватам» о том, каким образом великие мудрецы могут вмешаться в жизнь человека и помочь ему встать на путь духовной жизни. Вот так я могу ответить на вопрос.
00:27:41 Ведущая: Спасибо большое, Владимир Георгиевич, за ответ. Я думаю, что на этом мы подведем итог, напомнив нашим радиослушателям о том, что мы начали уже главу 10. Правильно?
Критский В.Г.: Да. Стихи с 1 по 5.
Ведущая: Обязательно продолжим её. Большое спасибо, что были сегодня с нами.
Критский В.Г.: Спасибо Вам.
Ведущая: До свидания.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 08 November 2022