Глава 15 стихи 1-6

Аюрведа радио - 19 September 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:42:34 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 52 | скачано: 211 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 «Аюрведа радио».
[Ведущая] Ну, что? Давайте же уже приступим к делу, тем более, сегодня дело у нас очень особое, очень важное и очень замечательное. Мы продолжаем изучать ведическую культуру под грамотным руководством специалистов. Итак, кто же у нас сегодня этот специалист? Вы уже знаете, потому что это не в первый раз. А сегодня у нас Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте. Тогда, дорогие друзья, давайте начнём. В прошлый раз мы с вами закончили изучать 14 главу «Бхагавад-гиты», посвящённую трём гунам материальной природы. И мы немного вспомним содержание этой главы. Слово «гуна» означает верёвка, и три гуны переплетены друг с другом, подобно нитям, переплетенным в одной верёвке, — каждая связывает обусловленную душу в материальном мире.

00:01:10 В 9 стихе Господь Кришна сказал: «О потомок Бхараты, гуна благости связывает живое существо ощущением счастья, гуна страсти побуждает его заниматься материальной деятельностью, а гуна невежества, покрывая знания живого существа, лишает его разума». И заповеди священных писаний направляют человека на достижение гуны благости, поскольку она самая чистая и способствует освобождению живого существа от материального рабства, в конце концов, достижению духовного совершенства. Мы закончили прошлую передачу стихами 26 и 27: «Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению, никогда не отклоняясь от избранного пути, сразу поднимается над гунами материальной природы и достигает уровня брахмана».

00:02:04 Двадцать седьмой стих, Господь Кришна сказал: «Я есть основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, являющегося источником высшего счастья». Безличный Брахман олицетворяет Абсолютную Истину, абсолютную справедливость. Она выражается в законах кармы, которая беспристрастно судит. И в материальном мире за гунами материальной природы стоит воля Верховной Личности Бога, который является высшим аспектом Абсолютной Истины. И сегодня мы с вами начнём читать 15 главу «Бхагавад-гиты» под названием «Йога Верховной Личности». Эта глава даёт очень красивую аллегорическую картину материальной жизни с точки зрения Верховной Личности Бога и весь материальный мир сравнивается с огромным деревом баньян, перевёрнутым корнями вверх. В нашей средней полосе такое дерево баньян не растёт, и кто никогда не был в Индии или в другой стране юго-восточной Азии, его трудно себе даже представить.

00:03:10 Баньян по виду напоминает огромный дуб, увеличенный во много раз. Диаметр его ствола достигает 10 метров. И другая особенность — его ветви и корни переплетаются в огромный клубок, так что иногда их трудно отличить друг от друга. Смысл этой красивой аналогии станет понятен в процессе нашей передачи. Стих первый. Господь, Верховная Личность Бога, сказал: «Говорят, что на свете есть нетленное дерево баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, его листья — ведические гимны. Тот, кто познал это дерево, познал Веды». Комментарий: «Узнав о важности бхакти-йоги, человек может спросить: “А что же можно сказать о Ведах?”.

00:04:03 Из данной главы мы узнаем, что целью изучения Вед является постижение Господа Кришны, поэтому тот, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением, уже, по сути, знает Веды. Весь материальный мир здесь сравнивается с деревом баньян. Тот, кто поглощён материальной деятельностью, может бесконечно странствовать по его ветвям, переходя с одной ветви на другую. Дерево материального мира поистине бесконечно и тот, кто привязан к нему, не сможет достичь освобождения. Ведические гимны призваны помочь живому существу встать на путь духовного развития, их можно назвать ветвями этого дерева. Корни этого дерева растут вверх, ибо их начало на планете Брахмы, высшей планете материальной Вселенной. Тот, кто постиг это вечное древо иллюзии, может вырваться из материального плена.

00:05:03 Необходимо понять метод, который поможет нам выбраться из лабиринта материальной жизни. В предшествующих главах говорилось о многих путях, ведущих к освобождению, и везде было сказано, что лучшим из всех путей является преданное служение Верховной Личности Бога или бхакти. Основополагающим принципом преданного служения является отказ от материальной деятельности и развитие привязанности к трансцендентному служению Господу. Процесс разрушения материальных привязанностей описывается в начале этой главы. То, что корень дерева материальной жизни устремлён вверх, означает, что он берёт начало во всеобщей материальной субстанции на высшей планете материального мира. Оттуда начинается вся Вселенная с разными планетными системами. Плоды, растущие на дереве материальной жизни — это результаты деятельности живых существ, а именно религия, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение.

00:06:10 В материальном мире мы не видим такого дерева, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, но, тем не менее, оно существует. Его можно увидеть, стоя на берегу водоёма. Растущие там деревья отражаются на поверхности воды, где их ветви кажутся устремлёнными вниз, а корни вверх. Иными словами, дерево материального мира — не что иное, как отражение настоящего дерева, растущего в духовном мире. Дерево на берегу реки отражается на поверхности воды, а дерево, растущее в духовном мире, отражается на поверхности желания». Это очень глубокая мысль Бхактиведанты Свами Прабхупады. Материальный мир и материальная жизнь основаны на желании живых существ. Какие это желания, мы говорили в прошлых передачах. Это желания господства над материальной природой. В этом глубокий смысл материального существования.

00:07:17 Дальше мы продолжим читать комментарий: «Желания — это причина всех вещей, которые появляются в отражённом блеске материальной жизни. Тот, кто хочет вырваться из плена материального существования, должен изучить это дерево по его составным частям, только тогда ему удастся порвать с ним все связи. Это дерево является отражением настоящего дерева. Всё, что мы видим в материальном мире, существует и в мире духовном. Поэтому духовным мир исполнен многообразия, которое, в отличие от материального, не является иллюзорным. Будучи материальным, этот мир существует лишь некоторое время — всякое отражение мимолётно: оно то появляется, то исчезает. Однако источник отражения существует вечно.

00:08:11 Когда говорят, что человек знает Веды, то имеется в виду, что он знает, как разрубить узел материальных привязанностей. Тот, кто это знает, постиг суть Вед. А люди, привлечённые описанными в Ведах обрядами различных жертвоприношений, лишь только любуются красотой зелёных листьев на дереве материальной жизни. Они не знают, что истинная цель Вед, как о ней говорит сам Господь, это срубить дерево материальной жизни и достичь истинного дерева, растущего в духовном мире». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, в котором он объяснил нам смысл этой аллегории дерева баньян для более глубокого понимания материального мира.

00:09:02 И далее Господь Кришна продолжает. Стих второй: «Ветви этого дерева растут вверх и вниз, питаемые тремя гунами материальной природы. Его веточки — это объекты чувств. У этого дерева есть также корни, устремлённые вниз и связанные с кармической деятельностью людей». Комментарий: «В данном стихе Кришна продолжает рассказывать Арджуне о дереве баньян. В его нижней части находятся все живые существа самых разнообразных видов и форм: люди, животные и другие формы — все они занимают нижние ветви дерева. А на его верхних ветвях располагаются высшие существа: полубоги, гандхарвы и другие. И как обыкновенное дерево питается водой, так дерево материальной жизни питают три гуны материальной природы.

00:10:02 Иногда мы видим, как земля высыхает, истомлённая жаждой или же, напоённая водой, покрывается зелёным покровом. Аналогичным образом принадлежность живых существ к разным формам жизни определяется преобладающим влиянием тех или иных гун материальной природы. Маленькие веточки этого дерева — это объекты чувств. Находясь под влиянием разных гун, мы получаем различные чувства, с помощь которых наслаждаемся разными объектами чувств: что-то видим, слышим, обоняем, осязаем и так далее. Кончики ветвей баньянового дерева — это органы чувств (уши, нос, глаза и так далее), которые стремятся наслаждаться разными объектами чувств (звуком, формой, касанием и другими). Его корни — это различные проявления привязанности и непривяязни, то есть побочные продукты наших страданий и радостей.

00:11:09 Насладившись результатами своей благочестивой деятельности на высших планетах Вселенной, живое существо снова возвращается на Землю и вновь занимается кармической деятельностью для того, чтобы подняться на высшие планеты и наслаждаться плодами своего труда». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стихи 3 и 4: «Находясь в материальном мире нельзя понять истинную форму этого дерева баньян. Никто не знает, где его конец, где начало и где источник. Но с помощью орудия отречения мы должны решительно срубить это дерево, пустившее глубокие корни, а затем найти то место, откуда живое существо уже не возвращается в материальный мир, и там предаться Верховной Личности Бога, дающему начало всему сущему, в ком всё покоится с незапамятных времён».

00:12:11 Очень красивый удивительный стих «Бхагавад-гиты», который убеждает лучше любых научных доказательств. Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Здесь ясно говорится, что истинную форму дерева баньян нельзя постичь, находясь в материальном мире. Будучи отражением, оно растёт корнями вверх, поэтому крона дерева находится внизу. Блуждая по кроне материального дерева, мы не видим, где оно простирается и откуда берёт начало. И всё же нам необходимо отыскать его источник: я сын моего отца, мой отец сын такого-то отца и так далее. И подобные поиски приведут нас к Господу Брахме, который рождается из Верховной Личности Бога, Гарбходакашайи Вишну.

00:13:03 Эти поиски закончатся, когда мы достигнем Верховной Личности Бога. Искать начало этого дерева следует, общаясь с теми, кто уже постиг Всевышнего Господа. Тогда, обретая знания, человек постепенно отречётся от иллюзорного дерева реальности, от иллюзорного отражения реальности, и разорвёт с ним все связи, и достигнет истинного дерева духовного мира. В этой связи важно заметить, что желание удовлетворять свои чувства и господствовать над материальной природой укоренилось в нас очень сильно. Поэтому внимая тем, кто уже обрёл знания и овладевает духовной наукой, о которой рассказывают священные писания, мы должны развить в себе самоотречение. Общаясь с преданными Господа и обсуждая с ними духовные темы, человек приходит к пониманию Верховной Личности Бога. И тогда первое, что он должен сделать, это предаться Всевышнему Господу.

00:14:06 Здесь описано место, откуда живое существо уже никогда не возвращается к иллюзорному отражению, каким является дерево материальной жизни. Верховная Личность Бога, Кришна, говорит в Бхагавад-гите, что он причина зарождения материального мира. Он говорит: “Я — источник всего сущего”. Чтобы снискать милость Господа, нужно посвятить себя преданному служению, которое начинается со слушания, повторения святых имён и так далее. Поэтому чтобы вырваться из пут баньянового дерева материальной жизни, мы должны предаться Господу Кришне и тогда человек естественным образом освобождается от материального рабства». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 5: «Тот, кто избавился от чувства ложного престижа, вышел из-под влияния иллюзий и порвал все иллюзорные связи с материальным миром, кто освободился от материального вожделения, кто одинаково встречает счастье и горе, и кого невозможно ввести в заблуждение, кто знает, как предаться Верховной Личности Бога, тот достигает Его вечной обители».

00:15:21 Комментарий: «Здесь дано замечательное определение, что значит предаться Верховной Личности Бога. Для этого, прежде всего, необходимо избавиться от ложной гордости. Когда живое существо гордится тем, что оно является хозяином материальной природы, ему очень трудно это сделать. Овладевая истинным знанием, человек должен понять, что властелином материальной природы является не он, а Всевышний Господь. Освободившись от иллюзии, порождённой ложным эго, живое существо становится способным предаться Господу. Этого никогда не сможет тот, кто ожидает почестей в материальном мире. Гордость — это порождение иллюзии, ибо несмотря на то, что живое существо приходит сюда лишь на короткое время, а затем уходит, оно по своей глупости считает себя в этом мире хозяином. Тем самым оно ещё больше запутывается и навлекает на себя всё новые беды.

00:16:23 Весь мир опутан сетями этой иллюзии. Люди считают землю, на которой живут, собственностью человеческого общества и делят её на части. Необходимо избавиться от иллюзорного представления о том, что этот мир принадлежит человечеству. Перестав необоснованно считать себя собственником, человек разрывает иллюзорные связи национальной, социальной или семейной принадлежности. Эти ложные связи привязывают нас к материальному миру. Пройдя через этот этап, человек должен овладеть духовным знанием. Он должен понять, что действительно принадлежит ему, а что нет. И, научившись видеть вещи такими, как они есть, он освобождается от концепции двойственности счастья и горя, удовольствия и боли. Обретая совершенное духовное знание, человек сможет предаться Верховной Личности Бога». Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:17:23 И 6 стих, последний, который мы с вами сегодня прочитаем. Господь Кришна сказал: «Моя вечная обитель не освящается ни Солнцем, ни Луной, ни огнём и никаким другим источником. Тот, кто однажды достиг её, уже никогда не возвращается обратно в материальный мир». На этом мы закончим чтение. В следующий раз продолжим, прочитав комментарий к этому стиху, который довольно большой и займёт у нас почти полпередачи. Наталья, есть какие-то вопросы?
[Ведущая] Владимир Георгиевич, вопросов у нас целых 5, поэтому приступаем с первого и самого простого.

00:18:14 Слушательница прислала его к нам, видимо, не так давно присоединилась к прослушиванию «Аюрведа радио». Вопрос такого плана, хотя на него вы уже отвечали. «У меня есть дома животные, а точнее, собаки. Хорошо это или плохо?».
[Критский В.Г.] Спасибо за ваш вопрос. Значит, если у вас есть дома собаки… Собака — это друг человека. В ведической культуре тоже, естественно, были домашние животные, не только собаки, но и слоны, верблюды и так далее. Но они жили, естественно, на улице. Ведическая культура — это, скажем, конечно, была городская жизнь, была сельская жизнь, но города были другие, не такие, как сейчас. Не было таких огромных небоскрёбов, были в основном одно-двух-трёхэтажные дома, не больше, и поэтому в каждом доме был какой-то двор, какой-то садик. И, соответственно, можно было иметь домашних животных там где-то в каком-то сарайчике, в конуре и так далее.

00:19:26 Если собаки у вас в квартире, ну, во-первых, они как бы не всегда моются регулярно, они ходят в туалет, и я уверен, что после этого нет возможности как-то им помыться. Это значит, что будет запах. И будут какие-то влияния, какое-то биополе не очень чистое. То есть это, несомненно, будет негативно влиять на общую атмосферу. Вот эта нечистота — признак тамо-гуны. Значит, вся атмосфера у вас в квартире будет не очень чистой. Отсюда сами делайте выводы, насколько это хорошо.

00:20:15 Конечно, может быть, есть какие-то люди, которые по работе с собаками возятся, но для этого должно быть отдельное помещение. Это не квартира, в которой вы живёте. Я рассказывал несколько раз, что мой отец был учёный биохимик, он работал в институте биохимии, и он не раз водил меня в свой институт. И в том числе он владел так называемым виварием, то есть это такой зверинец, где живут животные, которые используются для научных опытов. Этот виварий находится в подвале. И в этот виварий невозможно войти, не зажав нос. То есть там такой запах, что, как говорится, хоть святых выноси. Там могут быть собаки, кролики, там крыски, мышки и так далее.

00:21:10 То есть, по сути, практически трудно найти какое-то очень чистое животное. Ну, может быть, рыбки, от них нет особого запаха, поскольку они живут в воде. Но все остальные животные и в том числе собаки не очень чисты, поэтому их нужно держать вне дома. Это ведическая культура, это то, что не будет как бы вам мешать. Если у вас уже есть собаки, конечно, их как-то выкидывать неудобно. Если вам удастся их пристроить, то постарайтесь их куда-то пристроить кому-то, кому они принесут пользу, может быть, в какой-нибудь загородный дом. И, если это не удастся, то просто дождитесь, пока они естественным образом оставят своё тело, потому что это живые существа и у вас к ним тоже определённые обязательства, они к вам привязаны и просто выгнать их на улицу тоже нехорошо. Но, по крайней мере, вот уже сами решайте, что вам делать. Так я могу ответить.

00:22:10 [Ведущая] Второй вопрос зачитаю: «Почему тогда не все наши желания исполняются?».
[Критский В.Г.] На самом деле все наши желания исполняются, но только это может быть не в этой жизни. Если человек посвящает себя преданному служению, то Господь исполняет его желания уже в этой жизни. Если человек живёт материальной жизнью по законам кармы, то его желания исполняются, как правило, в следующей жизни, потому что желаний бывает много, они иногда противоречат друг другу и их исполнение откладывается на последующие жизни, может быть, даже не на одну. Это очень интересный вопрос, на самом деле, потому что у Прабхупады часто спрашивали: «А если человек негодяй и у него есть желание, скажем, стать царём, с какой стати Кришна будет исполнять желание негодяя, делать его царём?». И Прабхупада отвечал: «Он в следующей жизни может стать царём, но только уже в царстве животных, скажем, в каком-нибудь муравейнике».

00:23:20 То есть человек лелеет какое-то материальное желание, но он даже не представляет себе, как его можно исполнить. Он думает, что царём, это значит жить во дворце. Но оказывается, можно быть царём и среди муравьёв и исполнять свои вот эти желания власти, желания господства, но уже на другом уровне. Если он деградирует, если он опускается ниже человеческой формы, то он будет исполнять свои желания на том уровне, на котором он находится. Это, собственно, и есть закон кармы: в каком состоянии ума человек оставляет своё тело, он достигнет этого состояния в своей следующей жизни.

00:24:01 Человек благочестивый, который живёт в соответствии с принципами человеческой цивилизации, то есть он желает людям благо, он делает другим добро, у него должна быть какая-то саттва-гуна. Даже если он живёт на уровне раджа-гуны (гуны страсти), он будет неминуемо деградировать, потому что гуна страсти — это как бы гуна корысти, эгоистических желаний. Он будет неминуемо делать людям зло и деградировать, как следствие. Поэтому человеческая жизнь означает, что должен быть какой-то процент гуны благости, тогда человек получит снова человеческое тело и он будет естественно исполнять свои желания, которые остались не исполнены с прошлой жизни. Так я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая] Следующий вопрос: «Что значит отречение от материального мира?».
[Критский В.Г.] Что значит отречение от материального мира? Эта тема встречалась сегодня в сегодняшних стихах. Её Прабхупада несколько раз повторял, что для того, чтобы достичь духовного совершенства, человек должен отказаться от материальных привязанностей.

00:25:17 Это отречение на разных ступенях жизни может быть различным. На этапе брахмачарьи, то есть ученика, это отречение согласно ведической культуре состоит в том, что ученик учится под руководством гуру, духовного учителя, он ведёт жизнь в безбрачии, он не привлекается, не занимается играми с противоположным полом. И для современных людей, для современной молодёжи, это очень сложный принцип, они настолько быстро и легко привязываются к противоположному полу. Естественно, что это неблагоприятно не только для духовной, даже для материальной жизни, потому юношам и девушкам, пока они ещё не выросли, им нужно учиться.

00:26:11 Если они занимаются чувственными наслаждениями с раннего возраста, то их разум темнеет, им уже трудно учиться, им трудно постигать не только духовную науку, но и обычную материальную науку, математику. Поэтому на первом этапе жизни ученичества вот это отречение состоит в том, что юноши и девушки как бы учатся разделено друг от друга. Это практикуется во всех цивилизованных учебных заведениях, элитных учебных заведениях. Скажем, Александр Сергеевич Пушкин учился в Царскосельском лицее, там учились юноши, там не было совместного обучения с девушками. Для девушек отдельные женские гимназии и у них немножечко другое обучение. Всё-таки мужчины и женщины по психологии отличаются друг от друга, хотя в современной культуре их пытаются как-то искусственно приравнять и женщины пытаются усваивать какие-то мужские качества, а соответственно мужчины становятся более женоподобными. Это уже современная культура Кали-юги, это не ведическая культура.

00:27:33 На следующем этапе жизни, когда человек женится или, соответственно, женщина выходит замуж, то, естественно, они могут иметь близкие отношения друг с другом, но всё равно близкие отношения вне брака исключаются. Эта заповедь «Не прелюбодействуй» имеется во всех священных писаниях и то же самое в Ведах. Это является большим грехом, который, соответственно, побуждает человека к духовной деградации, приводит и к материальным проблемам. И он должен, естественно, следовать принципам священных писаний: «Не убий», «Не лги», «Не кради», «Не прелюбодействуй». Это естественные ограничения, которые означают как раз отречение от того, что неблагоприятно в материальной жизни.

00:28:26 Ну, и согласно ведической системе после 50 лет, когда уже вырастают дети, когда старший сын может взять на себя ответственность за семью, то отцу, главе семейства, рекомендуется принять как бы отход, отречение от материальной жизни и посвятить себя духовной практике. Это возможно вместе с женой, потому что жена, соответственно, тоже уже будет немолодой, и они могут вместе отправиться в паломничество по святым местам.

00:29:02 Они могут также жить и в семье, но уже не как воспитатели, учителя, а просто занимая смиренное положение как бы гостей, что ли. Уже бразды правления семьёй передаются старшему сыну и он становится главой семьи. Вот эта ведическая система варнашрама, о которой мы говорили в курсе «Основы ведической культуры», она подразумевает, что на каждом этапе жизни цивилизованного человека есть определённый уровень отречения от материальной жизни, материальных привязанностей. Вот так я могу ответить.
[Ведущая] Следующий вопрос: «Разве мы не все вышли из духовного мира? Так почему мы опять в материальном мире находимся?». И дополнение: «Если мы изначально духовны, то почему и как у нас появилось желание попасть в материальный мир?».

00:30:00 [Критский В.Г.] Это хороший вопрос, хотя он не такой простой. И его не раз задавали Прабхупаде. Прабхупада много раз говорил, что мы должны вернуться обратно домой, обратно к Богу. То есть он считал, что все души в материальном мире попали сюда из духовного мира. Но этот вопрос не такой однозначный, потому что в священных писаниях об этом ничего не говорится. То есть священные писания не отвечают на этот вопрос, каким образом душа попала в материальный мир. Священные писания говорят, что раз мы здесь оказались, нам нужно отсюда выбраться. То есть они придерживаются достаточно прагматической точки зрения, что нет нужды спрашивать, задавать этот вопрос, как мы сюда попали, важно, что мы здесь оказались и нам нужно отсюда выбраться. Но наш духовный учитель Бхактиведанта Свами, тем не менее, говорил, что душа всегда имеет свободу воли, свободу выбора, как в духовном мире, так и в материальном. И будучи в духовном мире, в душе может появиться желание самой сыграть роль. Как вы знаете, материальный мир — это большой спектакль, здесь все играют какие-то роли, но это роли достаточно искусственные: роли царей, президентов, министров, светских красавиц и так далее. Но истинный спектакль находится в духовном мире. То есть там живые существа играют свои истинные роли вечных слуг Верховной Личности Бога. Но, тем не менее, у каждой души есть свобода воли. И у некоторых из них, как говорил Прабхупада, может появиться желание попробовать сыграть роль Бога. И как только у личности в духовном мире появляется это желание, оно оказывается сразу в материальном мире.

00:32:05 И поскольку время в духовном материальном мире течёт по-разному, живое существо может на какое-то мгновение отлучиться из духовного мира и за это время в материальном мире оно проживёт тысячи жизней, поскольку время в духовном мире гораздо более концентрировано, даже на высших планетах. Скажем, один год на Земле — это один день на Сваргалоке, то есть высшей планете Индры, а на Брахмалоке, как Кришна объясняется в «Бхагавад-гите», один день длится тысячу Маха-юг. Маха-юга — это Кали-юга, Двапара-юга, Трета-юга, Сатья-юга вместе взятые. Так вот тысяча Маха-юг — это один день Господа Брахмы, то есть высшей планеты материального мира. Время течёт по-разному, поэтому то, что в духовном мире может быть буквально одно мгновение, в материальном мире может пройти огромный промежуток в тысячи жизней. Так я могу ответить на этот вопрос, хотя, в принципе, он непростой и на него нет однозначного ответа.

00:33:16 [Ведущая] Вопрос следующий: «Материалисты часто спрашивают “Что значит источник всего сущего Господь? Как это понимать?”. Как понять, что значит “Я — источник всего”?».
[Критский В.Г.] Ну, я думаю, что это вопрос не такой сложный. Например, мы можем понять, что мы появились не сами по себе, не в результате случайного взрыва, не в результате теории эволюции, что мы родились от родителей. Папа с мамой поженились и у них были любовные взаимоотношения, и в результате родились дети. У папы с мамой были свои папа с мамой (у папы свои, у мамы свои) и так далее, и так далее. Вот если мы будем идти, то началом всей материальной жизни является так называемые Праджапати, то есть прародители материального мира. И то же самое, кстати, в Библии есть, Праджапати Адам и Ева.

00:34:13 Но в Ведах говорится более подробно, что есть, скажем, Праджапати Кашьяпа Муни, у него есть несколько жён и от каждой жены появляются разные формы жизни. Так вот эти Праджапати тоже появились не сами по себе, не в результате случайных каких-то химических реакций, а они порождены высшим существом материального мира — Господом Брахмой, который является саморожденным, у которого нет отца и матери. Он является непосредственно творением Верховной Личности Бога, Вишну. В этой передачи говорилось, что из Гарбходакашайи Вишну (это одна из экспансий Господа Вишну), из его тела исходит Брахма, первое существо во Вселенной. То есть Брахма — это первое существо как бы материального мира.

00:35:06 Господь духовен, трансцендентен, но поскольку он руководит всеми энергиями, он, в том числе, создаёт и первое существо материального мира. Господь Брахма находится в тонком теле и является уже вторичным творцом, который творит всё материальное разнообразие. Вот таким образом можно всё это понять, что как бы отцом Брахмы фактически является сам Господь. У него нет обычных отца и матери, но есть отец духовный, который создаёт его, подобно тому, как в Библии рассказывается, что Господь создал Адама. Вот согласно Ведам Господь Брахма исходит из тела Господа Вишну, так же как материальные Вселенные исходят из тела Маха-Вишну. То есть откуда берётся материя и материальный мир? Они исходят из тела Маха-Вишну, это изначальный Вишну, который находится в духовном небе. А его экспансия, Гарбходакашайя Вишну, уже является творцом конкретной Вселенной. И внутри каждой Вселенной находится свой Гарбходакашайи Вишну, это множество экспансий Маха-Вишну. Так я могу ответить.

00:36:24 [Ведущая] Владимир Георгиевич, вот пришло ещё одно дополнение. Вопрос звучит так: «А как Господь может является первопричиной себя?».
[Критский В.Г.] Господь не является первопричиной себя, Господь есть как бы причина всего. Это как бы человек пытается с помощью логических каких-то трюков запутать, что ли, но, скорее всего, он запутывает сам себя. Мы уже как-то говорили, что у учёных-материалистов есть как бы коронная фраза. Скорее всего, этот человек относится к данной категории, что «…Если Бог сотворил всё, то кто Бога сотворил?». Это вот как бы традиционный аргумент современных наших материалистов: «Кто сотворил Господа Бога?».

00:37:13 Господа Бога никто не сотворял, Господь Бог существует вечно. На самом деле, в общем-то, в каком-то смысле всё существует вечно. Материальный мир — это временное проявление. Материальный мир то твориться, то уничтожается. Но на самом деле энергии материальные тоже вечны, они периодически проявляются, они образуют материальный мир, материальные Вселенные, происходит творение и в том числе каких-то там форм разных живых существ. Они рождаются, как потомки Праджапати, которые являются первыми живыми существами во Вселенной. Господь никогда не рождается и не умирает, у него нет никакого источника, он сам есть источник всего. Это простая, на самом деле, вещь. И если человек в здравом уме и твёрдой памяти, он это может легко понять.

00:38:08 Человек это не может понять, если он немножечко одурачил себя современными материалистическими представлениями, типа теории эволюции Дарвина или теории Большого взрыва, что вначале ничего не было, потом взорвалось и всё вдруг появилось. То есть это, можно сказать, бредовые идеи, которые популярны в современной науке. И если уж говорить на эту тему, то можно только диву даваться, насколько эта материальная энергия Господа держит людей в иллюзии, в такой великой иллюзии, что крупные учёные, доктора наук, академики, всерьёз верят, что материальный мир мог появиться случайно в результате случайного взрыва. Но этого нет. Этого нет ни в опыте, ни в теории, это всё чистые спекуляции.

00:39:07 Где-то на Кавказе есть взрывы какие-то, но правоохранительные органы ищут преступников, кто заложил эти взрывчатые устройства, они не считают, что эти взрывы самопроизвольны, обязательно должна быть причина. Всему в материальном мире есть причина. Это аксиома. Но почему-то, вероятно по аналогии с духовным миром, некоторые учёные считают, что у материального мира нет никакой причины, что-то случайно всё взорвалось и появилось. Это совершенно нелогично, это ненаучно. Так я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая] Слушательница из Петербурга написала пояснение, что ей часто задают такие вопросы и что ей приходится рассказывать, на самом деле, то, что вы сейчас рассказывали. Она пишет, что «…Это меня тыкают носом вот в эти фразы материалисты». Но ничего, я думаю, Леночка, вы справитесь. Просто когда вы не знаете, что отвечать, вы говорите: «Слушай, если ты такой умный, вот возьми почитай, там всё написано», — и давайте книгу читать человеку. Я так всегда, как говорится, выкручиваюсь из ситуации, потому что я правда не знаю и всегда направляю к чистому источнику. Вот такая вот я хитрюлька.

00:40:22 Владимир Георгиевич, вопросов на текущий момент больше нет, слушатели заслушались, а те, кто были отзывчивы, ну, точнее, любопытные, прислали нам свои вопросы. Спасибо большое, что вы ответили на них.
[Критский В.Г.] Спасибо вам. Дорогие радиослушатели и Наталья, хочу сделать объявление под конец (я в прошлый раз говорил), что у нас состоится буквально через несколько дней фестиваль ведической культуры под Новороссийском, в Кринице, и я туда еду завтра, поэтому следующей передачи не будет. А через две недели я уже вернусь, и я надеюсь, если всё будет в порядке, если буду живой и здоровый, то, по моим расчётам, 3 октября будет следующая передача. И я хочу поблагодарить всех радиослушателей, особенно тех, кто прислали свои вопросы, и в том числе такие каверзные, что «…Каким образом Господь является сам источником себя самого?». Это на самом деле интересная захватывающая тема и это мне тоже доставляет определённое удовольствие. Спасибо.

00:41:33 [Ведущая] Очень рады доставить вам удовольствие также, Владимир Георгиевич. Спасибо вам великое, будьте счастливы, удачного вам пути. И всегда будем ждать вашего возвращения.
[Критский В.Г.] До свидания, всего хорошего.
[Ведущая] До свидания. Уважаемые радиослушатели, не расстраивайтесь, Владимир Георгиевич скоро приедет, всего две недели, пожалуйста, не надо плакать. Я тоже плакать не буду. Шучу немножко, потому что хорошее настроение. Всё равно будем ждать Владимира Георгиевича на волнах «Аюрведа радио». Ну, а далее у нас музыка, просто замечательная музыка, а вечером будет просто замечательный эфир. Все те, кто ещё не знает, как сделать, чтобы в вашем доме появился божественный ребёнок, добро пожаловать на прямой эфир с Лаланой. В 19:00 мы его обязательно начнём. Ну, вот, немного музыки для вас любимых и я пока поработаю за эфиром с вашего позволения.
«Аюрведа радио».

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 09 January 2013