Хранитель вечной религии
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:14 Ведущая:: Рада поприветствовать всех радиослушателей, собравшихся сегодня обсудить вместе с нами «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ», получить самые замечательные знания, задать вопросы и получить ответы. Владимир Критский в прямом эфире. И сейчас Владимир Георгиевич скажет вам: «Добрый день». Здравствуйте, Владимир Георгиевич!
Главное свидетельство
00:00:57 Критский В.Г.: Дорогие друзья, я напомню, что в прошлый раз мы начали изучать главу 11 «Бхагавад-гиты» под названием «Вишварупа», или «Вселенская форма». Перед этим мы в главе 10 разъяснили, каким образом Кришна рассказывает Арджуне о своей всепроникающей природе, то есть каким образом Он проявляется через различные явления, объекты материального мира. Это нужно для того, чтобы постоянно помнить о Верховной Личности, о Его проявлениях. И глава 11 является логичным продолжением главы 10.
00:01:41 Мы прочитаем несколько стихов, которые были в прошлый раз, для того чтобы раскрыть тему. В первом стихе Арджуна сказал: «Я выслушал Твои наставления по самым сокровенным полным вопросам, и мои иллюзии рассеялись». Стих 2: «О лотосоокий, услышав Твой рассказ о появлении и исчезновении всех живых существ, я постиг безграничность Твоего величия». Стих 3: «О величайшая личность, о Всевышний Господь, хотя я вижу Тебя в Твоем изначальном облике, я хочу увидеть, как Ты входишь в космическое проявление. Я хочу увидеть этот Твой чудный образ, о котором Ты мне поведал». И смысл в том, что вселенская форма является свидетельством того, что перед нами Верховная Личность Бога, и каждый, кто, скажем так, претендует на божественное происхождение, должен показать эту вселенскую форму.
Что такое вселенская форма?
00:02:49 Критский В.Г.: Вспомним последние прочитанные нами стихи. Стихи 7–8. Всевышний Господь сказал: «О Арджуна, в этом Моем теле ты можешь увидеть всё, что пожелаешь! Вселенская форма откроет твоему взору всё, что ты хочешь видеть сейчас или захочешь увидеть в будущем. Всё – движущееся и неподвижное – собрано здесь. Но поскольку ты не сможешь увидеть Меня своими нынешними глазами, Я наделю тебя божественным зрением. Узри же Мое мистическое могущество!». «Санджая сказал: „О царь, произнеся эти слова, Верховный Господь, повелитель мистических сил, Верховная Личность Бога, явил Арджуне Свою вселенскую формуˮ».
00:03:43 И небольшое пояснение, что такое вселенская форма. Вселенская форма – это различные непроявленные энергии во Вселенной, исходящие из одного источника – Верховной Личности Бога, которую Господь Кришна проявил Арджуне для его блага и блага всех живых существ. Эта вселенская форма делает очевидной центральную, главенствующую роль Верховной Личности Бога в процессе материального творения.
00:04:04 Мы теперь продолжим чтение стихов главы 11 без особых пояснений с моей стороны. Я буду читать только небольшие комментарии Бхактиведанты Свами Прабхупады, и вы увидите, что это просто потрясающая, фантастическая картина, явленная Арджуне, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие, хотя мы её не видим, а только слышим.
Сияние тысячи солнц
00:04:30 Стихи 10–11:
अनेकवक्त्रनयनमनेकाद्भुतदर्शनम् ।
अनेकदिव्याभरणं दिव्यानेकोद्यतायुधम् ॥ १० ॥
दिव्यमाल्याम्बरधरं दिव्यगन्धानुलेपनम् ।
सर्वाश्चर्यमयं देवमनन्तं विश्वतोमुखम् ॥ ११ ॥
aneka-vaktra-nayanam
anekādbhuta-darśanam
aneka-divyābharaṇaṁ
divyānekodyatāyudham
divya-mālyāmbara-dharaṁ
divya-gandhānulepanam
sarvāścarya-mayaṁ devam
anantaṁ viśvato-mukham
«Арджуна увидел во вселенской форме бесчисленное множество ртов, бесчисленное множество глаз и дивных видений. Господь был облачён в чудесные одежды и украшен удивительными нарядами. Тело его было умащено ароматическими благовониями и украшено небесными гирляндами. Всё это было ослепительно, безгранично и беспрестанно росло».
00:04:59 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Видение, представшее взору Арджуны, охватывало всю Вселенную, но милостью Господа Арджуна увидел это не сходя со своего места. Это стало возможным благодаря непостижимому могуществу Господа Кришны».
00:05:18 Стих 12:
दिवि सूर्यसहस्रस्य भवेद्युगपदुत्थिता ।
यदि भा: सदृशी सा स्याद्भासस्तस्य महात्मन: ॥ १२ ॥
divi sūrya-sahasrasya
bhaved yugapad utthitā
yadi bhāḥ sadṛśī sā syād
bhāsas tasya mahātmanaḥ
«Как если бы сотни тысяч солнц одновременно поднялись над горизонтом, их свет мог бы сравниться с сиянием Верховного Господа в этой вселенской форме».
00:05:31 Комментарий: «То, что открылось взору Арджуны, было поистине неописуемо, но всё же Санджая пытается описать Дхритараштре это дивное видение. Ни Санджая, ни Дхритараштра не присутствовали на месте событий, но Санджая по милости Вьясы мог видеть всё происходящее. Поэтому, чтобы в доступной форме передать то, что увидел Арджуна, он сравнивает это с картиной, которую можно нарисовать в воображении, то есть с сиянием тысячи солнц».
Вместилище всех взаимоотношений
00:06:04 Стих 13:
तत्रैकस्थं जगत्कृत्स्नं प्रविभक्तमनेकधा ।
अपश्यद्देवदेवस्य शरीरे पाण्डवस्तदा ॥ १३ ॥
tatraika-sthaṁ jagat kṛtsnaṁ
pravibhaktam anekadhā
apaśyad deva-devasya
śarīre pāṇḍavas tadā
«В это время Арджуна увидел в гигантской форме Господа безграничные пространства Вселенной, соединившиеся в одной точке и в то же время разделённые на бесчисленные части».
00:06:18 Комментарий: «Когда Арджуна увидел вселенскую форму, то он и Кришна сидели на колеснице. Другие воины, находившиеся на поле битвы, не могли видеть вселенскую форму, поскольку Кришна наделил таким видением только Арджуну. В гигантском теле Кришны Арджуна увидел тысячи и тысячи планет. Из ведических писаний известно, что в мире существует великое множество вселенных. В каждой – огромное множество планет. Одни созданы из земли, другие – из металла, третьи – из драгоценных камней. Одни планеты огромны, другие уступают им по размерам и так далее. Арджуна увидел всё это не сходя с колесницы, но никто другой не понимал того, что происходило между Кришной и Арджуной».
00:07:12 Стих 14:
तत: स विस्मयाविष्टो हृष्टरोमा धनञ्जय: ।
प्रणम्य शिरसा देवं कृताञ्जलिरभाषत ॥ १४ ॥
tataḥ sa vismayāviṣṭo
hṛṣṭa-romā dhanañ-jayaḥ
praṇamya śirasā devaṁ
kṛtāñjalir abhāṣata
«Изумлённый и потрясённый, с волосами, стоящими дыбом, Арджуна благоговейно склонил голову и, сложив ладони, стал возносить молитвы Верховному Господу».
00:07:28 Комментарий: «Как только глазам Арджуны предстало это дивное видение, отношения между ним и Кришной сразу изменились. Прежде он считал Кришну своим другом, но теперь, увидев вселенскую форму, Арджуна склонился перед ним в благоговейном почтении и, сложив ладони, стал возносить молитвы. В этих молитвах он прославляет вселенскую форму. Таким образом, в отношениях Арджуны с Кришной на смену дружбе пришло изумление.
00:08:00 Великие преданные видят в Кришне вместилище всех взаимоотношений. В священных писаниях их перечисляется 12 видов, и все они присутствуют в Кришне, поэтому Кришну называют океаном взаимоотношений, которые могут связывать между собой живые существа, полубогов или же Верховного Господа и его преданных. В данном случае Арджуной двигало изумление и, поглощённый этим чувством, Арджуна, будучи от природы человеком рассудительным и спокойным, пришёл в состояние экстаза. Волосы на его теле стали дыбом, и, сложив ладони, он почтительно склонился перед Господом Кришной. Он не испытывал страха, но был поражён чудом, которое явил Господь. В данный момент Арджуна охвачен изумлением, которое на время заслонило дружеские чувства, связывающие его с Господом Кришной».
Высшая цель познания
00:09:00 Стих 15:
अर्जुन उवाच
पश्यामि देवांस्तव देव देहे
सर्वांस्तथा भूतविशेषसङ्घान् ।
ब्रह्माणमीशं कमलासनस्थ-
मृषींश्च सर्वानुरगांश्च दिव्यान् ॥ १५ ॥
arjuna uvāca
paśyāmi devāṁs tava deva dehe
sarvāṁs tathā bhūta-viśeṣa-saṅghān
brahmāṇam īśaṁ kamalāsana-stham
ṛṣīṁś ca sarvān uragāṁś ca divyān
«Арджуна сказал: „О мой Господь, я вижу в Твоём теле всех полубогов и великое множество других существ. Я вижу Брахму, восседающего на цветке лотоса, Господа Шиву, всех великих мудрецов и божественных змеевˮ».
00:09:20 Комментарий: «Взору Арджуны открылось всё, что существует во Вселенной, поэтому он увидел всю Вселенную: от высшей планеты в форме лотоса, на которой живёт Господь Брахма – первое сотворённое живое существо, и до Гарбходакашайи Вишну, находящегося в низших сферах Вселенной. Такое возможно только по милости Верховного Господа Кришны».
00:09:46 Стих 16:
अनेकबाहूदरवक्त्रनेत्रं
पश्यामि त्वां सर्वतोऽनन्तरूपम् ।
नान्तं न मध्यं न पुनस्तवादिं
पश्यामि विश्वेश्वर विश्वरूप ॥ १६ ॥
aneka-bāhūdara-vaktra-netraṁ
paśyāmi tvāṁ sarvato ’nanta-rūpam
nāntaṁ na madhyaṁ na punas tavādiṁ
paśyāmi viśveśvara viśva-rūpa
«О Господь Вселенной, я вижу в Твоём теле несметное множество рук, ртов, животов и глаз. Они находятся всюду, им нет конца. О Вселенская Форма, поистине, у Тебя нет ни начала, ни конца, ни середины».
00:10:07 Комментарий: «Кришна – это Верховная Личность Бога, Он беспределен, поэтому в Нём можно увидеть всё сущее».
00:10:18 Стих 17:
किरीटिनं गदिनं चक्रिणं च
तेजोराशिं सर्वतो दीप्तिमन्तम् ।
पश्यामि त्वां दुर्निरीक्ष्यं समन्ता-
द्दीप्तानलार्कद्युतिमप्रमेयम् ॥ १७ ॥
kirīṭinaṁ gadinaṁ cakriṇaṁ ca
tejo-rāśiṁ sarvato dīptimantam
paśyāmi tvāṁ durnirīkṣyaṁ samantād
dīptānalārka-dyutim aprameyam
«Ослепительное сияние, исходящее от Тебя, подобно бушующему пожару или нестерпимо яркому солнечному свету. Заливая собой всё, оно мешает мне видеть Тебя. Но всё же, куда я не брошу свой взор, я везде вижу Твой сверкающий образ, увенчанный коронами, с палицами и дисками в руках».
00:10:43 Стих 18:
त्वमक्षरं परमं वेदितव्यं
त्वमस्य विश्वस्य परं निधानम् ।
त्वमव्यय: शाश्वतधर्मगोप्ता
सनातनस्त्वं पुरुषो मतो मे ॥ १८ ॥
tvam akṣaraṁ paramaṁ veditavyaṁ
tvam asya viśvasya paraṁ nidhānam
tvam avyayaḥ śāśvata-dharma-goptā
sanātanas tvaṁ puruṣo mato me
«Ты высшая цель познания. На Тебе покоится вся Вселенная. Ты неисчерпаемый и старейший. Ты хранитель вечной религии, Верховная Личность Бога. Таково моё мнение».
00:11:02 Небольшое пояснение. Обратите внимание, какой философский вывод делает Арджуна. Он говорит: «Ты высшая цель познания». Хотя Арджуна был воином, кшатрием, но благодаря воспитанию в ведической культуре он делает верный вывод, который, к сожалению, не понимают некоторые учёные и философы. Высшей целью познания является не материальный мир, не материальная природа, которая временна и только запутывает людей в хитросплетениях материальной жизни, а целью является Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, изначальная причина всех причин, в том числе и материальной природы. Это принципиальная ошибка современной цивилизации.
Форма, вселяющая страх
00:11:50 Стих 19:
अनादिमध्यान्तमनन्तवीर्य-
मनन्तबाहुं शशिसूर्यनेत्रम् ।
पश्यामि त्वां दीप्तहुताशवक्त्रं
स्वतेजसा विश्वमिदं तपन्तम् ॥ १९ ॥
anādi-madhyāntam ananta-vīryam
ananta-bāhuṁ śaśi-sūrya-netram
paśyāmi tvāṁ dīpta-hutāśa-vaktraṁ
sva-tejasā viśvam idaṁ tapantam
«У Тебя нет ни начала, ни конца, ни середины. Твоё величие беспредельно. У Тебя бесчисленное множество рук, а Солнце и Луна – Твои очи. Я вижу, как из Твоих уст вырывается огонь, опаляя всю Вселенную, залитую ослепительным сиянием».
00:12:11 Комментарий: «Шесть совершенств Верховной Личности Бога поистине беспредельны. Здесь Арджуна повторяет то, что мы уже несколько раз слышали ранее, но, согласно священным писаниям, повторы в описаниях, прославляющих Господа, нельзя считать литературным изъяном. Говорится, что человек, который озадачен, изумлён или восхищён чем-то, от волнения много раз повторяет одно и то же. Это не является недостатком».
00:12:42 Стих 20:
द्यावापृथिव्योरिदमन्तरं हि
व्याप्तं त्वयैकेन दिशश्च सर्वा: ।
दृष्ट्वाद्भुतं रूपमुग्रं तवेदं
लोकत्रयं प्रव्यथितं महात्मन् ॥ २० ॥
dyāv ā-pṛthivyor idam antaraṁ hi
vyāptaṁ tvayaikena diśaś ca sarvāḥ
dṛṣṭvādbhutaṁ rūpam ugraṁ tavedaṁ
loka-trayaṁ pravyathitaṁ mahātman
«Ты один заполняешь собой всё небо, планеты и пространство между ними. О великий, созерцая эту чудную грозную форму, все миры приходят в смятение».
00:12:56 Комментарий: «Особенно важны употреблённые в этом стихе слова: «Пространство, отделяющее райские планеты от Земли». Они свидетельствуют о том, что вселенскую форму Господа видел не только Арджуна, но и обитатели райских планет. Вселенская форма не привиделась Арджуне в воображении. Все, кого Господь наделил трансцендентным зрением, созерцали эту форму, явленную Господом на поле битвы».
00:13:26 Стих 21:
अमी हि त्वां सुरसङ्घा विशन्ति
केचिद्भीता: प्राञ्जलयो गृणन्ति ।
स्वस्तीत्युक्त्वा महर्षिसिद्धसङ्घा:
स्तुवन्ति त्वां स्तुतिभि: पुष्कलाभि: ॥ २१ ॥
amī hi tvāṁ sura-saṅghā viśanti
kecid bhītāḥ prāñjalayo gṛṇanti
svastīty uktvā maharṣi-siddha-saṅghāḥ
stuvanti tvāṁ stutibhiḥ puṣkalābhiḥ
«Сонмы полубогов склоняются перед Тобой и входят в Твоё тело. Великие мудрецы и люди, достигшие совершенства, напуганные происходящим, сложив ладони, возносят Тебе молитвы о мире. Они взывают к Тебе, исполняя ведические гимны».
00:13:48 Комментарий: «В страхе перед внушающим ужас видением вселенской формы и её ослепительным сиянием полубоги со всех планет стали молить Господа о защите».
00:14:03 Стих 22:
रुद्रादित्या वसवो ये च साध्या
विश्वेऽश्विनौ मरुतश्चोष्मपाश्च ।
गन्धर्वयक्षासुरसिद्धसङ्घा
वीक्षन्ते त्वां विस्मिताश्चैव सर्वे ॥ २२ ॥
rudrādityā vasavo ye ca sādhyā
viśve ’śvinau marutaś coṣmapāś ca
gandharva-yakṣāsura-siddha-saṅghā
vīkṣante tvāṁ vismitāś caiva sarve
«Все воплощения Господа Шивы, а также Адитьи, Васу, Садхьи, Вишвадевы, Ашвини Кумары, Маруты, питы, гандхарвы, якши, асуры, достигшие совершенства полубоги взирают на Тебя в изумлении».
00:14:22 Здесь Кришна перечисляет различные формы жизни, обитающие на разных планетах Вселенной, и в основном они относятся к категории полубогов. В более подробном ведическом произведении «Шримад-Бхагаватам» даётся достаточно полное описание Вселенной и её обитателей. И, возможно, в одной из следующих передач, вероятно уже в следующем цикле, мы будем это рассматривать.
00:14:53 Стих 23:
रूपं महत्ते बहुवक्त्रनेत्रं
महाबाहो बहुबाहूरुपादम् ।
बहूदरं बहुदंष्ट्राकरालं
दृष्ट्वा लोका: प्रव्यथितास्तथाहम् ॥ २३ ॥
rūpaṁ mahat te bahu-vaktra-netraṁ
mahā-bāho bahu-bāhūru-pādam
bahūdaraṁ bahu-daṁṣṭrā-karālaṁ
dṛṣṭvā lokāḥ pravyathitās tathāham
«О могучий, все планеты и обитающие на них полубоги пришли в смятение, увидев Твою гигантскую форму, её многочисленные лики, глаза, руки, ноги, бёдра, чревы и устрашающие зубы. Меня также охватывает смятение».
00:15:14 Стих 24:
नभ:स्पृशं दीप्तमनेकवर्णं
व्यात्ताननं दीप्तविशालनेत्रम् ।
दृष्ट्वा हि त्वां प्रव्यथितान्तरात्मा
धृतिं न विन्दामि शमं च विष्णो ॥ २४ ॥
nabhaḥ-spṛśaṁ dīptam aneka-varṇaṁ
vyāttānanaṁ dīpta-viśāla-netram
dṛṣṭvā hi tvāṁ pravyathitāntar-ātmā
dhṛtiṁ na vindāmi śamaṁ ca viṣṇo
«О вездесущий Вишну, видя Твоё ослепительное разноцветное сияние, простирающееся до неба, Твои зевы и огромные полыхающие очи, я дрожу от страха и не могу сохранять спокойствие».
00:15:31 Стих 25:
दंष्ट्राकरालानि च ते मुखानि
दृष्ट्वैव कालानलसन्निभानि ।
दिशो न जाने न लभे च शर्म
प्रसीद देवेश जगन्निवास ॥ २५ ॥
daṁṣṭrā-karālāni ca te mukhāni
dṛṣṭvaiva kālānala-sannibhāni
diśo na jāne na labhe ca śarma
prasīda deveśa jagan-nivāsa
«О Бог Богов, о прибежище всех миров, умоляю Тебя, смилуйся надо мной. При виде Твоих сияющих смертоносных ликов и страшных зубов я прихожу в смятение. Куда бы я ни взглянул, мой разум не находит покоя».
Предвестие гибели
00:15:52 Стихи 26–27:
अमी च त्वां धृतराष्ट्रस्य पुत्रा:
सर्वे सहैवावनिपालसङ्घै: ।
भीष्मो द्रोण: सूतपुत्रस्तथासौ
सहास्मदीयैरपि योधमुख्यै: ॥ २६ ॥
वक्त्राणि ते त्वरमाणा विशन्ति
दंष्ट्राकरालानि भयानकानि ।
केचिद्विलग्ना दशनान्तरेषु
सन्दृश्यन्ते चूर्णितैरुत्तमाङ्गै: ॥ २७ ॥
amī ca tvāṁ dhṛtarāṣṭrasya putrāḥ
sarve sahaivāvani-pāla-saṅghaiḥ
bhīṣmo droṇaḥ sūta-putras tathāsau
sahāsmadīyair api yodha-mukhyaiḥ
vaktrāṇi te tvaramāṇā viśanti
daṁṣṭrā-karālāni bhayānakāni
kecid vilagnā daśanāntareṣu
sandṛśyante cūrṇitair uttamāṅgaiḥ
«Я вижу, как все сыновья Дхритараштры, и ставшие на их сторону цари - Бхишма, Дрона и Карна, и все наши воины устремляются в Твои страшные зевы, и как головы некоторых из них сокрушаются Твоими зубами».
00:16:12 Комментарий: «До этого Господь обещал Арджуне показать захватывающее зрелище, и вот теперь Арджуна стал свидетелем гибели военачальников армии врага: Бхишмы, Дроны, Карны и сыновей Дхритараштры, а также своих и вражеских воинов. Это предвещало гибель всех собравшихся на поле битвы Курукшетра и победу Арджуне. Здесь также сказано, что Бхишма, которого считали непобедимым, также падёт на поле боя. Та же участь ожидает и Карну. В этой битве суждено было погибнуть не только великим воинам на стороне Кауравов, но и многим великим военачальникам на стороне Арджуны».
00:16:59 Стих 28:
यथा नदीनां बहवोऽम्बुवेगा:
समुद्रमेवाभिमुखा द्रवन्ति ।
तथा तवामी नरलोकवीरा
विशन्ति वक्त्राण्यभिविज्वलन्ति ॥ २८ ॥
yathā nadīnāṁ bahavo ’mbu-vegāḥ
samudram evābhimukhā dravanti
tathā tavāmī nara-loka-vīrā
viśanti vaktrāṇy abhivijvalanti
«Подобно рекам, несущим свои воды к океану, эти великие воины исчезают в Твоих пылающих зевах».
00:17:10 Стих 29:
यथा प्रदीप्तं ज्वलनं पतङ्गा
विशन्ति नाशाय समृद्धवेगा: ।
तथैव नाशाय विशन्ति लोका-
स्तवापि वक्त्राणि समृद्धवेगा: ॥ २९ ॥
yathā pradīptaṁ jvalanaṁ pataṅgā
viśanti nāśāya samṛddha-vegāḥ
tathaiva nāśāya viśanti lokās
tavāpi vaktrāṇi samṛddha-vegāḥ
«Я вижу, как, подобно мотылькам, летящим на огонь, все люди стремительно несутся в Твои раскрытые рты».
00:17:20 Стих 30:
लेलिह्यसे ग्रसमान: समन्ता-
ल्लोकान्समग्रान्वदनैज्र्वलद्भिः ।
तेजोभिरापूर्य जगत्समग्रं
भासस्तवोग्रा: प्रतपन्ति विष्णो ॥ ३० ॥
lelihyase grasamānaḥ samantāl
lokān samagrān vadanair jvaladbhiḥ
tejobhir āpūrya jagat samagraṁ
bhāsas tavogrāḥ pratapanti viṣṇo
«О Вишну, я вижу, как Ты поглощаешь людей, которые исчезают в Твоих пылающих зевах. Озаряя всю Вселенную ослепительным сиянием, Ты испускаешь грозные, опаляющие лучи».
00:17:36 Стих 31:
आख्याहि मे को भवानुग्ररूपो
नमोऽस्तु ते देववर प्रसीद ।
विज्ञातुमिच्छामि भवन्तमाद्यं
न हि प्रजानामि तव प्रवृत्तिम् ॥ ३१ ॥
ākhyāhi me ko bhavān ugra-rūpo
namo ’stu te deva-vara prasīda
vijñātum icchāmi bhavantam ādyaṁ
na hi prajānāmi tava pravṛttim
«О Бог богов, твой образ столь ужасен, поведай, кто Ты есть. Смилуйся надо мной, я припадаю к Твоим стопам. О изначальный Господь, скажи мне, ради чего Ты явился в этот мир».
00:17:56 И последний стих, который мы прочитаем. Стих 32:
श्रीभगवानुवाच
कालोऽस्मि लोकक्षयकृत्प्रवृद्धो
लोकान्समाहर्तुमिह प्रवृत्त: ।
ऋतेऽपि त्वां न भविष्यन्ति सर्वे
येऽवस्थिता: प्रत्यनीकेषु योधा: ॥ ३२ ॥
śrī-bhagavān uvāca
kālo ’smi loka-kṣaya-kṛt pravṛddho
lokān samāhartum iha pravṛttaḥ
ṛte ’pi tvāṁ na bhaviṣyanti sarve
ye ’vasthitāḥ praty-anīkeṣu yodhāḥ
«Верховный Господь сказал: „Я есть время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас, Пандавов, все воины с обеих сторон должны погибнуть в предстоящем сраженииˮ».
О главной ошибке современной цивилизации
00:18:22 На этом мы с вами остановим чтение «Бхагавад-гиты», и в следующий раз мы продолжим с этого же стиха. Несколько слов я хочу сказать в заключение.
00:18:35 Разумеется, это описание может показаться фантастическим, но суть в том, что вселенская форма, которую явил Кришна Арджуне, является свидетельством того, что перед нами Верховная Личность Бога, и Прабхупада пишет в комментарии, что каждый, кто претендует на своё божественное происхождение, должен быть способен показать вселенскую форму. Конечно, многие учёные сомневаются, есть ли Бог, но дело в том, что далеко не всегда они понимают, чтó есть Бог, и философия Веданты блестяще объясняет (фактически доказывает), чтó есть Бог.
00:19:12 Мы с вами присутствуем, можно сказать, на научном семинаре, который проводит Господь Кришна для Арджуны, для нас с вами. Конечно, это не так просто. Если бы не титаническая работа великого учителя, мы бы с вами не смогли всё это понять. «Великий учитель способен сделать сложное простым, а простое – красивым». Это слова Константина Сергеевича Станиславского. И в данном случае великий учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада раскрывает нам эту великую тайну: что такое Бог. Бог есть всё в том смысле, что всё есть Энергии Бога. И главы 10, 11 «Бхагавад-гиты» это блестяще объясняют. По сути, это доказательство бытия Бога.
00:20:00 Современная наука не может объяснить, откуда произошёл этот мир, она не может объяснить происхождение жизни, возникновение человека и так далее. Учёные не знают, что такое «объяснить мир», потому что они пытаются объяснить исходя из материи, считая, что изначальной является материальная энергия. Но материальная энергия – это только внешняя, материальная сторона жизни и, разумеется, главное – это духовное измерение, которое недоступно научным методам исследования. И, к счастью, сейчас появляются всё больше учёных, которые это понимают. Понимают в чём главная ошибка современной цивилизации.
00:20:44 Я хочу в заключение рассказать один небольшой случай, который был в моей жизни. Когда я ещё учился в МГУ на физическом факультете, у нас был семинар по квантовой теории. Преподаватель проводил занятие, я уже не помню, честно говоря, его фамилию, и как раз шла речь о происхождении Вселенной. Очень много студентов задавали вопрос: «Но как же всё-таки понять эту теорию большого взрыва, ведь она очень нелогична, она противоречит представлениям современной физики?» И этот преподаватель замялся и сказал: «Ну, а откуда же всё взялось, ведь не боженька же всё сотворил?».
00:21:31 Вот это психология современных учёных – «Не боженька же всё сотворил?» Действительно, мир реальности бывает настолько фантастичен, что он кажется невероятным даже для буйного воображения современных писателей. На этом я хочу закончить чтение. Если хотите, то, пожалуйста, задавайте вопросы, присылайте на наш сайт. Я напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ»
Ответы на вопросы
00:22:02 Ведущая: Вопросы наши радиослушатели обязательно пришлют после музыкальной паузы. Вопросы можно присылать в чат скайпа, а также на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru. Пока будут печатать вопросы, я ещё не запустила музыку, я всё-таки хотела добавить.
00:22:17 Знаете, Владимир Георгиевич, когда я жила в Сибири, в Москве я сейчас, конечно, такого не наблюдаю, несмотря на то, что на дворе весна, я вспомню зиму. Когда смотришь на изысканные, тончайшим образом нарисованные узоры на стекле, созданные так, что человеческому уму просто невозможно такое создать, начинаешь задумываться, что за всем этим стоит очень великая сила, очень творческая, очень красивая великая личность. Каждый раз, когда я вижу такие узоры на стекле, даже просто шикарные маленькие снежинки, падающие с неба, я всегда восхищаюсь творцом.
00:22:58 Критский В.Г.: Да, на самом деле материальная природа, мы с вами читали об этом в «Бхагавад-гите», тоже являет собой столько чудес и столько непостижимых вещей, что, по сути, существование Высшего разума, Высшей гармонии – это вещь достаточно очевидная.
00:23:51 Ведущая: Владимир Георгиевич, у нас есть вопросы, я вам их прислала в чат, чтобы вы смогли их прочитать, но сейчас я их прочитаю для радиослушателей. Дети 11 и 9 лет с удовольствием ходят в храм, вкушают прасад и даже понимают, что нужно читать джапу, но делают это с великой неохотой. Стоит ли настаивать? Может быть, время ещё не пришло?
00:24:22 Критский В.Г.:: Спасибо. Вопрос хороший, и я так вижу, что автор сама знает ответ. Действительно, насильно не нужно заставлять ничего делать, особенно в духовной жизни. Красота духовной жизни в том, что это вещь полностью добровольная. Предположим, в процессе воспитания детей можно их обучать исполнять свои обязанности: например, убирать за собой, девочек учить одному, помогать маме, мальчиков – помогать папе. В любом случае не нужно оказывать на них какое-то давление. В духовной жизни всё должно быть добровольным.
00:25:15 Вы можете пригласить детей в алтарную, чтобы они приняли участие в пении или в каком-то танце. Если это им понравится, то хорошо, но понятно, что у них нет усидчивости, у них нет внимания, они долго там не высидят. Какое-то время они побудут, потом уйдут. Это не страшно. И, собственно, вот и всё. Постепенно, со временем они начнут что-то чувствовать, поскольку духовное чувство, связанное с пониманием Бога находится в сердце каждого человека, Я несколько лет преподавал в гурукуле, и я помню, что, когда обучение детей начинается с младшего возраста, где-то с 6–7 лет, дети очень легко начинают интересоваться духовными предметами и в этом случает не требуется не только принуждение, но и даже какие-то уговоры.
00:26:20 В более зрелом возрасте, где-то после 11, 12, 13 лет, у них появляются, конечно, материальные интересы. У них появляется половая определённость. Мальчики начинают смотреть на девочек, девочки – на мальчиков, и в этот момент как раз их интерес к духовной жизни падает, потому что у них резко возрастает гуна страсти. Но для маленьких детей до 10 лет вообще особой проблемы нет. Нужно просто им что-то рассказывать, читать на ночь какие-то сказки о Господе Кришне из «Источника вечного наслаждения» и так далее, и они естественным образом будут прогрессировать.
00:27:01 Ведущая: Я хотела дополнить. Моей дочери 11 лет, она «залпом» прочитала «Источник вечного наслаждения». Так как она очень любит читать и в день может прочитать 500 страниц, для неё это не проблема. Но тем не менее с повторением Махамантры у неё тяжко. Ей проще книгу прочитать, чем Махамантру.
00:27:20 Критский В.Г.: Очень хорошо. Мантра – это всё-таки йога, она требует внимания, спокойствия. У детей этого нет, они неусидчивы. Поэтому нужно, чтобы они делали это добровольно.
00:27:36 Ведущая: Вот ещё вопрос о детях, я так понимаю, что от той же слушательницы.
Если петь малышу Махамантру, как колыбельную, слышит ли он её? Заметила один момент: когда пою Махамантру годовалому сыну, то он притихает и смотрит на меня так серьёзно, разинув рот.
00:28:00 Критский В.Г.: Ну вот. Очень интересное наблюдение: даже годовалый младенец, который ещё не может толком ни говорить, ни ходить, сразу настораживается, когда слышит пение имён Бога, мантру Харе Кришна. Это говорит о том, что у ребёнка ещё не развит ум, он воспринимает мир чувствами. Его душа воспринимает трансцендентную вибрацию напрямую, в обход ума. То есть для неё не нужен вот этот посредник, который в материальном мире является нашим главным поводырём, наш материальный ум, с помощью которого мы живём в материальном мире, стремимся к каким-то материальным благам и так далее, к наслаждениям. У малыша этого ещё нет, но он воспринимает духовную, трансцендентную вибрацию. И вот, как заметила сама мама, он раскрывает глазки и начинает внимательно смотреть. Вот очень интересный момент.
00:29:31 Ведущая: Следующий вопрос.
Слышала, что у каждой души в духовном мире есть своя роль и определённые отношения с Кришной, которые строятся из индивидуальных особенностей живого существа? Значит ли это, что я, допустим, буду всё время мальчиком, живущим в одном конкретном доме на определённой улице или есть возможность радовать Господа в разных ролях? Иногда к Нему отношение как к возлюбленному, иногда как к другу, с которым хочется поиграться. Или всё-таки в духовном мире мы занимаем именно одну фиксированную роль?
00:30:07 Критский В.Г.: Это очень серьёзный вопрос, который касается нашей роли в духовном мире. Это раздел знания, который называется прайоджана. Первый раздел философского знания назвается самбандха – это учение о наших взаимоотношениях с Богом. Второй раздел называется абхидея – это учение о том, каким образом достичь своего истинного духовного положения, то есть практика духовной жизни. И третье называется прайоджана – это учение о том, что ждёт человека в духовном мире, когда он закончит свои материальные странствия и вернётся обратно домой, к Богу.
00:30:46 На эту тему есть сокровенные ведические произведения. Я недавно слушал цикл лекций по одному из них, называется «Брихад-Бхагаватамрита». Её пока нет на русском языке, она только на английском издана издательством «Бхактиведанта Бук Траст». Вот. И это потрясающее произведение, в котором очень подробно рассказывается, что ждёт человека, душу, когда она возвращается в духовный мир, причём именно в обитель Кришны, потому что есть различные области духовного мира. Есть область так называемой Вайкунтхи, где души поклоняются Богу как Верховной Личности, то есть там Господь царствует как владыка, Его имя Нараяна, Вишну или Нараяна.
00:31:39 И есть другая область, называется Голока Вриндавана, в которой находится сам Кришна и в которой отношения души с Богом более сокровенные. То есть там как раз дружеские отношения, там родительские отношения, отношения возлюбленных. Там нет вот этого почтения и благоговения, которое царствует на планетах Вайкунтха. И, в принципе, у души в духовном мире определённая роль.
00:32:09 В произведении «Брихад-Бхагаватамрита» рассказывается про Гопа-кумара, который был пастушком во Вриндаване, у него были дружеские отношения с Кришной. Но до того, как он вернулся во Вриндаван, в духовный Вриндаван, в духовном мире, он прошёл все предыдущие ступени. Он побывал на различных райских планетах во Вселенной, затем он покинул Вселенную и попал в духовный мир: в начале в обитель Господа Шивы, потом попал на планеты Вайкунтхи, где Господь Нараяна, Вишну Нараяна, затем попал на Айодхью, где Господь Рамачандра, потом попал в Двараку, где Кришна, но Кришна как царь. И в конце концов он вернулся во Вриндаван и увидел, что самые прекрасные и самые сладкие отношения с Кришной именно как с другом, пастушком.
00:33:08 То есть, в принципе, у нас определённые отношения с Господом, но в процессе нашего прогресса, нашего возвращения мы можем пройти какие-то определённые ступени до той поры, пока не дойдём до своей ступени, на которой мы будем полностью счастливы. Вот в этом основная идея «Брихад-Бхагаватамриты»: с одной стороны, у нас есть определённая роль, но, с другой стороны, мы можем побывать и в других ролях, которые нас полностью удовлетворять не будут. И когда мы будем полностью счастливы, это будет означать, что мы достигли своей вечной роли. Это называется сварупа, то есть истинная форма взаимоотношений с Богом. Вот так я могу ответить.
00:33:56 Ведущая:: Следующий вопрос.
Как можно человеку, который больше верит учению буддизма, понять Верховную Личность Бога?
00:34:05 Критский В.Г.: Собственно, в учении буддизма с философской точки зрения не во что верить, потому что там нет особой философской системы. Учение буддизма – это некая система моральных, этических принципов, которая основана на принципе ахимсы (ненасилия), и в этой чисто практической части учения буддизм, по сути, не отличается от вайшнавизма. Мы тоже проповедуем ненасилие, мы тоже выступаем против убийства животных, против убийства детей во чреве матери и так далее. Но для меня не совсем понятно, как "верить в буддизм". Просто современные буддисты поклоняются Будде как Богу. И, согласно Ведам, Господь Будда является воплощением Кришны, который явился 2500 лет назад с миссией прекратить убийства животных под видом ведических жертвоприношений. В «Шримад-Бхагаватам», который был написан 5000 лет назад, то есть за 2500 лет до появления Будды, предсказывается его явление, предсказывается его миссия, предсказывается деревня, в которой он должен родиться, имена его родителей и так далее.
00:35:26 С одной стороны, Будда не является для нас чем-то удивительным, потому что Будда – это одно из воплощений Кришны в Кали-югу, но, с другой стороны, он дал философию, которая не просто отличается от философии Веданты, но, по сути, в ней нет такой философии. Будда не говорил о какой-то особой философии, потому что у него была другая миссия. И в своё время буддизм был разгромлен великим учителем Шанкарачарьей, который жил около 1000 лет назад, и буддисты были вытеснены из Индии. После Шанкарачарьи стали появляться такие вайшнавские учителя, как Рамануджачарья, Мадхавачарьи, и в конце концов 500 лет назад явился Господь Чайтанья Махапрабху, который поставил окончательную точку в восстановлении авторитетной философии Веданты. Поэтому если вам очень близок Господь Будда и его учение, пожалуйста, вы можете ему следовать, но имейте в виду, что Будда – это воплощение Кришны. Так я могу ответить.
00:36:37 Ведущая: Следующий вопрос, он тоже немаленький. Задаёт его нам Нина.
Мой муж часто спрашивает: «Как понять личность Бога? Неужели это и правда личность?» Он говорит: «Нет, я считаю, что всё это индийская мифология». Мой муж считает, что всё, что описывается в священных писаниях, лишь аллегория. Как мудро ему это объяснить? Как осознать Верховную Личность Бога не следуя бхакти?» Всё, что мужу достаточно, – это слушание о Господе из моих уст. Мне кажется, я не достаточно авторитетна, чтобы ему всё объяснить, ведь он учёный. Но он не может понять именно то, что Бог личность.
00:37:44 Критский В.Г.:: Замечательный вопрос. Нина, это очень хорошо, что ваш муж интересуется этим. То есть всё-таки в глубине души он это допускает. Он об этом думает. Я могу сказать про себя, что я тоже был когда-то учёным, оканчивал физический факультет, учился в аспирантуре. И всё то, что вы пишете о своём муже, я бы мог сказать про самого себя. Я был точно в таком же положении примерно 27–28 лет назад, до того, как я познакомился с учением Кришны и начал читать «Бхагавад-гиту», когда я начал чувствовать, что в этом что-то есть.
00:38:28 Это неудивительно, что ваш муж всё это воспринимает как фантазию. Было бы более удивительно, если бы он сразу в это всё поверил. Это бы означало, что он просто какой-то несерьёзный человек, сентиментальный, поэтому абсолютно не удивляйтесь и не пытайтесь его разубедить, потому что, согласно ведической культуре, жена не должна учить мужа явным образом. Конечно же, она может и должна учить мужа, но более тонко, через своё отношение, через свою любовь, через своё служение. Это у нас было в курсе ведической культуры. Послушайте эти лекции, там я объясняю это более подробно, но самое лучшее для вас – послушать лекции Торсунова «Основы семейных взаимоотношений», потому что я, собственно, не говорю ничего нового. Всё это взято из его лекций.
00:39:20 Мне кажется, у вас хорошие отношения с мужем, судя по тому, что он вам честно высказывает свои сомнения, недоверие. Вы при этом ему что-то рассказываете, он вас слушает, и это всё, по сути, очень хорошо. То есть у меня такое впечатление, что ваш муж, в общем-то, может уже даже прогрессирует или, по крайней мере, будет прогрессировать уже очень скоро. Вы должны просто ему служить, готовить ему прасад, стараться исполнять его желания, если только он не заказывает спиртные напитки, курение, этого, конечно, лучше избегать. Но он как человек учёный должен понимать, что это очень плохо, вредно для здоровья. Вино, водка, курение, наркотики – всё это разрушает человеческое здоровье, разум, поэтому желательно общаться с ним так, чтобы не нарушать принципы бхакти-йоги.
00:40:30 Он должен как бы начать воспринимать Кришну через вас. То есть вы можете за него молиться, ведь Господь находится в сердце каждого. Он находится в вашем сердце, и Он находится в сердце вашего мужа. Пока что не нужно стремиться его менять и не нужно пытаться прыгнуть выше крыши. То есть постепенно, через какое-то время, через годы он начнёт об этом думать. Возможно, он начнёт сомневаться в научных предпосылках, а в научных теориях множество противоречий, и мы с вами кое-какие вещи рассматривали, в той же физике. А пока он верит в научные догмы, особых шансов понять Кришну у него нет. А когда у него появятся сомнения, когда он увидит, что с философской точки зрения современная наука в общем-то беспомощна, она ничего не может объяснить, вот тогда он заинтересуется философией Веданты. И вы как раз тут как тут.
00:41:35 Вы дадите ему послушать какие-то лекции, почитать какие-то книги, и самое лучшее для вас – это действовать через учителя Бхактиведанту Свами Прабхупаду, потому что психология мужчины такова, (я про себя могу сказать) что ему очень трудно принять наставления от жены. Ладно ещё по каким-то семейным вопросам или по вопросам домашнего хозяйства, это понятно, женщина этим занимается, но философские наставления мужу от жены принять очень сложно, поэтому вы не должны пытаться это сделать, а действовать нужно более хитро, тонко, подсовывать ему какие-то книжечки, какие-то лекции. Например, есть такая замечательная книга Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания». И в этой книге есть раздел, который называется «Наука и лженаука». Там две беседы. В одной Прабхупада беседует с доктором Грегори Бенфордом, как раз физиком. Это совершенно блестящая беседа, она называется «Цель познания», и вторая беседа с доктором химии Сингхом.
00:42:41 Обе беседы интересные. С моей точки зрения, блестящая первая беседа с профессором Бенфордом из американского Калифорнийского университета, это один из крупных учёных. И он там буквально разбивает философию материализма, на котором основана наука, не оставляет от неё камня на камне. Вам самой стоит прочитать эту беседу и дать её мужу. То есть тогда, когда говорит учитель, такой великий учитель, это звучит более убедительно и авторитетно, чем если вы сами будете наставлять своего мужа. Так я могу ответить.
00:43:25 Ведущая: Да, замечательно. Вопросов пока нет, но я думаю, что сейчас наши радиослушатели ещё что-нибудь напечатают, а я хотела добавить, что мне крупно повезло, что мой супруг увлёкся священными писаниями, а я параллельно увлеклась ведической кулинарией. Просто повезло. Я благодарна Господу за такой вот подарок.
Так, что-то пишут. «Спасибо, всё замечательно объяснили», – прислала Нина.
00:43:58 Критский В.Г.: Я очень рад.
00:44:00 Ведущая: Если вопросов больше нет, то я с удовольствием отпущу вас, Владимир Георгиевич, по делам, которые вас ждут. Спасибо, что были сегодня с нами, я думаю, что наши радиослушатели обязательно ещё напишут вопросы, и мы зададим их в следующем эфире, а также я напомню, что сегодня была лекция «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ», глава 11, стихи 9–32. Спасибо, что были с нами. Всего доброго, Владимир Георгиевич!
00:44:38 Критский В.Г.: Всего хорошего! До свиданья!
Ведущая: До свиданья!
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 26 December 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 06 October 2023